Антиминс, потир, дискос, кадило, рипида, кропило – полный список церковной утвари насчитывает несколько десятков предметов, каждый из которых имеет свое предназначение, давнюю историю и сложное символическое значение. В одной газетной статье разобраться с этим сложно. Мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаха Силуана (Касимова) рассказать хотя бы о нескольких предметах, которые на виду у прихожан и используются на каждом богослужении.

– Отец Силуан, христианская культура насчитывает более двух тысяч лет, всегда ли в храмах были те предметы культа, которые мы видим сегодня?

– Христианская культура развивалась постепенно, и какие-то привычные для нас предметы церковной утвари появились не сразу, а с развитием христианского богослужения. Алтарь на заре христианства находился в катакомбных храмах, где вынуждены были скрываться первые христиане. Он представлял собой каменную гробницу, в которой хранились мощи мучеников. Именно на ней и совершалось Таинство Евхаристии.

Сегодня алтарь выглядит совсем по-другому. Это главная часть храма, прообраз Престола Божьего, на котором обязательно должны храниться Евангелие, крест для благословения верующих и антиминс, в который обязательно вшита частица мощей святого, мученика.

Еще на престоле мы можем увидеть дарохранительницу, где хранятся запасные Дары, которыми священник может причастить больного или умирающего человека, перенося их в специальной сумочке, называемой дароносицей. Можно вспомнить, что раньше диаконы могли причащать больных, принося им Святые Дары, наверное, у них тоже были подобные сумочки.

Интересно, что первые христиане совершали Литургию прямо во время вечерней трапезы — вечери любви, так называемой Агапы, и уже после вкушения пищи они преломляли Хлеб и раздавали Тело Христово прямо в руки. Так они совершали таинство, которое установил Господь, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Некоторые, привычные нам, современным христианам, церковные сосуды появились намного позже, связано это с трансформацией проведения самого Таинства Евхаристии. Люди не всегда благоговейно относились к Дарам, было решено не давать их в руки. Так появляется лжица, вначале это была самая обычная ложка. Не сразу появился дискос в таком виде, который нам привычен. Его прообраз – тарель из Сионской горницы, на которой было преломлено впервые Тело Христово.

Все предметы имеют свою историю, свой духовный смысл. Например, копие – определенной формы нож, с помощью которого разрезают просфору. Название связано с копьем воина, пронзившего Христа на Кресте. Евхаристическая Чаша, или, по-другому, потир, – символ той чаши, из которой пил на Тайной Вечере Христос со Своими учениками. Это и память о страданиях, которые полной чашей испил Спаситель. Стоит, конечно, вспомнить, что целование мирянами края Чаши после Причастия означает прикосновение к Воскресшему Господу.

Привычный для всех прихожан церковный сосуд кандия – металлическая чаша, используемая в храмах для малого освящения и перенесения святой воды – тоже имеет свою историю. Мало кто знает, что этот предмет имел очень широкое применение в разные периоды жизни Церкви. Эта чаша помимо водоосвящения могла использоваться в монастырях и как колокольчик, по которому ударяли перед чтением Евангелия и во время трапезы. В XIX веке в ризнице Соловецкого монастыря обнаружили бронзовую кандию 1483 года, украшенную растительным орнаментом и с надписью «звонок игумена Исаии».

– Отец Силуан, Вы назвали некоторые предметы, входящие в Евхаристический набор. А я вспоминаю потрясающее описание Литургии в Соловецком лагере его узником Борисом Ширяевым в знаменитом документальном романе «Неугасимая лампада». Не имея ничего для совершения Литургии, священники приспосабливали для престола обычный пень, для Причастия использовали сок лесных ягод и хлебную пайку. Молились в лесу, без икон и крестов…

– Было даже такое, что один из священников в тюремной камере ложился на пол, и на его спине, как на престоле, совершалась Литургия. Мы говорили, что в антиминс вшивали мощи святых, мучеников. А этот человек уже был мучеником! Он страдал за веру, но не отрекся от нее, потому что не мог жить без молитвы, без богообщения.

Кресты рисовали на тюремных стенах, деревьях в лесу, заключенные делали их из веревок и прутьев. Батюшки даже в невероятно тяжелых условиях продолжали служить, как могли, лишь бы оставаться со Христом. Вспомните, с каким достоинством прошли свой крестный лагерный путь великие старцы Русской Православной Церкви архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Павел Груздев, святитель Лука Крымский и тысячи других мучеников за веру.

В «походных» условиях совершается богослужение в Вавиловом Доле Саратовской области, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход в память новомучеников и исповедников Российских. Там нет храма, прямо в поле сооружают специальный помост, устанавливают престол и служат Литургию. Сотни богомольцев со всей России молятся, причащаются под открытым небом, делятся этой радостью и потом весь год живут ожиданием следующего крестного хода. В какой бы форме не совершалась Литургия, суть Таинства остается неизменной – благодатное приобщение души к вечной жизни.

– Входящий в храм человек в первую очередь обращает внимание на церковную люстру – паникадило. Какую ритуальную роль выполняет этот красивый и величественный светильник?

– Христос есть Свет, и свет в храме призывает к славе Божией, к той истине, которая просвещает сердца и души людей. В августе мы совершаем праздник Преображения Господня и вспоминаем, как Господь явился перед учениками, сияя нетварным светом.

Паникадило символизирует собой весь мир, весь космос. Зажженное паникадило – знак участия всех православных христиан в торжестве. А что касается зажигания паникадила на службе, то есть такая богослужебная книга «Типикон», т.е Устав, очень толстая, ее семинаристы боятся даже в руки взять. Так вот в ней все подробно расписано, в том числе и про свет в храме, когда его должны зажигать, когда тушить.

По Уставу свет на вечернем богослужении гасят на шестопсалмии, когда читают покаянные псалмы Давида. Когда совершается полиелей и возносятся молитвы радости, благодарения, восхваления Богу, в храме зажигают все источники света.

Когда не было электричества, то из алтаря выходил пономарь, ставил лестницу, поднимался к паникадилу и зажигал на нем все свечи. Эта должность прописана в церковном уставе и называется кандиловжигатель. В некоторых монастырях, например, на Афоне, эта старинная традиция сохраняется по сей день. В греческих монастырях главный светильник храма – хорос – еще и раскачивают. Зрелище яркое, необычное, праздничное. Так греки выражают радость, ликование о сотворении мира. Вот сколько смыслов содержит этот светильник.

Каждый предмет в храме помимо практического назначения несет еще и символический смысл. Поэтому прихожанам, которые хотят лучше познать церковную жизнь, следует присмотреться, что происходит в храме, для чего нужна та или иная церковная вещь.

– Среди церковной утвари есть довольно необычные вещи, например, рипиды – предметы, похожие на опахало. Не очень понятен их смысл, для чего они используются?

– Это еще одно подтверждение тому, что церковное богослужение может меняться, какие-то предметы из него уходят со временем, другие прибавляются. Господь по Своей милости позволил мне поучаствовать в архиерейских богослужениях нашего Владыки Пахомия. Архиерейское богослужение с древних времен изменилось меньше, рипиды мы как раз и видим в руках дьяконов и иподьяконов только на этой службе.

Также рипиды используют во время дьяконской хиротонии. Новоиспеченный дьякон берет из рук архиерея рипиду и во время Евхаристического канона крестообразно веет над престолом с Дарами в знак того, что рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении.

Но в то же время мы можем понять изначальное практическое предназначение рипиды: ею как опахалом отгоняли от престола насекомых. Делали ее из павлиньих перьев и полотна, теперь это ажурный круг на длинной ручке, и на нем изображен шестикрылый серафим.

Все в храме имеет глубокий смысл, все великолепие церковного убранства, каждая вещь, вся церковная утварь, труд иконописцев, архитекторов, швей, других мастеров – все направлено на то, чтобы восхвалить Бога. Все, что вы видите в храме, сделано руками людей, любящих Бога и Церковь. В их изделиях эта любовь всегда проявляется.

– Очень часто люди, далекие от Церкви, упрекают ее в излишней роскоши, помпезности.

– В храме многие предметы украшены позолотой, камнями, и это наполнено глубинным смыслом. Золото означает истину, которая сияет, как яркий свет, драгоценные камни могут символизировать образы святых, прославляющих славу Божию. Даже в маленьких полунищих деревнях раньше можно было увидеть большие соборы, поражающие наших современников величием и красотой. Все лучшее несли в храм. Так относились наши предки к Богу. Попробуйте сейчас собраться всем селом и построить такой храм – вряд ли получится!

Сколько мы знаем имен благотворителей, построивших прекрасные храмы с богатым внутренним убранством. В ограде нашего кафедрального собора захоронен Николай Алексеевич Ухин – один из самых именитых и уважаемых покровских жителей, известный меценат, на средства которого в начале прошлого века строили, благоукрашали и снабжали утварью покровские церкви. Все делалось ради молитвы и для спасения души. И по сей день мы возносим прошения в храме о благоукрасителях, в том числе и об упокоении Николая Алексеевича.

Человек входит в храм, видит его благолепие, и душа замирает. Мы знаем из жития равноапостольного князя Владимира, как он узнавал о разных религиях и выбрал христианство после того, как его послы рассказали о необыкновенной красоте византийского богослужения: «Не знаем – на Небе или на земле мы были!». Когда-то я пережил это чувство, впервые перешагнув порог Троицкого собора в Саратове. Его нижний Успенский храм как раз только отреставрировали, и когда я увидел прекрасную храмовую роспись, мерцающий свет лампад, услышал тихое церковное пение, то захотел там остаться и, как видите, остался.

ОБРАЩЕНИЕ К НАШИМ ГОСТЯМ.

Дорогие друзья, гости и посетители сайта церкви «Свет Миру». Мы получаем письма от многих из Вас и в каждом письме содержится одна и та же просьба, это просьба о финансовой помощи. Даже при самом искреннем нашем желании, мы не сможем ответить положительно на все просьбы, так как мы тоже ограничены в финансах. Наша церковь небольшая, но при этом мы очень много помогали людям в странах бывшего Советского Союза. Помогали покупать и строить молитвенные дома, помогали в церкви, в детские служения, в интернаты и просто служителям, которые трудятся для Господа. При этом наша церковь арендовала годами помещения для служений, где время и график , а так же колличество служений мы не могли регулировать сами, нам устанавливали наши нормы и суммы оплаты. Мы были довольны этим, но хотелось лучшего. Год назад, с помощью Господа мы взяли кредит и купили здание для нашей церкви. Мы имеем свободу делать служения в любое время, но при этом мы погашаем кредит и оплачиваем все текущие счета. Мы благодарны Господу за Его помощь и благодарны каждому, кто также готов принять участие в финансовых пожертвованиях, чтобы быстрее погасить кредит. Мы не имеем ни одного служителя на поддержке или содержании церкви. Наш пастор работает на стройке и его жена тоже работает, помогая финансами общине. Все лидеры и служители — работают, имея одну цель и одно ведение для нашего служения. Мы все открыты для общения со всеми детьми Господа, но мы понимаем, что это общение не ограничено только финансами. Спасибо за Ваше понимание и открытость для истинного общения в Иисусе Христе! С любовью, церковь «Свет Миру».

Дорогие гости!

Приглашаем вас на специальные адаптированные сеансы для зрителей с расстройствами аутистического спектра.

14 сентября – «Король Лев», сеанс в 12:30

28 сентября – «Королевские каникулы», сеанс в 12:3

В программу входят фильмы из текущего репертуара кинотеатра, заранее отобранные специалистами фонда и адаптированные с учетом особенностей восприятия зрителей: приглушенный звук, не полностью погашенный свет, организованная рядом с залом зона сенсорной разгрузки с мягкими матами и креслами-мешками. Смотреть фильм можно из зоны отдыха, поскольку дверь в зал на протяжении всего сеанса остаётся открытой. Команда кинотеатра прошла специальный тренинг по взаимодействию с людьми с РАС, разработанный специалистами фонда «Выход».

Показы проходят в зале №5 кинотеатра КАРО 11 Октябрь, в зале №2 кинотеатра КАРО 9 Варшавский Экспресс (Санкт-Петербург), в зале №3 кинотеатра КАРО 10 Радуга Парк (Екатеринбург), в зале №5 кинотеатра КАРО 8 Московский (Самара) и в зале №1 кинотеатра КАРО 7 Калининград Плаза.

До встречи в КАРО!

Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения свет выключают часто, а во время литургии никогда? Зачем во время Херувимской в Греческой церкви раскачивают хорос — главный светильник храма? О том, что символизирует свет в храме, рассказывали протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Покаяние и ликование
Каждый, кто бывает на богослужении, замечал, что в разные моменты службы храм освещен по-разному: то горят все светильники, то половина, то гасятся все лампы и даже свечи. Объясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: «Всенощное бдение — это служба покаянная, приготавливающая нас к литургии, когда, исповедав свои грехи, мы можем принять прощение и милость Господа, причаститься Святых Христовых Тайн. А когда человек кается, он не должен быть ярко освещен». По Уставу свет на всенощной гасится на шестопсалмие, когда читаются покаянные псалмы Давида. На Афоне всенощную вообще принято служить в полной темноте — так удобнее всего молиться. Только одна-две свечи горят, и то в притворе. Светильники там зажигаются только у иконы над Царскими вратами и у центральной иконы. И только на великие праздники на всенощной зажигается паникадило — главный светильник храма — со всеми свечами, причем только в определенное время: на полиелее (когда верующих помазывают освященным маслом), на хвалитных псалмах (псалмы, поющиеся в последней части утрени: «Всякое дыхание да хвалит Господа») и на пении величания. По словам прот. Сергия Правдолюбова, «слово «полиелей” имеет несколько значений. Иногда его переводят как «многомаслие” — «много зажженных масляных лампад”. Но мне ближе вариант «многомилостивый», и именно этот смысл отражает многократно звучащий во время полиелея припев: «Яко в век милость Его. Аллилуия”». До третьей песни канона, читаемого после полиелея, светят все светильники и паникадило, но к третьей песне гасятся свечи и лампады. Прот. Сергий Правдолюбов: «Это не оттого, что праздник кончился, а оттого, что по Уставу в этот момент полагается праздничное чтение из святых отцов или истории праздника. Происходит перемена состояния человека: он «переключается» на слушание, а потом все снова возвращаются к молитве, продолжается чтение канона, но свечи зажигаются, только когда начинается Богородичная песнь – «Величит душа моя Господа”. Возжигание свечей и лампад именно в этот момент — знак нашего почитания Пресвятой Богородицы».

На литургии же свет не гасится никогда: «Литургия — самое торжественное, самое великое служение, — поясняет прот. Сергий Правдолюбов. — По Уставу преп. Саввы Освященного Литургия по времени довольно короткая, не более часа двадцати. Но здесь надо учитывать, что литургией заканчивалось богослужение, продолжавшееся всю ночь. Если мы служим всенощную с восьми вечера — у нас так было в храме — и в десять часов утра заканчиваем, то литургия воспринимается как краткий торжественный аккорд в завершении всей молитвы. И окончание молитвы — это полные звуки, полное торжество, полный свет; литургия заслуживает такого света, потому что Христос есть Свет, «Солнце правды Христос Бог наш». Литургия никогда не бывает печальной, даже во время Великого поста она радостная и торжественная».

Радость и ликование праздничной литургии на Афоне выражается раскачиванием главного светильника – хороса. Это бывает на большие праздники во время пения Херувимской песни. «Хорос, — рассказывает архитектор Андрей Анисимов, — это древняя форма главного светильника в храме. Хорос представляет собой большое кольцо, на котором стоят лампады или свечи. (В России в последние века хорос заменило паникадило, на котором свечи или лампочки расположены ярусами.) Сам по себе хорос выглядит проще паникадила, но, когда начинает работать вся система, состоящая из нескольких хоросов, — это красота, фейерверк, праздник, ликование».

Тот, Кто приводит свет
По мнению Андрея Анисимова, «свет и организация пространства храма с помощью света — это задача церковного зодчего». Храм состоит из трех частей: притвора, центральной части и алтаря. В притворе совершаются начальные поклоны, начинается покаяние, откладываются житейские попечения, заботы. «Поэтому притвор принято делать слабоосвещенный, без больших окон и с минимальным количеством ламп и подсвечников для свечей, — говорит архитектор. — В древних храмах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) в центральной части окна расположены не ниже второго яруса стены и в барабане купола. Это связано с тем, что храм в вертикальном измерении делится на несколько уровней, они ярко видны в росписи: святые, ряд ангельских чинов, образ Христа-Вседержителя. И свет в православном храме может исходить только от преображенного человека, ангелов и Бога, поэтому окна делаются не ниже уровня росписей святых, ангелов и Господа». К тому же, как поясняет Андрей Анисимов, древние храмы имели очень толстые стены. Свет, проникающий через узкие окошки сверху, отражался от огромных откосов (в древнем зодчестве они назывались рассветами) и рассеивался по всему храму гораздо лучше, чем если бы шел из окон снизу.

Второй источник света в храме — это алтарь. Алтарь — образ рая, он обращен на восток, символизирующий приход Христа, откуда восходит солнце. «Однако, — уточняет Андрей Анисимов, — древние храмы ориентированы не строго на восток. Если посмотреть планы раскопок Кремля, Новгорода, любого древнего города, можно увидеть, что все храмы расположены по-разному. Причина не в том, что компаса не было. В большинстве случаев обоснование расположения алтаря — это восход солнца на престольный праздник. Ведь место восхода меняется в зависимости от времени года. Поэтому строили так, чтобы на престольный праздник восход солнца на востоке приходился на сторону алтаря. Получилось, что храмы, престольный праздник которых приходится на лето, смещены к северу, на зиму — к югу».

Свет, попадающий через окна алтаря, освещает и храм. Молящиеся видят солнечные лучи, прорезающие клубы ладана. «В древнем храме окно на восток никогда не загораживали витражами, не подсвечивали икону Воскресения Христова электрическим светом! — говорит прот. Сергий Правдолюбов. — Солнечный свет должен проходить беспрепятственно сквозь восточное окно храма и освещать не только Престол, но Плащаницу, которая во время Страстной седмицы находится посреди храма. После ночной службы погребения, утром, во время литургии, когда идет смена великопостных черных облачений на белые, — в это время солнечные лучи пронизывают алтарь сквозь облака ладана и падают на Плащаницу. Читается субботнее Евангелие и поется «Воскресни, Боже…”. Участие солнечного света ничто не может заменить. Я служил около восемнадцати лет ночную службу в Великую субботу, и мы все были очень рады тому, что у нас окно не загорожено витражом и солнце участвует в нашем богослужении».

На всенощном бдении возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» был связан именно с восходом солнца. «Один путешественник в XIX веке ездил на Афон, — рассказывает прот. Сергий Правдолюбов, — и удивлялся тому, почему там кругом так много часов, которые отбивают время. Оказывается, на Афоне часы меряют каждый день по-разному — от восхода солнца и до заката. И если всенощную прослужили слишком быстро и до восхода оставалось время, специально добавляли стихиры. По Уставу в это время поется песнопение, которое называется «фотагогикон” — «светилен” по-русски. «Фотагог” означает «Тот, Кто приводит свет”. Посреди храма выходит певчий и начинает петь особым напевом эксапостиларий, это другое название фотагогикона. И в это время поднимается солнце, будь то над морем или над скалами. А когда солнце полностью взойдет, священник воздевает руки и произносит: «Слава Тебе, показавшему нам свет!”».

Свечка или лампочка?
Паникадило или хорос — главные светильники храма. В российской традиции на паникадиле принято изображать крест. На Афоне до сих пор при украшении паникадила применяются такие древние христианские символы, как рыба, корабль, парус, якорь, крест в лодке. Все эти символы обозначают Христа, Церковь. «Паникадило (от греч. polykandēlos — состоящий из многих светильников) символизирует собой весь мир, весь космос, — объясняет прот. Сергий Правдолюбов. — Зажженное паникадило — знак участия всего народа, всех православных христиан в торжестве».

Слева: хорос
Справа: паникадило

Кроме большого паникадила бывают еще боковые паникадила, лампады у икон и подсвечники с лампадами, стоящие отдельно. Традиция подвески лампад везде разная: у греков лампады висят выше лика святого, у нас — ниже. Существуют различные подсвечники: латунные, деревянные с песком… Древние подсвечники были деревянные, изящно расписанные.

Сегодня кроме естественного освещения — солнца, свечей и лампад — храм освящает электричество. Андрей Анисимов: «Конечно, в электрическом свете нет такой тайны, как в солнечном или от свечей, но тем важнее организовать электрическое освещение деликатно, без театральщины. Когда мы проектируем электричество, мы с батюшками выясняем, как они хотят светом управлять. Есть вариант реостатов, когда свет плавно угасает и плавно загорается. Есть вариант поярусного выключения света: вполсилы, в треть силы, в четверть силы. Делаем хоросы с лампочками или лампадами со светодиодами — если лампадка цветная, это достаточно деликатно смотрится. Есть варианты совмещенных хоросов: на кольце стоят электрические «свечки”, а внизу висят подвески с разноцветными лампадами. Но главное — помнить, что свет в храме не просто служебная функция, а символ радости и покаяния, торжества и победы над тьмой».

Ирина РЕДЬКО
Фото Андрей РАДКЕВЧА и из архива Андрея АНИСИМОВА

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *