Я послал тебе бересту

Кондратиссимо

Вот невероятной красоты отзывы на этот стих , которые я рекомендую прочесть всем приходящим:

Татьяна Пешкова — http://stihi.ru/2011/03/22/4753
Ольжана Захарова — http://stihi.ru/2011/03/22/8427

На той бересте, что я послал тебе, ладо моё,
Смешные рисунки, которые оживут, когда ты их
К сердцу приложишь.

На той бересте много разных витых закорючек,
Тебе непонятных: они запоют скоморошьими дудками
Под твоими губами.

«Есть град между небом и землею, а к ному еде посол без пути,
Сам ним, везе грамоту непсану»* – такие слова начертал я сердцем
По гладкому краю её для тебя.

И лучик зеркал твоих аквамариновых, жено,
Проявит в глубинах её оживающий
Лик Богородицы.

Десять веков спустя ты её обнаружишь в раскопе и,
Благоговейно в ладонях находку неся, четыре слова прочтёшь:
"Я послал тебе бересту…"

* Это строка реального послания, написанного на новгородской бересте, в современном переводе она звучит так: "Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную".

 

© Copyright: Кондратиссимо, 2011
Свидетельство о публикации №111032203447

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Кондратиссимо

Рецензии

Написать рецензию

Ах-ах, Игорь Батькович, как же вы умеете!..
Будто сама эту бересту подержала-почитала…

Елена Наильевна   09.12.2011 04:05   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Так я тебе же её и послал )))

Кондратиссимо   09.12.2011 11:11   Заявить о нарушении

Мне?

"Я ПОСЛАЛ ТЕБЕ БЕРЕСТУ…"

Ты?
Что-то я рассеянная какая-то стала на старости лет…:)

Елена Наильевна   09.12.2011 11:24   Заявить о нарушении

Я тебе её послал , когда ты ишшо молодкою была ))

Кондратиссимо   09.12.2011 11:38   Заявить о нарушении

Ась? Сынок, говори шибче! 🙂

Елена Наильевна   09.12.2011 11:47   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Кондратиссимо

Читать онлайн «Я послал тебе бересту»

Автопортрет Онфима в образе трехпалого всадника, поражающего такого же врага. Берестяная грамота № 200. Выписана также половина азбуки от А до К

Онфим (народная версия греческого имени Анфимий) — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот: № 199—210 и 331, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков, не пронумерованных как грамоты, так как они не содержат текста. Основная масса его грамот и рисунков найдена 13—14 июля 1956 г.

Грамота № 206, содержащая склады, фрагмент из тропаря: «Иже в шестый час…», а также семерых забавных человечков, число пальцев которых сильно варьируется.

В издании «Новгородские грамоты на бересте» грамоты Онфима № 199—210 и рисунки без текста получили стратиграфическую датировку примерно 1224—1234 гг. Однако в 1996 году было установлено, что найденная позже грамота № 331, такого же учебного характера, также написана весьма характерным почерком Онфима, между тем она датирована по слоям 1268—1299 гг. Проверка археологической документации позволила установить, что все грамоты и рисунки можно отнести к промежуточному ярусу: 1234—1268 гг. Судя по рисункам, Онфиму было 6—7 лет.

По-видимому, Онфим все свои грамоты и рисунки (кроме, возможно, № 331) одновременно потерял, благодаря чему они были найдены вместе.

Донце туеска (берестяная грамота № 199), активно исписанное и изрисованное Онфимом. На двух перекрещивающихся полосках бересты (слева) — полная азбука и склады. На другой стороне донца — формула «Поклон от Онфима к Даниле», рисунок зверя и подпись «Я — зверь»

Основная масса грамот Онфима — учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагает, что его упражнения — закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке… би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз — ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века.

Онфима также учили различным стандартным текстам. Например, грамота № 199 содержит традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ» (Данила — это, возможно, другой мальчик, учившийся вместе с Онфимом; А. В. Арциховский предполагал, что грамота № 201, почерк которой очень похож, но имеет не очень чёткие различия в некоторых буквах, написана не Онфимом, а Данилой). В грамоте № 203 Онфим записывает молитвенную формулу, которая могла служить и подписью: «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму». Грамота № 202 содержит, вероятно, учебный образец деловой записки: «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки». Наконец, в ряде грамот (206, 207, 331, возможно, 208) Онфим выписывает различные короткие фрагменты из Следованной Псалтири, тут же их бросая или «переходя» в другой текст.

Записи Онфима — ценное свидетельство начального образования в Древней Руси. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.

В минуту отдыха от занятий Онфим обращается к рисункам. На неумелых, но по-своему выразительных картинках мы видим лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага. Под этим всадником Онфим, мечтавший сам стать воином, подписал своё имя: «Онѳиме». Представлял он себя и в образе сказочного зверя, подписав под его изображением: «Ѧ звѣре». Под другим человечком он подписывает: «Павле».

В.Л. Янин Я послал тебе бересту… (1975) PDF

Эта грамота вместе с другими рисунками на бересте принадлежит новгородскому мальчику Онфиму (народная версия церковного греческого имени Анфимий).
Мальчику, судя по рисункам, было 6–7 лет, и он обучался грамоте. Считается, что все найденные сейчас грамоты и рисунки, Онфим однажды потерял, благодаря чему они были обнаружены рядом друг с другом.
Основная масса грамот Онфима – учебные записи. На одной из грамот представлена начальная строка из церковного песнопения «Иже в шестый час…» и склады: «ба ва га да жа за ка…». Это классическая форма обучения грамоте («буки»+«аз»= «ба»), известная ещё в античности. Записи мальчика – ценное свидетельство начального образования в древней Руси, широко распространенного особенно среди новгородцев.
В минуту отдыха от занятий Онфим рисует. На неумелых, но по-своему выразительных рисунках на берестяных грамотах, хранящихся в Историческом музее, можно увидеть лошадей, воинов в шлемах и плащах, сцены боя, летящие стрелы, всадника, поражающего врага.
На сегодняшний день это одни из самых древних детских рисунков.

Берестяные грамоты, письма и записи на коре березы – памятники письменности Древней Руси XI–XV веков.
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород, где природные условия, а именно характер почвенного покрова, благоприятствовал их сохранности.
Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А.В.Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писа́ла – заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы»).
26 июля 1951 года на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей. Грамоту эту нашла жительница Новгорода Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время отпуска по беременности.
Открытие показало, что при написании грамот почти никогда не использовались чернила (при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним); текст был просто процарапан на коре и без труда читался.
Большинство берестяных грамот – частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания).

«Я послал тебе бересту…» Глава из книги

К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу.
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули).
Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается.
Бытовой и личный характер многих берестяных грамот (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.
На сегодняшний день берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах. А их количество превышает 1000 находок.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *