Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад бороться с ними.

Преподобный Макарий писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и Hил Сорский и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

Плотские, борющиеся и совершенные

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:

«Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские — это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: «Убей такого-то: он тебе много сделал зла», — и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк. 23: 42), — то был помилован.

Люди второй категории — это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба — но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части — но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому — такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть.

Наконец, люди совершенные — это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение".

Как преодолевать свои страсти

Преподобный Лев на вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией:

«Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) для облегчения борьбы со страстями советовал следующее:

«Надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное — смиряться: без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие».

Преподобный Макарий напоминал о важной роли духовного наставника и послушания:

«Да поможет вам Господь обрести наставника непрелестного и чрез послушание освободиться от страстей».

Преподобный советовал изучать труды святых отцов:

«Читайте учение святых отцев подвижников: святого Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и прочее..»

Спасение в самоукорении и смирении

Но одного чтения недостаточно. Преподобный Макарий подчеркивал, что для борьбы со страстями нужна духовная практика, нужно бороться со страстями на деле, искать спасения в самоукорении и смирении:

«Помни же, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикою».

«Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. „Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит“ (Пс. 50: 19)».

Старец учил:

«Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости — смирение, против чревообъядения — воздержание, против зависти и злопомнения — любовь; но когда этого нет, то поне (по крайней мере) будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».

Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:

«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».

Кроме того, старец Варсонофий объяснял, что бывает и незаконное самоукорение, когда мы не хотим сделать над собой усилия в борьбе со страстями:

«Укоряйте себя.

Как современному человеку бороться со страстями. Советы пастырей

Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями. то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы.

Преподобный Иосиф Оптинский

Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение".

Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:

«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».

«Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески».

Терпение необходимо

Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:

«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: „Ну что, живы ли ещё покойнички?“ Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».

Преподобный писал:

«Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное. Чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем всё тише и тише действуют страсти: они как бы спят».

Нужно учиться бороться со страстями, но и терпеть себя немощного, не способного сразу стать бесстрастным. В желании мгновенно обрести бесстрастие кроется духовная гордость. Преподобный Никон писал духовному чаду:

«В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами — необходим крест».

Всякая страсть ослепляет человека

На вопрос, можно ли доверять своей совести в определении собственных страстей и погрешностей, преподобный Иларион отвечал так:

«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена ещё, как надо».

Что же делать? Преподобный Макарий советовал:

«Так как всякая страсть ослепляет человека, то просить Господа, чтобы не попустил помрачиться зрению душевному от страстей».

Преподобный Иосиф писал:

«Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:

«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».

Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:

«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т. д.»

По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, — сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Куда ни пойдем, туда и страсти свои понесем

Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:

«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:

«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».

Особое нападение страстей

Преподобный Антоний предостерегал:

«Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу».

Сохранять сердце свое в спокойствии от смущения

Преподобный Антоний учил при наплыве страстей не смущаться, а спокойным духом покаяться, сохранить свое сердце в спокойствии от смущения как от неприязненного духа:

«Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благого желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, не вниди в суд с рабой Твоей». Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки темже покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!»

Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения как от неприязненного духа".

Страсти могут передаваться

Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:

«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.

Когда святой Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

— Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

— Оттого, — сказал святой, — что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти".

Кто разумно служит больным — освобождается от страстей

Еще один совет преподобного Макария касается тех, кто служит больным:

«Касательно служения твоего больному брату, помни, что „боляй и служай едину мзду примут“; да и чувство сострадания заставит без смущения переносить всё скорбное. Авва Дорофей говорит, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Почему страсти иногда не мучают духовных младенцев

Если страсти не мучают духовных младенцев, это не означает, что у них нет страстей. Иногда Господь хранит человека по его духовному младенчеству. Преподобный Макарий писал:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Преподобный Иосиф предостерегал от ложного мнения о своем бесстрастии:

«Бесстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами и многими постами и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

http://www.pravoslavie.ru/put/59 830.htm

Как избавиться от вожделения

6 врагов, о которых мы постоянно говорим, на самом деле не 6. На самом деле враг только один – это вожделение. Оно принимает 6 разных форм, видов, и самое отвратительное, гадкое и мерзкое из этих видов – это матсарья. Матсарья – это злоба, зависть, когда мы причиняем боль другим и наслаждаемся этой болью. Сита спросила у Господа Рамачандры, как распознать человека, свободного от вожделения. Рамачандра сказал, что такой человек никогда не говорит о женщинах или объектах противоположного пола с точки зрения наслаждения; этот человек никогда не лжет; этот человек никогда не причиняет боли другим, не наказывает других без необходимости и не дает волю своей искаженной природе, которая базируется на каме. В нашем сердце океан вожделения, и если мы с решимостью начнем его вычерпывать, — Кришна нам поможет, также как воробьихе, которая хотела вычерпать океан, помог Гаруда.

Решимость – великая сила и она основана на интеллекте, на понимании того, что желания имеют чуждую природу, что желания придуманы. Шрила Прабхупада говорит, что мы должны понять, что все наши бесконечные желания придуманы нами. И все, что придумано нами, в сущности, не имеет никакого смысла. Человек живет в иллюзорном, придуманном мире и материальное счастье ложно, потому что оно основано на выдуманных нами символах, иллюзиях. Потом мы гоняемся за этими призраками, и когда мы их ловим, мы видим, что счастья никакого нет, и мы думаем, что нас снова обманули, но кто кого обманул? Мы постоянно обманываем себя сами. Есть настоящее счастье, но оно не основано на обладании временными, призрачными вещами этого мира.

Человек по-настоящему почувствует себя царем, когда он сможет победить чувства. Кришна говорит, что ничто не мешает нам победить свои чувства. Ничто, кроме вожделения. Эта сила иногда оказывается сильнее нас. Мы говорили, что все начинается с медитации на объекты чувств, мы можем прекратить общаться с объектами чувств, но медитация на них может оставаться еще долго. И если человек медитирует на объекты чувств и при этом не удовлетворяет их, его желания становится все сильнее и сильнее. Иногда преданные пытаются победить себя просто силой. Но Кришна говорит, что ничего нельзя добиться, если просто пытаться подавить в себе желание.

Православные цитаты

Природа в высшей степени сильна. Если есть желание, и мы продолжаем на него медитировать, то оно станет сильнее. Мы можем пытаться морить голодом самскару, но она от этого станет только сильнее, почему? Потому что у нас остался вкус!!!
Шивананда Свами, великий йог, говорит, что когда тигр пробует человеческую кровь, то после этого он не может уже есть ничто другое, тигр становится людоедом. Также и ум: когда он узнал вкус секса, он уже не может остановиться, ему будет хотеться постоянно этого ощущения. Харе Кришна! Поэтому Рупа Госвами говорит, что вайрагья – это не состояние искусственного отречения, это естественное состояние, которое приходит в процессе духовной практики, когда высший вкус перекрывает низший, когда у человека в принципе нет никаких привязанностей, когда человек реально разрешил эти проблемы, ощущая духовный вкус.

Люди пытаются имитировать Рупу Госвами, Рагхунатху даса Госвами, но их нельзя имитировать. Давайте запомним с вами одну очень важную истину. Вайрагья в нашем случае не является методом духовной жизни. Вайрагья – это не наша практика, ки-джай! Мы не пытаемся достичь чего-то с помощью искусственного отречения, но мы пытаемся реально, сознательно обрести высший вкус. И сегодня мы поговорим о том, как его обрести.

По сути дела, почему вожделение такое сильное? Почему мы так сильно хотим есть или наслаждать другие свои чувства? Потому что, в конечном счете, все это ассоциируется в нашем сознании с любовью. Человек путает секс с любовью, пищу – с любовью. Люди, неудачники, и у которых много проблем, начинают много есть, обычно толстые люди очень несчастны. В Америке много толстых несчастных людей. Реально людям не хватает любви, и как ее обрести – большой секрет. На самом деле он известен всем, и Рагхунатха дас Госвами открывает нам этот секрет. Наше сердце мучается от недостатка любви, но к счастью наш ум является зеркалом, которое обладает способностью отражать. Если у нас нет любви, то, как мы можем ее обрести? Мы можем отразить чужую любовь и почувствовать отблеск этой любви. Совет, который дает Рагхунатха дас Госвами заключается именно в этом: «Если вожделение одолело тебя, подойди к человеку, у которого в сердце есть любовь, и ты почувствуешь то же, и вожделение убежит с ужасом и воплями».

Бхакти Вигьяна Госвами

Как победить страсть к осуждению?

Сергий Пономарь

(Переработка материалов одноименной книги
священника Георгия Максимова, а также других источников)

      Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ  на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, — «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.

      Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности –  святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что  добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.
          
                  Поучения: «Как бороться со страстью осуждения?»

      1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
      Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
      Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, –  мы  обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!

      2.) Увидел согрешающего, –  пожалей его.
      «Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
      Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».

       3.) Увидел согрешающего – помолись за него: : «Господи, прости его,  вразуми, обрати его к покаянию и спаси».

Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.

       4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
       Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
      Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…

      5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
      Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Тем самым становимся подобны сатане, который также пожелал стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову. Таким образом,  как  бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, –  с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.

      6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
      А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен  «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
      «Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).

      7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
      Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).

      8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
      Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих».

Сокровищница духовной мудрости

Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
      Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
      Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.

      9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.

     10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
      «Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
      «Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
      Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».

      11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
      Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
      И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
      Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».
      
      12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
      Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.

      13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи  Иисусе  Христе,  Сыне  Божий,  помилуй  мя,  грешнаго».
      Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
      Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
      В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
      «Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

      14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
      Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.

     15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
      Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых.  Аминь.

© Copyright: Сергий Пономарь, 2018
Свидетельство о публикации №218021601283

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергий Пономарь

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Сергий Пономарь

Биология — Страсть (чувство) — В религиях

27 февраля 2011

Оглавление:
1. Страсть (чувство)
2. В древнегреческой философии
3. В религиях

В православии

В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»

Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения.

Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, печаль. Их разделяют на телесные и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач.

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги, еда, незаконные половые увлечения, унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними, чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий.

Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.

В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.

  1. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
  2. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
  3. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
  4. Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
  5. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».

Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.

Борьба со страстями — одна из главных задач христианина.

Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.

В католичестве

В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное.

С чего начинается борьба со страстями?

Катехизис католической церкви поясняет: "Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое. Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует».

Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

В индуизме

В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний», в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.

Просмотров: 8271

Состояние, характеризующееся сильной страстью и навязчивой эмоциональной зацикленностью на конкретном человеке, называется любовной зависимостью. В психологии это явление получило название аддикции или созависимых отношений. С настоящей любовью у одержимости нет ничего общего, однако многие женщины становятся заложницами своих же привязанностей. В результате они расплачиваются потерей собственного «Я», самоуважения, способности дальше двигаться и жить полноценной жизнью. Как избавиться от любовной зависимости?

Причины одержимости

Считается, что от любовной зависимости к партнеру страдают женщины с сильно заниженной самооценкой.

Доступ запрещен

Из-за неспособности к самореализации, они вначале уделяют пристальное внимание другому человеку, потом влюбляются, а дальше – отказываются от собственных интересов в пользу объекта вожделения.

Согласно исследованиям психологов, проблеме подвержены люди, неподготовленные к зрелым отношениям, воспитанные в строгих семьях, лишенные родительской ласки, получившие в детстве душевную травму, закомплексованные или что еще хуже – ставшие жертвой сексуальных домогательств. К развитию бесперспективных отношений их побуждает страх одиночества, отсутствие чувства защищенности, боязнь быть отвергнутыми.

Возраст тоже не препятствие: как только женщина вступает в межличностные отношения с противоположным полом (начиная с 10-13 лет), возможно появление аддикции. Провоцирующим фактором становится избыток в организме половых гормонов.

Как обнаружить проблему

Признаки любовной одержимости легче выявить постороннему, поскольку сам человек не замечает проблемы. Обычно это состояние характеризуется следующими расстройствами в поведении:

  • отдача партнеру всех сил и времени, полное растворение в его интересах;
  • потеря способности сосредотачиваться на работе;
  • отсутствие собственных эмоций (дублирование объекта любви, повторение его настроения);
  • неспособность самостоятельно прекратить отношения (готовность терпеть унижение и побои, лишь бы не расставаться);
  • острое восприятие критики в адрес идеала;
  • твердая убежденность в том, что без любимого жизнь бессмысленна;
  • постоянные подозрения в измене партнера, в его нелюбви и неискренности.

Главным симптомом любовной зависимости является постоянное ощущение страдания и боли, даже когда возлюбленный рядом. В период разлуки женщину беспокоят навязчивые воспоминания об объекте любви. Созависимые отношения выступают в роли замкнутого цикла нездоровых реакций – привязанность, обещания, клятвы, паника, отторжение, воссоединение и опять отторжение.

Как избавиться от зависимости

Истории о победе над аддикцией без разрыва отношений крайне редки. Осознанная внутренняя работа по преодолению привязанностей и страстей под силу далеко не каждому. Партнеру – объекту любовной зависимости, часто не хватает терпения и мудрости помочь своей спутнице. Гонимый усталостью и раздражением, он покидает женщину. В этой ситуации вы должны понять, что каждый имеет право на счастье. Отношения, которые принесли обоим разочарование и боль, трудно назвать здоровыми. Принимайте перемены с благодарностью, как первый шаг к избавлению от проблемы.

Обязательно заручитесь поддержкой наставников, родственников или близких друзей. Они укажут вам на проблему, помогут увидеть ситуацию со стороны и отыскать выход. Включите в свой круг интересов разные хобби – шопинг, йогу, поездки в горы и отдых на море. Главное – дать себе отчет в том, что жизнь не ограничивается взаимоотношениями между противоположными полами, и тем более не прекращается при их неудачном финале.

Следующий шаг на пути к «выздоровлению» – осознание собственной ценности, поиск интересов и желаний, отличных от объекта зависимости. Вам следует перестать воспринимать жизнь через призму эмоций партнера и научиться испытывать независимые эмоции. К тому же, учитесь давать бескорыстно, не ожидая взамен поощрения и любви.

Теперь, когда вы сформировали трезвый взгляд на положенные вещи, старайтесь постоянно контролировать свои чувства разумом. Не давайте эмоциям вернуть себя к прежнему крайне необъективному и нездоровому отношению к ситуации. Боритесь с навязчивыми мыслями, переключайте свое внимание на что-то более приятное. Если у вас нет сил самостоятельно преодолеть любовную одержимость, обратитесь за помощью к психотерапевту или психологу. Специалист вернет вашу любовь к себе и возродит веру в собственные силы. Это позволит начать абсолютно новую жизнь, полную радости и смысла.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *