ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ ВЕРЯТ В ХРИСТА

(перевод с английского)

Это важно понимать, почему евреи не верят в Христа. Цель этого знания не уничижение иной веры, оно для ясного понимания еврейской позиции. Чем больше знаний получает человек, тем больше у него возможностей сделать разумный выбор относительно его духовного пути.

Евреи не признают Иисуса Мессией, потому что:

1. ИИСУС НЕ ОСУЩЕСТВИЛ МЕССИАНИСТСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА

2. ИИСУС НЕ ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ МЕССИИ

3. БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ, «ГОВОРЯЩИЕ ОБ ИИСУСЕ», ИСКАЖЕНЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

4. ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА ПОКОИТСЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ОТКРОВЕНИИ

5. ХРИСТИАНСТВО ПРОТИВОРЕЧИТ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ

6. ЕВРЕИ И ЯЗЫЧНИКИ (НЕЕВРЕИ)

==================================================

(Справка)

БИБЛИЯ (от греч. biblia — букв. — книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому «завет» (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат — Тора) ни Нового завета (арабский Инджиль — Евангелие), в принципе признает и святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана. Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы 12-2 вв. до н. э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:

1) Тора, или Пятикнижие, приписывающееся пророку Моисею

2) Пророки — несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам 8-5 вв. до н. э. — Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам», а так же книга Даниила, датируемая 2 в. до н. э

3) Писания или Агиографы, — собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.). Новый Завет состоит из памятников ранней нехристианской литературы 2-й пол. 1 в. и нач. 2 в. н. э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т. е. «благовестия» о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов — Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) — и наконец Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

==================================================

ЧТО ТАКОЕ И КТО ТАКОЙ МЕССИЯ?

Так как каждый царь и высший священник принимает этот обряд, к каждому из них обращаются как к мессии. Библия: «И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его (царя Саула) Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня» (1-я Царств 26:11; 2-я Царств 23:1; Исаия 45:1; Псалтирь 20:6).

ОТКУДА ЖЕ ИСХОДИТ ЕВРЕЙСКОЕ ОЖИДАНИЕ МЕССИИ?

Так как каждый царь есть мессия, то мы и обращаемся к этому будущему царю как к Мессии. Это единственное в Библии описание потомка Давидова, который придёт. Мы узнаем Мессию по тому, кто будет царём Израиля во время мирового благоденствия и всеобщего принятия Б-га.

1) ИИСУС НЕ ОСУЩЕСТВИЛ МЕССИАНИСТСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА

ЧТО МЕССИЯ ДОЛЖЕН СВЕРШИТЬ?

Библия говорит, что он:

а. ПОСТРОИТ ТРЕТИЙ ХРАМ (ИЕЗЕКИИЛЬ 37:26-28).

б. СОБЕРЁТ ВСЕХ ЕВРЕЕВ НА ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ (ИСАИЯ 43:5-6).

в. ПРИВЕДЁТ ЭРУ ВСЕОБЩЕГО МИРА, УНИЧТОЖИТ НЕНАВИСТЬ, ПРИТЕСНЕНИЕ, СТРАДАНИЕ И БОЛЕЗНИ. Сказано: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия 2:4).

г. РАСПРОСТРАНИТ В МИРЕ ЗНАНИЕ О Б-ГЕ ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОДНО ЦЕЛОЕ.

Сказано: «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:9).

Факт истории — Иисус не осуществил ни одного из мессианистских пророчеств.

Христиане оспаривают: Иисус осуществит их по Втором пришествии, но иудейские источники указывают, что Мессия осуществит эти пророчества при первом же появлении, и никакой кон-цепции о втором пришествии не существует вовсе.

2) ИИСУС НЕ ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ МЕССИИ

а. МЕССИЯ КАК ПРОРОК

Но Иисус не пророк. Пророчества возможны только на земле Израиля, когда она населена большинством евреев мира. Во времена Ездры (около 300 до н.э.), когда большинство евреев отказались вернуться из Вавилона в Израиль, пророчества закончились со смертью последних пророков: Аггея, Захарии и Малахии.

Иисус появляется на исторической сцене приблизительно 350-годами после того, как пророчества прекратились.

б. НАСЛЕДНИК ДАВИДА

Согласно иудейским источникам родителями Мессии будут обычные люди земли, и он будет обладать такими же общечеловеческими физическими качествами, как и другие. Он не будет ни полубогом, ни обладать никакими сверхъестественными качествами.

Мессия должен быть потомком царя Давида по отцовской линии (Бытие 49:10; Исаия 11:1). Согласно христианскому утверждению Иисус продукт непорочного зачатия. У него нет отца, и таким образом он не удовлетворяет мессианистским требованиям быть потомком царя Дави-да по мужской линии.

в. СОБЛЮДЕНИЕ ТОРЫ

Мессия будет вести людей по пути неукоснительного следования Торе. Торой Г-сподь утверждает все заповеди связывающими взаимно и навечно, и любой, кто изменяет Тору, тотчас же объявляется лжепророком (Втор. 13:1-4).

По всему Новому Завету Иисус противоречит Торе и заявляет, что её заповеди более не применимы (см. Иоанн 1:45, 9:16, Деяния 3:22, 7:37). Иоанн 9:14-16: «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы».

3) БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ, ЯКОБЫ «ГОВОРЯЩИЕ ОБ ИИСУСЕ», ИСКАЖЕНЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ

Библейские стихи могут понятны только из оригинального текста на иврите. Сравнение христианских переводов с первоисточником выявляет много несоответствий.

а. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

Христианская идея о непорочном зачатии взята из стиха Исаии 7:14, в котором роженица называется «альмой». Слово «альма» на иврите означает молодую женщину, но несколькими веками позднее христианские теологи заменили это слово на «девственницу», что уравнивает рождение Христа с языческими верованиями первого века в то, что боги оплодотворяют простых людей.

б. РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ

Псалтирь 21:16 (иврит): «Ибо враги окружили меня, … как львы (ки-ари) у моих рук и ног». Ки-ари на иврите означает «как лев» и оно грамматически родственно слову прокалывать. И в христианском варианте этот стих перевели как: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Псалтирь 21:17).

г. ПРАВЕДНИК, ПОКОРНЫЙ РАБ

Христианство утверждает, что в главе 53 Исаия говорит об Иисусе как рабе, служителе, праведнике презираемом, умаленном и т.п., не называя его по имени, но используя местоимения и обращения в единственном числе. В действительности в главе 53 Исаия продолжает тему главы 52, описывая изгнание и искупление еврейского народа. Пророчество написано в единственном числе, потому что евреи воспринимаются как единое целое —Израиль. Тора переполнена примерами обращения к еврейскому народу как к одному человеку.

Ирония истории сказалась в этом переводе. Пророчества Исаии в XI в. использовали крестоносцы, пытая и убивая евреев во имя Иисуса.

Как могли такие искажения быть приняты церковью Христа?

Св. Григорий Нианзин (епископ, богослов и переводчик IV в.) писал: «Немного искажений — это всё, что нужно, чтобы завлечь людей. Чем меньше они понимают, тем больше они верят».

4) ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА ПОКОИТСЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ОТКРОВЕНИИ

Из 15 000 религий мировой истории только иудаизм основан на вере в национальное откровение, т.е. в обращении Б-га ко всей нации. И это так ясно, что если Б-г изначально даёт веру, то он даёт её всем, а не одному человеку.

Тысячи религий были начаты предприимчивыми индивидуумами, который пытались убедить окружающих, что они истинные пророки Б-га. Но личные заявления очень слабая основа для веры, потому что никогда нельзя знать правдивы ли эти «пророки». Так как свидетелей разговора Б-га с заявителем нет, то принять на веру нужно лишь его уверения. Даже если личность, уверяющая в личном контакте с Г-сподом, исполняет чудеса — это всё равно не является подтверждением его богоизбранности. Чудеса ничего не доказывают. Всё, о чём они свидетельствуют — при условии честности, — что данное лицо обладает определёнными способностями; а это не имеет ничего общего с Б-жиим даром пророчества.

Иудаизм уникален среди мировых религий, он не принимает исполнение «чудес» как основу веры. Говорит Библия: » Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе намение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 13:1-5).

Маймонид «Повторение Торы» (Мишна Тора), гл. 8:

Евреи не верят Моисею, нашему учителю, потому что он претворял чудеса. Там, где вера основана на признании чудес, всегда есть сомнения, что причиной этих чудес может быть ворожба или колдовство. Чудеса, которые сотворил Моисей в пустыне, были необходимы для спасения людей, а не для доказательства его пророческой силы.

Что же тогда есть основа еврейской веры?

Откровение на горе Синай, которое мы видели нашими глазами и слышали нашими ушами, не полагаясь на свидетельство других. Сказано: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня (Втор. 5:4) и «Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы» (Втор. 5:3).

Иудаизм — это не чудеса. Это личный опыт каждого мужчины, женщины, ребёнка, которые стояли на горе Синай 3300 лет тому назад.

5) ХРИСТИАНСТВО ПРОТИВОРЕЧИТ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ

Следующие богословские первичные догматы приложимы к католической церкви — самой многочисленной в мире.

а. Б-Г СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ?

Католическая идея Троицы делит Б-га на три части: Отца, Сына и Святого Духа (Матфей 28:19).

В противоположность этому Шма — кредо еврейской веры — утверждает: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Евреи читают Шма каждый день, пишут её на косяках дверей (мезуза), и повязывают на руку и голову во время молитвы. Шма — это утверждение единственности нашего Г-спода — те первые слова, которые еврейский ребёнок учится говорить, и последние — которые еврей произносит перед смертью.

В еврейском законе поклонение богу из трёх частей считается язычеством — один из трёх смертных грехов, во избежание которых еврей скорее отдаст жизнь, чем совершит. Это объясняет, почему во времена инквизиции и через всю историю евреи предпочитали смерть обращению в иную веру.

б. ЧЕЛОВЕК КАК Б-Г?

Римская католическая церковь утверждает веру в то, что Б-г пришёл на землю в человеческой ипостаси. Иисус говорит: «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30).

Маймонид посвящает большую часть своего «Путеводителя растерянных» фундаментальной идее о Божественной бестелесности, указывая, что Б-г не принимает физической формы. Б-г извечен — вне времени. Б-г бесконечен — вне пространства. Он не может быть рождён и не может умереть. Утверждая, что Б-г принимает человеческую форму умаляет Г-спода, сводит к нулю Его единственность и Его божественность. Говорит Тора: Бог не человек…и не сын человеческий» (Числа 23:19).

в. ИУДАИЗМ ЗНАЕТ, КТО ТАКОЙ МЕССИЯ

Иудаизм знает, что родителями Мессии будут обычные люди, не боги, что Мессия будет таким же человеком, как и другие. Он не будет ни богом, ни полубогом, и не будет обладать никакими чудодейственными способностями. Откровенно говоря, в каждом поколении есть человек со способностями исполнить роль Мессии (см. Маймонид, Закон царей 11:3).

г. ПОСРЕДНИК ДЛЯ МОЛИТВЫ?

Католик верит, что молитва должна идти к Б-гу через посредника, т.е. признание греха священнику. Иисус сам объявил себя посредником: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоанн 14:6).

В иудаизме же молитва интимно-личное обращение верующего к Г-споду. Сказано: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Псалтирь 144:18). Более того, из Десяти Заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исход 20:4-5).

д. ЖИЗНЬ МИРСКАЯ

Католическая доктрина объясняет земное существование человека результатом греха, а продолжение жизни пороком, которого нужно остерегаться. Мария, святейшая женщина, изображается девственницей; священники, монахи и монашки — безбрачные, а монастыри расположены в отдалённых уединённых местах.

Иудаизм же, в противоположность, принимает земную жизнь как Б-жий дар; Г-сподь сотворил этот мир не для разочарования, а для удовольствия. Еврейская духовность в соприкосновении с физическим миром находит радость и вдохновение. Секс — в допущенных обстоятельствах — является одним из святейших актов, которые доступны человеку.

Талмуд говорит, что когда человеку предлагается выбор попробовать новый плод или отказаться, то отвечать за своё решение он будет в Новом мире. Еврейская раввинистическая школа учит нас, как следует жить в противоречиях ежедневных забот. Евреи не уходят от жизни — мы облагораживаем её.

6) ЕВРЕИ И ЯЗЫЧНИКИ (НЕЕВРЕИ)

Иудаизм не преследует цели обратить всех людей в свою веру. Тора Моисея — это правда для всех и каждого — еврей он или нет. Царь Соломон попросил Г-спода внимать молитвам неевреев, которые приходят в Святой Храм: » Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3-я Царств 8:41-43). Пророк Исаия называл Святой Храм «Домом всех наций.

Служба Храма возлагала на алтарь в праздник Кущей (Суккот) 70 быков — по числу народов мира. Талмуд говорит, что если бы крестоносцы понимали, как много пользы могли бы они иметь от Храма, они бы не разрушили его.

Евреи никогда не приманивали и не завлекают иноверцев в свою веру, потому что Тора называет праведный путь для евреев и неевреев, который известен как «Семь законов Ноя». Маймонид объяснял, что любой человек, который с благоговением следует этим основным законам морали, получает своё место на Небесах.

******************************

ОТВЕТ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА КРИТИКУ ХРИСТИАНСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ

Мы избрали католическую церковь, самую многочисленную ветвь христианства, и обратили к ней некоторые наши критические наблюдения. В дек. 1995 г. Мы направили три следующих вопроса папе Иоанну-Павлу II.

(1) Евангелия учат, что Иисус явился своим последователям после воскрешения. Нам неясно, имело ли это явление место в Иерусалиме или в Галилее (или в обоих местах). Согласно нашему прочтению рассказ о Галилее делает полностью невозможным появление Иисуса до этого в Иерусалиме. Где же Иисус появился? Если же он объявился в Иерусалиме, то как тогда понимать свидетельство о Галилее?

(2) Родословная Иисуса, предложенная евангелиями, привела нас в смущение. Кто был дедушка Иисуса с отцовской стороны? (Мы нашли, что Матфей говорит о Якове, но Лука называет Илию.) Мы также отметили, что Матфей говорит о 28 поколениях, отделяющих Иисуса от царя Давида, но список Луки называет 43 поколения. Что же это противоречие значит?

(3) Родословная, связывающая Иисуса с царём Давидом, проходит через его отца. Но так как Иисус продукт непорочного зачатия, то он не может разделять род Давида с его названым отцом Иосифом. Каким же образом Иисус потомок царя Давида?

Из Ватикана письмом от 19 дек. 1995 г. от имени папы нам ответил Монсеньор Л. Сандри, папский эксперт-советник. Монсеньор Сандри уклонился от ответа на наши вопросы, но посоветовал: члены Ecole Biblique (Библейская школа французских отцов-доминиканцев в Иерусалиме), возможно, предоставят нам удовлетворительное объяснение.

Мы направили наши вопросы в Ecole Biblique. В ответе от 11 янв. 1996 г. Марсель Сигрист, директор института, также уклонился от наших вопросов, но предположил, что ответы могут быть найдены у Раймонда Брауна, широко известного католического теолога, в настоящее время в штате Семинарии Св. Патрика в Менло Парке, Калифорния.

Мы отправили вопросы д-ру Брауну. В письме от 22 янв. 1996 г. Д-р Браун отослал нас к своим работам, находящимся в Ecole Biblique в Иерусалиме.

2 февр. 1996 г. Мы посетили Ecole Biblique и исследовали работы д-ра Брауна. Как нам и сказал д-р Браун, его труды исследуют эти же вопросы. Ниже мы помещаем обобщение ответов, которые мы нашли в его работах.

I. ЯВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ: ГАЛИЛЕЯ ИЛИ ИЕРУСАЛИМ?

В книге с грифом Nihil Obstat и Imprimatur (официальное одобрение католической церкви, означающее: «без богословских и моральных ошибок), Браун соглашается: явное противоречие — существует. «Это совершенно очевидно, — пишет Браун, — что евангелия не совпадают в том, где и кому явился Иисус после воскрешения.» «Так же как Иерусалимское явление оставляет мало, если вовсе нисколько места для Галилейского, — поясняет Браун, — Галилейский рассказ, по всей видимости, делает невозможным появление Иисуса в Иерусалиме перед Двенадцатью.» Приведя множество цитат, Браун заключает, что простого объяснения этому противоречию не существует: «Мы должны отказаться от желания, что евангелия могут быть приведены в соответствие друг с другом или перегруппированы таким образом, чтобы Иисус мог воскреснуть и явиться больше чем один раз — сперва к Двенадцати в Иерусалиме, затем в Галилее».

Скорее, заключает представитель церкви: «Несовпадения во времени и месте могут происходить от евангелистов самих, которые пытались вставить эпизод о явлении в повествование так, чтобы оно выглядело последовательным». Браун также указывает без обиняков, что описания явления после воскрешения есть творческие, внеисторические по существу попытки восстановить события, свидетелями которых авторы не были.

II. ПРОТИВОРЕЧИЯ РОДОСЛОВНОЙ

В этом же эссе Браун отмечает, что «перечни предков Иисуса, которые они (евангелия) предлагают, различаются разительно и ни один из них не правдоподобен». Браун принимает необычную позицию: «поскольку ранние христиане признавали Иисуса Мессией, а у того было также иное прозвание «Сын Божий», они захотели опереть свою веру на историю и придумали ему родословную от Давида и объявили Иосифа потомком Давида». В другом эссе, также под грифом Nihil Obstat и Imprimatur, Браун расширяет этот подход: «Всё чаще и чаще целенаправленное низведение родословной от Давида объясняют как богословский приём, иначе говоря, как историзацию того, что прежде было богословским предложением. Если бы меня попросили упрощённого объяснения историзации Давидова потомства, я бы сказал нечто подобное: христианская община верила, что Иисус осуществил надежды Израиля, ведущей их которых было ожидание Мессии, поэтому традиционный титул «мессия» был дан Иисусу, но еврейская мысль рисует Мессию как потомка Давида, соответственно Иисус был подан как «сын Давидов», и в конце концов родословная от Давида была придумана для него».

Браун объясняет, что Матфей по всей видимости создал воображаемую родословную и привёл её к Аврааму и также Давиду, чтобы потрафить смешанному обществу его (Матфея) сообщников, которое состояло из христиан евреев и неевреев. Как свидетельство того, что Иисус вообще не был потомком Давида, Браун указывает: не существовало ни единого намёка в описаниях пастырской практики Иисуса того, что его семья была из родового дворянства или царского рода. Если бы Иисус был дофин (царский наследник), не было бы никаких удивлений по поводу его притязаний. Он появляется в евангелиях как человек заурядного происхождения из неприметной деревушки.

Браун идёт ещё дальше, ставя под вопрос достоверность значительных кусков Нового Завета. Он поощряет своих читателей стать лицом к возможности, что части из Матфея и Луки «воз-можно внеисторическая инсценировка».

И в самом деле, при внимательном рассмотрении рассказов о детстве невозможно поверить, что они имеют историческую основу. Рассказ Матфея содержит многочисленные сверхобычные и чудесные события, которые — если бы они действительно имели место — не-пременно оставили бы хоть какие-нибудь следы в еврейских хрониках или где-нибудь ещё в Новом Завете (царь и весь Иерусалим расстроен рождением Мессии в Вифлееме; звезда, переместившаяся из Иерусалима на юг в Вифлеем и остановившаяся там над домом; резня младенцев мужского пола в Вифлееме). Ссылка Луки на всеобщую перепись в империи при Августе, которая задействовала и Палестину перед смертью царя Ирода Великого, почти определённо ошибочна, как и его (Луки) знание о еврейских обычаях представления новорожденного и очищения матери (Лука 2:22-24). Некоторые из этих событий, которые невозможны исторически, теперь объясняют перепиской сцен или заимствованием тем Старого Завета.

Самое в высшей степени сильное заявление Брауна в этом же эссе это его предположение, что папа сам может вообще отказать воскрешению в историчности.

С этим мнением перекликается (эсхатологически и исторически) заявление папы Павла в том же обращении, в котором он говорит о воскрешении как об «уникальном и сенсационном событии, на котором держится история человечества». Это совсем не то же самое, что признать воскрешение фактом истории, хотя бы даже журналисты цитировали речь папы именно в этом смысле.

Критически важно в связи с изложенным помнить, что это эссе (а) имеет официальное одобрение церкви, (б) оно написано учёным, чьи труды одобрены Ecole Biblique, и что (в) Ecole Biblique это институт, который был рекомендован Ватиканом.

III. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

Браун предупреждает: «Если мы отказываемся от непорочного зачатия, то нельзя недооценить неблагоприятного воспитательного эффекта этого отказа на понимание божественности сына». «С другой стороны, — признаёт Браун, — непорочное зачатие как основополагающий принцип «девственного рождения» предложен скорее для духовного постижения, а не как физический акт. По той причине, что рассказ о непорочном зачатии присутствует только в двух евангелиях, и в них только говорится о детских годах (что, как Браун подозревает, в большинстве выдуманным), католический богослов тактично заключает, что библейское свидетельство оставляет вопросы об историчности непорочного зачатия неразрешёнными».

Браун напоминает, что «ранние христиане» могли перенести к себе мифы о непорочном зачатии из языческих религий» и никогда не предполагали, что эти мифы могут быть восприняты буквально. «Концепция непорочного зачатия было широко известным символом божественного происхождения», — объясняет Браун, цитируя подобные рассказы из буддизма, индуизма, зороастризма, греко-романских мифов и легенд древнего Египта.

Браун предполагает, что ранние христиане «использовали изначально образ непорочного зачатия, символическое значение которого было постепенно забыто, пока эта идея проникала в христианские общества; и так была записана евангелистами».

Вместе с тем Браун допускает, что отцы-основатели христианства намеренно создали впечатление, что непорочное зачатие имело место в реальности. «Ранние христиане нуждались именно в таком мифе, — замечает Браун, — так было широко известно, что Мария родила Иисуса преждевременно». «К великому сожалению, историческим выбором непорочному зачатию не было зачатия законного, ребёнок был незаконнорожденным».

Браун пишет: «Умудрённые христиане могут примириться с осознанием незаконнорожденности; они воспринимают этот факт как высшую стадию в стремлении Иисуса отдать всего себя и принять положение слуги, и для них, вполне справедливо, незаконнорожденность не навлекает греха на самого Иисуса. Но незаконнорожденность пятнает атмосферу святости и чистоты, которой Матфей и Лука окружают рождение Иисуса и разрушает учение о том, что Иисус вышел из среды израильских «анавим» (благочестивый бедняк, ищущий покровительства Б-га).

ЛЕХАИМ АВГУСТ 2006 АВ 5766 – 8 (172)

Кто убил Иисуса? Ответ – в самом вопросе

Бернард Старр

Иисус учил притчами, так что уместно будет начать с одной из них.

Один малый отправляется в Лас-Вегас и спускает там все деньги – ему страшно не везет. За какие игры он только ни садится, везде проигрывает. Но парень оказался достаточно сообразителен, чтобы заранее купить обратный билет на автобус. Он стоит на остановке и хочет воспользоваться туалетом, однако у него нет монеты, чтобы заплатить. Сердобольный попутчик предлагает ему монету. Тот уже собирается бросить монету в щель, как вдруг видит, что дверь кабинки открыта. Сэкономив монету, он делает свои дела. Идя обратно в зал ожидания, он натыкается на десятицентовый игровой автомат, бросает в автомат единственную имеющуюся у него монету и – о, чудо! – берет джекпот в 200 долларов. Тогда парень снова едет в казино, делать новые ставки. На этот раз ему невероятно везет: он выигрывает подряд в покер, блэк джек и крэпс. К чему бы он ни прикасался, всё буквально превращается в золото. В ту ночь он возвращается домой с 200 тыс. долларов в кармане. На следующий день этот малый вкладывает выигранные деньги в акции, что становится началом бурного развития интернетовских компаний. Через короткое время он становится миллионером. Наш герой мудро продает акции и основывает собственную телекоммуникационную компанию. Пустив акции компании в свободную продажу на рынке, он зарабатывает миллиард. Акции его компании быстро растут, и он снова обналичивает их, но получает уже несколько миллиардов. Затем делает серию крупных инвестиций, уже не связанных с высокими технологиями. На сегодняшний день он один из богатейших людей Америки. Эту историю сам герой поведал Джею Лено на «Ночном шоу» в надежде отыскать человека, помогшего ему на автобусной станции. «Да, наверное, волнительно будет увидеть того, кто дал вам монету», – заметил Джей. «Да нет, – ответил миллиардер, – я ищу парня, который оставил дверь открытой». Поди знай…

Кого ему нужно искать? Ведь на самом деле выбор не ограничивается этими двумя. Может быть, спасителем его стал дилер, в самый нужный момент забравший у парня последний доллар и выставивший его из казино на автобусную станцию? А может быть, все остальные, кто внес свой вклад в полосу невезения? Может быть, может быть, может быть… Выбор состоит из огромного количества вариантов. Да и вообще, почему бы не тянуть эту историю от Большого взрыва? Не есть ли это судьба? Неотвратимая вселенская причинность? Если вы способны предложить заведомо неопровержимый ответ, то тогда есть некоторый смысл и в вопросе: кто убил Иисуса?

Ответ на этот вопрос у вас уже готов, если вы ненавидите евреев и хотите видеть в них убийц Христа. Можно, конечно, указать пальцем и на других злодеев, если вы их ненавидите больше, чем евреев. Но проблема в том, что только евреев ненавидели всегда. Во все времена им приписывали коллективную вину и считали заслуживающими суровой расплаты.

Самое странное в этой трагической истории ненависти, что христианское учение ясно и недвусмысленно утверждает: Б-Г УБИЛ ИИСУСА! Б-г пожертвовал Своим единственным сыном во имя искупления человечества от грехов. «Ибо так возлюбил Б-г мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан., 3:16); «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим., 8:32); «Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Б-га и Отца нашего» (Гал., 1:3, 4); «В том любовь, что не мы возлюбили Б-га, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши…» (1 Иоан., 4:10). По иронии судьбы, со времен основания Церкви христиане благодарят Б-га за совершенную жертву и Распятие, хотя за то же самое рубили саблями еврейские головы. У христиан есть все причины быть благодарными за то, что они считают Б-жьим даром. Где было бы христианство, если бы не Распятие? Без Распятия никакого христианства бы не было, как мы сейчас это знаем. Если бы Иисус не был принесен в жертву, то правоверные евреи, основавшие христианство, пребывали бы в дальнейших поисках и ожидании Мессии – как евреи до сих пор и делают. К сожалению, мало кто внимательно слушает и принимает близко к сердцу христианскую весть и благодарственную молитву. И уж меньше всего это относится к Мелу Гибсону, который воскресил традицию указывать пальцем, при том что полностью запамятовал фундаментальное христианское учение.

Кроме того, разве Иисус не добровольно отдал свою жизнь во искупление человечества? Разве Б-г или Иисус не могли остановить разворачивавшиеся события и безжалостные садистские пытки, так ярко воспроизведенные в фильме Мела Гибсона? Иисус прямо говорит: «…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф., 26:53, 54); «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан., 10:17, 18).

А если добавить, что, согласно христианской вере, Распятие и Воскресение были исполнением библейских пророчеств – в частности, из Исайя, 53, – то тем более эти события должны были произойти. Все действующие лица, в соответствии с христианским Писанием, – это лишь марионетки в Б-жественно оркестрованной пьесе «Основание христианства». Но тогда не сталкиваемся ли мы с попыткой унизить христианскую теологию – приватизировать Б-га и свести Б-жественный акт к примитивным человеческим мотивам и эмоциям, к жажде отмщения?

Наконец, грозить обвиняющим перстом – не противоречит ли это сострадательным словам Иисуса на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что творят»? Так где же в христианском сценарии находится место для обвинений или даже для подобной постановки вопроса? Всякая логика здесь исчезает. Но логика – это не история; в данном случае – к несчастью миллионов евреев, которых на протяжении сотен и сотен лет вырезали христиане, подстрекаемые криками ненависти: «убей христоубийц!»

Какой тогда смысл в кровавой истории христианского насилия против евреев? Ведь совершенно ясно: христиане всегда знали, что Б-г убил Иисуса! От этого факта никуда не деться – он зафиксирован в Евангелиях и положил начало христианству. Евреям всегда была понятна эта избирательная слепота, вот почему они всегда страшились Креста, христианства и приходили в ужас от вопроса «Кто убил Иисуса?» Евреи знали, что ЭТОТ ВОПРОС – НЕ ВОПРОС, А СКОРЕЕ ОТВЕТ! Задавая его и исключая Б-га из числа подозреваемых, мы оставляем только два возможных ответа: евреи и римляне. Римляне как таковые уже сошли со сцены. Кто остается? Теперь вы видите, почему ОТВЕТ содержится В САМОМ ВОПРОСЕ? Давайте еще забудем, что многие евреи любили рабби Иисуса – его ученики и последователи, которые были иудеями и при этом не намеревались создавать новой религии! По словам Евангелия, тысячи их стекались послушать учение Иисуса: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа» (Матф., 20:29); в Иерусалиме «множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же <все евреи>, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Г-сподне!» (Матф., 21:8); «Народ же <все евреи> говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Матф., 21:11); «Когда же собралось множество народа <все евреи>, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею» (Лук., 8:4); «когда собрались тысячи народа <все евреи>, так что теснили друг друга, Он начал говорить…(Лук., 12:1); » Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа <все евреи> идет к Нему…» (Иоан., 6:4–5); «Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей <все евреи> числом около пяти тысяч» (Иоан., 6:10).

Если бы вы захотели разыскать Иисуса в Галилее, Иудее или в прилегающих местах, то стоило бы начать поиски с местной синагоги – именно там Иисус и апостолы изучали Тору, молились и учились с другими иудеями: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук., 4:16); «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лук., 4:31); «Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона» (Лук., 4:38); «И проповедовал в синагогах галилейских» (Лук., 4:44); «Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить» (Лук., 6:6); «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою, и весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лук., 21:37). Дух замирает при одной мысли о том, что синагогу – духовный оплот учения Иисуса – столько раз поджигали, бомбили, грабили, оскверняли антисемиты во имя Иисуса…

Мел Гибсон на съемках фильма.

Не будем также забывать о том, что и до, и после Распятия ученики Иисуса оставались практикующими иудеями. Они читали и изучали Тору, молились в синагоге, совершали обрезание, участвовали в еврейских праздниках и обрядах, соблюдали законы кашруса и отождествляли себя исключительно с иудеями. Они были настолько укоренены в иудаизме, что их потряс апостол Павел: правоверный еврей, который в течение всей жизни, до тридцати двух лет, изучал Тору в Храме, – и вдруг принял язычников в Дом Израилев без совершения завета обрезания, заключенного Б-гом с Авраамом! Через семнадцать лет после Распятия в Иерусалиме был созван Собор, на котором предстояло разрешить вопрос об обращении язычников. Очевидно, что Петр и другие апостолы в то время были всецело погружены в Тору и строго соблюдали иудейские обряды. Даже когда аргументы Павла постепенно убедили Петра согласиться на принятие язычников в иудеохристианство, очевидно, что сами апостолы продолжали соблюдать иудейские обряды и традиции. Они считали их «достойными и более совершенными», указывает «Католическая энциклопедия» и добавляет: «к тому же к иудеохристианам не относилось решение Собора, и они были вольны продолжать соблюдать закон <закон Торы>. Это положило начало спору, который вскоре разгорелся между Петром и Павлом в Антиохии. Последний открыто учил, что закон отменен и для самих иудеев. Петр был с ним согласен, но считал более благоразумным не оскорблять иудействующих и воздерживаться от совместных трапез с христианами-неевреями, которые не соблюдали все предписания закона». Другие были шокированы принятием неевреев в Дом Израилев: «Услышали апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Б-жие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян., 11:1–3). Позже взятый под стражу Павел говорил римскому офицеру: «я Иудеянин, Тарсянин…» (Деян., 21:39). Обращаясь к евреям, он взывает: «мужи, братья и отцы…» (Деян., 22:1).

Петр, несомненно, продолжал есть строго кошерную пищу. Павел делал то же самое, по крайней мере, до того, как переменил убеждения: «Я же сказал: нет, Г-споди, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои» (Деян., 11:8). Кроме того, нам известно, что служение Иисуса и апостолов первоначально было обращено, главным образом (если не исключительно), к евреям: «истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф., 19:28). Только через четыре года после Распятия Павел, прежде преследовавший христиан, пережил обращение по дороге в Дамаск и стал распространять учение Иисуса вне пределов еврейских общин. До того времени Павел находился в одном ряду с наиболее консервативной частью храмового священства: «<Я> преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал., 1:14).

Таким образом, соотносясь с антисемитизмом, история иудеохристианства выглядела бы довольно забавно, – если бы во имя рабби Иисуса, на протяжении всей истории, не совершались зверства в отношении евреев и не были пролиты океаны еврейской крови – ради тех самых иудейских обрядов, которые Иисус и апостолы исполняли и любили. Суть раннего служения Иисуса собратьям-евреям заключалась в том, чтобы искоренить из иудаизма обветшавшие духовные ценности и практику: бюрократический храм больше напоминал рынок, чем духовный центр изучения Торы. Иисус хотел возродить Храм как чисто иудейское священное место: «И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук., 19:45, 46). То обстоятельство, что Иисус и апостолы были глубоко укоренены в иудаизме, несомненно, подогрело решимость ранней Церкви демонизировать евреев и иудаизм в отчаянной попытке разрубить нежелательную связь, которую Иисус и апостолы проводили между традиционным иудаизмом и духовным учением Иисуса.

Даже если бы Распятие не было предусмотрено Б-жественным планом, а являлось событием земного порядка, всё равно обвинять одну-единственную группу людей – значит проявлять избирательную и бессмысленную ненависть. Иерусалим был еврейским городом. Что бы там ни происходило – это еврейское дело. И возлагать коллективную вину на евреев – всё равно что заявлять: «Американцы убили Авраама Линкольна и Джона Кеннеди». Да, многие американцы в самом деле ненавидели Линкольна и Кеннеди. В недавно опубликованном научном труде доказывается, что Джон Уилкс Бут действовал не в одиночку и что «убийство стало результатом широкого заговора, в который были вовлечены высокопоставленные политические деятели и предприниматели» – все американцы. Точно так же в заговоре, следствием которого стало убийство Кеннеди, принимали участие многочисленные отдельные лица и группы людей, ненавидевшие президента, – опять же американцы. Но почему же никогда не произносились слова: «Американцы убили Линкольна и Кеннеди» – хотя по сути так оно и было? Потому что это глупость. Кроме того, многие другие американцы их любили. Аналогичным образом, в религиозно-политическом котле Иерусалима, где варилось много разных партий, некоторые евреи были противниками Иисуса (в основном это храмовая иерархия, по политическим причинам). Несомненно, у Иисуса были и другие противники – как отдельные лица, так и соперничающие группы (разве что-то новое происходит в политике и религии?). Но были и те евреи, которые любили своего соплеменника, рабби Иисуса, – его ученики, последователи, почитатели, о которых говорится в Евангелии. В любом случае Иисус оказался бы в руках римлян, даже если бы храмовое священство не выдвинуло против него обвинений.

Публичное объявление себя Мессией (царем иудеев) и последующие многотысячные шествия по иерусалимским улицам заведомо напугали бы высшее храмовое руководство, которое выступало в альянсе с римлянами: первосвященник Каиафа был назначен римским прокуратором Валерием Гратом. Мессианские выступления часто приводили к насилию; в ответ римские власти усиливали репрессивные меры против еврейского населения. «Царем иудеев» был Рим, уничтожавший любого, кто посягал на его владычество, – много раз именно так и происходило. Провозгласить себя Мессией означало подписать себе смертный приговор: в условиях римского правления и законодательства это был акт самоубийства. Провозглашение Иисуса Мессией повысило напряженность и вызвало плохие предчувствия: сам Иисус и апостолы хорошо это знали. Для жестокого Понтия Пилата уничтожение тысяч евреев было рутинным делом. Так, историк Иосиф Флавий сообщает, что Пилат казнил множество евреев-самаритян – они направлялись к священной горе Гаризим во главе с религиозным фанатиком, который обещал открыть священные сосуды, спрятанные Моисеем. После этого инцидента, по сообщению философа и историка Филона, Пилат был отозван императором Тиберием в Рим и обвинен во «взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости». Это кем же надо быть, чтобы выглядеть жестоким в глазах римлян?! Исторический портрет реального Понтия Пилата опровергает образ безвольного, робкого Пилата, нарисованный Гибсоном.

Отметим любопытный факт: никто не распространяет слухи о том, кто убил святого Павла, при том что он «создал религию, известную ныне как христианство» (так считают автор книги «История Бога» Карен Армстронг и другие ученые). Вспомним, что именно правоверный иудей Павел облегчил обращение язычников в иудеохристианство, сняв требования об обрезании и диетарных законах. Как и Иисуса, римляне обвиняли Павла в мятеже, а часть высшего храмового священства – в нарушении законов Моисея и Авраама. В отличие от Иисуса, его не распяли – как римского гражданина, его отправили на суд в Рим. Обстоятельства тюремного заключения Павла в Риме несколько туманны – как, в целом, и вся история ранней Церкви и жизни апостолов. Но предание и большинство историков согласны в том, что Павлу со временем вынесли приговор и он был обезглавлен римлянами между 62 и 67 годом новой эры.

Разве не удивительно, что самый главный христианин своего времени, основавший Церковь – вероятно, на все времена, – был казнен римлянами в отсутствие наводящей страх еврейской толпы, исторгающего злобу и обвинения в мятеже Каиафы, робкого и нерешительного «доброго парня» Пилата, который вдруг отбросил всё свое сострадание и сомнения относительно возможного убийства святого? Мел Гибсон мог бы нарисовать эту сцену совсем иначе: в конце концов, он способен показать нам и Ганнибала Лектора, в ужасе вздрагивающего от криминальных сводок в одиннадцатичасовых новостях. Но казнь святого Павла римлянами была всего лишь очередной казнью очередного еврея – совершенно незначительное событие, всё равно что глазом моргнуть.

Однако постойте минутку. Разве итальянцы в Риме – не наследники римлян? Странно, но мне не удалось найти ни одного исторического свидетельства о казаках или прочих героях грабежей и насилий, совершавших смертельные набеги в итальянские деревни с криками «хватай убийц основателя христианства!» Почему? А потому что это глупо – так же глупо, как заявлять: «евреи убили Иисуса». Разница в том, что ненависть к евреям предшествует вопросу: ОТВЕТ – В САМОМ ВОПРОСЕ.

Вы слышали о еврейской телеграмме «Начинайте беспокоиться, факты найдутся»? Печально, что христианская весть на протяжении всей истории слишком часто гласила: начинайте ненавидеть, «факты» найдутся. Традиционалист Мел Гибсон придерживается этой линии. И если факты не обнаруживаются, то их легко придумать – дабы пробудить ненависть. У ненависти нет логических ограничений. Она позволяет тыкать пальцем в кого угодно.

Возвращаясь к притче об игроке-миллиардере: вы решили, кто достоин награды? А что, если вместо того чтобы искать благодетеля и вознаграждать его, миллиардер исполнится ненавистью и направит всю свою энергию, силы и возможности на обвинение и наказание людей из прошлого – тех, кто увольнял и критиковал его, отвергал его идеи, высмеивал и запугивал? Может быть, даже дилеров из Лас-Вегаса, которые лишили его денег и выставили из казино с пустыми карманами? Глупо, ответите вы. Так же глупо, как обвинять евреев, американцев и итальянцев в смерти Иисуса, Линкольна, Кеннеди и святого Павла. Однако попробуй сказать об этом человеконенавистникам…

Так что если все согласны, что евреи не убивали Иисуса, не считайте, что тем самым антисемитизм искоренен: ОТВЕТ – В САМОМ ВОПРОСЕ, И НОВЫЕ «ФАКТЫ» НАЙДУТСЯ! Пока мы не остановим примитивную ненависть… Вы слышите, м-р Гибсон?

Перевод c английского Юрия Табака

Хотя некоторые иудеи отвергли Иисуса Христа, другие, которые были смиренными и чуткими к Святому Духу, признали в Иисусе Мессию, то есть Спасителя.

Прочитайте от Луки 2:25–33 и выясните, что сказал и сделал праведный мужчина по имени Симеон, когда Иосиф и Мария принесли маленького Иисуса в храм.

Согласно Евангелию от Луки 2:30–32, зачем Иисус был послан на Землю?

Из этих стихов мы узнаём, что Иисус Христос был послан с целью принести спасения всем людям.

  1. В своей тетради для изучения Священных Писаний напишите, что сделал Иисус Христос, чтобы позволить всем людям получить спасение.

Иоанн Креститель был призван Богом, чтобы подготовить людей к пришествию Иисуса Христа. На следующий день после того, как он крестил Иисуса, Иоанн принес свидетельство о Нем, сказав: «Вот Агнец Божий» (от Иоанна 1:36). Прочитайте от Иоанна 1:37–42 и выясните, что сделали двое из учеников Иоанна, услышав его свидетельство об Иисусе.

Что сделал Андрей, услышав свидетельство Иоанна Крестителя о том, что Иисус был Мессией? Как вы думаете, почему он так спешил поделиться этой новостью со своим братом, Симоном Петром?

Как записано в Евангелии от Иоанна 1:43–44, Спаситель пригласил человека по имени Филипп стать Его учеником. Прочитайте от Иоанна 1:45–46 и выясните, что сделал Филипп, узнав, что Иисус был Мессией.

С каким призывом Филипп обратился к Нафанаилу?

На основании этих примеров из Нового Завета дополните следующий принцип: Когда мы приходим к Иисусу Христу, в нас растет желание .

Как вы думаете, почему в нас растет желание приглашать людей прийти ко Христу, когда мы сами приходим к Нему?

Президент Генри Б. Айринг, член Первого Президентства, сказал, что мы получим великое благословение, приглашая окружающих прийти к Иисусу Христу: «Если вы от всего сердца приглашаете людей прийти ко Христу, ваше сердце изменится… Помогая другим людям прийти ко Христу, вы поймете, что и сами пришли к Нему» («Придите ко Христу», Лиахона, март 2008 г., стр. 52).

  1. Ответьте на следующие вопросы в своей тетради для изучения Священных Писаний:
    1. Как вы думаете, почему, приглашая окружающих прийти ко Христу, мы можем сами приблизиться к Нему?

    2. Кто пригласил вас прийти к Спасителю и Его Евангелию? Как была благословлена ваша жизнь благодаря этому?

    3. Подумайте о людях, которых вы могли бы пригласить прийти к Иисусу Христу. Каким образом вы можете приглашать людей прийти к Нему?

Изучая Новый Завет в этом году, вы сможете ощутить, как Спаситель непрестанно приглашает прийти к Нему. Приняв этот призыв, вы исполнитесь желания помочь окружающим тоже прийти к Нему.

  1. В своей тетради для изучения Священных Писаний под заданиями, выполненными на сегодняшнем занятии, напишите следующее:

    Я изучил(а) урок «Введение в Новый Завет и исторический контекст Нового Завета» и выполнил(а) задания по этому уроку (дата).

    Дополнительные вопросы, мысли и идеи, которыми мне хотелось бы поделиться со своим учителем:

Схема, приведенная на следующей странице, поможет вам лучше понять контекст повествований о жизни Иисуса Христа, которые вам предстоит изучать в Евангелиях от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Тест № 5 «Возникновение религий.

Религии мира и их основатели»

( к уроку 5)

  1. Почему иудеи последовали за проповедником Иисусом?

а) считали, что это и есть обещанный Мессия — Христос

б) считали, что он проповедует правильные идеи

в) считали, что он избавит их от всех бед и несчастий

  1. Почему по преданию Мария родила своего сына Иисуса в пещере, которую использовали для содержания скота

а) из-за бедности и нищеты они там жили

б) его родителям не хватило места в доме-гостинице

в) в давние времена все рожали детей именно там, так как считали, что надо быть ближе к природе

  1. Что проповедовал Иисус, когда вырос:

а) не давать себя в обиду и всегда учить тех, кто обижает тебя и других

б) учил, что люди должны любить Бога и своих ближних

в) учил, что надо правильно пользоваться дарами природы во благо своего здоровья и других

  1. Почему возник конфликт между проповедником Иисусом и начальниками иудейского народа:

а) народ ждал чудо — избавления их от голоа и нужды

б) многои люди ждали от Иисуса не проповедей, а избавления иудеев от всех врагов и притеснителей

в) начальники иудейского народа испугались, что Иисус займет их место

  1. Почему в момент казни большая часть учеников Иисуса покинула его:

а) решили, что он не прав в своих проповедях

б) испугались

в) захотели выслужиться перед начальниками

  1. Некоторые женщины пришли на третий день после казни Иисуса к его гробу, но увидели, что гроб пуст. Почему Иисуса не оказалось в гробу? Каково объяснение этого чуда верующими:

а) ученики сняли Иисуса с креста и спрятали, чтобы иудейские начальники не выбросили тело

б) Иисуса еще не сняли с креста— места казни

в) Иисус как Сын Божий не был подвластен смерти и воскрес из мертвых

  1. Как стало называться учение о жизни и воскресении Иисуса Христа

а) религия

б) христианство

в) верование

  1. Как назвали мальчика, который родился в далекой Аравии в городе Мекка:

а) Мухаммад

б) Махамед

в) Ахмед

  1. Он стал ханифом — это

а) так в Аравии называли людей, которые верили в Единого Бога и жили благочестивой жизнью

б) так в Аравии называли людей, которые верили в Иисуса Христа

в) так в Аравии называли людей, которые верили в нескольких богов

  1. Посланник Бога Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (Аллах) давно отправлял людям своих посланников и Моисея, и Иисуса. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Как стала называться эта религия?

а) ислаи

б) буддизм

в) христианство

  1. Халифы — это:

а) правители страны

б) приемники пророка Мухаммада

в) наследники трона

  1. Религия, возникшая в далекой Индии:

а) ислам

б) буддизм

в) иудаизм

а) заболел и понял, что может умереть

б) семья разорилась, и стал он бедным

в) встретил похоронную процессию, тяжело больного, нищего, просящего подаяния

  1. Зачем царевич покинул свой дом:

а) начал скитаться в поисках истины

б) чтобы помочь своему народу

в) надоело дома

  1. Как к царевичу пришло просветление, он постиг четыре благородные истины и стал Буддой:

а) ходил, спрашивал у людей и постиг истину

б) сел под дерево и постиг истину

в) спросил у старших и постиг истину

  1. Перечисли четыре истины, которые пришли царевичу Сиддхартха Гаутамару:

2. _____________________________________________

3. ____________________________________________

4. ______________________________________________

  1. Как переводится Будда

а)Озаренный

б) Просветленный

в) Прозревший

  1. Как назвали учение, проповедуемое Буддой

а)христианством

б) исламом

в) буддизмом

  1. Нирвана — это

а) состояние сна

б) освобождение от страдания

в) комната в Храме, в которой нет людей

а) специальное сооружение

б) специальная комната

в) ваза

  1. В каком городе родился Иисус:

а) в Вифлееме

б) в Израиле

в) в Вавилонии

  1. Какой город для мусульман считается священным? Почему?

  1. К чему призывал Мухаммад?__________________________________

  1. Назови основные мировые религии и их основателей

  1. Назови места возникновения мировых религий

После крушения СССР Россия испытывала беспрецедентный запрос на веру, и на ее просторы устремились религиозные организации и проповедники всех мастей. В 90-е годы министры и высшие государственные чины дружили с главой «Аум Синрике» (организация запрещена на территории России — прим. «Ленты.ру») Секо Асахарой, депутаты и чиновники изучали дианетику Рона Хаббарда, известные музыканты увлекались буддизмом, обществом сознания Кришны и Свидетелями Иеговы, а по центральному телевидению регулярно транслировали японский религиозный аниме-сериал «Летающий дом» и проповеди американского богослова Билли Грэма.

«Лента.ру» продолжает цикл интервью о недавнем прошлом нашей страны. Вслед за перестройкой мы вспоминаем ключевые события и явления 90-х годов — эпохи правления Бориса Ельцина. Руководитель московской организации международного религиозного объединения «Евреи за Иисуса» Максим Аммосов рассказал нам о том, как сложно донести до евреев Благую Весть о Христе и почему волонтеры миссии терпели побои.

«Лента.ру»: Штаб-квартира вашей организации находится в Нью-Йорке, а вы вдруг решаете открыть филиал на территории бывшего СССР. Расскажите, когда и как было принято это решение.

Аммосов: Наше движение построено на принципах автономии, и связь между филиалами больше духовная. Единая мощная система, распространяющая свои щупальца по всему миру — это не про нас. Единомышленники у нас живут везде, мы одна семья, но организационно российская организация «Евреев за Иисуса» независима и зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.

У миссионеров всегда было желание начать здесь работу. В советское время их не пускали в страну, Библия была под запретом. Многие христианские организации, не только еврейские, смотрели на СССР как на невозделанное поле и искали разные выходы на него — известны истории поимок миссионеров с Новыми Заветами на таможне. У «Евреев за Иисуса» все началось с Одессы.

Нашелся один человек, Ави Снайдер, который решился поехать в СССР в это непростое время. 1991 год, Союз только развалился, в стране проблемы с едой. Поскольку одесский пиетет перед Москвой в то время еще существовал, следующее отделение Снайдер решил открыть в столице. Он передал руководство местным активистам, и организацию возглавила Элла Липкина, член Центральной Баптистской Церкви Москвы. 1993 год мы считаем отправной точкой для России. Тогда наша миссия провела первую крупную акцию в Москве.

Что это была за акция?

Собрались волонтеры из многих церквей, вышли на улицы города в одежде с символикой «Евреев за Иисуса», рассказывали прохожим про Бога и Библию, о том, что вера доступная, а самое главное — что это истина. Мы хотели донести до евреев Москвы и России Благую Весть об Иисусе Христе.

Такая просветительская деятельность у станций метро и на площадях была необычна для еще недавно советской Москвы. Здесь религиозные деятели не привыкли идти к народу. Как люди встретили ваши пикеты тогда?

Это было бурное время. Православная церковь не ходила в народ — они считали, что храмов и ярких куполов достаточно, и человек сам к ним придет. Но даже в Библии написано: как уверовать, если не будет проповедующего? Поэтому мы решили говорить о Боге прямо и открыто, без намеков, но и не навязываясь. Мы старались делать это креативно, наши дизайнеры создавали привлекательные и доходчивые листовки.

В 90-е было очень много самых разных откликов на нашу работу, куда больше чем сейчас. Это было время открытых эмоций в политической и религиозной жизни общества, тогда многие приходили к нам и становились христианами. Было и много оскорблений, случаев рукоприкладства. Этот всплеск религиозных чувств у россиян привел в 90-е годы к рождению Евангельской церкви. Я имею в виду протестантское движение, оно сейчас уже окрепло (более 300 церквей только в Москве), а тогда был период его расцвета.

В прессе сохранились упоминания о нападениях на ваши пикеты националистов, о том, что бдительные граждане сдавали в милицию ваших волонтеров. Время было опасное, священников убивали. У вас была служба охраны пикетов?

Опасения у нас, конечно, существовали, но охрану мы никогда не нанимали, потому что были убеждены: нас охраняет Бог. Даже когда наших людей задерживали и отвозили в отделения милиции, их всегда отпускали, и не было ни одного случая, чтобы кого-то арестовали или осудили. Вот самый тяжелый инцидент, о котором мне известно: один человек ударил нашего сотрудника и сломал ему нос. Случаи физического нападения, несмотря на неспокойное время, были лишь эпизодическими, хотя, отправляя добровольцев на улицу, мы обязательно их готовили и предупреждали, что такое может произойти. Люди шли с готовностью, они считали это честью — пострадать за Христа.

Я хорошо помню, как в 1998 году у нас проходили пикеты рядом с людьми из РНЕ, у которых была свастика на рукавах. Они распространяли свои газеты, а я раздавал листовки «Евреев за Иисуса». Конечно, это было очень неприятно, такое соседство. Через год РНЕ в Москве, к счастью, запретили. Сейчас такую ситуацию сложно даже представить, но тогда это было реальностью.

В 90-е годы нередко можно было услышать, что вы секта. Причем обвиняли вас как иудеи, так и православные.

Это абсолютная глупость и миф, мы не секта, все, что мы делаем — делаем бесплатно, наши книги и занятия бесплатны, нет никакой корысти, о которой пишут наши оппоненты. Я вам расскажу, как такое суждение, на мой взгляд, появилось. В 90-е годы случился удивительный альянс: у нас начались проблемы одновременно с ортодоксальными иудеями и православной церковью.

Ортодоксам из синагог удалось убедить православных, что мы секта иудаизма, а православные тогда как раз боролись с сектами. Про нас стали говорить по радио и телевидению, публиковать статьи в газетах, но нам легко удалось отстоять правду, ведь мы являемся христианской организацией (и зарегистрированы так), и не имеем отношения к современному иудаизму. Вся эта история исчезла, как дым, никто ее больше не вспоминал. Настоящей причиной возникновения оппозиции стал тот факт, что мы были успешными, и это вызвало серьезную обеспокоенность у раввинов. Они приняли меры, после чего на свет появился этот миф. Шум в СМИ тогда принес нам больше пользы, чем вреда.

Против вас, насколько мне известно, была создана специальная антимиссионерская организация, лига «Маген».

Да, некоторое время у нас была жесткая конфронтация, но сейчас я даже не уверен, что эта лига существует. Главная цель, которую они ставили (но не в уставных документах, ведь это противозаконно, а лишь устно и в публикациях) — мешать работе «Евреев за Иисуса». Создание этой организации было продиктовано обеспокоенностью иудеев успехами нашей деятельности. Они считали, что мы разлагаем еврейский народ, перетаскиваем его в христианство.

Подобные структуры, направленные против нас, существуют и в других странах: США, Канаде, Украине, Израиле. Украинскую и российскую организации возглавляет Александр Лакшин. Одно время они были очень активны, и противодействовали «Евреям за Иисуса» зачастую с помощью очень непорядочных методов: нападали на пикеты, устраивали драки, плевались, оскорбляли.

Однажды «Маген» предприняли против нас попытку провокации, очень неудачную для них. Это произошло в Днепропетровске, они отправили на улицы города совсем молодых людей без тормозов. Те опускались до рукоприкладства и даже прижигали руку нашего сотрудника сигаретой. Известно, что истинный христианин не платит злом за зло, наши не отвечали на провокационные действия. История обернулась для «Магена» позором, а про нас говорил весь город, поскольку все эти неприятные инциденты происходили на глазах у прохожих.

Днепропетровцы видели огромную разницу в методах, и мы радовались, но не рекламе, а тому, что зло обернулось добром — народ сочувствовал нам и ругал невежд. «Евреи за Иисуса» надеялись, что люди через этот случай задумаются о Христе. Больше таких историй с нами нигде не происходило, острота конфликта давно прошла, хотя настороженное отношение к нам со стороны иудеев сохранилось.

Мы всей своей работой хотим показать (и это является движущей силой для нас), что любим еврейский народ, в этом Иисус пример для всех. В иудаизме есть одно очень важное понятие: правоверные евреи ожидают прихода Машиаха, то есть Мессии. Мы хотим рассказать им, что Он уже пришел две тысячи лет назад и что Он грядет снова, чтобы наши братья по крови обрели истинную веру. Но мы не хотим никому ее насильно навязывать.

Вас не пытались запретить, когда появились эти обвинения в сектанстве?

Нет, от властей России никогда не было действий, направленных прямо против нас. Но мы испытываем те же трудности, что и большинство протестантских церквей России, чувствуем холодок в отношении со стороны власти. Например, нам трудно получить разрешение на уличный концерт. Кстати, «Евреи за Иисуса», никогда не скрывали, что мы протестанты, христиане по вере и евреи по национальности.

Есть мнение, что в 90-е годы, когда произошло полное обнищание населения, пенсионеры и молодые люди из регионов бывшего СССР шли к вам, потому что надеялись с вашей помощью попасть в Москву. Писали даже, что вы бесплатно выдавали джинсы.

Ничего мы не выдавали, кроме футболок с надписью «Евреи за Иисуса». Насчет джинсов — мне кажется, я знаю как этот миф родился. В 90-е шло много гуманитарной помощи для России из-за рубежа, были там и джинсы, но у «Евреев за Иисуса» ее не было. В основном гуманитарку раздавали в евангельских церквях. Я это прекрасно помню, поскольку сам бедствовал и получал ее, будучи ученым-физиком с такой зарплатой, на которую ничего не купишь.

О том, будто с «Евреями за Иисуса» можно было попасть в Москву, в смысле что-то выгадать для себя, написал тот, кто не знает ничего о миссионерском труде. Он такой же сложный, как, скажем, труд учителей, психологов, всех специалистов, имеющих дело с реальными нуждами граждан, самых разных слоев общества. У нас не смогут удержаться те, кто пришел из корысти, те, у кого нет любви к своему делу и к людям. Возможно, именно поэтому в московской организации у нас всего пять человек, остальные работают на добровольной основе, то есть волонтерами.

Кто эти пять человек? Вы предъявляете к кандидатам какие-то особенные требования?

Да, они должны быть крепкими христианами, евреями по крови и прихожанами одной из евангельских церквей Москвы. Но такие требования предъявляются только к сотрудникам миссии. Вообще, наша организация открыта для всех, кто искренне хочет служить Богу. Например, мы сотрудничаем с православными, с церковью Александра Борисова, последователями священника Александра Меня — там среди прихожан много евреев. Правда, в 90-е годы наше сотрудничество было более открытым и плотным. Мы ходили к ним, а их люди ходили к нам на шаббат.

Вы были ученым-физиком и вдруг поверили в Бога. Это произошло из-за страха смерти или по другой причине?

Я защитил диссертацию, работал в Академии наук и был успешным специалистом. В конце 80-х — начале 90-х годов я занялся тем, что в русской литературе называется богоискательством, искал смысл жизни. Нашел его после личного откровения, личной встречи с Богом. Став верующим, я не оставил науку сразу, наоборот Господь благословлял мой исследовательский труд. Впоследствии я услышал призыв Божий с большей полнотой и понял, что мне следует служить только ему, после чего ушел работать сначала в церковь, а потом в миссию «Евреи за Иисуса».

Вы упомянули, что отмечаете шаббат. Ваши же оппоненты называют вас сектой в том числе и потому, что вы обманываете евреев, читаете Библию на русском языке, не изучаете иврит, не знаете идиша и на самом деле уводите евреев от традиции.

Нет, это совсем не так. Мы никого не обманываем. Я слышал обвинения в том, что у нас якобы ненастоящий шаббат. Во-первых, спорный вопрос, что представляет собой настоящий. Во-вторых, наша-то цель как раз и состоит в том, чтобы дать глубокое понимание Библии, используя именно еврейские традиции — без них невозможно понять глубину Писания. Его создание завершилось в глубокой древности, около двух тысяч лет назад, и далеко не в Москве, поэтому понять Библию здесь и сейчас, не погружаясь в еврейские традиции, невозможно. У нас действительно нет курсов по изучению иврита, у нас библейские занятия, а не языковая школа, но мы поощряем желание людей изучать этот язык.

Конечно, мы не соблюдаем тот объем еврейских традиций, который требует синагога, но мы ведь и не синагога. «Евреи за Иисуса» любят еврейскую традицию, но для нас главное это Бог. Ее мы используем как леса для построения настоящей веры, прямых отношений с Всевышним для каждого человека. Например, протестанты выступают за то, чтобы молитвы шли от сердца и человек произносил их своими словами. На наших же праздниках мы читаем записанные еврейские молитвы, пытаясь продемонстрировать, какие они красивые, с каким пиететом человек древности относился к Создателю, показать трепет еврейского народа перед Богом, сохраненный в традиции.

Почему «Евреи за Иисуса», а не просто «За Иисуса»? Ведь в Москве евреев не так уж и много, и этот город никогда не был еврейским.

Все-таки наша прямая задача — говорить об Иисусе именно евреям, мы для этого были созданы. За всю историю христианства миссионеров посылали во все концы Земли, ко всем народам, кроме этого — ему доставались лишь страшные преследования. После Второй мировой войны отношение к нам Церкви изменилось, оно стало более христианским. Она протянула руку народу Библии, в том числе, через создание нашей миссии.

По поводу числа евреев. Относительно бывшего СССР Москва — самый еврейский город. Их здесь, конечно, меньше, чем русских или мусульман, дай Бог около 150 тысяч наберется, но это очень много относительно других городов бывшего Советского Союза. Если еще учитывать, что еврейство определяется по-разному и помнить о боязни антисемитизма, из-за которого люди скрывают, что свое происхождение, то тогда цифры могут быть больше.

Наше название пришло от оппонентов. Мы изначально назывались «Хинени», что на иврите означает «вот я». Это цитата из книги пророка Исайи, который таким образом положительно ответил на Божий призыв. Когда же наше движение стало заметным, начались негативные публикации в еврейской религиозной прессе, где нас начали называть «странными евреями за Иисуса». Лидерам миссии это понравилось, и название сменили на «Евреев за Иисуса». Оно действительно более удачное, все сразу ставит на свои места — короткий способ сказать длинные вещи.

В сети я нашел подробную публикацию о том, как к вам засылали «крота». Это якобы произошло во время масштабной кампании «Евреев за Иисуса» в Санкт-Петербурге в 1997 году.

Так, так, интересно!

Так вот, этот лазутчик утверждает, что в его группе волонтеров из 35 человек было всего трое евреев, остальные украинцы, белорусы и русский. В итоге он делает вывод, что все это надувательство, чтобы получать западные гранты.

Человек ошибся, возможно, совсем не со злобы и не для навета, а искренне. Я объясню, в чем могло быть дело. У нас евреем быть обязательно только если ты штатный сотрудник, а не волонтер. Для волонтеров у нас нет никаких ограничений. Человек любой национальности может прийти и помочь нам, и в Санкт-Петербурге запросто могли участвовать граждане разных стран, самых разных национальностей.

Насчет финансирования — мы существуем на пожертвования, это наша принципиальная позиция (никакой коммерции или производства). «Евреи за Иисуса» никогда ничего не скрывают от тех, кто нам жертвует. Наоборот, стараемся давать подробные отчеты о наших проектах (их, кстати, можно увидеть и в интернете). Обвинения в надувательстве смешны, нет никакого смысла кого-то обманывать, ведь ложь вскроется рано или поздно, пожертвования прекратятся. Я уж не говорю о том, что Библия учит честности — для нас обман неприемлем.

Как вы думаете, возможно ли возвращение времени, схожего с 90-ми? Возможно ли возрождение такого же интереса к религии?

Среди протестантов существует два противоположных мнения о будущем России. Первое — пророчество миссионера Хадсона Тейлора, которое он получил еще до Первой мировой войны. Тейлор увидел, что будет Первая и Вторая мировые войны, что в России будет власть безбожия, коммунистический режим, который потерпит крах. Все это исполнилось, но в пророчестве есть еще один пункт, и вот его приблизительный пересказ: в России случится великое пробуждение, из нее по всему миру пойдут миссионеры и будут нести людям свет, после чего придет Иисус Христос и наступит конец света. Многие спорят, говорят, что 90-е были великим пробуждением России, мол, уже все исполнилось, теперь только жди конца света. Но миссионеров-то отсюда почти никуда не посылали. Пробуждение нашей страны еще впереди, на мой взгляд.

Второй вариант будущего России связан с ужасной идеологией холодной войны прошлого века. Считается, что наша страна и в грядущем останется источником зла. Описание России некоторые верующие видят в знаменитом пророчестве из 38 главы книги пророка Иезекииля. Там рассказывается о Гоге из страны Магог, который объединит страны, и они пойдут против народа Божьего, почти уничтожат его, но придет Господь лично, спасет евреев, накажет нападавших, и случится конец света.

Многие за рубежом считают, что Гог из страны Магог — про Россию. У нас эту точку зрения совсем не разделяют. Страна, по моему мнению, стоит на перепутье, и только от нас, ныне живущих россиян, зависит, какой сценарий будет реализован. Россия может быть источником зла, это доказали 70 лет безбожия. Но я допускаю и хочу хорошего развития сценария. Возможно, этот выбор происходит прямо сейчас.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *