Давать обет Богу – не дело ли это давно минувших дней?

Мы живём в 21-м веке – с гордостью утверждает житель этого «самого уникального» века. Да, за окном действительно 21-й век. Однако слово—числительное «21-й» неопровержимо свидетельствует о том, что был век 20-й, 19-й… Многим из нас довелось жить и в предыдущем веке. Вопрос: а что собственно изменилось в обществе после векового барьера, кроме увеличения… тревоги за будущее? Идеализация настоящего формирует в современнике этого настоящего неприкрытое презрение ко всему прошлому. А это, в сущности, является отрицанием стабильного, вечного. Но возможна ли сама по себе жизнь без постоянного, не «лихорадка» ли это нашего 21-го века? Анализируя реакцию жителя последнего «супервека» на вечные божественные ценности невольно соглашаешься с диагнозом: «лихорадка последней стадии».

Явным показателем этого критического состояния служат гордо произносимые слова: «а что здесь такого?» в ответ на предложение обратиться к вечным библейским ценностям. Для реальных сторонников божественных истин понятна такая реакция, «обманщики будут преуспевать во зле вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим.3.13). И здесь же даётся мудрая рекомендация о поведении в данной ситуации: «а ты пребывай в том, чему научен…» (ст.14).

Что конкретное на сегодня предлагает неизменное и вечное Писание для формирования стабильного характера? Среди целого ряда живых советов можно выделить обет Богу.

Несколько раз довелось бывать в Армении и посещать со студентами-христианами многочисленные храмы. Вспоминается один из них, полностью высеченный в скале. Верующие проводники рассказывали о тех, кто долгие и томительные годы отдал себя тому, чтобы появился этот шедевр искусства. Без посвящения на монотонную, как правило, работу практически невозможно достичь успеха. В моём сознании после этого случая прочно закрепилось обличение, направленное к самому себе: где твоя стабильность, постоянство? Способен ли ты мучительные годы совершать то, что, возможно, только после твоей жизни на земле принесёт добрый плод? Невозможно отрицать факт, что благодаря таким самоотверженным христианам, жившим на протяжении всех веков, духовные ценности дошли до нас. А что получит от нас будущее поколение кроме жизни в своё удовольствие с бесконечным набором «оправдательных аргументов» в пользу наслаждения?

Наши рассуждения вплотную приближают нас к актуальному в настоящее время вопросу: «как же себя настроить на стабильность?» Несомненно, безотказную помощь в этом оказывает обет.

Итак, обет Богу. Что это такое? Словарное значение слова – «обещание, клятва». Многие десятки раз встречается эта мысль в Ветхом Завете и лишь несколько раз в Н.З. (см. Деян.18.18, 21.23). Обратим внимание на прямую связь обета с тем, что сегодня является огромным дефицитом в христианстве в отношении божественного – посвящением. «…если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен…» (Чис.6 гл.).

Обет можно классифицировать как «желание обещать быть» (посвятить себя исполнению обещания).

Ещё одна архиважная причина говорить об обете – это поражающее современное «посвящение» другому источнику. «Я просто люблю вкусно поесть, отдохнуть, послушать и посмотреть то, что мне нравится» Стоп! Не является ли это также посвящением, но уже не Богу? Посвящение себя чему либо — вырабатывает в нас зависимость от того, чему мы себя посвящаем. А зависимость базируется на ненасытимости, у которой всего две дочери с одинаковым именем «Давай, Давай» (Пр.30.15) и ни одна из них не скажет: «Довольно»

Интересно, заставляет ли нас кто-то жить в своё удовольствие? Не вызывает ли сам вопрос как минимум лёгкую улыбку. Так значит, добровольно выбираем зависимость от удовольствия не знающего границ? Выходит так! Почему же своё право свободного выбора не направить в противоположном направлении? А внутри сразу звучит: «ну ведь себя же ущемляешь». Ну, а может всё-таки рискнуть?

Уникальная особенность подхода Писания к обету. Он не предписан как нечто обязательное для исполнения, а следовательно не вызывает аллергию (распространённая реакция современного человека на библейские заповеди). Творец прекрасно знает своё создание, знает, что всегда были и будут люди, готовые на особый шаг доверия и посвящения себя Ему, потому и предлагает порядок для желающих дать обет. Почему? Даже в нашем искреннем желании могут проявляться глубочайшие ошибки. Яркая иллюстрация тому – обет Иеффая. (Суд 11.30-39). Взвешенный обет исходя из наших возможностей.

Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить (Еккл.5.1-4) – предостерегает нас Писание. Согласно ветхозаветной традиции при даче обета обычно призывалось во свидетельство имя Бога. Ввиду этого нарушение обета расценивалось как преступление против третьей заповеди (Вт.22.31). Посему, следует всё тщательно взвесить. Легкомысленное обещание дружит с ложью и нарушением данного слова. Данная строгость не отталкивает, а возводит обет на высшую ступень ответственности и серьёзности. Для сравнения: нас нисколько не удивляет то, что мы теряем равновесие в случае не исполнения нашей прихоти. Пример: загорелся купить машину на аукционе, но в последний момент она ушла. Сколько «радости» после этого «изливается» на всех окружающих.

Обет имеет ряд существенных преимуществ.

1. Это прежде всего – подлинный и бесспорный показатель нашего посвящения Богу.

2. Существенная и доминирующая особенность обета – содействие реальному осознанию зависимости от Бога. «Вкусите и увидите как благ Господь» (Пс.33.9). Можно ли не попробовав ощутить вкус пищи? Теорией благость Божью не постичь!

3. Обет содействует улучшению памяти – ведь следует всегда помнить об обещании данном в присутствии Божьем, в противном случае – нарушение ранее упомянутой заповеди.

4. Он вырабатывает дефицитное на сегодня постоянство.

5. Учит постоянное делать с радостью для «Бога радости и веселья» (Пс.42.4)

В чём на сегодня могут выражаться обеты?

Их можно разделить на две группы: общие (касающиеся практически всех) и индивидуальные.

К общим относится прежде всего наше водное крещение. Его традиционно называют «обещанием Богу служить в доброй совести» (1 Пет.3.21, текст нуждается в фундаментальном экзегетическом анализе). На какой период времени он даётся? Готов ли я засвидетельствовать, что храню в радости своё обещание?

Далее, молодые при вступлении в совместную жизнь опять таки обещают любить и хранить верность до конца дней семейной жизни. Может в этом случае есть мужество похвалиться?

Достаточно часто в критической ситуации мы вопиём к Богу: «Если Ты избавишь меня, я буду делать то и то». Это также слова обета! Насколько на самом деле нас хватает?

Индивидуальные. Одним из важных моментов является конфиденциальность, то есть – даётся обещание не в обществе, а в личном присутствии Бога. Коснёмся лишь некоторых.

1. До завершения какого-либо служения даётся обет не вступать в брак. Иногда принимается решение вообще не жениться – это здравое явление, но к нему следует осознанно подойти после искреннего предстояния перед Богом, заручившись от Него подтверждением правильности данного решения для меня лично.

2. Христианин посвящает себя на какой-то труд. Срок посвящения произносится перед лицом Божьим.

3. Посвящается имущество (дом, машина, земля…). Встречаются случаи, когда верующие хранят плодоносящие деревья для Господа. Плоды этих деревьев не принадлежат их земному хозяину.

Однажды произошёл интересный случай с одним из студентов-христиан на юге Украины. У него была неплохая автомашина, которая всегда посвящалась для помощи другим. Во время ночной молитвы злоумышленники угнали её. Хозяин при встрече был спокоен, говоря: «это не моя машина, а Божья. Если она Ему ещё нужна, Он её возвратит мне». Вскоре ему позвонили и сообщили: «Хочешь получить обратно своё авто, готовь такую-то сумму». Многие его убеждали: «Отдай деньги, милиция не поможет, не забывай где ты живёшь». Брат был спокоен, это уже было не его дело, а занимался им настоящий Хозяин. Через время ему позвонили из милицейского участка: «Приезжайте за своей машиной». Была раскрыта преступная группа по угону машин, угнавшая и заработавшая немалые деньги на абсолютно всех авто, за исключением… принадлежащей нашему брату. Когда наш «пострадавший» встретился с одним из угонщиков, то искренно сказал ему: «Друг, я не имею зла на тебя. Дарю тебе Евангелие, у тебя теперь будет много времени читать Его».

4. Для преодоления дурных привычек, разного рода зависимости, страстей также даётся обет не делать более их. Ранее мы рассматривали нашу добровольность в делании нашего. Почему же нельзя также добровольно отказаться от них. Этому решению обычно предшествует осознание греховной опасности моего положения, искреннего исповедания. Лишь после этого перед лицом Господа даётся обет не совершать более того, что исповедовал. Для помощи в исполнении слов призывается сам Бог. Автор этих строк неоднократно использовал этот успешный метод.

Проанализируем рассмотренное. Трудно сегодня похвалиться стабильностью в духовной жизни. Безусловно, мы не соглашаемся «то уходить далёко, то льнуть к Нему опять». Можно наблюдать самообман, в который довольно часто мы попадаем – стремимся дать новые обещания Богу, в надежде, что это поможет (буду читать Библию, ежедневно молиться, брошу употреблять наркотики, алкоголь, не буду увлекаться «стучащей музыкой», порнографией, умопомрачающими и зомбирующими играми в любом варианте и т.д.). При этом не исповедовав грех нарушения ранее данных, пусть даже тех же самых. Достаточно заниматься самообольщением! Не ждите успешной жизни со страшным грузом сознательного обмана Бога. Что делать? – На колени! Когда? Только и только сейчас!

Так как же отнесёшься ты к обету Богу в наш прогрессивный век?

Александр Копытюк

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Что такое – обет Богу? Можно ли брать на себя обет Богу? В каких случаях и как это делают? Какими бывают обеты? Как правильно дать обещание Богу? И что следует сделать прежде, чем дать обет Богу?

Отвечает протоиерей Сергий Николаев:

«Благочестивая практика обетов известна издавна. По большей части обеты дают в тяжелых обстоятельствах или в какой-то нужде. Обеты бывают разные. Мать Ивана Бунина, когда один из ее сыновей, брат знаменитого писателя, был арестован, дала обет не есть мяса, и во всю жизнь не ела его.

Наиболее частые обеты – сходить или, теперь, съездить к мощам какого-либо угодника, посетить монастырь. Дают обеты потрудиться, во славу Божию, в любимой обители или в приходском Храме, в больнице, доме престарелых. Обеты материальной помощи.

Так, один мой знакомый, человек болезненный, каждый раз, в опасной для жизни ситуации, обещает денежную помощь сразу нескольким Храмам, что впоследствии и исполняет. И не прав будет тот, кто увидит в таком обете простую торговую сделку: Ты мне – я Тебе. Знакомый тот и во дни здоровья и благополучия помогает Церкви, но в данном случае обет дается в знак того, что человек помнит, он не забыл, в Чьих руках находится его жизнь и смерть, блага и здоровье, и верит в благой Промысл Божий.

Как-то после службы обратились ко мне две женщины. Мужу одной из них предстояла сложная операция. Они уже заказали Молебен целителю Пантелеимону и хотели узнать, не могут ли они чем-то еще помочь больному – им очень хотелось что-то для него сделать. Вспомнили обычай давать обеты. «А какой обет вы нам посоветуете?» — спросили они. Было заметно, что в Церкви подруги – редкие гостьи, и пришли они только потому, что случилась беда. Впрочем, заметно было и то, что в эту минуту они были готовы на многое. Так часто бывает, в несчастии нам кажется – все бы отдал, зато после…

«В тревогу и мы к Богу, а по тревоге – забыли о Боге». Поэтому, обет надо давать по силам, чтобы потом не сокрушаться, что слишком много пообещали. Мое предложение было: поклоны, молитва. Но вопрошавшие желали большего. Что ж: «Хорошо бы каждое воскресенье быть в Храме на богослужении, да боюсь, вам это будет не под силу». Женщины переглянулись, в одну секунду мысленно прикинули свои возможности и уверенно сказали: «Нам подходит, мы будем по воскресеньям приходить в Церковь».

Признаюсь, что с большим недоверием отнесся к их обещанию. И напрасно. На много лет сделались они нашими постоянными прихожанками, а потом и благодетельницами. Специалисты в своей профессии, подруги оказали значительную помощь приходу в строительно-ремонтных работах. Жили они в другом районе Подмосковья, и позже стали ходить в Храм поближе к дому. Что сделаешь, дорожные пробки и вечная нехватка времени…

Обещания дают не только в тяжелых обстоятельствах. Иногда, напротив — как способ выразить благодарность Господу за Его постоянные благодеяния. Трудится у нас на приходе одна женщина, человек она пожилой и здоровья отнюдь не крепкого, но то и дело от нее слышишь: «Батюшка, благословите новые аналойники сшить», или «Благословите ребяткам (алтарникам) стихари постирать». «Да помоложе-то никого не нашлось, что ли, — спросишь, — или у тебя других дел нет?» А она свое: «Вы уж благословите, а то я обреклась», — то есть пообещала Богу. И постоянно она обрекается, то новые занавеси сделать, то старые обновить, то одно, то другое. Только и слышишь: «Благословите, я уж обреклась». Это у нее вроде, как дополнительная линия связи с Господом — добровольно обрекать себя на благочестивые дела.

Вспоминается случай обета из своей биографии. Когда-то давным-давно были у меня две антикварные вещицы. Дорогие и красивые, но слишком крупные для нашей «двушки». И был приятель, который мог их пристроить. Ему-то и отдал я свои раритеты, в надежде получить немалые деньги и освободить некоторую нужную для жизни, площадь.

Шло время, а покупатель все не находился. Звонить и торопить приятеля я стеснялся. Ну, думаю, если продадутся, то четверть суммы отдам в Церковь.

Время шло. Ожидание уже не было таким острым. Отдам половину — решил я. Когда минуло еще несколько месяцев, и место антиквариата уже прочно заняли более необходимые в домашнем хозяйстве, предметы. Я мысленно пообещал, что все, что получу за «антики», — пожертвую в восстанавливающийся монастырь. На следующий день мне позвонили — сделка состоялась.

Быстро попасть в определенный монастырь я не мог, и деньги лежали у меня дома. Однажды, в воскресенье, мне потребовалась некая сумма, но мои средства находились на сберегательной книжке, а касса в выходной не работала.

Не долго думая, я взял часть из обещанных на монастырь денег, решив, что в понедельник получу из кассы и верну то, что позаимствовал. Ночью мне приснился сон. Словно еду я в метро, рядом со мной приятель, тот, что помог мне избавиться от ненужных вещей.

Вдруг входят двое, как тогда говорили, «в штатском». Подходят к моему приятелю и говорят: «Вы арестованы», да еще надевают на него наручники. Ситуация показалась мне настолько кинематографичной и нелепой, что я громко рассмеялся. При этом двое «в штатском» оглянулись на меня и один из них сказал: «А что Вы смеетесь, вы тоже преступник. Вы взяли чужие деньги».

Слова эти, как гром среди ясного неба, поразили меня, и я тут же проснулся. Сразу вспомнил о монастырских деньгах. Ощущение преступления, вины, греха было настолько сильным, что я никак не мог успокоиться, и поехал в Церковь, чтобы поговорить с каким-нибудь священником.

Батюшка выслушал мою историю и сказал: «Вы действительно совершили ошибку. Вы ведь эти деньги обещали на Божию Церковь, значит, они уже были не Ваши. Вы же их взяли. А вдруг бы с Вами что-то случилось: автокатастрофа или неожиданная смертельная болезнь, и Вы не смогли бы их восполнить. Тогда бы Вы предстали перед Богом как человек, укравший церковные деньги. Надо в таких случаях быть более щепетильным».

В отношении обетов Господу особенно уместна поговорка: «Не давши слова — крепись, а давши — держись». О том же говорит Премудрый: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).

И еще. Прежде чем брать на себя обет, лучше посоветоваться со священником и получить благословение».

В этой главе:

  1. Условия Для Получения Божьих Обетовании
  2. Протест Сатаны
  3. Нужда в пробуждении совести

Когда в присутствии наших братьев было дано письменное или устное обещание, касающееся пожертвования какой-то определенной суммы, братья являются всего лишь простыми свидетелями договора, заключенного между нами и Богом. Обет же дан не перед человеком, а перед Богом и является не менее важным, чем письменный документ, данный ближним. Никакая юридическая ответственность не может быть более сильной, обязывающей христианина к выплате денег, чем обет, данный Богу.

Люди, дающие подобное обещание своим друзьям, обычно не думают о том, чтобы просить об освобождении от обещания. Клятва, данная Богу, Даятелю всех благ, является гораздо более важной и серьезной; почему же мы пытаемся освободиться от данных Господу обещаний? Может ли человек считать свое обещание менее обязательным по причине того, что оно было дано Богу? Обладает ли эта клятва меньшей ценностью только из-за того, что она не может стать предметом судебного разбирательства? Имеет ли право человек, исповедующий свою веру в спасительную Кровь безграничной Жертвы Иисуса Христа, «обкрадывать Бога»? Не будут ли его клятвы и действия взвешены на весах справедливости небесного суда?

В небесном суде находится незаконченное дело на каждого из нас. Будут ли в нем в результате наших неправедных действий накапливать улики против нас? Дело Анании и Сапфиры носило отягчающий характер. Присвоив часть из вырученных денег, они солгали Святому Духу. Подобное обвинение возлагается на каждого в соответствии с его преступлением.

Когда сердца людей смягчены присутствием Святого Духа, они становятся более чувствительными к Его влиянию и рождается решение отвергнуть себя и посвятить жизнь служению делу Божьему. Когда небесный свет озаряет лабиринты сознания, наполняя их необыкновенной чистотой и силой, тогда чувства плотского человека остывают, эгоизм утрачивает свою силу и пробуждается желание соответствовать образцу Иисуса Христа в самоотречении и милосердии. У эгоистичного но природе человека появляется склонность к доброте и сострадательности по отношению к потерянным грешникам, и он дает Богу торжественное обещание, как это делали Авраам и Иаков. Небесные ангелы присутствуют здесь в такой момент. Любовь к Богу и к людям торжествует над эгоизмом и любовью к миру. Это тот особый момент, когда говорящий в духе и силе Божьей являет собой реализацию плана спасения, открытого Владыкой неба в жертве на кресте. В последующих текстах Священного Писания мы можем увидеть, как Бог относится к клятвам и обещаниям:

«И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто даст обет Господу или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Чис. 30:2, 3).

«Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори пред ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» (Еккл. 5:5).

«Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» (Пс. 65:13,14).

«Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» (Пс. 75:12).

«А вы хулите Его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее — пища ничтожная». Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов» (Мал. 1:12-14).

Условия Для Получения Божьих Обетовании

На большом собрании произошли особые события, когда тех, кто считал себя последователями Христа, призвали к участию в деле Божьем. Сердца многих были затронуты, и они дали обещание помогать в работе. Однако многие из давших обещание солгали Богу, проявив небрежность и не исполнив то, что они обещали своему Господину. Если человек безразличен к своим обетам, может ли он ожидать, что Бог исполнит свои обещания, данные на условиях, которые никогда не соблюдались? Насколько же лучше быть честным с ближними и с Богом (Ревью энд Геральд, 17 декабря, 1889).

Протест Сатаны

Бог предъявляет Свои требования на определенную часть доверенных человеку средств — десятину. Пожелает ли человек дать больше этого или нет, на то Бог предоставил ему полную свободу. Но когда сердце затронуто влиянием Святого Духа и дан обет о пожертвовании определенной суммы, обещавший теряет права на посвященную долю. Обещания такого рода, данные людям, считаются обязывающими; не являются ли более обязывающими обеты, данные Богу? Является ли обещание, прозвучавшее во дворце совести, менее серьезным, чем письменное соглашение между людьми?

Когда небесный свет удивительным образом наполнит сердце чистотой и силой, эгоистичные привычки сдадут свои позиции и возникнет желание жертвовать на дело Божье. Пусть никто. не думает, что ему удастся выполнить свои обещания, не столкнувшись с протестом со стороны сатаны. Он не испытывает радости, видя, как на земле созидается царство Спасителя. Он пытается убедить, что данный обет слишком велик, что он ущемляет интересы бизнеса или нужды семьи (Деяния апостолов, с. 74, 75).

Нужда в пробуждении совести

В конце концов у всех нас должна пробудиться совесть. Только, к сожалению, немногие из братьев чувствуют угрызения совести в тех случаях, когда забывают проявлять милосердие. Лишь немногие испытывают сожаление по поводу ежедневного обкрадывания Бога.

Если христианин намеренно или ошибочно не доплатил своему ближнему либо не возвратил долг, его совесть, если она не ожесточена, будет его беспокоить; он не сможет спокойно спать, даже если о его долге никто больше не знает. Существует масса невыполненных обещаний и неоплаченных обетов, и все же немногие переживают по этому поводу; слишком мало тех, кто считает себя грешником из-за неисполненных обязанностей.

Нам необходимо иметь новые и более глубокие убеждения по этому вопросу. Совесть должна быть пробуждена, и этому делу следует уделить должное внимание; в последние дни придется дать Богу отчет, и Он предъявит Свои требования (Свидетельства для Церкви, т. 4,с. 468).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *