Содержание

История создания

При изображении стоящего на переднем плане мальчика Иванов взял за основу зарисовку русского мальчика и добавил ему восточных черт. Внешность некоторых героев, в том числе Спасителя, основана на статуях античных богов.

Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Через три года, в 1837 году, художник приступил к созданию картины «Явление Христа народу».

Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857), и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрёл эскизы, поскольку саму картину приобрёл император Александр II.

Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Несмотря на обилие деталей и многофигурностьИсточник:vm.ru/news/206922.html , композиция «Явление Христа народу» великолепно сбалансирована. Своеобразный Центр полотна — мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн — своего рода Ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально не находился — и затем устремляется за вытянутой рукой — в сторону Спасителя.

Судьба картины

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.

При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.

Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Картина Иванова Явление Христа народу. 1837 по 1857 г.

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Человечество на рубеже эпох

ИОАННУ КРЕСТИТЕЛЮ поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии

Александр Андреевич Иванов — автор множества полотен, но самая главная работа, труд всей его жизни — это картина «Явление Христа народу». Художник работал над ней более 20 лет. Он писал: «Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом подготовить народ к принятию учения Мессии, и, наконец, лично представить Его. Сей последний момент выбираю предметом картины моей».
Живописец назвал этот сюжет всемирным, поскольку он показывает человечество в переломное, решающее время его истории. Историческое перепутье — ведущая тема картины, где люди показаны на рубеже эпох — язычества и христианства, происходит духовный переворот. Участники картины объединены в группы. В центре композиции — Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Его образ — высокохудожественный и выразительный. Иоанн вдохновенно указывает собравшимся на приближающегося Христа, не только призывает приветствовать Мессию, но и указывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: «Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение непременно пробьет себе столбовую дорогу к славе русской». В левой части картины, за Иоанном Крестителем, изображена группа Апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним — Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил.

В ЭТОМ ПЕРСОНАЖЕ картины угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым Александр Иванов был очень дружен

Группе Апостолов противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым Иванов был очень дружен.
Фигуру Христа художник обособил, поставил отдельно от остальных персонажей. Пространство полотна оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от Него. Люди, собравшиеся на берегу Иордана, разделяются на жаждущих получить избавление и на тех, кто не желает обновления. И те, и другие смешаны в толпе. Обозревая первый план картины, встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. Композиция построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и радостной гармонии, которые властвуют в природном мире.

Искусство — нравственный подвиг

ХАРАКТЕРНО ЛИЦО РАБА, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада»

Александр Иванов запечатлел человеческие характеры, темпераменты, состояния души во всем их многообразии: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, и колеблющиеся, испуганные, сомневающиеся. На первом плане выделяется группа «раб и господин». Особенно характерно лицо раба, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». В глубине центральной группы — человек в серой широкополой шляпе с посохом. Это так называемый странник, в образе которого художник запечатлел самого себя.
В картине поражает, в первую очередь, мастерство, с которым Иванов-режиссер обращает множество персонажей-индивидуальностей к единой возвышенной цели. Настроение людей, приветствующих Христа, можно определить как состояние ожидания чего-то лучшего, как упование на то, что это лучшее приведет к уничтожению зла. Появилась надежда, что душевные порывы людей получат удовлетворение и на земле утвердится правда. Это гигантское полотно (5,5 на 7,5 метров) — развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой картине «Явление Христа народу» написано много трудов, но сегодня мало кто способен понять ее во всей полноте, так как в наши дни редко встречаются столь глубоко верующие люди, как автор шедевра. Николай Васильевич Гоголь писал о своем друге: «Такое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верой мы встречаем только в рассказах о средневековых отшельниках, молившихся кистью, для которых искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой».
Работа над этой картиной стала основой, лейтмотивом творческой деятельности живописца. По мнению Гоголя, такое великое творение, как «Явление Христа народу», растит, воспитывает, создает самого художника: за годы работы его талант, натура становятся глубже, значительнее — нужно нравственно, идейно подниматься до своего замысла. В истории искусства это едва ли не единственный случай, когда автор до такой степени проникся одной темой. Все силы: и духовные, и физические, и финансовые — он вложил в осуществление грандиозного замысла. Живя в Италии, он сутками довольствовался стаканом кофе и черствой булкой или чашкой чечевицы, сваренной им из экономии прямо в мастерской на воде, за которой сам ходил к ближайшему фонтану.

Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира

ВОТ АГНЕЦ БОЖИЙ, Который берет на Себя
грех мира

Александр Иванов мечтал, что когда-нибудь его главный труд станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который как раз строился в то время в Москве. Он думал о том, что в душе каждого прихожанина или случайного посетителя храма при взгляде на полотно будут раздаваться слова Иоанна Предтечи:
«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». По замыслу художника, картина должна была стать народной, понятной каждому. Но этой мечте не суждено было сбыться.
В 1858-м году, когда были окончательно исчерпаны все средства, живописец решил возвратиться из Италии на Родину, продать картину и на вырученные деньги осуществить давно задуманное путешествие на Святую Землю. Но главное произведение его жизни в России не нашло понимания. Александр Иванов везде сталкивался с равнодушным и холодным приемом. Через шесть недель после возвращения в Петербург художник заболел холерой и умер. Через три часа после его смерти на квартиру Иванова принесли конверт. В письме сообщалось, что император приобретает за 15 тысяч его картину и награждает художника Владимирским крестом.
Александр Иванов — романтическая фигура в русской живописи. Его творческое вдохновение питали искренняя вера в Бога, безграничная любовь к искусству и сочувствие униженным, страдающим людям, стремление им помочь. Художник был убежден, что назначение искусства — изменить жизнь к лучшему.
Время все поставило на свои места и подтвердило мысль о том, что «большое видится на расстояньи». Теперь величественная картина «Явление Христа народу» является украшением Третьяковской Галереи. Ежедневно тысячи людей замирают перед ней при взгляде на Того, Кто взял на Себя грех мира. Души человеческие очищаются, и жизнь становится светлее.
Материал подготовила Вера МУРАВЬЕВА

| К оглавлению | К предыдущей странице | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Все права на материалы, находящиеся на сайте VZOV.RU, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на VZOV.RU обязательна.

Адрес электронной почты редакции газеты: mail@vzov.ru

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *