Можно ли научиться любить? Часть 10-окончание

Валерий Раппопорт

Жизнь потекла. Она потекла с той первой брачной ночи (это уже не сегодняшнего времени, это чуть раньше). Ну это в общем неважно. Кто, когда и как провёл свою первую ночь. Сегодня это уже не важно. Сегодня- другая мораль. Но мораль не отменяет саму жизнь!  Всё равно нужно жить, работать, зарабатывать на хлеб и на остальное. Конечно появились богатые родители, родственники, женихи, невесты. Там понятие «работать» несколько расплывается. Но это ТОЖЕ не важно! Всё равно остаются мужчина и женщина или в браке или, что хуже, в гражданском браке. Гражданский брак освобождает от обязательств мужчин перед женщинами. И, если последние призваны на землю, чтобы воспроизвести себе подобных, и они к этому стремятся всей душой, то мужчины в гражданском браке ни к чему не призваны. Они живут в некоем подобии семейной жизни и по большей части не хотят иметь детей, особенно, если карьера чуть ползёт вверх. Женщины живут с ними, надеются, что они когда-то станут жёнами и родят детей и он не уйдёт к другой, останется и будет семья!!! Даже сегодняшние бизнес-леди этого хотят.
Они – женщины и это их природа.
Здесь речь не идёт о нежности. Здесь обоюдный прагматизм. Любви, как таковой, не бывает. Появилось в наше время очень плохое словосочетание-«заниматься любовью». Оно в корне своём ошибочно» Любовью заниматься нельзя, как чтением, спортом, чем хотите! Этот глагол сюда не подходит!!! Но ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ВСЕ, СОСТОЯЩИЕ В ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ, ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮБОВЬЮ!  Там нет чувств, там царствует страсть, но до определённых времён! Это занятие, это как работа, и если она, эта работа без тонких чувств, то она довольно быстро надоедает. И кому-то уже хочется чего- нибудь  новенького!?  И хочется этого больше всего мужчинам! Они, как перелётные птицы-сезонны!  Ну в общем такой сегодня век. Это какое-то среднее значение в жизни нашего горемычного общества. Мораль упала и валяется где-то под ногами. Нет церкви, мало искусства, мало книг, много машин! Жизнь выхоластилась до простых потребительских истин: еда, бензин, машина, работа, продукты, тряпки, секс, у кого-то отдых за рубежом, дача (не у молодых).  Или же стремление к достижению всего этого, кто ещё не достиг. В разных слоях общества разные потребности, но стремление «хорошей» жизни одинаковое.
К чему я всё это пишу, такое всё известное всем?  Просто я хочу подвести сюда любовь человеческую и не от прошлого века, где по большей части она была, а в наше сегодняшнее время. Как тут с ней быть сегодня. Во что она вкладывается? Что сегодня свято? Я лично на этот вопрос ответить не могу. Для старого поколения есть святые истины. Их много. Для среднего поколения тоже кое-что есть, но уже меньше. Для новых поколений???  Три знака вопроса! Ответа нет лично у меня. Что свято сегодня для каждого?. Мужчина бросает женщину с ребёнком. Некоторые женщины бросают детей в мусорные баки, подкладывают у квартир! Но только некоторые, но есть! Всё это есть сегодня в нашей жизни. Проституция во имя чего? Тут и заработать на жизнь и какая-то тщетная надежда подняться на верх.  Грабёж, бандитизм, нежелание работать нигде!!!
Отсутствие образования. Новая волна-мигранты. Загрязнение общества!!! Рынок низших специальностей. Их-то и нет вовсе у мигрантов-разнорабочие! Но едут. Коррупция. Чиновники подкупаются и просачиваются тысячи нелегалов. Болезни, грязь, преступность. Порядок пытаются установить, но – это – капля в море! Закрыть границу никто не хочет. Могли бы!!! Но не хотят! Причин много!
Всё.  Об этом более ни слова. Просто то, что я сказал, это- объективная реальность, плавающая на поверхности жизни, как в половодье, плывёт ВСЁ!
А я всё о чувствах, о любви! Какие чувства, какая любовь? Когда сегодня мальчишка-муж несёт толстую невесту через мост во время свадебной езды, вы думаете там любовь? Бахвальство! Он несёт её потому, что несут все! И замок вешает на мосту потому, что вешают все. Этот замок сегодня ничего не значит. Просто символ.

А я – из прошедшего века! Я любил свою жену в разные периоды нашей жизни по разному, но любил. Мы прожили пятьдесят один без нескольких месяцев год. В браке. У нас трое детей. Она умерла в апреле 2013 года.  В моём рассказе «Можно ли судить меня по человечески?» я подробно проливаю свет на все наши отношения.
О другой женщине я пишу в этом рассказе. Если читать внимательно девять глав этого рассказа, что я пишу сейчас, то всё будет понятно.
Она была рядом со мной почти двадцать лет! Конечно, она была любовницей. Она хорошо понимала, что семья-это святое и её разрушать нельзя! И никогда не требовала от меня, чтобы я ушёл к ней. Чем мы жили, когда встречались? У неё последний муж (третий) исчез тридцать лет назад. Больше она замуж не выходила.  Долго была без мужчины и к моменту нашей встречи ей было сорок три года. Я тоже долго был без женщины. Что могло быть между нами? Только необузданная страсть. Она длилась много лет, почти пятнадцать или шестнадцать. Столько и не бывает. По прошествии этих лет страсти улеглись и угасли совсем. Мне не хотелось расставаться с ней. И я терпеливо наблюдал за ней.  Мы перестали ездить по городам и довольствовались Москвой. То это был цирк вначале, потом зал Чайковского, потом театры. Много разных достопримечательностей увидела она со мной. Возвращались поздно, уставшие, но я не шёл к ней, как раньше, шёл к себе. Простое «пока»- всё, чем кончались эти поездки.
Она медленно уходила в себя, ни в коем случае, не расставаясь со мной. Я вовсю уже писал стихи и посвятил этому безвременью несколько стихов:

Два айсберга в океане.

Мы были когда-то льдом Антарктиды,
Мы были её материковым куском,
И нас держали земли её кариатиды,
И мы много лет не думали ни о чём!

Метели зимой, мороз в шестьдесят,
И летом был тоже сильный  мороз,
Под солнцем низким  кристаллы блестят,
И редко, чтоб ветер позёмку унёс.

И нету прозрачнее тишины,
Впереди нас – океанский прибой,
Мы не заметили своей  «многолетней весны»,
И где – то грохот шумел, то один, то другой!

Пингвины были наши друзья,
И мы их очень любили,
Живая ватага, громко крича,
Часто по нам они проходили.

И эта холодная синяя даль,
Казалось, она бесконечна,
Но в этом холоде своя есть печаль,
Льды у прибоя тоже не вечны!

Однажды раздался грохот большой,
Пингвины с шумом прочь разбежались,
И принял льдину океанский прибой,
Обломки её на волнах закачались.

Эта льдина, что Айсбергом просто зовётся,
Как -то вся встрепенулась и поплыла,
Плыла не сама, куда ветер несёт,
Теченья её подхватили и – в море ушла.

Ещё виднелась верхушка в дали,
И был слышен ревущий прибой,
Как снова дрогнула тяжесть земли,
И Айсберг рухнул, накрытый огромной волной.

Он всплыл, осмотрелся в темную даль,
Океан был спокоен, лишь  ветер гудел,
Айсбергу грустно, его одолела печаль,
И, вдруг, вдалеке он подругу свою разглядел.

У Айсбергов нет ни рук, ни винта,
Друг к другу им нельзя устремиться,
Надежда на ветры и волны тогда,
Быть может, удастся соединиться??

Ах, волны Судьбы! Вы по морю несёте,
Все судьбы людей и Айсбергов тоже,
В погоне за счастьем, Люди! Куда Вы плывёте?
И Айсберги тоже на Вас так похожи!

И всё же двум Айсбергам так повезло,
Пригнали их ветры всё же друг к другу,
Туман вдруг ушёл, все напастям назло,
И каждый увидел давнего друга.

В кристаллах их глаз было столько любви,
Без рук заключали друг друга в объятья,
Подольше быть рядом, молились они,
Стихия мирилась, наблюдая за счастьем!

На то и Стихия! Делать всё может,
Через неделю наши Айсберги уже далеко,
Он видит её и она видеть может,
И расставаться было так  нелегко!

Но мы неподвластны року Судьбы,
И ветер Айсберги быстро в сто миль раскидал,
Бессильны пред роком, без всякой борьбы,
Ах, ветер, зачем ты нас разогнал!?

Мы движемся к северу, там больше тепла,
И вот уже Тропик Южный прошли,
И шапка белая у одного уже поплыла,
И Айсберг не виден, идут корабли??

Но дело не в том, что в широты зашли,
Не виден отсюда лёд, к Антарктиде припаянный,
Любовь они каждый с собой унесли,
Как жаль! Но эти Айсберги – ТАЯЛИ!!!

28 апреля 2012 г.  Что я хотел сказать этими стихами?  Я дал ей почитать. «Хорошие стихи» — сказала она. Но я видел, что она ничего не поняла. Трудно сказать, что она не хотела понять.  Этот стих был про нас. И таял я на глазах у неё. Она не бросалась на помощь, я таял один. И сожаления у неё не было. Ведь была какая-то любовь. Ну пусть перекипели страсти, но любовь оставалась. А всего остального не было… Ещё один удар по мне! Это был не один стих! Я ей написал ещё несколько стихов в такой же иносказательной манере.

Но она и их не поняла. Что-то владело ею, но добиться чего-нибудь от неё я не мог.  Мы любили друг друга молча. В её глазах иногда появлялась тоска и я это видел. Но она молчала. Любовь уходила.
Прошло шестнадцать лет. Научились ли мы любить? Сумели ли понять, что такое любовь? Ведь любовь была краденная. Любовница всегда ворует любовь у другой женщины-жены. Она это прекрасно понимала. Может быть ей хотелось стать моей женой? Но она бы мне никогда этого не сказала.  Я все эти годы берёг её, относился к ней с большим вниманием. За столько лет мы не ссорились ни разу! Я для неё все эти годы оставался инопланетянином. Она говорила, что таких мужчин просто не бывает на этой земле. И сейчас она говорит также.
Как-то на днях я строил планы как оставить её. Что-то такое придумал, но из этого ничего не получилось. Прошло полдня и я уже бежал к ней и долго -долго целовал её, а она меня. «Как хорошо, что есть ты!» -сказала она вдруг. Я был настолько удивлён этими словами, что не верил своим ушам.
Я хотел бы напомнить ей про любовь Аксиньи к Григорию. Хотя она и не была его женой изначально, но тут просто судьба не сложилась и Григорий женился на Наталье. Но Аксинья любила его до самой своей смерти и готова была для него на всё! Самопожертвование женщины во имя любимого человека- оно есть и сейчас. Женщины, молодые, ещё не рожавшие идут сознательно на аборт, ради прихоти любимого человека. Они верят ему, что потом, позже он согласится иметь от неё ребёнка. Молодость принимает эти решения быстро.
В зрелые годы мужчины сегодня быстро теряют способность к половым контактам. Они не больны, им можно помочь. И вот тут-то наступает момент включения психологии женщины. Любит ли она этого человека?  Любит ли настолько, чтобы терпеливо с полным знанием дела помочь ему справиться с недугом. Может быть на это уйдёт много времени!
Да, может быть и уйдёт.  Но ведь проще бросить этого мужчину и уйти к другому, пусть даже женатому. Жалко годы своей молодости!  Сегодня такие подвиги – редкость. Может быть семейные пары, где уже есть дети, они ещё и пытаются что-то сделать и делают. Нужна большая нежность женщины, большая её любовь к мужу, чтобы помочь ему и вернуть ему мужскую силу. Здесь кроме всего прочего нужны и специальные знания. Мужчина должен видеть и чувствовать доверие женщины, её любовь.
Но в основе отношений мужчины и женщины лежит прежде всего любовь! Чувства, вспыхивающие изначально-это ещё далеко не любовь. Это – природа!!! Любовь приходит или не приходит позже. Путь к любви обязательно лежит через испытания.

Можно ли научить любить?

Их много. До сих пор я так и не понял до конца любит ли меня моя женщина? Но когда я попал в затруднительное положение, она отказалась помочь мне, хотя и оставалась со мной. Пусть она – любовница. Но годы её уже не позволяют уйти к другому, да и не пойдёт она. И тем не менее- отказ. Очень обидно! Тают чувства, тает нежность к ней. Жизнь уходит в последних мгновениях лет, когда ещё можно говорить о любви.
Так МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ???  МОЖНО! Но при этом нужно понимать прежде всего, что любовь и секс – это далеко не одно и то же!!! Вы и ваша любимая женщина должны глубоко чувствовать, что вы любите друг друга и не мыслите жизни без него или без неё. Вы готовы на все лишения, но чтобы любимый или любимая были с вами! Это, как мать родившая ребёнка с ДЦП, сознательно забирает его из роддома, зная, что будет мучиться с ним всю жизнь. Такова природа большинства матерей. А мужчины чаще всего уходят из таких семей. Мужчина любит женщину, как таковую: её тело, секс с ней. Потом мужчина долго ревнует её к его же маленьким детям- они отнимают время по ночам, мешая ему заниматься с ней сексом. И те, которые вытерпливают всё это, начинают любить своих детей и их мать. Учиться любить –это всё равно, что учиться жить под одной крышей с человеком. Редко любовницы становятся жёнами.  Я не беру элитные круги, где жёны, любовники и любовницы меняются как перчатки. Там свои законы, вернее их отсутствие. А в обычной жизни развал семьи-это трагедия! Причём трагедия для всех и жён и мужей, и детей! Наличие у мужа любовницы- это тоже трагедия! Я испытал это на себе! Может быть моя жена и не болела бы так, зная, что у меня нет любовницы!!! Я сейчас глубоко раскаиваюсь в этом и думаю, что не вымолю у неё прощения, стоя у её могилы.  А те, которые были со мной, они преспокойно живут себе и им ничего уже не нужно. Они состарились и успокоились. Как жаль, что, встретив женщину и вступив с ней в отношения, мы сразу воспринимаем это, как новую любовь!
Неправда!  Новой любви не бывает! Это всего лишь временные чувства, требующие затрат сил, времени, денег и здоровья. Это тоже проверено на себе. Женщины одинокие они могут выйти за вас замуж. Но к этому моменту у них уже сложились свои представления о жизни, о сексе, о любви. И они всегда будут оставаться в этих представлениях. А вы будете получать секс, отдавая деньги, самою жизнь и чувство боли под ложечкой, что где-то растут ваши дети. Если это чувство ещё не догнало вас, то обязательно догонит!!! И ваша жена в какие-то моменты покажется вам родной и близкой и что лучше её не было никогда!!!  К счастью со мной этого не случилось. Я не ушёл из семьи, поднял детей.  Я посмотрел с изнанки на жизнь, но не захотел ничего менять. Я смотрел на это уже далеко в зрелые годы и разум, к счастью, не покидал меня. У любого мужчины всегда есть «ахиллесова пята», есть его уязвимость! Наступает время и бывшая любовница, ставшая женой, скажет ему, что он-ничтожество и импотент. Таких жён- большинство, которые отняли этих самых мужчин у их жён! Можно ли научиться любить таких женщин! НЕТ и ещё раз НЕТ!  Вы всегда будете у себя в тылу иметь человека, который нанесёт вам психологический удар и не пожалеет вас. Только жёны, которые любили вас, родили вам детей, только они способны понять (не все), что у вас –беда. И многие жёны помогают своим мужьям, разумеется, не тем, которые ушли от них!
НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ МОЖНО!  НО ТОЛЬКО В ХОРОШЕМ БРАКЕ, ЕСЛИ ОБА УМНЫ И ДОСТАТОЧНО ОБРАЗОВАНЫ, ЕСЛИ ИСПЫТАНИЯ ЖИЗНИ НЕ ПОКОЛЕБАЛИ ИХ СЕМЕЙНЫЕ УСТОИ, ЕСЛИ ОНИ ПРОДОЛЖАЮТ ЛЮБИТЬ ДРУГ ДРУГА.   В БРАКАХ С ЛЮБОВНИЦАМИ, ВО ВСТРЕЧАХ СО СЛУЧАЙНЫМИ ЖЕНЩИНАМИ ЭТОГО НЕ БЫВАЕТ НИКОГДА.  ТАМ ТОЛЬКО ВЫГОДА!

ЗАПОМНИТЕ, МУЖЧИНЫ!  ВАШ СЕКСУАЛЬНЫЙ ВЕК НЕ ДОЛГОВЕЧЕН, У ЗДОРОВЫХ ЖЕНЩИН ОН МОЖЕТ ДЛИТЬСЯ ДО ГРОБА. НЕ ТРАТЬТЕ ВРЕМЯ ПОПУСТУ НА ДРУГИХ ЖЕНЩИН. ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ В ЭТОМ ЛИШЬ САМИ СЕБЯ!
ТОЛЬКО ЛЮБЯЩАЯ ЖЕНА МОЖЕТ ДАТЬ СЧАСТЬЕ И ЛЮБОВЬ ВО МНОГО РАЗ БОЛЬШУЮ, ЧЕМ ВЫ ДАДИТЕ ЕЙ.  НЕ БРОСАЙТЕ ЕЁ! И ВЫ БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫ!

29 августа 2013 год.

© Copyright: Валерий Раппопорт, 2013
Свидетельство о публикации №213082900652

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Валерий Раппопорт

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Валерий Раппопорт

В этом нашим читателям помогает разобраться настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, даже далекие от веры люди часто употребляют фразу «полюби ближнего, как самого себя» и понимают, что она имеет христианский смысл. А откуда эти слова?

— Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» появляется в законодательстве Моисея. Она не относится к числу тех десяти заповедей, которые были начертаны на каменных скрижалях Самим Господом и определяли основные нравственные обязанности человека по отношению к Богу, обществу и самому себе. В Пятикнижии Моисея эта заповедь — люби ближнего твоего, как самого себя — находится в книге Левит (Лев. 19, 18), которая в иудейской традиции называется «Книгой Закона священников». К сожалению, мы плохо знаем Ветхий Завет. А ведь апостол Павел называл его детоводителем (по-гречески — педагогом) ко Христу (Гал. 3, 24). Зная и почитая десять главных заповедей, мы мало что можем сказать о других заповедях Закона, которых, как подсчитал средневековый ученый раввин Маймонид, ни много ни мало — 613. Интересующая нас заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» в списке Маймонида — 206-я. Так что нет ничего удивительного в том, что ученый книжник, задавая Христу вопрос: Учитель!какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22, 36), меньше всего ожидал услышать именно ее. Нужно вспомнить, что вопрос этот был провокационным. Вся 22-я глава Евангелия от Матфея — это описание серии провокаций со стороны фарисеев и саддукеев: когда верхушка иудейского общества была уже готова к устранению Иисуса, нужно было найти повод для формального обвинения. Те, кого апостол Павел впоследствии назовет «совопросниками века сего» (см.: 1 Кор. 1, 20), задали целый ряд вопросов, последним из которых был вопрос о важнейшей заповеди Моисеева Закона. Смысл этой провокации был в том, чтобы запутать Иисуса в истолкованиях. Ожидалось, что он назовет какую-нибудь заповедь из десяти, начертанных на скрижалях,— но Он назвал именно ту, о которой мы с вами говорим. Нравственная новизна учения Христа состоит в том, что Он отождествляет любовь к ближнему и любовь к Богу. Любить невидимого Бога — то же, что любить самое совершенное и самое любимое Его создание, человека. Причем любить именно «как самого себя», то есть не за что-то конкретно, а полностью — со всеми добродетелями и заблуждениями. А поскольку личность — это образ Божий в человеке, то любовь к образу — это не что иное, как любовь к Первообразу, поэтому любить ближнего, как самого себя,— это и означает любить Бога. Надо заметить, что даже умный совопросник века сего умолкает (в изложении Матфея), пораженный открывшейся ему связью двух хорошо известных ему заповедей, а в изложении Марка — даже выражает свое восхищение, признавая, что любить Бога и ближнего есть больше всех всесожжений и жертв (Мк. 12, 33).

— Почему из любви к Богу вытекает любовь к ближнему, это понятно. А вот что означает любовь к самому себе?

— Что такое любовь к самому себе, как полюбить себя — очень актуальные вопросы. Как наш современник понимает любовь к себе? Очень просто: как возможность осуществить свои желания. Что бы такое еще приобрести? Чем бы себя еще украсить? Радости такая «любовь» к себе приносит немного. Вернее, приносит — но не надолго. Потому что требуется все новая и новая подпитка, новые удовольствия: не хочу жить в избе — хочу в палатах, не хочу быть простою крестьянкой — хочу быть столбовою дворянкой… Но наркоман увеличивает дозу, а обычный доморощенный пьяница не может выйти из запоя не потому, что каждая новая рюмка делает его более счастливым — а чтобы избавиться от мучительной тоски похмелья. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, адуше своей повредит?(Мф. 16, 26). Другими словами, любить себя, руководствуясь слоганом «Я этого достойна»,— путь неверный и тупиковый.

— То, о чем вы говорите,— это все же скорее эгоизм, чем любовь… А что есть именно христианская любовь к себе?

— Человек — это образ Божий, покрытый многочисленными наслоениями греха. Есть те, кто эти наслоения в себе очень любит. Юровский, например, даже в старости, посещая комсомольские собрания, с гордостью рассказывал об убийстве царской семьи и с удовольствием вспоминал, как царица пыталась закрыть цесаревича подушкой… Много в нашей жизни и в нас самих есть того, что можно только оплакивать и никак нельзя, да и невозможно любить! Но вот образ Божий в нас — это святыня. И беречь его в себе, очищая от этих самых наслоений, и любить — это долг христианина. Говорит ли что-то об этом Священное Писание? Да, говорит. Причем не в общем смысле — возлюби образ Божий в себе, что для многих было бы непонятным, а то и соблазнительным, а вполне конкретно. Если Бог — это Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9), то и человек получает заповедь хранить этот свет в себе: Вы — свет мира…Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16). Если Бог — это Разум, то и человек получает заповедь будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Если Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), то и вечно новую заповедь оставляет Господь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас… (Ин. 13, 34)

Святые отцы много размышляли о сущности образа Божия в человеке. Если Бог бесконечен в Своем бытии, в Своих свойствах, в Своем отношении к миру, то и образ Божий в человеке бесконечен. Бесконечен образ — значит, бесконечна человеческая личность. И вот достоинство своей личности, свое сокровенное бытие, свои творческие порывы, свою любовь, свою благодарность, свою память «о милых спутниках, которые наш свет / своим сопутствием для нас животворили…» (В. Жуковский. «Воспоминание».— Ред.) — все это мы и должны любить!

— Да, но тогда как понять, где в нас кончается образ Божий — и начинается, скажем так, совсем другая «территория»?

— Многие святые отцы, богословы и философы пытались доискаться до того, что же составляет главную часть, так сказать, первооснову образа Божия в человеке. Наверное, главным будет то, чем человек отличается от всех остальных существ; что есть в человеке и чего нет ни в одном, даже самом развитом, животном. Это — свобода. Сейчас мы говорим о свободе, которую, например, Макарий Египетский считал главным свойством образа Божия, фундаментальным свойством человека. В Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, мы встречаем множество вполне категоричных требований относиться к личной свободе как к самому драгоценному достоянию: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23); или из послания к Галатам — «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1). Или еще из послания к Галатам — К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовьюслужите другдругу (Гал. 5, 13). Апостол Павел говорит о свободе в высшем смысле: не как об одном из многих душевных свойств человека, но как о фундаментальном качестве, без которого человек перестает быть человеком. И укоренено это свойство в Божественном бытии: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17); «…вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал.

Памятка желающему научиться любить

4, 26).

Свобода образа Божия никак не сводится к свободе в социальном и политическом смысле. Апостолы были свободными и в узах, а их ученики были в высшем смысле свободными, оставаясь рабами в римском обществе. Не сводится эта свобода и к своеволию, анархии, апологии вседозволенности и безответственности, которые вовсе не являются свободой, а, напротив, самым настоящим рабством греху. Личная свобода, понимаемая как свобода выбора,— это образ Божий, с которого начинается восхождение к подобию, достигаемому в обретении нравственной свободы, свободы от греха.

Любовь к себе, которая является основанием для любви к ближнему, это любовь к образу Божьему в себе, любовь к своему достоинству христианина, ощущение высочайшей ценности своей личной свободы, которая неотделима от ответственности, связывающей нас с нашими ближними. И именно так, как мы должны любить себя в евангельском смысле, мы должны любить ближних.

— Вопрос короткий и практический: как?

— Есть простое, но бесконечно мудрое правило святых отцов: ненавидь грех, но люби грешника. Понятно, что при таком понимании «разумного эгоизма» сразу же исчезает вопрос о мере. Коротенькое слово «как» в заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» означает не «в той же мере», а нечто иное: может быть, это прозвучит несколько неуклюже, но я бы сказал, что «как самого себя» означает здесь «в качестве самого себя». Другими словами, относись к любому другому человеку так, как будто он — это ты сам, только в другой жизни, в других обстоятельствах. У раннего Гессе есть маленькая повесть «Курортник». Некто приезжает на курорт, где ему все нравится. Прекрасный отдых, замечательная природа, ненавязчивое общество. Но одна помеха все же есть. За стеной живет еще один курортник, которого наш герой почти не встречает, но постоянно чувствует его присутствие. Сосед кашляет, постоянно что-то роняет, с шумом передвигает стулья, шаркает обувью… Он не делает ничего, на что можно было бы пожаловаться администратору гостиницы, но жизнь отдыхающего постепенно превращается в ад. И тогда герой повести начинает понимать, что выход из положения один: надо этого невыносимого соседа…полюбить! Услышав в очередной раз шум, он представляет пожилого, страдающего одышкой человека, которому трудно бесшумно передвинуть стул, которого одолевает кашель и т.д. И постепенно ненависть проходит, раздражение исчезает. А вместо них появляется жалость и сострадание к больному старику, для которого каждый глоток горного воздуха драгоценен, а курорт — может быть, единственная за всю жизнь радость почувствовать чью-то заботу.

Я думаю, что вот это и есть — «как самого себя».

Подготовила Маргарита Крючкова

Газета "Православная вера", № 18 (446), сентябрь, 2011 г.

Пролог

12 декабря 2013
Как полюбить ближнего?

Конечно, мы все с вами знаем притчу о милосердном самарянине и знаем, что Господь этой притчей дает нам понять, что ближний – это любой человек, который нуждается в нашей помощи. Даже если он нам совсем чужой, принадлежит другой национальности, исповедует другую религию. Этот человек может быть неприятен внешне, мы можем не испытывать к нему никакого расположения, но всё равно любой, кто нуждается в помощи, является нашим ближним. Именно его Господь заповедал нам любить.

И, конечно, таким человеком является тот, кто беднее нас. Беднее здоровьем или материально, беднее способностями. Хотя любовь по природе одна, но все же одно дело — любить и восхищаться тем, кто красивее и лучше тебя, с благодарностью любить того, кто сам дарит тебе любовь, кто помогает тебе, и другое — любить того, кто ничем тебе не сможет ответить на твою заботу о нем, кто жалок в своем убожестве и бедности. Его Господь заповедует любить как самого себя. Любить, а не снисходительно жалеть, уделяя малую толику от своих средств, сил и времени.

Конечно, нельзя четко определить, кто абсолютно беден и нуждается в нашей заботе, а кто абсолютно богат и не нуждается в помощи. Бедность, конечно, понятие относительное. Мы призваны особенно любить тех и заботиться о тех, кто беднее нас. Святой пророк Иоанн Предтеча, когда призывал к покаянию, говорил, что именно является плодом покаяния и какие плоды покаяния мы должны принести, если хотим избежать будущего гнева. К сожалению, эти слова нечасто цитируются и, к сожалению, не все слова эти помнят. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3:11). Я думаю, что речь здесь идет не только о том, чтобы спасать погибающих от холода и голода, но вообще — о том, чтобы обязательно помогать тем, кому хуже, чем тебе.

В Евангелии есть и заповедь о любви к врагам. Мы призваны Богом любить не только тех наших ближних, которые живут беднее нас, которым хуже, чем нам, но и тех, кто приносит нам вред, кто делает нам больно, кто является нашим врагом. Исполняем ли мы эту заповедь? Или мы считаем, что исполнить эту заповедь о любви к врагам могут только святые, а нам, грешным, нечего и пытаться?

И тут возникает вопрос: неужели премудрый и премилосердный Господь, Сам укорявший фарисеев за то, что они возлагают на людей бремена неудобоносимые, этими заповедями возлагает на нас непосильное бремя?

Если Господь дал нам такие заповеди, значит, Он вложил в нас способность к любви. И наверное, любить у нас не получается не потому, что это сверх наших сил, а потому что мы испорчены грехом и слишком любим самих себя.

Любовь вложена в наше естество Богом. Мы созданы Им, чтобы быть любовью. Человек создан как подобие Божие, а Бог в Своем существе есть Любовь. По слову преподобного Максима Исповедника, Божественные Ипостаси Святой Троицы пребывают между Собой в «вечном движении любви». Существо Бога – любовь — должна быть, по замыслу Творца, и нашим существом. Все люди по природе едины и каждый из нас является ипостасью этой единой природы. И отношение между людьми-ипостасями, так же, как отношение между Ипостасями Святой Троицы, должно быть отношением любви.

Любовь вложена в наше естество Богом. И поэтому странно не то, что нужно полюбить ближних, а то, что мы не любим их. Почему мы считаем, что любить ближнего – трудно? Ведь это должно быть естественно и радостно для нас.

Конечно, мы знаем, что первопричина искажения, утраты любви коренится в первородном грехе. Любовь, по учению преп. Максима Исповедника, искажается и становится самолюбием. Он определяет самолюбие как неразумную любовь к чувственности, и самолюбие становится корнем греховных страстей. Сластолюбие, сребролюбие, славолюбие — три главных ветви безобразного древа смерти, выращенного нами, — в нашей душе имеют своим корнем самолюбие. Эти греховные страсти появились в душе Евы, когда она, вняв словам искусителя, посмотрела на древо познания добра и зла и «увидела …, что дерево хорошо для пищи (так появилась страсть чревоугодия), и что оно приятно для глаз (появилась страсть сребролюбия как любовь к удовлетворению своих желаний с помощью внешних предметов) и вожделенно, потому что дает знание (знание часто для человека предмет гордости и славолюбия)» (Быт. 3;6). Эти три главных соблазна препобедил Господь в трех искушениях в пустыне. Эти три страсти являются основой современного падшего мира: похоть плоти (чревоугодие), похоть очес (сребролюбие) и гордость житейская (славолюбие) (1Ин.2:16).

Естественная любовь, которой всегда жили люди: любовь между родителями и детьми, между супругами, перестает быть нормой, встречается сейчас всё реже. Если матери сложно любить своего новорожденного младенца настолько, что она отказывается от него, бросает его, если муж и жена, являющиеся одним существом, разводятся без всяких оснований, изменяют друг другу, если дети забывают о своих родителях, где уж тут говорить о любви к людям, которые от нас отличаются, – к бездомным, которых мы презрительно называем «бомжами», к гастарбайтерам, мигрантам?

Не имея любви, мы могли бы оправдаться грехом Адама и Евы, сказав, что мы принадлежим к падшему человечеству, но ведь сама Любовь сошла на землю… Сошёл на землю Бог, Который, по слову Апостола Иоанна Богослова, и есть Любовь (1Ин.4:16). Он сошёл к нам для того, чтобы мы научились от Него и чтобы любовь вновь стала нашим существом. Возносясь на небо, Господь сказал, что остается с нами. Зачем? Думаю, именно для того, чтобы в школе любви сопровождать нас из класса в класс.

В чём выражается эта помощь Божия? Конечно, в первую очередь, в Церковных Таинствах. Мы можем говорить о семи таинствах, но можно сказать и о том, что эти семь таинств являются составными частями одного Таинства Любви.

В это Таинство Любви, Таинство жизни с Богом и в Боге, кроме семи церковных таинств, вероятно, входят и все остальные священнодействия, и таинство дел милосердия, и таинство Слова – Евангелие, таинство молитвы – общей и индивидуальной. Человек призван всеми доступными ему способами принимать участие в великом и радостном Таинстве Любви.

Большинство нашего народа — крещеные люди и должны знать, что в крещении нам дан дар любви сверхъестественной. Каждый православный крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, как и наши западные братья, во имя Троицы, Которая в Своем существе есть Любовь. И каждый крещеный человек помазан святым миром, и в этом помазании ему дан дар Святого Духа — дар любви, дар владеть собой, дар знать волю Божию, участвовать в священнодействиях. Почему же этот дар в нас не реализуется?

Как научиться любить | Как научить человека любить

В крещении в нас влагается малое семя вечной жизни, небесной радости, но оно не распускается, не растет. А ведь это семя может стать деревом, под тенью которого могут укрываться птицы небесные (Мк.4:32).

В крещении, в миропомазании нам дается залог любви. Господь в последней беседе с учениками показал нам ту высоту любви, к которой мы призваны: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21)

К сожалению, христиане включены в некий механизм жизни ХХI века, в котором нет места любви. В этой жизни есть карьера, деньги, удовольствия, есть договорные отношения, политика, искусство, есть психология (когда трудно, можно сходить к психологу), есть лекарства, чтобы долго жить, есть развлечения, а вот для любви места как бы нет. Любовь у нас – на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. И Бога в этом механизме тоже нет.

И поэтому, чтобы научиться любить ближнего, нужно выйти из этого мира, не стесняться быть людьми не от мира сего (Ин.15:19). Именно к этому нас призывает Господь. Выйти из русла, которое несет нас вниз, и в конце концов, может унести нас в адские глубины. Сойти с рельсов, по которым перемещаются люди, больше похожие на трамваи, чем на людей.

Конечно, это возможно только с помощью Божией… Нельзя исполнить вторую заповедь, забывая о первой. Конечно, нужно, прежде всего, полюбить Бога всем сердцем, всей душой, всеми мыслями и чувствами. Без этого нельзя научиться любить ближнего, нельзя исправить свою испорченную грехом природу, нельзя преобразиться, нельзя воспринять во всей полноте дары, которые Господь нам дал.

Нужно вспомнить о Боге и помнить о Нем всегда, нужно искать Бога, искать соединения со Христом. В молитве, усердной и постоянной, в чтении правил, но не ограничиваясь правилами. Искать Его, участвуя в церковных таинствах, каясь в грехах. Без этого нельзя научиться любить Бога и ближнего. Евангелие нужно не просто читать, как обычную книгу, а читать с верой в то, что через эти слова Господь может открыть нам Свою волю, подсказать каждому, что он должен делать. Вот что нужно сделать, чтобы научиться любви. Научиться любви — это значит научиться всегда радоваться (1 Фес. 5:16). Не научившись этой радости, мы зря проживем жизнь.

Главная задача нашей земной жизни — преумножить тот талант любви (Мф.25:14-30), который дан нам Богом. Не скрыть его, не попрать, не затоптать то малое семя, которое при крещении вложил в нас Бог.

Если, невзирая на наши грехи, Господь сподобит нас войти в Его Небесное Царство, там уже не нужно будет напрягать себя, усердствовать, чтобы полюбить того, кто тебе неприятен. Там в этом не будет заслуги. Там уже нельзя будет преумножать любовь подвигом своей жизни. Это можно сделать только на земле. Только здесь мы можем что-то взять у себя и дать другому, явив ему свою любовь, уступить другому, помочь другому. В Царствии Небесном у всех будет всего достаточно. Там не нужно будет ухаживать за больными, заботиться о бездомных, отдавать часть своих денег какой-нибудь вдове с ребенком, там Господь все восполнит. Поэтому дела милосердия надо совершать здесь, на земле.

Сам Господь говорит: «блаженнее давать, чем принимать» (Деян.20:35). И конечно, отдавая свои силы, средства и время, мы собираем себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф.6:20). Если мы этого не делаем, мы можем лишиться радости Царства Божьего.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал праведному Алексею Мечеву, когда тот потерял жену и пришел к нему, ища утешения в своем горе: «Ты жалуешься на скорби и думаешь — нет на свете горя больше твоего, так оно тебе тяжело, а ты будь с народом, — сказал ему святой праведный Иоанн Кронштадтский, — войди в чужое горе, возьми его горе на себя и тогда увидишь, что твое несчастие мало, незначительно в сравнении с общим горем; и легче тебе станет».

И каждый, кто помогает ближнему, знает, какая радость наступает в душе от совершения добрых дел, от того, что в сердце есть любовь.

Пантелеимон, епископ Смоленский и Вяземский, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *