Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».

У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.

С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.

В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).

Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.

К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».

Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.

Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.

Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».

После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.

После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.

Зачем резать путы у ребенка

Молодые люди часто вообще не понимают, зачем требуется выполнять такой ритуал. Но в сознании старшего поколения прочно укоренилось мнение, что если не разрезать путы у ребенка, то малыш не сможет вовремя начать ходить. На самом деле эта традиция имеет более глубокий смысл. Небольшой обряд призван:

  • защитить ребенка от злых духов;
  • оградить его от непреодолимых препятствий и неудач;
  • сделать уверенным в себе, собранным и твердо ступающим по жизни.

Укоренившееся суеверие связано лишь с заботой о маленьком члене семьи. Родственники пытаются всеми силами уберечь его от опасностей и гарантировать благополучную будущность.

Тусау Кесер – разрезание пут ребенка у казахов

Традиция перерезания пут считается дохристианской; многие полагают, что она встречалась еще у древних славян. Но наибольшую известность получил проводимый и ныне казахский ритуал Тусау Кесер. Он рожден из тенгрианских представлений о реальности.

Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо. Полагали, что существует три мира: подземный, земной и небесный. Каждый человек за свое существование должен пройти их все. Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили – с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.

Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе. В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются – в общем, настоящий праздник.

Как правильно разрезать путы у ребенка

Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке. Следует лишь учесть такие моменты:

  1. Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.
  2. Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.
  3. Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.
  4. Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.
  5. Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.

Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, – он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы – и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать. С другой стороны – у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.

Издревле ритуалы и обряды составляли значительную часть жизни.

Особенно большое их количество было связано с рождением и воспитанием малышей.

Многие из них не сохранились, но есть и такие, которые пользуются популярностью и в наше время.

Одним из них является обряд перерезания пут, проводящийся для того, чтобы ребенок быстрее и легче пошел.

Зачем резать?

Молодые пары часто не знакомы с таким ритуалом, как перерезание пут.

Однако старшее поколение верит, что его проведение позволит крохе вовремя пойти.

Обряд берет свое начало еще в дохристианское время, когда считалось, что души приходят в этот мир много раз.

У умершего человека связывали путами руки и ноги до полного окоченения. Это делалось для того, чтобы тело не разваливалось. Потом их снимали и клали в гроб.

Считалось, что, рождаясь заново, ребенок словно спутанный. Его душа близко к загробной жизни и может вернуться туда в любой момент.

По всем признакам ребенок больше покойник, чем живой человек, поскольку он все время в горизонтальном положении, не говорит, лежит спеленатый, не может есть обычную еду, его обмывают. Его связь с подземным миром еще слишком сильна.

Однако кроха растет, учиться поднимать головку, смеяться, садиться, делать первые шаги. Именно вертикальное положение малыша свидетельствовало о том, что он окончательно определился между мирами и решил остаться в человеческом. В это время проводился обряд перерезания покойницких веревок, которые связывали его душу все это время. Чтобы помочь ему освободиться призывали старшую женщину, но могла это сделать и мать ребенка.

Сейчас обряд используется для облегчения первых шагов, чтобы малыш раньше отпустил мамину ручку и пошел сам уверенной походкой.

Важно! Родители хотят максимально облегчить жизнь своего ребенка, и перерезание пут – это одна из возможностей, пожелание от близких долгой и счастливой жизни.

Казахский обряд Тусау кесер

В Казахстане обряды по сей день играют огромное значение. Особенно большое их количество относятся к детям, ведь благодаря их проведению кроху благословляют на дальнейшую жизнь. Один из таких обрядов – тусау кесер или перерезание нитей. В современном Казахстане обычай трактуется по-разному в зависимости от региона, но самое распространенное значение – он облегчает первые шаги и делает походку уверенной.

Как правило, проводится по достижении ребенком одного года. Однако дата проведения ритуалом не закреплена. Родители сами выбирают удачный момент, когда кроха начинает делать первые шаги, а это может произойти как в 10 месяцев, так и после года.

Согласно давним традициям нити перерезаются трижды одним человеком – наиболее достойным. Однако иногда обряд проводят в три дня, в каждый из которых рассекают путы, но разными людьми.

Важно! Традиционно путы составляли из трех веревок. Первая – яркая, ее цвет имел определенное значение. Белая – благородство, зеленая – долголетие, красная – богатство. Вторая представляла собой отваренную кишку барана как символ богатой и сытой жизни. Третья – косичка из трав, означающая рост.

В настоящее время традиционные путы заменили на веревку, состоящую из двух нитей – светлой и темной, символизирующих добро и зло.

Для проведения обряда необходимо сделать следующее:

  1. Постелить белую полосу ткани и усыпать ее травой. Это обозначает, что малыш пойдет по светлой дорожке в жизни.
  2. Выбрать уважаемого человека. Если раньше эта роль отводилась старшей женщине, то теперь для мальчиков приглашают мужчину, а для девочек – женщину. В любом случае это должен быть достойный человек, добившийся хорошего положения в обществе. Ведь считается, что часть его черт перейдет на кроху после ритуала.
  3. Сплетенные нити накинуть на ножки малыша восьмеркой.
  4. Поставит ребенка на край ткани, перерезать путы. После чего родители проводят его по ней, а гости кидают им вслед сладости.
  5. В конце дорожки ставят глубокие чаши. В них помещают деньги как символ богатства, шерсть – долголетия; книгу – знаний, конфеты – веселой жизни, кольцо – удачного супружества (для девочек). Чем первым кроха заинтересуется, такой и станет его жизнь.

После проведения обряда следует праздничное застолье, а человеку, перерезавшему нити, родители преподносят подарок. Малыш также получает от гостей дары.

«Зарубание пут» у славян

Высокая смертность детей у славян стала основанием считать, что ребенок, научившийся сам ходить, выживет.

Вариантов перерезания пут было несколько: с использованием или без веревочек, с ножом с деревянной ручкой, с ножницами.

Уважаемая женщина или мать подходила к ребенку, делающему свои первые шаги, и между ножек щелкала ножницами.

Другой способ – брался нож (если мальчик) либо ножницы (если девочка) и ими перед малышом на полу крестили крест, после чего трижды имитировалось перерезание пут.

Если обряд проводили с использованием веревок, то их рассекали сзади. При этом произносились различные пожелания, добрые напутствия. Таким образом зарубался страх перед ходьбой, и малыш начинал быстрее сам передвигаться.

Важно! В современном мире вместо ножа или ножниц используют ребро ладони, которым символически перерубают путы.

Как правильно разрезать путы у малыша на ножках, чтобы начал ходить?

Обряд не обязательно проводить так пышно, как в Казахстане. Тем не менее определенные правила лучше соблюсти. Так, следует сделать следующее:

  1. Выбрать подходящее время. Ребенок уже должен пытаться ходить самостоятельно, но у него еще есть страх, поэтому он цепляется за ручку.
  2. Подгадать момент. Проводить ритуал следует, когда кроха поднимает ножку для шага. При этом нельзя его подталкивать, поднимать ножку руками за него или вовсе переходить к ритуалу, пока кроха стоит.
  3. Перерезать. Делается это снизу между ножек примерно на уровне щиколоток. Подойти необходимо аккуратно, чтобы не напугать малыша. Вместо ножа и ножниц можно использовать ребро ладони. Перерезают крестообразно, можно один раз, а можно повторить трижды. Зачастую даже проводят обряд в три дня.
  4. Веревочка. Перерезать можно как невидимые, так и настоящие в виде веревочки путы. Однако это будет сложнее, поскольку вряд ли малыш будет спокойно стоять всю процедуру.

Верить или не верить в «путы»?

Родители хотят только лучшего своему малышу, чтобы он не только своевременно пошел, но и жизнь его отличалась благополучием. Все это заставляет их спорить о необходимости следования древнему обряду и его значении. Мнений существует несколько:

  1. Одни выступают за перерезание пут. При этом не обязательно они верят в обряд, зачастую, считают его безобидным, если и не принесет пользу, то и не навредит.
  2. Другие настроены негативно. Так, например, в православных семьях не проводят языческие ритуалы, это считается суеверием, которое идет не от Бога. Лучше сходить в церковь и помолиться за здравие.
  3. Третьи – не верят и не применяют, полагая, что малыш и сам пойдет в свое время.

Бывает и так, что родители узнают о проведении ритуала от старшего поколения, когда он уже состоялся. В таком случае они отмечают, что:

  • перерезание пут крохе не навредило, и он быстрее пошел;
  • обряд не оказал никакого значения.

Сам обряд несложный в проведении, и при желании любая мама или бабушка с ним справятся. Однако проводить его или нет – личное решение каждой семьи. В случае если его провели родственники из старшего поколения без желания родителей, расстраиваться не стоит. Обряд никак не навредит, он проводится исключительно из благих намерений.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста , можно ли «перерезать путы» маленькому ребенку, который начинает только ходить. Это суеверие или традиция безобидная? Мир Вам, Татьяна!
Ничего себе безобидная традиция!
Разрезание пут
Когда ребенок только-только начинает ходить, его подвергают еще одному древнему обряду — разрезанию пут (тусау кесу). Малышу на ноги завязывают путы: веревку обвивают вокруг ног в виде восьмерки. Путы перерезаются одним из почитаемых гостей, чья жизнь достойна подражания.
Обычай носит языческий характер. Люди, населявшие в древности территорию Казахстана, были последователями тенгрианства. Они поклонялись верховному божеству — Тенгри (небо). По древнему представлению мир делился на три части: подземный, земной и небесный миры. В течении своей жизни человек последовательно переживал все три стадии. Только что рожденный ребенок считался пришельцем подземного мира. Его связь с этим миром еще велика: земля постоянно зовет ребенка к себе. Этим люди объясняли высокую смертность младенцев. Но после того, как человек начинает самостоятельно ходить, связь с миром подземелья постепенно ослабевает. И в этом акте очень важна помощь человека из настоящего, наземного мира. Поэтому перерезать путы предоставлялось духовно и физически сильным людям.

Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар. Святая праматерь Ева — первая мать на земле, когда впервые разрешилась от бремени чадом своим, изрекла тогда «…Приобрела я человека от Господа!»
«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения»

По моему это дикость и язычество, но если хотите, сделайте, вреда явно не будет) Историческая справка Казахский обычай: Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел. Путы перерезают три раза, приговаривая при этом свои наилучшие пожелания, поют традиционную песню «Тұсаукесер жыры».Некоторые этот обряд проводят три раза и доверяют трем различным людям, но распространен обычай, когда путы перерезает один человек – трижды. Первый раз – путы из пестрой нити- ала жіп. Для этого заранее готовят пеструю нить. Пестрая нить символизирует «ала жіпті аттама». Ребенок, перешагнувший через пестрые нити во время обряда тұсаукесер, в жизни не будет делать дурных поступков, вырастет человеком честным и благородным. Так же пестрая нить символизирует то, что в жизни бывают белые и черные полосы и нужно уверенно проходить все препятствия.»Жақсылықта асып-тасымасын, жамандық көрсе, жабырқап-жасымасын, қуанышты күндерінде асылық жасамасын, қиыншылық басына түскенде еңсесі түсіп басылмасын, екеуінен тең өтсін». Второй раз – «тоқ ішекпен»- путы из кишок барана, для этого отваривают толстую кишку барана (это обычно готовят бабушки). Символизирует сытную, безбедную жизнь. Третий раз — путы из переплетенной зеленой травы. Символизирует постоянный рост и развитие. Малыша ставят на белую дорожку (скатерть или полоса белого материала). Дорожку можно немного присыпать зеленой травкой. Белый цвет символизирует светлую дорогу, зеленая травка – постоянный рост и благополучие. Затем этими путами, поочередно перевязывают ножки ребенка. Путы перерезают острым ножом желательно с одного раза -«шорт етіп» (не ножницами, в ножницах два лезвия пересекаются, у казахов пересечение лезвий не приветствовалось). Изначально по казахскому обычаю, путы перерезала женщина с быстрой и уверенной походкой. Сейчас обычно мальчику путы перерезает мужчина, а девочке – женщина и доверяют это очень уважаемому и достопочтенному человеку, которому затем обязательно дарят специально приготовленный подарок. Медлительному и часто спотыкающемуся человеку нельзя перерезать путы. Малыша, которому перерезали путы, держат с обеих сторон за ручки и иммитируют его бег по белой дорожке. Когда он «пробегает» по дорожке, вслед разбрасывают «шашу» — сладости, которые разбирают гости, чтобы и у них в доме была такая же радость, такой же той, как первые шаги – младенца. В конце белой дорожки предлагается выбор малышу: в три одинаковые чаши кладут деньги, хлеб (выпечка), книгу – какой путь малыш выберет, по такому пути и пойдет. ПЕРЕРЕЗАНИЕ ПУТ (ЗАРУБАНИЕ ПУТ). Обряд рассечения невидимых пут, связывающих, по народным представлениям, ноги младенца. Он должен был обеспечить ребенка умением ходить, его проводили, когда ребенок сделает первый шаг. Вологодская легенда так объясняла причину, по которой ребенок не сразу после рождения начинает ходить: «Когда Бог творил все прочие твари-животные, то бросал их, и они, полежав немного на земле, поднимались и тотчас же начинали ходить. А когда Бог творил человека, то держал его в руках и смотрел на него, и жаль Ему было бросать, а потому потихоньку клал его на землю, почему дети не скоро и начинают ходить». В Сибири, как только ребенок начинал вставать на ножки, ждали, когда он «переступит», то есть сделает первый шаг, в этот момент «перерезали путы»: ножом или топором проводили линию по земле между ног ребенка. В Архангельской губ. П. п. со словами: «Твою страсть секу, твою страсть засекаю». Во Владимирской губ. «зарубать путы» мог тот, кто первым увидел первые шаги ребенка: мать, бабушка, крестная; ножом или ножницами ставили крестик между ножек ребенка, чтобы «зарубить» страх пред ходьбой. Согласно мифопоэтическим представлениям способность человека стоять и ходить была в определенной мере синонимична жизни. Например, в Смоленской губ. и в Сибири про семьи, в которых умирали дети, говорили, что у них «дети не стоят»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *