Коменский Ян Амос (Comenius, – Komensky Jan Amos) – последний (двадцатый) епископ протестантской общины Чешских Братьев, великий славянский педагог, истинный «друг человечества» – родился в Моравии 28 марта н. ст. 1592 г. Прозвание «Comenius» получил он от м. Комны, родины своего отца, зажиточного мельника. Рано осиротевший, только на 16 г. Я. А. Коменский самостоятельно поступил в латинскую школу, затем прослушал курсы, главным образом, богословские, в университетах Герборна (где особенное влияние на него оказал знаменитый И. Г. Альстед, хилиаст по воззрениям) и Гейдельберга, путешествовал. По рождению и убеждениям Я. А. Коменский принадлежал к общине Чешских Братьев и на служение ей отдал все свои богатые силы. В 1614 г. вернувшись на родину, он получил место заведующего братскою школой в Прерове, а потом в Фульнеке, центре Братьев, причем в 1616 г. был избран и в пресвитеры общины. Но среди начавшейся 30-летней войны, – горячо преданный делу народной и религиозной свободы – Фульнек в 1621 г. был сожжен испанскими войсками. Вместе с другими братскими священниками Я. А. Коменский бежал от преследований католиков и поселился сначала под защитою правителя Моравии Карла Жеротина, в Брандысе над Орлицей, а потом (в 1624 г.) в имении Георга Садовского, близ г. Слупны. В изгнании, в годину постигших братьев страшных бедствий, Я. А. Коменский всею душой переживает горе своей осиротелой паствы и в ободрение и наставление ее пишет целый ряд своих религиозно-нравственных сочинений: «О христианском совершенстве», «Непреодолимый град имя Господне», «Глубина безопасности» (Centrum securitatis), «Лабиринт света и рай сердца» (лучшее из поэтических произведений его). В это же время им переведены были на чешский язык стихами псалмы Давида. Между тем эдикт 1627 г., осудивший всех, не возвратившихся к католичеству, на изгнание из страны, лишил Я. А. Коменского последнего его убежища: в суровую зиму 1628 г., вместе с 30.000 славянских семейств, он должен был оставить свою родину навсегда. Поселившись в польском г. Лешве (Лисса в Познани), он весь отдался делу пастырскому и педагогическому, руководя и школою и религиозно-нравственною жизнью приютившихся здесь Братьев. Тринадцатилетняя деятельность Я. А. Коменского в Лешне дала особенно блестящие результаты. Так, здесь была закончена на чешском языке (1632 г.) и переделана на латинский «Великая дидактика» («Didactica magna sen omnes omnium docendi artificium») – этот капитальнейший из педагогических трудов Я. А. Коменского, система воспитания, в которой сконцентрированы все главнейшие педагогические идеи его. Здесь была издана (в 1633 г.) «Школа матери» («lnformatorium maternum») – полное любви к детям и психологического понимания природы их руководство для первого шестилетнего периода воспитания, для так называемой «материнской школы». Здесь был составлен «Очерк народной школы» («Scholae vernaculae delineatio») – для второго периода воспитания или «школы родного языка» (6–12 л.). Здесь была составлена и издана (в 1631 г.) сразу обратившая на себя внимание всей образованной Европы, очень скоро переведенная на все европейские и очень многие восточные языки знаменитая «Отверстая дверь языков» («Janua linguarum reserata»), предназначавшаяся в руководство для третьей школы Я. А. Коменского – гимназии. Наконец, в это же время созревает и идея Я. А. Коменского о «Пансофии», цельной, выведенной из одного начала, энциклопедии всех наук. Возбудив своим «Prodromus pansophiae» особый интерес к этому делу среди ученых Англии, Я. А. Коменский оставляет в 1641 г. Лешну и отправляется в Лондон; но, не достигнув цели, вследствие политических волнений в стране, скоро уезжает отсюда в Швецию. После переговоров с канцлером Оксенштиерной, на семь лет запирается он в прусском городе Эльбинге, погруженный в «Сизифов труд» – составление руководств для шведских школ («Methodus linguarum novissima», «Vestibulnm novum», «Janua nova» и др.); отсюда в 1648 г., избранный в епископы Братьев, возвращается в Лешну. Но этот год был роковым в жизни общины: Тридцатилетняя война закончилась Вестфальским миром, в акты которого не вошла амнистия Братьев. Последние были обречены таким образом на вечное изгнание, лишились последней надежды когда-нибудь вернуться на родину. Глубокое горе свое по этому поводу Я. А. Коменский, последний епископ заживо погребенной общины, излил в трогательном сопении: «Завещание умирающей матери – Братской общины». В 1650 г. Я. А. Коменский переезжает в Венгрию, приняв приглашение седмиградского князя Ракочи устроить на его богатые средства, на самых широких началах, школу в Шаришском Потаке. Четырехлетняя деятельность Я. А. Коменского здесь дала в результате не только прекрасную школу, но и целую серию литературных трудов – частью пансофического, частью педагогического характера («Schola Pansophica», «Leges scholae bene ordinatae», «Praecepta morum» и др.), первое место между которыми занимает «Мир в картинах («Orbis sensualium pictus»). Это – популярнейшее из всех педагогических сочинений Я. А. Коменского, превосходнейший славянский подарок детскому миру, быстро облетевший на всех языках весь культурный мир и везде принесший с собою плодотворную идею наглядного обучения. По смерти князя Ракочи в 1654 г., Я. А. Коменский возвратился в Лешну, но ненадолго: в 1656 г. война поляков со шведами обратила Лешну в груду пепла и развалин. В этом пожаре погибли многие весьма ценные рукописи Коменского: грандиозный толковый латинско-чешский и чешско-латинский словарь – «Языка чешского клад», плод кропотливого 20-летнего труда автора, приготовленные к печати проповеди и обширнейшие труды над «Пансофией». Побывав во Франкфурте, Штеттине, Гамбурге, Л. А. Коменский последние 14 лет своей жизни провел в Амстердаме среди литературных трудов, главным образом, религиозно-философского характера. Здесь в 1657 г. вышло полное собрание его педагогических сочинений: «J. А. Comenii Opera didactica omnia» в 4 частях in folio. Горячая любовь к родине и своей церкви, глубокое негодование против гонителей их – папы и австрийского дома и некоторая склонность к мистицизму и были причинами появления (в 1657 г.) сочинения Я. А. Коменского «Lux in tenebris», доставившего ему много горя, вызвавшего злостные несправедливая обвинения и насмешки.

Последнею идеей Я. А. Коменского была высокая христианская мечта о братском единении всех людей, о царстве мира, любви и счастья в человечестве. Этою идеей проникнута изданная в 1666 г. «Panegersia», первая часть широко задуманного им 22 года назад пансофичекого труда: «Consultatio catholica de геrum humanarum emendatione». Лебединая песнь его в этом направлении – «Единое на потребу» (Unum necessarinm – 1668 г.), в котором умудренный столь богатым жизненным опытом великий старец оставляет людям один последний завет свой – любить други своя, т. е. всех людей. Однако в том же 1668 г., появилось еще одно сочинение Я. А. Коменского: «De zelo sine scientia et charitate», в котором он в последний раз защищает свои хилиастические воззрения. Я. А. Коменский умер 15 ноября 1670 г. в Амстердаме, похоронен 22 ноября в Голландии, в Наардене. Слава его и обширная литература о нем на всех языках все более возрастают с 1892 г., когда весь культурный мир торжественно праздновал 300-летний юбилей дня его рождения.

Обозревая все сделанное Я. А. Коменским, нельзя не поражаться грандиозностью этой работы. Многочисленные его сочинения самого разнообразного содержания открывают в Я. А. Коменском богослова, философа, филолога, историка, поэта, но – главным образом – педагога. Сделанное им в этом последнем отношении, – на педагогической ниве, – трудно вполне обвить в сжатом очерке. Глубоко поняв, выстрадав в собственной душе недостатки современной школы, Я. А. Коменский задачею жизни своей поставил улучшение ее. С этою целью он в своей «Великой дидактике» представил подробное принципиальное уяснение своих взглядов на все стороны воспитания. В основу своей педагогической теории он положил христианскую идею человеческого назначения и принцип природообразности. Первая привела к широкому пониманию задач воспитания и школы, как «officinae humanitatis» – «мастерской человечности», а отсюда к признанно общеобязательности ее для всех без исключения; принцип же природосообразности выразился в целом ряде общепедагогических и дидактических «основоположений» («fundamenta») высокой педагогической ценности, как, напр., благовременность, постепенность, концентричность, раздельность, наглядность, привлекательность, практичность, законченность и др. В этих «основоположениях» своих Я. А. Коменский стремился дать руководящие начала для обучения «верного, легкого и основательного». Из них идея наглядности особенно ясно и подробно раскрыта им, как основная в его «методе наук». Идея постепенности, в смысле перехода от более легкого к более трудному, обоснована психологически – на постепенном развитии душевных сил питомца. Идея практического применения школьных знаний выразилась в его «методе искусств»; а важное значение языков, в частности – родного и латинского, в современном школьном обучении побудило его подробно остановиться на «методе языков».

Ян Амос Коменский

В области нравственного воспитания Я. А. Коменский установил широкий педагогический взгляд на дисциплину, ее цель и форму; в области религиозного воспитания XXIV глава его «Великой дидактики» представляет цельный трактат по этому вопросу педагога-пастыря. Стройный план распределения всего процесса воспитания на четыре школы, прекрасная, широко построенная программа народной школы, новые разумные начала в области обучения языкам, целая серия побочных пособий и руководств в дополнение к «Великой дидактике», для уяснения и практического осуществления изложенных там идей, – все это ставит Я. А. Коменского, как педагога-теоретика, на исключительную высоту. Наделенный огромными силами ума, прекрасно развитыми широким по тому времени образованием, ознакомившийся с наукою и литературой древнею и современной, Я. А. Коменский умело воспользовался идеями своих предшественников, расширив и дополнив их и, – главное, – вдохнув в них тот высокий дух христианской любви к человеку, который составлял отличительную характерную черту его личности. Наибольшее влияние на него в педагогической области имели Бэкон и Ратке; и продолжая идею их, Я. А. Коменский является наиболее выразительным представителем объективного натурализма в истории педагогики. Но в лице Я. А. Коменского мы видим редкое сочетание ученого педагога-философа, теоретика, с талантливым педагогом-практиком: обширная деятельность его по насаждению и преобразованию школ в различных странах Европы тому ясное доказательство. Истинный сын своего народа, глубокий патриот, полный страстного желания именно ему служить своими трудами, Я. А. Коменский в то же время был чужд узкого национализма: он с радостью нес свой яркий светоч знания и любви во все страны, ко всем народам. Наконец, оценивая в Я. А. Коменском педагога, – и теоретика и практика, – нельзя забывать, что это был в то же время руководитель религиозной жизни целой христианской общины, муж строгого библейского образа, богослов. Можно даже сказать, что и вся педагогика его носит этот библейско-богословский характер, ярко выразившийся особенно в телеологической части ее, – и хотя мировою славою своей Я. А. Коменский обязан не богословию, а педагогике, однако, основа этой педагогики его и исходная точка ее заключаются в его «богословии», во взгляде его на назначение человека, а отсюда – на воспитание и школу. По складу личности Я. А. Коменский принадлежал к братской общине, ставившей на первом плане исполнение нравственно христианских идеалов, а по характеру деятельности мало склонен был углубляться в тонкости христианской догматики: проповедь, пастырско-руководственные назидания, аскетические наставления, призыв к миру всего мира, к любви ко всему человечеству, к просвещению в духе Христовом – вот постоянная тема его слова и дела, как предстоятеля общины, его практического богословия. И для многострадальных Чешских Братьев их последний епископ был истинным пастырем добрым, мудрым наставником и руководителем в самый трудный период жизни их, всегда готовым положить за них душу свою. Имя его в истории Братьев – святыня.

H. Маккавейский

Я.А.Коменский об учителе и требованиях к нему

Большое значение Я.А. Коменский придавал учителю, т.к. реализация новой концепции школы гуманности, достижение цели и решение поставленных задач зависят от него. Я.А. Коменский подчеркивал огромную социальную миссию учителя: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане», от воспитания зависит «исправление дел человеческих на земле». Поэтому должность учителя настолько почетна, что «выше которой ничего не может быть под солнцем». Следовательно, государство обязано защищать права и достоинства педагога, повышать его авторитет, обеспечивать материально, «чтобы голод не вынуждал их бежать от этого священного призвания».

Высокое призвание учителя обусловливает высокие к нему требования, и профессиональные, и личностные.Учителя должны осознавать исключительную социальную важность своей профессии, обладать профессиональным достоинством, честью, «остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением». Учителя Я.А. Коменский сравнивает с пастухом, садовником, акушером, полководцем, которые неусыпно заботятся о своих подопечных.

Педагоги непременно должны быть высокообразованными людьми, по образному выражению Я.А. Коменского, являться «как бы ходячими библиотеками и живыми примерами всего, что нужно делать и чего избегать».

Коменский, Ян Амос

«Словом, никто не может сделать другого пансофом – всемудрым, исключая того, кто сам пансоф». Поэтому педагог должен всегда стремиться к обогащению своих знаний и опыта. Невежественному, необразованному учителю нет места в школе. Я.А. Коменский требует: «Ты изображаешь собой учителя – так учи или сложи с себя эту маску».

Учитель должен соответствовать своему высокому званию, не слыть, а «быть таковым, т.е. учителем». Настоящий учитель любит свое дело, «как служитель вечного света, он горит нетерпением рассеять умственный мрак, пролить свет во все мысли и действия». С профессией учителя несовместимы лень, пассивность, бездеятельность. Трудолюбие – обязательное качество педагога.

Важным требованием к профессии учителя Я.А. Коменский считал любовь к детям, веру в их способности. Обращаясь к учителю, он писал: «… не сможешь исполнять дело учителя, пока ты не научишься поступать как отец». Учитель должен суметь стать не только наставником, но и другом ребенка.

Чтобы соответствовать своему званию, каждый педагог должен быть методически грамотен, чтобы «напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно». Чтобы учащиеся усвоили знания и навыки кратчайшим путем, сознательно, прочно, легко, учитель должен уметь объяснять материал доступно для всех, использовать наглядность, включать каждого ребенка в деятельность, сочетать работу со всем классом с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.

Заслугой Я.А. Коменского является то, что в педагоге он видел не только учителя, но и воспитателя. Большое значение он придавал воспитывающему влиянию личности учителя, который должен для ребенка являться образцом для подражания. Поэтому настоящими воспитателями он считал «людей почтенных, мудрых, набожных, деятельных», честных, ответственных. Учитель всегда должен быть ласков и приветлив, привлекать ребенка «своим отеческим расположением, манерами и словами». Слово педагога не должно расходиться с делом, с тем, чему он учит и призывает, «поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Важным качеством учителя Я.А. Коменский считал патриотизм, любовь к своей родине, к своему народу.

Таким образом, Я.А. Коменский определил важные требования к профессиональным и личностным качествам учителя, которые не утеряли своей значимости до сегодняшнего дня. Сам Я.А. Коменский является образом идеального учителя, а его жизнь и деятельность – примером беззаветного служения науке, школе, детям.

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат.

Ян Амос Коменский — биография, информация, личная жизнь

Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618–1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618–1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Коменский Ян Амос на видео

Книги (5)

Дидактические принципы

Раздел: Педагогика

В книгу вошли отрывки из «Великой Дидактики» знаменитого чешского педагога Я.А. Коменского. Советское учительство найдет в них богатые педагогические мысли, облегчающие решение многих методических вопросов.

Далее »

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

Раздел: Педагогика

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Далее »

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Раздел: Педагогика

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Далее »

Педагогическое наследие

Раздел: Педагогика

Соавтор: Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Далее »

Учитель учителей. Избранное

Раздел: Педагогика

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.

Далее »

Добавить отзыв

Учите немецкий с нуля вместе с автором koob.ru. Заговорим к декабрю 2018

МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса с/о

Ткач Л.Б.

Москва 2004

Содержание

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 — 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет.

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» — на рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа , или гимназия . Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия .

В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него — избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар — свободу воли — к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *