Содержание

Эвтаназия. Аргументы за и против. Виды эвтаназии. Как происходит эвтаназия.

30 января 2014     Здоровье и питание, Болезни, Эвтаназия

Тема эвтаназии, однозначно, не может никого оставить равнодушным. Пожалуй, на сегодняшний день – это одна из самых болезненных, насущных и широко обсуждаемых тем. В медицине эвтаназией называют возможность человека, страдающего смертельной болезнью, сделать самостоятельный выбор между отмерянным ему сроком и преждевременной смертью. Либо, если он не может принять такое решение в силу своего физического состояния, выбор могут сделать родные. Разрешить или запретить эвтаназию – по этому поводу идут постоянные нескончаемые споры. Несмотря на то, что в некоторых странах она разрешена, в мире по-прежнему нет единого мнения по этому поводу. К сожалению, даже учитывая высокий уровень медицины и ее достижения под влиянием научно-технического прогресса, избавить человечество от смерти и от физических страданий она не может.

История возникновения термина «эвтаназия».

В переводе с греческого языка слово «эвтаназия» включает в себя два слова «благо» и «смерть». Вот отсюда и получаем дословный перевод «благая смерть». Этот термин впервые в 16-м веке использовал Френсис Бэкон, который еще тогда определил основные признаки эвтаназии: легкий и безболезненный уход из жизни и твердое убеждение, что умереть — большее благо, чем испытывать боль и мучения при жизни.

Спустя почти триста лет появилось другое, более современное значение термина – помочь уйти из жизни человеку, испытывающему невыносимые страдания, то есть проявить к нему сострадание. Перед Великой Отечественной Войной немецкие нацисты, прикрываясь эвтаназией, уничтожали сотни тысяч людей, которые содержались в психиатрических больницах. На самом деле просто производили очистку нации.

Потом какое-то время этот термин никто не вспоминал, а уже в конце двадцатого века вопросы эвтаназии снова стали волновать человечество. Идут бесконечные споры о том, стоит ли официально разрешить эвтаназию, и насколько это будет гуманным решением. Стоит отметить, что в мире отношение к этому в большей степени отрицательное.

Моральные аспекты эвтаназии.

Если рассматривать физическую сторону смерти, то это не что иное, как прекращение жизнедеятельности живого организма. Как бы ни складывалась жизнь, в какой бы среде не был рожден человек, единственное, что можно сказать наверняка: когда-нибудь он умрет. Но никому не дано, знать, когда это произойдет. Даже те, кто пытается покончить жизнь самоубийством не могут быть уверены полностью, что исход будет летальным. Ибо здесь все решает его величество случай, иногда счастливый, но чаще, нет. Никто не может гарантировать, что попытка суицида не закончится тяжелой формой инвалидности, если по какой-то причине намерения не были доведены до конца. Можно найти много случаев и исторических фактов, когда человек оставался жив даже после приема большой дозы сильнодействующего яда. Может быть, это происходит потому, что каждому предопределен свой срок?

Давайте вспомним клятву Гиппократа, которую дает каждый студент медицинского института, и, согласно которой, доктор должен, прежде всего, учитывать интересы человека, не теряя при этом профессионального достоинства. Его призвание, как гласит врачебная этика, лечить болезни или предупреждать их, а также делать все для продления жизни пациента. Что же получается? Совершая эвтаназию, врач нарушает клятву Гиппократа.

Однако, нынешнее время диктует свои правила. Продолжительность жизни человека увеличивается, и вместе с ней увеличивается количество людей, которые испытывают тяжелые и болезненные состояния, до которых их предки просто не доживали. Взять, к примеру, такой недуг, как онкология. Сейчас люди, благодаря лечению, доживают до такой стадии болезни, когда боли становятся нестерпимыми. Для них смерть, действительно, во благо, как избавление от мучений.

Аргументы за и против.

За эвтаназию:

  • 1. Каждый человек вправе решать сам: продолжать ли ему мучения, или покончить с ними.
  • 2. Право на смерть имеет каждый.
  • 3. Человек освобождает не только себя от мучений, но и своих близких от тяжелого морального и физического груза.
  • 4. Эвтаназия находится под строгим контролем, не допускающим махинаций докторов и родственников.
  • Против эвтаназии:

  • 1. Эвтаназия противоречит религиозным убеждениям и моральным устоям общества.
  • 2. В ряде стран нет возможности строго контролировать процедуру и избежать злоупотреблений.
  • 3. Врач может ошибиться в диагнозе, а у человека, возможно, был шанс на выздоровление.
  • 4. Человек, мучимый сильной болью не всегда может правильно оценить свое состояние и перспективность лечения.
  • 5. Эвтаназия может быть использована с целью наживы.
  • Виды эвтаназии.

    Кроме известной классификации на пассивную и активную, эвтаназия подразделяется на добровольную и недобровольную.

    Пассивная эвтаназия – это прекращение терапии, которая поддерживала жизнь в пациенте. В отдельных случаях такая терапия даже и не начинается. С точки зрения врачей второй вариант менее ответственен в моральном и профессиональном плане. Однако, если врач уверен, что терапию придется прерывать и по этой причине ее не назначает, возможно, наносит вред пациенту, так как не исключена возможность, что больной почувствует себя лучше в результате лечения.

    Активная эвтаназия – это действия, направленные на прерывание жизни пациента путем введения ему определенного препарата. Активная форма тоже бывает нескольких видов:

      1. Эвтаназия, совершаемая из сочувствия, когда состояние пациента крайне тяжелое. Она может быть произведена без просьбы и согласия больного.
      2.

      Медицинская эвтаназия в России: за и против

      Добровольная эвтаназия. Здесь требуется не только согласие пациента, а также его просьба об избавлении от мучений.

      3. Суицид с помощью врача. Врач дает больному необходимый препарат, который тот принимает самостоятельно.

    В каких странах эвтаназия разрешена.

    В Голландии активную эвтаназию разрешили официально еще в конце двадцатого века. Мало того, здесь разрешено проводить процедуру на дому. Для этой цели в клиниках, имеющих лицензию на такой вид деятельности, создаются бригады, которые помогут пациентам, страдающим смертельными заболеваниями, уйти из жизни дома, в окружении родных.

    Бельгия пришла к эвтаназии позднее – в 2002 году и по статистике в течение года двести человек выбрали этот способ уйти из жизни. В стране врачу могут продать шприц с дозой препарата для эвтаназии, правда, при наличии специальных документов и, разумеется, не в каждой аптеке. Эвтаназия не может быть использована в отношении лиц моложе 18-ти лет. Чуть меньше половины всех процедур в Бельгии тоже проводится на дому.

    В Швеции разрешен такой вид активной эвтаназии, как суицид с помощью доктора.

    Во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Венгрии, Испании и Дании допускается пассивная эвтаназия.

    Великобритания и Португалия пока еще не пришли к окончательному решению.

    В России, странах СНГ, Сербии, Боснии, Польше, многих других странах и во всем исламском мире эвтаназия не только запрещена, но и уголовно наказуема.

    Как происходит эвтаназия.

    Если речь идет о суициде при помощи врача, то используются препараты, которые следует принимать орально. Как правило, объем этих ядовитых веществ большой, а вкус неприятный. Поэтому, если эвтаназию проводит доктор, то препарат вводят в виде инъекции. Это ускоряет процесс, не вызывает рвоты и, если можно так сказать, легче переносится. Вещества, применяемые в эвтаназии, постоянно совершенствуются. Они должны отвечать следующим требованиям: быстродействие, безболезненность и надежный результат.

    Все препараты изготавливаются на основе барбитурата. В больших дозах это вещество вызывает паралич дыхательной системы, кому и смерть. Более ранние препараты действовали в течение нескольких часов, поэтому говорить о легкой смерти было невозможно.

    Нынешние препараты, кроме барбитурата, содержат и другие вещества, а сам барбитурат используется в качестве наркоза. После него делается еще одна инъекция, которая расслабляет мышцы. Происходит замедление импульсов, поступающих от мозга к мышцам диафрагмы, и останавливается дыхание. Существует мнение, что такая эвтаназия не совсем безболезненна, кроме того, больной ощущает острую нехватку воздуха. Но никто не знает, что он на самом деле чувствует, так как находится без сознания.

    Еще один вариант – это инъекция, прекращающая работу миокарда, больному, находящемуся под глубоким наркозом. Но и этот способ не дает легкого ухода, так как, часто у пациента возникают конвульсии.

    Были попытки использовать препараты на основе опия, но проблема заключается в том, что у многих больных уже имеется привыкание к наркотику, который применяется для обезболивания. Поэтому даже увеличенная дозировка не вызывает летального исхода.

    Также в ряде случаев применялась повышенная доза инсулина, способная погрузить человека в кому. Но и этот препарат вызывал судороги, а смерть может придти только через несколько суток или не придти вообще. То есть основная цель эвтаназии – безболезненный и легкий уход от страданий тоже не достигается.

    Уголовная ответственность за эвтаназию.

    Уголовное наказание за действия, направленные на прерывание жизни пациента, существует во многих странах. В Конституции России в разделе об охране здоровья написано, что медработникам запрещено осуществлять эвтаназию, как по просьбе больного, так и без нее. Кроме того, убеждение пациента поскорее распрощаться с жизнью, также уголовно наказуемо, независимо от того, где все это происходит: в стенах больницы или вне ее. Эвтаназия в России приравнена к умышленному убийству, несмотря на то, что эти два преступления имеют существенные отличия:

  • 1. Отсутствие выгоды для врача от смерти больного.
  • 2. Мотив эвтаназии – сострадание мучениям.
  • 3. Цель эвтаназии – избавить человека от страданий.
  • Кроме того, эвтаназия в большинстве случаев происходит по настоятельной просьбе больного или его родных, если он находится в состоянии, когда ничего не может сказать. Поэтому ее нельзя ставить в один ряд с другими преступлениями. Наверное, эвтаназия должна проходить по другой статье.

    Очень сложно придти к общему мнению в отношении к эвтаназии, ведь в ней задействованы самые важные ценности человечества: жизнь, вера, сострадание и взаимопомощь.

    Автор: Татьяна Алёшина
    Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

    Кроме того, читайте на сайте:

    Признаки заболеваний, которые нельзя оставлять без внимания.

    Мужской климакс — миф или реальность? Секреты мужского долголетия.

    Как продлить свою жизнь? Факторы, уменьшающие и увеличивающие продолжительность жизни.

    язык жестов\эмоций

    А как по-вашему, что имеет ввиду человек, когда он пару раз легко стучит по груди уезжающего кулаком? Дело происходит при прощании на железнодорожной станции? что за эмоция? интересуют больше мужски… Читать дальше →

    irina-novgorod@yandex.ru

    20.5.2008, 14:00

    ВСЯ ПРАВДА ОБ ЭВТАНАЗИИ.

    Эвтаназия (euthanesia) — намеренное умерщвление неизлечимо больного животного с целью облегчения его страданий.

    Продолжительность жизни наших питомцев значительно короче человека, поэтому многие владельцы сталкивались с уходом из жизни своих любимцев, а некоторые и не один раз. Почти всегда это связано с физическими страданиями животного и большим психическим стрессом для владельца. Нередко пациенты вынуждены обратиться к врачу для проведения эвтаназии.
    Итак, в каких случаях можно утверждать, что эвтаназия — это единственное верное решение.
    Первое и основное условие — это неблагоприятный прогноз (неизлечимое заболевание), состояние сопровождающееся физическими страданиями, которые невозможно облегчить медикаментозно, то есть очень плохое качество жизни. Сопутствующий фактор — возраст, например, существуют коротко живущие породы (мастино-неопалитано ~7,5 лет) или долгоживущие (пудели ~ 18 лет и более). — характер патологии, например, генетически обусловленная хрупкость ткани у сиамской кошки или поликистоз у персидских кошек. Онкологическая патология опухоли ротовой полости, или области головы, опухоли нарушающие функцию мочеотделения или метастазы в жизненно важные органы — сердце, легкие! — травматическая патология — политравма с разрушением спинного мозга, травмы несовместимые с жизнью. — принятие решения об эвтаназии всегда затруднительно, оно должно опираться на мнение компетентных врачей (желательно нескольких), результаты лабораторной диагностики и состояние животного.

    МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ. 2 укола!
    Эвтаназию может делать только ветеринарный врач. Существует несколько фармакологических схем, конечной целью которых является медикаментозная остановка дыхания и сердцебиения. Одно необходимо знать, сначала животное должно быть погружено в глубокий наркоз с использованием комбинированной схемы общей анестезии, этим достигаются следующие эффекты: выключение ЦНС, болевой и двигательной чувствительности — то есть животное медленно засыпает, как для проведения полостной операции и ничего не чувствует. сохраняется только активность вегетативной нервной системы — дыхание и сердцебиение. После чего вводится препарат, приводящий к остановке сердца и дыхания — то есть непосредственно сама эвтаназия. При проведении эвтаназии, врач обязан констатировать клиническую смерть через 5, 10 и 15 минут и только после этого оставить животное. Для проведения эвтаназии мы рекомендуем владельцам обращаться к врачам, которым они доверяют. Почти любой врач не позволит вам наблюдать акт ухода из жизни, однако вы вправе присутствовать при первом этапе — ввода в наркоз и удалиться, убедившись в отсутствии у животного центральных рефлексов и болевой чувствительности.

    Хочется информировать владельцев, что нельзя животных умерщвлять инъекцией препарата, блокирующего дыхательную мускулатуру, без предварительного наркоза. Ощущение, которое испытывает собака при таком "гуманном" подходе может представить каждый, задержав дыхание.Животное умирает в сознании, в муках, порой со слезами на глазах. Оно всё понимает и чувствует, но не может вздохнуть — смерть нервной системы в этом случае наступает через 5 мин.,а сердце может продолжать работать еще до 30 мин.
    Кто из владельцев желает такой участи своему животному?
    К сожалению, в России недобросовестные ветеринары практикуют «негуманную» эвтаназию! Будьте бдительны! Помните, что действует закон РФ о защите животных от жестокого обращения. Проконсультируйтесь с Вашим врачом!

    По законодательству о содержании животных в городе, трупы животных владельцы обязаны сдавать в районные станции по борьбе с болезнями животных.

    таких вет.врачей на мыло которые делают «негуманную» эвтаназию

    Ale4ka,
    а если ветеренару не дают по другому сделать! запрещают лекарства и т.д. и что по твоему должен делать врач дать животному мучительно умирать месяц или тридцать минут? что бы ты выбрала для себя?

    irina-novgorod@yandex.ru

    21.5.2008, 10:12

    Друзья, пожалуйста, помните!!! Если Вы столкнетесь с такой ситуацией, и у вас не будет другого выбора, только как эвтаназия, ПОПРОСИТЕ ВРАЧА СДЕЛАТЬ 2 УКОЛА — ПЕРВЫЙ ИЗ КОТОРЫХ — ЭТО НАРКОЗ! Это Вы в праве просить — это законно, а вот проводить эвтаназию без наркоза — это не законно (245 ст РФ). БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! Теперь Вы осведомлены и всё знаете. А то, что "негуманная" эвтаназия практикуется везде и наш город — не исключение, я думаю, Вы догадываетесь. ПРОСТО, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, ТРЕБУЙТЕ 2 УКОЛА!
    Эвтаназию в нашем городе проводит только одна ветеринарная клиника — это клиника на Дворцовой, 11.

    irina-novgorod@yandex.ru

    21.5.2008, 10:46

    Хочу Вас заверить, если Вы попросите сделать наркоз, то врач сделает без разговоров.

    Пусть бы попробовал "не разрешить" и не выдать потом труп

    у меня знакомые усыпляли в Тверской области-одним уколом. Собака просто тихо уснула и все. Никаких мучений и страданий. А вот лет 10 назад именно усыпляли с мучениями. У нас что Новгород как всегда позади планеты всей?

    Xexbr, если я пишу без мучений, значит это так и было.

    Эвтаназия – за и против

    По собаке я умею судить, когда она просто засыпает или когда начинает мучится. Я при этом присутсвовала.

    Я и не спорю. Не исключено, что просто дали наркоз (по типу калипсола, или даже аминазина несколькократную дозу)
    Мне деду ветеринар собаку "отравил" чем-то. На то время помочь уже было ничем нельзя, а мучится Джек мог еще долго из-за крепкого сердца. Так ему чего-ио на сахар полили, он раскусить успел, дернулся и затих…

    NIKA-вы правы! есть гуманные способы усыпления.когда собаке,вводят внутривенно,растворы барбитуратов. собака просто засыпает и все(в бессознанке) у неё во сне,останавливается дыхание и всё. никакой агонии. или же,вводят аминазин,а потом укол в сердце. вот я не очень приветствую второй способ.

    IRINA NOVGOROD- У ВАС ЧТО,ДЕЛАЮТ ПРОСТО ОСТАНОВКУ ДЫХАНИЯ,ЧТО ЛИ? С ЧЕГО ВЫ ЭТО ВЗЯЛИ? ЭТ ЧТО ЗА КЛИНИКА ТАКАЯ ,САМОПАЛЬНАЯ?

    irina-novgorod@yandex.ru

    23.5.2008, 12:22

    Мой друг на днях ходил усылпять свою собаку. Выход, к сожалению, был только одни- эвтаназия. Зашёл в кабинет. Занёс собаку. а ему из соседнего кабинета выносят один шприц…
    Буквально за день до этого, я поделилась с ним, что много читала об эвтаназии и предупредила его о том, что необходимо сделать два укола. Так вот, он не скрывал своих эмоций, когда рассказывал, как "девочки" (так он назвал врачей в ветеринарке) переглянулись между собой и вынесли второй укол.
    Это реальная история, произошедшая буквально на днях. Можно сказать, что она меня и сподвигла рассказать об эвтаназии здесь, на форуме!

    Спасибо Вам люди,что предупреждаете о таких главных вещах,как эта.

    тема по-прежнему стОит внимания

    мою семью тоже не обошла стороной такая беда ((((((( 1 марта этого года мы усыпили свою собаку. вызвали ветврача надом. сделали как положено 2 укола: наркоз и эвтаназию. мой пес даже плохо на наркоз отреагировал. это ужасно больно на все это смотреть. я поначалу думала, что лучше в этот момент быть с ним рядом, успокоить его… но я сделала большую ошибку… от моих слез, а больше от рыданий ему было еще хуже. а теперь когда я вспоминаю его, или слышу подобные ситуации или вижу по телевизору, мне представляется только те самые мучительные минуты в моей жизни…….. =((((((

    Какой ужас! Вот уж не знала, что так всё жестоко на самом деле… грустно…у самой собачку неизлечимобольную усыпили 5 лет назад..13 лет жила у нас Цитата(irina-novgorod@yandex.ru @ 20.5.2008, 15:00)

    Почти любой врач не позволит вам наблюдать акт ухода из жизни

    у нас разрешают. присутствовал. держал за лапку. плакал. "нежностью" нервной системы не отличаюсь, но… "шрам" на всю жизнь гарантирован.
    более того, если бы это было в моей власти, я _заставлял_ бы присутствовать и _смотреть_ "от" и "до" тех "хозяев", которые приносят звериков на усыпление НЕ по мед. показаниям.

    Цитата(NiCa @ 21.5.2008, 16:31)

    у меня знакомые усыпляли в Тверской области-одним уколом. Собака просто тихо уснула и все. Никаких мучений и страданий.

    Видимых.

    Цитата

    На ветеринарном Конгрессе в Измайлово в конце апреля Центр "Вита" договорился с главами ветклиник о начале борьбы против использования для усыпления животных курареподобных препаратов — дитилина, листенона и адилина. Эти препараты вызывают
    паралич дыхательной мускулатуры и мучительную смерть от удушья в течение 15-20 мин, в то время как животное находится в полном сознании. Практика использования таких препаратов ветврачами России, к сожалению, обусловлена издержками российского ветеринарного
    образования, в то время как во всем цивилизованном мире их применение для умерщвления животных категорически запрещено.

    взято с http://www.dogandcat.ru/?q=node/146 и …
    Жуткий такой стишок. Но пусть не только мне сейчас худо будет

    Цитата

    Говорят, усыпляют собак,
    Избавляя наш мир от кусачих,
    От больных…
    За малейший пустяк,
    За невинную шалость собачью…
    Говорят, засыпают они.
    Говорят…
    А с больными морока.
    А с больными так много возни.
    И собак усыпляют…
    Но, током…
    Лапы спутал веревочный жгут,
    И собаки,
    Глотая прохладу,
    Обреченно и преданно ждут
    От хозяев последнего взгляда,
    Ощущая неведомый страх…
    Но страшна им не смерть,
    А разлука…
    …И отсюда та горькая мука,
    Что и в мертвых осталась глазах…

    Владимир Плющиков

    Цитата(k-9 @ 22.5.2008, 23:29)

    У ВАС ЧТО,ДЕЛАЮТ ПРОСТО ОСТАНОВКУ ДЫХАНИЯ,ЧТО ЛИ?

    делают.

    Цитата(k-9 @ 22.5.2008, 23:29)

    С ЧЕГО ВЫ ЭТО ВЗЯЛИ?

    из практики…
    по умолчанию делают именно так. если попросить, то делают с наркозом (за наркоз нужно доплатить).
    что мешает прописать процедуру усыпления плюс наркоз как одно целое и неделимое — не знаю. но факт есть факт.

    Цитата(k-9 @ 22.5.2008, 23:29)

    ЭТ ЧТО ЗА КЛИНИКА ТАКАЯ ,САМОПАЛЬНАЯ?

    она не самопальная, а самая что ни на есть "официальная" — городская станция по борьбе с болезнями животных. гос.контора.

    Цитата(darofeya @ 24.5.2008, 10:55)

    Спасибо Вам люди,что предупреждаете о таких главных вещах,как эта.

    Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.

    1 Редькина Т.В. 1 Звездова Д.С. 1

    1 ГБОУ ВПО Пермская государственная фармацевтическая академия

    В современном мире проблема эвтаназии занимает ведущее место среди самых обсуждаемых вопросов общества. В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты этой проблемы и постараемся понять отношение людей нашей страны к эвтаназии. В России официально запрещена эвтаназия, но многие страны активно используют этот вид облегчения течения тяжёлых, неизлечимых заболеваний. Данная статья о том, какими аргументами руководствуется медицинский персонал этих стран. Взгляд тяжелобольных людей на эвтаназию и медицинских работников, которые работают в учреждениях стран, запрещающих эвтаназию, тоже будут рассмотрены в нижележащем тексте. Что же такое эвтаназия? Это практика прекращения жизни людей, которые страдают неизлечимыми заболеваниями. Так же эвтаназией нередко называют прекращение жизни неугодных государству людей, тюремных заключённых, людей, которые хотят умереть. Также эвтаназией можно назвать усыпление бродячих животных и тяжелобольных домашних питомцев. Последнее часто практикуется в нашей стране и большинство людей не видят в этой процедуре никакой этической проблемы. Так почему же возникает столько споров по поводу эвтаназии для людей? Это мы и постараемся выяснить в нижележащем тексте.

    медицины

    и

    этики

    проблема

    эвтаназия

    1. Акопов В. И.Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000. — 1. — С. 47-55;

    2. Дж. Рейчелс«Активная и пассивная эвтаназия» // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. 1990.

    3. Дмитриев Ю. А., Шленева Е. В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право, 2000. — 11. — С. 52-59;

    4. Капинус О. С.Эвтаназия как социально-правовое явление: монография. — М.: Буквоед, 2006

    5. Рыбин В. А.Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. 2009

    Эвтаназия — сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.

    Впервые термин «эвтаназия» был использован Ф.Бэконом, английским философом и политиком, согласно которому «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями… даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта евтанасия… уже сама по себе является немалым счастьем» (Бэкон Ф. Соч. в 2 т., т. 2. М., 1978, с. 269).

    Выделяют пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия — это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо не начинается. Активная эвтаназия — это преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента путем инъекции средства, вызывающего летальный эффект.

    Споры по поводу эвтаназии начались еще с давних времен. Так Сократ, Платон и философы-стоики от Зенона до римского философа Сенеки оправдывали эвтаназию, тогда, как Аристотель, пифагорейцы и Ф.Аквинский были против. В современном мире некоторые из стран пошли по пути принятия эвтаназии, как естественной помощи тяжелобольным людям. Это такие страны, как Нидерланды, Канада, Бельгия, Люксембург. В России же эвтаназия запрещена ФЗ №323 «Об основах здоровья граждан в РФ».

    Активно практиковал эвтаназию американский врач Джек Кеворкян, известный под прозвищем Доктор смерть. В 1989 году он создал устройство мерситрон, который подавал смертельную дозу анальгетиков и токсичных препаратов в кровь больного. В период с 1990 по 1998 гг. мерситроном воспользовались более 130 человек. Его идеи были осуждены врачебным сообществом и правительство США. В 1991 году Д. Кеворкяна лишили лицензии врача.

    Согласно данным социологических опросов, как по России, так и среди других стран, врачи более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом.

    Аргументы за и против эвтаназии

    К аргументам в пользу эвтаназии можно отнести следующее:

    1. Человеку должно быть представлено право самоопределения вплоть до того, что он сам может выбирать, продолжать ему жизнь или оборвать ее.
    2. Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения.
    3. Человек имеет право быть альтруистом. Т.е. пожалеть своих близких, не обременять их ни морально, ни финансово.
    4. Экономическая сторона проблемы. Лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств.

    Против эвтаназии выдвигаются такие аргументы, как:

    1. Активная эвтаназия покушение на такую ценность, каковой является человеческая жизнь.
    2. Возможность диагностической и прогностической ошибки врача.
    3. Возможность появления новых медикаментов и способов лечения.
    4. Наличие эффективных болеутоляющих средств.
    5. Риск злоупотреблений со стороны персонала. Речь идет о том, что в случае, если активная эвтаназия будет уза­конена, у медицинского персонала будет возникать ис­кушение использовать ее не столько исходя из интере­сов и желания пациента, сколько из других, гораздо ме­нее гуманных, соображений. В многочисленных дискус­сиях об эвтаназии, время от времени вспыхивающих в нашей прессе, этот аргумент употребляется, пожалуй, чаще всех других.

    Таким образом, мы видим, что аргументы за и против очень веские. Медицинскому персоналу, который работает в стране, разрешающей эвтаназию, приходится закрывать глаза на аргументы против. И также со странами, запрещающими эвтаназию. Мы, как авторы данной статьи за эвтаназию. У каждого человека есть право на жизнь. Почему же многие страны отказывают людям в праве на смерть? Эвтаназия — это свобода выбора для обреченных на мучительную гибель людей. Поэтому цель данной статьи раскрыть перед читателем положительные и отрицательные стороны эвтаназии и дать людям возможность выбрать для себя свою позицию.

    Библиографическая ссылка

    Редькина Т.В., Звездова Д.С. ЭВТАНАЗИЯ: АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11971 (дата обращения: 17.09.2018).

    Итак, эвтаназия законодательно запрещена в Российской Федерации. Нужно ли в современных условиях преодолевать этот запрет? На наш взгляд в обществе доминируют этические, правовые и религиозные позиции, не допускающие применение даже пассивной эвтаназии. Более того, высказываются мнения по дополнению действующего Уголовного кодекса РФ специальной статьей, устанавливающей ответственность именно за применение эвтаназии. Отметим, что серьезно и повсеместно взгляды и юристов и медицинских работников на эту проблему не изучались.

    О легализации активной эвтаназии не может быть и речи. Если принять закон о легализации пассивной эвтаназии, возможно возникновение ситуации, когда врач, наделенный соответствующими полномочиями, проинформирует пациента о характере болезни, а затем и членов его семьи таким образом, что непременно получит согласие на эвтаназию. При этом нет необходимости убеждать пациента продолжить лечение, настраивать его на борьбу за жизнь. Как в таких случаях доказать, что медицинский работник пренебрег своей этико-деонтологической ответственностью, от которой закон не может его освободить ни при каких обстоятельствах? Возникнет угроза потери доверия к медицинским работникам со стороны пациентов и членов их семей.

    Одним из основных критериев возможности применения эвтаназии предполагается добровольное волеизъявление пациента. Но в состоянии болезни пациент часто находится в депрессивном состоянии, в том числе в связи с давлением на него родственников и (или) лечащего врача, которые побуждают его подписать «прижизненное завещание», часто руководствуясь далеко не милосердными мотивами. «Право на смерть» в существующих социальных и экономических условиях России может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых выделяется недостаточно средств. Приведем еще одно высказывание Ф.В.Кондратьева «Вместо того чтобы предлагать больному различные варианты легкой смерти, врач должен хорошо представить себе то колоссальное поле возможностей, существующих для помощи и утешения больного. Каждый больной хорошо сознает, что он в мире – песчинка, но вместе с тем его страдания кажутся ему Вселенной. Вокруг каждого больного необходимо создать особый микроклимат любви, ласки, участия, сочувствия, задумываться над любым шансом оказать больному помощь. Я лечил своего покойного учителя от злокачественной саркомы с метастазами. Мы ежедневно вводили ему морфий под видом глюкозы с витамином С. Он провел 6 месяцев в полном неведении зла, читал больным лекции, книги, пока не скончался. Все упреки в том, что я сделал его морфинистом, кажутся мне смехотворными»42.

    Альтернативой эвтаназии должны стать хосписы (о лат. «hospes» – гость). Именно в хосписах разработаны принципы поллиативной медицины: смерть – это естественный процесс, если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать; – не ускорять и не замедлять смерть; обеспечивать облегчение симптомов, приносящих страдания; обеспечивать пациенту активную жизнь до самого конца; психологическая поддержка членов семьи умирающего и др.

    Вопрос о легализации эвтаназии является актуальным и, несомненно, требует дальнейшего детального изучения. На наш взгляд приоритетной должна быть позиция, направленная на развитие такой сферы здравоохранения как оказание поллиативной помощи нуждающимся пациентам, развитие сети хосписов европейского типа.

      1. Реализация эвтаназии в странах СНГ.

      Проблемы правового статуса человека и гражданина в последнее время приобретают огромную актуальность, свидетельством чего является количество проведенных и проводимых научных исследований в этой сфере. Повышенный интерес к указанной проблеме обуславливается прежде всего тем, что большинство из стран постсоветского пространства переживают период переоценки социальных ценностей и общественных приоритетов. Результатом указанных трансформаций является «конституционное антропоцентрирование», вследствие которого на первый план в иерархии общественных приоритетов выходит человек, его права и внутренние духовные блага, что закрепляется в соответствующих положениях конституций стран СНГ. Так, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В свою очередь ст. 3 Конституции Украины гласит, что «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются… наивысшей социальной ценностью». Предопределив за человеком и его незыблемыми правами первенство в иерархии общественных приоритетов, государство должно не только наполнить его реальным правовым содержанием, но и обеспечить эффективную правовую защиту, что отвечало бы современным европейским стандартам в сфере прав человека. И именно этот принцип вменён в основу деятельности большинства государств СНГ (ст. 12 Конституции Азербайджана, ст. 4 Конституции Армении, ст. 2 Конституции Беларуси, ст. 7 Конституции Грузии, ст. 1 Конституции Казахстана, ст. 1 Конституции Молдовы, ст. 2 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конституции Украины и др.). Аналогичное «конституционное единодушие» продемонстрировали законодатели стран СНГ, закрепив за человеком его основоположное право – право на жизнь. Основным принципиальным положением такого подхода является не столько то, что право на жизнь было закреплено за человеком на высшем законодательном уровне, сколько то, что конституционно запрещено произвольное лишение человека жизни (ст. 27 Конституции Азербайджана, ст. 17 Конституции Армении, ст. 24 Конституции Беларуси, ст. 15 Конституции Грузии, ст. 15 Конституции Казахстана, ст. 24 Конституции Молдовы, ст. 20 Конституции Российской Федерации, ст. 27 Конституции Украины и др.). Безусловно, что такое положение дел отвечает общеевропейскому подходу, в соответствие с которым никто не может быть намеренно лишён жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношение которого судом предусмотрено такое наказание (ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года). Интегрировав такое положение в национальное законодательство, большинство стран СНГ признали, что основным ограничением права на жизнь является смертная казнь. Исключением из этого правила стала, пожалуй, Украина, которая, ратифицировав протокол № 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признала смертную казнь противоречащей праву на жизнь и такой, что не может быть применима на её территории. Однако смертная казнь не является единственным ограничением права на жизнь, и посему законодатели разных стран изредка легализуют и иные случаи, при наступление которых нарушение права на жизнь не является противоправным. И именно поэтому, учитывая указанную выше важность и незыблемость права на жизнь, наиболее актуальным представляется нам не столько исследовать особенности содержания и объёма данного права, сколько установить те легальные правовые ограничения, которые могут считаться «основательными» и «непроизвольными» при решении вопроса о лишении человека жизни. Рассмотрев основные выше перечисленные вопросы относительно сущности эвтаназии, полагаем необходимым заострить внимание на вопросах целесообразности и возможности легализации эвтаназии в странах СНГ на основании компаративистского исследования законодательства зарубежных стран и практики его применения. Анализ исторических источников свидетельствует о том, что начала эвтаназии мы можем наблюдать еще в Спарте, где законодательно поощрялись акты убийства новорожденных больных и немощных грудных детей путем оставления их в горах за городом на поживу хищникам. Такая же судьба ожидала и старых, неспособных к военным действиям людей. Законодательно легализация эвтаназии впервые состоялась в законах ХІІ таблиц, где была закреплена возможность лишать жизни новорожденных, отличающихся исключительной уродливостью43. В целом же, исследуя этические указания для врачей того времени, следует отметить, что в античный период сформировались две модели поведения относительно эвтаназии. Первая модель такого поведения была отображена в кодексе Хаммурапи и базировалась на принципе талиона. В документе говорилось не столько о совести врача, сколько о высоких профессиональных требованиях, предъявляемых к нему, в частности, гарантировалось высокое вознаграждение в случае удачного лечения или суровое наказание в случае неудачи. Действия врача, лишившего жизни своего пациента, даже по его желанию, толковались как неудачное лечение. Образцом второй модели поведения является Клятва Гиппократа, которая базировалась на чувстве моральной ответственности за свои действия и безоговорочного уважения к человеческой жизни от момента зачатия и была определенным гарантом безопасности пациента. В ней, в частности, отмечалось: «…никому, даже по желанию, не дам смертоносного яда, и никому не буду его советовать… в чистоте и непорочности буду проводить свою жизнь и деятельность…». Безусловно, что с зарождением и внедрением христианства отношение к эвтаназии было изменено как на уровне нравственно-этическом, так и на уровне правовом. Определённым искажениям они были преданы в дальнейшие исторические периоды, что было исконно сопряжено с постоянно меняющимися взглядами на проблему соотношения жизни и смерти, которые преобладали в обществе. В современный период, как уже указывалось, практически во всех европейских странах доминирует философия незыблемости прав и основных свобод человека, а также неприкосновенности его жизни. Однако, проанализировав современные философские взгляды на соотношение жизни и смерти, высказанные в современной литературе, мы можем прийти к выводу, что окончательная единая и единообразная позиция относительно эвтаназии еще не сформирована. А это свидетельствует о том, что и сама проблема эвтаназии еще не решена. В связи с этим мы приведем основные аргументы приверженцев и противников легализации эвтаназии. Прежде всего следует заметить, что на сегодня удельный вес приверженцев активной формы эвтаназии незначителен. Наиболее серьезными следует считать аргументы, которыми оперируют приверженцы легализации пассивной эвтаназии. К их основным аргументам следует отнести следующие:

      1) эвтаназия применяется с «гуманной» целью помочь больному человеку избавиться от страданий, достойно уйти из жизни;

      2) эвтаназия все равно существует вне правового поля, а специальный закон разрешит проконтролировать этот процесс44;

      3) когда медики отвечают отказом пациенту в осуществлении эвтаназии, то последний ощущает невыносимые страдания, что само по себе не имеет смысла и довольно жестоко, а также может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, которое прямо запрещено рядом международно-правовых актов45;

      4) человек имеет право на жизнь, которая включает возможность распоряжаться данным правом по собственному усмотрению46;

      5) эвтаназия расширит возможности юридически закрепить завещательные и прочие волеизъявления пациента47;

      6) эвтаназия, осуществляемая руками медиков, избавит членов семьи неизлечимо больного человека от укоров совести и финансовых затрат, которые могли обременять их положение48.

      При этом, как утверждают некоторые приверженцы легализации эвтаназии, она возможна, но при определенных обстоятельствах, в частности, при наличии материальных предпосылок (наличие заболевания; продолжительность применения методов и средств лечения; неотвратимость безусловно вероятного летального исхода; наличие нравственных и физических страданий, которые пациент оценивает как невыносимые, несмотря на избранные методы и средства лечения; отсутствие эффективных мер к облегчению страданий; наличие осознанной, информированной и добровольной просьбы больного об эвтаназии, если он находится в сознании) и процессуальных гарантий защиты прав пациента (психологическая экспертиза больного; обязательное консультирование с независимым экспертом, чтобы свести к минимуму возможность врачебной ошибки; принятие решения об эвтаназии только консилиумом врачей; согласие должно фиксироваться письменно или при наличии свидетелей; обязательное уведомление близких родственников; санкционирование эвтаназии судом или органами прокуратуры).

      При этом следует отметить, что, используя практически те же аргументы, некоторые авторы считают возможным легализацию также и активной эвтаназии, поскольку, по их мнению, «высшей ценностью является реальное благополучие человека»49.

      Страницы: ← предыдущаяследующая →

      12345678910Смотреть все

      Похожие страницы:

      1. Эвтаназияза и против

        Реферат >> Этика

        ПЛАН: Введение: Эвтаназияза и против……………………………………2 Активная и пассивная эвтаназия……………………………………..6 Моральные аспекты……………………………………………………7 … Для многих – благо. Сенека Эвтаназияза и против "Эвтаназией называется всякое действие, направленное на …

      2. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии (2)

        Закон >> Государство и право

        … Правовой и моральный аспекты эвтаназии // Правозащитник. — 1998. — № 1.

        Эвтаназия: 20 доводов против

        Славкина Н.А. Эвтаназия: за и против (правовые аспекты) // … 2003. — № 1 (31). Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против». // "Медицинское право", 2008, N 3. Энциклопедия …

      3. Право на добровальную смерть . За и против

        Реферат >> Философия

        … жизни. Право на добровольную смерть: за и против. Саратов 2010 Смысл жизни, … Можно привести три возражения в пользу эвтаназии и против ее запрета: Во-первых, так … , за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая противэвтаназии, …

      4. Эвтаназия в уголовном праве

        Курсовая работа >> Государство и право

        … Глава 1. Эвтаназия………………………………………………………………………..4 История эвтаназии…………………………………………………..4 Понятие эвтаназии. Ее виды………………………………………..6 Глава 2. Проблема эвтаназии: с позиции «за» и «против»…………………………9 Глава 3. Эвтаназия в уголовном …

      5. Эвтаназия в социокультурном пространстве современного общества

        Реферат >> Социология

        … Рассмотреть аргументы за и противэвтаназии, увидеть, какова практика эвтаназии в ряде … также выступают противэвтаназии. Намеренное умерщвление … за и против Судя формально, намеренное умерщвление невинного всегда является нравственным злом. Значит, эвтаназия

      Хочу больше похожих работ…

      Эвтаназия – легкий способ прекратить страдания неизлечимо больного человека. По сути, это быстрая и безболезненная смерть вместо медленного и мучительного умирания. Болезнь может поедать человека годами. Все это время он живет в постоянном аду физической боли, на лекарствах и препаратах, в бесконечных попытках облегчить симптомы – и без надежды на выздоровление.

      Когда жизнь больного подобна пытке и он думает о смерти как о желанном избавлении, эвтаназия кажется гуманным и милосердным выходом.

      Почему же в большинстве стран эвтаназия запрещена законом

      Проблема эвтаназии представляет собой целый клубок морально-этических, социальных, правовых, религиозных и философских вопросов.

      Коснемся лишь некоторых из них.

      Сторонники эвтаназии стоят на позиции терминального больного, которому общество жестоко отказывает в его последнем желании – умереть легко и добровольно. Если все люди имеют право на жизнь, то почему они не имеют права на смерть? Обязан ли человек переносить муки болезни, которая все равно его убьет, заодно измотав и его близких? Противники эвтаназии отвечают на это, что речь идет не о праве на смерть, а о праве на убийство. Нет законов, которые обязывают человека жить или преследуют за суицид.

      Эвтаназия: аргументы «за» и «против»

      Но одно дело, когда человек сам убивает себя, и совсем другое – когда в процесс вовлечены другие. В этом случае самоубийство превращается в убийство.

      Эвтаназия во всех ее видах – это процесс, в который вовлечены другие. Однако есть существенная разница между активной эвтаназией и пассивной. Пассивная эвтаназия (когда врач по воле пациента прекращает лечение или не начинает его) – абсолютно легальная медицинская практика в большинстве стран, т.к. ни законы, ни врачебная этика не требуют насильно лечить человека или подключать к аппаратам против его воли, особенно если терапия не приносит результатов и только мучает больного.

      Иначе обстоит дело с активной эвтаназией, которая почти везде запрещена. Именно она вызывает самые острые споры в обществе. Различают три вида активной эвтаназии:

      1. недобровольная (когда врач без согласия пациента вводит ему летальную инъекцию или другим способом умерщвляет его);
      2. добровольная (когда врач делает то же самое по воле пациента);
      3. самоубийство с помощью врача (когда врач выдает пациенту смертельную дозу препаратов, с помощью которых пациент убивает себя сам).

      Разумеется, во всех случаях речь идет об акте сострадания, исключающем любые корыстные мотивы. Но мало кто из врачей решится взвалить на себя такой моральный груз, как намеренное действие, приводящее к смерти пациента. Это запрещает и клятва Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Поэтому медицинское сообщество в целом против эвтаназии.

      Идея эвтаназии неприемлема и для традиционных вероисповеданий. Давайте вместе с агентством ритуальных услуг рассмотрим основные идеи. Христианство, иудаизм, ислам учат, что жизнь – это дар Бога, и отнять ее волен только Бог. Буддизм также отвергает эвтаназию, считая, что она дурно влияет на карму. Ни в одной из этих религий болезни и страдания не считаются причиной, чтобы отказаться от жизни – напротив, такой отказ грозит более тяжкими муками в аду или в новых реинкарнациях.

      Гуманистическая этика находит жестоким такое отношение к страдающему. Однако и среди атеистов нет согласия в проблеме эвтаназии. Кроме вечных вопросов веры и совести есть земные вопросы закона и актуальной реальности. А реальность такова, что легализация эвтаназии чревата многими опасностями – от непреднамеренных роковых ошибок до системных злоупотреблений. Неверно поставленный диагноз может стать приговором для пациента, особенно если родные или врачи по каким-то причинам заинтересованы в его смерти.

      А пока ведутся споры, тяжело больные люди вынуждены сами справляться с вопросом «жить или не жить».

      ПЛАН:

      1. Введение: Эвтаназия – за и против……………………………………2

      2. Активная и пассивная эвтаназия……………………………………..6

      3. Моральные аспекты……………………………………………………7

      4. Заключение…………………………………………………………….18

      5. Список использованных источников………………………………..19

      Для одних смерть – кара,

      Для других — дар,

      Для многих – благо.

      Сенека

      Эвтаназия – за и против

      "Эвтаназией называется всякое действие, направленное  на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя  навстречу  ее  собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом"  (определение голландского законодательства).

      Проблема  эвтаназии  возникла не   сегодня,   и   не   вдруг.   Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она  вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов,  психологов и так далее. Отношение  к  умышленному ускорению  наступления  смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий   никогда   не   было однозначным. Английский философ Френсис Бэкон (1561-1626) для  обозначения легкой безболезненной  смерти ввел термин   —   "эвтаназия"   (от   греч. euthanasia, eu — хорошо, thanatos — смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без  мучений и  страданий.  В  современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

      Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. Но с недавнего времени у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о  смерти. Как нам следует относиться к этой тенденции? Как к освобождению от устаревших запретов или как к некой вседозволенности, которая одновременно неверна с моральной точки зрения и опасна на практике?

      В начале нашего столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых "неполноценных" жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия "эвтаназия" получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в   захваченных   ею   странах. Умерщвляли новорожденных с   "неправильным   развитием", душевнобольных, больных туберкулезом  или  злокачественными  новообразованиями,  инвалидов, стариков и др.  Была создана специальная индустрия умерщвления в виде газовых  камер,  душегубок,  крематориев  и  т. д. Международный   военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества.

      Люди, признающие эвтаназию правом человека чаще всего обращают внимание на следующее:

      — каждый человек имеет право выбора: «на то человек и существо разумное, чтобы самому решать, пожить ли подольше или уйти из жизни, освободив себя от мучительных болей, а близких от ухода за ним»; «обрекать на мучения – жестокость, право выбора должно быть»; «если человек в ясном уме принимает решение умереть, то это его право»; «пора в России соблюдать права человека, и право на смерть – тоже право»;

      — лучше принять смерть в случае неизлечимого заболевания, чем испытывать страдания и быть обузой для семьи: «это лучше, чем годами лежать, прикованным к койке, терпеть боли и мучить родных»; «я и сама не хотела бы вести жизнь растения и доставлять трудности близким»; «ожидание смерти намного хуже самой смерти»; «тяжко смотреть, когда мучается самый близкий человек. Тем, кто не сталкивался с этой проблемой, трудно это понять»;

      — это приемлемо только при условии жесткого контроля за проведением этой процедуры: «нужно юридически правильно это оформить, чтобы эвтаназия не стала узаконенным убийством»; «эвтаназию можно признать правом человека, но есть опасность злоупотреблений и вредительства, в частности со стороны медперсонала: мошенничество и незаконные действия врачей, смерть по заказу третьих лиц и т. п.»; «да, хотя есть опасения, что могут быть злоупотребления»; «здесь важно, кто, при каких обстоятельствах и каким способом будет делать это; необходимо четко продумать механизм защиты человека от возможных преступных посягательств на его жизнь под предлогом «достойной смерти».

      Те, кто выступает против легализации эвтаназии в России приводят следующие аргументы:

      — это противоречит религиозным и этическим нормам: «никто не волен лишать человека жизни, если эвтаназию разрешить, то мы перестанем быть людьми»; «жизнь дана Богом, и только Бог имеет право лишить человека жизни»; «я верующий и считаю, что человек не вправе вмешиваться»; «эвтаназия не признается ни одной религией, а в связи с тем, что в России возрождается духовность, вопрос об эвтаназии ставить преждевременно»; «у человека нет такого права»; «жизнь каждого человека бесценна!»;

      — наша страна не готова к этому шагу, так как, скорее всего, последуют злоупотребления: «это решение приведет к необратимым последствиям, действиям против человеческой жизни»; «в нашей стране эвтаназию легко превратят в преднамеренное убийство в корыстных целях, без согласия самого человека»; «дельцы от медицины воспользуются правом на убийство одиноких и беззащитных людей»;

      — больной в силу своего самочувствия может сделать неверный выбор: «больной человек, решивший подвергнуть себя эвтаназии, не всегда может адекватно оценивать ситуацию»; «болеющий человек не является выразителем свободной воли, он может попросить облегчить свой уход под влиянием момента.

      А вдруг диагноз – врачебная ошибка? Этим могут воспользоваться родственники, выражая свое мнение, а не желание больного»; «каждый человек до последней минуты хочет жить»; «многие люди, подписавшие согласие на данную процедуру, в последний момент меняли свое мнение».

      Церковь  полностью осуждает эвтаназию. Осуждение   касается   всякого посягательства на человеческую жизнь — как аборта, так и эвтаназии. В христианской традиции смерть принимается как разделение души и тела и как откровение духовного мира. Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом. Христианская биоэтика отвергает активную эвтаназию как намеренное прерывание жизни, а добровольную эвтаназию расценивает как самоубийство. Но существуют ситуации, когда поступки врача идут вразрез с принесенной им клятвой. Речь идет об эвтаназии.

      Активная и пассивная эвтаназия

      При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи, жизнеподдерживающего лечения, что ускоряет наступление естественной смерти — такая практика широко распространена и у нас в стране. Но чаще всего, когда говорят об эвтаназии, имеют ввиду активную эвтаназию, под которой понимают введение умирающему каких — либо лекарственных веществ, влекущее за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

      В активной эвтаназии различают следующие формы:

      1."Убийство из милосердия" происходит в тех случаях, когда родственники или сам врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, впрыскивают или вводят ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает быстрая и безболезненная смерть. Вопрос о согласии пациента в данном случае вообще не ставится, поскольку он не в состоянии выразить свою волю.

      2. Вторая форма активной эвтаназии — самоубийство, ассистируемое врачом, происходит с согласия пациента, врач только помогает ему покончить с жизнью.

      3. Третья форма — собственно активная эвтаназия — происходит без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

      Таким образом, суть проблемы эвтаназии заключается в умышленном причинении врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего, либо его родственников.

       

      Моральные аспекты

       

      Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса: моральный («Что можно сказать о характере человека,   совершающего   подобные   действия?») и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»).

      Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия является безнравственной, её не следует запрещать в законодательном порядке. Два довода, которые обычно приводят в качестве аргументов против применения уголовных санкций: во-первых, слишком высокие затраты на претворение этих санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания настолько широка, что она уже подрывает общее уважение к закону—по-видимому, в данном случае не применимы.

      Другие утверждают, что, хотя эвтаназия   не   во   всех   случаях неправильна, она не должна быть разрешена законом. Один из вариантов этого аргумента утверждает, что эвтаназия нравственно допустима только в редких случаях, но даже там ее следует запретить, так как этой практикой до того легко злоупотребить, что легализация эвтаназии принесет больше вреда, чем добра. Другой вариант гласит, что легализация ставит пожилых людей в затруднительное положение выбора: либо продолжать жить, либо смертью уйти с дороги — положение, в которое никого нельзя ставить.

      В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов   поддерживает   методы   пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной эвтаназии. Однако есть и прямо противоположные мнения. Например, наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с   резкой   критикой   Постановления   Американской   медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 года, где сказано: " …намеренное  прекращение жизни  одного  человеческого  существа другим – милосердное  убийство   — противоречит и самому  предназначению медицинской  профессии и политике Американской медицинской ассоциации".

      Дж. Рейгелс считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть страшные боли и  просит врача ускорить его смерть, и  врач выполнит его просьбу, просто   прекратив   лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут усилиться, хотя они могли быть менее интенсивными и длительными, чем при продолжении лечения.  В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна, поскольку сразу прекратит страдания больного.

      Большинство ученых с ним не согласны, и прежде всего потому  что это противоречит  принципам  гуманизма и предназначения   медицины.   Ценность человеческой жизни  побуждает  бороться за  нее даже  вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях,  поскольку медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.

      Именно сильные боли и являются обычно причиной просьбы больного ускорить  наступление смерти, а потому   она   является   вынужденной   и неискренней. Здесь врач должен противостоять им с  помощью  богатого выбора обезболивающих средств, которыми сегодня располагает медицина, а не идти на поводу у больного. Другое дело, когда,  например, человек  находится в состоянии комы длительное время и сознание его уже потеряно безвозвратно, а прогрессивные      медицинские      технологии      позволяют      проводить жизнеподдерживающее лечение очень долго. Встает вопрос — нужно ли это? Однозначных ответов, увы, нет.

      Страницы: следующая →

      12Смотреть все

      Похожие страницы:

      1. Эвтаназияза и против

        Научная работа >> Государство и право

        … . В. А. Кувакина, 2002. С. 189. Карп Л.

        8. Аргументы "за " и "против " эвтаназии

        Л. Проблема эвтаназии: «за» и «против» / Л. Л. Карп, Т. Б. Потапчук // Социологические исследования … . соч. С. 59. 39 Карп Л. Л. Проблема эвтаназии: «за» и «против» / Л. Л. Карп, Т. Б. Потапчук // Социологические …

      2. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии (2)

        Закон >> Государство и право

        … Правовой и моральный аспекты эвтаназии // Правозащитник. — 1998. — № 1. Славкина Н.А. Эвтаназия: за и против (правовые аспекты) // … 2003. — № 1 (31). Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против». // "Медицинское право", 2008, N 3. Энциклопедия …

      3. Право на добровальную смерть . За и против

        Реферат >> Философия

        … жизни. Право на добровольную смерть: за и против. Саратов 2010 Смысл жизни, … Можно привести три возражения в пользу эвтаназии и против ее запрета: Во-первых, так … , за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая противэвтаназии, …

      4. Эвтаназия в уголовном праве

        Курсовая работа >> Государство и право

        … Глава 1. Эвтаназия………………………………………………………………………..4 История эвтаназии…………………………………………………..4 Понятие эвтаназии. Ее виды………………………………………..6 Глава 2. Проблема эвтаназии: с позиции «за» и «против»…………………………9 Глава 3. Эвтаназия в уголовном …

      5. Эвтаназия в социокультурном пространстве современного общества

        Реферат >> Социология

        … Рассмотреть аргументы за и противэвтаназии, увидеть, какова практика эвтаназии в ряде … также выступают противэвтаназии. Намеренное умерщвление … за и против Судя формально, намеренное умерщвление невинного всегда является нравственным злом. Значит, эвтаназия

      Хочу больше похожих работ…

      Рубрики: Разное

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *