Разгадать особенности характера великого завоевателя 
ученым намного сложней, чем создателям фильма 
»Тайна Чингисхана». Фото: ТАСС

Сами генетики утверждают, что это упрощенные представления. На самом деле, характер человека — это примерно 50 процентов гены, а 50 — воспитание. Конечно, гены во многом определяют характер, но сами не остаются неизменными. Вовсе не обязательно, что все, заложенное в генах, начнет работать или будет продолжать работать всю жизнь. Кроме того, есть масса факторов внешней среды, которые так или иначе могут влиять на формирование особенностей характера ребенка.

И, тем не менее, каждый родитель в своем чаде, только появившимся на свет, пытается разглядеть черты будущей личности. И даже заглянуть в далекое будущее: что из него получится через 10, 20, 30 лет? Наука дает такие возможности. Дело в том, что в разных странах были поставлены эксперименты «длиной» и в 30, и в 40 лет. Ученые изучали характер младенцев и этих же людей во взрослом возрасте. Оценивались три варианта поведения: спокойствие, умение контролировать себя и концентрировать внимание; преобладание отрицательных эмоций (капризность, зажатость, раздражительность); экстраверсия (активность, общительность, возбудимость).

Результаты исследований позволяют говорить о некоторой закономерности. Дети, уверенные и активные в младенческом возрасте, остались такими же во взрослом. Фактически не изменились с годами «зажатые» и раздражительные младенцы. Такая же картина с вниманием и общительностью.

Означает ли это, что при рождении наше будущее предопределено? Конечно, нет. Ведь сами генетики дают нам 50-процентный шанс на самовоспитание. Кстати, можно вспомнить Чехова, который утверждал, что от природы был очень раздражителен, но постоянно дрессировал себя, «выдавливал по капле раба». И по воспоминаниям многих знакомых, знавших его в зрелом возрасте, писатель был поразительно тактичным, внимательным ко всем людям. Так что все в наших руках. Нечего на природу пенять.

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Социальная работа (бакалавриат), семестр 05 Психолого-педагогические технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения

1.Социально-педагогическая деятельность:
@1. деятельность, направленная на решение задач социального воспитания
#2.способ научного познания
#3.изучение психологических особенностях личности
#4.изучение физиологических закономерностях развития личности
#5.воспитание человека в современном обществе
2.В переводе с греческого педагогика означает:
#1.повторение
#2.воспроизведение
#3.управление
#4.закрепление
@5.детовождение
3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает:
#1.взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
#2.слаженность действий воспитателей и родителей
#3.борьбу с вредными привычками, ленью, разгильдяйством
#4.усвоение содержания образования
@5.обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
4.Задачи социально-педагогической науки:
#1.изучение способностей
#2.контроль и оценка знаний
#3.сотрудничество учителя
#4.вскрытие закономерностей обучения и воспитания
@5.социальное воспитание и социально-педагогическая защита
5.Система педагогических наук включает:
#1.межнаучные коммуникации философии и психологии
#2.принципы обучения и воспитания
@3.отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
#4.результаты социологических исследований
#5.систему методов педагогического исследования
6.Объектом социально-педагогической деятельности является:
#1.психологические особенности личности
#2.методы педагогического исследования
#3.педагогический процесс
@4.связи, взаимодействия, способы, и средства регуляции процессов социализации
#5.воспитание, обучение
7.Перед общей педагогикой ставятся задачи:
#1.изучение проблем миграции населения
#2.анализ зарубежного педагогического опыта
#3.исследование закономерностей восприятия
#4.освещение истории развития педагогических теории
@5.воспитание, обучение подрастающего поколения
8. Анкетированием называется:
#1.средство воспитания личности в коллективе
#2.наблюдение за поведением детей на экскурсии
#3.активизация познавательной деятельности
#4.прием обучения
@5.метод массового сбора материала при помощи опросников
9. Стержнем гражданского воспитания является:
#1.отсутствие конфликтов
#2.целенаправленная деятельность
#3.политехническое образование
#4.энциклопедичность знаний
@5.патриотизм
10. Необходимость передачи социального опыта возникла:
@1.одновременно с появлением общества
#2.с появлением технических средств обучения
#3.в ходе разработки содержания образования
#4.с развитием педагогики как науки
#5.в результате создания классно-урочной системы
11. Воспитание:
#1.общение людей в неформальных объединениях
#2.воздействие среды на личность
@3.передача социального опыта
#4.учебная деятельность школьников
#5.подготовка человека к профессии
12. Понятие, не являющееся принципом воспитания:
#1.опора на положительное
@2.проблемность обучения
#3.личностный подход
#4.сознательность воспитанников
#5.воспитание в коллективе
13. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания:
@1.потребности общества в человеческих ресурсах
#2.идеалы родителей в отношении детей
#3.возможности учебно-воспитательных заведений
#4.интересы педагогов общеобразовательной школы
#5.стремление учащихся приобрести профессию
14. Выражение, не раскрывающее сущность воспитательного процесса:
@1.меркантильность педагога
#2.уважение к личности
#3.целенаправленность деятельности субъектов
#4.двусторонний характер педагогического процесса
#5.опора на положительные качества личности
15. Образовательный стандарт:
#1.метод обучения
@2.норма оценки объекта
#3.план работы учителя
#4.способ изучения личности
#5.цель воспитания
16. Цель воспитания:
#1.форма обучения учащихся
@.конечный результат формирования личности
#3.уровень цивилизации общества
#4.показатель успеваемости
#5.подготовка к выбору профессии
17. Субъективные факторы воспитания
#1.особенности проявления наследственности
#2.уровень развития науки и техники
@3.влияние семейных отношений:
#4.влияние климата и природных факторов
#5.влияние средств массовой информации
18. Развитием называется:
#1.подготовка к выбору профессии
#2.увеличение роста и массы тела ребенка
#3.стихийный процесс, независимый от воли человека
#4.приспособление к условиям жизни
@5.количественные и качественные изменения в организме человека
19. Факторы развития личности:
@1.наследственность, среда, воспитание, самовоспитание
#2.интерес к учебе, уровень достижений
#3.уровень знаний по учебным дисциплинам
#4.статусное положение личности в коллективе
#5.методы обучения и воспитания
20. Движущими силами процесса воспитания являются:
#1.познавательные интересы личности
@2.противоречия, возникающие в развитии личности
#3.процесс накопления количественных изменений
#4.сложившиеся формы взаимоотношений
#5.требования родителей, предъявляемые к детям.
21.Качества, передающиеся от родителей к детям:
#1.способы мышления
#2.черты характера, способности
#3.способность к определенному типу деятельности
#4.социальный опыт
@5.цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент
22. Самовоспитание:
#1.устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения
#2.целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой
#3.опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения
#4.преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности
@5.сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к совершенствованию
23.Позиция педагога:
#1.научно-теоретическая подготовка
@2.система отношений к педагогической деятельности
#3.готовность к педагогической деятельности
#4.умение планировать процесс обучения
#5.ориентация в различных отраслях науки
24.Требование к личности социального работника:
@1.профессиональная компетентность
#2.хороший семьянин
#3.конформизм
#4.интересный собеседник
#5.равнодушие
25.Объект педагогической деятельности социального работника:
#1.учебная задача
@2.процесс социализации
#3.дети и родители
#4.формы обучения
#5.методы обучения
26. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:
#1.знания, умения и навыки
#2.успеваемость
@3.поведение
#4.индивидуальные особенности
#5.приспособление к условиям
27. Главной движущей силой воспитания является:
@1.противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями
#2.противоречие общественного развития
#3.противоречие между умственным и физическим трудом
#4.противоречие индивидуального морального сознания
#5.расхождение ценностных ориентаций
28. Важным признаком результативности процесса воспитания является:
#1.понимание сущности процесса воспитания воспитателями
#2.наличие специально подготовленных людей для передачи знаний
@3.знание клиентами в соответствии с их возрастом норм и правил поведения
#4.формирование умений и навыков общения
#5.совершенствование знаний в практической деятельности
29. Требование личностного подхода:
@1.учет возрастных и индивидуальных особенностей
#2.участие в совместном обсуждении программ воспитания
#3.отказ от централизованного школьного воспитания
#4.полная свобода действий
#5.координация усилий школы, семьи и общественности
30. Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:
#1.решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь
#2.опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка
@3.в координации воспитательных воздействий образовательных учреждений, семьи и общественности
#4.учете возрастных и индивидуальных особенностей
#5.координации средств массовой коммуникации с образовательными учреждениями
II вариант
1. Социальное воспитание :
@1.условия, создаваемые обществом, государственными и частными структурами для физического, психического и социального развития человека
#2.адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего устойчивыми свойствами
#3.варианты организации конкретного воспитательного процесса
#4.управление деятельностью учащихся при помощи разнообразных повторяющихся дел
#5.условия и предпосылки воспитательного процесса
2. Принцип гумманизации характеризует:
#1.вседозволенность
@2.уважение права человека быть самим собой
#3.развитие познавательных сил учащихся
#4.воспитание трудолюбия
#5.воспитание аккуратности, бережливости
3.Развитие педагогики как науки определяет:
@1.необходимость передачи социального опыта
#2.управление работой педагогов-практиков
#3.уровень научно-технического прогресса
#4.наследие предшествующих цивилизаций
#5.повышение роли личности в общественной жизни
4. Нравственное воспитание:
#1.опыт поведения
#2.формирование эстетического вкуса
#3.научное мировоззрение личности
#4.знание гуманитарных дисциплин
@5.усвоение общечеловеческих ценностей
5. Методы педагогического исследования:
#1.способы усвоения новых знаний
#2.способы закрепления изученного материала
#3.способы решения проблемных задач
#4.способы формирования личностных качеств
@5.способы познания объективной реальности
6. Цель экологического воспитания:
#1.формирование диалектно-материалистического мировоззрения
@2.формирование экологической культуры
#3.формирование всесторонне развитой личности
#4.формирование здорового образа жизни
#5.освоение различных видов деятельности
7. Субъект социально-педагогической деятельности:
@1.социальный работник
#2.семья
#3.люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию
#4.общество
#5.дети
8. Цель эстетического воспитания:
#1.воспитание рационально мыслящего человека
#2.формирование свободной личности
#3.духовное самосовершенствование
#4.формирование духовных потребностей
@5.формирование эстетической культуры
9.Авторитарное воспитание:
#1.целенаправленный процесс творческого развития личности
#2.формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций для эффективного преодоления трудностей жизни
@3.воспитание в духе беспрекословного подчинения воспитанника воле воспитателя
#4.предоставление абсолютной свободы действий
#5.развитие личности, талантов и умственных и физических способностей
10. Эффективность правового воспитания зависит от степени:
#1.наказания за нарушение законов
#2.сформированности правовых знаний
#3.контроля общества за соблюдением законов
@4.сформированности правового сознания, строгости
#5.потребности соблюдения законов
11. Методы воспитания:
#1.общие исходные положения, которыми руководствуется педагог
@2.способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения
#3.предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач
#4.внешнее выражение процесса воспитания
#5.варианты организации конкретного воспитательного процесса
12. Наказание:
@1.способ воздействия с целью прекратить его отрицательные действия
#2.метод воспитания, проявляющийся в форме требования
#3.просьбы, стимулирование, добрые дела
#4.управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
#5.воздействие с целью разъяснения фактов и явлений жизни
13. Организованное взаимодействие людей с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним:
@1.формирующая деятельность
#2.воспитательная деятельность
#3.обучающая деятельность
#4.игровая деятельность
#5.общественная деятельность
14. Поощрением называется:
#1.эмоционально-словесное воздействие
#2.неодобрение и отрицательная оценка действий и поступков личности
#3.привлечение воспитанников к выработке правильных оценок и суждений
@4.способ педагогического воздействия с целью стимулирования положительного поведения
#5.яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий
15. Формы воспитания:
#1.объем воспитательной работы
@2.варианты организации конкретного воспитательного акта
#3.система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности ( способы)
#4.урок
#5.ожидаемые результаты воспитания

16. Какая из функций не является специфической для социального работника:
#1.образовательно-воспитательная
#2.организаторская
#3.экспертная
#4.диагностическая
@5.контролирующая
17.Развивающая функция социально-педагогической деятельности заключается в:
@1.выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов
#2.формировании потребностей в самосовершенствовании
#3.эффективности индивидуальной работы
#4.понимании внутреннего мира ребенка
#5.учете возрастных особенностей детей
18.Недопустимо социальному работнику при посещении на дому:
#1.выдвижение совместных проектов
#2.такт в разговоре
#3.беседу в присутствии ребенка
@4.жалобы
#5.подчеркивание своей заинтересованности судьбой семьи
19. Кто является объектом социально-педагогической деятельности:
#1.инвалиды
#2.сироты
#3.правонарушители
#4.дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию
@5.все вышеперечисленные
20. Развивающая функция воспитательной работы:
#1.изучение воспитательных возможностей
@2.развитие индивидуальных способностей
#3.формирование и основ мировоззрения и поведения
#4.управление деятельностью
#5.организация самостоятельной деятельности
21. Перевоспитание:
#1.воспитание чувства национального достоинства
#2.специально организованная познавательная деятельность
#3.адаптация человека к различным ценностям
#4.воспитание правил хорошего тона и культуры поведения
@5.перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам
22. Понятие личность характеризует:
#1.интерес в процессе обучения
#2.индивидуальные особенности человека
#3.природные задатки и способности
#4.материальное положение человека
@5.общественную сущность человека
23. Самообразование:
@1.приобретение знаний о мире на основе самостоятельных знаний
#2.приемы активизации мыслительной деятельности
#3.самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания
#4.специально организованная оздоровительная деятельность
#5.процесс внушения, адресованный к самому себе
24. Принцип поведения личности, основанный на мировоззренческих установках, идеалах и нормах называется:
#1.самосознанием
#2.самоанализом
@3.жизненной позицией
#4.саморегуляцией
#5.самоконтролем
25. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит:
#1.в младенческом возрасте
@2.в подростковом возрасте
#3.в зрелом возрасте
#4.в пожилом возрасте
#5.в юношеском возрасте
26. Основными приемами самовоспитания являются:
#1.ситуации доверия, контроля, саморегуляция
#2.самоприказ, критика, замечания
@3.самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение
#4.состязания, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха
#5.убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы, самочувствие
27. Главная функция семьи:
#1.социализация
@2.воспитание
#3.физическая развитие ребенка
#4.развитие интеллектуальной инициативы
#5.обучение
28. Причиной снижения воспитательного влияния семьи является:
#1.снижение уровня жизни
@2.все ответы правильные
#3.упадок морали
#4.обострение конфликта поколения
#5.общественный регресс
29. Основная задача родительских клубов
#1.материальная поддержка учреждения
#2.организованные воспитательные воздействия на детей
@3.организация и осуществление педагогического всеобуча

Наследственность и развитие

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов — наследственности, среды и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Возможно также, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием.

Природное (биологическое) начало в человеке связывает его с предками, а через них со всем живым миром, особенно с высшими животными. Отражение биологического — наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей.

Способность человека передавать потомкам свои свойства называется наследственностью. Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства ,карликовость. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Слияние яйцеклетки и сперматозоида означает начало новой жизни, и эта жизнь несет в себе всю генетическую информацию обоих родителей.

Структурной единицей информации является ген (молекула белка). Каждая зародившаяся клетка несет в себе тысячи генов и каждый из этих генов заведует каким-либо процессом развития, например, образованием мозга, костей или сердца и какой-либо его части. Это называют «генетическим кодом», и ребенок обладает суммой кодов обоих родителей. Коды несут в себе и передают «признаки», т.е. «выражают» себя во вполне осязаемых и видимых чертах вашего ребенка. Но не только видимых, но и скрытых: строение костей и внутренних органов, их функция в жизни и даже характер, поведение и привычки.

Эти признаки могут быть очевидны и проявиться в первом поколении, т.е. у вашего сына или дочки. Но они могут проявиться и у внука и даже у правнука. И мы не понимаем, почему вдруг у родителей-блондинов может родиться ребенок-шатен или голубоглазый, тогда как у папы и мамы глаза карие. В таких случаях говорят, что проявление определенного гена стало «доминантным». Это не означает, что другого гена – матери или отца – у ребенка в «коде» нет. Он есть, но не проявляет себя в этом поколении. Ученые называют этот ген рецессивным, т.е. скрытым. К сожалению, обычно люди не могут проследить точно свою родословную дальше 3-4 колена и проследить за наследственностью. По наследству также передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках.

Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания. Малыш рождается с набором хромосом: у мальчика 46XY, у девочки 46ХХ, некоторые заболевания и пороки развития наследуются с полом ребенка. Многие наследственные заболевания имеют свой внешний вид ,заметный не только врачам, но и родителям. Но зачастую, эти заболевания нуждаются в тщательном обследовании. Избавиться от наследственных заболеваний невозможно, но зная предрасположенность можно уменьшить риск развития некоторых заболеваний, например бронхиальной астмы. Сегодня геном человека прочитан, но до практического применения большинства знаний генетики еще очень далеко. И пока ни ученые, ни тем более вы или ваш партнер не можете точно знать, за что несут ответственность ваши гены в виде рецессивных признаков, когда и в чем они могут проявиться. Так что никого и никогда не надо винить в том, что у ребенка – врожденный порок развития. Освободитесь от этого чувства. Забудьте о возможных причинах. Важнее разобраться в последствиях неверного развития и известных сегодня путях исправления этой неожиданной ошибки природы. В семье, в которой уже есть ребенок с пороком развития, при планировании следующей беременности крайне важно пройти всестороннее комплексное обследование с использованием современных инструментальных и лабораторных диагностических методик, медико-генетическую экспертизу.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *