Богоявленский собор в Елохове

У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский собор.

Православный собор

Богоявленский кафедральный собор в Елохове


Собор в 2009 году

55°46′22″ с. ш. 37°40′29″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Город

Москва, ЦАО, Басманный район, Спартаковская улица, 15

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Ампир

Автор проекта

Евграф Тюрин

Первое упоминание

XVII век

Дата основания

XVII век

Строительство

1835—1845 годы

Приделы

Благовещения Пресвятой Богородицы
Святителя Николая Чудотворца

Статус

Объект культурного наследия № 7710798000№ 7710798000

Состояние

Действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм, расположенный в Басманном районе Москвы. Был построен в 1845 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. На месте, где расположен собор, находилось село Елохово, вошедшее в состав города в XVIII веке. В 1938—1991 годах был патриаршим собором Русской православной церкви. С 1991-го является кафедральным храмом Московской городской епархии.

Главный престол освящён в честь праздника Богоявления, северный придел — во имя святителя Николая, южный — во имя праздника Благовещения. Собор является усыпальницей патриархов Московских Сергия и Алексия II.

История

XVII — начало XIX века

Собор на фотографии Николая Найдёнова 1882 года

В XIV—XVII веках на месте нынешнего района станции метро «Бауманская» располагалось село Елохово. Впервые Богоявленский собор в этой местности упоминается в 1689 году в книгах Патриаршего Казённого приказа. В 1712-м по указу Петра I храм начали перестраивать в камень с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы. К 1722 году церковь оставалась недостроенной, и средства для завершения работ выделили прихожане — полковник Воронецкий и царевна Прасковья Ивановна, дочь Ивана V. В июле 1731 года храм освятил архиепископ Леонид.

В 1780-х годах началась перестройка храма. На средства прихожан была устроена большая каменная трапезная с двумя приделами: Благовещенским и святителя Николая Чудотворца. Тогда же приступили к постройке колокольни, возведение которой закончили к 1806-му. Трапезная и колокольня, сохранившиеся до настоящего времени, были выполнены в стиле московского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. В 1799 году в соборе был крещён поэт Александр Пушкин.

По описанию архитектора Фёдора Соколова, в 1808 году храмовый комплекс состоял из одноглавой церкви, трапезной с одним куполом и трёхъярусной колокольни. Перед воротами находилось здание Богоявленского народного училища.

В результате московского пожара 1812 года, произошедшего во время оккупации Москвы французами, был уничтожен почти весь Богоявленский приход: из 210 дворов уцелело только шесть. Собор не пострадал от огня, но был разграблен. Дома и храм восстановили к середине 1830-х годов. По данным клировой ведомости, на 1837-й в приходе числилось 222 двора, в которых проживали купцы, дворяне, мещане, крестьяне, иностранцы и старообрядцы.

XIX — начало XX века

Памятная доска на фасаде собора, 2014 год

В связи с увеличением числа дворов количество верующих возросло и пространство храма стало недостаточным. По прошению прихожан в 1835-м началось возведение нового собора архитектором Евграфом Тюриным. Треть от строительных расходов возместил московский купец Василий Щапов, который был ктитором храма с конца 1850-х годов до своей смерти в 1864-м. Когда в 1840 году приступили к установке барабана центрального купола, в боковых арках появились трещины. Причину деформации связали с промежуточным этапом работ: своды не были закончены и проёмы не выдержали нагрузки. Строительство продолжилось после восстановления повреждений. Тюрин создал пятиглавое здание в стиле позднего ампира с купольной ротондой в центре, в которой встречаются черты подражания куполу собора Святого Петра в Риме. От старого комплекса сохранился первый ярус колокольни, над которым в середине XIX столетия возвели верхние уровни в формах XVIII века, и трапезная. К 1845-му завершилось сооружение храма и началась внутренняя отделка. Все работы были завершены к 1853 году. Новый храм освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет.

В 1850-х годах в приходе храма числилось 169 дворов, а число прихожан составляло 3498 человек. В 1869-м они подали митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию прошение об учреждении братства для помощи бедным, заботы о храме и содержания богадельни. Его устав был утверждён в ноябре 1870 года. Через пять лет священник Николай Дмитревский предложил устроить бесплатную приходскую школу для детей неимущих родителей. Её разместили в здании церковной богадельни, которую надстроили вторым каменным этажом. Оборудованное помещение вмещало 35 учеников, библиотеку и две жилые комнаты для учителей. Изначально планировалось обучение мальчиков и девочек, но из-за недостатка средств и места был открыт только класс для мальчиков. В те же годы развивались и другие направления деятельности братства: оказание помощи бедным, снабжение провизией, одеждой и предметами первой необходимости.

В 1890-х годах по проекту зодчего Петра Зыкова была выполнена реконструкция верхней части здания трапезной: выложены аттики вдоль северного и южного фасадов с трёхарочным портиком в центре, на кровли барабана установили широкий фигурный купол. В 1895-м вызолотили иконостас, стены алтарной части храма украсили лепниной и живописью. Росписи выполнила артель художников из мастерской иконописца Василия Гурьянова, руководил работами живописец Афанасий Куликов. В память о коронации Николая II, состоявшейся в 1896 году, прихожане собора заказали драгоценные вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями и государственными гербами. В 1900-м погост обнесли новой оградой на каменных столбах, к которой примыкала выстроенная на углу Елоховской и Красносельской улиц часовня. В подвале собора устроили камеру для духового отопления.

В 1902—1907 годах членами братства были основаны приют, вмещающий пятнадцать сирот и дом престарелых.

После революции

Памятная доска, посвящённая крещению Александра Пушкина, 2012 год Церемония прощания с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, 2008 год

После Октябрьской революции многие религиозные учреждения были ликвидированы. Однако Богоявленский собор не закрыли и передали общине из 40 человек, зарегистрированной в ноябре 1918 года.

В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. Во время конфискации собралось около двухсот прихожан, возмущённых действиями комиссии. Их разогнал отряд конной милиции.

В 1927 году собору присвоили статус памятника церковной архитектуры первой категории и поставили на учёт музейного департамента Московского отдела народного образования. Через год под руководством Ивана Кузнецова в храме провели реставрационные работы живописи главного купола. В 1929-м военком Первого конвойного полка Павел Иванович Горячев отправил письмо в Моссовет с просьбой закрыть церковь и передать помещения казарме на 350 военнослужащих. По решению секретаря президиума Моссовета В. Ф. Козлова храм не закрыли. Однако в 1930 году вышло постановление о передаче комплекса Государственному музею керамики. Это вызвало протесты верующих: было собрано более 4800 подписей с требованием отменить распоряжение, что и произошло на заседании Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета 30 июня 1930 года.

Из разрушенной в 1938 году Богоявленской церкви в Дорогомилове в собор в Елохове перенесли кафедру Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После его смерти в 1944-м он был похоронен в северном Никольском приделе собора.

Годы Отечественной войны

22 июня 1941 года после проведения литургии правительство планировало закрыть храм, но решение не было исполнено. Предположительно, это связано с начавшейся в тот день войны с Германией. Супруга богослова Николая Пестова Зоя Вениаминовна вспоминала:

Начало войны застало нас в Москве. Накануне, в субботу 21 июня, я была у всенощной в Елоховском соборе. Служил отец Николай Кольчицкий. Служил и плакал, а после окончания богослужения сказал, обратившись к народу, что завтра утром будет отслужена последняя Литургия, после чего храм закрывается, и ключи сдаются в исполком. Дома я с плачем рассказала Николаю Евграфовичу о том, что узнала. Лицо мужа стало ещё более серьезным. Он тяжело вздохнул, перекрестился и сказал: «На все Божья воля». Ночью он долго молился, стоя на коленях перед шкафом с иконами… На другой день рано утром я уже была в храме. Народу было немного. Все стояли грустные и печальные. После окончания Литургии все ждали, что вот сейчас придут представители власти и собор будет закрыт. Но никто не приходил. Постепенно все стали расходиться. Ушла и я домой. Дома стала собирать вещи и продукты, чтобы ехать на дачу. Вернулся с работы и Николай Евграфович. Внезапно с лестничной площадки раздался шум. В дверь стучала соседка.
— Зоя Вениаминовна! Включите радио! Война!

Через несколько секунд я услышала голос Левитана, извещавшего о начале войны с Германией.

В военные годы на колокольне храма был установлен пост противовоздушной обороны, защищавший Москву от бомбардировок. Предполагалось, что в случае захвата города немецкое военное командование проведёт богослужения в Богоявленском соборе в Елохове и в кирхе святых Петра и Павла. По распоряжению Государ­ственного комитета обороны их заминировали, однако в январе 1942 года изъяли взрывчатые вещества и запалы.

В феврале 1945 года в Богоявленском соборе состоялся Поместный собор, на котором избрали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — Алексия. Тогда же собору присвоили статус Патриаршего.

Послевоенные годы

В июле 1946 года в церковь доставили раку с мощами Виленских святых. Перед их возвращением в Вильнюс у останков был отслужен торжественный молебен.

В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, в соборе отреставрировали иконостас, киоты, росписи и стены Патриаршей кафедры. Восстановление живописи центрального купола выполнила бригада художников под руководством иеромонаха Сергия. Настенные росписи в алтарной части храма обновлял Афанасий Куликов.

К празднованию 500-летия автокефалии Русской православной церкви в 1948 году для мощей святителя Алексия художником Михаилом Губониным был создан проект сени и раки. Выполнили гробницу из липового дерева братья Ворносковы: Сергей, Пётр, Василий и Михаил. Покров создали в виде шатра, украшенного шпилями и кокошниками с растительным орнаментом, раку покрыли ажурной резьбой. Однако из-за быстрого изнашивания крышки и позолоты вскоре была сооружена новая гробница. Её изготовил из бронзового сплава Григорий Васильевич Крупин.

В 1970-х годах здание храма получило два новых входа: с северной и южной сторон. Хоры, для которых соорудили центральный балкон, перенесли в подкупольное пространство. В подвале заново установили отопление, здание оборудовали двумя пассажирскими лифтами. К началу 1980-х годов была построена алтарная апсида. В 1988-м, к празднованию 1000-летия Крещения Руси, капитально отремонтировали фасады, кровли, церковную ограду, фресковую живопись на внешней стороне стен.

Архитектура

Внутреннее убранство собора, 2012 год Фрески на стенах собора, 2011 год

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.

Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.

Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.

Иконостас

В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».

В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.

Ризница

Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.

Примечания

  1. 1 2 Богоявленский кафедральный собор в Елохове в Москве. Культура.рф. Дата обращения 11 июня 2018.
  2. 1 2 3 4 5 6 Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва). Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  3. Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 14.
  4. Любартович, 2004, с. 25—26.
  5. 1 2 Любартович, 2004, с. 63.
  6. Любартович, 2004, с. 75—77.
  7. Любартович, 2004, с. 85.
  8. 1 2 Паламарчук, 1995, с. 83—86.
  9. Глушкова, 2007, с. 174.
  10. Вострышев, 2011, с. 80.
  11. Любартович, 2004, с. 101.
  12. 1 2 Любартович, 2004, с. 108—113.
  13. Любартович, 2004, с. 120—126.
  14. Любартович, 2004, с. 131.
  15. Любартович, 2004, с. 140.
  16. Любартович, 2004, с. 145—147.
  17. 1 2 Православная энциклопедия, 2002, с. 550—556.
  18. Любартович, 2004, с. 155.
  19. Любартович, 2004, с. 157.
  20. Любартович, 2004, с. 173.
  21. Любартович, 2004, с. 181.
  22. 1 2 Любартович, 2004, с. 190—192.
  23. Любартович, 2004, с. 239—240.
  24. 1 2 Шокарев, 2012.
  25. О протопресвитере Николае Колчицком КОЛЧИЦКОМ. Православие.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  26. Профессор-протопресвитер Виталий Боровой (Бывший настоятель Богоявленского Собора). Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  27. Матфей Стаднюк, протопресвитер. Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  28. Назначен новый настоятель Богоявленского собора в Елохове. Русская народная линия (28 марта 2013). Дата обращения 11 июня 2018.
  29. Регент Патриаршего Богоявленского собора В. С. Комаров (1893-1974). Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения 11 июня 2018.
  30. Скончался Николай Семёнович к – почётный староста Богоявленского кафедрального собора. Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Дата обращения 11 июня 2018.
  31. Наумов, 2015, с. 697.
  32. Наумов, 2015, с. 700.
  33. Архидиакон Стефан Гавшев. Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  34. Андрей Мазур, архидиакон. Patriarchia.ru. Дата обращения 11 июня 2018.
  35. Богоявленский Собор во время войны. Богоявленский кафедральный собор. Дата обращения 11 июня 2018.
  36. 1 2 Памятники архитектуры в окрестностях Рыбинска. РусАрх (2008). Дата обращения 11 июня 2018.
  37. Любартович, 2004, с. 289.
  38. Любартович, 2004, с. 295—297.
  39. Черкасов-Георгиевский, 1992, с. 15.
  40. Глушкова, 2007, с. 177.
  41. Любартович, 2004, с. 302.
  42. Любартович, 2004, с. 290.
  43. 1 2 Любартович, 2004, с. 292—294.
  44. Любартович, 2004, с. 296—297.
  45. Любартович, 2004, с. 303.
  46. Любартович, 2004, с. 303—304.
  47. Богоявленский собор (XVIII в.), г. Москва. Центральный банк России. Дата обращения 11 июня 2018.

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

Количество прихожан с каждым годом увеличивалось. К 1830 г. приход уже насчитывал 25 000 человек.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.

Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

Внутреннее убранство храма

Елоховский Богоявленский собор в Москве богато украшен изнутри. Своим внутренним убранством церковь тоже обязана прихожанам. В 1846 г. они обратились в Священный Синод с прошением украсить изнутри заново отстроенный храм библейскими изображениями.

В начале 50-х гг. соорудили многоярусный иконостас, 18 м в высоту, покрыли позолоченным орнаментом растительной тематики и украсили 65 святыми образами, написанными в стиле традиционной академической школы. На створках «Царских ворот» расположены медальоны, изображающие Богоматерь, 12 апостолов и архангела Гавриила.

Стены декорировали живописью и лепниной. Отделка внутренней части храма окончилась только в 1895 г. А в 1912 г. художник Куликов и иконописец Гурьянов заново расписали трапезную.

Об отделке иконостаса Николая Угодника позаботился позолотчик Чубаров. В 1897 г. на пожертвования прихожан созданы позолоченные хоругви, на одной из которых изображены иконы святых. Но самые значительные изменения в убранстве собора произошли в 1960-х гг. Реставрационные работы длились 20 лет. В оформлении внутренней части храма преобладает золотой цвет.

Стены и перекрытия украсили росписями, пол покрыли мрамором, обустроили и оградили бронзовой перегородкой кафедру. Отреставрировали иконостас, сделали возвышение под алтарем. В 70-х гг. реконструировали балконы и добавили еще балкон в центре, который отвели певчему хору. Также, была проведена реконструкция жилых и обеденных помещений.

Своды центрального купола изнутри расписаны образами Сергия Радонежского и Василия Блаженного. В центре расположились образы Святой Троицы. Храм оснастили лифтами и громкоговорителями, чтобы службу слышал каждый прихожанин. Технический прогресс не обошел стороной и Божий дом тоже.

Правила посещения собора

Посещая храм нужно помнить:

  • нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
  • входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
  • в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
  • к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
  • одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
  • в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
  • женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
  • майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
  • при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;
  • зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
  • всю службу рекомендуется стоять;
  • если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
  • руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
  • на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.

Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.

Интересные факты и загадки в истории собора

Богоявленский собор тесно связан с именем А.С. Пушкина. В его стенах в 1799 г. крестили новорожденного Александра. А на его 100 л. юбилей митрополит Московский, ныне священный мученик Владимир, провел Панихиду по усопшему поэту. На этой службе присутствовал московский генерал-губернатор с супругой.

А в 1991 г. в церкви установили мемориал А.С. Пушкину, упомянув о его крещении в Богоявленском храме. Часто богослужения в Елоховской церкви проводил Патриарх Тихон, но в назначенное время – 7.04.1925 г. – оно не состоялось. Тихон неожиданно скончался.

Собор пережил множество потрясений. В 1926 г. его признали памятником архитектуры, а в 1930 г. пришло постановление о закрытии собора.

Прихожане потребовали отменить решение, собрали 5000 подписей и храм был сохранен. Неоднократно делались попытки переделать или закрыть церковь, но она выстояла. Собирались организовать здесь книгохранилище, кинотеатр, музей, казарму, но каждый раз прихожане рьяно отстаивали ее. Даже во время репрессий они не боялись ставить подписи и полные данные о себе, ради сохранения храма.

Закрытие, планируемое на 22.06.1941 г. не состоялось по причине начавшейся войны. После обращения митрополита Сергия о защите нашего Отечества, власти оставили собор в покое.

Существует предание, что именно в приходе этого храма рожден Василий Блаженный, хотя первые данные о нем появились значительно позднее рождения юродивого. В 1990 г. при соборе создан храм для крещения имени Василия Блаженного. Во время строительства и реставрации собора, богослужения не прекращались тоже, их проводили в приделах храма.

Информация для посетителей

Дополнительные сведения:

  • крещение детей и взрослых в церкви проходит ежедневно с 11.00 до 15.00, в выходные дни в: 9.00, 12.00, 15.00;
  • венчание проводится по пятницам, средам и понедельникам;
  • разрешена непрофессиональная фото- и видеосъемка, заявление подается заранее в письменной форме, с указанием номера телефона для связи;
  • профессиональную съемку можно заказать дополнительно, при храме есть своя видеостудия;
  • имеется официальный сайт, где можно узнать о соборе больше;
  • при храме создана бесплатная воскресная школа, где преподают православную культуру, основы вероучения, изучают церковное песнопение и совершают паломничества;
  • собор организовывает паломнические туры – ближайший тур на Святую Землю – 16-23 февраля 2019 г.
  • правильно оформленные записки о здравии и за упокой облегчают молебен – все имена указываются в родительном падеже и на разных бланках.

Уникальная история Елоховского Богоявленского собора привлекает много паломников. В Москву съезжаются верующие и туристы с разных городов. Величавое здание с богатым внутренним убранством поражает воображение, и внушает трепет.

Множество фресок и декоративных элементов позволяют причислить его к памятникам архитектуры. Сила и мощь, выстоявшего все исторические колебания собора, достойна почитания и благоговения.

Стрекоза

Оформление статьи: Лозинский Олег

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В Кафедральном Богоявленском Соборе в Елохове состоялось очередное во время Великого поста Соборование. Все священнослужители храма приняли в нем участие.

Елеосвящение это Таинство, в котором, при помазании больного человека освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней. Иначе Таинство это называют Соборованием: для совершения его собирается несколько священников, хотя в случае нужды его имеет право совершать и один священник.

Таинство это ведет начало от апостолов. Получив от Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6,13).

Вот что говорит также апостол Иаков:

– Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).

А вот какой обряд соответствует соборованию. В блюдо с пшеницей помещается небольшой сосуд с елеем, к елею же прибавляется красное вино. Вокруг сосуда в пшеницу втыкают зажженные восковые свечи и между ними семь кисточек, или палочек, обвитых на одном конце ватой и служащих для семикратного помазания больного.

Всем присутствующим раздаются зажженные свечи. После молитвы об освящении елея читают семь избранных мест из книг апостольских и семь евангельских повествований.

По прочтении каждого евангелия священник крестообразно помазывает у больного чело – лоб, щеки, грудь, руки, произнося при этом молитву о его исцелении. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Это – как бы исцеляющая рука Самого Спасителя. В конце обряда все приступившие к Таинству целуют Евангелие и крест.

В прошлом существовало мнение, что Соборование – Таинство, которое совершают над человеком тогда, когда он лежит на смертном одре. Ныне в Таинстве этом выделяют два смысла – исцеление от душевных и телесных болезней, а также прощение всех забытых на исповеди грехов. Ясно, что эти смыслы связаны между собою, поскольку греховность часто – иногда явно, а порой скрытым образом – является причиной всевозможных недугов. Потому в настоящее время к соборованию приступают и люди, которые кажутся себе практически здоровыми: кто может сказать о себе, что он выявил все свои грехи и покаялся в них!

Большинство христиан соборуются Великим постом, когда в наших храмах Таинство Елеосвящения совершается для всех прихожан.

После Соборования, в ближайший из дней, обычно стараются исповедаться и причаститься.

В Елоховском Богоявленском Соборе пройдет Соборование еще несколько раз. О дне и времени совершения Таинства можно узнать из расписания богослужений на сайте и из объявления при входе в Собор.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *