В пост страсть осуждения особенно навязчива, помыслы осуждения ближних мучают душу, лишают душевного покоя. Оптинские старцы хорошо знали, как прилипчива и опасна эта страсть, и учили с ней бороться.

Икона «Притча о сучке и бревне». Конец XVIII в.

Преподобный Лев предупреждал:

«Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя».

Преподобный Амвросий писал духовным чадам:

«Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят евангельскую притчу Господню: человека два внидоста в церковь помолитися, един фарисей, а другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господом добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне, грешному! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание».

Преподобный Иосиф в письме к духовному чаду указывал на опасность осуждения для жизни земной и жизни вечной, для спасения души:

«Надобно отставать от грехов и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, говорит Святое Писание: «Ярость начальства – ярость львиная” (ср.: Притч. 20: 2). Понуждайся исправляться. Мир ти».

Духовные последствия осуждения

Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария

Потеря благодати

Преподобный Амвросий объяснял, что из-за осуждения мы теряем благодать, а потеряв благодать, человек чувствует охлаждение к молитве и чтению духовных книг:

«Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение».

Уныние и отчаяние

Преподобный Макарий предупреждал, что за осуждение попускается томиться унынием и отчаянием:

«Думаю, что не за иное что попустилось тебе томиться отчаянием, как только за зазрение и осуждение ближних. Оставь это и старайся видеть свои грехи, тогда и будешь смиряться… Если же будем разбирать и судить дела и поступки ближних, то когда о своих воспомянем?»

Искушения и волнение страстей

Старец Иосиф объяснял, что после гордых помыслов и осуждения часто следуют искушения, начинают беспокоить страсти:

«Видно, за гордость попустил Господь быть с тобой искушению после приобщения Святых Таин. Старайся больше смиряться да не осуждать других, считать себя одну грешной и хуже всех и не осуждать других, то и страсти меньше будут беспокоить».

В чем кого осудишь – в том и сам побудешь

Иногда люди бывают хранимы от падений, как духовные младенцы, благодатью Божией. Но если они начинают гордиться своей безупречностью, приписывая ее себе, а не действию охранительной Божией благодати, если начинают осуждать падения ближних, то благодать отходит от осуждающих, и они впадают в такие же прегрешения, как те, кого они осуждали.

Преподобный Макарий писал своему чаду:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Об этом же предупреждал преподобный Амвросий:

«Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, от чего избави нас Боже».

«Вот теперь иная думает: «Я в церковь хожу, а вон та не ходит – ну какая же она! И та вот что делает – на что уже это похоже?” – да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и домахала до того, что упала ниже тех, кого осуждала».

Старец Иосиф предостерегал:

«Старайся не осуждать никого: в чем осудишь других, в то сама падешь».

Как избегать осуждения и сохранять мир душевный

Прп. Ефрем Сирин

Преподобный Макарий напоминал о страхе Божием, о необходимости самоукорения, покаяния, советовал чаще читать святых отцов:

«Весьма бы нужно было удерживаться от осуждения, дабы самим не быть осужденным. Надобно помнить о сем заповедь Божию и иметь страх Божий, помнить свои грехи и остерегаться, а в случае забвения и поползновения тотчас укорять себя и каяться. Да почаще прочитывать о сем поучения святого Лествичника и аввы Дорофея и тем себя удерживать».

Преподобный Амвросий советовал:

«Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: «Лицемере! Изми первее бревно из очесе своего и тогда узнаешь, как вынуть сучок из глаза ближнего”».

Преподобный Иосиф учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи:

«Против помыслов осуждения хорошо молиться молитвою святого Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего (или сестру мою)” и прочее».

«Если мысль осуждать кого-либо придет, то молитвой вооружайся против нея. Это главное оружие. Да к тому еще и свои немощи на память приведи, что сама хуже всех».

Преподобный Варсонофий предостерегал об опасности вражьих помыслов:

«Вот главное, что требуется от каждого человека, – это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: «Прости”, – а враг внушает: «Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси” и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним».

Избегайте общества, где осуждают кого-либо

Старец Макарий советовал избегать общества, где осуждают кого-либо, но не судить тех, кто осуждает, а помнить о своих слабостях и грехах:

«Просишь наставления, как бы не увлечься самой в осуждение, слушая других осуждающих? Кажется, лучшее средство – реже быть в таких обществах. А когда уже случится быть там, то не судить их за то, что они осуждают, а помнить, что ты еще слабее их на сие; когда же увлечешься и сама в пересуды, то приноси покаяние и смири себя».

С осуждением приходится бороться всю жизнь

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий напоминал: с осуждением и раздражением приходится бороться всю жизнь, и трудно избежать этих страстей, когда живешь среди людей. Но без борьбы, без падений и познания своей немощи не было бы смирения и духовного роста. Старец вспоминал свои первые месяцы в монастыре:

«Раздражение и осуждение – это тоже страсти, с которыми приходится бороться всю жизнь. Когда я поступил сюда при отце Анатолии, я ему говорил, что хотелось бы мне пожить поуединеннее.

– В затворе?

– Да, – отвечаю я.

– Что же, и в баню ходить не будете?

– Конечно.

– Да, вот я про то-то и говорю, что в баню ходить не будете.

– Вы, батюшка, – говорю я, – что-то под «баней» разумеете иное?

– Да, пустыня, затвор не очищают нас. Я в пустыне со своими страстями могу жить и не грешить по видимому. Нам нельзя там познать свою немощь, свои пороки, раздражение, осуждение, злобу и другое. А здесь нас чистят: как начнут «шпиговать», только держись – мы будем познавать свои немощи и смиряться. Здесь без вашей просьбы начнут вас чистить. Когда только поступаешь, все кажутся ангелами, а потом начнешь видеть пороки, и чем дальше, тем больше, – с этим надо бороться».

Заря кротости духовной

Если же научимся мы бороться с помыслами осуждения, а навыкнем, наоборот, к самоукорению и самообвинению, то, по мудрым словам преподобного Льва, наше сердце станет мягким и кротким и душа почувствует мир духовный:

«Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями. И когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении (себя), тогда сердце наше, с помощию Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким. Человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать, или, лучше сказать, вкушать, не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника.

Заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство. Тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно».

Помоги же нам, Господи, на этом нелегком пути! «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».


Мы созданы Богом для счастливой жизни. Библия многократно говорит об этом. Нам в Писании даны духовные принципы, направляющие нас к полноте Божьих благоcловений. Но часто люди сами лишают себя благословения, игнорируя законы Божьи. Впоследствии они пытаются понять причину ворвавшихся в их жизнь разрушений. Хорошо, если человек увидел корень своей проблемы. Тогда он может исправить ошибку и начать строить счастливую жизнь на твёрдом основании Божьего слова. Собственные падения могут послужить серьезным уроком, после которых человек уже руководствуется не желанием своей плоти, но ясным и конкретным водительством Святого Духа.
В своей нагорной проповеди Иисус дал нам чёткие принципы для строительства успешной духовной жизни. Один из этих принципов касается нашего отношения к недостаткам и падениям окружающих нас людей. Иисус сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф. 7:1-5).
Здесь мы видим принцип, нарушение которого приведёт нас к краху, а его верное применение сделает нас способными проявлять любовь, великодушие, сострадание людям, проходящим через сложный период борьбы с искушением.
Иисус затрагивает проблему суда и осуждения. Мы каждый день сталкиваемся с недостатками других людей. Часто мы невольно становимся свидетелями чьих-то падений. Какая в этот момент реакция бывает у нас на происходящее? Обычно в этот момент в человеке рождается осуждение. Судить — значит сосредотачивать внимание на недостатках других, критиковать, порицать и разглашать негативные стороны наших ближних. А Иисус говорит: «Не судите». Осуждение — это дело плоти. Ей нравится превозноситься над кем-то, выставлять себя в лучшем свете. Человек, живущий по плоти, переполнен осуждением, недовольством, сварливостью, раздражением и едкой критикой. А живущие по плоти Богу угодить не могут. Иисус призывает нас к богоугодной жизни, к хождению по духу. Христиане, живущие по Писанию, не должны поступать так, как свойственно поступать всем обычным людям.
Осуждение является посягательством на суверенитет Самого Бога!
Власть судить принадлежит только Ему. Иаков пишет: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12). Другими словами, апостол говорит: «Ты забываешь, кто ты есть, человек. Ты сделан из глины и несовершенен. Безгрешен только Бог, Который может судить человека». «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).
Если человек даёт место осуждению в своём разуме, то скоро это проявится в его речи. То, что долго копилось внутри, однажды выйдет наружу. Уста заговорят от избытка сердца. И тогда греха не миновать.
Что движет человеком, который судит других? Чаще всего это происходит с тем, кто допустил гордость в своё сердце и уже считает себя лучше, совершенней, успешней других людей. Он очень зорок к каждой детали в жизни других, но абсолютно слеп в отношении к своим порокам. Заметьте, что чаще всего нас раздражает в других то, что является нашей основной проблемой. Иисус назвал это огромным «бревном» в нашем глазу.
Сердце, судящее других, становится немилосердным и законническим.
Акцент на чужих недостатках делает нас нечувствительными к собственным изъянам. Царь Саул являет собой пример человека, который был жесток к недостаткам других, но своих пороков не замечал. Он готов был убить собственного сына в «борьбе за святость», желая доказать своё рвение к Богу. Но когда Самуил вновь и вновь обвинял Саула в непослушании, он находил множество слов, чтобы оправдать и выгородить себя.
Если мы не разделываемся с нашими собственными «брёвнами», не ищем освящения, то вскоре превращаемся в духовно слепых людей. Тогда мы способны учить других тому, что сами не исполняем, а сердце становится холодным и жестоким. «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). Мы считаем себя вправе критиковать окружающих, забывая, что сами нуждаемся в снисхождении и милости. Екклесиаст предупреждает: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Еккл. 7:16). Суд и критика становятся причиной многих падений. Осуждающий другого уже утратил бдительность, перестал работать над собой, впал в чрезмерное самомнение, которое ведёт к крушению. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).
Наше отношение к чужим немощам во многом определяет отношение Бога к нам. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. Мера нашей строгости или снисхождения становится мерой, которую Бог применяет к нам. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Человек, судящий другого, неминуемо будет пить чашу своего осуждения!
Давид был царём, совершившим тяжёлый грех перед Богом. Чтобы обличить его, Бог направил к нему пророка Нафана. Давиду была рассказана завуалированная история о жестоком и нечестивом богаче, который отобрал у бедняка последнее его утешение. Царь потребовал взыскания с богатого человека в четырехкратном размере! О, как он негодовал на его грех! Но через минуту он увидел палец пророка, направленный прямого на него: «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек» (2 Цар. 12:7). Пророк сказал: «Давид, я рассказывал о тебе. Ты являешься этим жестоким богачом. Неужели ты не понимаешь, что сам осудил себя своим приговором?» Давид смог увидеть и осудить грех в другом человеке, но он не осуждал свой собственный грех!
Мы часто не замечаем, что наши слова осуждения, сказанные против грехов других, выносят приговор нашим порокам. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 12:1).
Бог может допустить до нас падение, чтобы научить нас не судить других. Какие чувства возникают у нас, когда мы споткнулись и где-то согрешили? Ищем ли мы строгости и требовательности со стороны окружающих? Нет! Скорее мы ищем поддержки, милости и прощения. Наше сердце уже изранено грехом, сожалением и самоосуждением. Мы каемся и сокрушаемся, понимая, какую боль мы причинили Иисусу нашим непослушанием. И как нам тяжело и трудно в этот момент видеть чьи-то злорадно осуждающие взгляды, слышать слова обличения! Нам невыносимо, когда нет рядом того, кто перевязал бы наши раны, утешил, покрыл любовью. А как мы относились к тем, кто согрешил и упал у нас на глазах? Возливали ли мы на их раны елей милости? Были ли наши слова ободряющими и утешающими для них? Иисус сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12). Если наше сердце взывает о милосердии в момент наших падений, то пусть же и мы не станем строгими судьями тех, кого подкараулил грех.
Петр был человеком, низко упавшим пред Богом. Его уста использовал сатана, пытаясь обольстить Иисуса и увести Его от креста. Он был очень высокого мнения о себе и считал себя вправе осуждать других учеников. В трудный час он оставил Господа и трижды отрёкся от Него. На дне своего падения Пётр осознал свой грех, он плакал и сокрушался. И вот Иисус, когда воскрес, пришёл к нему. Осудил ли Он его? Вынес ли ему строгий приговор? Напротив, уже заранее Он дал Петру обещание прощения и восстановления: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:32). Другими словами, Он сказал Петру: «Я знаю о твоём предстоящем падении. В данный момент ты ослеплён гордостью и самомнением, полон осуждения других Моих учеников. Ты считаешь себя сильным, но ты не в состоянии противостоять искушению. Пётр, ты согрешишь. Но знай, что Я люблю тебя, Я милостив к тебе! И когда ты будешь прощён, я хочу, чтобы ты был поддержкой для упавших. Познав Мою милость прощения, являй её другим!» Иисус, как никто другой, переживает всю боль и горечь наших падений. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).
Павел пережил этот период разочарований в молодые годы своего становления. Он писал: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:15, 19). Впоследствии, войдя в жизнь победы духа над плотью, он был способен поддерживать и поднимать тех, кто переживал эту борьбу: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29).

Итак, что ты будешь делать теперь, когда увидишь кого-то в борьбе с искушением? Что будет происходить в твоём сердце, когда ты увидишь брата упавшим? Апостола Иоанна справедливо называют апостолом любви. Он призывает: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» (1 Ин. 5:16). Любовь никогда не радуется чьему-то падению, она покрывает, снисходит и помогает встать. По твоим молитвам Бог может вырвать многих обманутых дьяволом из пут греха.
Духовная сила заключается не в сверхъестественных проявлениях, но в познании Божьей милости. Познав ее, твои уста будут свободны от злословия и осуждения, в сердце не будет тайного злорадства, когда кто-то упал. Ты будешь наполнен состраданием, любовью и великодушием. Твоя духовная высота проявится в способности снисходить к чужим немощам. Мы — не судьи чужих пороков, но ходатаи за упавших, если только знаем сердце Иисуса, Которое наполнено великим милосердием!

Ещё в детстве в той или иной ситуации мы понимаем, что нельзя всегда говорить то, что у тебя на уме. Если ты не попадёшь в тон мнения большинства, над тобой будут смеяться. Ладно ещё школьные годы, но ведь выученные в детстве правила поведения продолжают работать и во взрослой жизни. Более того, ориентация на общественное мнение — это настоящая истерия, которая распространяется в культурах всего мира. С одной стороны, в этом нет ничего страшного, многие люди живут так всю жизнь, но КАК они живут и как могли бы жить, если бы слушали себя и не боялись социума?

Иррациональная одержимость общественным мнением

В эволюции нет случайных событий, и, чтобы понять настоящую причину этого безумия, давайте вернёмся в 50 000 год до н. э., когда ваш далёкий предок жил в небольшом племени.

Быть частью этого племени очень важно для него, от этого зависит выживание. Древние люди вместе охотятся, защищают друг друга, а изгои погибают. Так что для вашего далёкого предка нет ничего важнее согласия со своими соплеменниками, особенно с авторитетными альфа-самцами.

Если он не будет соглашаться со всеми и угождать людям своего племени, его признают странным, раздражающим и неприятным, а потом вообще выгонят из племени и оставят умирать одного.

Если он будет преследовать женщину из своего племени и их отношения окончатся, не начавшись, она расскажет всем женщинам племени о его неудаче. И все женщины, с которыми у него могли бы быть отношения, узнав о провале, тоже отвергнут его.

Так что оставаться в социуме в то время было всем, и всё делалось для того, чтобы тебя принимали.

Прошло много лет, но социальная истерия продолжает мучить людей. Сейчас мы не так нуждаемся в одобрении со стороны каждого человека, но поиск социального одобрения и парализующий страх не понравиться другим людям как будто остался в наших генах и не думает никуда исчезать.

Давайте назовём эту одержимость мамонтом социального выживания, или внутренним мамонтом. Выглядит он примерно вот так:

изображение с сайта Wait But Why

Для вашего далёкого пещерного предка наличие внутреннего мамонта было залогом выживания и процветания. Всё было просто: хорошо корми мамонта социальным одобрением и внимательно следи за его страхами по поводу несогласия, и всё будет отлично.

Такая система отлично работала 50 000 лет до н. э. И 30 000 лет до н. э., и даже через 20 000 лет после этого. Но постепенно общество изменилось, а вместе с ним изменились и потребности. А биология не успела под неё подстроиться, что странно, до сих пор.

Наше тело и наш разум и сейчас сделаны так, как будто нам предстоит жить в 50 000 году до н. э. Этот пещерный стиль выживания в социуме уже неактуален, но он продолжает мучить нас.

Сейчас, в 2014 году, нас продолжает преследовать большой, голодный и пугливый мамонт, который до сих пор думает, как в 50 000 году до н. э.

Иначе почему вы перебираете четыре наряда, но никак не можете решить, что надеть?

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why

Кошмары мамонта о неудачном опыте с противоположным полом делали ваших предков осторожными и сообразительными, но сейчас советы мамонта делают вас просто нерешительными и жалкими.

изображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Whyизображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why

Мамонт вмешивается в порывы творчества и не даёт проявить себя из-за страха провала.

изображение с сайта Wait But Why

У мамонта постоянно случаются вспышки страха, он боится общественного порицания, и это играет огромную роль во многих сферах жизни.

Это причина того, что вы боитесь идти в ресторан или в кино в одиночестве, потому что это странно. Причина того, что родители слишком беспокоятся о том, в какой колледж поступит их ребёнок. Причина браков без любви и прибыльной карьеры без увлечённости и страсти к своему делу.

Мамонта надо кормить, и кормить постоянно. Он питается одобрением и чувством того, что в любой моральной и общественной дилемме он на верной стороне.

Почему иначе вы так тщательно отбираете фотографии для Facebook? Почему хвастаетесь друзьям, даже если потом сожалеете об этом?

Общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать эту мамонтозависимую модель. Оно вводит звания и награды, саму концепцию престижа, чтобы держать мамонта довольным и заставлять людей делать ненужные в сущности вещи и проживать ущербную жизнь, которую они никогда бы не выбрали, если бы не мамонт.

Кроме того, мамонт хочет приспосабливаться и быть похожим на всех. Он всё время озирается, чтобы понять, что делают другие люди, и когда он понимает, то тут же копирует их поведение. Чтобы увидеть это, достаточно посмотреть на фотографии двух выпусков колледжа разных лет.

изображение с сайта Wait But Why

«Приемлемое» престижное образование тоже стало частью корма для мамонта.

изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why

Иногда мамонт сосредотачивается не на широкой общественности, а на завоевании одобрения кукловода. Это человек или группа людей, чьё мнение значит для вас ТАК много, что фактически определяет все аспекты вашей жизни.

Часто кукловодами становятся родители или заводилы в компании друзей. Вы можете сделать своим кукловодом даже плохо знакомого человека или вообще незнакомую знаменитость (что часто делают подростки).

Мы желаем одобрения своего кукловода больше, чем любого другого, и приходим в ужас от мысли, что можем разочаровать или расстроить его.

В таких отравленных отношениях с кукловодом ваши мнения и моральные убеждения полностью принадлежат ему, и от него зависит, какими они будут.

И в то время, как на нужды внутреннего мамонта уходит столько мыслей и энергии, в вашем мозгу постоянно присутствует кое-кто ещё. Он всё время находится в самом центре вашего Я — это ваш подлинный голос.

изображение с сайта Wait But Why

Ваш подлинный голос знает о вас всё. На контрасте со строгим дуализмом простого мамонта, для которого есть только белое и чёрное, подлинный голос всеобъемлющий и сложный, иногда не очень понятный, постоянно развивающийся и не знающий страха.

У вашего подлинного голоса есть свои моральные принципы, которые основываются на опыте, чувствах и личных взглядах, на сострадании и честности.

Он знает, что вы чувствуете насчёт денег, семьи и отношений; какие люди, интересы и типы активности действительно приносят вам удовольствие, а какие — нет. Ваш подлинный голос понимает, что не знает, как должна пройти ваша жизнь, но он чувствует верный путь.

В то время как мамонт, принимая решения, ориентируется только на внешний мир, подлинный голос использует внешний мир, чтобы собирать и познавать информацию, но, когда приходит время для решений, всё, что ему нужно, уже есть в мозгу.

Мамонт постоянно игнорирует подлинный голос. Например, если уверенный в себе человек выскажет своё мнение, мамонт весь превращается в слух. А отчаянные мольбы внутреннего голоса отклоняются и игнорируются, пока кто-нибудь не выскажет такую точку зрения.

А когда наш мозг, действующий по законам далёких предков, продолжает давать мамонту слишком много власти, подлинный голос начинает чувствовать себя лишним. Он замолкает, теряет мотивацию и исчезает.

изображение с сайта Wait But Why

В конце концов человек, управляемый мамонтом, теряет связь со своим подлинным голосом. Во времена племён это было нормально, ведь всё, что было нужно, — это соглашаться и соответствовать, и мамонт отлично с этим справляется.

Но сегодня, когда мир стал гораздо шире и полнее, а люди сталкиваются с множеством культур и отдельных личностей, мнений и возможностей, потеря внутреннего голоса становится опасностью.

Когда вы не знаете, кто вы на самом деле, единственный механизм для принятия решений, который у вас остаётся, — это устаревшие нужды вашего эмоционального мамонта.

И когда доходит до самых личных и самых важных вопросов, вместо того чтобы погрузиться внутрь себя и в туманной изменчивости своего Я найти ответ на все вопросы, вы просто смотрите на окружающих и ищете ответы в них. В результате вы становитесь какой-то смесью самых сильных мнений тех людей, которые вас окружают. И уж точно не собой.

Кроме того, потеря контакта с подлинным голосом делает вас слабыми. Когда ваша личность поддерживается только одобрением и признанием окружающих людей, критика и осуждение других будут реально болезненными.

Конечно, поражение достаточно болезненно для всех, но для людей, ведомых мамонтом, это имеет гораздо большее значение, чем для людей с сильным подлинным голосом.

У людей с развитым «настоящим Я» есть внутренний стержень, который помогает им держаться и продолжать делать своё дело, а у мамонтозависимого человека есть только стремление соответствовать другим и никакого стержня, так что провалы для него — настоящая катастрофа.

Например, вы знаете людей, которые не умеют воспринимать даже конструктивную критику, а иногда могут даже мстить за это? Эти люди одержимы мамонтом, и они так бесятся насчёт критики, потому что не могут переносить неодобрение.

изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why

После всего сказанного становится ясно: надо найти способ обуздать своего внутреннего мамонта. Это единственная возможность вернуть жизнь в свои руки и управлять ей.

Как найти и укротить своего внутреннего мамонта

Некоторые люди рождаются с умным ручным мамонтом, или их воспитание помогает держать мамонта в узде. Другие до самой смерти ни разу не пробуют укротить своего мамонта и всю жизнь выполняют его капризы. Большинство из нас находятся где-то посередине: в каких-то жизненных ситуациях мы контролируем своего мамонта, в других он вредит нам.

Если вами управляет мамонт, это вовсе не значит, что вы плохой или слабый человек. Просто вы пока не научились им управлять. Вы даже можете не знать о существовании мамонта и о том, что ваше подлинное Я забилось в угол и молчит.

Какой бы ни была ваша ситуация, вы должны держать мамонта под контролем. Вот три шага, которые помогут это сделать.

Шаг 1: проверьте себя

Первый шаг заключается в честной и справедливой оценке того, что творится у вас в голове. Вот три части этого шага.

1. Познакомьтесь со своим подлинным голосом

изображение с сайта Wait But Why

Кажется, что это несложно, но на самом деле очень даже. Нужно приложить серьёзные усилия, чтобы продраться сквозь паутину мыслей и мнений других людей и понять своё «настоящее Я».

Вы проводите время с огромным количеством людей, кто из них вам по-настоящему нравится? Как вы проводите своё свободное время и действительно ли вам нравятся все его составляющие?

Есть ли вещи, на которые вы регулярно тратите деньги, но не чувствуете от них никакого удовольствия? Как вы относитесь к своей работе и социальному статусу? Каковы ваши политические убеждения?

Вы вообще думали об этом? Вы делаете вид, что вас волнуют какие-то вещи, просто чтобы иметь своё мнение? Может быть, у вас есть своё мнение о каких-то политических и моральных проблемах, которое вы никогда не озвучивали, потому что люди, которых вы знаете, будут возмущаться?

Это обычные вопросы для исследования души или поиска себя, но это действительно нужно сделать. Может быть, вы можете размышлять об этом прямо сейчас, где бы вы ни находились, а может, вам нужна особая атмосфера: удалиться подальше, остаться наедине с собой и только тогда окунуться в рефлексию.

В любом случае надо выяснить, что действительно имеет для вас значение, и начать гордиться своим подлинным голосом, «настоящим Я».

2. Узнайте, где прячется мамонт

изображение с сайта Wait But Why

Большинство времени, когда мамонт находится под контролем, человек даже не осознаёт этого. Но вы не сможете добиться успеха, если не будете точно уверены, где именно находятся самые большие проблемы.

Самый очевидный способ обнаружить мамонта — выяснить, где гнездятся ваши страхи, в какой области чаще всего возникает стыд и смущение. Когда вы думаете о какой-то сфере жизни, вас охватывает ужасное чувство, ощущение провала, и этот провал кажется ночным кошмаром. Что это за сфера?

Вы боитесь начать что-то, даже если знаете, что хороши в этом деле. Какие сферы жизни точно нуждаются в изменениях, но вы избегаете перемен в них и ничего не делаете?

Второе место, где прячется мамонт, — это слишком приятные чувства, которые возникают, когда вы соглашаетесь с другими людьми. Вы правда угождаете людям на работе и в личной жизни? Вас пугает возможность не согласиться с родителями? Между их гордостью за вас и возможностью порадовать себя вы выбираете первое?

Третье поле, где прячется мамонт, — это когда вы не можете принимать решения без одобрения со стороны других людей. Или можете, но чувствуете себя очень некомфортно. Какие из ваших мнений и убеждений принадлежат вам, а не другим людям? Вы придерживаетесь этих мнений, потому что так говорят другие?

Если вы представляете своего нового друга/подругу родным и друзьям и ваша пассия никому не понравилась, их отношение может изменить ваши чувства? В вашей жизни есть человек, который управляет вами, как марионеткой? Если есть, то кто он и почему вы позволяете это делать?

3. Решите, где пора взять контроль над мамонтом

изображение с сайта Wait But Why

Невозможно совсем выкинуть мамонта из головы, всё-таки мы люди. Но что действительно необходимо сделать, так это избавить от его влияния некоторые сферы жизни, которые просто обязаны находиться под контролем вашего подлинного Я.

Это очевидные области, такие как выбор партнёра, карьеры и способа воспитания детей. Остальные сферы индивидуальны и определяются через простой вопрос: «В каких сферах жизни я должен быть полностью честным с собой?».

Шаг 2: смелее, у мамонта низкий IQ

Настоящие шерстистые мамонты были достаточно глупыми, чтобы вымереть, и выживание социальных мамонтов ничуть не лучше. Несмотря на то, что они преследуют нас, мамонты глупые, примитивные создания, которые не понимают современного мира.

Глубоко прочувствуйте и осознайте это. Это ключ к подчинению вашего мамонта. Есть две серьёзные причины не принимать своего мамонта всерьёз.

1. Страхи мамонта иррациональны

У мамонта есть пять глобальных ошибок.

→ Все говорят обо мне и моей жизни, и только подумайте, что они все скажут, если я пойду на этот рискованный или странный поступок!

Вот как думает мамонт:

изображение с сайта Wait But Why

А вот как всё выглядит на самом деле:

изображение с сайта Wait But Why

Никому нет дела до того, как вы живёте и что творите. Люди по большей части думают только о себе.

→ Если я постараюсь, я смогу угодить всем.

Да, это может случиться, если вы живёте в племени на 40 человек, объединённом одной культурой. Но в современном мире неважно, кто вы и как себя ведёте. Некоторые люди будут вас любить, другие будут ненавидеть или просто недолюбливать.

Если одни люди одобряют вас, других вы выводите из себя. Так что сильное желание понравиться одной группе людей нелогично и неправильно, особенно если вы не сильно поддерживаете их взгляды. Вы прилагаете недюжинные усилия, чтобы угодить одной компании людей, а в это время другие люди, которые могли бы стать настоящими друзьями, так и не дождутся вашего общества.

→ Если меня осудят, посмотрят свысока или скажут про меня гадость, это вызовет серьёзные последствия в моей жизни.

Человек, который осуждает вас или ваши действия, даже не находится в одном с вами помещении или, по крайней мере, непосредственно рядом с вами. В 99,7% случаев так и происходит. Это классическая ошибка мамонта — представлять себе социальные последствия, которые гораздо хуже и страшнее, чем то, что происходит на самом деле. В реальности чужие мнения практически ничего не значат и никак не влияют на жизнь.

→ Осуждающие меня люди имеют значение.

Вот что творится в голове людей, которые любят осуждать других: они полностью под контролем мамонта и ищут себе таких же друзей-марионеток мамонта. Любимое развлечение таких людей — собираться вместе и перемывать косточки всем подряд.

Может быть, они завидуют, и обливание грязью других людей помогает им завидовать чуть меньше. Или им просто нравится купаться в злорадстве. В любом случае эти осуждающие тирады служат отличным кормом для мамонта.

Во время осуждения кого-либо сплетники всегда оказываются на другой, «правильной стороне» и чувствуют себя белыми и пушистыми. Неприятно осознавать, что за ваш счёт кто-то чувствует себя прекрасным и непорочным, но на самом деле это никак не влияет на вашу жизнь.

изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why изображение с сайта Wait But Why

Чужие разговоры и сплетни не касаются вас, они касаются только сплетников и их откормленных мамонтов. Если вы поймали себя на том, что принимаете решение с оглядкой на сплетников из страха, что они осудят вас, вовремя осознайте, что происходит, и остановитесь.

→ Я буду плохим человеком, если разочарую или обижу людей, которые любят меня и столько в меня вложили.

Нет. Вы не будете плохим человеком, сыном или другом, если будете слушать настоящего себя. Есть одно простое правило: если они действительно любят вас, а не эгоистично пользуются, они примут всё, что сделает вас счастливым, и снова придут к вам.

Ну а если вы счастливы, а они и не думают приходить, случилось вот что: их сильные чувства по поводу того, кем вы должны быть и что делать, — это отголосок их мамонтов, а расстраиваются они потому, что беспокоятся, что об этом скажут другие люди. Они позволяют своему мамонту победить любовь к вам, а значит, им нет места в вашей жизни.

И ещё две причины, почему боязливая одержимость мамонта социальным одобрением не имеет никакого смысла.

А. Вы живёте здесь.

изображение с сайта Wait But Why

Что вообще может иметь значение?

В. И вы, и все, кого вы знаете, умрут. И довольно скоро.

изображение с сайта Wait But Why

Так вот, все страхи мамонта иррациональны, потому что он глупый. А вот и вторая причина.

2. Усилия мамонта антипроизводительны

Ирония ситуации в том, что огромный мамонт не может хорошо сделать даже свою работу. Методы, которыми он собрался победить, может и были бы эффективны в более простые времена, но сегодня они неактуальны.

Современный мир — это мир «настоящего Я», и если мамонт хочет выжить и процветать, он должен делать то, что больше всего его пугает, — позволить «настоящему Я» взять верх.

Подлинная личность интересна, а мамонт скучен. Каждое «настоящее Я» уникально и самодостаточно, что действительно интересно. Мамонты всегда одинаковые, они копируют, подчиняются и соответствуют, а их мотивы не основываются на чём-то подлинном, настоящем. Они делаю только то, что «должны» делать, что они думают, что должны. И это скучно.

Подлинный голос ведёт. Мамонт следует. Лидерство естественно для большинства настоящих личностей, потому что они видят обычные вещи и решения с нестандартных точек зрения, под другим углом. И если они умны и современны, они могут изменить что-то в мировом масштабе и создавать события и вещи, которые нарушают статус-кво.

Если вы даёте такому человеку кисть и холст, он может не нарисовать ничего хорошего, но изменить сам холст тем или иным способом.

Мамонты же по определению ведомые. Больше всего они боятся нарушить статус-кво, потому что они как раз стараются соответствовать ему.

Когда вы даёте им холст и краску такого же цвета, как и холст, они рисуют что-нибудь, но это ничего не меняет, ведь всё равно ничего не видно.

В целом различия между людьми, одержимыми внутренним мамонтом, и теми, кем движет истинный голос, видны практически сразу. Последние обладают неким магнетизмом, иначе говоря, харизмой, их уважают и любят в коллективе.

А всё потому, что люди всегда уважают силу характера, достаточную для того, чтобы обуздать внутреннего мамонта и быть независимым. Вот вам и секрет харизматичного человека.

Шаг 3: пора становиться собой

До этого момента мы просто развлекались теорией. Разобрали, почему людей так волнует, что о них подумают, почему это ограничивает свободу и почему лучше отказаться от этого.

Но одно дело читать пост и думать: «Да, это правильно, надо перестать так париться насчёт общественного мнения», — и совсем другое — начать что-то менять. Для этого нужна смелость.

изображение с сайта Wait But Why

Но смелость для чего конкретно? Как мы уже говорили, нет никакой угрозы в общественном мнении.

Ни один из ваших социальных страхов на самом деле не страшный.

Осознав это, вы избавитесь от страха, который испытываете, а без него мамонт теряет свою силу и власть.

изображение с сайта Wait But Why

С ослабевшим внутренним мамонтом вы сможете быть собой и делать то, что нужно именно вам. И когда вы увидите положительные изменения в жизни с незначительными негативными последствиями и без всяких сожалений с вашей стороны, слушать свой истинный голос станет привычкой.

Конечно, мамонт не исчезнет, он никогда не исчезнет, но теперь вы будете легко игнорировать его жалкие попытки захватить власть, потому что истинный голос станет доминирующим внутренним фактором.

изображение с сайта Wait But Why

Может быть, вас будут считать немного странным, но теперь общество станет вашим холстом, полем для деятельности, вы перестанете пресмыкаться перед ним и робко ждать одобрения и принятия.

Вашему истинному Я дана только одна жизнь, так дайте ему возможность прожить её.

Помолитесь в спокойной обстановке и вспомните, тех людей, которые вас ранили словами. Также вспомните тех людей, кого, возможно, вы ранили своими словами, кто пострадал от вас. Это могут быть ваши лидеры в церкви, друзья, члены семьи, родственники, начальство на работе, соседи. Если при воспоминании тех случаев у вас возникают неприятные чувства, всплывают негативные образы, осуждение, чувство вины, чувство отверженности, чувство боли, значит, вам нужно молиться об исцелении сердца.

Признаком исцеления является, только воспоминания этих событий, без каких либо отрицательных чувств, эмоций или переживаний. То есть вы помните эти события, но уже никак на них не реагируете.

Молитва.

Отец Небесный я прихожу к Тебе сейчас во Имя Иисуса Христа, прошу Тебя, — исцели мое сердце от всех ран и боли, освободи меня от всякого непрощения, зависти и осуждения. Я прощаю всем своим сердцем _______(имя) за ________ . Я прощаю всех этих людей за то, что они сделали мне, я отпускаю их на свободу, и ничего не имею против них. Я также прощаю себя, за то, что не правильно поступал и реагировал. Прошу Тебя, Отец Небесный, прости и Ты мне все эти грехи. Я принимаю Твое прощение, через Имя и кровь Иисуса Христа, я раскаиваюсь во всем, и взываю сейчас о Твоей милости. Боже, очисти меня сейчас, освободи и исцели меня, избавь меня от всякого зла и удали от меня все то, что мучило меня. Я подчиняюсь сейчас Твоей истине и Твоей воле, и благодарю тебя за мое прощение, свободу и исцеление. Отец мой Небесный, все это я просил Тебя, во имя Иисуса Христа. Аминь.

СТРАХ ОСУЖДЕНИЯ

У многих взрослых, как говорят психологи, это наиболее распространенная форма страха. Когда ваши нервные окончания напряжены до предела, вы становитесь очень чувствительным. Вам все время кажется, что за вами наблюдают, вы чувствуете, что про вас говорят, осуждая вас. Чтобы избавиться от этого страха, вы должны понять, что многие люди полны зависти. Единственный путь, которым они могут оправдать собственную слабость, – это постоянно кого-нибудь осуждать.

Таким осуждением, например, являются сомнительные комплименты. Но это только означает, что вы можете совершить что-то такое, что другие сделать просто не в силах. Если вас не осуждают, не критикуют, значит, вы стоите на месте. Но если вы находитесь под обстрелом критики, знайте, что люди просто завидуют вашим успехам. Вам следует помнить о том, что никто не сможет сделать приятное сразу всем окружающим.

Если вы очень нервны и чувствительны, из-за страха осуждения займетесь самоедством, самоистязанием, что может очень плачевно сказаться на вашем здоровье и дальнейшей жизни. Для поддержания вам необходимо воспользоваться аутогенными тренировками. Вот самая простая из них:

«Я спокоен. Меня не задевает чужая критика. Мои дела успешны. Я уверен в себе, в своих собственных силах. Ничто не может помешать моему успеху. Ничто не нарушит мой покой, мой привычный уклад жизни. Меня не задевает осуждение окружающих. Я прав. Я все делаю правильно. Чужая зависть не сможет мне навредить. Я спокоен. Я очень удачлив. Мои дела движутся вперед. Я верю в свою счастливую звезду. Ничьи кривотолки не смогут помешать мне. Злословие не касается меня. Чужая зависть мне не страшна. Я уверен в себе, в своих силах».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *