Содержание

Как бороться с гордостью. Часть 3

Продолжаем публикацию проповедей прот.Сергия Филимонова из сборника "Борьба со страстью гордости". Предыдущую 2ю часть читайте здесь.

Для борьбы с гордостью нужно браться сразу за все страсти, порождаемые ею

Почему это так важно — одновременно бороться и с недугами главенствующей страсти, и с недугом гордости? Я приведу простой житейский пример. Кто из вас занимался огородничеством, знает: вот вырастет свеколка или репка и захочется приготовить борщок, тогда тянешь ее за молоденькую ботву, и она обламывается, остается в руке, а репка или свекла в земле. Чтобы ее вытянуть, мудрые огородники берутся враз за все листки ботвы, поближе к корню, и тянут — тогда только и вытягивается полностью корнеплод, что сидит в земле.

Так и для того, чтобы вытянуть страсть гордости, надо сразу браться за все проявляющиеся ею страсти: за раздражение, самолюбие, за уныние, — борясь с ними и одновременно прося Господа, чтобы Он подал смирение и кротость.

Вот тогда гордость вырывается с корнем.

Борьба с гордостью начинается с малого, внешнего

Человек горделивый узнается и внешне — он любит смеяться, много говорит, суетится и выказывает себя, все время старается себя обнаружить. Поэтому в течение года я благословляю вас трудиться над этой внутренней проблемой: искать последнего места, не выказывать себя, не выпячивать, не оправдывать себя, не хвалиться, не лезть вперед, не превозноситься.

Вот она, борьба с гордостью. Начинать надо с малого.

Как избавиться от гордыни

Если человек хочет начать бороться со своей гордостью, то он должен найти себе худшее место и сесть именно туда; когда все говорят — молчать; когда все хвалятся — не раскрывать рта и говорить только когда спросят.

Чтобы победить гордость, нужно научиться послушанию Церкви и послушанию духовнику, отсечению своей воли.Я постарался донести до вас, как страшна гордость, как наше собственное «эго» использует нас, как мы хотим жить для пользы своей. А ведь чтобы стать учеником Христовым и стяжать ум, сердце и душу Христову, нужно забыть себя и увидеть ближнего. Как это трудно!

Все струны души протестуют. Почему я должен о ком-то думать, кого-то утешать, кому-то помогать? Я не обязан. У меня своя жизнь, свои проблемы. Зачем мне еще кто-то, зачем мне все эти посторонние люди? Но эти люди — не посторонние. Это те, кого Господь сегодня поставил вокруг тебя. Для того, чтобы ты мог спасти свою душу, себя переделать, убрать свое «я» так далеко, чтоб оно не высовывалось, а на первом месте стоял для тебя другой человек.

Невозможно без этого стать учеником Христовым, ибо Господь говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39; Мк. 8, 35; Лк. 9, 24). Вот какие слова мы слышим в Евангелии. Что они означают? Что человек призывается ради любви к Богу и ближнему недосыпать, недоедать, терять время, нервы, силы. Но современный человек этого не хочет делать, потому что видит только себя и варится в собственном соку.

Хотите быть учениками Христовыми? Отвергнитесь себя и учитесь видеть Бога в ближнем, который рядом с вами. Переверните все, что живет в душе, и поставьте в должный строй, как это благословляет Господь. И страсть гордости начнет излечиваться в ваших душах.

Покаяние фарисейское и неложное

Вроде бы вы ходите в церковь, и у вас есть основание думать, что все в порядке, наконец-то начали жить по-христиански. Но при подобном настрое сердце начинает покрываться пленкой духовного жира, становится непробиваемым, ленивым, мягким. А Господу это неугодно, и Господь все время будет тормошить вашу душу. Мы вроде бы успокаиваемся — и грехов своих не видим до конца.

Постоянно выискивать в себе грехи и приносить их на исповедь — это путь в прелесть.

Иное дело, когда Господь по Своей благодати открывает нам глаза на нашу греховность. Я хочу, чтобы вы уловили разницу между тем, про что говорит Господь применительно к фарисеям: «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Мф. 23:24), и ситуацией, когда мы молимся Богу, каемся Ему, стараемся очистить свою душу — и глаза наши открываются на всю истерзанность нашего внутреннего человека, мы видим, насколько мы несовершенны, немощны; и это побуждает нас к глубокому покаянию, приводит на исповедь.

Когда человек выискивает у себя грехи, это часто происходит по фарисейству; ему неловко идти на исповедь и ничего не сказать батюшке. Он думает: «Что же мне такое сказать про себя? Вроде бы не совсем святой, а грехов не могу найти». А другое дело, когда сердце человека распирает от понимания того, что в нем происходит. Это два качественно разных состояния. Первое — фарисейское лицемерие; во втором мы пребываем неложно.

Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Фарисей смиренно стоял в храме, но при этом говорил: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18, 11). Это путь возвышения себя через уничижение других. Мытарь же повторял: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 13). Это путь самоуничижения.

Мы просим открыть нам двери нашего каменного сердца

Второй путь ведет к открытию дверей сердца, а первый их захлопывает. Разница этих двух путей часто видна на исповеди. Одни начинают каяться и при этом ищут виноватых в своих грехах; кто только их не провоцирует: муж, соседи по парадной, кастелянши, власть, Президент, глава района, батюшка — все вместе. Когда все вокруг толкают на совершение греха, сам человек вроде бы совсем тут ни при чем: да, согрешил — но не мог не согрешить, потому что задели. Он думает: «Как я мог тут не согрешить, разделю-ка я вину со всеми, и они грешны, и я грешен».

Это прямой путь в прелесть — путь замазывания своих грехов, убегания от них, нежелания увидеть свою немощь и честно сказать: «Господи, я ленивый, я эгоистичный, я люблю себя, я жестокосердный. Не кто-то виноват в том, что я не встаю на молитву, что мне хочется нарушить пост или еще что-то сделать, не другие виноваты, я сам виноват в этом».

Во время Великого поста мы с вами стоим на коленочках на всенощном бдении и слышим: «Покаяния двери отверзи нам». А куда эти двери ведут, где они? Речь идет о дверях своего собственного сердца. Мы просим у Бога, чтобы Он дал нам возможность войти в глубину нашего сердца и познать самих себя неложно. Мы просим: «Покаяния двери отверзи, Жизнодавче Христе» — чтобы наконец-то нашелся ключ к нашему каменному сердцу, чтобы мы увидели, что же там внутри, прочувствовали, покаялись, очистились. Вот о каких дверях идет речь и о чем мы просим Господа.

Продолжение следует.

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого — закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи. Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:


  • Как позаботиться о потомках

    Сегодня, в день памяти святых Богоотец Иоакима и Анны, давайте задумаемся: что мы должны делать, чтобы наши дети и внуки были отмечены Богом? Из проповеди прот. Сергия Филимонова


  • О предательстве

    Слушая сегодня Святое Евангелие о страшном предательстве Иудой Своего Божественного Учителя, давайте четко понимать: мы тоже можем предать ближнего. Тема 30 сребреников жива и поныне. Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Гордость и гордыня

Среди всех смертных грехов многие проповедники считают основным гордыню.

Как бороться с гордостью

Многие скажут, что же это за грех такой, человек без гордости все равно, что кисель. Это действительно так, поэтому стоит помнить о разнице, существующей между гордостью и гордыней. Она есть, хоть и найти тонкую грань разделяющую гордость и гордыню невероятно сложно. Но обнаружить ее можно, более того, делать это необходимо, иначе как избавиться от гордыни?

Чем гордость отличается от гордыни?

В современном обществе часто путают гордость и гордыню, и что самое забавное – гордость считают пороком, а понятие гордыни заменяют красивыми словами амбициозность и самолюбие. Так что же такое на самом деле гордыня и чем она отличается от гордости?

Начнем, пожалуй, с гордости. Вряд ли кто-то будет спорить, что это чувство необходимо любому человеку. Без осознания чувства собственного достоинства нет личности, такой человек все равно, что воздушный шарик, которым поиграть может любой ветерок, и проткнуть его может тоже каждый. Скажете, а что если человек выбирает путь смирения, ему-то гордость зачем? Ему это чувство нужно больше, чем всем остальным, ибо только осознание собственного достоинства позволяет ему подняться над всеми неурядицами и смириться с ними. Понятие гордости многогранно, человек может гордится не только своими успехами, но и чужими достижениями, положением в мире своей страны.

Что же такое гордыня, каковы ее признаки, почему ее так часто путают с гордостью? Наверное, потому, что это чувство происходит из гордости, является его раздутым уродливым детищем. Чувство собственного достоинства становится крайней степенью эгоизма и самовлюбленности. Человеку, которого обуяла гордыня, нет дела до чувств и мыслей других людей, он способен «идти по головам» к своей цели. Вот гордыня и смирение несовместимы – смириться, значит стать таким, как все остальные, убогие и никчемные люди. Нет, гордыня этого не позволит, ей наплевать на боль других людей, главное, чтобы бесценное эго, носитель порока было в сохранности. Конечно, все эти признаки уже последняя стадия, на ней справиться с гордыней будет так же сложно, как и с любой дурной чертой характера, развившейся в порок.

Как бороться с гордыней и победить ее?

Духовные лица не зря называют гордыню главным из людских пороков, именно стараясь удовлетворить гордыню, люди совершают страшные вещи. Так как избавиться от этого порока, как побороть гордыню?

  1. Чаще всего гордыня развивается у людей, не дополучивших в детстве родительской любви. Они очень неуверенны в своих силах и прикрывают это чувство намеренным превознесением себя над другими. Гордыня в этом случае – защитный механизм, который укрывает ранимого человека от насмешек. Как преодолеть гордыню в этом случае? Вам нужно понять, что ошибаются все и дать себе такое право. Перестаньте бояться, как вы выглядите в глазах других людей. Любите себя и поверьте, что и другие могут любить вас, если вы дадите им такую возможность. Человека, запаянного в клетку гордыни, любить искренне невозможно. Перед такими людьми, особенно обладающими властью, можно пресмыкаться, им можно льстить и фальшиво улыбаться, мысленно желая всяких несчастий на голову гордеца.
  2. Учитесь уважать других людей, признайте, что есть очень талантливые люди. И даже если вы гениальны в какой-то одной области, помните, что может найтись человек талантливее и успешнее вас. Поэтому время нужно тратить не на самолюбование, а на саморазвитие, чтобы вы всегда могли сказать, что являетесь одним из лучших специалистов в своей области.
  3. Давно ли вам удавалось услышать другого человека? Все мы умеем пропускать мимо ушей чужие эмоции, отношение к проблеме, выделяя только голые факты. Такое умение ценно, а в некоторых профессиях без него и вовсе не обойтись, главное не разучиться сопереживать другим. Если вы умеете понимать собеседника, ставить себя на его место, то гордыне в вашем сердце не останется места.
  4. Мы часто живем по воле общества, подчиняясь стереотипам. Но они подходят не всем, не бойтесь сломать эти рамки, попробуйте не извиваться змеей в узких коридорах чужих взглядов на жизнь, а открыть для себя бескрайний горизонт. Помните, что индивидуальность – это не следствие гордыни, все дело в том, как вы будете ее подчеркивать.
  5. Остерегайтесь в борьбе с гордыней лишиться гордости – без нее никуда. Поэтому будьте осторожны и не занимайтесь самоуничижением, ведь оно ведет к другому смертному греху – унынию.

Гордость житейская (проповедник Олег Кузьмин)

Дата произнесения: 2014-09-28

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
1Иоан.2:16,17
Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.
Похоть очей — это когда человек хочет заполучить всё, что ему понравилось. Такой человек бросается на всё, что привлекает его взгляд: на каждый магазин, каждую машину, каждую женщину или мужчину. Есть люди, которые ходят по магазинам, покупают вещи, а придя домой, даже не распаковывают покупки, потому им это не нужно, они уже удовлетворили похоть своих очей. Даже если мы ограниченны в средствах всё равно время от времени покупаем что-нибудь такое, что потом оказывается пустой тратой денег и нам совершенно не нужно. Поэтому бизнес тренеры порой советуют вложить в кошелёк карточку с надписью: «А оно тебе действительно нужно?», чтобы таким образом контролировать «похоть очей».
Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».
Гордость житейская — заставляет людей казаться более значимыми, более важными, чем они являются на самом деле.

Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни?

Иногда люди готовы на что угодно, лишь бы у них было всего больше и лучше, чем у соседа. Весь современный мир часто играет на этом. Модельеры, дизайнеры и кутюрье давно уже не пытаются создавать практичную и удобную одежду или предметы обихода, ведь в этом случае многие из них давно потеряли бы работу.
Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.
Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.
Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.
В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?
Истинный Отец говорит о гордости так:
«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли».
Преп. Мун Сон Мён
С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:
«Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».
Марк.7:20-23
Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.
«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа».
Гал.1:1-3
Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.
«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.
Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.
Однако когда индивидуальная и всеобщая цель в нашем сознании меняются местами, и желание получать радость за счёт позиции становится превыше всего, тогда гордость превращается в гордыню, тщеславие и высокомерие. Если я стремлюсь добиться власти, позиции, уважения, признания и благодарности, но при этом совершенно не желаю любить, заботиться, поддерживать, вдохновлять и понимать других людей, то такая гордость не имеет ничего общего с Богом и ведёт только к разрушению. Такая гордость — это глубокое удовлетворение тем, что я умный, красивый, смиренный, я всегда прав и у меня гораздо меньше грехов, чем у других. Это – абсолютная вера в то, что со мной всё в порядке. «Я такой смиренный, что даже и не знаю таких же смиренных людей как я».
«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».
Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».
Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Иаков.4:6
Когда мы по-настоящему приходим к Богу? Когда смиряемся, раскаиваемся, приходим к Нему в слезах или когда говорим: «Я сделал это и это. Я классный. Боже, я тебе понравлюсь, возьми меня, я пригожусь тебе при строительстве Твоего Царства»?
Как утверждает Божественный Принцип, люди, с одной стороны, — индивидуальные истинные тела, но с другой стороны мы все взаимосвязанные тела и прожить в одиночку без помощи друг друга не сможем, поэтому вместо соперничества, гордости, самовосхваления нужно всегда искать пути для сотрудничества. Только так можно преуспеть в больших делах, таких как построение Царства Небесного, например.
«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой».
Божественный Принцип
Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.
Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.
«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий».
Преп. Мун Сон Мён
При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.
«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания».
Преп. Мун Сон Мён
Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»
«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»
В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.
В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:
«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.
Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».
В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность».
Притч.16:18
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость».
Притч.11:2
Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.
Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.
«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры».
Преп. Мун Сон Мён
Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *