=> Художники Ренессанса => Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер

Адам и Ева, 1504. Травление

Адам и Ева, 1504. Гравюра

В 1504 году Альбрехт Дюрер создает первую работу на данную тему — гравюру на меди «Адам и Ева». В этой работе художник впервые попытался воплотить классический идеал красоты, пытаясь найти идеальные пропорции мужчины и женщины.

Сюжет гравюры — классическое представление библейской истории о Адаме и Еве в саду Эдема. Считается что прототипом для фигур Адама и Евы послужили рисунки с античных статуй Аполлона Бельведерского и Венеры Медицейской.

Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

Художник оставил на гравюре полную подпись в отличие от своих других гравюр, отмеченных только монограммой.

Адам и Ева, 1507

В 1507 году художник пишет диптих «Адам и Ева», предназначенный первоначально для алтаря (алтарь так и не был дописан). Дюрер написал свою картину, вернувшись из путешествия по Италии, под впечатлением от искусства античности. Его картина является первым в немецкой живописи изображением полностью обнажённых людей в натуральную величину.

Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см. Картина выставляется в Музее Прадо.

Картина написана на библейский сюжет, и представлена в двух независимых панелях. На одной Адам держит рукой ветку яблони, на второй стоит Ева, с лежащим в руке яблоком. Яблоко придерживает за черенок змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы на ветке есть надпись «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».

Парные картины Адам и Ева были подарком Филиппу IV от шведской королевы Кристины. Фигуры изображены фронтально, их головы обращены друг к другу. Адам стоит прямо, а Ева полна грациозного кокетства. Она слегка наклониласьк ветви яблони, с которой свешивается змей, предлагающей ей запретный плод.

На табличке, висящей на ветке справа от Евы, надпись: «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».

Адам и Ева, 1510. Перо, чернила

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

Янина БЕЛОШАПКИНА

Изгнание из рая

МАЗАЧЧО
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

Есть в капелле две фрески, несколько выбивающиеся из общего замысла, — «Грехопадение» и «Изгнание из рая», размещенные на столпах по краям второго регистра.

Адам и Ева, Лукас Кранах Старший, 1531

Можно предположить, что это обычное предостережение против греха вообще — в связи с усиливающейся во Флоренции свободой нравов. С другой стороны, эти сюжеты позволяли Мазаччо попробовать свои силы в написании обнаженного тела. Но имеется и еще одно предположение. Вспомним, что именно апостол Петр встречает людские души у райских врат, откуда были изгнаны наши прародители. Вот и появляется связь — Петр предстает перед нами как спаситель человечества, возвращающий потерянный Рай.

С фрески «Грехопадение» началось оформление капеллы. Некоторые ученые склонны приписывать эту роспись кисти Мазолино, ссылаясь на некоторую робость рисунка и недостаточное знание анатомии, но не будем забывать, что это первое изображение нагих людей в итальянской живописи. Только много лет спустя художники начали по-настоящему изучать строение человеческого тела… Но уже «Изгнание из рая» демонстрирует гораздо большую свободу и выразительность.

Все внимание художника сконцентрировано на драматизме сюжета. Адам и Ева, ослушавшиеся Бога и вкусившие плод с древа познания добра и зла, должны навсегда покинуть сады Эдема. Охваченные раскаянием, они бредут в неизвестность, летящий ангел с мечом навеки изгоняет их из рая (врата которого изображены с левой стороны). Движению раскаявшихся грешников как бы вторят линии холмов на заднем плане. Вся композиция предельно лаконична, в ней нет ни одной лишней детали, которая могла бы отвлечь зрителя от трагизма происходящего. Мало найдется в истории искусства произведений, где эмоции героев выражались бы столь экспрессивно, но в то же время так правдиво.

Микеланджело. Грехопадение. Изгнание из рая. 1508–1512. Сикстинская капелла. Ватикан

Фигуры Адама и Евы заполняют всю поверхность столпа и так искусно обработаны светотенью, что кажется, будто им тесно в отведенном пространстве и они готовы сойти с плоскости фрески прямо в капеллу. Конечно, нельзя сказать, что Мазаччо полностью справился с проблемой изображения обнаженных тел, проработанных довольно условно, без детализации. Так же условно изображены лица героев. Но, быть может, именно этой «условностью» Мазаччо достигает нужного эффекта, заставляя зрителя острее воспринимать душевное состояние героев — их смятение, раскаяние, стыд, не отвлекаясь на ненужные в данном случае подробности.

Один из крупнейших исследователей искусства Ренессанса, Бернард Бернсон, в своей книге «Живописцы итальянского Возрождения» признавался, что ценит эту работу Мазаччо выше, чем подобный сюжет Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы: «Фигуры Микеланджело более правильны, но менее осязательны и мощны. В самом деле, его Адам лишь отводит от себя удар карающего меча, а Ева жмется к нему, жалкая в своем раболепном страхе, тогда как Адам и Ева Мазаччо — это люди, которые уходят из рая с разбитым от стыда и горя сердцем, не видящие, но ощущающие над своей головой ангела, который направляет их шаги в изгнание…»

Адам – согласно ветхозаветному преданию, первый человек, которого Господь сотворил «из праха земного» (Быт. 2: 7) на шестой день творения «по образу и подобию Божьему» (Быт. 1: 27). Бог поселил Адама в Эдемском саду и заповедовал «возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15). Господь позволил человеку вкушать плоды любого дерева в саду, кроме Дерева познания Добра и Зла (Быт. 2: 17). Однако Адам и первая женщина Ева не смогли побороть искушения и отведали плодов с запретного дерева. В наказание Бог изгнал Адама из Эдемского сада, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3: 23). Человек должен был со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле. Кроме того, Господь лишил Адама бессмертия: после смерти он должен вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан.

Адам прожил девятьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей (Быт. 5: 3-5). Адам и Ева, как говорит книга Бытия, являются прародителями всего человечества. Адам как праотец часто упоминается в гимнографических текстах.

В византийском и русском искусстве Адам изображается в образе старца в числе ветхозаветных праотцев и пророков. Первоначально подобные изображения встречались в монументальных росписях храмов. Например, в церкви Спаса на Ильине 1378 года. Позднее, с XVI века, иконы с изображением ветхозаветных праотцев со свитками в руках стали размещать в отдельном праотеческом ряду иконостаса. В описях XVIII – XIX веков иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля упоминаются иконы с изображением Адама и Евы из праотеческого ряда середины XVI века.

Память Адама – в Неделю святых Праотец и в Неделю святых Отец.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванов М. С., Желтов М. С., Квливидзе Н.

…Адам и Ева в живописи XII-XIIV вв.

В. Адам. // Православная энциклопедия. Том I. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 280–283.

2. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М.: «Искусство»,1990.

3. Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953.

4. Mazure A. Adame et Eve: Le thème d’Adame et Eve dans l’art. P., 1967.

История Адама и Евы — первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. Когда сотворение мирабыло завершено, Господь поселил их в страну, называемую Эдем. Здесь Господь насадил сад невиданной красоты, называемый Раем. В Библии говорится, что Эдемский сад находится "на востоке" и через него протекает река, разделяющаяся на четыре реки: Фисон, Тихон, Тигр и Евфрат. Упоминание Тигра и Евфрата – реально существующих рек, и двух исчезнувших способствовало возникновению различных мнений относительно местоположения Эдемского сада. Высказываются предположения, что он находится в Африке, другие предполагают, что в Сирии, в Месопотамии, на Кавказе или на острове Цейлон. Однако, это лишь предположения. Рай, в котором некогда находились первые люди, был скрыт от взора человека сразу же после его грехопадения, и в христианской традиции ассоциируется не с реальной местностью, а Раем на Небесах – обителью Всемогущего Бога.

В Эдемском саду росло великое множество деревьев, однако из них выделялись два: древо жизни (дающее вечную жизнь) и древо познания добра и зла. Бог сказал Адаму: "От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Адам и его супруга жили в Эдемском саду счастливо и безмятежно, не зная ни болезней, ни душевных страданий. Но сатана, предводитель злых духов и враг Бога, также ненавидел и человека, а потому решил нарушить их блаженное существование, и, в конечном итоге, погубить все человечество. Войдя в змея и явившись перед женщиной в таком облике, он спросил: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Ева ответила, что Бог позволил им есть плоды со всех деревьев, кроме древа познания добра и зла, иначе они с Адамом умрут. Змей же, используя её неопытность и любопытство, заверил ее, что плоды древа познания добра и зла вовсе не смертельны, сказав: "Знает Бог, что вдень, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Это была откровенная ложь, но наивная женщина поверила злому духу. Она увидела, "что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел". Библия не упоминает, что за плоды росли на древе познания добра и зла, но по традиции считается, что это были яблоки.

Таким образом, в жизнь первых людей вошел "первородный грех", исказивший истинную, богоподобную природу человека. Люди ослушались Бога, не догадываясь, к каким страшным последствиям это приведет. Согласно христианскому учению, первородный грех тяготеет над всеми людьми, и освободиться от него можно, лишь раскаявшись в грехах и приняв крещение. Вкусив запретного плода, Адам и его жена стали различать добро и зло. До этих пор они ходили нагими, не задумываясь о том, хорошо это или плохо, но теперь они осознали свою наготу, и сделали себе "опоясания" из листьев смоковницы. Вскоре Бог пришел погулять в Эдемском саду "во время прохлады дня". Адам и его жена, не желая попадаться ему на глаза, спрятались среди деревьев. Бог обратился к Адаму: "Адам, где ты?" Тот же ответил из-за деревьев: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся". Тогда Господь спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с древа, с которого Я запретил тебе есть?" Адам, вместо того, чтобы покаяться в своем согрешении, попытался переложить вину на жену: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мнеот древа, и я ел". А женщина ответила: "Змей обольстил меня, и я ела".

Бог, конечно, уже не мог оставить все в прежнем состоянии, и вынес суровое, однако необходимое решение. Змей (как существо, которым воспользовался сатана) отныне должен был ползать на брюхе, женщина — в муках рожать детей и покоряться мужу, Адам же – в поте лица добывать свой хлеб. Кроме того, Адам и его жена больше не могли оставаться в Эдемском саду, им было велено покинуть его, чтобы они не смогли вкусить плодов древа жизни и не стали жить вечно.  А у врат Эдемского сада Господь поставил на страже херувима и пламенный обращающийся меч.

История Адама и Евы, а вместе с ними и всего человечества могла и должна была пойти совсем по другому направлению. Если бы они противостали лжи, пришедшей к ним из глубин ада, они никогда бы не утратили своего блаженства. Казалось бы, сатане (диаволу) удалось осуществить свой коварный план, закончившийся изгнанием первых людей из Рая. Сатана ненавидел Бога, и, зная, что Господь очень любит людей, решил отомстить Ему через них. Понимая, что грех ведет к вечной погибели, потере бессмертия и блаженства, злой дух сумел обольстить людей. Однако это была временная кажущаяся победа сатаны, так как Господь уже предусмотрел спасение человечества. Обращаясь к змею, Бог произносит слова, обращенные к сатане:  “…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт.3:15). Это было пророческое слово, говорившее о будущем спасении человечества через Спасителя мира, который, спустя тысячелетия, придет в мир как человек, и сразится с сатаной от имени всего человечества. Несмотря на все страдания, которые сатана будет стараться причинить Спасителю, Он уничтожит дела сатаны и, в конечном итоге, – самого сатану (который окажется навеки осужденным в огненном озере), а людям, верующим в Него, подарит спасение, воскресение из мертвых и вечную жизнь, открыв для них Рай на Небесах. Таким образом, первые люди хотя и были изгнаны из Рая (из любви к ним Господь не дал им стать вечно живущими грешниками, подобными злым духам), но тут же получили надежду на спасение в будущем. Тогда-то и "нарек Адам имя жене своей — Ева ("жизнь"), ибо она стала матерью всех живущих".

За что Адам и Ева были изгнаны из Рая?

Это имя отобразило глубокую веру Адама в Бога и символом светлой надежды первых людей на своего Спасителя Христа.

Это интересно

Шахматы в Древней Индии

Версий создания этой настольной игры, действительно, немало. Сколько же лет шахматам? В первой легенде говорится, что …

Истории о троллях

Тролли – существа, которые, согласно преданиям, имели весьма отталкивающий облик и обладали колдовскими способностями. Они всегда пугали местных …

Светлые мысли как условие радости

Стресс, это неизбежный спутник всей жизни и бороться с ним становится все труднее. В современном обществе практически …

Небесные посланники

Наблюдая с высоты небес, боги стали замечать, что злые подземные духи стали часто появляться на земле. Тогда, …

Кастильский мараведи

Жизнь испанских серебряных и золотых мараведи была долгой, а вот биллонные и медные мараведи прожили около 350 лет. Начало …

Петр I в Полоцке

Если вы приедете в Полоцк, вам покажут старинный каменный дом, где в годы Северной войны останавливался российский царь. …

Культура древнего Китая

Письменность и книгописание. Древние китайские книги выглядели совсем не так, как современные. Во времена Конфуция писали на узеньких …

Анекдот №649218

Умирает Путин и оказывается у ворот Рая, где его встречает апостол Петр со словами:
— Добро пожаловать в рай, господин президент.

cranach Лукас Кранах I — Адам и Ева в Эдемском саду

Только, к сожалению, прежде чем вас здесь поселить, должен вам сказать, что нужно решить одну небольшую проблемку. Видите ли, это большая редкость, чтобы политик такого высокого ранга попал в рай, и мы, по правде говоря, даже не знаем, что с вами делать. Поэтому мы решили, что один день вы проведете в аду и один в раю, чтобы вы сами могли свободно решить, где проводить свою вечность.
Затем апостол провожает вновь прибывшего к лифту, на котором бывший президент спускается в ад. Открываются двери лифта, Путин выходит и видит вокруг себя ярко-зеленое поле для гольфа. Вдали он замечает роскошный клуб. К нему навстречу бегут его друзья-политики, с которыми он когда-то работал, радостно обнимают его, вспоминая старые добрые времена, когда они все вместе богатели за счет русского народа. Они играют партию в гольф, а потом вместе идут в клуб на ужин с черной икрой, омарами и прочими вкусностями. С ними ужинал и сам Сатана, который в реальности оказался человеком очень симпатичным, любезным и веселым. Путин так весело провел время, что даже не заметил, что уже пришло время уходить. Все подходят к нему, горячо жмут ему руки. Путин был очень тронут, и ему стало грустно. Но вот, двери лифта закрываются, и он вновь поднимает Путина к вратам рая, где его встречает апостол Петр. Следующие 24 часа Путин проводит время так: перепрыгивает с облака на облако, играет на арфе, молится и поет. День долгий и нудный, но наконец он заканчивается. Появляется апостол Петр и спрашивает:
— Господин президент, вы провели один день в аду и один в раю, теперь вы можете по-демократически решить, где провести остаток вечности.
Путин немного подумал, почесал лысину и говорит:
— Ну, что я могу сказать, рай – это, конечно, очень красивое место, но кажется, мне больше понравилось в аду.
Апостол Петр, пожав плечами, вновь провожает его к лифту. Когда лифт спустился и двери открылись, Путин увидел… огромную пустыню, всю заваленную мусором, а все его друзья, одетые в рабочие комбинезоны, собирали этот мусор и паковали его в черные пластиковые пакеты. К нему подходит Сатана и обнимает его одной рукой за шею в знак приветствия.
— Я не понимаю, — лепечет Путин, — позвольте, вчера здесь было поле для гольфа и клуб, где у нас был ужин с черной икрой и омарами, и вообще, мы вчера здесь так здорово оттянулись… А сейчас тут только эта пустыня, заваленная мусором, а мои друзья кажутся последними неудачниками…
Сатана смотрит на него, улыбается и говорит:
— Друг мой, вчера у нас была предвыборная кампания. А сегодня ты за нас уже проголосовал…

+1854–

Теги: Путин

Выпуск: свежие анекдоты 29 июля 2013

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Статистика голосований ▼

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *