Магизм не означает, что надо все запретить

Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Магизм случается, когда мы думаем, что через какие-то предметы, артефакты получим просимое. Но это не значит, что нужно все запретить.

Недавно, в первое воскресенье Великого поста мы отмечали праздник Торжества православия. Это и победа над иконоборчеством, которое почитание икон объявило магизмом. К возникновению иконоборчества, как и сейчас, были определенные основания. Тогда счищали краску с икон, считая ее лекарственной. Сейчас это песочек, который берется с могилки старца, цветочки от блаженной Матроны – некие материальные объекты, которым присваивается исцеляющая и благодатная сила.

VII Вселенский Собор, утверждая иконопочитание, объяснил, что мы, почитая образы, наше почитание и поклонение переносим на первообраз. Икона – это некий мостик от нашего мира к Горнему.

Личность святого проявляет и проявляла себя в этом мире в том числе через свое тело, как живое, так и уже усопшее. Поэтому да, благодать действует и через иконы, и через цветочки, и через песочек. Магизм появляется, как только мы начинаем придавать этому самостоятельное значение, думать, что не Господь молитвами блаженной Матроны исцеляет и помогает, а цветочек от блаженной Матроны.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Вчера одна женщина задала вопрос, как относиться к тому, что она прочитала на каком-то полуоккультном сайте. Там – молитва блаженной Матроне, не принятая в Церкви, но вполне правильная, про борьбу с унынием. Но при этом – целый ряд советов совершенно магического свойства о том, как себя вести, куда сесть, как свечку зажечь, то есть некий дополнительный ритуально-магический обряд, который необходимо совершить. То есть, безусловно, недопустимые вещи.

Для спасения человека Бог не отворачивается от него никогда и нигде, и в самых разных ситуациях, в самых разных вещах может проявлять Свою помощь.

Но если следовать принципу «работает – не работает» – будет как в истории у Аль Пачино. Он говорил: «Когда я был маленький, просил у Бога велосипед, Бог не дал мне велосипед. Тогда я украл велосипед и попросил у Бога прощения. После этого я понял, что Бог работает иначе».

Да, кто-то приходит и к такому выводу. Маленький Аль Пачино, будучи воспитанным истинным католиком, в детстве попросил велосипед и не получил. А сколько людей получали что-то через совершенно, казалось бы, невообразимые вещи?

Не подходит под «работает – не работает» и наше благочестие и наша праведность. Иов был праведным человеком, но все равно в его жизни произошло в человеческом измерении по наихудшему сценарию.

Принцип магизма: я делаю что-то, за это я получу. Неважно, что я сделаю, желая получить нечто взамен – выполню магический обряд, пожертвую необходимую сумму денег, возьму цветочки или песочек, или даже пойду и причащусь.

Конечно, проверить, кто и зачем стоит к Матроне, невозможно. Либо мы должны считать прихожанами только тех людей, которые выполняют определенные требования, следить за прихожанином по документам и давать разрешение съездить к блаженной Матроне в письменном виде.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Но Церковь избрала другой путь, максимально открытый для общества. Мы же знаем, что к блаженной Матроне стоят и люди других вероисповеданий, и атеисты… Возможность посетить храм, приложиться к святыням – есть у всех. Как говорит апостол Павел, «кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

Мы никого не судим, пусть человек приходит. Кто знает, каким путем ведет его Господь.

Еще – человек не может без обрядов. Посмотрите на самых критически настроенных людей – все равно в важнейшие моменты своей жизни они совершают какой-нибудь обряд. Хоть свадьбу – обязательно платье невесты, лимузин или еще что-то. По определенному чину проводятся совершенно атеистические поминки, гражданская панихида…

Когда мы убираем нашу высокую обрядность, возникают простейшие, уже совсем языческие магические обряды, когда мы не к Богу обращаемся, а придаем значение самому обряду: «Давайте посидим на дорожку». Все сидели «на дорожку» по всему Советскому Союзу.

Поэтому давайте мы лучше наши высшие религиозные чувства облечем в правильные обряды, что и есть в православии. Как понять границы, где эти чувства правильные и обряды православные – на это у нас тоже есть определенные каноны и решения, действующая практика и традиции церковной жизни.

А еще важно не забывать – к Богу у каждого свой путь и свои отношения с Ним.

У нас на приходе много людей, которые не знают, зачем нужно освященное масло, это не имеет отношения к их религиозной жизни. Есть люди, которым это очень важно. Слава Богу!

Цветочки имеют смысл, пока не превращаются в фетиш

Протоиерей Димитрий Климов

Протоиерей Димитрий Климов

Если ко мне подходят люди и просят благословения взять из паломнической поездки «цветочки» или «земельку», отвечаю по ситуации. Если вижу, что человек имеет уже какое-то понятие о церковной жизни, я благословляю, но говорю, что можно обойтись и без этого. Но бывает, что человек впервые задумался о православии, когда шаман или знахарка отправила его «за маслицем».

С одной стороны, это все действительно магизм и колдовство. С другой стороны – люди без этого о Боге бы, может, и не вспомнили. Может быть, если человек уже подошел к священнику с вопросом, это будет какой-то зацепкой.

Вообще вопрос даже не в том, магизм или не магизм стремление привезти освященные предметы, а в мелочности, в суетливости нашей религиозной жизни. В нежелании понять что-то главное, важное, в стремлении обращать внимание на какие-то периферийные вещи, совершенно не относящиеся вообще к главному. Эта мелочность сейчас свойственна вообще очень многим людям, когда человек не отделяет основное от второстепенного.

Как-то ко мне подошла женщина и начала рассказывать о своих видениях, о снах, о том, что ей святые являются. Увидев мое скептическое выражение лица, она спросила: «Вы что, не верите мне?» Я ответил: «Почему я должен вам верить?» На что услышал: «Ну вы же верите в то, что Христос воскрес из мертвых».

И как вот мне ей объяснить, что верить в Бога – это одно, а верить во всевозможные «святыньки» – совсем другое. Православным себя человек должен считать тогда, когда он усвоил Символ веры, основные догмы нашего православного христианства. А не тогда, когда он ездит и привозит отовсюду цветочки и земельку.

Фото: eparhia-tmb.ru

Чаще бывает, что спрашивают о них люди, когда уже вернулись. «А что теперь с этим со всем делать?» Меня этот вопрос буквально в ступор вгоняет. Ты ж человека никуда не направлял и не рекомендовал туда ехать, а он тебя спрашивает, что делать. Делай, что хочешь. Порой доходит до того, что настаивают на «земельке» воду, а потом пьют.

Наша религиозная жизнь очень сильно заражена этой дремучей народной оккультностью. И распространяют все это те самые «лечащие бабки», у которых два диагноза на все случаи: порча и сглаз. Увы, это внедрилось и в нашу церковную жизнь.

У меня большой вопрос и к тем обителям, где раздают «святыньки», и иногда кажется, что у них просто цель – привлечь больше народу. Даже не важно, зачем те едут.

Как же провести грань – где магизм, а где вера? Когда мы забираем у Бога свободу, не даем возможность Богу Самому решать, что нам дать, что не дать, когда мы начинаем требовать – это уже магизм.

Потому что магия, язычество, оккультизм как раз учат, что некий человек знает методы, ритуалы, посредством которых можно заставить силы, невидимые нам, непонятные, действовать в наших интересах.

Да, в христианстве есть все основания для того, чтобы с неким трепетом, с почитанием относиться к материи. Потому что Сам Христос – это воплотившийся Бог, воплотившийся в человечестве, в материи, освятивший этот мир, освятивший материю. И потому у нас есть догмат иконопочитания. Но мы почему-то усвоили глагол «поклоняться». Но догмат как раз против этого глагола, ведь мы иконам не поклоняемся, мы их почитаем. А поклоняемся мы Богу, который изображен на них.

То же самое касается освящения воды, освящения каких-то предметов. Да, материя тоже освящается, становится проводником каких-то духовных даров для человека. Но надо понимать, что не сама по себе материя свята, а она свята постольку, поскольку ей это благословение присваивает Бог.

Фото: Ксения Зимина / www.chita.ru

Когда человек получает помощь от Бога безо всякой материи, он не всегда поймет, что эта помощь от Бога. А когда человек через какую-то святыню получает исцеление, тогда у него и мотивация будет. Ведь он понимает, что ему помог своими молитвами Богу вот именно этот святой. То есть материя – как некая стрелочка, указующая на источник помощи. Так что все эти «маслица» и «цветочки» имеют смысл. Но как только они становятся фетишем, талисманом, оберегом, предметами, обладающими силой, – это превращается в магию.

И к Богу надо обращаться, просто открыв свое сердце и поняв, что на самом деле Ему нужны любовь, наша преданность заповедям, любовь к ближним.

Какие цветы нести Матроне?

Сегодня существует обычай приносить к мощам Матронушки ее любимые цветы. Поэтому придел, где размещена серебряная рака, круглый год утопает в свежих букетах. При этом цветы от одних паломников становятся благословенными дарами для других – при выходе из монастыря монашки вручают каждому посетителю по бутончику. Поэтому так распространен вопрос, как использовать цветы от Матроны Московской.

Также людей интересует, какие именно букеты нести к мощам. В воспоминаниях о Матроне говорится, что больше всего она любила полевые цветы: ромашки и васильки. Также в монастырь принято нести хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны и розочки любого цвета. В общем-то, не так важно, какого именно сорта и оттенка будут бутоны, главное, чтобы намерения просящего были светлыми и шли от самого сердца. Тогда святая обязательно услышит молитву и поможет.

Многие интересуются, имеет ли значение, сколько цветов нести Матроне Московской. Знающие люди уверяют, что количество не имеет большого значения, главное, чтобы оно было нечетным.

Как правильно использовать цветы от святой Матроны Московской

Принесённые из храма бутоны и стебли цветов долго остаются свежими, источают ароматы. Если цветок поставить в воду, он даже может пустить корни и продолжать цвести.

Чтобы получить хороший урожай, некоторые люди закапывают стебли растения в землю. Свежие бутоны можно употреблять в пищу. Но лучше всего их нужно хорошо просушить.

Верующие люди отмечают, что цветы от Матроны помогают при болезни. Высушенные бутоны зашивают в небольшие подушки и кладут в изголовье больного. Его сон становится более спокойным, выздоровление проходит быстрее.

Если есть проблемы со сном у ребёнка, желательно поместить такие подушки в детской комнате. Ребёнок ночью будет лучше спать. Некоторые люди прикладывают цветы к больному месту. Говорят, что боль утихает.

Можно положить засушенные цветы в мешочек, сшитый из хлопчатобумажной ткани, поместить в сумочку и носить всегда с собой. Для оздоровления организма их отвар добавляют в ванну, умываются, добавляют в чай.

Цветы от Матроны люди используют по-разному. Многим они помогают. Самое главное, нужно делать это с чистыми намерениями и искренней молитвой. Важно слушать самого себя, свой внутренний голос. Он всегда подскажет как лучше поступить в данном случае.

Если человек пришёл в храм из любопытства, во многом сомневается и не знает, нужны ли ему эти цветы, то можно просто не брать их. В любом случае, не нужно цветы выбрасывать на помойку.

Можно отнести их в церковь, отдать батюшке, можно раздать знакомым людям, которым они действительно необходимы.

Исцеляющая сила цветов Матушки Матроны

Считается, что все цветы, принесенные к мощам святой и полежавшие там некоторое время, приобретают особенную силу. Служительницы Покровского монастыря каждому, кто приклонился к мощам Матроны, дают по одному бутону розы и веточке другого цветка. Бутон нужно разобрать на лепестки, заваривать кипятком и пить получившийся напиток, а веточки прикладывать к больному месту до полного выздоровления.
Цветы от Матушки Матроны могут не только исцелять, но и подавать знаки, предсказывать будущее. Даже тюльпаны и пионы, взятые у Матронушки, стоят месяц, а иногда и дольше.
Полученные в храме цветы можно поставить в вазу или засушить, они обладают силой исцеления в течение одного года. Их можно зашивать в мешочке и прикладывать к больным местам.
Перед смертью Матушка Матрона завещала приходить к ней с цветами и рассказывать о своих скорбях. Но какие именно цветы ей нравились, до сих пор точно никто не знает. В магазинах рядом с Покровским женским монастырем и Даниловским кладбищем продается огромное количество роз, весной люди приносят святой Матроне пионы и тюльпаны. Цветы не обязательно покупать, можно набрать полевых ромашек или васильков.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *