Содержание

Иудаизм – первая по времени возникновения монотеистическая религия. В истории иудаизма, которая насчитывает более 3000 лет, различают три периода: библейский, талмудический и раввинистический.

Происхождение иудаизма тесно связано с историей еврейского народа – движением в начале II тысячелетия до н.э. западно-семитских племен из Месопотамии к побережью Средиземного моря. Термин «еврей», вероятно, происходит от глагола, обозначающего «пересекать, переходить» — т.е. «перешедший реку». По сей день практически единственным источникам сведений об истории евреев остается Танах, и установить, в какой момент древнееврейская история перестает быть чисто легендарной почти невозможно.

Развитие древнего иудаизма основано на трансформации представлений о племенном боге в представление об абсолютной власти Всевышнего – единого Бога, творца всего сущего. Вера в единого Бога — центральная идея иудаизма.

Основополагающие принципы иудаизма изложены в десяти заповедях (Парохет. Россия. 1898 г.). Согласно библейскому тексту, десять заповедей, провозглашенные Богом еврейскому народу, были начертаны на двух каменных плитах — Скрижалях Завета. В книге Исход рассказано о том, как пророк Моисей, поднявшись на гору Синай, получил от Бога Скрижали (Декоративное блюдо. Центральная Европа, XVIII в.).

В Торе Скрижали Завета именуются также Скрижалями Свидетельства, как вещественное свидетельство Завета – договора, заключенного между Богом и народом Израиля: Всевышний принял на себя обязанность покровительствовать евреям при условии соблюдения ими десяти заповедей. Согласно библейскому повествованию, Скрижали (Тора-шилд. Центральная Европа, вторая пол. XIX в.) хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии – переносном святилище, изготовленном в пустыне, а позднее был установлен в Иерусалимском храме.

Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека, остальные шесть – отношениям людей между собой (Тора-мантл. Россия, кон. XIX – нач. ХХ в.).

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права вероучения современного иудаизма: Танах (Тора) и Талмуд (Сефер Тора. Восточная Европа, кон. XIX в.).

Экспозиция раздела рассказывает посетителям обо всех трех этапах развития иудаизма: здесь представлены предметы еврейского ритуального обихода — памятники культуры Центральной и Восточной Европы XVIII — XX вв., в декоре которых ведущую роль играют библейские мотивы и образ Иерусалимского храма.

Посетителям предоставляется свобода выбора – знакомство с каким из этапов развития иудаизма предпочесть во время визита в музей, какой ракурс выбрать для рассмотрения истории иудаизма? Одни, главным образом, юные посетители, могут выбрать библейский период. Другие – получить информацию о возникновении монотеизма. Третьи – попытаться разобраться в том, какой представляли себе в XVIII — XX вв. европейские евреи свою древнюю историю.

Это дает возможность проводить параллели и находить аналогии в прошлом и настоящем иудаизма, воспринимая его как живую, продолжающую развиваться в наши дни религию еврейского народа.

Что такое иудаизм?

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

Стена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия?

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

На фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все «нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Что такое иудаизм?

Иудаизм – еврейская религия, основанная на знаниях, которые наш народ получил от Творца на горе Синай. Эти знания передаются без изменения, в точности из поколения в поколение.

Постулаты иудаизма

Подробную статью об основных принципах иудаизма читайте .

Рамбам в комментарии на трактат Санедрин формулирует 13 принципов еврейской религии:

  • Творец – источник существования всего мира.
  • Единство Творца.
  • Нематериальность Бога.
  • Первичность Бога.
  • Служба только Творцу.
  • Пророчество.
  • Величие Моше и его пророчества.
  • Истинность Торы.
  • Неизменность Торы.
  • Знание Творца обо всем, что происходит.
  • Награда за выполнение Его воли и наказание за нарушение.
  • Приход Машиаха.
  • Воскрешение из мертвых.

Основные понятия иудаизма

Представление о Боге

Подробную статью о том, кто такой в представлении иудаизма Бог, читайте .

Согласно иудаизму, Бог – это Высшая Сила, создавшая весь мир, которая постоянно поддерживает его существование. Истинную сущность Бога невозможно постичь. Единственное, что мы можем знать о Нем, основано на отношении Творца к Его созданиям. Рамхаль в своей книге Адир ба-Маром пишет: «Когда мы говорим о Творце, несомненно, мы имеем в виду не Его сущность, а только Его деяния».

У Бога нет тела, Он Один и неделим, то есть не состоит ни из каких частей.

Евреи и не евреи

Не евреи

Творец создал человека, чтобы дать ему величайшее благо, которое только может быть. Как евреи, так и не евреи были созданы для этой цели. И как евреи, так и не евреи любимы Богом, как сказано в Пиркей Авот (3:14): «Любим человек, который был создан по образу и подобию (Творца)».

Чтобы люди не потеряли связь с Создателем и свою человечность, Бог повелел всем жителям мира выполнять 7 заповедей, которые называются Семью заповедями детей Ноя. Соблюдающий эти заповеди удостоится удела в Будущем мире.

Вот эти заповеди:

  1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
  2. Запрет богохульства — почитание Бога.
  3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
  4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
  5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему

Евреи

Подробную статью о евреях, их сущности и миссии читайте .

Евреи сто лет назад возле Стены Плача

Творец избрал еврейский народ, чтобы благодаря близости к Нему он помогал всем людям мира приближаться к Богу. Для этой цели еврейскому народу была дана Тора – своего рода Божественная инструкция, и 613 заповедей.

Тора называет еврейский народ «святым народом» и также «избранным народом», как сказано: «Ибо народ святой ты у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли» (Дварим, 7:6, 24:2).

Однако это вовсе не значит, что евреи лучше других. У каждого в мире своя миссия, и все зависит о того, как человек выполняет то, что на него возложено. Сказали наши мудрецы: «Рабби Меир говорит: не еврей, изучающий Тору (под Торой здесь подразумеваются 7 заповедей сыновей Ноя), приравнивается к первосвященнику (наивысшая степень святости в еврейском народе)» (Талмуд, Санедрин, 59а). А в книге Тана Девей Элияу пророк Элияу говорит: «Беру я себе в свидетели землю и небеса, что будь то еврей, будь то не еврей… все зависит от поступков человека, и в соответствии с ними дух святости находится в нем» (гл. 7).

Действующие силы духовного мира

Ангелы — это духовные, бестелесные сущности, сотворённые для того, чтобы быть посланцами Творца, исполняя всё, что Он пожелает. Каждый из них предназначен для определённого дела, которое должно быть исполнено в соответствии с Высшей Волей.

Подробную статью об ангелах читайте .

Черти, демоны, злые духи

Согласно иудаизму, то, что называют чертями, не выдумка – это творения Всевышнего, которые являются промежуточными между духовными и материальными. И есть злые духи – ангелы, которые существуют, чтобы творить различные виды зла и наносить вред в этом мире. Функция таких созданий – мешать людям выполнять волю Творца. Как уже было сказано, это необходимо, чтобы у человека была свобода выбора.

Подробную статью о чертях читайте .

Подробную статью о злых духах .

Сатана

Сатана тоже ангел Творца, функция его — быть обвинителем, фактически прокурором на Небесном Суде.

Подробную статью о Сатане читайте .

Религии народов мира и иудаизм

Чтобы люди, которые придерживались разных суждений, пришли к единому мнению, нужно время. Так и для того, чтобы та или иная вера сформировалась и укрепилась, тоже необходимо время. У каждого верования обычно есть основоположник, который стремится передать другим то, что якобы Бог повелел ему открыть. Во многих случаях какой-то правитель силой принуждал своих подданных принять его веру.

Это то, что касается религий, изобретенных людьми. Но иудаизм – путь жизни, который открыл Сам Бог за короткое время на горе Синай.

Шестьсот тысяч сынов Израиля, мужчин от двадцатилетнего возраста и старше, находились в египетском рабстве, когда их представители Моше и Аарон по воле Всевышнего предстали перед могущественным фараоном. В их распоряжении были знамения и чудеса, с помощью которых они могли изменять порядок вещей, установленный еще при сотворении мира.

Фараон не мог ни скрыться от них, ни предпринять что-то для них губительное, ни оградить себя от десяти ужасных казней, которые поразили воды, землю, воздух, растительность и все живое в Египте, в том числе тела и души его жителей. А когда пришло время, Бог Своей Рукой вывел еврейский народ из Египта, затем в пустыне Он «спустился» на гору Синай и передал всему еврейскому народу Письменную и Устную Тору. С тех пор евреи изучают Тору и выполняют ее заповеди. Так возник иудаизм.

Святые книги в иудаизме

Письменная Тора – Танах

torah scroll book close up detail

Всевышний продиктовал Моше весь Хумаш (Пятикнижие). Позже пророки записали еще 23 книги, вошедшие в Танах (еврейская Библия). Само слово «Танах» — это аббревиатура 3 слов: Тора (Хумаш, или Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания). Надо знать, что весь Танах нередко называют Торой в широком смысле.

Из каких книг состоит Танах

Непосредственно Тора состоит из 5 книг: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).

Устная Тора

Вместе с Письменной Торой Творец обучил Моше и Устной Торе, в которой объясняются многие части и детали Торы Письменной. Эта Тора передавалась устно из поколения в поколение, причем в точности.

О том, почему можно быть уверенным, что Тора передавалась без изменений, читайте .

После разрушения Второго Храма положение народа становилось всё тяжелей — евреи потеряли государственную независимость, а враждебность Рима продолжала возрастать, и римляне пытались помешать евреям соблюдать законы иудаизма во всех областях жизни.

Когда императором стал Антонин Пий, отношение к евреям наконец изменилось к лучшему. Император симпатизировал евреям, дружил с их лидером рабби Йеудой а-Наси (Раби). Рабби Йеуда знал, что, когда в очередной раз власть в Риме переменится, гонения на еврейский народ возобновятся с удвоенной силой, и он понял, что пришло время позаботиться о том, чтобы Устная Тора не была утрачена. Он решил собрать вместе всех мудрецов Земли Израиля и великих знатоков Торы из Вавилонии, чтобы они сверили варианты Мишны, до той поры передававшиеся изустно, и после тщательной сверки записали лучшие варианты.

Решение записать Мишну – невзирая на запрет записывать Устную Тору – было основано на стихе из Теилим (119:126): «Время действовать ради Господа — они нарушили Тору Твою». Его толкуют так: бывают времена, когда во Имя Небес необходимо нарушить какое-то из установлений Торы (разумеется, решения подобного рода принимаются мудрецами). То есть в случае, если существует опасность, что слова Торы будут забыты, их разрешено записать.

Позже рабби Хия составил дополнения, названные Тосефта (от слова «тосефет» – «добавление»). Однако немалая часть Устной Торы все еще оставалась незаписанной и по-прежнему передавалась устно. Эта часть называются Барайта (от арамитского слова «бар» – «вне», т.е. знания, которые не были записаны в Мишне и остались как бы вне ее).

Мудрецы Израиля заучивали мишнает, барайтот и тосефтот наизусть и прекрасно их знали. Кроме того, они заучивали пояснения великих мудрецов Израиля к мишнам и барайтам.

В наше время этот факт древней жизни кажется фантастическим, однако заучивание наизусть происходило с необычайной добросовестностью и педантизмом, причем это было довольно массовым явлением, без преувеличения, нормой жизни для наших мудрецов.

Основным занятием мудрецов Израиля того времени было углублённое изучение мишнайот. Для этого они использовали различные методы и способы углублённого анализа, например, логическое «выведение» из слов Мишны (когда на основе упомянутого делают выводы о том, что не упомянуто), сравнение различных мишнайот между собой и сравнение их с барайтами и тосефтами. Обсуждение было чаще всего коллективным и происходило в батей мидраш («домах учения»). Кроме того, амораим обсуждали мнения великих мудрецов, комментирующие мишны и барайты. Во многих случаях мы видим, что мудрецы спорят о том, как правильно понимать ту или иную мишну.

Поскольку такие прояснения, а также дискуссии имели большое значение для понимания Мишны, они также заучивались и в точности передавались из поколения в поколение.

В связи с многочисленными сложностями и бедствиями, которые продолжал переживать еврейский народ, невозможно было не опасаться, что прояснение смысла Мишны, достигнутое таким титаническим трудом, может быть утрачено. Поэтому признанные мудрецы поколения приняли решение записать тот огромный объем знаний, который был накоплен к тому моменту. Первый раз это было сделано в Эрец Исраэль рабби Йохананом – речь идет о Талмуде, известном как Иерусалимский.

Название может ввести в заблуждение: на самом деле этот Талмуд был записан в Тверии, но назван «Иерусалимским», поскольку с Иерусалимом отождествлялась вся Эрец Исраэль. Многие ранние комментаторы называют этот труд «Талмуд Эрец Исраэль».

Примерно через 250 лет великие мудрецы Равина и рав Аши вместе с другими мудрецами своего поколения записали в Вавилонии Талмуд, называемый Вавилонским.

Основные принципы иудейской религии

Согласно ортодоксальному иудаизму, еврей – это человек, родившийся от матери-еврейки и не переменивший вероисповедания или прошедший ортодоксальный гиюр и соблюдающий все религиозные установления.

В религиозном представлении, которое не совпадает с обыденным, общечеловеческим, еврей – это не этническое понятие, а мировоззренческое. У истинного еврея понятия национального и религиозного совпадают, они должны быть тождественны и неразделимы.

Основные принципы иудейской религии были выведены великим еврейским мудрецом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам, а европейцам – как Маймонид. Эти принципы признаются каноническими в классическом (ортодоксальном) иудаизме.

Первый принцип. Бог – один, он единственный в своем роде. Бог сотворил человека по образу и подобию своему (концепция «богочеловека») – следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

Иудеи представляют себе единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору – Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в этом мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он – первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, – Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог – есть Дух, Мысль и Слово. Бог один и он реален. Чтобы лучше осознать это, каждый еврей должен ежедневно читать молитву «Шему»: «Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь – един».

Второй принцип. Бог совершенен. Бог является абсолютным Разумом, он всемогущ. Бог является источником благости, любви и справедливости.

Иудаизм уникален не только тем, что впервые изобрел монотеизм. Эта религия впервые дает образ бога как личности. Бог-личность предполагает наличие волевого начала в мире. Сотворение мира – акт проявления воли Бога. Мир сотворен им, потому что он хотел сотворить этот мир.

Бог – не только абсолютная вечная сущность, но и неограниченная воля. Его действия проистекают из Его желания. Исключительно духовная сущность Бога отличает его от любой другой сущности в мире и делает его высшей инстанцией. Боги других верований подвержены неким высшим силам. Бог не подчиняется никакой другой силе и не зависит ни от чего, кроме самого Себя. В мире не существует силы выше Него. Бог является абсолютным властелином всего мира.

Третий принцип. Тора – священная книга для всех иудеев. Авторитет Торы непогрешим и нерушим.

Богодуховенность Ветхого Завета является догматом для иудейской религии. Первые пять книг, которого составляют Тору, – священны, ибо их дал сам Бог. Тора – это не только Закон, это наука. Тора – верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет для израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак – знание, а знать – значит делать. Тора – это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только это: Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.

Четвертый принцип. Жизнь – это постоянный диалог Бога с человеком. Все, что делает как отдельный человек, так и целый народ, оценивается Богом, потом Всевышний воздает по заслугам, чаще всего при жизни.

Иудейский Бог создал мир и человека в нем и хочет, чтобы сотворенный им человек вел себя в этом мире так, а не иначе, что подчеркивает наличие воли Бога. Персональность Бога позволяет человеку строить свои взаимоотношения с Богом на межличностном уровне, на уровне «я – ты». Человек может вступать с Богом в прямой диалог, разговаривать с ним без посредников.

Согласно Торе, между Богом и человеком существуют личные взаимоотношения. Человек обращается непосредственно к Богу, и Бог вступает в диалог непосредственно с человеком. Обращаясь к Богу, человек пользуется выражениями, придающими Богу человеческие черты, так как другого способа выражения человек не знает. Это явление, называющееся антропоморфизмом, определяет двустороннюю связь между Богом и человеком и характеризует их отношения как отношения личностные, персональные. Просьба человека, обращенная к Богу в страхе или восхищении, молитва человека, его вопль могут прорваться к Богу только на человеческом языке.

Взаимоотношения между человеком и Богом занимают в Торе центральное место. Монотеистический иудаизм основан не на размышлении о Боге, а на стремлении к Нему, и в этом проявляется совершенно новый подход к понятию Бога. Вера в Единого Бога в Торе построена на высочайшей степени преданности человека Богу, она требует от человека полной отдачи. Человек не может обращаться к другим богам.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог дает возможность жить и быть праведным. Бог наблюдает за человеком, Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Божественная сила распространяется по всему миру, она во всех проявлениях жизни. Бог – помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков: гордости, эгоизма, ненависти и вожделения.

Пятый принцип. Человек бесценен, так как он является созданием Бога. Каждая жизнь уникальна. Назначение человека – служба Богу – постоянное всестороннее духовное совершенствование.

Еще в первых главах Тора дает два противоречивых описания человека, отражающих его двойственную природу, содержащееся в нем внутреннее противоречие. В первой главе Бытия говорится: «И сотворил Господь человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину – сотворил Он их». Во второй главе сообщается нечто противоположное: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».

Таким образом, в основе представления о человеке в иудаизме – характеристика его как создания психофизического. Он одновременно является и прахом земным, и образом Божьим. Первое подчеркивает физическую, биологическую сущность человека. Человек выступает здесь как часть живой природы, «душа живая», материальный объект, подчиняющийся законам физики и биологии. Вместе с тем человек наделен чем-то таким, что не является частью природы, чем-то стоящим над природой, противостоящим ей, в нем есть частица Бога. Тора не разъясняет, в чем именно человек подобен Богу, а лишь утверждает важное антропологическое и социологическое понятие: человек подобен Богу. Являясь частью природы, человек одновременно стоит как бы вне ее. В этом отражается двойственность человека – праха земного и подобия Бога.

Человек находится под влиянием собственной биологической сущности. В отличие от христианства, иудаизм не видит ничего плохого в том, что человек создан из земного праха, что он обладает телом с его физическими потребностями. Такова природа человека. То, что человек является физическим, материальным созданием, лишь подтверждает, что он не Бог. Вместе с тем человек создан по образу Бога. Этим обуславливается его духовный потенциал, и в этом его ценность.

Шестой принцип. Равенство всех людей. Все люди равны перед Богом. Каждый человек является сыном Божьим, всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении единения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная помощь.

Бог не разделяет людей по социальному уровню, достатку, цвету кожи или языку, на котором они говорят. Главное в человеке – это его духовное начало, и в этом все люди равны.

Седьмой принцип. Богоизбранность еврейского народа. Бог наложил на евреев особую миссию – донести божественные истины до человечества и посредством этого помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет невозможно отменить. С одной стороны, Завет дает всестороннюю поддержку Бога, а с другой – он налагает на еврейский народ очень высокий уровень ответственности.

Идея избранности традиционно интерпретируется евреями двумя способами: с одной стороны, это Бог избрал израильтян, а другая идея состоит в том, что израильтяне выбрали Бога. Хотя этот выбор и был коллективным, но он был сделан свободно. Решающее значение понятия избранности в том, что оно создает обязательства исключительно для евреев, а не евреи получили от Бога другие пакты и другие обязанности.

Восьмой принцип. Предложение всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на все человечество.

В то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите – гиюр). Однако иудаизм может принять любой человек, пройдя специальное посвящение.

Девятый принцип. Принцип полного господства духовного начала над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и мира материального. Бог – безусловный Владыка материи, как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

В иудаизме все сущее имеет свое духовное начало, и цель каждого человека – постичь, распознать это духовное. Например, считается, что чтением Торы или повторением молитвы человек взывает к этому началу.

Десятый принцип. Вера в приход Мессии (Мошеаха) – спасителя.

Машиах является царем, прямым потомком царя Давида, и, согласно традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым. Когда он придет, то воздаст всем праведникам по заслугам.

Иудеи до сих пор ожидают прихода Мошеаха. Тора учит, что Мессия принесет иудеям политическое освобождение, соберет всех евреев в израильских землях и наладит правильный миропорядок на всей земле. Тогда, возможно, все люди станут иудеями.

Одиннадцатый принцип. Принцип воскрешения из мертвых в конце дней (эсхатология). Вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Согласно иудаизму, умершие воскреснут в своих же телах и станут жить на земле в вечном благе. Но это касается только праведников. О том, что произойдет с остальными, до сих пор ведутся споры. Некоторые богословы полагают, что они отправятся в место, подобное христианскому аду. Другие же считают, что они просто останутся в небытии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *