Присоединяйтесь к нам:

В конце 1863 года о. Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу.

25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, вмещавший до 4000 человек, который имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.

В 1876 году закончилось строительство четырехъярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус.

В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня.

Самая главная святыня монастыря – это чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

Сегодня в Иверской обители проживает 20 сестер во главе с настоятельницей монастыря игуменией Антонией (Мироновой). 13 девочек и 2 мальчика из детских домов нашли здесь приют, заботу и ласку. Имеется подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.

Паломникам

В монастыре запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нецензурные выражения. Фотографировать и снимать на камеру в храме. Находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком. Соблюдать тишину и порядок.

К середине 1890-х годов Выксунский Иверский женский монастырь приобрел широкую известность далеко за пределами самой Выксы благодаря, в основном, деятельности его основателя иеромонаха Гефсиманского скита, расположенного близ Троице-Сергиевой лавры, о. Варнавы. Существовавшие в обители Иверский соборный храм и Успенская больничная церковь, как отмечалось в «Нижегородских епархиальных ведомостях», в это время уже не удовлетворяли «духовным потребностям монастыря и окружающего его населения». Встал вопрос об устройстве еще одного, более вместительного, соборного храма. Средства для его строительства были изысканы по инициативе все того же о. Варнавы. Жертвователями на новый храм стали, в основном, представители московского и тульского купечества (сам о. Варнава, в миру Василий Ильич Меркулов, происходил из семьи крестьян Тульской губернии).

Нет оснований утверждать, что монастырский комплекс с самого начала задумывался таким, каким он сложился к началу XX века: территория монастыря росла постепенно, храмы, колокольня, кельи и другие постройки проектировались и возводились в разное время, разными лицами. И, тем не менее, выбор места для нового собора там, где ранее находилась деревянная часовня, не был случайным: сама логика развития архитектурного ансамбля требовала постановки здесь величественного сооружения, которое стало бы центром его композиции.

Разработка проекта Троицкого собора была поручена «частнопрактикующему» архитектору из Москвы Петру Алексеевичу Виноградову, закончившему в 1866 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Как указано в пояснительной записке, собор проектировался им «по образцу существующего храма в Николо-Угрешенском монастыре Московской губернии и уезда». Речь шла о Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1880 — 1894 годах по проекту архитектора А.С. Каминского. Такой выбор определялся масштабностью и стилистикой подмосковного храма. Именно подобное грандиозное сооружение, возведенное как и постройки Выксунского монастыря в господствовавшем тогда русском стиле, должно было отвечать указанным выше задачам завершения его ансамбля. С другой стороны, обращение к подмосковному монастырю вызвано, вероятно, и тем, что как раз Николо-Угрешская обитель связана с жизнью и деятельностью самого о. Варнавы – там он был рукоположен в иеродиакона.

Вместе с тем, П.А. Виноградов, взяв за основу объемно-пространственное решение Спасо-Преображенского собора не стал слепо его копировать, а по-своему применил известные из византийского и русского средневекового зодчества разные приемы композиции, формы и детали, гипертрофировав ряд из них. На фасадах здания совершенно нелогично по современным понятиям сочетались огромные архивольты, имитирующие закомары, мощный «брильянтовый» руст и относительно мелкие раздробленные детали наличников. В результате запроектированный собор приобрел не только грандиозность, но и некоторую помпезность. Разработка проекта Троицкого собора П.А. Виноградовым была осуществлена в 1895 году. К сожалению, самих проектных чертежей обнаружить не удалось. Известны лишь рисунок западного фасада (вероятно, эскиз), где собор изображен со шлемовидными главами (в натуре они выполнены луковичными) и чертежи расчета главного свода, выполненные дополнительно П.А. Виноградовым по требованию Строительного отделения Нижегородского губернского правления.

К августу 1895 года относятся и исследования грунта на месте предполагаемого строительства. В пояснительной записке к проекту указано, что «грунт – хорошая глина; при рытье проб на глубину до пяти аршин в трех местах грунт одинаковов». Далее в ней говорится о технологии возведения собора: «Кладка храма предполагается из местного кирпича, причем в тело их и (в) арках будет сделана прокладка их трехвершковой плиты через каждые девять рядов кирпичной кладки, кладка будет произведена на извести. Связи предполагается положить между арками первого и второго света в три параллельные ряда, в пятах угловых арок – в три параллельных ряда, во всех пяти куполах – по два кольца в каждом, соответственно сему и в паперти». 13 марта 1896 года техническое заседание Строительного отделения Нижегородского губернского правления окончательно утвердило проектные чертежи Троицкого собора, потребовав, чтобы «ввиду серьезности постройки работы производились под наблюдением опытного аттестованного архитектора, имеющего на это право». Поэтому надзор за строительством принял на себя сам П.А. Виноградов. 1 июля 1896 года последовал указ Нижегородской духовной консистории игумении Выксунского Иверского монастыря Павле, разрешивший начать возведение трехпрестольного храма. Как явствует из монастырского отчета, его закладка состоялась в том же году (выложен бут и часть стен подвального этажа).

Однако официальные торжества по случаю начала строительства Троицкого состоялись лишь через год, 17 августа 1897 года. «Торжество закладки совершал преосвященнейший Аркадий, епископ Балахнинский, в присутствии г. товарища обер-прокурора Святейшего Синода тайного советника В.К. Саблера». Присутствовали представители московского и тульского купечества, на чьи средства возводился храм, корреспонденты московских газет и др. «По прочтении нижегородским кафедральным соборным протодиаконом надписи на серебряной плите об основании собора, преосвященным был положен первый камень, следующий камень положил В.К. Саблер».

Ежегодные монастырские отчеты позволяют проследить темпы строительства собора: 1897 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 2 арш. от уровня земли с облицовкой цоколя из белого камня». 1898 год – «работы по постройке храма закончены выкладкою стен здания на 18 арш. вышины от уровня земли, на 30 арш. пилонов». 1899 год – «работы по постройке храма состояли в кладке стен его, возведенных на высоту 29 арш». 1900 год – «работы по постройке храма состояли в конечной выкладке стен и сводов куполов высотою в 45 арш., а по углам до сводов – 38 арш». 1901 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке четырех куполов, кроме среднего большого, постановке глав на них, крытых железом, в кладке главного западного входа (паперти), стены которого возведены на высоту 4-х саж». 1902 год – «работы по постройке состояли в окончательной выкладке главного купола, постановке на него главы, крытой железом, и увенчании (всех пяти глав) вызолоченным чрез огонь крестами, выкладке свода и купола паперти с постановкою на нем главы и штукатурке всего храма снаружи и частью внутри». 1903 год – «работы по постройке и внутренней отделке состояли в кладке подпольных сводов, в устройстве хор и железной лестницы на них, постановке части каркаса для иконостаса, выкладке боковых папертей, постановке глав на них и вызолоченных чрез огонь крестов и в окончательной штукатурке внутренности храма».

Небезынтересно заметить, что проверкой губернского инженера А.Р. Станкевича было установлено, что работы по устройству хор оказались выполнены некачественно: «… Десятник сообщил мне, что в массу бетонных сводов не закладывались железные каркасы из прутьев. Свод без каркаса разрушается моментально, а с каркасом разрушение свода не влечет за собой катастрофу, так как груз повиснет на железных прутьях, если только каркас продолжен и за пяты свода по опоре. Итак, отсутствие каркаса в бетонной массе свода дает новый повод к опасению за нее. Очевидно каменщики работали совершенно самостоятельно, без надзора со стороны лица с высшим техническим образованием». Какие последствия имело заключение А.Р. Станкевича по архивным документам не устанавливается. Вместе с тем, его выводы сопровождены чертежами, которые дают представление об устройстве хор в Троицком соборе.

Дальнейший ход работ характеризуется следующим образом: 1904 год – собор был окончен постройкою вчерне, «работы по внутренней отделке его состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса». 1905 год – «работы по внутренней отделке храма состояли в выкладке полов из металлических плит и паркета на хорах, в установке иконостаса и в окраске наружных стен его». 1906 год – «по внутренней отделке не достает части иконостаса». Монастырская летопись под этим годом добавляет, что «работы по постройке иконостаса прекратились за неимением средств». В 1907 году под Троицким собором была устроена усыпальница, где был похоронен крестьянин деревни Борисовка Угличского уезда Ярославской губернии Г.Ф. Шустров. Какое отношение имел покойный к монастырю и почему он удостоился чести быть погребенным в соборе архивные документы умалчивают. Но для нас важен сам факт существования под собором (правда, в каком месте не известно) помещения-усыпальницы.

Задержка с окончательной отделкой и освящением Троицкого собора, которое первоначально планировалось на 1906 год, было вызвано кончиной старца иеромонаха Варнавы (17 февраля 1906 г.). Не дожила до освящения храма и игумения Павла – торжество освящения главного престола во имя Святой Живоначальной Троицы 16 августа 1909 года состоялось при новой настоятельнице монастыря игумении Серафиме. В нем приняли участие архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, епископ Муромский Евгений, «а также и многие из благотворителей и попечителей обители». Еще несколько лет ушло на устройство в храме приделов во имя Вознесения Господня и во имя Всех Святых. Они были освящены, соответственно, 18 и 19 августа 1912 года митрополитом Московским Владимиром, епископом Нижегородским Иоакимом, епископом Угличским Иосифом в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера, нижегородского губернатора А.Н. Хвостова и многочисленных гостей – «благодетелей обители».

Описания торжеств по освящению престолов храма, а также опись страховой оценки 1910 года дают некоторое представление (причем, крайне незначительное) о внутреннем убранстве собора. Главный иконостас имел высоту 20 аршин и ширину – 12 сажен. Первоначальный замысел устроить его из разноцветного мрамора осуществлен не был. Судя по всему, он был выполнен из дерева и вызолочен: «Самый иконостас – это золотая стена во всю ширину храма художественной работы». Иконы, помещенные в нем, были написаны «в древнем строго церковном духе». Об иконостасах приделов сведений не обнаружено. Моленный зал освещался четырьмя большими паникадилами. По архивным источникам устанавливаются размеры Троицкого собора: высота с крестом 33 сажени 1 аршин, длина от алтарной стены до западного входа – 30 сажен, ширина – 20 сажен. Вместимость – до пяти тысяч человек. Храм не отапливался. Известно также, что в 1912 году настоятельница монастыря игумения Серафима запросила в Нижегородской духовной консистории чертежи собора взамен утерянных «для производства работ: вентиляции, дренажа и (в будущем) отопления». К сожалению, еще раз приходится констатировать, что проведенными архивными изысканиями чертежи, о которых идет речь, не обнаружены.

Характеризуя собор в историко-архитектурном аспекте, следует отметить восторженные отзывы о нем современников, которых храм поражал величественностью и благолепием. По словам митрополита Московского Владимира «такой храм и в Москве был бы на редкость». Возведение Троицкого собора, в основном, завершило формирование комплекса зданий и сооружений Выксунского монастыря, который «представлял собой яркий пример ансамбля периода господства эклектики, воплощая все наиболее характерные черты тогдашнего архитектурного мышления, отражавшего, в свою очередь, специфику общественного мировоззрения эпохи».

Судьба собора в советское время во многом типична для подобных культовых сооружений. Богослужение в нем было прекращено в 1919 году в связи с закрытием монастыря новыми властями. Летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины Октябрьской революции, храм был взорван. У него были уничтожены верхняя часть, своды, поддерживающие их подпружные арки и столбы, хоры. Тем не менее, основной объем собора (42,4 х 42,4 м в плане) с западным притвором (около 16,2 х 20,5 м) выдержал силу взрыва и до настоящего времени сохраняется в руинированном состоянии.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов ансамбль Выксунского Иверского монастыря, включая Троицкий собор, привлек внимание исследователей. Сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-культурных исследований Горьковского государственного университета он был паспортизирован. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 41 Троицкий собор в составе архитектурного ансамбля монастыря взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения.

В связи с восстановлением женской обители собор возвращен Нижегородской епархии. Начата реставрация памятника. При разработке ее проекта была использована дипломная работа выпускницы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета А.Г. Герцевой, выполненная в 1998 году под руководством архитектора И.С. Агафоновой и получившая Диплом Первой степени на международном смотре-конкурсе. В настоящее время возобновлено богослужение в отреставрированном западном притворе Троицкого храма.

А.И. Давыдов. Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Выксунский Иверский женский монастырь.

Адрес Выксунского Иверского монастыря: 607060, Нижегородская область, г.Выкса, ул. Краснофлотская, д. 58.
Телефоны Выксунского Иверского монастыря: (83177) 3-38-79, 6-08-83, 3-65-05.
Как проехать к Выксунскому Иверскому монастырю.
До станции Навашино Горьковской ж/д, далее автобусом до г.Выксы.

История Выксунского Иверского женского монастыря.

В конце 1863 года, о. Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело.

Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу.

25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская» и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».

8/21 июля 1887 года, в день Казанской иконы Божией Матери, женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. В ней проживало уже более ста сестер.

К 1910 году ансамбль монастыря окончательно сформировался, и также было налажено образцовое хозяйство, полностью обеспечивавшее собственные нужды молодой обители. На скотном дворе содержалось ко 60 голов крупного рогатого скота, мелкий рогатый скот, конный двор насчитывал 20 лошадей. Обширные огороды с парниками приносили обильный урожай.

Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и прекрасные белокаменные корпуса и другие постройки обители.

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И. А. Виноградова, вмещавший до 6000 человек, который имел два придела: правый — в честь Вознесения Господня и левый — Всех святых.

В 1876 году закончилось строительство четырехярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус и установлены часы со звоном.

В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель были заживо погребены в подземных кельях.

25 октября 1996 г. — в день празднования Иверской иконе Божией Матери митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай объявил днем открытия Выксунского Иверского женского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестер для начала монашеской жизни.

Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу, установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило длля сестер. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев.

27 ноября 2003 г. в притворе Троицкого собоpa Высокопреосвященнейшим Георгием, архиепископом Нижегородским и Арзамасским, освящен придел в честь основателя обители — преподобного Варнавы Гефсиманского.

Сегодня в Иверской обители проживает 17 сестер во главе с настоятельницей монастыря монахиней Антонией (Мироновой). 12 девочек из детских домов нашли здесь приют, любовь, заботу и ласку. Имеется подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.

Самая главная святыня монастыря — это сохранившаяся от времен старой обители чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня — это частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

В начало

В летописи монастыря находим такие слова: «По приезде в Выксу в конце 1863 года, о. Варнава вместе с Кокиным и Бородачевым занялись приискиванием места для постройки богадельни, из которой в недалеком будущем должна была возникнуть чудная, благоустроенная Иверская обитель и сделаться предметом благоговейного удивления всех…С наступлением весны 1864 г. при Выксе начата была постройка богадельни, оконченная к осени того же года. Так в 1864 году возникла Выксунская женская богадельня, в которой могли найти себе приют сначала 12 женщин и юродивый Димитрий». Буквально на первых страницах Летописи монастыря названы имена благочестивых выксунцев: Дмитрия Пивоварова, Егора Васильевича Кокина и его жены Наталии Яковлевны, Алексея Яковлевича Бородачева и его жены Екатерины Петровны, заботами и денежными пожертвованиями которых была начата история нашей обители. Почему же так желали эти люди устроить Святую обитель в родном краю?

Ответ находим в Летописи монастыря: «Обитель воздвигнута в центральной местности по отношению к заводским селениям, жители которых состоят не из одних только православных, а из большаго числа раскольников и даже иноверцев. Здесь вследствие заражения расколом и постоянной суетной деятельности, многие из православных холодно относятся к церкви и ее уставам». Несомненно, истинные патриоты православия переживали за духовно-нравственное состояние своих земляков, молились, и Царица Небесная благословила встречу выксунских купцов со старцем пещер Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Варнавой, который и явился строителем Иверского монастыря на Выксе.

Отмена крепостного права в 1861 году вызвала массовый уход неимущих крестьян в города, куда они отправились в поисках средств к существованию. Это в свою очередь привело к распаду многих семей, тем более что, женский труд в городах использовался в меньшей степени, чем мужской. Для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая возможность продолжать жить, удалившись от мирских забот и суеты, посильными подвигами спасая свои души и молясь за близких и родных. Священник Павел Флоренский мудро называл монастыри «духовным санаторием многих израненных душ». По статистическим данным по России отмечается с 1861 года значительное увеличение вновь созданных монастырей, особенно женских. К 1917 году в Нижегородской епархии насчитывалось 37 монастырей, из них 9 мужских, а 28 – женских. Одним из возникших в пореформенное время женских монастырей и является Выксунский Иверский монастырь.

Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская» и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской». Число обитательниц ее достигало к этому времени более 50 человек. К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось. В это время здесь проживало уже свыше 100 сестер. В 1886 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. К 1910 году не только ансамбль монастыря окончательно сформировался, но полностью была устроена хозяйственная часть обители. В его территорию, составляющую теперь около 20 гектар, входили, кроме основного ансамбля, скотный двор, где содержалось до 60 голов крупного рогатого скота, мелкий рогатый скот, конный двор на 20 лошадей, обширные огороды с парниками. В монастыре действовала дренажная система, имелся свой водопровод с насосной станцией, действующей от паровой машины. На специальном участке площадью около 150 гектар, расположенном в 9 км от обители, заготавливали строительный лес и дрова. Там же находился пчельник на 150 ульев и четыре деревянных жилых флигеля. На кирпичном заводе, располагавшемся неподалеку от обители, изготавливался обожженный кирпич для монастырского строительства, до 800000 штук за сезон (с 1 мая по 1 августа). Кроме того, в собственности монастыря было подворье из двух домов в Москве, а также часовня в Петербурге. Монастырь не только мог обеспечивать собственные нужды, но и занимался благотворительной деятельностью. На его средства были построены церковно-приходские школы в Выксе и деревне Мотмос.

Для о. Варнавы строительство монастыря было одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил этому более 40 лет. Батюшка жил заботами монастыря, находил богатых благотворителей, лично следил за строительством, бытом сестер, их духовным состоянием, приезжая в Выксу до 7 раз в год. Его мать — схимонахиня Дария проживала в богадельне монастыря на равных условиях со всеми находившимися там сестрами. Строительство монастыря резко уменьшало безработицу среди простого народа, воспитывало страх Божий, почитание к начальствующим, сдерживало народ от революционных выступлений. Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и келейные корпуса и другие постройки обители.

Соборный Иверский храм имел 6 престолов: центральный – Иверской иконы Божией Матери, правый придел – Святителя Василия Великого и прп.Ксении Римляныни, левый придел – Святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. В подземной части храма или пещерах также располагалось три престола: центральный – Собору Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, правый придел – Первоверховного апостола Петра и мученицы Агриппины, левый придел – Прп. Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Пятиглавый Успенский храм освящен в честь Преславного вознесения Божией Матери на небо по Ее успении (празднование 17/30 августа). Примыкающее к Успенской церкви богадельное здание состояло из двух этажей. Верхний этаж состоял из шести палат, кроме прихожей, необходимых других больничных комнат. Из больничного коридора дверь вела на хоры и больные свободно могли быть за богослужениями, стоя на хорах. Нижний этаж составлял богадельню из шести палат для престарелых сестер и трапезная для них.

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И.А.Виноградова, заложенный в восьми саженях от Иверского храма. Вместительность храма рассчитана на 6000 человек, он имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.

В 1876 закончилось строительство четырехярусной колокольни, на котрой размещалось 18 колоколов ощим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов. В вернем этаже колокольни были помещены часы с особыми колоколами, которые каждую четверть часа выигрывали: «Кто тя может избежать смертный час?» К боковым сторонам колокольни примыкали два каменных здания. В первом помещалась лавка для продажи книг и утвари, где в настоящее время находится действующая Иверская церковь, а во втором здании жили две сестры-звонарницы (в настоящее время не сохранилось).

Жилых зданий внутри монастыря было 25, в которых размещались: просфорня, гостиница, странноприимная, свечная мастерская, иконописная, золотошвейная, фотография, зубоврачебный кабинет, переплетная, сапожная, портновская, цветочная, квасоварня, баня, прачечная, амбары – все это обслуживали сестры монастыря. В монастыре были большие фруктовые сады, клумбы с прекрасными цветами, которые иногда были расположены так, что можно было прочитать слова, например, «Боже, Царя храни». Необычайной красоты цитрусовые плодоносящие деревья и другие диковинные для нашей местности растения можно было увидеть в зимнем саду. Существовал монастырский магазин, где находилось потребное как для богатых посетителей, так и для бедных: нитки, бархат, ткани и прочее; а также продукты монастырского изготовления: творог, сыр, овощи, фрукты, соленья, колбасы и другие мясные деликатесы. Согласно монастырскому уставу, сестры монастыря мясные продукты никогда не употребляли (это устав всех православных монастырей). Тихо и спокойно текла жизнь в обители. К 1917 году в ней проживало 85 монахинь и 395 послушниц, не считая кандидаток, проходящих монастырский искус.

После революции 1917 года Выксунский Иверский монастырь не избежал участи огромного количества российских монастырей. В 1919 году обитель была закрыта. В ее зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские и т.п. Часть построек была использована под жилье. Культовые здания, рассматривавшиеся теперь как символ чуждой идеологии, ликвидировались, или же им придавался гражданский вид. В 1923 году, исходя из декретов республики для борьбы с голодом в Поволжье, из монастыря было изъято много золотых и серебряных крестов, окладов, икон, книг с драгоценными камнями. Ненужные с утилитарной точки зрения сооружения разбирались. Так, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Иверского храма, использовался при постройке Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. В эти же годы был разобран свод Успенской церкви, взорван Троицкий собор и колокольня. Потерявший свое первоначальное назначение комплекс зданий монастыря получил наименование поселка имени Лепсе. Постепенно территория его, имевшая теперь множество «хозяев», все более захламлялась, облик зданий искажался. Некогда образцовое монастырское хозяйство было, в конце концов, полностью разорено.Часть сестер ухала к родственникам, а остальные поселились недалеко от родной обители. Многим из бывших насельниц монастыря пришлось понести тяготы тюремной жизни. В Государственном архиве находятся документы тех тяжелых лет. Вот часть обвинительного заключения на одну из сестер: «Обвиняется Малютина Елена Ивановна в том, что являясь членом контрреволюционной группы церковников неоднократно в своей квартире устраивала сборища…систематически среди населения проводила контррев. пропаганду о гибели Советской власти…против колхозного строительства и восхваляла порядки старой России. Распространяла провокационные слухи о том, что якобы царь и его семья живы, что Николай II скоро встанет опять на российский престол, при этом по адресу руководителей ВКП(б) и Сов. власти выражалась в оскорбительно-террористической форме. Среди населения распространяла контрреволюционную литературу, книгу «24 протокола сионских мудрецов».

От основания до закрытия обители, ею управляли шесть настоятельниц: первоначальница схимонахиня Неонилла, монахиня Мария (Пивоварова), игумения Митрофания, игумения Павла, игумения Серафима, игумения Маргарита. На 70 с лишним лет после них замерла жизнь славной Святой обители. Но невозможно стереть с лица земли место, избранное Царицей Небесной для желающих угодить Ей и Господу Иисусу Христу посильными подвигами и молитвой. 14 октября 1992 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была зарегистрирована община церкви Иверской Божией Матери, а 25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери была отслужена первая Божественная Литургия в одном из зданий разрушенного монастыря. Так затеплилась молитвенная свеча о возрождении поруганной святыни. С неустанным усердием, во главе со священником о.Александром(Куликовым), многочисленные члены общины, привлекая своих родных и близких, трудились на расчистке руин Троицкого собора, благоустройстве переданных зданий и территории возрождающегося монастыря.

25 октября 1996 г. — день празднования Иверской иконе Божией Матери митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай объявил днем открытия Выксунского Иверского женского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестер для начала монашеской жизни. Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу, установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило для сестер. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев. Постепенно ремонтируются здания и келлии, очищается и благоукрашается переданная территория. Самой объемной по масштабам и затратам была работа по восстановлению притвора Троицкого собора, которую возглавлял благочинный Выксунского округа протоиерей Геннадий (Колоколов). На средства благотворителей изготовлены престол, жертвенник, иконостас, куплено внутреннее убранство для обновленной части некогда величественного пятиглавого собора. 27 ноября 2003 г. в притворе Троицкого собора Преосвященнейшим Владыкой Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским, освящен престол в честь основателя обители – преподобного Варнавы Гефсиманского Радонежского чудотворца.

Сегодня в Иверской обители проживает 13 сестер, имеется подсобное хозяйство и огороды. Имеется также и библиотека, которую посещают не только сестры обители, но и студенты Духовного училища, а так же многие выксунцы. Самая главная святыня монастыря – это сохранившаяся от времен старой обители чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

Вознесем, братия и сестры, благодарение Господу Богу и Царице Небесной за то, что устроили на нашей выксунской земле такую чудную обитель, помогли ей пережить годы разорения и запустения и благословили возрождаться вновь!.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *