Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о любви к врагам

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 31-36).

Сегодня Господь говорит нам в Евангелии о настоящей любви, которая простирается даже на врагов, на ненавидящих и обижающих нас. Нам иногда представляется, что эту всесильную, не знающую преград любовь чудесным образом за какие-то заслуги должен нам даровать Господь.

Но Спаситель призывает нас не бездействовать, не ждать этого небесного дара, а самим начать любить других: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Т.е. не ожидайте, что любовь появится сама, не ждите ее от людей, но первые творите добро всем без исключения. Ибо если вы любите только любящих вас, если вы прощаете только тех, кто первым просит у вас прощения, если вы даете взаймы, чтобы потом получить обратно столько же или с процентами, то какая вам награда? В чем ваша заслуга, и какая вам за это благодарность, если так же поступают и язычники, и грешники?

А на славянском языке это звучит: «какая вам благодать?» Действительно, если мы сами не совершаем дел любви, то какой особой благодати ожидаем от Бога? С другой стороны, можно ли по-настоящему любить без помощи благодати Божией?! Конечно, этот парадокс легко разрешается: Господь всегда дает верным благодать и силу любить, но кто не прилагает усилий, не раздувает искры любви, чтобы разгорелся большой огонь, не получит награды.

Однако дело здесь не в последовательности, а в том, чтó мы в данном случае понимаем под любовью. Обычно она представляется нам как сильное чувство, слезы умиления, когда хочется обнять всех: и друзей и врагов. Но Господь имеет здесь в виду не эмоции и чувства, а действия, не теорию, а практику, труд любви, которая выражается в самопожертвовании, в служении, в терпении и смирении. Он говорит: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая». И тут же называет самую высшую, какая только может быть, награду: «И будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Богосыновство, уподобление Всеблагому Богу – вот высшая награда и залог блаженства, и путь к ней – поступать со всеми без различия так, как будто мы их любим!

Но чтобы мы лучше поняли, что же это за загадочная любовь к врагам, Господь так подытоживает эти Свои слова: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Бог ждет от нас не восторгов и эмоций, а человеческого отношения к другим, как бы они себя с нами ни вели. Пусть они не похожи на нас, пусть запутались в жизни, но они имеют одну с нами греховную природу и одно предназначение. Вот это восприятие их как братьев, как детей одного Отца, человеческое, а не враждебное к ним отношение и есть милосердие. И чем больше мы познаем себя и свою собственную немощь, тем более способны понимать и прощать других, видя в них и в нас проявление одной поврежденной грехом природы.

Господь наш Иисус Христос стал человеком, чтобы спасти мир любовью.

О любви к врагам

Он принес на землю единство любви, чтобы все люди стали «едино» в Нем, как Он «едино» в Отце и Духе; чтобы та полнота бытия, то богатство благости, которое есть у Творца всяческих, через единение Божественного и человеческого естества перетекало к верным, свободно передаваясь от одного к другому, и сделало всех богатыми наследниками и блаженными сынами Божиими.

Что же препятствует этому? Эгоизм – слепая, ложная любовь к самому себе, когда свои интересы ставятся превыше всего. Тогда Бог предается забвению, а ближний становится соперником, средством или препятствием к достижению земных целей. Ветхий человек затворяется в своей душе, закрывает все входы и выходы и смотрит на мир через амбразуру, через прицел своих защитных построений. Он хочет сохранить для себя то малое, что имеет, но в своей самоизоляции теряет весь Божий мир; пытается спасти свою душу в мире сем и теряет блаженную вечность. Даже чистая вода в замкнутом пространстве портится, а душа без общения любви умирает.

Господь пришел на землю, чтобы дать нам живую воду, текущую в жизнь вечную. Он рождает в душе духовного, нового человека, который отстраняет от дел ветхого и освобождает в сердце место ближнему. Заботясь о других, переживая о них, как о самих себе, мы исполняем великую заповедь о любви, а вместе с ближним в душе поселяется Сам Христос.

Но чтобы это произошло, нужно начать относиться ко всякому человеку, как к самому себе, как к брату и сонаследнику Отца, предопределенному для вечности. Нужно увидеть в нем живую душу, сотворенную по образу Божию, и научиться сочувствовать, сопереживать и сострадать другим.

Вот это и будет началом того возрождения и преображения души во Христе, ее воскресения для жизни вечной, когда мы вместе с апостолом любви Иоанном Богословом сможем сказать: «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» своих (1 Ин. 3, 14). Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

15 октября 2017

Как полюбить врага

Андрей Андреевич Бадюк

Как полюбить врага, кто даст совет?
Когда уж много долгих лет
Он тянется за мною вслед
И там где может, гасит свет.

В других он так же, как во мне,
И маска на его лице,
И боль моя в его душе
Не только днём ему я нужен, но так же и во сне.

И в каждом действии моём
Выискивает злобу, раздувает
И заинтересован он во всём
Моей ошибкой, раздражением он силу для себя черпает.

Он по пятам за мною всё идёт,
Обеспокоен он на этом свете.
Над пропастью рыдает, но всё ж ползёт
За слёзы перед ним мой Дух в ответе.

Он тащится, но движение то ввысь
И скрежет челюстей в натуге,
И если б мог, набросился как рысь,
А я люблю его, от этого он в слабости, в испуге.

А если он в моей семье —
Мой брат, отец иль мать,
Ест, носит или спит он на моём белье
Я должен не судить, а понимать.

Но всё же, кто же этот враг?
Который тенью следует по жизни?
Кто поднимает или топчет флаг —
Судьбы он зеркала поступков, желания и мысли.

Как полюбить врага, не нужен тут совет.
Любовью насыщать, дарить всем свет.
И просияет жизнь, на много долгих лет,
И враг и друг восстанут из пепелища бесконечных бед.

А.Бадюк
10.05.2000.

© Copyright: Андрей Андреевич Бадюк, 2012
Свидетельство о публикации №212110601795

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Андрей Андреевич Бадюк

Рецензии

Написать рецензию

Вы один из семи меллиардов.

проповедь о любви к врагам

А во мне семь меллиардов и я один.

Марат Зарифов   17.02.2013 12:50   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Меллиардов – скорее миллиардов 🙂 Интересно, что именно на стихотворении «Как полюбить врага» Вы отреагировали своими миллиардами. Что все жители Земли в Вас, это замечательно, похвально о таком вмещении 🙂 Через Вас передаю остальным миллиардам сердечный привет! 🙂

Андрей Андреевич Бадюк   17.02.2013 17:52   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Андрей Андреевич Бадюк

Притча о любви к врагам из Нагорной проповеди Христа

Этот отрывок из Евангелия читался в воскресенье, 17 октября. Но не прочесть его и не попытаться понять мы не смогли. Это очень важная часть Евангельского повествования — Нагорная проповедь. Которая учит нас самому главному для христианина — Любви, нашему умению людить не только тех, кто делает нам добро, но и творящих злое.

ПРОПОВЕДЬ О ЛЮБВИ К ВРАГАМ

Итак, за прошлой воскресной литургией читался отрывок из Евангелия от Луки (6:31-36):

 И  как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Толкование на Евангельское чтение

Архиепископ Аверкий (Таушев)

В Ветхом Завете мы не находим заповеди: “возненавидиши врага твоего”, но, по-видимому, иудеи сами извлекли себе такую заповедь из заповеди о любви к ближнему, ибо “ближними” они считали только людей, близких по вере, по происхождению или по взаимным услугам. Остальные, т.е. иноверцы, иноплеменники и люди, выказавшие злобу, считались “врагами”, любовь к которым казалась неуместной.
Христос же заповедал, чтобы, как Отец наш Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, далее злых и неправедных, как детей Своих, так и мы, желающие быть достойными сынами Отца Небесного, любили бы всех, даже врагов своих. Господь желает, чтобы Его последователи в нравственном отношении были выше иудеев и язычников, любовь которых к другим людям основана в сущности на себялюбии.
Любовь ради Бога, ради заповеди Божией, достойна награды, но любовь по естественной склонности или ради своей житейской выгоды, награды не заслуживает. Так, восходя постепенно все выше по лествице христианского совершенства, христианин дойдет, наконец, до высочайшей и труднейшей для естественного и невозрожденного человека заповеди о любви к врагам, которой заключает Господь первую часть Своей нагорной проповеди. И как бы желая показать, насколько исполнение этой заповеди уподобляет слабого и несовершенного человека Богу, Он и подтверждает, что идеал христианского совершенства и состоит именно в Богоуподоблении.
Это вполне согласно с Божественным планом, выраженным еще при сотворении человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Бытия гл.1 ст. 26). Божественная святость для нас недостижима, а потому здесь не равенство между нами и Богом имеется в виду, но некое внутреннее уподобление, приближение постепенное бессмертной человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати.
Публикуется по изданию:
Архиепископ Аверкий (Таушев).
Четвероевангелие. М., 2007

Назад к списку

В жизни мы вынуждены постоянно контактировать с разными людьми – на учебе, работе, в гостях, дома. Но не все люди даже из близкого окружения вызывают у нас положительные эмоции. К кому-то мы относимся равнодушно, кто-то нас раздражает, а кого-то мы искренне ненавидим.

Таким образом, условно в нашем окружении существует 3 группы людей:

1. те, кто нам приятен, и с кем мы рады общаться;

2. те, к кому мы относимся равнодушно, т.е. общение с ними не вызывает у нас особых эмоций;

3. те, кто нам не приятен, и общение с ними вызывает у нас негативные эмоции.

Последняя группа людей доставляет нам больше всего расстройств и неприятностей, и естественное желание любого человека – свести общение с ними к минимуму. Но часто это весьма проблематично, особенно если неприятные нам люди есть среди коллег по работе или даже близких родственников. Что же делать в таких ситуациях?

Во-первых, не злиться на неприятелей, даже если делать это очень сложно. Это вам просто не выгодно, т.к. негатив, который вы пусть даже мысленно отправляете в адрес другого человека, рано или поздно вернется к вам, и вполне может обрести материальную форму. У меня ответ на негативные мысли часто приходит незамедлительно и в виде физической боли – только подумала о ком-то плохо, и тут же порезалась, обожглась или ударилась. Я воспринимаю это, как подсказку свыше, что нужно срочно избавляться от отрицательных мыслей.

Во-вторых, подумайте, почему данный человек появился в вашей жизни. Ведь нет ничего случайного в этом мире. Каждый человек в нашей жизни играет определенную роль, и, так или иначе, способствует нашему развитию. А боль обычно является самым лучшим учителем… И наши враги на самом деле являются для нас учителями.

Если кто-то раздражает вас одним только своим присутствием, возможно, вам необходимо проявлять больше терпимости к другим. В дальнейшем это качество сослужит вам хорошую службу, например, при ведении переговоров. Если кто-то вас обманул, то, скорее всего, он появился в вашей жизни, чтобы научить вас перестать быть излишне доверчивым, и в будущем это поможет вам избежать намного больших разочарований.

ЗАПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА "ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ…"

И так далее.
Как только вы усвоите урок, неприятный человек исчезнет из вашей жизни или ваши отношения изменятся в лучшую сторону.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *