Смысл жизни человека, изначально вложенный в него Творцом, заключается в жизни в Боге и с Богом. Бог есть источник всякого блага: вечного бытия, смысла, света, радости, любви, мира. И человек, созданный по образу Божиему, должен был постепенно, употребляя труд, упражняясь в послушании Богу, все более и более приобщаться полноте Божественного бытия, наполняться Божественной энергией, которая есть благодать Святого Духа, и через это достигать Божественного подобия. Но этого не произошло. Человек грехом, как ножом, отсек себя от полноты Божественной жизни, от источника оживотворяющей и преображающей благодати Божией и погрузился в смерть, тление, вечное отчуждение от Бога и рабство дьяволу.

Но любовь Божия не могла безучастно смотреть на страдание своего творения. Бог в лице Сына Своего Сам становится человеком, чтобы вернуть человеку то блаженное первозданное состояние, от которого он отпал. Кровью Своей, пролитой на Кресте, Господь Иисус Христос основал на земле Церковь, которая есть Его мистическое тело, и здесь человек обретает возможность примириться с Богом, освободиться от гнета греха и рабства дьяволу, вновь приобщиться к неиссякаемому источнику вечной жизни, праведности, святости и богоподобия – благодати Духа Святого. И все, что происходит в Церкви, и все, чему учит Церковь, делается с одной только лишь целью – наполнить человека спасающей благодатью Святого Духа. Без стремления к такому наполнению пребывание в лоне Церкви Христовой становится бессмысленным. Человек может креститься, венчаться, ходить в храм, выполнять какие-то внешние ритуальные действия, но если делает он это не с целью приобщиться преображающей благодати Божией, дабы достичь состояния богоподобия, то от всего этого не будет никакого проку.

Одним из главных деланий христианина, сообщающих ему благодать Святого Духа, является молитва. Святитель Филарет митрополит Московский называет молитву «простертой рукой для принятия благодати Божией». «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека перед Богом. Без молитвы человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – говорит о молитве святитель Игнатий Брянчанинов. Православная Церковь различает два вида молитвы: молитва храмовая – общественная и келейная – индивидуальная. О необходимости участия в общественной молитве говорит четвертая ветхозаветная заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20:8-10). В новозаветное время акцент сместился в сторону воскресного дня, потому что это великий день – день победы жизни над смертью, в этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, положив своим воскресением начало всеобщему воскресению мертвых. И этот великий день все христиане должны молитвенно чтить, прежде всего – участием в храмовом богослужении.

Однако, к великому сожалению, у тех, кто сегодня себя называет православными христианами, отношение к заповеди о седьмом дне самое пренебрежительное. Многие даже за грех не считают нарушение этого божественного установления. Когда воскресным утром идешь на службу, видишь дворы, забитые машинами; люди спят, в храм Божий они не собираются, заповедь о седьмом дне для них пустой звук. Постхристианское европейское общество забыло происхождение выходных дней в субботу и воскресенье. Ведь это чисто христианское явление, возникшее в христианских странах. Христианское государство введением выходных дней в субботние и воскресные дни давало своим гражданам возможность исполнять заповедь: «Шесть дней делай, седьмой день – Господу Богу Твоему» (выходной в субботу – это память о ветхозаветном дне покоя), чтобы люди могли в эти дни сходить в храм Божий помолиться, отрешиться от иссушающей земной суеты и поработать для спасения своей души. Сегодня же эти дни, которые должны посвящаться служению Богу, посвящаются пьянству, распутству и разврату, то есть – служению дьяволу.

Важно помнить, что в Законе Божием нет более или менее важных установлений. Кто нарушает одну заповедь, становится нарушителем всего Закона. Как об этом говорит святой апостол Иаков: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10). И человек, нарушающий заповедь о седьмом дне, не сможет оправдаться на суде Божием, что он не убивал или не воровал. Будет осужден, как преступник Божьего закона. Действительно, если человека судят за воровство, он не сможет оправдаться тем, что: «Я же не убивал!»

Зачем человеку участие в храмовом богослужении? Во-первых, это труд, совершаемый ради Бога. Бог же в ответ на этот труд дает человеку благодать, о необходимости которой было сказано выше. Это не торг: сделал – получил. Нет. В этом более глубокий смысл. По учению Церкви человек не может спастись без Бога, но и Бог не может спасти человека без его участия, поскольку Бог не вторгается в Им же дарованную свободу человека без его разрешения. Такие взаимоотношения между Богом и человеком называются синергия (греч.) – соработничество. Чтобы Бог начал действовать в жизни человека, от человека необходим шаг навстречу Богу, акт доброй воли. Посещение храма и является одним из таких актов.

Во-вторых, в посещении храма реализуется одна из главных идей церкви Христовой – понимание христианской общины как одной семьи во Христе во главе с Отцом Небесным. Мы молимся не «Отче мой», а «Отче наш». Приходя в храм, мы ощущаем себя членами этой божественной семьи. Как поленья в костре, согреваясь друг от друга, горят, светят и излучают тепло, так и мы, христиане, согреваясь друг от друга в общей молитве, начинаем гореть огнем Божественной любви.

Однажды священник заметил, что один из его прихожан давно не посещал храмовые службы. Он пришел домой к этому человеку, который жил в частном доме. Войдя, священник обнаружил прихожанина, в раздумье сидящим перед камином. Батюшка, ничего не говоря, сел рядом; и так они сидели молча некоторое время. Затем священник взял кочергу и молча выкатил из камина на лист железа уголь. Сначала уголь был красным от жара, но постепенно стал остывать, тускнеть и, наконец, почернел. Так же молча батюшка закатил уголь обратно в камин, тот быстро разогрелся от других углей, покраснел и стал горячим, как и прежде. Прихожанин поднял голову и сказал: «Я понял, отче, в воскресенье я буду в храме».

Без общей, храмовой молитвы душа человека остывает, тускнеет, чернеет и, прежде чем окончательно потухнуть, начинает удушать окружающих едким, смрадным дымом страстей.

Согласно каноническим установлениям Православной Церкви, христианин, без особой нужды пропустивший три воскресных богослужения, отлучается от Церкви. «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или кто из сопричисленных клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (80 пр., VI Вс. Соб.). Каноны не наказывают, каноны констатируют духовную смерть, наступающую вследствие пренебрежения церковной службой.

Молясь в храме, необходимо соблюдать некоторые нехитрые правила, чтобы и самому получить пользу от храмовой молитвы, и не лишить таковой окружающих. Здесь мы не будем подробно описывать правила внешнего поведения в церкви, потому что с ними можно ознакомиться в любом храме, где они обычно вывешиваются возле входа, а коснемся только некоторых из них. Входя в храм, всегда важно помнить, что храм – это «дом молитвы» (Лук.19:46), дом Божий. Конечно, Бог – Вездесущ, «Небо и небо небес не вмещают Его» (3 Цар.8:27), тем менее храм – это святое место, место особого присутствия Божия.

Однажды один человек на вопрос, почему он не ходит в храм, ответил: «Зачем идти в храм, ведь Бог Вездесущ». «Да, – сказал вопрошающий, – Вездесущ, но вода тоже присутствует во всей атмосфере, но чтобы утолить жажду, ты идешь к источнику».

Поэтому относиться к храму Божьему и вести себя в нем нужно с особым благоговением. Без особой нужды не разговаривать, особенно – во время богослужения, не рассматривать окружающих, не делать замечания, никого не одергивать; если не просят, не навязываться в учителя и советчики. Войдя в храм, по совету святителя Игнатия Брянчанинова, «должно стоять с благоговением, чинно, подобно святым Ангелам, иметь глаза опущенными к земле, на стены не облокачиваться, держать руки опущенными… никак не позволять себе празднословия, тем более смеха и шуток. На народ, присутствующий при богослужении, не должно оглядываться. Должно всячески хранить зрение, как то отверстие в душу, через которое могут войти в нее заразительные страсти». Одним словом, мы пришли в храм помолиться, и если мы действительно молимся, то не должны замечать, что делают другие. Если же замечаем, значит, не молимся, а «ловим по сторонам ворон». Тогда пребывание в храме вместо Божьего благословения навлекает на нас Божие осуждение, как об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Церковь – судилище Божие. Из нее можно выйти или оправданным, или осужденным».

К сожалению, до сих пор часто приходится наблюдать в храмах совершенно недопустимое, зачастую хамское поведение со стороны «особо ревностных» прихожан и, по преимуществу, прихожанок. Все они кого-то поучают, кого-то дергают, толкают, пихают, оттаскивают, все им неймется, не молится спокойно, все им мешают. Еще и еще раз хочется обратиться к таким псевдоревнителям: оставьте людей в покое. Если вы не уполномочены следить за порядком в храме, не смейте никого трогать. Просто стойте и молитесь, даже не двигайтесь с места, если видите, что, как вам кажется, кто-то что-то делает не так, разберутся и наведут порядок без вас. Не лишайте и себя молитвы и не отталкивайте от церкви своей некорректностью, грубостью и бестактностью окружающих.

Также, важно не выделяться среди молящихся какой-то особой, деланной набожностью: совершать какие-то действия, не предусмотренные уставом, делать, например, земные поклоны, когда их делать не положено, или читать вслух свои молитвы, отвлекая тем самым от молитвы окружающих, или одеваться в какие-то причудливые одежды. Одним словом, любое желание выделиться – это не проявление особого благочестия, а признак духовной прелести, тщеславия и гордости. Любой подвиг только тогда ценен в глазах Божиих, если он совершается тайно, если же он обнародуется, даже тончайшим образом, то сразу теряет всякую ценность для Бога. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф. 6:1,2). Эти слова Господа относятся вообще ко всякой добродетели.

Часто люди жалуются, что в храме им ничего не понятно, и приводят этот аргумент в качестве оправдания своего непосещения храма. Конечно, если мы захотим оправдать свою лень, то найдем тысячи способов это сделать. Но если захотим сделать для себя службу понятной, то найдем возможности и для этого. Достаточно регулярно посещать богослужения и читать литературу, раскрывающую смысл православного богослужения. Для начала – хотя бы Закон Божий. Для более углубленного изучения храмовых служб можно читать труды по Литургике. Литургика – наука о богослужении. Также можно обзавестись церковно-славянским словарем и регулярно заглядывать в него, когда будем слышать незнакомые слова или термины.

Но даже если нам что-то непонятно на службе, то это не должно приводить нас в отчаяние. Здесь, по мнению современного православного греческого богослова Христаса Яннараса, важно не столько интеллектуальное усвоение информации, сколько пребывание в самой атмосфере богослужения. В храмовой молитве решающую роль играет не содержание (хотя оно тоже важно), а наше внутреннее расположение и время пребывания на службе. Важно, если можно так выразиться, пропитаться той благодатью, которая изливается на молящихся во время богослужения. Происходит это постепенно, поэтому православные богослужения и молитвенные правила отличаются продолжительностью.

Огурцы, находясь в рассоле, со временем усваивают себе свойства рассола, и здесь важно выдержать необходимое время. Если огурцы вынуть из рассола преждевременно, то они будут невкусными и могут испортиться.

Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

То же самое происходит и с нами, когда мы молимся в храме или на келейной молитве: пребывая в атмосфере благодати Божией, мы как бы просаливаемся этой благодатью, усваиваем себе ее свойства, пропитываемся ею. Происходит процесс одухотворения. И здесь также важно выдержать время. Преждевременные уходы со службы, редкое посещение служб, необоснованные сокращения молитвенных правил, оставление их не даст нам необходимого эффекта для духовного «приготовления. Поэтому, ленясь посещать храмовые службы и совершать молитвенные правила как должно, мы прежде всего обкрадываем самих себя, остаемся духовно «недосоленными» и постепенно духовно «протухаем».

Иерей Николай Сушков, штатный
клирик храма Всех Святых, г. Тюмень

Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

"Создавый мя, Господи, помилуй".

"Боже, милостив буди мне грешному".

"Без числа согреших, Господи, прости мя".

2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).

3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении "Сподоби , Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу") и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
а) при начале пения "Достойно и праведно";
б) когда оканчивается молитва "Тебе поем";
в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника;
г) в начале молитвы "Отче наш";
д) при изнесении св. Даров для причастия
е) и при словах "Всегда, ныне и присно".
Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".

Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.

4.

Общая молитва в храме это

Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.

7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: "Тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Как правильно молиться в храме

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *