Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Рассказ о поездке в Тулу в апреле 2011 года
  • Еще о Свято-Успенском кафедральном соборе в г.Туле
  • Успенский кафедральный собор в Туле

    Город Тула
    Построен: начало XX века.
    Адрес храма: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 13.
    Телефон храма: (4872) 31-24-70.

    Первый и древнейший храм Успенского монастыря был в честь Успения Пресвятой Богородицы, по имени которого и монастырь стал называться Успенским. По известиям 1770 года этот храм был каменный. Но во второй половине XVIII столетия он пришёл в ветхость, а потому был разобран, и в 1791-92 гг. построен новый «от Государственной казны» попечением тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы игумений Тавифы. Храм имел два придела: Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и прп. Александра Свирского.

    В 1857 г., при игумений Клавдии, он был перестроен, а в 1898 г. разобран до основания. На его месте в 1902 г. воздвигнут новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием игумений Агнии и игумений Магдалины, при содействии благотворителей.

    Преображенская церковь и Успенский кафедральный собор. Вид с площади Ленина.

    Храм был освящен 24 октября 1902г. На первом этаже было два алтаря: во имя св. равноап. Марии Магдалины и во имя вмч. Пантелеймона. На верхнем этаже — три: центральный — во имя Успения Божией Матери, справа — «Неопалимой Купины», слева — во имя прп. Александра Свирского. В 1909 году вновь построенный каменный храм, ставший двухэтажным, был художественно расписан внутри и частично снаружи. Среди прочих росписей были выполнены пять прекрасных сюжетов, гениальных творений В.М. Васнецова, являющихся точными копиями росписи в Киевском Владимирском соборе.

    Предположительно художники-копиисты были соработниками В.М. Васнецова, приглашённые в Тулу, и приехавшие из Киева с эскизами, чертежами и зарисовками оригиналов стенописи. Росписи выполнены мастерски, можно подумать, что они являются авторским повторением самого Васнецова. Однако в Туле он не был.

    Среди богатой настенной живописи Успенского храма особенно выделяются своей самобытностью и яркостью красок орнаменты.

    Они представляют собой исключительную художественную ценность и не имеют аналогов.

    Но несомненно, они составлены в стиле Васнецова.

    Успенский кафедральный собор г.Тулы был передан общине верующих 8 сентября 2007г.

    24 января 2007г. престол нижнего храма освящён архиепископом Тульским и Белевским Алексием в честь Всех Святых в земле тульской просиявших.

    В тот же день вечером по благословению высокопреосвященнейшего Алексия из Всехсвятского кафедрального собора были перенесены мощи св. блаж. Иоанна Тульского, а впоследствии и ковчег с частицей мощей свщмч. Илариона Троицкого.

    В храме находится образ Успения Пресвятой Богородицы с частицей гроба Божией Матери, ковчег с частицей мощей свщисп. Николая Алма-Атинского и Казахстанского и икона с частицей мощей св. блаж. Матроны.

    Храм открыт ежедневно.

    Богослужения совершаются утром с 8.00, вечером — с 17.00.

    В начало

    Там, где сегодня возвышается этот величественный храм, в далеком ХVII веке была выстроена деревянная церковь. Когда она обветшала и пришла в негодность, её разобрали, и к 1792 году возвели новую, каменную одноэтажную церковь Успенской женской обители, существующую с 40-х годов ХVII века, — на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящён иконе «Неопалимая Купина», северный — прп. Александру Свирскому. Дальнейшая судьба храма включала в себя целую череду перестроек и переделок. Он простоял без существенных изменений до середины ХIХ столетия, после чего был в 1857-м году значительно перестроен и при этом расширен. Со временем церковь стала проседать, и в фундамент и стены здания весной и осенью во время дождей и таяния снега проникала вода.

    В самом конце ХIХ столетия было принято решение церковь Успения Пресвятой Богородицы полностью разобрать, освободив место для нового здания, на сей раз в два этажа. В 1898 году приступили к разборке храма. Строительство нового храма из красного кирпича велось четыре года, и 24 октября 1902 года Успенский монастырский собор был торжественно освящён. Автором проекта выступил тульский губернский архитектор Эварист Владиславович Скавронский.

    Успенская церковь была возведена в модном псевдорусском стиле. Сохранился её первоначальный неосуществлённый проект, который близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы. В процессе строительства отказались от готических элементов декора — стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трёхчастное деление фасадов окнами — в случае такого деления здание казалось бы трёхэтажным. Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. Возможно, художники были очень знакомы с творчеством Виктора Васнецова, так как росписи храма являются точными копиями его работ в Киевском Владимирском храме. Смотреть на них туляки приходили как в музей. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Также на территории Успенского собора была похоронена весьма уважаемая в городе игуменья святой обители Агния, внёсшая большой вклад в строительство монастырского собора.

    Здание впечатляло: высокие, представительные стены фасадов из тёмно-красного кирпича великолепно смотрелись под чёрными куполами, которые венчали ажурные кресты. Успенский собор был прозван в народе «Чёрной церковью» за цвет куполов. Если на первом этаже имелось два престола: во имя Святой Марии Магдалины и во имя великомученика Пантелеимона, то на втором были устроены сразу три: в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя преподобного Александра Свирского. Этот этаж, как уже было сказано, украшен росписями В. М. Васнецова.

    С приходом советской власти Успенский монастырь упразднили, а собор закрыли. В 1930-е годы он счастливо избежал физического уничтожения — его стены оказались слишком прочны для взрывчатки. Тогда облечённые властью вандалы лишили здание куполов, а внутри устроили филиал Госархива. Реконструкция здания началась в конце 1980-х годов. В ходе работ укрепили фундаменты и вернули купола.

    8 сентября 2006 года храм возвратили верующим. 24 января 2007 года был торжественно освящён престол нижнего храма, после чего туда перенесли мощи святого Иоанна Тульского, а 10 мая 2012 года освятили и второй этаж.

    Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №390, ООО «Де Агостини», 2020

    Успенский женский, третьеклассный, монастырь

    О времени возникновения Тульского Успенского женского монастыря точных исторических данных, с хронологическою определенностью приурочивающих основание монастыря к определенному году, не сохранилось. В писцовой книге тульского посада сказано, что этот монастырь «строение Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловнча”, при чем умолчано о годе основании монастыря. А в выписи с строенных тульских книг стольника Трофима Хрущова, строившего Тульский посад, упоминается несколько раз об этой обители под 1649 годом. Из этого ясно, что в царствование Алексея Михайловича монастырь этот уже существовал. Но, по свидетельству писцовых книг 1587 года, основание монастыря нужно бы отнести ко времени царя Феодора Иоанновича. Здесь мы читаем следующее: «И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Ив. Алексеев. Жеребцов да дияк Ив. Мешаев Старое городище, что усть рч. Тулицы отмерили под новый девичь монастырь, в длину 70 саж, а поперегь 30 саж., и туленом князем и дворянам и детем боярским на том месте на старом городище устроити девичь монастырь”. Но, в виду того, что монастырь возник на другом месте, нет возможности утверждать и на этом годе основания монастыря. Несомненно только одно, что при Алексее Михайловиче этот монастырь уже существовал, и этот государь принимал особенное участие в материальном положении этого монастыря. Может быть, это послужило поводом для составителей писцовых книг XVII в. назвать этот монастырь «строением этого государя”. Участие это выразилось в том, что, по ходатайству царского духовника, протоиерея Лукьяна Кирилловича, строителя Казанской церкви в Туле, монастырю дана была с 1667 г. «денежная годовая руга», производившаяся из таможенных доходов. Но и после этой субсидии монастырь был крайне беден, и внешняя его обстановка была крайне скудна.

    Еще в начале настоящего столетия обитель эта занимала весьма небольшое пространство земли, так что под всем монастырем ея было гораздо менее десятины старой меры, и обнесен он был плетневой городьбой вместо стен. На том месте, где теперь стоит теплая о двух этажах церковь, во имя Преображения, стояла церковь «под именем Николы на площади”: она была вне монастырской ограды и состояла приходскою церковью. В начале текущего столетия эта церковь принадлежала уже монастырю, а причт ея переведен сил в другой приход. Окружающая монастырь каменная стена, с башнями на трех углах, с двумя каменными часовнями в стене и железными ажурной работы святыми воротами, построена в конце, прошлого и в начале нынешнего столетия. Не смотря на свою древность, монастырь не имеет никаких древних памятников благодаря неоднократным пожарам, жертвою которых была эта обитель. Особенно губителен был для нее пожар 1831 г., истребивший все документы и другие признаки древнего существования монастыря. Поэтому восстановить полную историю этой обители нет никакой возможности.

    Все монастырские здания, сравнительно недавние по своей постройке: от построек XVII в. не осталось никакого следа. В монастыре два храма. Настоящий холодный храм, во имя Успения Божией Матери, с двумя придельными алтарями: во имя иконы Неопалимыя Купины Божией Матери с правой стороны и во имя преп. Александра Свирского с левой, построен в конце прошлого столетия тщанием настоятельницы монастыря, игумении Тавифы и освящен в 1793 г. 23 августа. В 1859 г. тщанием игумении Клавдии храм этот быль расширен пристройкою к нему главного алтаря и трапезной части на месте бывшей колокольни, которая тогда же перенесена на занимаемое ею место. Другой храм каменный двухэтажный, теплый, во имя Преображения Господня, построен в самом начале 40-х годов попечением игумении Клавдии Ординой. В верхнем этаже три престола: главный, во имя Преображения, освящен 10 декабря 1842 года, боковые, — во имя Тихвинской Божией Матери с правой стороны и Свят. Николая Чудотворца с левой, освящены в том же 1842 г. В нижнем этаже того же здания главный престол во имя Божией Матери «Утоли Моя Печали,» приделы: на правой стороне, во имя Архистратига Михаила, на левой во имя влмц. Варвары. Храм этот освящен в 1836 г. 22 ноября. Во 2-м этаже колокольни устроен алтарь во имя Знамения Божией Матери. Он устроен тщанием той же игумении Клавдии и освящен в 1856 г. Из священных предметов особенного внимания заслуживает в Спасопреображенской церкви монастыря икона Свят. Николая Чудотворца — единственный памятник старины. Эта икона находилась прежде в церкви «Николы на площади”. О построении этой церкви сохранилось предание, что строителем ее был днепровский казак, живший в XVI стол.

    По присоединении этой церкви к монастырю, находившаяся в ней икона Святителя сделалась достоянием монастыря и находится теперь в Преображенском храме, построенном на месте бывшей церкви «Николы на площади”. Год написания иконы определить нет возможности, но по всем признакам она относится к XVI-му веку. Икона эта до последнего времени чтится казаками: проходившие и проезжавшие чрез Тулу казаки всегда служили и служат молебны Николаю Чудотворцу, прежде в церкви у Николы на площади, а потом в Преображенском храме женского монастыря. Монастырю принадлежат две часовни: а) Николаевская близь св. врат с иконою Св. Николая: часовня построена каменным зданием, вместо деревянной, в 1884 г., б) Успенская каменная же в монастырской башне на Барановой улице, с иконами Успения Божией Матери и Неопалимыя Купины. По штатам 1764 г. монастырь причислен к 4-му классу женских монастырей. Монашествующих в нем в настоящее время доходит 400 человек. Источниками содержания монастыря служат: 1) отпускаемая сумма из государственного казначейства по 337 р. 43 к. ежегодно, 2) % с капитала во 105198 р.; из них % с 30069 руб. имеют специальное назначение на украшение храма: 3) монастырская земля в Богородицком уезде, близь села Дедилова, 159 д. 2053 с. и в Ефремовском, близь деревни Христофоровки 60 д.; 4) 10 лавок, отдаваемых в аренду. Причт состоит из двух священников и двух диаконов. При монастыре имеются церковно-приходская школа и богадельня.
    П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г.,Монастыри и монастырские церкви, стр. 767

    Шедевральность Успенского собора в Туле часто неочевидна для «простого гражданина», не вполне сведущего в истории развития архитектурных и художественных стилей. Между тем специалисты признают его уникальным для своего времени памятником. Существующий ныне в Тульском кремле Успенский собор построен в сравнительно недавнее время. Но из документальных источников известно, что уже в ХVI столетии на перекрёстке Большой и Малой Кремлёвских улиц (а кремль тогда был застроен более плотнее, чем теперь) стояли два деревянных храма — во имя Архистратига Гавриила с приделом исповедника Василия Парийского и в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 80-е годы ХVII века Успенскую церковь возвели в камне. Об этой непосредственной предшественнице нынешнего собора известно, что она была «о пяти главах, строение великих государей (имеются в виду цари Иоанн и Пётр Алексеевичи). В приделе собор Архистратига Гавриила да Тихона чудотворца». Собор ХVII века на удивление быстро «состарился». В 1762 году епископ Коломенский и Каширский — а Тула тогда находилась в составе Коломенской епархии — Порфирий (Крайский) уже называет его «ветхим» (хотя ещё в ведомости 1756 года ничего не говорится об этом, а сообщается лишь, что служба в соборе «исправляется»). Что уж за изъян был в старом соборе, почему он столь стремительно обветшал, — неизвестно. Известно лишь, что в 1762 году преосвященный Порфирий благословил строить новый собор.

    Строился собор, очевидно, по проекту какого-то доморощенного зодчего, мало интересовавшегося новейшими архитектурными тенденциями, о чём говорит архаичная конструкция здания. Но между тем ещё в ХIХ веке ходили слухи об участии в возведении Успенского собора «графа Растрелли». Конечно, такое предположение можно сделать лишь вследствии полной «невинности» в вопросах градостроения, и справедливости ради стоит отметить, что исследователи, претендовавшие на серьёзное к себе отношение, хотя и озвучивали сию маргинальную версию, но и специально оговаривали её «неподтверждённость». Некоторые же авторы попросту не верили в столь позднее происхождение Успенского собора (а сравниться с документами почему-то не считали возможным) и относили его к более или менее седой старине. Имя подлинного архитектора Успенского собора кануло в Лету, и с этим придётся смириться, но зато имена ктиторов хорошо известны. Это были «тульский купец Лукьян Иванов Каптельцев с товарищами Сафронием Сидневым и Андреем Володимировым». К своим обязанностям тульские предприниматели отнеслись весьма ответственно, благодаря чему стройка шла без проволочек. Основной объём собора возвели за два года, и ещё около двух лет ушло на отделочные работы.

    Как сообщается в описании Успенского собора, составленном во второй половине ХIХ века, «на всю постройку и окончательную отделку… издержано 29 381 р. 73 коп 19 октября 1766 года Успенский собор был освящён преосвящ. Феодосием Коломенским и Каширским, а 5 мая 1767 года протоиреем Василием Ивановым освящён придел во имя св. Иоанна Златоустаго, устроенный с правой стороны алтаря». Забегая вперёд, стоит сказать, что этот придел упразднили спустя несколько десятилетий, когда в Тулу перевели из Коломны архирейский дом и понадобилось помещение под ризницу кафедрального (теперь уже) собора. Говоря об «окончательной отделке» собора, автор процитированного выше исторического описания имеет в виду прежде всего его роспись, которой занималась артель ярославских мастеров. Она трудилась с мая 1765 года по сентябрь 1766 года, о чём гласит надпись на правой стороне северного портала: «Трудившиеся о Бозе иконописцы были града Ярославля посадские люди стенного писания…» Далее перечисляются 28 фамилий. Данные о количестве художников, потрудившихся над внутренним убранством Успенского собора, расходятся. Если в соборе, было упомянуто 28 человек (уже не мало, прямо скажем), то в документе, хранившемся до революции в соборной ризнице, их число возрастает до 36-ти. Что это? Ошибка писца? История, к сожалению умалчивает.

    Постройка нового обширного собора в Туле была произведена как нельзя более своевременно. Спустя несколько лет город стал центром губернии. Центром Тульского наместничества (с 1796 года преобразованного в губернию) Тула стала в 1777 году. Незадолго до того, в 1772-1776 годах близ Успенского собора возвели «колокольню в 4 яруса», весьма нарядную, уже в новейшем — в отличие от самого собора — вкусе. Туляки гордились ею, а местные краеведы не без тщеславия заявляли, что она есть «лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих губернских городах русских». В нижнем ярусе колокольни «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 году устроили тёплый храм во имя св. Тихона Амафунтского. Это было вызвано настоятельной необходимостью: Успенский собор не отапливался, служили в нём лишь от Пасхи до Покрова. Соборная звонница подбиралась постепенно, и к середине ХIХ века её составляли двадцать два колокола, самый большой из которых весил 679 пудов (около 11 тонн). Почти все колокола изготавливались именно для тульского собора, о чём свидетельствовали соответствующие надписи на них. Но были и весьма любопытные исключения. Так, на одном из колоколов (четвёртом по величине) надпись гласила: «Города Вологды церкви Святых Жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустаго и преподобнаго Александра Свирскаго, состоявшаго за рекою Вологдою. Лит в поминовение Вологодскаго купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п.».

    В 1880-е годы вологжане заинтересовались загадкой «своего» колокола, очутившегося в Туле. Проведя расследование, они обнаружили две причины, которые могли послужить к его переезду в другой конец России. Василий Шапкин, заказавший колокол «в поминовение» своего родителя, вряд ли был доволен ошибками, сделанными в его отчестве (Шапкин старший был Андреевич). Кстати, на колоколе неверно указано также имя владельца завода — на самом деле его звали Асон Струговщиков. Может быть, не понравился заказчику и звук колокола, «забракованный», он был выкуплен туляками для новой колокольни. Очевидно, звук им показался подходящим, а надпись не составляла для них никакого значения. Сейчас, впрочем, эти загадки уже утратили свою актуальность: ведь звонницу после революции пустили на нужды «социалистического строительства», а колокольню разобрали.

    Указом от 31 июля 1799 года император Павел повелел Святейшему Синоду: «По всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят». Для Тулы, конечно, обретение собственной кафедры («Тульской и Белёвской») явилось благом. Церковно-административная жизнь упорядочивалась, налаживалось духовное образование. А обширный Успенский собор оказался вполне пригоден для торжественных архирейских богослужений, да и вообще имел все качечества, необходимые для кафедрального храма. Бывало, что «кремлёвский» собор портил тулякам по меткому русскому выражению, всю обедню. Тесный, душный — он отличался всевозможными неудобствами, не совместимыми с новым статусом города, почему зимние архирейские службы проходили, как правило, в других тульских церквах. Тем не менее, до постройки отдельного тёплого собора руки дошли только в середине ХIХ века. К тому времени все препятствия, касаемые плана и фасада нового собора, источника средств для строительства, а также другие бюрократические проволочки разрешились, проект был высочайше утверждён, строительство началось. К 1862 году Богоявленский собор уже стоял на том месте, где стоит и поныне, — правда, теперь он «замаскирован» под оружейный музей, да столь надёжно, что даже вход в него осуществляется через алтарную часть.

    Успенский собор никогда не мог похвастаться большим числом прихожан — всего около ста человек были «приписаны» к нему. Однако благодаря тому, что значительную силу в городе составляли купцы, оба собора — и тёплый, и холодный — поддерживались в надлежащем порядке, имея достойное убранство и «насыщенную» ризницу. Доходы получались также от луговой и пахотной земли, отдаваемой внаём, а ещё с «билетов вечного вклада». Соборному причту полагалось жалованье. Расположение соборов — в самом сердце Тулы — долгие годы радовало туляков, организовывало архитектурное и смысловое пространство города, но в 1930-е годы чуть не стало причиной их сноса. Власти хотели избавиться от «пережитка старого режима», мозолившего им глаза. Но здания Успенского, и Богоявленского соборов сравнительно благополучно пережили то непростое время, а вот колокольне пришлось поплатиться за свою заметность. 28 сентября 1936 года в ней впыхнул пожар — причём на верхних ярусах. Пожарные ничего поделать не могли: напор воды в шлангах не достигал 30-метровой высоты. К утру 29 сентября отстоять от огня удалось только нижние ярусы. Виновных пожара обнаружить, конечно, не удалось, и к концу марта 1937 года остатки колокольни разобрали, так как они, по мнению местных властей, создавали «угрозу для массового транспортного движения, весьма оживлённого здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона» (да, в кремле тогда существовал стадион). Собор к 1936 году уже не действовал.

    В начале 1930 года в Туле приняли план закрыть десять церквей. Под массовое «сокращение» попал и Успенский собор. Делалось всё это, разумеется, «по просьбам трудящихся», причём в доказательство приводилось 26 тысяч подписей, якобы собранных в городе. Эти подписные листы сохранились. Фамилии в большинстве неразборчивы, адреса не проставлены… Но и такие «доказательства» признали достаточными. Соборный храм предполагалось использовать под атеистический музей. Но почему-то музей в эти старинные стены так и не въехал, а окончательно собор закрыли только в 1934 году, о чём свидетельствует просьба верующих о передаче некоторых икон и облачений из закрываемого Успенского собора в Николочасовенскую церковь. Просьбу удовлетворили.

    Более десяти лет собор пустовал, не имея определённого статуса. В 1945 году статус он получил — сделавшись памятником союзного значения, — но продолжал пустовать. Потом его поставили на государственную охрану, потом передали под склад промтоваров. И только в середине 1960-х годов началась его реставрация, в контексте восстановления всего кремлёвского ансамбля. В первую очередь, в 1968-1970 годах, реставраторы полностью заменили кровлю собора и позолотили все пять глав храма. А в июне 1975 года Всесоюзный научно-реставрационный производственный комбинат приступил к изысканиям на предмет реставрации иконостаса и двух киотов. Иконостас имел к началу реставрации вполне сносное состояние — хотя утраты резных деталей составляли до 30%, но сама конструкция сохраняла прочность и не вызывала беспокойства реставраторов. В 1982-1986 годах было произведено восстановление резьбы иконостаса — накладок на цокольной части, рам местного ряда и царских врат. Наибольшего опасения внушали фрески. В 1950-е годы серьёзно пострадала западная стена, несущая на себе уникальную для русской монументальной живописи композицию. В 1960-е годы из-за фейерверков, проводившихся в кремле, также разрушились некоторые фрески, в том числе «Успение Пресвятой Богородицы». Возникли очаговые утраты живописного слоя на столпах собора. Реставрация фресок началась только в 1988 году. В начале 1990-х годов прекратилось финансирование реставрации иконостаса, а в 1996 году иссякли средства и на фрески.

    В сентября 1991 года Успенский собор решением областного Совета народных депутатов отошёл Тульской епархии — для совместного использования с музеем. Предполагалось, что в соборе будут проходить богослужения, в остальное время он будет открыт для музейного показа. В начале 2000-х годов реставрация иконостаса и фресок возобновились, а с конца 1990-х в Туле действует благотворительный фонд, одной из своих задач которого, было восстановление соборной колокольни. Пройдёт совсем немного времени и «Кремлёвская свеча» вознесётся над Тульским кремлём к лету 2014 года. Соборная звонница была выстроена специалистами ООО «Тулареставрация» по сохранившимся чертежам колокольни ХVIII века.

    Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.

    Настоятель — протоиерей Сергий Резухин

    История храма

    Свою историю Успенский кафедральный собор начинает, как главный монастырский храм одноименного женского монастыря г. Тулы, существовавшего с середины XVII века и до 1918 года. На месте нынешнего собора первый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы существовал уже в середине XVIII века. За ветхостью храм был разобран, и в 1791-1792 годах была построена новая Успенская церковь с приделами в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», во имя великомученика Пантелеимона, равноапостольной Марии Магдалины и преподобного Александра Свирского. В XIX столетии эта церковь пришла в ветхость и в 1857 году была расширена попечением игумении Клавдии. В 1898 году Успенская церковь была разобрана до основания, и на ее месте, при игуменьях Агнии и Магдалине, воздвигнут новый двухэтажный храм.

    Успенская церковь была возведена в псевдорусском стиле. Освящение соборного храма состоялось 24 октября 1902г. На первом этаже было два престола: во имя св. равноапостольной Марии Магдалины и во имя вмч. Пантелеймона. На верхнем этаже — три: престолоцентральный — во имя Успения Божией Матери, справа — во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», слева — во имя преподобного Александра Свирского.

    В 1909 году вновь построенный каменный храм, ставший двухэтажным, был художественно расписан внутри и частично снаружи. Среди прочих росписей выполнены пять прекрасных сюжетов, гениальных творений В.М. Васнецова, являющихся точными копиями росписи в Киевском Владимирском соборе.

    Предположительно художники-копиисты были соработниками или учениками В.М. Васнецова, приглашённые в Тулу, и приехавшие из Киева с эскизами, чертежами и зарисовками оригиналов стенописи. Росписи выполнены мастерски, можно подумать, что они являются авторским повторением самого Васнецова. Однако в Туле он не был.

    Среди богатой настенной живописи Успенского храма особенно выделяются своей самобытностью и яркостью красок орнаменты. Они представляют собой исключительную художественную ценность и не имеют аналогов. С приходом к власти большевиков монастырь был упразднен и собор в 1918 году закрыт. В 1930-х годах его пытались взорвать, но собор оказался очень прочным и выстоял. Тогда с него сбили купола и разместили филиал государственного архива.

    В конце 1980-х была произведена реконструкция здания. Вновь были установлены купола и укреплено основание собора. До 2005 года в храме располагался Государственный архив Тульской области, хотя договоренность с областной властью о передаче этого храма Церкви была достигнута еще в 1999 году во время первого визита в Тулу патриарха Алексия II, воплотить ее удалось только в 2006 году, поскольку размещавшийся в храме архив долго не мог перебраться в новое здание. В 2006 году было сделано многое, чтобы в храме возобновились службы: в здание проведен газ, свет, тепло, оштукатурен первый этаж, облагорожена территория перед храмом.

    8 сентября 2006 года Успенский кафедральный собор г. Тулы торжественно передан общине верующих. 24 января 2007 года архиепископом Тульским и Белевским Алексием освящен престол нижнего храма в честь собора Тульских святых. Храм расписан в русском каноническом стиле.

    10 мая 2012 года в Свято-Успенском кафедральном соборе митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием в сослужении епископа Белевского и Алексинского Серафима и многочисленного духовенства торжественно освящен престол храма второго этажа в честь Успения Божией Матери. Это событие ознаменовало собой завершение реставрационных работ храма.

    В Успенском соборе находятся святыни: мощи блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца; иконы с частицами мощей священномученика Игнатия Богоносца; блаженной Матроны Себинской, Московской; священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского; святителя Луки исповедника, архиепископа Крымского; ковчеги с частицами мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского и священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.

    Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 13-а

    Телефон: +7 (4872) 31-24-70

    Электронная почта: vkstula79@mail.ru

    Богослужения совершаются ежедневно.

    В будние дни:

    Божественная литургия — 8:00

    Вечернее богослужение — 17:00

    В воскресные и праздничные дни:

    Божественная литургия – 7:00 и в 8:30

    Вечернее богослужение — 17:00

    Доступная среда для маломобильных групп населения:

    Храм имеет лестницу наружного входа со ступенями.

    Запланирована установка пандуса.

    Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку сотруднику храма Колесниковой Татьяне Александровне по телефону: 8-902-904-77-10.

    Или по электронной почте: blagodelo_tula2012@mail.ru

    Время для звонка: Пн.-Вс. с 8.00 до 17.00.

    Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

    В храме 25 числа каждого месяца в 13.00 служится молебен о беременных.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *