Вернуться назад

Многие слышали о том, что заниматься воспитанием ребенка нужно только до трех лет, а потом, «уже поздно». Не так давно в нашей стране было мнение о том, что ребенок до трех лет вообще не является полноценным человеком, у него нет личности, и совсем не важно, что же с ним будет в этот момент, ведь только после трех лет начинается формирование его личности, формирование как человека. Сейчас же мы слышим прямо противоположное мнение о том, что «после трех лет воспитывать уже поздно», уже в ребенке все заложено, все сформировано, и изменить ничего нельзя.

Вероятнее всего в будущем могут быть несколько другие теории, правда их и сейчас вполне достаточно, но в данный момент педагоги и психологи придерживаются единого мнения по поводу основных этапов развития ребенка. На данный момент считается, что примерно в возрасте 12 лет воспитывать ребенка поздно, так как именно в этом возрасте ребенок престает считаться ребенком, сначала он становиться подростком, потом взрослым человеком. Т.е. невозможно воспитать в ребенке то, чего нет, ну а некоторые пробы это сделать приводят к негативным последствиям. Ведь именно к возрасту 12 лет, (приблизительно в этом возрасте, но у кого-то это может быть раньше или позже) человек требует к себе другого отношения, не в прямом смысле требует, а именно отношения как к взрослому человеку, а не воспитывать его как ребенка. Многие родители сопротивляются этому факту, но в любом случае у них не остается выбора, — подход в отношении необходимо изменить.

Не смотря на то, что в 12 лет ребенка уже нельзя назвать ребенком, это еще и не взрослый человек, взрослым можно будет его считать лет с 19-20, а то и позже. И вот многие родители всегда совершают большую ошибку, когда относятся к подростку, как ко взрослому человеку, когда ждут от него взрослых решений и поступков, и наоборот, когда к подростку относятся как к ребенку, пытаясь воспитывать. Вообще у человека три состояния – ребенок, подросток, взрослый, а не два, как многие считают, пропуская подростковый период. Этот период крайне важен и длится он довольно долго, примерно от 4 до 7 лет, это никакой не кризис, это этап развития человека.

Конечно, внутри периода от рождения до 12 лет есть свои деления и особенности. К примеру, в пренатальный период повлиять на психику ребенка крайне сложно, но и то, что все же проникает в психику еще не родившегося ребенка, останется там навсегда, и изменить это практически не возможно. Да, можно подкорректировать, направить, но это остается с человеком до самого конца. Гораздо проще, когда человечек уже родился.

После рождения и до трех лет – это другая ветвь, которая так же имеет свои деления, но детальнее вдаваться в это нет необходимости. До достижением ребенка трехлетнего возраста малыш живет в своем мире, где у него начинает закладываться основной фундамент развития его личности, в этом возрасте он учится основным навыкам общения, познает мир, знакомится с базовыми понятиями о нем, и многое другое. После трех лет основа уже есть, т.е. построен базовый фундамент. Конечно, разделение и четкие грани до трех, после трех вовсе не означают, что именно в три года у ребенка началось формирование собственного «я», все сугубо индивидуально, у кого-то этот процесс может затянуться, и фундамент может быть недостроенным. Но что есть, то есть, достроим позже..

В психологии есть выражение: чем хуже и тяжелее проблема, тем намного сложнее ее подвинуть». Если до трех лет ребенку была нанесена тяжелая психологическая травма, то решить проблему полностью и изъять саму проблему не возможно, можно лишь постараться ее подвинуть, подкорректировать. Чем легче травма, тем намного проще ее сдвинуть, если не ликвидировать вовсе. На самом деле получается так, что травма, невнесенная в глубоком детстве сказывается во взрослой жизни, и вытеснение этой самой травмы происходит тогда, когда процесс формирования уже закончился. И довольно часто, дабы «подвинуть» или избавиться от негативных последствий человек обращается за помощью к специалисту, ибо самостоятельно решить проблему никаким образом не получится, это равносильно как вырезать себе аппендицит, не имея представления, где он находится и как это делать. Все эти факты позволяют утверждать, что и после трех лет можно что-то изменить, если не получается решить проблему полностью, можно ее хотя бы «подвинуть» в положительном направлении. И, как нам известно, законы физики таковы, что в отрицательную сторону сдвинуть проблему гораздо проще, вниз и само упадет, а для того, чтобы поднять вверх, нужно много трудиться.

Далее после трех и до 12 лет, (стоит отметить, возраст указан условный, приблизительный) у ребенка как раз формируется сама личность, осознание себя в социуме. Т.е. после трех лет ребенок понимает свое я, потом он понимает, что есть социум, и потом он определяет себя в нем. И именно в этот период формируется само здание, толщина стен и окон, размеры самого здания и его этажность. Но в этом промежутке все же есть один период – семь лет, когда до семи лет у ребенка формируется только внутренняя структура личности, а уже после семи — внешняя, направленная на социум (класс, школа, человечество в целом) часть личности человека.

После двенадцати лет само формирование уже закончилось, закончился период детства и начинается период применения полученного на практике. Это период приспособления к миру, затачивание острых углов, упрочнение стен, выращивание клумб. Это период, когда уже не ребенок обретает некую самостоятельность и независимость.

Итак, теперь конкретнее о том, с какого же возраста можно и нужно воспитывать ребенка?
Вышеописанное говорит о том, что ребенка вовсе и не нужно воспитывать, все это сделает он сам, своими силами, наша цель – не мешать человечку расти и развиваться. Вышеизложенное говорит не о том, до какого возраста можно воспитывать, а до какого нет, а о том, до какого возраста и до какого момента родители смогут постараться исправить свои или чужие ошибки, то, что в ребенку когда-то было испорчено некоторыми обстоятельствами или людьми.
В итоге напрашивается вывод – не стоит воспитывать ребенка – воспитывайте себя, тогда и с вами, и с ребенком будет все в полном порядке.

Удачи и гармонии в семье!
Психолог, Мария Сурыгина

Дисциплина – это одно из самых важных, но вместе с тем и одно из самых непонятных слов для родителей. Все родители едины в том, что детям нужна дисциплина, но мнений по поводу того, как этого достичь, существует великое множество.

Рассмотрим подробнее, как лучше всего приучить ребенка к дисциплине. Но сначала следует разобраться, что это такое.

Дисциплина и наказание

С чем у вас ассоциируется слово «дисциплина»? Наказание? Власть? Положительное подкрепление? Все эти варианты являются по-своему правильными. Приучение к дисциплине – это обучение человека тому, как следовать нормам поведения, и для этого могут подойти как наказание, так и положительное подкрепление или демонстрация власти. Иными словами, дисциплинирование – это способ заставить ребенка вести себя должным образом.

Однако методы, которые используют для этого родители, могут сильно различаться. Большинство родителей применяют для этого наказания: ставят ребенка в угол, лишают его каких-либо привилегий или даже шлепают. Некоторые родители открыто беседуют с ребенком, объясняют ему ожидания от его поведения и последствия за нарушения правил. В ходе бесед родители используют логические суждения и позитивное подкрепление.

Некоторые из этих методов эффективны и позволяют ребенку жить счастливо и быть успешными, но другие могут превратить его в бунтаря, ненавидящего власть и порядок.

Как правильно приучать ребенка к дисциплине?

Приучить ребенка к дисциплине – непростая задача. Для этого вам потребуется много терпения, любви и навыков влияния на ребенка.

1. Четко обозначьте свои ожидания

Как бы вы хотели, чтобы ребенок отвечал на ваши вопросы? Как бы вы хотели, чтобы ребенок вел себя перед гостями или в общественных местах? Что вы подразумеваете под дисциплиной и хорошим поведением?

Если у вас нет ответов на эти вопросы, и вы не знаете четко, как должен поступать ребенок в тех или иных ситуациях, то откуда он может это знать? Родителям стоит иметь четкие ожидания и объяснить их ребенку.

2. Проявляйте здравомыслие

Устанавливая свои ожидания, помните, что никто не совершенен. Определите конкретные реальные цели, посильные для ребенка. Если ребенку будет слишком трудно оправдать ваши ожидания, он может сдаться и пойти по пути наименьшего сопротивления.

3. Будьте последовательны

Некоторые родители сами время от времени нарушают правила, которые же и установили, потому что это им удобно. Однако, поступая так, вы показываете ребенку, что нарушать правила допустимо. Последовательно соблюдая их, вы тем самым подчеркиваете важность дисциплины. Соблюдайте правила при любых обстоятельствах. Но вместе с тем не стоит устанавливать для ребенка слишком строгие правила или делать что-то, что может его унизить или смутить.

Когда вы нарушаете правила, это наводит ребенка на мысль: «Если родители нарушают правила, то почему я должен их соблюдать?»

4. Не будьте слишком авторитарными

Родители являются для ребенка авторитетными фигурами в семье. Однако вам решать, какой стиль выбрать в общении с ребенком – авторитарный или демократичный. Рассмотрим, в чем между ними разница.

Авторитарные родители объясняют свои требования фразой: «Потому что я так сказала!» Они ожидают, что ребенок будет выполнять указания безо всяких объяснений. Авторитарное воспитание не учитывает мнение ребенка и может унижать его. Чем старше становятся дети, тем больше они хотят, чтобы их уважали. Поэтому придерживаться авторитарного стиля в воспитании детей – не лучшая идея.

В отличие от авторитарных родителей демократичные четко проясняют свои ожидания и устанавливают ограничения. Они показывают ребенку пример и хвалят его за хорошее поведение. Чтобы заслужить уважение ребенка и донести до него свою точку зрения, вам следует уважать его мнение.

5. Поддерживайте связь

Когда вы разговариваете с ребенком, не отвлекайтесь ни на что. Прервите все дела, уберите мобильный телефон и смотрите на ребенка. Только так он поймет, что его слова для вас важны.

Ребенок будет лучше слушаться вас и придерживаться установленных правил, когда он чувствует эмоциональную связь с вами. Ему необходимо ваше сопереживание. Постарайтесь понять, что он чувствует. Когда вы начнете разговаривать с ним, исходя из этих позиций, он начнет прислушиваться к вашим словам.

6. Общайтесь открыто

Не делайте категоричных заявлений, после которых ваш разговор с ребенком прекращается. Например, если он отказывается идти в гости, не стоит говорить ему: «Я сказала, что мы идем – и точка». Вместо этого постарайтесь понять ребенка и спросите: «Почему ты не хочешь идти в гости?» Когда вы будете понимать причины такого поведения, откорректировать его будет гораздо легче.

7. Используйте ошибки ребенка как возможность научить его новому

Испольуйте допущенные ребенком ошибки, чтобы помочь ему стать лучше как личности. Если вы видите, что он делает что-то не так, не спешите вмешиваться или критиковать его. Сохраняйте спокойствие и дайте ребенку возможность понять, что он сделал не так. Когда вы указываете ему на ошибки, объясните, как их исправить.

Приучая ребенка к дисциплине, важно как можно четче озвучивать свои ожидания, показывать хороший пример, давать ребенку выбор и пространство для развития и устанавливать границы, чтобы обеспечить его безопасность.

Но насколько жесткими должны быть границы, которые вы устанавливаете? Допустимы ли физические наказания детей?

Наказание и дисциплина – это не одно и то же

Считаете ли вы, что дисциплинирование невозможно без наказаний? Если да – вы не одиноки. Многие родители во всем мире думают так же.

Однако по ряду причин этого делать не стоит:

  • в переводе с латыни слово «дисциплина» означает «обучение». Приучение ребенка к дисциплине направлено на то, чтобы научить его хорошему поведению, в то время как наказания контролируют поведение ребенка через страх;
  • хотя с помощью наказаний можно в определенной степени контролировать поведение ребенка, такой метод контроля заставляет его думать, что он не отвечает за свое поведение;
  • наказания, унижающие ребенка, способны нанести долгосрочный вред его психике;
  • телесные наказания могут привести к агрессивному поведению. У детей, подвергающихся физическим наказаниям, также возникает риск физических и эмоциональных травм, антисоциального поведения и т. д.;
  • чрезмерные телесные наказания могут перерасти в насилие, что нанесет ущерб психике ребенка.

Ребенок, которого часто наказывают, начинает верить, что ответственность за его поведение лежит на ком-то другом, а не на нем самом. Они поступают таким образом, чтобы кто-то наказал их за плохое поведение.

Помните: плохих детей нет – есть только плохое поведение. Ваша цель – не нанести ребенку вред, а исправить его поведение.

Эффективные методы дисциплинирования ребенка

Дисциплинирование направлено на то, чтобы научить ребенка различать хорошее и плохое поведение, даже с его субъективной точки зрения. Главное – объяснить ребенку общепринятые правила поведения и то, что он никогда не должен причинять вред другим людям. В разном возрасте можно применять разные методы дисциплинирования ребенка.

3–5 лет

Дети старше трех лет понимают указания и могут следовать им. Они также способны видеть взаимосвязь между своими поступками и последствиями. В этом возрасте дети любят все делать по-своему, и поэтому нужно объяснить им ограничения. Есть несколько эффективных способов сделать это.

1. Позитивное дисциплинирование

Как следует из названия, позитивное дисциплинирование направлено на то, чтобы акцентировать внимание на хороших поступках ребенка, а не на плохих. Идея такого метода – подчеркивать, каких действий вы ожидаете от ребенка. Этот метод хорошо работает с маленькими детьми.

2. Руководство ребенком

Маленькие дети еще не могут отличать правильные поступки и неправильные. Малышей нужно учить вести себя в обществе, общаться с новыми знакомыми и гостями, которые приходят в дом, хорошим манерам и навыкам общения. Поэтому давайте ребенку простые и понятные инструкции. Помогите ребенку различать хорошее и плохое поведение.

Лучший способ сделать это – показывать хороший пример. Делайте то, что считаете правильным, ведите себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок. Научите ребенка говорить «спасибо», «пожалуйста» и «извините» в соответствуюющих ситуациях. В раннем возрасте ребенок может также научиться фразам: «Я зол», «Я голоден» или даже «Я тебя люблю» и т.д.

3. Дисциплина, основанная на вознаграждении

Ставить ребенку условия лучше всего, когда он еще слишком мал для того, чтобы понять логику и объяснения. Также родители часто используют наказания, чтобы заставить ребенка вести себя определенным образом. Но, используя наказание, вы сосредотачиваетесь на негативе.

Дисциплина, основанная на вознаграждении, делает акцент на позитиве, то есть на том, что должен делать ребенок. Тем не менее, вознаграждение не должно превращаться в подкуп. Если вы награждаете ребенка за любую мелочь, у него не будет мотивации хорошо себя вести без вознаграждения.

Чтобы избежать этого, приучите ребенка к тому, что награды не всегда должны быть материальными. Это может быть, например, обыкновенная похвала. Если ребенок счастлив оттого, что помог другому человеку, само это чувство для него – награда.

4. Периоды успокоения

Если ребенок упрям, позитивное дисциплинирование в отношениях с ним может не сработать. Такие дети способны впадать в истерики, чтобы выразить свои злость и разочарование. Если вы будете ругать ребенка или заставлять поступать согласно вашим указаниям, это может только усугубить ситуацию.

Когда ребенок отказывается слушаться вас и впадает в истерику, дайте ему время, чтобы успокоиться. Не стоит ставить его в угол, лучше позвольте провести некоторое время в своей комнате. Комфортная атмосфера поможет ему быстрее успокоиться.

После этого поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя определенным образом.

6–7 лет

В этом возрасте ребенок соотносит слова родителей с их поступками. Поэтому, прежде чем устанавливать для ребенка последствия его плохого поведения, убедитесь, что они обоснованы. Не угрожайте ему преувеличенными или непрактичными наказаниями, которые вы не сможете выполнить.

5. Устанавливайте правила и границы

Дети лучше себя ведут, зная правила. Поэтому установите для ребенка рамки дозволенного. Правила, которые вы устанавливаете, должны быть простыми и понятными. Ребенку необходимо понимать последствия, ожидающие его в случае плохого поведения. Однако не переусердствуйте. Слишком большое количество правил и ограничений может привести ребенка в замешательство. Установите несколько правил и требуйте, чтобы ребенок ссоблюдал их.

6. Расскажите ребенку о естественных и логичных последствиях

Эффективный способ приучить ребенка к дисциплине – использовать естественные последствия, которые можно объяснить логически. Не придумывайте последствий, удобных для вас, так как ребенок быстро догадается об их надуманности.

Естественными последствиями могут быть чувства ребенка к чему-то. Например, если он по неосторожности потерял или сломал игрушку, не спешите покупать ему новую. Дайте ему время пережить грусть от потери игрушки и понять важность бережного отношения к вещам.

Логические последствия – не те, которые выбираете вы, а те, которые непосредственно связаны с плохим поведением. Понимание этого поможет исправить поведение ребенка.

Например, если он не хочет учить уроки, можно запретить ему смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Если он постоянно забывает игрушки на улице, ему можно запретить играть ими на один-два дня.

7. Мягкая дисциплина (перенаправление)

Мягкая дисциплина – это специальная техника, которая заключается в том, что ребенка нужно отвлечь от плохого поведения и предложить альтернативу. Например, если ребенок хочет поиграть с вашим мобильным телефоном, вы можете сказать ему: «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Хорошо, давай возьмем игрушечный телефон». Так вы перенаправите внимание ребенка.

Если ребенок играет в опасном месте, вам следует отвести его в безопасное. Не нужно шлепать ребенка или применять физическое насилие. Прикасайтесь к нему нежно и используйте фразы, например: «Эта комната лучше подходит для игр» или «Там слишком опасно, иди сюда».

8. Эмоциональный коучинг

Дети устраивают истерики, кусаются или дерутся тогда, когда не могут выразить устно свои эмоции. Цель эмоционального коучинга – научить ребенка определять эмоции и выражать их словами, исключая давление на него. Когда ребенок начнет драться или разбрасывать вещи, спокойно скажите ему: «Я знаю, что ты злишься из-за того, что тебе нужно много времени уделять урокам. Сейчас ты можешь сделать перерыв и немного порисовать, а затем снова вернешся к выполнению уроков».

Эмоциональный коучинг предполагает 5 шагов:

  • отслеживайте собственные эмоции;
  • сопереживаййте ребенку и поддерживайте с ним связь;
  • слушайте, что говорит ребенок;
  • называйте ребенку эмоции, которые он испытывает. Для этого вы можете составить список чувств или распечатать фотографии лиц людей, выражающих разные эмоции.

9–12 лет

В этом возрасте для дисциплинирования ребенка лучше всего подходят естественные последствия. Кроме того, вы можете использовать следующие техники.

9. Причины и следствия: помогите ребенку учиться на его ошибках

Последствия, которые вы устанавливаете для ребенка за плохое поведение, должны соответствовать его возрасту и ситуации. Например, если ребенок отказывается вовремя ложиться спать, позвольте ему лечь спать позже. На следующий день, когда он будет чувствовать себя сонным и раздраженным, объясните ему, что это происходит потому, что он не лег вчера вовремя.

Используйте естественные последствия, чтобы помочь ребенку учиться на ошибках.

10. Предложите альтернативы

Когда вы говорите ребенку «нет» и не предлагаете ничего взамен, он может стать упрямым. Логические объяснения не сработают, если ребенок пытается выразить свою независимость с помощью действий. Придумайте альтернативы, позволяющие вам сотрудничать.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет». При наличии у него двух простых вариантов любой его выбор будет правильным. Например, если ребенок устраивает истерику из-за того, что вы не хотите покупать ему газированные напитки, в следующий раз спросите: «Что ты хочешь – яблочный или апельсиновый сок?». Так вы дадите ему понять, что у него есть только эти два варианта. Если ребенок все же отказывается от обоих вариантов, не теряйте хладнокровия. Продолжайте предлагать ему эти варианты, пока он не выберет один из них.

13 лет и старше

Подростков обычно нелегко убедить. Логические аргументы не всегда могут действовать на них. Если такие аргументы не сработают, попробуйте следующие способы.

11. Дискуссия и поиск общего решения

Подростки не любят, когда им указывают, что делать и как себя вести. Им нравится, когда с ними обращаются как с взрослыми, хотя на самом деле они ими не являются. Поэтому, когда у вашего подростка появляются проблемы с поведением, не ставьте ему ультиматумов. Обсудите с ним проблему и придумайте совместное решение. В результате подросток будет чувствовать большую ответственность и, вероятно, согласится на ваше предложение.

12. Лишение привилегий

Когда подросток нарушает правила, в качестве наказания можно лишить его каких-либо привилегий. Например, если он вовремя не приходит домой, запретите ему гулять в течение следующих нескольких дней.

Привилегия, которой вы лишаете подростка, должна быть связана с его проступком, чтобы он мог понять последствия своего поведения.

13. Переговоры

Еще один способ дисциплинировать подростка – это переговоры. Как было сказано раньше, подростки любят проявлять свою независимость, самостоятельно принимая решения. Когда между вами возникает конфликт интересов, заключите соглашение. Так подросток с большей вероятностью пойдет вам на уступки.

Вы не сможете приучить ребенка к дисциплине, если сами не будете соблюдать правила. Независимо от того, три или шестнадцать лет вашему ребенку, он будет обращаться к вам за советами и поддержкой. Будьте хорошим примером для вашего ребенка, чтобы он не оправдывал свое плохое поведение тем, что вы поступаете так же.

Оцените публикацию

Позитивная дисциплина или ПД — это модель дисциплины, используемая школами и воспитанием детей, которая фокусируется на положительных моментах поведения . Он основан на идее, что плохих детей не бывает, есть только хорошее и плохое поведение . Хорошему поведению можно научить и укреплять, избавляя его от плохого поведения, не причиняя вреда ребенку словесно или физически.. Люди, придерживающиеся позитивной дисциплины, не игнорируют проблемы. Скорее, они активно участвуют в том, чтобы помочь ребенку научиться лучше справляться с ситуациями, оставаясь при этом спокойными, дружелюбными и уважительными по отношению к самим детям. Позитивная дисциплина включает в себя ряд различных методов, которые могут помочь родителям более эффективно управлять поведением своих детей, а учителям — управлять группами учеников.

Поддержка позитивного поведения (PBS) — это структурированная неограниченная модель, которой следуют многие родители и школы. Он способствует принятию позитивных решений , раннему обучению детей ожиданиям и поощрению позитивного поведения.

Положительная дисциплина контрастирует с отрицательной дисциплиной . Негативная дисциплина может включать гневные , деструктивные или насильственные реакции на неподобающее поведение. С точки зрения психологических исследований, позитивная дисциплина использует весь спектр вариантов подкрепления и наказания:

  • Положительное подкрепление , такое как комплимент хорошему усилию;
  • Отрицательное подкрепление , например, удаление нежелательных или нежелательных стимулов;
  • Положительное наказание , такое как требование к ребенку убрать созданный ими беспорядок; и
  • Негативное наказание , например, лишение привилегии за плохое поведение.

Однако, в отличие от негативной дисциплины, он делает все это добрым, обнадеживающим и твердым образом. Целью позитивной дисциплины является установление разумных ограничений и руководство детьми, чтобы они брали на себя ответственность оставаться в этих пределах или научиться исправлять ситуацию, когда они этого не делают.

Правильный вариант написания слов: дисциплинированная, дисциплинированный,
Сокращенные формы прилагательных: дисциплинированна, дисциплинированны, дисциплинирован
Сокращенные формы причастий: дисциплинирована, дисциплинированы, дисциплинирован

Правило

Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Правописание суффиксов -н-,-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пишем НН:

Пишем -Н-:

Важно!

Разъясним отличия причастия и прилагательного:

  • причастие обозначает действие, а прилагательное — качество: группа организована (т.е. создана), группа организзованная (т.е. дисциплинированная).
  • причастия могут иметь зависимое слово, поддерживающее значение действия, прилагательное из не имеет: кованный кузнецами сундук — кованый сундук.

Правописание гласных «и», «ы» после «ц»

Звук «ц» только твердый.

После «ц» буква «ы» пишется в следующих случаях:

В остальных случаях (в корневых морфемах и словах на -ция) после буквы «ц» пишется «и», например: цивилизация, традиция, цинк, панцирь, цитата, цинга, цирюльник, циферблат.

Морфологический разбор слова дисциплинированная

1. Часть речи — причастие, образовано от глагола дисциплинировать
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: дисциплинированный (именительный падеж единственного числа мужского рода);
Постоянные признаки: страдательное, прошедшее время, совершенный вид;
Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, женский род, полная форма.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Расчищенная и дисциплинированная, не более, как приятное зрелище, — она могла бы стать дивным комфортом, любовницей, не изнуряющей ласками, душистой ванной больных, мерзнущих при одной мысли о просторе реки. — А я…

«Колония Ланфиер» — Грин Александр

Начальнику это рвение не понравилось, и он сразу же посмотрел на него как на человека мало дисциплинированного и «с чем-то особенным в характере». А все сколько-нибудь и в каком-нибудь отношении «особенное» тогда не…

«Инженеры бессребреники» — Лесков Николай

Похожие слова

цинк, преюдиция, цирковой

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок. Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение, и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете семейных традиций?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной, как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к режиму дня. В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье: игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *