Содержание

Как готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский:

Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.

Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.

А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.

В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.

Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).

Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»

Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.

Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.

Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.

Как подготовиться к соборованию?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Я болею, хотела собороваться. Есть ли установленные требования по подготовке к соборованию? В разных храмах и на сайтах приводится разноречивая информация.

Елена

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Елена!

При подготовке к таинству Соборования (Елеосвящения) важно понимать значение этого таинства для христианина. Любое таинство Церкви направлено, прежде всего, на душу человека, и лишь потом, как следствие исцеления души, может наступить и исцеление тела. Вспомним Евангельский рассказ об исцелении расслабленного: Господь говорит ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои» Мк. 2:5. И лишь затем совершает исцеление тела парализованного.

Как подготовиться к Соборованию, чтобы получить от этого таинства пользу? Прежде всего, мы должны помнить слова Господни о примирении с ближним: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Если речь идет о Соборовании тяжко болящего, то даже в этом случае полезно примириться со всеми теми, с кем имеются сложные отношения или же непримеренные обиды. Но сейчас распространена практика собороваться ежегодно, даже если нет у человека тяжелых заболеваний. Конечно же, в таком случае примирение легче совершить, у человека относительно здорового больше сил на то, чтобы встретиться или созвониться с теми, кого он обидел или же с теми, кто обидел его. Кстати, не будем забывать слова молитвы перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим». Церковь призывает примириться не только с теми, кто обижен тобой, это само собой разумеется, но и последовать буквально слову Евангелия, примириться с теми, кто «имеет что-нибудь против тебя», к которым относятся и те, кто сами нас обидели.

Таинство Соборования установлено на основании слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. 5:14-15. По поводу телесного исцеления всё, в общем-то, понятно. А как быть с прощением грехов? Ведь для этого есть таинство Исповеди. Но любое таинство Церкви направлено целиком на человека, не только и даже не столько на тело, сколько на бессмертную душу. А для души важно очиститься от грехов, только тогда она станет способной соединиться с Богом. Поэтому мы даже в чине освящения воды просим оставления грехов тех, кто с верой пьет или окропляется этой водой. Тем более это применимо к таинству Елеосвящения, где исцеление тела и исцеление души являются двумя целями для совершения таинства.

Необходимой составляющей для прощения грехов есть сердечное раскаяние в них. Поэтому будет правильным, если человек перед Соборованием исповедуется в своих грехах. Не обязательно это делать в сам день Соборования, но желательно – за несколько дней до или после таинства. Причастие Святых Христовых Таин очищает и освящяет человека, этим тоже не стоит пренебрегать. Лучше будет, если христианин комплексно подойдет к вопросу своего духовного и телесного здоровья, тогда и польза телу и душе будет большая. Не секрет, что мы очень медленно исправляемся. Грешим мы намного охотнее, чем каемся в грехах. И исправляемся медленнее, чем упорствуем в греховном состоянии. Поэтому чем больше времени, внимания и усердия мы приложим к своему духовному исправлению, тем лучший результат мы получим. Вспомним притчу Господню о сеянии и постараемся подготовить почву своего сердца для принятия Божьей благодати, исцеляющей и освящающей человека.

Хотя перед таинством Соборования нет никакого обязательного молитвенного правила, можно рекомендовать накануне или же в сам день Елеосвящения прочитать Покаянный канон. Покаянный настрой очень важен для того, кто приходит к Богу с просьбой простить ему грехи.

И, конечно же, от Бога следует ожидать чуда, но нельзя его требовать у Господа. Полезно или нет нам телесное здоровье, мы не можем сказать. Поэтому, следуя примеру прокаженного, сказавшего Христу: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» Лк. 5:12, нам лучше со смирением подходить к Соборованию, ставя первоочередной целью бессмертную душу и лишь затем прося телесного здравия.

Подробно о подготовке к соборованию Вы можете прочитать в материалах “Фомы: “Как готовиться к соборованию?” и “Соборование: таинство больных… и здоровых”.

Елеосвящение, или соборование, — что это и для чего существует такая православная служба, примерно подобные вопросы волнуют каждого верующего человека. Данное Таинство взаимосвязано с самыми тяжкими происшествиями в жизни человека — опасными заболеваниями, нахождением на смертном ложе, нестерпимыми физическими и психологическими страданиями.

По другому его называют Молитвомаслием, оно помогает каждому христианину в страданиях увидеть красоту духовного рождения, укрепить стойкость духа и помогает человеку в полной мере ощутить благостную атмосферу Царства Божия. Но основной целью Таинства является исцеление телесных и душевных недугов.

Что такое соборование

Соборование — это исторически сформировавшееся священнодействие, в ходе проведения которого на заболевшего наносится елей — смесь освященного растительного масла и вина. Прямое указание на это Таинство произносится Послании святого апостола Иакова:

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Сформировавшийся чин исполнения соблюдается столетиями. В современном мире — это один из самых торжественных религиозных Таинств.

Происхождение слова

Таинство соборования (Елеосвящения) во время Великого поста выполняется во всех православных храмах и свершается семью (собором) священнослужителями, поэтому оно стало так называться. В начале торжества освящается елей, затем зачитываются молитвы — 7 из посланий апостолов и 7 из Евангелий.

После каждого прочтения священники наносят елей участникам на лицо, грудь, руки и ноги. Таинство Соборования заболевшего человека может исполнить один священнослужитель.

Значение понятия

Елей является символом благосклонности и любви Божией. Церковное действо исцеления позволяет приостановить дальнейшее развитие мук и страданий человека. Разумеется, недуг может быть не смертельным — внутренние душевные мучения тоже нуждаются в лечении.

Поэтому каждому христианину, которому необходим стимул и толчок для того, чтобы побороть внутренний недуг, можно испросить благословения на соборование.

Обряд елеосвящения

Устоявшееся чинопоследование Елеосвящения — Священное Таинство, при исполнении которого открытые участки тела больного помазываются освященным елеем. Считается, что через наносимое маслице призывается благодать Божия для исцеления тела и души страждущего от мучений и психозов.

Последовательность исполнения обряда включает в себя:

  • проникнутый умилительный канон;
  • церковное пение;
  • 7 чтений из Апостола ;
  • 7 из Евангелий;
  • семь молитв.

Зачитывая молитву «Отче Святый», священнослужитель крестообразно наносит елейную смесь на человека.

Последовательность помазания следующая:

  • чело (надбровье);
  • нижнюю часть носа (ноздри);
  • щечные области;
  • губы;
  • грудной отдел;
  • ладошки с обеих сторон.

Во время проведения церковного обряда помазание исполняется семь раз.

Для чего нужен

Истинные христиане веруют, что при совершении Соборования Бог оказывает свою благосклонность к заболевшему чаду своему и исцеляет его от недугов. Соборование дает больному очищение внутреннего душевного мира, потому что ему прощаются прегрешения, которые он не указывал при исповедании по причине своей немощи.

В Таинстве Соборования прощаются грехи, о которых человек не сказал на Исповеди по двум причинам: не знал, что это грех, или забыл назвать какой-либо из них. Такие прегрешения опасно ранят хрупкую человеческую душу. Для исцеления от этих грехов служит Таинство Соборования.

Кому доступно

В век наноинновационных технологий все чаще случаются техногенные, экологические и природные стихийные бедствия, ухудшается радиоэкология. Все эти катастрофы оказывают разрушительное действие на человеческий организм. Обеспокоенные этими тревожными обстоятельствами священники-духовники советуют своим мирянам совершать Таинство хотя бы раз в год во время Великого поста.

Не могут получить благословения к прохождению Таинства:

  • люди других религий;
  • отступники от веры, еретики;
  • лишенные церковного общения;
  • грубые, жестокие и нераскаявшиеся грешники;
  • лица, исполняющие епитимью;
  • отлученные на время от Таинств Церкви.

Единственно смягчающим обстоятельством является угрожающая опасность близкой кончины.

Таинство может проводиться только по доброй воле заболевшего и не может исполняться над:

  • душевнобольным, пребывающем в буйном помешательстве;
  • малым детям до семи лет;
  • немощным, находящимся в бессознательном состоянии;
  • умершим.

Если болезни навлечены человеком своей бесчеловечностью и враждебной ненавистью, то такие больные низводятся по церковным канонам в категорию верующих-грешников и до окончательного раскаяния не могут пособороваться. Обряд Елеосвящения можно проводить многократно над одним и тем же больным человеком, исключая дни непрерывно продолжающейся одной и той же болезни.

Подготовка к соборованию

В преддверии Соборования в храме обязательно следует исповедаться и причаститься. Следуя религиозным христианским канонам, нет такого мирянина, который никогда не оступался, совершая некрасивые поступки. Однако, осознав свои ошибки и признав вину, можно получить отпущение грехов.

Причащение относится к семи Святым Церковным Таинствам. При прохождении через свершение таинства верующие миряне с хлебом и красным вином верят, что принимают Тело и Кровь Самого Господа. И христиане верят, что через него и телесно соединяются со Христом.

К Причастию страждущие психологически настраиваются говением, через:

  • обращение к Богу через молитву;
  • соблюдение поста;
  • покаяние;
  • исповедь.

При отсутствии неотвратимой опасности нет оснований совершать оба Таинства, но исповедаться следует.

Необходимые предметы

Как готовиться и что взять с собой в церковь на Таинство — все это необходимо узнать заблаговременно, чтобы уверенно и спокойно чувствовать себя во время проведения службы. Новичкам желательно ознакомится с правилами церковного этикета, это поможет чувствовать полноправным членом православной общины. В день проведения Таинства в храм следует подойти загодя.

Каждому изъявившему желание пособороваться необходимо:

  • записать свое имя в список участников;
  • купить большую свечку;
  • иметь при себе салфетки, чтобы протирать избытки елея.

Можно пожертвовать бутылочку масла. Протирочный материал потом полагается уничтожить в огне, если это предусмотрено, в храме или дома. Многие задаются вопросом — можно ли есть перед соборованием? Обязательно необходимо слегка утолить голод дома, потому что служба длится долго.

Условия совершения

Елеосвящение может свершаться в торжественной и в обыденной обстановке. Здоровые люди могут принять соборование единожды в Великий пост вместе со всеми участниками.

Таинство может свершаться над:

  • верующими и крещеными;
  • пребывающими в сознании;
  • старше 7 лет;
  • страдающими телесной и душевной болезнями.

В греческих храмах дозволяется проводить обряд причащения без покаяния.

Правильное душевное состояние

В современном непростом и хаотичном мире не может быть абсолютного и невозвратного исцеления телесных болезней. В отличие от физических душевные легче исцеляются путем прохождения обряда Елеосвящения. Освященный Елей придает страдающему силу, способную побороть уныние и отчаяние.

Соборование может не принести полезности из-за суеверных предрассудков и скептического отношения. Христианин, желающий очистить свою душу, изначально должен упрочить в себе веру в Святого духа.

Масло для елеосвящения

Масло для елеосвящения обязательно должно быть растительного происхождения.

Смесь легче воды, никогда с ней не соединяется, и ей присуще характерные качества:

  • текучая деформация;
  • влажность;
  • способность к самостоятельному горению.

Цвет пламени имеет приятный тихий свет и психологически действует благодатно-успокаивающе. В душевных качествах его можно отожествить с мягкостью, добродушием и любовью. В масло добавляется вино, что символизирует искупительную кровь Спасителя, которую Господь пролил на Кресте для спасения людей.

Как выбрать

По консистенции масло должно быть жидким, а по способу очистки — рафинированным. Предпочтительно использовать оливковое масло, потому что издревле его применяли в богослужениях. До 19 века елейная смесь состояла из двух смешанных компонентов: прованского (высшего) и деревянного (низшего) сортов масла.

Освященное масло может быть:

  • лампадным;
  • вазелиновым;
  • растительным.

Растительное можно использовать в пищу, добавляя несколькими каплями в продукты.

Что с ним делать после обряда

В стародавние времена святыни, использующиеся во время службы, всегда сжигались в храме в специальной печи. В настоящее время прихожане все чаще обращаются с просьбой забрать домой елей, чтобы использовать его по мере необходимости.

Освященное маслице можно хранить в доме, желательно возле икон. Кто верует в целебные силы елея, втирают смесь в больные места, добавляют в еду или сжигают в лампадке.

Как проходит таинство

Таинство Соборования проводится в храме или у кровати больного, немощный упадок которого не дает ему силы посетить службу самостоятельно. Обыкновенно собор составляется из семи священников. Но Церковь допускает совершение Таинства тремя и даже одним пресвитером.

Перед Елеосвящением все верующие получают благословение. Затем прочитывается молитвенный гимн и прошение. Освящается елей, священники читают семь извлечений из Апостола и Евангелия. Во время прочтения священнослужитель совершает помазание в виде креста. Все действия повторяются семь раз. В конце на голову прихожанину кладется Евангелие и зачитывается Тайносовершительная молитва.

В церкви

Евангелие раскладывают на специальной подставке-аналое в центре, перед алтарной перегородкой, тут же ставят нарядно покрытый стол.

На столешнице размещают:

  • в чаше с пшеницей 7 свечей;
  • елей;
  • семь кисточек.

Все изъявившие желание участники торжества в руках держат горящие свечи. В ходе прочтения молитвы священник зачитывает имена всех записавшихся на соборование. Священник вливает красное вино в масло и освящает елейную жидкость. Согласно установленному чину далее проводится само Таинство.

В домашних условиях

В критической ситуации Таинство может проводиться в домашних условиях. В таком случае в комнате больного, перед иконами следует поставить прикроватную тумбочку или столик, покрытые нарядной тканью. В чашу насыпается любая зерновая крупа. По центру чаши ставят лампадку и небольшой сосуд для освящения елея. В крупу вставляют семь свечек.

В отдельных сосудах ставят чистый елей и немного красного вина. Обязательным атрибутом является Святое Евангелие и Распятие.

Особенности проведения соборования

В случае предвидения приближающейся кончины христианина имеет место быть сокращенный Таинство Соборования. В таком случае духовник безотлагательно исповедует и причащает Святых Таин пребывающего в смертельной опасности больного. Затем совершает над ним обряд Елеосвящения.

Таинство считается состоявшимся, если священник, освятив елей, успевает единожды прочитать молитву Совершительную и помазать больного. В случае кончины исполнение Таинства немедленно прекращается. Не израсходованный елей не может использоваться далее, его необходимо возлить на покойного при погребении.

В православии

В первой части большого Требника содержатся правила проведения всех Таинств и православных церковных божественных служб. Все тексты молитв преподнесены в конкретной последовательности.

Соборование подразделяется на три части:

  • молебное пение;
  • освящение елея;
  • нанесение масла на части тела прихожан.

Согласно догматам Церкви, грех — корень начала всех болезней, поэтому через Святой Елей и молитву захворавшему необходимо получить отпущение грехов.

В католицизме

В католической церкви согласно Катехизису, утвержденному в 1992 году, Таинство может совершаться несколькими святыми отцами или одним священнослужителем.

Оно дарует заболевшему католическому христианину:

  • особую благодать;
  • утешение и мужество;
  • прощение грехов.

Над больным творится молебен, после чего на лоб и ладони наносится освященный елей. Умирающему человеку вслед преподается последнее благословение.

Мифы о елеосвящении

С Таинством Соборования связано очень много абсурдных суеверий и предрассудков. В наибольшей степени распространено заблуждение, что соборуют только безнадежных больных, которые после совершения службы неминуемо покинут земной мир.

Существуют невежественные мнения, что после елеосвящения выздоровевшим:

  • следует уйти в религиозную монастырскую общину;
  • нельзя бракосочетаться;
  • постится всю оставшуюся жизнь.

Все эти легенды и мифы лживы и не имеют под собой никаких правдивых оснований.

Проведение Таинства только над умирающими

Под взаимовлиянием религиозных западных учений и философии, наложивших отпечаток на русское богословское учение, Таинство Соборования стали ошибочно понимать как последний обряд перед смертью. Такой предрассудок наложил на Таинство ярлык паники и страха.

Чудовищное заклятие совершенно нелепо и безосновательно, потому что Святые отцы говорят о Соборовании как Таинстве исцеления верой от всех явных и непреднамеренных греховных деяний, провоцирующих душевные и телесные расстройства. Подлинные основания возникновения болезни не всегда понятны человеческому разумению, многие из них скрываются от правосудия его совести. Для избавления от таких недугов служит Соборование.

Гарантия полного исцеления

Излечение от физического заболевания нельзя назвать неизбежным возвращением к жизни умирающего человека. Надо понимать, что, начиная с самого рождения, человеческий организм день ото дня, под влиянием жизненных процессов начинает терять первозданные силы. Гомеостаз ослабевает и теряет свои функции. Настоящее реальное исцеление заключается не только в восстановлении функционального состояния организма, но и в возвращении человека к духовной действительности.

Всепрощение и отпущение грехов

В соответствии с догматами Церкви, отпущение грехов происходит на Таинстве Исповедания. Лишь только покаявшись, грешный человек может обрести всепрощение.

Подтверждением осознания совершения греха является:

  • признание;
  • сожаление о произошедшем;
  • преднамерение избегать ошибок в будущей жизни,
  • пересмотр человеческих ценностей.

Грешники, выполняющие епитимью, в случае приближения кончины освобождаются от воздаяния, сподобляются трем Таинствам: Исповеди, Елеосвящения и Причастия. Если состояние организма грешного человека улучшилось, то он должен выполнить до конца нравственно-исправительное наказание.

Что такое соборование в православии, зачем нужно собороваться?

Соборование в церкви

Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. В православной церкви есть 7 таинств, верующий человек старается соблюдать их. Эти таинства установил и соблюдал со своими учениками сам Христос, и нам велел. Это такие таинства:

  • Таинство Крещения. С ним мы сталкиваемся в младенчестве или взрослыми, когда проводится крещение человека в церкви. Оно выглядит как погружение в воду или обливание водой младенца 3 раза с произнесением молитвы.
  • Таинство Миропомазания. Священник в церкви проводит кисточкой помазание церковным маслом в виде креста — лба, груди, рук, ног только что крещенного человека, в основном младенца.
  • Таинство Бракосочетания. Его мы можем наблюдать при венчании в церкви молодоженов, и возложении на головы невесте и жениху венцов.
  • Таинство Причащения. Святое причастие в виде Тела и Крови Христовой дает нам батюшка со словами молитвы в церкви после того, как мы исповедуемся в своих грехах. В знак отпущения грехов мы получаем ложечку святого причастия, затем запиваем его водой.
  • Таинство Соборования. Если будет на то Божья воля, то после соборования тяжелобольной человек может исцелиться. Во время этого таинства читается, обычно несколькими священнослужителями, семь молитв. После каждой молитвы священник упоминает имя больного человека и мажет лоб, грудь и руки освященным елеем, а после последней молитвы священник кладет на голову больному Евангелие и просит у Бога прощение его грехов.
  • Таинство Покаяния. Мы приходим в церковь к батюшке и хотим исповедаться ему в своих грехах. В ответ священник нам назначает придерживаться небольшого поста (не есть мясо, яйца и молочное), не грешить, и читать молитвы каждый день. Через определенное время мы опять приходим в церковь, рассказываем священнику о содеянных грехах, глубоко сожалея при этом. Если священник берется отпустить вам грехи, он читает 2 молитвы, примиряющую и просящую о помиловании вас перед Богом.
  • Таинство Священства. Это Таинство предназначено тем, кто решил посвятить себя Богу – священнослужителям при получении чина.

По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями.

Как проходит соборование в церкви, как вести себя: правила

При соборовании на столике должен быть большой сосуд с зерном, на нем маленький — с елеем, и зажжены 7 свечей

Собороваться могут верующие, которым исполнилось 16 лет, но можно прийти на соборование уже с 8 лет, а маленьким детям до 7 лет Бог все грехи отпускает и без соборования.

В народе бытуют разные мнения по поводу соборования: одни считают, что такое таинство обязательно поможет вылечиться, и немного приболев, идут в церковь собороваться. Другие же люди, и тяжело заболев, боятся таинства соборования, и отказываются от него. Но бояться не стоит, ведь соборование священники проводят не на смерть, а на жизнь.

В день, когда назначается в церкви общее соборование, устанавливается стол с крестом и Евангелием, а также сосуд с пшеницей, на которой еще один меньший сосуд — с елеем и вином. В пшеницу водружены 7 палочек с ваткой — для помазания. На этом же столике зажжены 7 свечей. Вокруг стоят верующие, желающие собороваться с зажженными свечами в руках, внимательно слушают слова молитвы, и ждут помазания 7 раз. Между помазаниями священники читают молитвы. Помазания совершаются в виде креста на следующих частях тела (их нужно освободить от одежды):

  • Лоб
  • Ноздри с двух сторон
  • Обе щеки
  • Губы
  • Обе руки
  • Небольшой участок ниже шеи

После седьмого помазания на головы соборующихся людей священники опускают Евангелие текстом вниз, произнося молитву, заканчивающуюся словами «Господи помилуй». После этого соборующиеся целуют Евангелие, и глубоко верят, что все грехи отпущены Богом, и можно продолжать жить с новой силой.

Если вы опоздали на соборование по независящим от вас причинам, и если хотя бы одно помазание простояли, таинство считается действенным, но все же нужно стараться приходить вовремя.

У кого изменилась жизнь после соборования: отзывы

Есть много случаев исцеления больных после соборования

Случаи, когда после соборования стало легче или прошли все болячки есть.

Вот один из них. Рассказывает священник Сергий Круглов, г. Минусинск. В марте мне пришлось в соседнем селе работать на стройке. Домой шел пешком, снег тает, лужи кругом, промочил ноги. А через некоторое время врачи у меня обнаружили двухстороннее воспаление легких. Потом долго лежал в местной больнице, но выписали меня с не очень хорошими результатами: поражение легких в виде черных точек, и постоянное наблюдение у фтизиатра. Осенью я соборовался, а через некоторое время посетил по плану врача, с флюорографией. Врач долго вертела в руках мой снимок, и удивленно сказала, что болезни нет, все прошло.

Нина Александровна, живущая возле монастыря Оптина Пустынь. Переехали мы с больным сыном и старенькой мамой из Москвы в деревенский домик, что недалеко от Оптиной Пустыни. В деревне работы много, а делала все я одна, и сорвала спину. В больнице сказали, что нужна операция, а как я брошу своих дома одних. Рассказала я о своих бедах старцу из монастыря, он мне и посоветовал соборование. Еле дошла до храма, а там службу вели новоиспеченные иеромонахи шесть часов. К концу соборования начала уже дремать, но выстояла. Вышла из храма, пошла домой, усталость и боль, как рукой сняло. Дома начала огород ведрами поливать, присела отдохнуть, и тогда только вспомнила, что у меня раньше спина болела.

Итак, из этой статьи мы узнали, что соборование может помочь легче перенести физическую и душевную боль.

Нужно ли поститься, причащаться и исповедоваться перед соборованием?

Абсолютно здоровых людей почти не существует. А болезни, как мы знаем, это результат нашей греховной жизни. И перед тем как собраться совершить Соборование, в первую очередь надо озаботиться не столько тем, можно ли перед ним кушать, сколько всерьез задуматься о том, чем нагрешили в жизни, и очиститься от грехов.

А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.

Есть еще и такая рекомендация — получить благословение священнослужителя на Таинство Елеосвящения.

Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. Главное, чтобы она состоялась.

Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.

Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

Несколько слов о духовной подготовке

Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха.Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.

Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?

Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми — и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.

Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:

  • накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
  • вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
  • создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

Можно ли кушать перед таинством?

Специально поститься перед Таинством не обязательно.Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.

Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать — никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.

И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов — Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.

Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость.

К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

Что брать с собой?

Не забудьте взять с собой масло.На Соборование надо прийти вовремя, а еще лучше — немножко раньше.

Если не записались на свечном ящике предварительно, следует внести свое имя в список, по которому священник будет семикратно молиться за каждого из присутствующих. Надо купить свечу — ее вы будете держать в руке в ходе таинства.

Что нужно принести для соборования с собой? Обычно приносят растительное масло — в бутылке или баночке, кому как удобнее. Посуду с маслом, открыв ее, ставят на столик, а в конце таинства священник добавляет в каждую тару с маслом освященный елей, оставшийся после помазания.

Не будут лишними носовые платки или впитывающие салфетки. Во время помазания лица, груди и рук образуются излишки елея, которые время от времени надо втирать в кожу или промокать тканью, чтобы не испачкалась одежда.

Три практических совета

Известно, что, идя в православный храм, женщины покрывают головы.

  1. Головной платок или шарф надо повязать таким образом, чтобы был открыт лоб (его будут помазывать) и чтобы из-под платка не выбивались и не замасливались волосы.
  2. Одежда должна быть настолько удобной, чтобы давала возможность помазать шею и грудь.
  3. Не рекомендуется оставлять на шее, пальцах, руках драгоценности или бижутерию: чтобы не мешали, да и не замаслились.

Человеку свойственно ожидать чуда. И это правильно. Однако требовать его у Творца не следует. Нам не дано знать, что «зашифровано» Им в наших телесных немощах: может, они гораздо полезнее для исправления наших душ, чем 100%-ное здоровье. Ведь причиной наших бед является нечто внутри нас. И, собираясь на Соборование, надо ясно понимать, что для нашего исцеления гораздо важнее со смирением просить у Господа врачевания и сохранения бессмертной души, а уж затем — тела.

Больным и здоровым

С таинством Соборования связано почти комическое заблуждение.

Если сегодня человеку малоцерковному (но знакомому с русской литературой) предложить собороваться или соборовать болящих родственников, он может отпрянуть в смущенном испуге. Это и понятно: еще в XIX веке слова «уже соборовали» означали «кончается». В то время соборовали в основном безнадежных больных или умирающих – вспомним старика графа Безухова из романа Толстого «Война и мир».

Но изначальная и главная цель Соборования — исцеление от болезни. Однако человек болеет не только телом, но и душой, а многие болезни тела – это следствия болезни души. Душа же болеет от грехов (или их следствий).

Поэтому главный смысл таинства Соборования в том, что при помазании человека освященным елеем (маслом) призывается благодать Божия для исцеления или ослабления и телесных, и душевных болезней, а также отпущения забытых без злого умысла грехов.

«Сила Таинства Соборования в том, что им прощаются в особенности грехи, забытые по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здоровье телесное, если воля Божия на то будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.

Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — времени особой борьбы с грехом — Соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать Соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем».

Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение (так еще называется таинство Соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос») берет начало в Евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать также. Апостолы передали этот дар епископам и священникам.

Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14-16).

В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства Соборования в храме.

Как проходит Соборование?

Помазание – это лишь одна из частей службы Соборования. До этого готовятся елей, вино и зерно для Таинства, читается молитва на освящение масла и зерна. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый».

Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз.

Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения – о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.

Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно (и добавлять в пищу), елей – помазываться и наливать в лампадки.

Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями.

Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании (его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса), будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны

В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм

На клиросе все готово

И алтарник приготовил все, что нужно

И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят

Священники выходят из алтаря. Начинается первая часть таинства

Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол (и елей на нем), иконы и всех людей, произносит возглас: «Благословен Бог наш…»

Поскольку подсвечники из храма вынесли, все зажигают свечи от свечи алтарника

От одной свечки зажглись все остальные, и вскоре весь храм заполнился огоньками. После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие (142 псалом), затем малая ектения (прошение), и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»

После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, этот канон в IX в. дополнил уже существующие семь молитв, произносимых при помазании

Затем начинается вторая часть чинопоследования — освящение елея. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле (сосуде) с елеем есть вино

После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым

Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…». Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом

Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе

В Требнике сказано: «Вземлет (возьмет) иерей стручец (палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку), и омочив его во святый елей (масло), помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех (щеках), на устех (губах), на персех (груди), на руках на обе стране (с двух сторон)». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.

В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый».

Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки

После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание

Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения

Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю

После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено (обычно в храме в лампадке или в кадиле). Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении

И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства.

На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. (Они тоже участвовали в таинстве) Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…»

Затем все священники, проходя по рядам стоящих, возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест

Так заканчивается таинство, в котором ради молитв Церкви, Господь нам прощает грехи, дает силы не унывать и бороться за свое спасение, исцеляет от телесных немощей и мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в Причастии Его Святых Божественных Тайн, чтобы воскреснуть для жизни новой

После окончания Соборования раздают освященное зерно. Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая «благочестивая традиция».

Еще одна благочестивая традиция — брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома.

Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе

Фото: Ирина СЕЧИНА

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *