Содержание

Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет»

Название Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет»
Дата 21.12.2012
Размер 1.81 Mb.
Тип Презентации

Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет».

  • В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено.

Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.

  • Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резаной, мозаической и т.п.

Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.

  • Православная Церковь постоянно уточняла свое искусство как в содержании так и в форме. При помощи красок, форм и линий нам раскрывается духовный мир человека. Красота здесь – красота внутренняя, духовная.

Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.

  • Не все изображения изображение Спасителя, Богоматери, святого, ангела или события в Священной Истории можно назвать иконой.

  • Протоирей Сергий Булгаков так описал свое впечатление о "Сикстинской Мадонне Рафаэля: "Здесь — красота, лишь дивная человеческая красота, с ее религиозной двусмысленностью, но… безблагодатность. Молиться перед этим изображением: — это хула и невозможность! Красота Ренессанса не есть святость, но то двусмысленное, демоническое начало, которое прикрывает пустоту, и улыбка его играет на устах леонардовских героев".

Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным

  • Икона – сама молитва. Она наглядно и непосредственно открывает нам ту бесстрастность (свободу от страстей), учит нас «поститься глазами». И действительно, «поститься глазами» невозможно ни перед каким другим образом, будь он беспредметным (абстрактым) или обычным

Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.

  • Цель иконы – не в том, чтобы возбудить или усилить в нас то или иное естественное человеческое чувство. Икона не «трогательна», не чувствительна. Цель её – направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу на путь преображения, очищения нас от всякой экзальтации.

Первые иконы Спасителя и Божией Матери

  • Основные образа, занимающие центральное положение в богослужении: образ Спасителя Бога и образ Пресвятой Богородицы. Поэтому и первые иконы, появившиеся одновременно с христианством, суть иконы Христа и Богоматери.

Первые иконы Спасителя и Божией Матери

  • Церковное Предание утверждает существование иконы Спасителя еще при Его жизни – это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. История этого образа сводится к следующему: Эдесский царь Авгарь.

Икона в переводе с греческого означает

Больной проказой, послал ко Христу своего архивария-художника, прося Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Христос, видя, что архиварий хочет написать Его портрет, умылся, вытер свой лик платком, и на этом платке отпечатался Его образ. Получив плат, Авгарь исцелился. Это сильно подействовало на распространение христианства среди жителей Эдессы.

  • Плат долго хранился в Эдессе как драгоценное сокровище города. В 944 году византийские императоры выкупили Нерукотворный Образ у Эдессы. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204г. следы плата теряются.

  • Первые иконы Спасителя и Божией Матери

    • Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три

    Первые иконы Спасителя и Божией Матери

    • По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом. Это тип иконы называется «Елеуса» («Умиление»). Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях сына и в молчании переживающей их неизбежность.

    Первые иконы Спасителя и и Божией Матери

    • Другой образ относится к типу «Одигрия» («Путеводительница»).

    • Икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса.

    Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом

    • Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом

    Первые иконы Спасителя и Божией Матери

    • И, наконец, третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Четких данных об этой иконе нет. Вероятнее всего, это была икона типа "Оранта" ("Молящаяся"). Изображение Богородицы в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. На Руси такие изображения получили имя "Нерушимая стена".

    Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)

    • Посредством иконной живописи «…мы созерцаем изображение телесного Его вида и чудес, и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми (…)». (преп. Иоанн Дамаскин)

    Используемые интернет-ресурсы

    Похожие:

    Разместите кнопку на своём сайте:

    rpp.nashaucheba.ru

    rpp.nashaucheba.ru

    Иконописная мастерская    Санкт-Петербург    +7 921-791-73-42

    Икона Владимирской Божьей Матери

    Дерево, паволока, левкас, темпера, 25 * 30 см
    Дерево, паволока, левкас, темпера, сусальное золото

    Цена  0

      Размер       Золочение  

    Смотрите также:
    Всех скорбящих радость
    Скоропослушница
    Неувядаемый цвет

    Владимирская икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых икон на Руси. Это самая древняя и известная чудотворная икона в нашей земле. Сейчас Владимирская икона хранится в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Эта икона, по преданию, была написана апостолом Лукой во время земной жизни Богородицы, на доске от стола, за которым сидел Иисус с Марией и Иосифом.

    как переводится слово икона на русский

    В XII веке ее привезли в Киев из Константинополя. Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, откуда икона и получила свое название. По оценкам искусствоведов, в действительности икона была написана в XII веке, предположительно, в Константинополе, в эпоху так называемого комнинского возрождения. Возможно, она является списком с той самой иконы евангелиста Луки.

    Икона Владимирской Божьей Матери относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Младенец прильнул щекой к матери и обнимает ее рукой за шею, мать нежно обнимает его двумя руками. Лики и одежды на иконе прорисованы многочисленными белыми линиями. Прозрачные слои живописи и незаметные тональные переходы приводят к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света. Все это призвано ослабить ощущение физической природы материи. Лик Богородицы строгий, с плотно сомкнутыми устами, скорбной складкой на лбу и тенями под глазами. Она предвидит страдания сына в его земном пути.

    Одно из самых известных чудес от Владимирской иконы произошло в 1395 году, когда для моления о защите от орд Тамерлана икону доставили в Москву, в Успенский собор Кремля. Войска Тамерлана отступили, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы. На месте встречи москвичами Владимирской Божьей Матери был основан Сретенский монастырь, давший впоследствии название московской улице Сретенка.

    В русской православной церкви установлено 3 праздника в честь иконы Владимирской Божьей Матери: 3 июня (21 мая ст. ст.) — избавление от Махмет-Гирея; 6 июля (23 июня ст. ст.) — избавление от хана Ахмата; 8 сентября (26 августа ст. ст.) — избавление от Тамерлана.

    Перед иконой Владимирской Богородицы молятся о защите от вражеского нашествия, о здоровье воинов, об укреплении в вере, о примирении враждующих.

    Чтобы купить икону Владимирской Божьей Матери или задать вопрос, отправьте нам сообщение.

    info@divinum.ru

    ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ) — живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения. Иконы распространены в католицизме, православии и буддизме. Культ икон христианство восприняло от более древних религий, хотя основу культа икон составляют первобытные религиозные представления — фетишизм, магия. По своему существу икона и есть фетиш, так как почитается не только как образ, через который воздействуют на богов и святых, но и как личное божество, имеющее особую магическую силу.

    В православных церквах иконы составляют необходимую принадлежность храма, а также служат для домашнего культа верующих. Как образно-смысловая система, возводящая мысль и чувство молящихся к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, связанных с символикой внутреннего храмового пространства. Иконопись впитала наследие некоторых дохристианских культур (позднеэллинистический погребальный портрет; трактовка нимбов и сакрального пространства в восточных культах; принцип иератизма, т. е. торжественная застылость изображений и симметричность композиции, иерархичная разномасштабность фигур, фронтальность поз и т. д.).

    Возникновение икон относится ко II—IV вв.; древнейшие из сохранившихся образцов датируются V—VI вв. Крупнейшими центрами иконописи стали Византия, Египет, Эфиопия, Балканские страны, Грузия. В католических странах икона связана в основном со средневековым периодом: начиная с эпохи Возрождения, она вытесняется алтарной картиной, сохраняясь лишь в народном творчестве.

    На Руси в XII—XVI вв. искусство иконописи достигло высочайшего художественного мастерства, стилевого и композиционного многообразия (Алимпий, Феофан Грек, Андрей Рублей, Дионисий). Русская икона обычно писалась темперой на липовой доске, покрытой левкасом — многослойным грунтом из мелового или гипсового порошка в смеси с клеем животного происхождения.

    Созерцание икон на значительном расстоянии — в русской православной церкви они помещались на специальной стене, иконостасе, — требовало от художника тщательно продуманной композиции, выразительности силуэта, лаконизма и определенной цветовой гаммы. Точное соотношение между силуэтом и фоном создавало на иконе ощущение простора, свободного воздушного пространства. Типическое в изображении преобладало над индивидуальным. В отличие от византийских, в русских иконах преобладают более светлые, яркие и чистые краски. Освещение икон лампадами и свечами создавало выразительный эффект.

    Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Атеистический словарь. М., 1986; Чернявская Т. Н. Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. М., 1984.

    Поделиться:

    Икона

    Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

    (от греч. eikon – образ), священное изображение Бога, божеств, духовных учителей, подвижников и святых. Смотри также Мурти.

    Икона

    Философский словарь

    (греч. eikon — изображение, образ) — живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестеств.

    Слово «икона» греческого происхождения и означает – «образ», «портрет»

    существ, являющееся предметом ре-лиг. поклонения. И. распространены в католицизме, православии, буддизме, ламаизме. Культ И. христианство восприняло от более др….

    Икона

    Философский словарь

    — "умозрение в красках" (Е.Трубецкой), образно выраженная религиозная мысль, дающая свидетельство высшей жизненной правды, даваемое вопреки озверению человека; это также пророчество грядущего преображенного мира и соборного человечества. Лики икон — "видимые свидетели мира…

    Икона

    Философский словарь

    (греч.-изображение, образ): живописное или рельефное изображение богов, святых и других сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного поклонения. Иконы распространены в православии, католицизме и буддизме (ламаизме). Верующие воспринимают иконы как окно в мир…

    Икона

    Философский словарь

    (греч. — изображение, образ) — живописное, реже рельефное изображение богов, святых и др. сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания. Иконы распространены в православии, католичестве, буддизме, ламаизме. В русской православной церкви наиболее…

    Икона

    Словарь церковных терминов

    (греч. образ, изображение) — изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства)…

    Икона

    Словарь символов

    Символизирует микрокосм. Ее цвета должны быть чистыми, а золотой фон символизирует свет, Благодать Божию и самого Бога как основу всего. Ее компоненты и материалы представляют собой явленный мир, включая животное, растительное и минеральное царства, и отображают взаимосвязь…

    Значение слова «икона»

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *