Эсто́нская правосла́вная це́рковь Моско́вского патриарха́та (эст.Moskva Patriarhaadi Eesti Õigeusu Kirik, MPEÕK) — самоуправляемаяправославнаяЦерковь в канонической юрисдикции Русской православной церкви (Московского патриархата).

Получила автономию 10 мая 1920 года постановлением Московского патриархаТихона, Священного Синода и Высшего церковного совета Православной российской церкви; в июле 1923 года была принята на правах автономного митрополичьего округа в юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Православное вероисповедание пришло на земли современной Эстонии через территорию Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с юго-востока. В зонах контактов эстонских племён и Руси на юго-востоке современной Эстонии сложилась народность сету, сохранившая православие до наших дней. Сету оставались православными даже во время усиления влияния крестоносцев, нахлынувших из Дании и Швеции.

В период иностранного владычества бо́льшая часть эстонцев на северо-западе страны приняла лютеранство (одна из ветвей протестантизма). Современные оценки религиозного состава населения Эстонии имеют противоречивый характер. Согласно данным общенациональной переписи 2011 года, количество православных составляет 176 773 человек. Географически православие широко распространено на востоке и севере страны.

В начале 1990-х гг. XX века Эстонская православная церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковьКонстантинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). Раскол произошёл в основном по этноязыковой линии. Большинство верующих русскоязычных Эстонии склоняются к первой, большинство православных эстонцев ко второй.

Первой долгое время отказывалось в регистрации, в связи с чем Госдума России принимала особые заявления в 1996 и 2001 году.

Помимо этого, в современной Эстонии сохраняется и довольно крупная (по меркам небольшой страны) старообрядческая община русских поселенцев XVIII века (остров Желачек, посёлок Муствеэ и др., где они составляют большинство населения).

Эстонская православная церковь Московского патриархата

Эстонская православная церковь Московского патриархата объединяет 33 прихода.

Численность духовенства составляет 57 человек: 43 священников и 14 диаконов.

С 11 августа 1992 года по 19 апреля 2018 года предстоятелем Церкви был митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс).

27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ учреждена должность викарного епископа, на каковую был определён наместник Иоанно-Богословского Макаровского монастыря города Саранска архимандрит Лазарь (Гуркин) (хиротония совершена 21 июля 2009 года).

30 мая2011 года в составе Эстонской православной церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Республики Эстония отнесены к Таллинской епархии, управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии.

Эсто́нская апо́стольская правосла́вная це́рковь (эст.Eesti Apostlik-Õigeusu Kirik, сокращённо ЭАПЦ) — автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Православные храмы Эстонии

С 1996 года сосуществует параллельно с самоуправляемойЭстонской православной церковьюМосковского патриархата. Последний оспаривает каноническую законность действий Константинопольского патриархата на территории Эстонии.

Предстоятель ЭАПЦ — митрополит Таллинский и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис) (с 13 марта 1999 года).

Возникла на основании Томоса Константинопольского патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 года, принявшего Эстонскую православную церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию — в ответ на обращение Собора Эстонской церкви от 23 сентября 1922 года о предоставлении автокефалии. Епископу Александру (Паулусу), возглавлявшему приходы в Эстонии, был пожалован титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. В сентябре 1924 года была разделена на две епархии — Таллинскую и Нарвскую. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн (Булин) был отстранён от управления епархией и отбыл в Белград. В том же году во епископа Печерского, викария Эстонской епархии, был хиротонисан Николай (Лейсман); в 1937 году был хиротонисан новый епископ Нарвский — Павел (Дмитровский). В 1935 году Церковь приняла нынешнее наименование Эстонской Апостольской Православной Церкви. К 1940 году, времени присоединения Эстонии к СССР к Эстонской Православной церкви относилось 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцами, 3 епископа, 156 приходов, 131 священник, 2 монастыря и одна духовная семинария. Православные составляли 17,5 % христиан страны.

После присоедниения Эстонии к СССР незамедлительно были закрыты теологический факультет Тартуского университета (на основе ) и духовная семинария в Печорах. 23 сентября 1940 года Синод Эстонской церкви обратился к Московскому патриархату с просьбой принять их под свой омофор, но с сохранением автономии. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) принял решение, что епископы останутся на своих кафедрах, но в автономии нет необходимости. 30 марта 1941 года произошло официальное упразднение структуры: митрополит Александр был принят в каноническое общение с Московской патриархией, а православные приходы Эстонии (Таллинская и Нарвская епархии) вошли в экзархат Латвии и Эстонии, который возглавил митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

В июле 1941 года, вследствие оккупации Эстонии в ходе войны между Германией и СССР, последовало включение её в РейхскомиссариатОстландГерманской империи. Митрополит Александр сразу же объявил о выходе из вынужденного подчинения Московскому патриархату по «каноническим и религиозным соображениям» и о восстановлении ЭАПЦ, получив 19 сентября 1941 года регистрацию германских властей как предстоятель ЭАПЦ. К концу года православие в Эстонии окончательно размежевалось — русские приходы подчинялись Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а этнически эстонские — митрополиту Александру. Такое положение сохранялось недолго: в сентябре 1944 года Эстония была освобождена от оккупациинемецких войск. Митрополит Александр и 23 священника эмигрировали.

5 марта 1945 года в Таллин прибыл архиепископ ПсковскийГригорий (Чуков), и уже 6 марта был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому патриархату — в Никольском храме Таллина по чину воссоединения обновленцев. Правящим архиереем Эстонским и Таллинским был назначен архиепископ Павел (Дмитровский).

Синод ЭАПЦ обосновался в Стокгольме, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. Структуре сохраняли верность около 10 тысяч православных эстонцев, находящихся в разных странах. Для этой структуры в 1956 году был хиротонисан епископ Георгий (Вяльбе), являвшийся викарием Фиатирской архиепископии. После смерти епископа Георгия в 1961 году структура прекратила существование как административная единица; её приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. В 1978 году по требованию Русской православной церкви Константинопольский патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую церковь, недействительным.

После восстановления Эстонией государственной независимости появилось стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллинской епархии в это время был Корнилий (Якобс). 11 августа 1993 года эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской апостольской православной церкви в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской апостольской православной церкви, хотя «Синод» не имел в стране юридических представителей. В 1994 году 54 (из 83) православных прихода попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 22 февраля 1996 года Священный синод Константинопольского патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил параллельно Эстонской православной церкви Московского патриархата автономную Церковь под своей юрисдикцией. В Коммюнике Верховного Секретариата и Священного синода Вселенского патриархата от 22 февраля 1996 года подчёркивалось, что «Вселенский патриархат принял это решение по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского патриархата». Архиепископ Карельский и ФинляндскийИоанн (Ринне) был назначен Местоблюстителем Предстоятеля ЭАПЦ. Священный синод Русской православной церкви под председательством патриарха Московского Алексия II (Ридигера), родившегося в межвоенной независимой Эстонии (в так называемой Первой Эстонской Республике) и ставшего епископом в советской Эстонии (Эстонская Советская Социалистическая Республика (ЭССР)), в феврале 1996 года приостановил евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. После нескольких раундов переговоров в 1996 году стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования на территории Эстонии двух церковных юрисдикций; приходам была предоставлена свобода выбрать, к какой из юрисдикций принадлежать. Прерванное Московским патриархатом общение с Константинопольским патриархатом было возобновлено решением Синода РПЦ в заседании 16 мая 1996 года.

21 октября 2008 года Священный Синод Константинопольского патриархата принял решение о рукоположении двух новых епископов для ЭАПЦ в целях создания ею своего собственного синода. На кафедры Тарту и Пярну-Сааремаа единогласно были избраны иеромонах Илия (Ояперв) и священник Александр Хопёрский.

26 мая 2011 года решением Собора ЭАПЦ большинством голосов (из 88 делегатов 73 проголосовало «за», 1 — «против» и 14 — «воздержалось») принято решение с 2012 года перейти в богослужебной жизни на новоюлианский календарь. Решение отказаться от юлианского календаря мотивировано как «желание освободиться от наследия Русской православной церкви».

9 июня 2012 года в местечке Реомяэ (Reomäe) в 12 км от Курессааре был открыт женский скит Иоанна Предтечи.

В настоящий момент Эстонская апостольская православная церковь объединяет около 7 тысяч верующих, большая их часть — этнические эстонцы. ЭАПЦ насчитывает 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов. Для сравнения: Эстонская православная церковь Московского патриархата, имеет 31 приход, на которых несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет более 100 тысяч верующих. Также в Эстонии расположен ставропигиальный Пюхтицкий монастырь.

Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. Имеется монастырский скит Иоанна Предтечи на острове Сааремаа.

«Московский патриархат не признаёт церковной структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви».

Разногласия по вопросу о положении Православной церкви в Эстонии привели «к вынужденному отказу делегации Русской православной церкви от участия в заседании , прошедшем в Равенне (Италия) 8 октября 2007 года».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *