В конце XIII века митрополит Максим перевез православную кафедру из разоренного Киева во Владимир. Через несколько лет, с 1305 года новый митрополит Петр из Владимира часто ездил в Московское Царство. В это время там правил Иван Калита. Перенос резиденции митрополита в Москву произошел, прежде всего, из-за доверительных отношений между духовником Петром и князем Иваном.

В 1325 Иван Калита становится единоличным московским князем. В этот же год митрополит Петр переносит кафедру в Москву. Таким образом, Московское княжество становится единым центром православия на Руси. Кроме того, историки говорят о ряде важных последствий:

  • Москва укрепляется как политический и религиозный центр;
  • В княжестве отсутствовали собственные епархии, поэтому перенос резиденции не ограничивал чьих-то интересов и прошел без конфликтов;
  • Власть Московского княжества выдало льготы для священнослужителей и митрополита;
  • Из Москвы православное духовенство Руси могло на равных общаться с Константинополем;
  • Таким образом, митрополит расширял свои полномочия на все земли, которые концентрировались вокруг Москвы.

В 1299 году — 720 лет назад — глава Русской православной церкви митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир. Этим своим решением владыка Максим навсегда подтвердил авторитет Владимира как исторической столицы Руси и обозначил перенос центра православия и русской государственности на северо-восточные земли.

Странствующий митрополит

В те времена глав Русской православной церкви — митрополитов Киевских — назначал константинопольский патриарх. До падения Константинополя и появления своих русских патриархов было еще очень далеко.

Когда и где родился митрополит Максим, доподлинно неизвестно. Но летописи сообщают, что он был греком, в 1283 году назначен митрополитом Киевским вместо скончавшегося Кирилла.

На Руси было нестабильно. Князья продолжали междоусобные войны, но уже с участием татаро-монголов, которые установили политический контроль над большинством русских земель. При такой обстановке митрополиту как центральной фигуре невозможно было просто сидеть в своей резиденции. Вот владыка и разъезжал по стране. Достаточно вспомнить, что предшественник Максима митрополит Кирилл умер, находясь в Переславле-Залесском.

Реальная политическая и военная сила сместилась с юга на северо-восток. Киев был уже не тот. Хотя, судя по всему, Максим сначала планировал по обычаю базироваться именно там. Сразу после прибытия к новому месту службы митрополит отправился на переговоры в Золотую Орду к хану Туда-Менгу, ведь кроме всего прочего глава русской церкви был порученцем византийского иерарха и императора.

Исторический факт: ханы в целом уважительно относились к православной церкви. Она была освобождена от уплаты дани, в том числе и этим, считают ученые, объясняется расцвет монастырей в то время. Кстати, в столице Орды Сарае действовала православная епархия, охватывающая даже земли кочевников на востоке.

Во град Богородицы

Урегулировав отношения с ханом, митрополит Максим вернулся в Киев. Там он в 1284 году объявил сбор русских епископов, но решение уехать из Киева уже зрело. Есть данные, что сначала владыка направился в Брянск, а уже потом во Владимир. К этому времени ордынский хан назначал великого князя Владимирского как самого главного из князей на Руси. Хотя на верховенство претендовали и Переславль, и Тверь.

По всей видимости, именно политические причины сподвигли Максима на переезд. Историк Соловьев также пришел к этому выводу: «Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и… Киев потерял прежнее значение и благосостояние».

Но летописец думал иначе. Дескать, митрополит больше не желал терпеть в Киеве притеснения со стороны татаро-монголов. Но кто от татарского вмешательства был застрахован во Владимире?

Изменение 300-летней традиции пребывания митрополичьей резиденции можно было оправдать только знамением свыше. И оно случилось!

Митрополиту Максиму, как гласит его житие, уже во Владимире «во время сна явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру в Ее град». Как тут не вспомнить о видении Андрея Боголюбского, после которого Владимир и стали называть городом Богородицы.

В знак особого покровительства Дева Мария подарила владыке Максиму омофор (плат, который часто изображается на иконах Божьей Матери — Прим. авт.). Проснувшись, митрополит обнаружил этот омофор в своих руках.

Владимирский князь Андрей Александрович, сын Невского, велел изготовить для омофора золотой ковчег. И тот будто бы хранился в Успенском соборе вплоть до нападения на Владимир татарского отряда Талыча в 1411 году. По преданию, тогда омофор где-то спрятал ключарь собора Патрикей, от которого враги так и не дознались про тайники с реликвиями (киноверсия этих событий показана в фильме Тарковского «Андрей Рублев» — Прим. авт.).

В память о чудесном видении митрополита была написана икона — Богоматерь Максимовская. Она считается чудотворной.

Дела и слова Максима

Итак в 1299-м митрополит Максим переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирскую епархию он возглавил сам, а местного епископа Симона перевел в Ростов Великий. С той поры до XVIII века Владимирская епархия входила в Митрополичью, затем Патриаршую, а еще позже Синодальную область.

Из важнейших дел митрополита Максима современникам особо запомнилось, что в 1300 году он лично возвел в Новгороде в сан архиепископа очень почитаемого там святителя Феоктиста.

Именно владыка Максим создал нынешнюю систему постов для православных. Кроме Великого поста установил Апостольский (Петров), Успенский и Рождественский посты и утвердил условия соблюдения постных дней по средам и пятницам.

Максим особо призывал паству к церковным, венчанным бракам, которыми, видимо, в эпоху потрясений многие пренебрегали. «Пишу и о том, чтобы вы, чада мои принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви», — настаивал митрополит в своем сочинении «Правила о постах и хранении брака».

В 1301 году состоялась еще одна дальняя и знаковая поездка, но уже далеко на юг — митрополит Максим побывал в Константинополе на патриаршем соборе.

Но это все дела религиозные. А было и участие владыки Максима в делах мирских. Митрополит то ли не уловил зарождающегося московского тренда российской государственности, то ли почему-то был не согласен с возвышением Москвы. А жесткую борьбу за ханский ярлык на великое княжение Владимирское тогда вели московский князь Юрий Данилович и тверской князь Михаил Ярославич (позже канонизированный). Митрополит поддержал тверского претендента и сам посадил на великокняжеский престол Михаила Ярославича во Владимире в 1304 году.

В 1305 году митрополит Киевский и Владимирский Максим скончался и был с почестями похоронен в Успенском соборе. Позже он был канонизирован в лике святителей и вошел в Собор владимирских святых.

После смерти Максима владимирский период пребывания митрополичьей кафедры во Владимире продолжался недолго. Следующим митрополитом стал волынский игумен Петр. Новый митрополит пусть не сразу, но поддержал москвичей. Михаил Тверской после победы над московско-татарским войском был вызван в Орду и там убит в 1318 году. А в 1325 году митрополит Петр перевел свою резиденцию в Москву «по просьбе» Ивана Калиты.

…Двадцать шесть лет митрополиты Русской церкви жили во Владимире и отсюда вели правление. Максим своим переездом из Киева завершил то, что начал Андрей Боголюбский в XII веке. Центр русской государственности и православия закрепился на северо-востоке. Прошли века — изменилось все, но знаковое событие более чем 700-летней давности аукается и сегодня: последствия отъезда Киевского митрополита во Владимир стали аргументом в церковных спорах между Москвой, Киевом и константинопольским патриархом по поводу подчинения православной церкви на Украине.

На самом деле, наш город уже был резиденцией митрополита, однако было это давно и митрополит был тогда по должности главой русской православной церкви. В 1299 году митрополичий престол был перенесен сюда из Киева. Однако, уже в 1326-м году митрополит Петр перенес кафедру митрополита из Владимира в Москву.

И вот сегодня, спустя почти семьсот лет, Владимир вновь стал столицей митрополии. Случилось это решением Священного Синода. Согласно ему, на территории Владимирской епархии было создано еще две: Александровская и Муромская. Муромская епархия, главой которой стал епископ Нил, образована в административных границах Вязниковского, Гороховецкого, Муромского, Меленковского и Селивановского районов. Главой Александровской епархии временно оставлен архиепископ Евлогий. Она включила в себя территории Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области.

Все три епархии — Александровская, Владимирская и Муромская образуют отныне Владимирскую митрополию, а ее глава, архиепископ Евлогий, соответственно, становится митрополитом Евлогием. Правда, для этого его еще должны формально возвести в сан, но это уже соверщенно «технический вопрос».

Для рядовых граждан, не связанных плотно с РПЦ, это не грозит практически никакими переменами. Разукрупнение Владимирской Епархии, по словам представителя Синода, направлено на то, чтобы епископы (главы епархиальных образований) оказались бы ближе и к своим подчиненным священнослужителям и к рядовым прихожанам.

Мне нравитсяНе нравится

МОСКВА, 6 сентября. /ТАСС/. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в пятницу, в праздник Перенесения мощей святителя Петра, помолился в Высоко-Петровском монастыре на Петровке за города Москву и Киев. Об этом сообщает пресс-служба патриарха.

«Русская церковь продолжает быть хранительницей единства Руси <…> Его (святителя Петра, митрополита Московского — ТАСС) молитвами да хранит Господь град Москву и град Киев!», — обратился патриарх к верующим.

Предстоятель РПЦ заявил, что вовсе не политические интересы направляют деятельность церкви в странах, когда-то бывших частью Киевской Руси. «Те, кто хотели бы разрушить единство, разделить снова единый народ на удельные княжества, не могут оставить без внимания и ту объединяющую роль Русской православной церкви, которую она осуществляет, не руководствуясь политическими интересами, но единственно сохранением духовной общности народа, сохранением веры православной и благочестия на просторах Святой Руси», — подчеркнул патриарх.

Чудотворец Петр, митрополит Киевский, а впоследствии — Московский и всея Руси, возглавил церковь после того, как в 1305 году умер митрополит Киевский Максим, перенесший престол Киевского митрополита во Владимир из-за опасности набегов кочевников. Митрополит Петр в 1325 году перенес свою резиденцию в Москву по просьбе великого князя Иоанна Калиты и стал первым из митрополитов Киевских и всея Руси, постоянно пребывавшим в Москве. В Москве он основал Высоко-Петровский монастырь.

Мощи умершего в 1326 году и канонизированного в 1339 году чудотворца были погребены в Успенском соборе Московского кремля. В 1472 году при перестройке обветшавшего собора мощи митрополита Петра были открыты и переложены в новую раку. В 1474 году недостроенный новый собор обрушился, но 24 августа (6 сентября по новому стилю) 1479 года мощи были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день празднуют день Перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *