В НЗ вдовы упоминаются в ряде мест. В одной из притчей Христос учит непрестанной молитве на примере вдовы, к-рая благодаря своей настойчивости добилась справедливости даже у неправедного судьи: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их?» — говорит Господь (Лк 18. 1-7). В др. притче Он указывает на вдову, положившую в сокровищницу храма 2 лепты, к-рые стали самой драгоценной жертвой, потому что эта вдова, по словам Спасителя, в отличие от тех, кто «клали от избытка своего», «от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12. 42-44). Христос обвиняет «книжников» и в том, что они «поядают домы вдов» (Мк 12. 40). Из сострадания к матери, потерявшей единственного ребенка, Он воскрешает сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17).

Вдовы пользовались особой заботой со стороны первой христ. общины (Деян 6. 1; 9. 39-41). Ап. Павел не видит препятствий к тому, чтобы вдова христианка вступала во 2-й брак, молодой вдове он даже ввиду опасности искушений прямо советует это делать (1 Тим 5. 14-15), в то же время апостол считает предпочтительным, чтобы вдовы оставались безбрачными, если могут понести такой подвиг: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор 7. 39-40).

Эти слова ап. Павла легли в основу брачного права Церкви относительно второбрачия вдов. Церковь не одобряет 2-й брак, ибо он отступает от евангельского идеала абсолютной моногамии, и видит в нем предосудительную уступку чувственности, однако допускает его. Но вступающий во 2-й брак в соответствии с канонами подвергается епитимии. Согласно 4-му прав. свт. Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два». Ныне эта норма, как, впрочем, и др. канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально.

Что же касается вступления вдов и вдовцов, равно как и разведенных, в 3-й брак, то, согласно 50-му прав. свт. Василия Великого, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние». Следуя учению свт. Василия, Церковь допускает 3-й брак лишь как меньшее, чем открытый блуд, зло, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается расторжения такого брака. При этом 3-й брак дозволяется лишь при наличии определенных условий: возраста до 40 лет и отсутствия детей. Для разрешения на вступление в 3-й брак требуется наличие обоих этих условий. В. после 3-го брака считается уже абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак». А если таковой брак будет заключен фактически, то с т. зр. церковного права он должен считаться недействительным и ничтожным.

Вопрос о В. имеет особое значение в системе церковно-правовых норм, относящихся к качествам кандидатов священства. Церковные законы не допускают в клир второбрачных, в т. ч. и тех, кто, овдовев, женился во 2-й раз: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина» (Ап. 17). В толковании на это Апостольское правило Иоанн Зонара уточнял: «Мы веруем, что Божественная баня святого крещения омывает всякую скверну, которою крещенные были осквернены прежде крещения, и никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быти произведенным в священство. Но кто после крещения совершит блуд или вступит в два брака, тот признается недостойным никакой степени священства». Т. о. не усматривается препятствия к священству у того, кто вступил во 2-й раз в брак ввиду вдовства до принятия крещения.

Поскольку от ставленника требуется абсолютная моногамия, препятствие к священству имеет и тот, кто женат на вдове,- случай т. н. пассивной бигамии. «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (актрису.- В. Ц.) не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина» (Ап. 18).

С канонической т. зр. нет, разумеется, препятствий для рукоположения лиц, овдовевших и не вступивших во 2-й брак. Однако в истории Русской Церкви была целая эпоха, когда вдовых не рукополагали. Подобная практика восходит к XV в. Запрещение рукополагать вдовцов подтверждалось Московским Собором 1503 г., Стоглавым Собором 1551 г., а также в Западнорусской митрополии — Виленским Собором 1509-1510 гг. Более того, в ту эпоху не только отказывали в рукоположении вдовцам, но даже овдовевшим священнослужителям запрещалось служение, если они не принимали пострига.

В «Стоглаве» помещено «поучение» свт. Московского Петра, в к-ром о вдовых священниках говорится: «Аще у попа умрет попадья, и он идет в монастырь, стрижется,- имеет священство свое паки, аще ли же имать пребывати и любити мирския сласти — да не служит. И аще не имать слушати моего писания — будет неблагословен, и те, иже приобщаются с ним» (Стоглав. Гл. 77) — это значит, вдовый священник, не принявший пострига, но продолжающий служение, подлежит извержению из сана. Та же тема составила содержание послания свт. Московского Фотия в Псков «О вдовствующих попех». В этом послании повторена мысль о том, что вдовые священники обязаны поступать в мон-ри и постригаться, в противном случае они не могут служить. Нарушением такого порядка и вызвано было это послание: «Слышание во уши мои внидоша, что у вас суть которые попы и дьяконы вдовые, тако пребывают, в мирских священствуют». Вдовым священникам свт. Фотий указывает на постриг как на единственный правомерный шаг: «Жил в мире с подружием своим и тогда служил, а егда Богу вземшу их подружие, то мертво есть, и земля своего тела естественнаго в растление и червем прият: и таковии должны суть, благодаря Божии судьбы и Его повелении, в монастыри отходити, во иноческое одеяние» (Стоглав. Гл. 78).

В Пскове в этот период сами священнослужители приняли постановление и провозгласили его на вече: впредь отлучать от служения всех вдовых попов и диаконов, не поступивших в мон-рь ввиду зазорной жизни многих из них.

Московский Собор 1503 г. вынес постановление, по к-рому вдовые священнослужители, имевшие наложниц, подлежали принудительному разлучению с ними, извержению из сана с исключением из клира, тем же вдовым священникам и диаконам, к-рые, живя безукоризненно, тем не менее не желали принимать постриг, было запрещено служение, но они могли причащаться в алтаре, стоять за богослужением на клиросе вместе с чтецами и певцами и содержаться приходом.

Эти постановления, не имеющие канонических оснований, исходившие из презумпции виновности, не всегда и не везде исполнялись. Сложившееся к сер. XVI в. действительное положение вещей охарактеризовал на Стоглавом Соборе царь Иоанн IV Грозный: «Ныне вдовых попов два жеребья: одни обедни не служат, но церковью и приходом владеют, и детьми духовными, дают молитвы родильницам и имена детям, крестят, венчают, исповедуют, провожают умерших и совершают все священнодействия, кроме Божественной литургии, а другие сами всегда во всяком бесчинии и пьянстве, и их нестроение — миру на соблазн» (Стоглав. Гл. 5. Вопр. 18).

Стоглавый Собор, рассмотрев вопрос о вдовых клириках и сославшись на прежде изданные на этот счет постановления, вынес следующие определения: вдовым священнослужителям не священнодействовать, пребывающим в неукоризненном житии стоять на клиросе и пользоваться четвертью доходов от заменивших их в их приходах клириков, вдовым священникам дозволено причащаться в алтаре в епитрахили, а вдовым диаконам — в стихаре с орарем, но если вдовые клирики захотят заниматься мирскими промыслами, то они лишаются права стоять на клиросе, причащаться в алтаре и получать содержание от прихода, в случае пострига вдовые клирики могут совершать все священнодействия, но только в мон-ре, а не на приходе, вдовым клирикам, остававшимся вне мон-ря и допущенным на клирос, запрещается иметь духовных чад и вмешиваться в дела приходского управления, при этом вдовые священнослужители на основании 5-го прав. Трулльского Собора не должны держать у себя в доме женщин, кроме матери, дочери, сестры или родной тетки (Стоглав. Гл. 77-81).

Вопрос о вдовых священнослужителях получил канонически корректное решение только на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Собор, одобрив прежние постановления как принятые вынужденным образом из-за умножения «бесчиния» в поведении вдовых клириков, «опаства ради», тем не менее отменил их, очевидно, потому, что они были основаны на канонически неприемлемой «презумпции виновности» и постановил: «Отныне вдовые попы и дьяконы, если не зазирает их совесть в чем-либо, возбраняющем священство, невозбранно да служат, а если кто из них будет обличен в таких делах, которые возбраняют священнодействовать, то по надлежащем расследовании виновный да отлучится от священнодействия или да извержется» (цит. по: Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 391).

В соответствии с определением Большого Московского Собора и «Духовный регламент» воспретил понуждать вдовых клириков к постригу (Духовный регламент. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского. 30).

Однако с сер. XV до 2-й пол. XIX в. в России не существовало практики рукополагать вдовых мирян, равно как не рукополагали тогда и лиц холостых. Лишь в 1869 г. Присутствием по делам православного духовенства было дозволено рукополагать вдовцов, известных епархиальному начальству своей безукоризненной нравственностью, по достижении ими 40-летнего возраста. Аналогичный возрастной ценз действовал и применительно к рукоположениям в состоянии целибата. Это возрастное ограничение в советскую эпоху утратило значение, в наст. время для рукоположения лиц в целибатном состоянии установлен 30-летний возрастной ценз, к-рый, очевидно, распространяется и на вдовцов.

Вдовы священнослужителей в России пользовались всегда особой заботой со стороны Церкви. Традиционно они имели преимущественное право на занятие в приходах должностей просфорниц. В 1869 г. Присутствием по делам православного духовенства было решено отчислять из духовного сословия достигших совершеннолетия детей священнослужителей и церковнослужителей, не состоящих на действительной церковной службе и не обучающихся в духовных школах, аналогичная мера была распространена и на вдов клириков и причетников. Но вдовы при этом получали более высокий сословный статус, чем отчисляемые из духовного сословия дети духовенства. Вдовы священнослужителей и церковнослужителей, принадлежавшие к потомственному дворянству по праву рождения или ввиду дарования этих прав мужу, сохраняли и во вдовстве принадлежность этому высшему сословию. В ином случае вдовы священнослужителей приобретали права личного дворянства, а вдовы церковнослужителей — права личного почетного гражданства.

Дома вдов были свободны от ряда городских повинностей. При избытке приходской земли вдовы могли получать надел в поле, а также часть усадебной приходской земли. Вдовы священнослужителей и церковнослужителей в зависимости от сана и выслуги лет мужа, наличия детей или бездетности получали пенсию, однако, явно недостаточную,- от 30 до 90 р. в год (приблизительно соответствует совр. 10-30 тыс. р.). Кроме того, вдовам клириков могли выдаваться единовременные пособия.

В наст. время права вдов священнослужителей и церковнослужителей на пенсию не отличаются от прав иных вдов; в советскую эпоху духовенство было исключено из гос. системы социального обеспечения, Русская Православная Церковь должна была иметь собственный пенсионный фонд, из к-рого при определенных условиях выплачивались пенсии и вдовам духовных лиц.

Лит.: Духовный Регламент. СПб., 1722; Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1893. Т. 4; Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения. М., 1989. С. 208 (luctus); Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 2. С. 1194-1195; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (Ч. 2). С. 100-101; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 554, 611.

Прот. Владислав Цыпин

Согласно исследованиям американских ученых из Университета Стоуни-Брук, вдовцы гораздо чаще заключают новый брак, чем это делают вдовы. Как утверждает исследователь вопросов вдовства Камила Уортман, повторно женятся лишь 25% вдовцов, а среди женщин, которые потеряли мужей, показатель не превышает 5%. При этом в сексуальную связь в течение первого года вступают 54% вдовцов, и лишь 7% – вдов. Новые серьезные отношения через два года после смерти партнера заводят 61% мужчин и всего 19% женщин, результаты исследования Уортман опубликовала в Wall Street Journal.

Как утверждают эксперты, связано это с тем, что мужчины гораздо хуже переносят вдовство, чем женщины, поэтому стремятся, как можно скорее вступить в новые отношения. Чем старше становится мужчина, тем тяжелее ему справляться с бытовыми вопросами один на один, считают специалисты. Вдовы напротив после потери мужа становятся свободнее в бытовом плане, хоть и испытывают порой финансовые трудности. Но не стоит списывать со счетов и тот факт, что количество вдов обычно превосходит число вдовцов. Например, в России, по данным переписи населения, на два миллиона вдовцов приходится десять миллионов вдов.

Мы вспомнили знаменитых мужчин, которые потеряли своих вторых половинок, но так и не женились повторно. Их оказалось не так много.

28 сентября в 8:20 на телеканале «Мир» смотрите остросюжетный сериал «Вместе навсегда». Александр очень тяжело переживает смерть своей любимой супруги Натальи. Единственное, что дает ему силы – их общая дочь Соня. Через год после потери жены Александр отправляется с девочкой в Таиланд, чтобы показать, где он познакомился с матерью Сони. Однако поездка превращается в опасную погоню. Охотник за человеческими органами Конрад Шмерц выбрал Соню в качестве донора сердца для умирающей дочери тайского мафиози.

КИАНУ РИВЗ

Фото: Zuma\TASS / Armando Gallo

Знаменитый актер давно прослыл завидным холостяком в Голливуде. В свои 53 он выглядит не старше 35, десятки лет снимается в кассовых фильмах, а его высказывания о смысле жизни, семье и любви давно разлетелись на цитаты в интернете.

В 1998 году Ривз на одной из вечеринок познакомился с малоизвестной актрисой Дженнифер Сайм, которая покорила его тем, что в отличие от всех присутствующих женщин, не оказывала Киану много внимания. Спустя год Дженнифер забеременела, пара была на седьмом небе от счастья и уже придумала имя для будущей дочери – Ава. Незадолго до родов, на плановом УЗИ, выяснилось, что у ребенка оторвался тромб, и он погиб в утробе матери. Для Ривза и Сайм это стало настоящим горем, которое каждый переживал по-своему. Дженнифер впала в депрессию, начала злоупотреблять алкоголем и много времени проводила на вечеринках. В апреле 2001 года Ривз улетел на съемки в Лос-Анджелес, Сайм поехала на вечеринку к Мерилину Мэнсону, по дороге она не справилась с управлением и погибла в автокатастрофе. В крови были найдены следы наркотических веществ.

Как признается Ривз, после смерти любимой он замкнулся и стал отшельником. Несколько раз его заставали в компании звездных спутниц, однако, ни одна из интрижек не дошла до серьезных отношений. Теперь когда боль от утраты немного стихла, актер не отрицает, что когда-нибудь женится, если получится влюбиться вновь.

ДМИТРИЙ ШЕПЕЛЕВ

Фото: TASS / Смирнов Владимир

Телеведущий Дмитрий Шепелев и популярная певица Жанна Фриске познакомились в 2011 году на одном из телешоу. Дмитрий был младше Фриске на десять лет. Звезды в течение двух лет скрывали свои отношения и говорили прессе, что они просто друзья. Так продолжалось вплоть до рождения их сына Платона в 2013 году. Беременность для Фриске была долгожданной, но не запланированной.

Жанна снялась в фотосессии и рассказала откровенно об отношениях с Шепелевым. Пара не была жената официально, по словам певицы, им не нужны были штампы для того, чтобы любить друг друга. Буквально через несколько месяцев у Фриске начала болеть голова, недомогание женщина списывала на постродовой синдром и усталость. Однако таблетки не помогали, голова болела все чаще, молодая мама спала сутки напролет, а однажды упала в обморок прямо в магазине. Жанну отвезли в больницу и поставили диагноз – неоперабельная опухоль головного мозга. Сначала врачи не хотели говорить родственникам о заболевании, по их прогнозам певица должна была умереть уже через месяц.

Однако когда о диагнозе стало известно, подключилась общественность, поддержав Фриске морально, а главное – материально. Дорогостоящее лечение подарило женщине два года жизни с любимым мужчиной и ребенком. В 2015 году Фриске не стало. После смерти возлюбленной Шепелев долго судился с ее родителями за право опеки над собственным сыном. Сегодня Платон живет вместе с отцом, который признается, что Жанна до сих пор остается для него идеалом женщины и матери.

ЛИАМ НИСОН

Фото: Zuma\TASS / Armando Gallo

В 2009 году актер Лиам Нисон потерял свою супругу Наташу Ричардсон. Причиной смерти стал несчастный случай на горнолыжном курорте. Девушка поехала в Монреаль кататься на лыжах, где упала и ударилась головой. Однако от медицинской помощи сразу после падения Ричардсон отказалась. В тот же день она почувствовала себя плохо, ей вызвали скорую помощь. В больнице актриса впала в кому, и врачи констатировали смерть мозга.

Когда родственники приехали в больницу, в том числе муж – Лиам Нисон, они приняли решение отключить Ричардсон от аппарата, поддерживающего искусственно жизнедеятельность организма. По словам Нисона, смерть жены стала настоящей трагедией для него. Чтобы хоть как-то притупить чувства, он ушел с головой в работу. У него остались двое сыновей. Как признается актер, потребовалось немало времени, чтобы вернуть их к жизни.

АЛЕКСАНДР МАМУТ

Фото: TASS / Джапаридзе Михаил

У российского медиамагната, миллиардера, участника списка Forbes Александра Мамута сегодня есть в жизни все, кроме любимой супруги. Он был женат на Надежде Ляминой. С девушкой они учились вместе в школе, однако в молодости она предпочла в супруги внука Леонида Брежнева – Андрея Брежнева. После продолжительного брака, когда у Надежды уже были дети, Мамут встретился с ней вновь и решил добиться расположения своей школьной возлюбленной. В результате она развелась с Брежневым и вышла за Мамута, который к тому времени уже был олигархом. Женщина родила сына, однако счастье пары было недолгим. Надежда вскоре умерла от воспаления легких. Сейчас Александр Мамут воспитывает пятерых детей – двоих от своего первого брака, двоих от брака Ляминой с Брежневым и совместного сына. Мамута нередко заставали в компании замужних женщин, но с тех пор сам он так и не женился. Сегодня миллиардеру 58 лет.

ВЛАДИМИР МЕЛЬНИКОВ

Фото: TASS

Еще один известный бизнесмен, основатель крупнейшей российской компании по продаже одежды «Глория Джинс» Владимир Мельников овдовел в 2012 году. Супруга Мельникова Людмила умерла в 62 года. Точная причина смерти так и неизвестна. Она вместе с мужем участвовала в создании компании, а позже занялась благотворительностью, создав фонд святой Анастасии Узорешительницы. По словам близких, Людмила была очень добрым и чутким человеком, испытывающим потребность постоянно творить добро. Несмотря на процветающее материальное состояние, с тех пор Владимир Мельников больше не женился.

Смерть супруга — одно из самых катастрофических событий по шкале стресса. Она оглушает и ослепляет, лишает вкуса и заставляет ненавидеть вещи, которые вы еще недавно любили. Об этом рассказывает Донна Фридкин, тележурналистка, которая специализируетсян на интервью с голливудскими знаменитостями.

Для большинства родителей медленнее всего тянется время между ужином и укладыванием спать, когда дети от капризов превращаются в маленьких монстров. У меня напряжение начинается гораздо раньше, в четыре часа после обеда — именно тогда я планирую меню на ужин и, поверьте, нет ничего более удручающего, чем каждый раз есть одной. Конечно, со мной за стол садится мой шестилетний сын, но он быстро бросает тарелку и хочет уйти. Я сдаюсь, потому что просить его остаться слишком эгоистично. Он уходит, и при виде конфитюра из утки или лосося с аспарагусом мой аппетит улетучивается так же быстро, как предвыборные обещания Дональда Трампа.

Я — вдова, уже пять лет, и мне 43. Страсть к хорошей еде у меня от мужа, который, будучи кулинаром-экспериментатором, каждое застолье планировал до мельчайшей детали и превращал в таинство. Если паста, то только итальянская, если сыр — то лишь лучший. Соусы? Он колдовал над ними часами, и любой наш ужин был достойным поста в Instagram.

Но Джастин умер. Ему диагностировали опухоль в мозге после одного из самых незабываемых наших ужинов, когда я была на восьмом месяце беременности. Мы ели в одном австрийском кафе, которого больше нет, и вдруг у него закружилась голова. Джастин подумал, что это от низкого давления, и мы продолжали есть шпецле и шницель, но недомогание не проходило. На следующий день он пошел к доктору, и вот, на МРТ обнаружилась огромная чужеродная масса в его голове.

В те 15 месяцев до его смерти еда продолжала играть очень важную роль, даже когда он еле мог жевать. И когда он умер от глиобластомы четвертой степени, приемы пищи стали для меня моментами опустошения и одиночества. Я тосковала по мужу. Тосковала так, что часто не заботилась о том, чтобы поесть. А сын растет придирчивым и консервативным едоком. Он никогда не станет есть то, чего не хочет, а хочет он мало что. Его диета состоит преимущественно из пасты, протеиновых батончиков, яблок и бургеров, если повезет. Была еще фаза йогуртов, но он ел продукцию только одного бренда из Исландии, только один вкус, а это продавалось лишь в одном магазине на весь город. Когда муж находился в хосписе, моя тетя, которая следила за сыном, в отчаянии звонила мне, чтобы я нашла этот чертов йогурт, иначе ребенок будет голодать. Я не нашла, но ребенок выжил.

Как вы понимаете, сразу после смерти моего супруга обеды и ужины превратились из восхитительных приключений в хождение по мукам. «Пожалуйста, попробуй эту пасту/курицу/утку/брокколи, ну хоть разок», — умоляла я сына, а он только смотрел на меня. И я сдалась. Он чуточку ел, уходил играть, а я сидела за столом и пялилась в стену.

Частично в этом была виновата депрессия, и я с ней справилась благодаря лекарствам и упражнениям. В конце концов, смерти супруга принадлежит сомнительная честь быть самым катастрофическим событием в жизни, по шкале стресса Холмса-Раге. Но еще в моей новой реальности были бесконечные часы наедине с ребенком, с которым мы перебрасывались лишь несколькими фразами. Он делал то, что должен был, — формировал свою собственную идентичность, отдельную от моей, и я не могу его винить в этом.

В некоторые особенно ужасные ночи я предпочитала проводить время вместе с сыном, и ненавижу себя за это. Но вообще жизнь налаживается, он стал взрослее и теперь рассказывает мне, как прошли заплывы в лагере и как он играет со спиннером вместе со своим другом Лео. Но я больше не пытаюсь привязать моего сына к себе только потому, что мама устала быть одна. Это ненормально и нечестно, как ни посмотри. И я продолжаю бороться. Готовлю себе утиную грудку, иногда с помидорами, рассматриваю фото моего мужа и думаю, что бы могло с нами чудесного случиться за эти пять лет.

Справедливости ради, замечу, что я сама ответственна за то, как сейчас живу. Я не спешу ходить на свидания, «чтобы выбраться», как постоянно мне советуют друзья. И чем дольше я прячусь в квартире, тем более изолированной становлюсь, особенно когда сын уезжает в лагерь или уходит в школу. Я пытаюсь определить корни моего страха встречи с кем-то новым. Не сомневаюсь, муж не хотел бы, чтобы я провела остаток моей жизни над тарелкой в одиночестве. А чем старше я становлюсь, тем меньше у меня возможностей для новых встреч. Как знать, может, и для меня придет время новых обедов и ужинов. Может быть.

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Научитеся добро творити. Вот правило, которому вы вовсе не покоряетесь и которому не обучились. А поскольку можно доброму научиться, закон же вас не научил, потому что его предписания отринуты, как недобрые, то по всей необходимости должно вам наконец прибегнуть к евангельскому учению. Уразумей же ясно из примера способ домостроительства слова. Представь человека роскошного и богатого, у которого приготовлены различные снеди для стола, но все прочее ему не нравится, а есть у него расположение к одному только; и после того как он отверг поодиночке все неугодное ему, служители необходимо доходят до того, чего тайно требует его природа. Так и теперь, после того как отринуто все подзаконное, необходимо устрояется принятие Евангелия. Измыйтеся. Какая же от того польза? Да чисти будите. А для чего нужна чистота? Да узрите Бога. Ужели для меня достаточно измыться и, получив прощение в прежних делах, остаться в покое? Или нужно и другое что-нибудь?

Отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима Ибо очищение чрез омовение зависит от человеколюбия Господня, а отложение лукавства есть дело собственной нашей тщательности. Но чтобы мы, понадеявшись на одну благодать омовения, не оставили исполнения заповедей, для сего совокупляет воедино целый объем жизни. Отымите лукавства от сердец ваших, как бы искорените лукавые помышления во владычественной силе души, чтобы не отражалось ни слова, ни дела худого. Пред очима Моима. Поскольку и те, которые вне веры, хранят многие из правил честной жизни, например, воздержность в супружеском обращении и в приятностях пищи, также постоянство и безмятежность нрава, то не удовольствовался, сказав: отымите лукавства, но присовокупил: пред очима Моима, потому что ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Или поскольку Отец видит в тайне (ср.: Мф. 6, 6), то слова пред очима Моима значат: на всяком месте, видимом Богу, чтобы мы отъяли лукавство не только в делах, но и в помышлениях. А сие приобретается посредством совершенной любви, потому что любы, по слову Павлову, не мыслит зла (ср.: 1 Кор. 13, 4, 5).

Научитеся добро творити, потому что нравственное учение не ясно и не всякому с первого раза бывает открыто, а надобно учиться и тому, как делать добро. Ибо сказано: Праведне праведное гоните (Втор. 16, 20), то есть по законам правды совершай праведное дело. Как можно делать что-нибудь, относящееся к врачеванию, не по способу врачебной науки, так можно сделать что-нибудь и праведное, но неправедно. Например, самое употребление травы есть нечто, относящееся к врачеванию; и оно – по правилам врачебной науки, когда приняты во внимание сила травы, и свойство болезни, и время, и мера, и образ употребления. Но сделанное по науке отлично от сделанного наудачу. Кто действует по правилам искусства, тот всегда будет производить одно и то же, пока держится сего закона. А кто действует наудачу, тот не всегда достигает полезного конца, но если помог ныне, то в другое время тем же самым повредит. Так и упражнение в добре, производимое по науке, совершается чинно, пока этот внутренний закон управляет каждым действием. Но Пророк в других местах показывает необходимость учиться тому, что должно делать, говоря: всяк, иже не научится правде на земли, истины не сотворит (Ис. 26, 10). А Давид и страх Божий полагает в числе изучаемого, говоря: Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12).

Взыщите суда, или суда Христова, которым судит нас и воздает нам по достоинству Христос, Которого не взыскав и не имея пред очами, не можем пребыть делающими доброе, потому что наставником в благочестии служит размышление о проповеданном страшном для нас предстоянии на Суде; или поскольку все подвергнется исследованию и суду, так как ничего не бывает без рассуждения и случайно, ибо сказано: все твори с советом (ср.: Сир. 32, 21) и мысли праведных судбы (ср.: Притч. 12, 5), то надобно, чтобы разум, как судья, заняв в нас самое высшее место, всякий раз рассуждал и исследовал, что должно говорить и что делать, и по тщательном рассуждении соизволял на дела и уступал стремлениям души. Сие-то говорит и Павел: Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1 Кор. 11, 31).

Избавите обидимаго. Обиды бывают двоякие: иным нанесена обида в телесном, например, в имении и в чем-нибудь другом внешнем, а у других терпит обиду самая душа. Но нам без сего различения повелевается избавлять обидимого. Надобно знать, что мы обязаны иметь большее попечение о тех, в которых терпит вред самое главное. Кто подпал власти диавола и держится у него в плену, того должны мы со всем тщанием освободить от диавола и привести его разум в послушание Христово. Но надобно прилагать попечение и о том, чтобы нуждающихся избавлять от телесных обид, когда, подпав власти хищников и притеснителей, увлекаются их насилием, как потоком. А если мы не в состоянии избавить, то словами утешения подкрепим в них терпение к перенесению трудностей, не щадя ничего, от нас зависящего. Если же и в сем не достигнем желаемого, то, по крайней мере, окажем сострадание по братолюбию.

Судите сиру – потому что возраст сирот легко пренебрегается и сиротам трудно вести в суд обидчиков. Посему судите сирот, которые лишены защитников; собой восполните им то, чего недостает у них по возрасту, чтобы вам похвалиться с Иовом: аз бых отец немощным (Иов. 29, 16). А может быть, смысл сего изречения можно протолковать и более духовно. Поскольку Бог называется Отцом уверовавших во Христа и возлюбивших жизнь, сообразную с Евангелием, то, если кто чрез преступление закона сделал себя чуждым Богу и как бы осиротел, лишившись Его о себе промышления, ты потщись правдивым и разумным судом снова ввести его в свойство с Богом, и не снисходя к нему безрассудно, и не употребляя безжалостного отлучения. Но судите ему, предлагая полезные способы покаяния. И поскольку всяк творяй грех от диавола рожден есть (ср.: 1 Ин. 3, 8), то если кто добровольно отлучил себя от сего сродства с лукавым отцом и приступает к учению благочестия, чтобы посредством Евангелия возродиться во Христе Иисусе, как блаженно осиротевший, да будет он предметом особой попечительности у поставленных домостроителями общих всем благ. А что есть сиротство полезное, это показывает псалом, желающий детям Иуды, чтобы они осиротели от лукавого. Ибо, таким образом, окажется справедливым желание: да будут сынове его сири (Пс. 108, 9), да не имеют лукавого учителя жизни, за недуг сребролюбия принявшего на себя укоризненные имена татя и предателя.

И оправдите вдовицу. И это – такое лицо, которое по немощи во многих случаях жизни терпит лишения, потому что вдовство открыто нападениям желающих обидеть. И вы всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особливо же если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи, всю же надежду имеющая в Боге и пребывающая в молитвах, так что по своему подвижничеству и в сердце своем чиста от всякой скверны. Поскольку же во многих местах Писания Бог говорит о душе человеческой как о Своей невесте, то, если душа стала вдовой по причине отпадения от Христа, духовно блудодействовала чрез идолослужение и отлучена от союза с Женихом-Словом, надобно, чтобы она оправдалась и научилась оправданию чрез покаяние. Или, поскольку Израиль по плоти есть вдовствующая Церковь, освободившаяся от ига рабства законного, так что она без нарекания в прелюбодеянии может принадлежать другому мужу – Христу, обручающему ее Себе во спасение; надобно, чтобы и она оправдалась, наученная нами евангельской правде Христовой.

Толкование на пророка Исаию.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *