GK-Спорт. В наличии синее трико для спортивной гимнастики мальчикам и мужчинам. РАННЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (Early Christian art), также называемое палеохристианским искусством, или примитивным христианским искусством (PaleoChristian art, Primitive Christian art), архитектура, живопись и скульптура от начала христианства до первых годов 6 века, особенно искусство Италии и западного Средиземноморья. Христианская религия была частью общей направленности на мистицизм и духовность в последние годы Римской империи. В процессе развития христианства искусство отображало превалирующий позднеантичный художественный климат. Кроме особенностей в предмете отображения, христианские и языческие работы мало чем отличались. На самом деле представляется возможным показать, что одна и та же мастерская иногда делала скульптуры и для христианских, и для нехристианских целей. Самые ранние идентифицируемые христианские произведения искусства включают несколько настенных и потолочных фресок 2 века в римских катакомбах, которые продолжали разрисовывать в течение 4 века в набро сочном стиле, позаимствованном у римского импрессионизма. Они представля ют собой важный истори чеекий памятник, раскрывающий некоторые аспекты развития христианской тематики. Самая ранняя христианская иконография имела символический характер. Простое изображение рыбы было достаточной ссылкой на Христа. Хлеб и вино означали причастие (евхаристию). В течение 3—4 веков в катакомбной живописи и других проявлениях христиане стали адаптировать знакомые языческие прототипы к новым значениям. Ранние метафорические изображения Христа, например, чаще всего показывают его как доброго пастуха, что является прямым заимствованием классического прототипа. Он также часто изображался в облике знакомых богов или героев, таких как Аполлон или Орфей. Только позже, когда религия сама достигла некоторого уровня земной власти, Христос принимает имперские атрибуты. Сюжетнотематические картины имели типологическую тенденцию, часто основываясь на параллели между Старым и Новым Заветом. Самые ранние рисунки сцен из жизни Христа отображали чудеса. Страсти Господни, особенно само распятие, избегались, пока религия окончательно не утвердилась. Истоки христианского искусства относятся к периоду, когда религия была еще скромной и иногда преследуемой сектой, и его расцвет стал возможным только после 313 года, когда будущий император Константин Великий принял христианство, проложив ему дорогу к статусу государственной религии. Официальное признание и имперская поддержка принесли популярность, богатство и множество новообращенных из всех классов общества. Внезапно церковь вынуждена была заняться искусством и архитектурой в более амбициозных масштабах, чтобы удовлетворить и просветить своих новых членов и отобразить свое новое достоинство и общественное положение. Церкви и храмы вскоре были построены по всей империи, многие из них на средства самого императора Константина. Эти постройки обычно представляли собой базилики, такие как старый Собор святого Павла в Риме, или строения с центральной планировкой (круглые или многоугольные), такие как часовня церкви Рождества Христова в Вифлееме. Крупномасштабная скульптура не была популярна, но рельефную скульптуру на саркофагах, таких как саркофаг Юииуса Бассуса (умер в 359), и филенки из слоновой кости и книжные обложки продолжали производить. Стены церквей были украшены картинами или мозаиками, которые просвещали верующих. Церковь СантаМария Маджоре в Риме имеет разьсрнутую мозаичную программу сцен из Старого и Нового Заветов, которая была начата в 432 году. Живопись также украшала литургические книги и другие рукописи. Искусство этого периода восходит к классическому Римскому стилю, но в процессе раз вития оно приобрело более абстрактное художественное выражение. Его идеалом была не физическая красота, а духовная сила. Человеческие фигуры, таким образом, становились типовыми, а не персональными, и часто имели большие широко раскрытые глаза, «окна души”. Часто использовались различные символы, и композиция была однообразной и священной, чтобы сосредоточиться и отчетливо представить себе главную идею. Хотя искусство этого периода намеренно уходило от более раннего натурализма, оно имеет огромную силу и непосредственность.



АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

НОВОСТИ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА О ПРОЕКТЕ
Биографии мастеров Живопись Скульптура Архитектура Мода Музеи

Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, последовательно реалистическое и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства.

Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией — эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии.

К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы рабовладельческой демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В земледельческой, отсталой по своему общественному развитию Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие консервативно-аристократический политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов-рабовладельцев — спартиатов — над массой бесправных рабов-земледельцев — илотов.


Аттика (Древняя Греция).

Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но для истории искусства Спарта осталась совершенно бесплодной, не выдвинув ни одного художника в ряды мастеров, создавших искусство греческой классики.

В первой четверти 5 в. до н.э. Греция подверглась нашествию полчищ Персидской державы. Победа народных ополчений объединившихся полисов, защищавших свою независимость от грозного завоевателя, чрезвычайно ускорила рост общественного самосознания эллинов. Это была победа свободной, сознательной демократии над восточной деспотией. Мильтиад — предводитель афинян и их союзников в битве при Марафоне (490 г. до н.э.) — прекрасно выразил в своей речи перед боем тот моральный дух, которым был проникнут каждый афинянин, указав, что только от них самих зависит «или положить на Афины иго рабства, или укрепить свободу». Решающие победы над персами — морская при Саламине (480) и на суше, при Платеях (479) — укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему экономическому, расцвету полисов, в особенности Афин.

Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии — так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции.

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 — 450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н.э. (то есть в 475 — 450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» — продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались героической величавостью, монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства — скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека, воплощающее передовые общественные устремления своей эпохи и верное принципам реализма.

К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда начало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обнищание рядовых свободных граждан. Разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие рабовладельческого общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 — 404гг. до н.э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили экономический и политический кризис полисов. Искусство классики к концу 5 — началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития.

В этот период поздней классики искусство развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

  • Выгодная цена на ключницы www.podarokkagdomy.ru/galantereya/klyuchnicy/.

  • Купить апартаменты в спб каталог новостроек

    Купить апартаменты в спб каталог новостроек в спб Купить.

К концу 1 в. до н. э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в централизации управления. В результате сложилась военная диктатура. При Октавиане Августе диктатура была превращена в монархию (единоличная власть, передающаяся по наследству).
С конца 1 в. до н. э. по конец 3 в. н. э. монархия была замаскирована республиканскими учреждениями (официально считалось, что власть в римском государстве разделена между императором и сенатом). Это было данью республиканским традициям.

Правление императора Августа

(27 г. до н. э. —14 г. н. э.)
Последние десятилетия 1 в. до н. э. и начало 1 в. н. э. — время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука — работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий.
Для искусства времени Августа характерны поиски нового стиля, т.к. империя выдвинула новую идею божественности императора.
Римские художники настоятельно обращаются к греческому искусству классической эпохи — 5 — 4 вв. до н. э.

Ведущим искусством по-прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты.
В Риме строится форум Августа. В отличие от предыдущих форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер.
Продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной (высота ее 36 м. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика — почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н. э. В постройке его принимали участие греческие мастера.

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера — так называемый «Квадратный дом» в Ниме. Закончен в в первые годы нашей эры.
Поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма— коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.
Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения — арки, колонны, ростры (ораторские трибуны).
Наиболее интересна Арка Августа в Римини (27 г. до н. э.).
Это однопролетная арка строгих простых очертаний, увенчанная аттиком * с посвятительной надписью.
Она была построена в 27 году в честь Цезаря Октавиана Августа в Римини на точке пересечения via Flaminia и Via Emilia – тех самых важнейших дорог империи.
Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н. э. Театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек.
Здесь впервые встречаемся с характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое – это «римская ячейка». Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное Выражение в Колизее.

Изобразительное искусство

времени правления Августа
В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.
Статуя императора Августа из Прима Порта (1 в. н. э.) — пример официального портрета.
Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску.
Черты лица идеализированы.
Подпорка выполнена в виде дельфина с Амуром.
Влияние греческой скульптуры 5—4 вв. до н. э. чувствуется в — постановке фигуры,
— раскраске мраморной скульптуры.
Римские качества:
— репрезентативность,
— строгость пластической формы, граничащая с холодностью.
Статуя Августа в виде Юпитера, восседающего на троне. Эрмитаж.
Характерная черта римского официального портрета — идеализация и торжественная парадность образа.
Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге.
Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета — здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.
Реалистические тенденции римского портрета отчетливо проявились в портрете Агриппы, сподвижника Августа, полководца и государственного деятеля.
Большая сила воли, твердость и решительность.
Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. э.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой.

Правление династии Флавиев

вторая половина 1 в. н. э.

Архитектура

приобретает более грандиозный масштаб.
Задача:
— Красота и изящество греческих храмов,
— Роскошь и пышность колоссальных сооружений Древнего Востока.
К концу 1 в. н.э. Рим приобрел облик столицы мировой державы.
Образец – эллинистическое искусство, а не классический период как во время правления Августа.
Колизей
Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ», императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75-80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова «колоссеум» (колоссальный).
Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей. Размеры арены позволяли выпускать до 3090 пар гладиаторов одновременно.
В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей.
Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы.
Столбы, которые служат опорой арок, украшены полуколоннами, утратившими свое конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором — ионического, в третьем — коринфского, гладкую стену четвертого яруса расчленяют коринфские пилястры.
Колизей построен из туфа; облицован более твердым травертином. В конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.
Другим выдающимся произведением времени Флавиев была Триумфальная арка Тита.
Воздвигнута в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Мощная по формам однопролетная арка украшена колоннами с композитными капителями.
Высокий, строгий аттик с посвятительной надписью.
Была задумана как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась).
Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством.
Композитные капители колонн примененны здесь, по-видимому, впервые.
правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев
Вторая половина 1 в. н. э. — время высоких достижений в римском портретном искусстве.
Портрет времени Августа носил идеализирующий характер. Мастера обращались к греческому искусству классического периода (4 – 5 вв. до н. э.).
А портретисты второй половины 1 в. н.э. (правление Клавдия, Нерона и династии Флавиев) опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.
Характерно большая
— реалистичность,
— живописность,
— театральность.
— стремление к индивидуализации портретного образа,
— создание острых характеристик,
— оживление лица мимикой,
— подчеркивание самых ярких черт (самодовольно-скептическая складка губ Вителлия, усмешка Веспасиана, гримаса Цецилия Юкунда).
Портрет Нерона
Василий Сергеевич Смирнов (1858 — 1890). Смерть Нерона. 1888
Портрет императора Вителлия — с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством.
Один из лучших памятников римской портретной скульптуры 2 пол. 1 в. н.э.
Еще более ocтpo и резко дана характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда — душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.
Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов. Однако сохраняется реалистическая правдивость: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются черты ее характера — эгоизм, душевная холодность.
Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора.

Декоративно-прикладное искусство

В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем.
Серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, поразительны по красоте и совершенству работы. 1 в. н.э.
Римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян.

Живопись

1 в. н. э
В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.
3-й декоративный стиль (конец 1 в. до н. э. — начало 1 в. н. э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа.
Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным.
Наказанный амур. Фреска из дома «Наказанного амура».
— большая реалистичность и объемность форм.
Фреска 4-го декоративного (помпеянского) стиля из Геркуланума.
Относящиеся, ко второй половине 1 в. росписи 4-й декоративный стиля свидетельствуют о новых вкусах.
Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, имеют пространственный и динамический характер.
Гамма красок пестра.
Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты.
Женщина с ручкой.
Настенная роспись из Помпей.
4-й декоративный (помпеянский) стиль
2 век н.э. называют золотым веком Римской империи.
Кроме Рима в это время переживают расцвет Провинции.
2 век н.э. – правление династии Антонинов (96 – 192 гг.):
Нерва (96 — 98 гг.),
Траян (98 – 117 гг.) – первый римский император из провинциальной (испанец) знати. Ведет активную завоевательную политику. Завоевал Дакию, превращает Армению в римскую провинцию. В его правление Римская империя включает в себя максимальные территории.
Этот император почитался лучшим из всех в римской истории.
Адриан (117 – 138 гг.) – пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна. Главная задача – укрепление границ для сохранения огромной римской державы. Большое внимание уделял управлению провинциями. Щедро субсидировал строительство в провинциях. Поклонник греческой культуры (так называл себя сам).
Антонин Пий (138 – 161 гг.).
Марк Аврелий (161 – 180 гг.) – выдающийся философ стоик. Золотой век закончился. Внешнеполитические проблемы – натиск соседних племен. Внутри империи – восстания провинций. Все больше получает распространение христианство, особенно в восточных провинциях. В искусстве – архаизирующие тенденции.
Коммод (180 – 192 гг.) – последний представитель династии. При нем – террористический режим.
В 1 пол. 2 в. при императорах Траяне и Адриане – в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений.
Во 2 пол. 2 в. – строительство в столице сокращается, становится скромнее в размерах и украшении.
Мост Фабриция в Риме . I в. до н. э.
Эпоха республики
Акведук в Сеговии. Кон. I — нач. II вв. Камень, бетон. Испания.
Построен при императоре Траяне.
двухъярусный, с узкими высокими пролетами;
сложен из необработанного камня, благодаря чему гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
Гарский мост (римский акведук в Ниме) . I в. до н. э. — I в. н. э. Франция .
Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки.
Великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам миллиона жителей Рима. Изящные, шагающие по ландшафту арки и подземные тоннели приносили в город — трудно поверить — миллиард тонн пресной воды ежедневно. Эта фантастическая система стала жизненной силой Рима и инженерной моделью для городов всех последующих времен.
Гарский мост (акведук в Ниме). Деталь.
Акведук в Ниме.Аэрофотография.
Мост Сант-Анджело . II в. Рим.
Был построен с целью соединить Замок Сант-Анджело (Мавзолей Адриана) с Марсовым полем.
Украшавшие мост статуи были заменены в XVII в. работами известного мастера Лоренцо Бернини.
Аппиева дорога в Риме (Via Appia). IV—III вв. до н. э. первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, протяженность составляла около 350 км. была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.
Аркада на Новой Аппиевой дороге (Via Nuova).
Строительство при Траяне
Форум Траяна . Около 100 г. Крупнейший архитектор того времени Аполлодор Дамасский.
— самый крупный ансамбль Древнего Рима, самый красивый. Был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников. — состоял из нескольких частей, а не из одного перистильного двора, как раньше:
1. Пятинефная базилика Ульпия – крупнейшая в Древнем Риме,
2. Две библиотеки — греческой и латинской литературы – в перистильном дворе.
3. Колонна Траяна стояла между библиотеками,
4. Храм Траяна – в еще одном дворе.
Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
— воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии).
— рельефы изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами.
— император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз.
Статую императора наверху колонны со временем заменили фигурой апостола Петра.
Еще одна часть форума Траяна – лавки Траяна (рынок Траяна).
Форум задумывался не просто как городская площадь. Чтобы гарантировать себе народное признание Траян приказал построить на Форуме своего рода торговый центр.
Лавки – два мощных полукружия, обращенные в сторону главной площади.
Правое полукружие — пятиуровневый торговый комплекс, располагался на склоне холма высотой в 40 метров. Насчитывал ни много ни мало — 150 лавок.
Новые быстрые и экономичные методы строительства:
— стены лишь облицовывались кирпичом.
— кирпичи разрезались пополам для снижения затрат.
— стена – из смеси из бетона с камнями, это и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей.
— мастерство римлян в обращении с кирпичом не только как со строительным, но и как с отделочным материалом.
Пантеон (храм во имя всех богов). Архитектор Аполлодор Дамасский.
— первое здание было построена в 27—25 гг. до н. э. императором Агриппой. Сгорело во время пожара.
— новое здание построено в 1 пол. 2 в. при императоре Адриане.
— фасад выражал владычество Рима над миром.
— греческий портик поддерживают 16 колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.
Пантеон. Реконструкция. Разрез. Размер диаметра создан из расчета пропорций человеческого тела
Внутри Пантеон имеет двухъярусную стену.
— нижний ярус с колоннами и нишами прорезан сводчатыми арками.
— верхний – меньше, более плоский.
— на нем покоится купол, украшенный кессонами.
Купол Пантеона — самый большой куполом античности. Д – 43,2 м.
Он оставался крупнейшим в Европе, пока в 15 в. архитектор Брунеллески не создал купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Внутренняя поверхность купола символизирует небо, а венчающий его окулус является символом солнца.
Окулус (Д – 9 м) — «глаз Пантеона» — единственное в здании отверстие для освещения вентиляции.
Пантеон. Реконструкция. Разрез.

Строительство при Адриане

Вилла Адриана . II в.Тиволи.
Адриан был архитектором-любителем, умел составлять проекты и чертежи. Он — соавтор проекта своей виллы.
Вилла была стилизована под египетский храм.
На территории виллы были возведены архитектурные сооружения, воссоздающие образ прекрасных оригиналов, которые встречались Адриану во время его путешествий.
Вилла Адриана. II в. Бассейн-канопа.
Мавзолей Адриана — замок Сант-Анджело (Святого ангела). II в. Рим. — выстроен по указу Адриана.
— частично перестроен в средние века, получил название замка Сант-Анджело (Святого ангела).
— величественный монумент
— Здание стоит на огромном квадратном основании

— на основании — цилиндрический барабан
— сверху барабана – был насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями, а — по его краям установлены мраморные статуи.
— выше, в самом центре находился подиум с колоннами, поддерживавший бронзовую квадригу со статуей Адриана.
Арка Адриана. 2 в. Афины.
Входила в стену, отделявшую Адрианополь от Афин.
— Своеобразное сочетание арочного проема первого яруса и колоннады второго 21:58 06.05.2010яруса, поддерживающей антаблемент.
Макет Рима эпохи Империи, сделанный французским архитектором Полем Биго для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Королевский музей искусства и истории. Брюссель.

Скульптура

В 1 пол. 2 в. стиль портретов и рельефов остается античным. В последней трети столетия – появляются черты «варваризации» (рельефы колонны Марка Аврелия).
Портреты времени Траяна:
— Некоторое возвращение к традициям республики.
— Спокойное выражение лица.
— Суховатая трактовка.
— Скромные прически.
Голова императора Траяна . II в.
Портреты времени Адриана.
Снова меняется характер:
— Статуи перестают раскрашивать.
— Радужная оболочка глаза, зрачок, брови передаются резцом.
— Поверхность лица и обнаженных частей тела полируется до блеска.
— Волосы оставляются матовыми.
Портрет императора Адриана. 2 в.
В портретах Адриана — подражание греческим портретам философов и драматургов.
Антиной. (ок. 110 – 130 гг.)
— греческий юноша, уроженец малоазийской провинции, фаворит римского императора Адриана, обожествленный после смерти.
Скульптурный портрет при Марке Аврелии.
При сохранении сходства, всем портрета присущи общие черты:
— Выражение грустного раздумья,
— самоуглубленность,
— печаль.
Портрет сириянки. 2 в.
Тип статуи всадника на спокойно шагающем коне был создан еще в архаическом греческом искусстве.
Судьба конной статуи Марка Аврелия (2 в.) интересна тем, что в средневековье ее приняли за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым.
Поэтому она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась.
В 16 в. даже была установлена на Капитолийской площади в Риме и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения.
В правление Коммода в портрете сохраняются черты предшествующего времени.
Коммод в виде Геркулеса. 2 в.
— Выражение мечтательной меланхолии, хотя это было совсем не присуще жестокому характеру тирана.
Рельеф достиг особого блеска во 2 веке.
Колонна Траяна . II в. Высота 40 м.
— воздвигнута в честь покорения Дакии (территория современной Румынии).
— Статую Траяна наверху колонны в 16 в. заменили фигурой ап.Петра.
— Колонна дорического ордера.
— Рельефы — непрерывный фриз.
— изображали сцены из жизни даков и пленение их римлянами.
— Точный рассказ о походах (местность, город…).
— Здания и природа уменьшены, а люди – во всю высоту рельефа, т.к. они – главные.
— император Траян фигурирует на этих рельефах свыше восьмидесяти раз.
— Рассказ прерывается изображением Победы (Виктории), которая записывает на щите имя победителя.
— Черты Виктории и Дуная – повторяют эллинистические образы.
Рельеф колонны Траяна . II в. Фрагмент.
Был пестро раскрашен.
— Детали позолочены.
Рельеф на базе колонны Антонина Пия. 2 в.
Изображен апофеоз Антонина и его жены Фаустины и легионеров.
— Композиция кажется составленной из отдельных малосвязанных частей.
— Статичность и условность композиционного решения.
— Внизу – лежащая фигура, олицетворяющая реку Тибр, и сидящая Рома – явно скопированы с эллинистических образцов.
— В центре по диагонали – летящий гений с огромными крыльями – вытянутая, плоская, не гармонизирует с окружающим.
— Вверху фигуры императора и императрицы – их портреты исполнены традиционно.
Колонна Марка Аврелия. 2 в.
Стояла на Марсовом поле.
— Посвящена походам против германских племен и сарматов.
— Общая композиция спирального рельефа такая же как и в колонне Траяна.
— Чередуются эпизоды из военных походов и сражений.
Ярко проявились новые черты:
— Больше драматических сцен, где особенно подчеркиваются ужасы войны.
Юпитер (податель спасительного дождя после засухи) изображен не величественным эллинистическим божеством, а в виде страшного крылатого демона.
— Пренебрежение анатомическим построением фигур, особенно варваров.
— Новые приемы обобщенности, даже живописности – нет тщательной проработки причесок, бороды, деталей лица – только живо обозначены резцом.

3 век н.э.

В 3 в. — правление династии Северов.
Характерные черты:
— Частая смена императоров.
— Императоры опираются не на принципат (сенат), а на войско.
— Отпадение провинций (появление в разных частях империи самостоятельных правителей).
— Усиление наступления соседних народов (на северных и восточных границах).
— Упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли.
— Широкое распространение христианства.
— К христианству начинают примыкать представители власти.
— Несмотря на разруху и обеднение империи воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений.
— Памятники должны были утвердить подданных в богатстве и щедрости императора.
— Повышенная декоративность архитектуры и репрезентативность стремились компенсировать снижение числа построек.
Арка Септимия Севера .
III в. Н — 20м. Рим.
Закрывает с северо-востока Форум Романум (Римскую площадь).
Воздвигнута в ознаменование побед, одержанных Септимием Севером в двух сражениях с парфянами.
Поверхность почти полностью украшена рельефами с изображением римских солдат и парфянских пленников.
Термы Каракаллы . III в. Рим.
Термы – бани: общественное здание.
Вмещали до 1800 человек.
— Сложнейшая инженерная система. Сложностью конструкции и санитарно-техническому оборудованию термы выделялись среди прочих сооружений.
Термы Каракаллы в Риме. 3 в. Центральный блок. Перспектива.
Огромный комплекс:
— Бассейны (с холодной и горячей водой) и ванны,
— Палестры – площадки для спортивных упражнений,
— Многочисленные помещения для отдыха,
— Библиотеки,
— Магазины и пр.
Термы Каракаллы. Тепидарий (центральный зал). Реконструкция.
Своеобразная энциклопедия конструктивных и художественных приемов.
Фригидарий (бассейн с холодной водой) не был перекрыт сводом.
Тепидарий – завершен тремя мощными крестовыми сводами.
Кальдарий (бассейн с горячей водой) – имел купольное перекрытие.
Здание производило огромное впечатление:
— Колоссальные размеры,
— Превосходная отделка помещений,
— мозаики, скульптуры.
Термы Каракаллы в Риме. Аэрофотография.
Термы Диоклетиана. Кон. 3 в. Рим.
При императоре Диоклетиане в кон. 3 в. возводятся самые крупные термы Рима.
вмещали до 3200 человек.
Грандиозные термы свидетельствуют о подражательности и эклектизме в римской архитектуре этого времени.
Брюллов Александр Павлович. Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823г.
Термы Диоклетиана. Главный зал (тепидарий), в 1563 г. превращенный Микеланджело в церковь Санта Мариа деи Анджели.
3 век
Реалистический портрет с острой психологической композицией еще раз переживает свой расцвет.
Только волевые энергичные суровые правители могли удержать власть,
Уходит выражение мягкой грусти и меланхолии.
Портреты передают не настроение, а характер.
Юлия Домна (жена императора Септимия Севера). Мрамор. 3 в. — Больше активности и энергичности, чем задумчивости.
Бюст Септимия Севера.
Кон. II— нач. III вв.
— Энергичный, решительный человек.
Каракалла. 3 в.
— Крутой нрав, подозрительность и грубость одного из самых жестоких деспотов Рима.
Смешение различных стилистических приемов.
Саркофаг Людовизи. 3 в.
Сцена сражения конных и пеших римлян с варварами.
Переплетаются тела римлян, варваров, коней.
Образы римлян – анатомически правильные, заимствованы с рельефов колонны Траяна.
Варвары – подчеркнуто безобразные дикари.
— Рельеф очень высоки. Местами переходит в почти круглую скульптуру.
3 век
Старым реалистическим традициям следуют мастера терм Каракаллы.
Мозаика Терм Каракаллы.
Атлеты. III в.
— Пол в палестре изображал атлетов-победителей в натуральную величину.
— Развитая мускулатура резко и объемно подчеркнута,
— Но в общем построении фигур есть недостатки.
— Лица без идеализации – грубые, некрасивые черты борцов и гимнастов.
Мозаика Терм Каракаллы. III в.
В 3 в. появляется христианское искусство в виде росписей катакомб в Риме.
— Катакомбы – подземные галереи и помещения, кольцом окружавшие Рим.
— В ходах-галереях первые христиане хоронили своих собратьев.
— Кроме ходов в катакомбах были помещения, где проводились поминальные обряды (службы).
Катакомбы Св. Себастьяна.
Эти помещения украшались росписями на христианские сюжеты.
— использовали ветхозаветные истории и христианские символы (лоза, рыба, агнец…).
Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Три отрока в печи огненной.
— Ветхозеветный сюжет. Три отрока Седрах, Мисах и Авденаго не повиновались приказанию вавилонского царя Навуходоносора — не служили его богам и не поклонялись золотому истукану, которого царь поставил.
— Античные средства изображения новых сюжетов + новые черты.
Катакомбы Присциллы. Деталь росписи. Добрый пастырь. 3 — нач. 4 в.

Искусство Римской империи

4-5 век н. э.
В 4 веке принципат уступает место доминату – неограниченной монархии.
— император пользуется неограниченной властью как «господин и бог».
— Диоклетиан – первый римский доминус.
— Все слабее становятся связи между Западом и Востоком.
— Диоклетиан вынужден разделить империю на две части.
— Константин (306 – 337 гг.) в 313 г. признает христианство государственной религией.
— В 330 г. он переносит столицу в Константинополь.
— В 395 г. империя окончательно распалась на Западную и Восточную.
Христианские храмы – базилики.
Форма и название заимствованы от римских административных и судебных зданий. Первое время после признания христианства богослужения совершались в старых римских базиликах.
Базилика:
Прямоугольное здание,
Расчленялось вдоль на 3 или 5 нефов.
Нефы отделялись друг от друга рядами колонн, которые иногда переносились из старых античных сооружений.
Сооружения центрического типа использовались для баптистериев и мавзолеев.
Базилика Максенция-Константина. IV в. Рим. Реконструкция.
Отличается от более ранних базилик структурой:
Представляет повторение композиционной схемы тепидария терм – центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами.
— Освещение поступало из огромных проемов окон, которые прорезали верхнюю часть центрального нефа.
— Два боковых нефа были украшены сводчатыми окнами, расположенными в два яруса.
— Во внешнем оформлении – упрощение архитектурных форм.
— В глубине центрального нефа, в центре полукруглой апсиды возвышалась колоссальная статуя Константина, (обнаженные части тела — из мрамора, остальное — из позолоченной бронзы). Голова Н — 2,4 м и нога длиной 2 м.
Базилика Максенция-Константина. IV в.
Арка Константина. 4 в. Рим.
Использована схема трехпролетной арки Септимия Севера,
Гармонична и красива в своих пропорциях – традиции расцвета римской архитектуры 1 – 2 вв. н.э.
Казна была на столько бедна, что почти все рельефы, колонны и др. архитектурный декор взяли со старых монументов.
Арка Константина. Нач. 4 в. На фоне Колизея.
Новые узкие рельефы над пролетами созданы в рамках нового стиля:
Статичность фигур,
Плоскостность,
Однообразие поз и одежд,
Обобщенность форм.
Все это отличает от повествовательного римского рельефа, всегда живого и динамичного.

Изобразительное искусство. Скульптура.

4 – 5 вв. н.э.
Портретное искусство. Новые черты:
— Константин. Детали колоссальной статуи из базилики Константина в Риме. Нач. 4 в.
— Портретное сходство сохраняется лишь в общий чертах.
— Обобщенный образ наместника бога на земле.
— Бесстрастность и величие.
— Сходство с древневосточным искусством (колосс Рамсеса II).
Соправители Диоклетиан и Максенций. 4 в. Порфир.
— Одинаковые лица.
— Нарушение анатомического строения.
— Тщательная отделка деталей вооружения, обуви.
— Главное – доходчивость, понятность содержания.
— Показать дружественность и единодушие правителей западной и восточной империи.
Реалистическая традиция в портрете:
Статуя Валентиниана I. 370 г.
Колосс из бронзы. Н – ок. 5 м.
— Возрождение типа статуи императора-военачальника.
— Превосходное построение фигуры.
— Индивидуальность портретных черт.
— Раскрыты свойства характера – злость и жестокость.

Раннехристианское изобразительное искусство. Живопись

4 – 5 вв. н.э.
Новые художественные черты яснее всего выступают в живописи. Главным становится:
Наглядность изображения.
Понимание содержания
Соблюдение пропорций и масштабности отходят на второй план.
Например, росписи катакомб Присциллы.
Развитие монументальной живописи продолжается:
Украшение храмов фресками и мозаиками.
Мозаика мавзолея (церкви) Санта-Констанца в Риме. 1 пол. 4 в.
— Новые христианские идеи формально выражены в античных традициях.
Мозаика свода церкви Санта-Констанца в Риме. Деталь. Сцена виноделия. 4 в.
Христианский

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VIII-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (XIII-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

Античный мир — понятие сложное. Термин «античный» (от латинского «antiquus»— древний) был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время.
Сейчас, когда раскрыты более древние, чем греко-римская, цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрел чисто условное значение.
В марксистской исторической науке история античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, затем разложения и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с 3 тысячелетия до н. э. по середину 5 в. н. э.
Неотъемлемую часть античного мира составляют также племена Европы, части Азии и Африки, которые находились в длительном взаимодействии с греками римлянами, воспринимали греко-римскую культуру и сами оказывали на нее воздействие.
Античная история завершается революционной ломкой рабовладельческой общественно-экономической формации, в недрах которой зреют предпосылки для перехода к феодализму.
Сложный и многообразный исторический материал принято делить на несколько периодов, согласно которым строится и история искусства.
1. Древнейший период — эгейская культура: 3 тысячелетие — 11 в. до н. э.
2. Гомеровский и раннеархаический периоды: 11—8 вв. до н. э.
3. Архаический период: 7—6 вв. до н. э.
4. Классический период: 5 в. до н. э. — до последней трети 4 в. до н. э.
5. Эллинистический период: последняя треть 4—1 вв. до н. э.
6. Период развития племен Италии; этрусская культура : 8—2 вв. до н. э.
7. «Царский» период Древнего Рима: 8—6 вв. до н. э.
8. Республиканский период Древнего Рима: 5—1 вв. до н. э.
9. Императорский период Древнего Рима: 1—5 вв. н. э.
Источники античной истории сравнительно скудны и делятся в основном на две группы: вещественные и письменные. Для древнейших периодов античной истории памятники материальной культуры и искусства являются главным, а иногда единственным источником. Для более поздних этапов истории рабовладельческого общества важнейшую роль играют письменные источники, включающие официальные и частные документы, письма, мемуары, речи, а также историческую, художественную, научную и философскую литературу.
Часть древних документов вырезана на камне (эпиграфический материал), часть написана на папирусах, большая часть дошла до нас в рукописях, переписанных в средневековье и в эпоху Возрождения.
Все эти материалы дают возможность узнать достаточно подробно общественную, политическую, хозяйственную и культурную жизнь Греции и Рима.
Изучение истории искусства античного мира имеет свои особенности.
История искусства Эгейского мира строится исключительно на материалах археологических исследований.
Открытые в результате раскопок развалины дворцов и частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная живопись, расписные вазы, изделия торевтики и резьбы по камню датируются благодаря чередованию археологических слоев и точно датированным египетским и переднеазиатским памятникам, найденным вместе с памятниками эгейской культуры. Начатая недавно расшифровка эгейских надписей еще пока не дает имен художников и хронологии памятников. В науке установлен ряд условных названий определенных стилей эгейской эпохи или по месту первой находки, например стиль «камарес», или господствующему в данной группе памятников сюжету, например «морской» стиль.
Источники изучения греческого изобразительного искусства и архитектуры разнообразны: это развалины городов, достаточно хорошо сохранившиеся отдельные архитектурные памятники, бесчисленные скульптуры, расписные вазы и многие другие изделия художественного ремесла.
Имена художников, даты и названия их творений и их художественную оценку мы встречаем в античной литературе, например в беседах Сократа, записанных Ксенофонтом (4 в. до н. э.), в сочинениях Аристотеля (4 в. н. э.), у греческих авторов римской эпохи: Павсания (2 в. н. э.), Страбона (1 в. н. э.), Плутарха (2 в. н.э.), Лукиана (2 в. н. э.); у римских писателей: Цицерона (1 в. до н. э.), Витрувия (1 в. н. э.), Плиния Старшего (1 в. н. э.) и многих других.
Имена греческих мастеров встречаются в эпиграфических памятниках, на расписных вазах, на резных камнях, изредка на базах статуй.
Но сложность изучения греческого искусства заключается в том, что станковая живопись утрачена безвозвратно, а почти вся сохранившаяся греческая скульптура не имеет подписи автора.
Множество мраморных и бронзовых скульптур погибло в раннем средневековье, особенно пострадали бронзовые статуи, которые были переплавлены в предметы практического назначения или новые произведения искусства.
Римляне позднего республиканского и императорского периода высоко ценили греческое искусство и перевезли огромное количество знаменитых памятников живописи и скульптуры к себе в Рим, где во множестве снимали с них копии. Причем, как правило, бронзовые оригиналы копировались в мраморе.
Таким образом, о ряде великих греческих скульпторов, работавших в бронзе, например Мироне, Поликлете, Лисиппе и многих других, мы можем судить только по римским мраморным копиям, сделанным 400—600 лет спустя после создания оригинала.
Но мастерство копирования у римлян стояло на достаточно высоком художественном уровне, и мы имеем основание во многих случаях доверять их копиям, хотя зачастую копиисты, видимо, вольно перерабатывали оригиналы.
Многие знаменитые греческие картины были повторены в стенных росписях Рима, Помпеи, Геркуланума, что дает некоторую возможность составить себе представление о характере греческой живописи.
Трудами многих ученых последних ста лет удалось путем изучения литературных данных, стилистических особенностей и сравнительного анализа памятников связать анонимные произведения с именами мастеров, известных по письменным источникам. Так, например, определены Дискобол Мирона, Афина Парфенос Фидия, Дорифор Поликлета, Апоксиомен Лисиппа и т. д.
Работы римских скульпторов и живописцев также не имеют подписей автора, и в римской литературе имен римских художников сохранилось очень мало. Это следствие (в противоположность грекам) крайне пренебрежительного отношения римлян к деятельности художника, который ставился на один уровень с простым ремесленником.
Но все-таки, несмотря на трудности изучения античных памятников, теперь построена связанная история искусства Греции и Рима, история, дающая возможность с достаточной ясностью проследить эволюцию одного из самых значительных этапов в развитии художественной деятельности человека.
Тысячелетия и ряд революций, изменивших лицо мира, отделяют нас от древних греков и римлян, однако изучение их истории, культуры и искусства не утрачивает актуальности. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Госполитиздат, 1951, стр. 169).
Сокровища античного искусства, мифологии, литературы, поиски пытливой мысли в философии, истории и многих других областях человеческих знаний вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как создания человеческого гения.

<<< Культура и искусство Передней Азии первой половины 1 тысячелетия до н. э. Ахеменидский Иран (6—4 вв. до н. э.)

Античное Искусство. Эгейское Искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *