«Шуль» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Шул (значения) .

Часть серии по

Евреи и иудаизм

  • Этимология
  • Кто такой еврей?
  • Категория
  • Портал

Синагога на Элдридж-стрит , Нью-Йорк, СШАСинагога на Принсес-роуд , Ливерпуль , ВеликобританияСинагога Юсефа Абада , Тегеран , Иран

Синагога ( / s ɪ п ə ɡ ɒ ɡ / , от Древнегреческий συναγωγή , Синагога , ‘сборки’; иврит : בית כנסת бет кнессета , ‘Дом сборки’, или בית תפילה ставки tefila , «дом молитвы «; идиш : שול шул , ладино : אשנוגה esnoga ,»яркий , как огонь», или קהל кагал ) является еврейским ( в основном) или самаритянин (редко) молельный дом . В синагогах есть большое место для молитв (главное святилище ), а также могут быть помещения меньшего размера для занятий, а иногда и общественный зал и офисы. Некоторые из них имеют отдельную комнату для изучения Торы , называется בית מדרש Беф мидраш , лит «дом учебы».

Синагоги — это освященные помещения, используемые для молитв, чтения Танаха (всей еврейской Библии , включая Тору ), учебы и собраний; однако синагога не обязательна для богослужений . Галаха считает, что общинное еврейское богослужение может проводиться везде, где собираются десять евреев ( миньян ). Поклонение также может проводиться в одиночку или с участием менее десяти человек. Однако в галахе определенные молитвы считаются общими, поэтому их может читать только миньян. С точки зрения своих специфических ритуальных и литургических функций синагога не заменяет давно разрушенный Храм в Иерусалиме .

Один из величайших еврейских поэтов, философ, талмудист и ученый рабби Иегуда Галеви в качестве введения в свое философское произведение «Кузари» использовал старинное предание, легенду о том, как хазарский царь принимал иудаизм.

Легенда гласит, что царю, усердно и всем сердцем служившему языческим богам, во сне явился ангел, который сказал ему: «Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!»

Царь стал еще более усердно совершать богослужения, однако опять явился ангел к нему во сне со словами: «Твои помыслы искренни, но дела твои не угодны Б-гу!» Чтобы разобраться в своих религиозных убеждениях, царь пригласил к себе для беседы философа. Тот, неподвижный и бесчувственный, не сумел ни в чем убедить царя.

Продолжая свои поиски, царь пригласил к себе представителей двух религий – христианской и исламской. Внимательно слушая объяснения каждого из них, он обратил внимание на то, что и христианский священник, и мусульманин ссылались на религиозную традицию евреев, которую оба признавали священной. И тогда царь решил прослушать иудейского мудреца. Его диалог с мудрецом и послужил сюжетом философской книги рабби Иегуды Галеви «Кузари».

В настоящее время факт принятия в VIII веке иудаизма правителями Хазарии, а также частью ее народа не вызывает сомнений. Исследованию этой страницы истории посвящены работы многих ученых, в том числе советского историка М. И. Артамонова.

После принятия иудаизма во время правления царя Овадии в Хазарии были открыты школы для изучения Торы, Мишны, Талмуда, еврейского Закона. Интересно отметить, что в более поздние времена, когда хазарского царства уже не существовало, в раввинской литературе обсуждался вопрос, действительно ли хазары принимали иудаизм. Был найден свидетель, который подтвердил: «Мы видели из их потомков ученых-талмудистов!..»

Иудаизм, как известно, религия евреев. История с хазарским царством указывает на уникальный случай, когда эта религия становится государственной у другого народа. Возникает вопрос, почему же на протяжении тысячелетий иудаизм, с одной стороны, сумел значительно повлиять на формирование мировых религий, христианства и мусульманства, но в то же время сам не стал мировой религией и, за редкими исключениями, вообще не имел распространения среди других народов?

По одному из имеющихся в литературе объяснению этого явления евреи не занимались распространением иудаизма, не рассматривали его в качестве религии для других народов. Он был и оставался религией евреев и только евреев. Согласно другому объяснению, иудаизм не получил распространения из-за сложности его законов, обрядов, предписаний ритуала.

Нам представляется, что ни первое, ни второе объяснение не отражают действительного положения вещей. Что касается сложности обрядовой стороны, то как раз ритуалы иудаизма не были предназначены для распространения среди тех, кто его принимал. Евреям предписано Торой распространять Кодекс семи Ноевых заповедей, который состоит из наиболее универсальных законов и включает веру в Единого Б-га. В этом смысле иудаизм является универсальной монотеистической религией, с библейских времен активно распространявшейся в мире. Царь Соломон во время открытия Иерусалимского Храма молится о том, чтобы Всевышний услышал молитву язычника, который с чистым сердцем обращается к Б-гу. Соломон использовал свои государственные контакты на распространение иудейского монотеизма в разных странах. Не случайно книга Торы «Брейшит» посвящена рассказам о сотворении Вселенной и человека, всеобщей истории человечества, а не только еврейского народа.

Почему же в таком случае иудаизм не стал мировой и, тем более, универсальной религией? И почему именно после разрушения Второго Храма, когда иудаизм, казалось бы, лишился своей былой славы, началось распространение двух мировых религий – христианства и мусульманства, считавших себя наследниками и продолжателями пророческого учения?

Дело в том, что уже в глубокой древности, задолго до разрушения Иерусалимского Храма, иудаизм обладал большой притягательной силой, к нему были обращены взоры многих народов. По оценкам историков, это были миллионы людей в одной только Римской империи. Возможно, не меньше их было и в других странах. О принятии иудаизма царской семьей королевства Хадьеб в империи Парфян в I веке н. э. (36–60 годы) рассказывают историк Иосиф Флавий и Талмуд. Иудаизм прочно и сравнительно надолго (вплоть до конца II века) укрепился в этом королевстве. Во время Иудейской войны его армия воевала на стороне Иудеи против римлян. Предания эфиопов также свидетельствуют о том, что иудаизм или по меньшей мере многие его обычаи были приняты в их стране задолго до распространения там христианства.

Разумеется, далеко не все язычники, приобщавшиеся к иудаизму, принимали его полностью. Это и не вменялось им в обязанность. Требования к ним сводились к минимуму – соблюдению Ноева Кодекса, то есть запрещению идолопоклонства и богохульства, разврата, убийства, насилия, выполнению некоторых других заповедей. Если же язычник хотел полностью следовать Торе, принятие им иудаизма должно было включать обряд обрезания.

Распространение иудаизма не имело четких географических границ, его влияние ощущалось во многих странах Европы, Азии и Африки. Между прочим, для язычников, которые обязывались соблюдать отдельные заповеди, во времена Второго Храма формального ритуала не предусматривалось. Синедрион, заседавший в Храме, пользовался высшим авторитетом в истолковании Закона и решении спорных вопросов иудаизма. Еврейские общины существовали во всех центрах цивилизации, и повсюду доносился свет учения Торы. Если кое-где и возникали ереси или отклонения от правоверного иудаизма, лидирующего положения они не занимали. Однако после разрушения Храма, с изгнанием сынов Израиля из своей страны ситуация коренным образом изменилась. Создался вакуум, который нечем было заполнить.

Получившее распространение христианство делало упор на обращение язычников в новую веру, и первыми среди новообращенных были те, кто до этого находился под влиянием еврейства и иудаизма. Христианство также не требовало от язычников принятия Закона Торы полностью, позволяло ограничиться воздержанием от идолопоклонства, блуда и некоторых других заповедей, входящих в Ноев Кодекс. Христианство, по-видимому, первоначально не противилось и полному принятию Закона иудаизма. Из новозаветной литературы следует, что обрезание, обязательное в случае полного принятия иудаизма, считалось полезным, если соблюдаешь Закон, то есть Тору! Когда позднее, в VII веке, в арабском мире начало распространяться мусульманство, Ноев Кодекс был принят за основу в законе ислама.

Таким образом, Ноев Кодекс можно рассматривать как универсальный вклад иудаизма в общечеловеческую цивилизацию, как связующее звено, объединяющее многие народы, как универсальную норму этического поведения, как основополагающую концепцию международного права.

Материал предоставлен журналом «Лехаим»

Ветхозаветный иудаизм подвергается определенным изменениям с началом нашей эры. Имеет место ряд значимых событий религиозно-политического характера. Например, в 64 году до н.э. Рим завоевал Иерусалим и заставил евреев платить дань. В то же время Иудея при правлении династии Хасмонеев сумела сохранить определенную автономию. В 38 году до н.э. Рим поддерживает восхождение на престол Иудеи Ирода Великого. Правление царя Ирода порождало негодование еврейского народа, поскольку он не являлся чистокровным евреем, а его образ жизни был очень далек от религиозного.

Царь Ирод скончался в 3 году до н.э. и его правопреемником стал сын Архелай, Галилея и Перея стали территориями его второго сына Антипе. В 5 году н.э. в Риме нарастали недовольства из-за бесконечных распрей между Иродовыми сыновьями Ирода, поэтому римский народ передал правление Иудеей императорскому прокуратору. После этого, у Иудея не осталось даже признаков автономии. Цари на престоле сменялись один за другим. Все эти факторы усилили среди народа ожидание скорого прихода Мессии-Освободителя.

Ирод положил начало падению власти и авторитета первосвященников. Ирод боялся конкуренции первосвященников, поэтому он упразднил правило, согласно которому престол цари занимали пожизненно, а также передавался от отца к сыну по наследству. Ирод назначал первосвященниками исключительно самых приближенных и удалял их от власти при любых подозрениях. Ирод сделал самого себя главным хранителем облачения первосвященника.

Однако наряду с этим растет авторитет мудрецов, которые изучали и толковали Писание, не принадлежа к сословию священников. В отличие от священников, мудрецы могли быть выходцами из разных слоев или родов, как Израиля, так и диаспоры. Среди мудрецов стало формироваться устное предание, а его значимость и авторитет они старались поднять и прировнять до уровня Священного Писания.

В этот момент получают распространение синагоги, которые выполняли роль молитвенных домов. В то время они не противопоставляли себя Храму Иерусалима, который по-прежнему был центром религиозной и обрядовой жизни иудеев. Вышеупомянутые мудрецы учили Писанию именно в этих синагогах, пытаясь распространить религиозное учение и собственное толкование Закона среди простого люда. К тому моменту религиозно активное иудейское общество разделилось на несколько течений, самые известные из них были фарисеи, саддукеи, ессеи и зилоты.

Фарисеи ратовали за чистоту иудаизма, и противились контактам с чужеземцами, они также выступали против проведения языческих ритуало-праздников. Фарисеи были участниками движения тех самых мудрецов-книжников, и активно пытались добиться того, чтобы Писание достигло масс, они выступали в роли своеобразных проповедников. Их стали называть «равви», на языке иудеев это было обращение — учитель. Фарисеи проповедовали, что Устный Закон, который состоит из комментариев мудрецов, который в свою очередь порождает и развивает Письменный Закон, что и есть Священное Писание. Мудрецы настаивали на важности неукоснительного соблюдения правил Писания.

У фарисеев был развит культ так называемой рациональной учености и начитанности. А это породило у фарисеев развитие четко и строго иерархической системы обучения. Именно Писание фарисеев и стало тем, что мы сегодня называем ветхозаветный иудаизм, согласно которому они верили во всеобщее воскресение, в бессмертные души и бытие ангелов.

Бывали ли вы у «Стены Плача» в Иерусалиме? Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.

Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?

Два прекрасных Храма

А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк Иосиф Флавий, живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».

Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.

Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.

Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории праздника Пурим. Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.

Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.

Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день – девятого ава.

Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.

Духовное назначение иудейского Храма

Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.

В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион – что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.

Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.

Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.

Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.

C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.

В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и любовь к ближнему. Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.

И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.

Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм – из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.

Третий Храм

Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни. После длительного скитания по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма. Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.

Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.

Ривка Гольдес

1

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия правосудия

Факультет подготовки специалистов

для судебной системы

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(ЗАОЧНЫЙ юридический факультет)

Реферат

По дисциплине «Религиоведение»

На тему: «Особенности культа и организации иудаизма»

Выполнил (а):

Студент 3 курса, 1 группы

заочной формы обучения

(второе высшее образование)

группа выходного дня

(Ф.И.О. полностью)

Проверил:

Дата предоставления работы

«12» марта 2011г.

Москва 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ОБРЯДЫ В ИУДАИЗМЕ…………………………………………….…7

Капорес, лулав и ташлих…………………………………………..8

Обрезание…………………………………………………………..11

Иудейские праздники и посты…………………………………..13

Судный день……………………………………………………….18

ИУДАИЗМ В РОССИИ………………………………………………..20

ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм — одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира. Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга — Гмара, назначение которой — углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.
К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии). Однако, иудеи не признали Мессией Иисуса Христа, приход которого предсказывался ветхозаветными пророками (Христос по-гречески означает то же самое, что и «Машиах» по-древнееврейски — «помазанный на царство»).

Сейчас все верующие евреи живут ожиданием скорого прихода Машиаха. Иудаизм учит, что это будет живой человек из плоти и крови, религиозный еврей, потомок царя Давида, который придет в наши дни и принесет всем людям долгожданный мир. Ему якобы удастся объединить все человечество на основе особой роли евреев и подчиненного положения всех прочих народов, установить мир и благоденствие на Земле. Тогда прекратятся войны, религиозные конфликты уступят место единой религии, основанной на так называемых общечеловеческих ценностях, которые в иудаизме мыслятся как низшая в сравнении с самим иудаизмом вера в «Семь заповедей сынов Ноя» или «Ноев Кодекс».

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы», «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» — учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев — в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму.

В VI — XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» — мой учитель) — толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей — раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (в 13-летнем возрасте). Они составляют первичную иудаистскую общину — миньян (буквально «число», то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами — учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш — синагогальный служка, обязанности которого — наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботится о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число — коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е.своего рода жреческой кастой. Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения свое главной функции — ведения службы в храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

Целью всего культа становится не покаяние и общение с Богом, как это было в Ветхом Завете. Невозможность приносить жертвы в Храме после его разрушения, приводит к переосмыслению значения жертвы — жертва в иудаизме начинает пониматься не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.

В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудаистских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудаистского богослужения с протестантским (т. наз, «реформированный иудаизм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение — хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» — благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение «его» повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники.

ОБРЯДЫ В ИУДАИЗМЕ

Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей.

Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефиллин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины в продолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во время молитвы. Как молитва, так и филактерии призваны воспитывать у верующих «сокрушенность духа» и отвлекать их от насущных жизненных задач.

Обряды иудаизма составлены таким образом, чтобы они опутывали всю жизнь верующего. Поэтому раввины, пытавшиеся поставить под свой идейный контроль евреев, предписали им трижды на день молиться «беци-бур», т. с. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т. п.) сопровождать славословием в адрес бога Яхве.

Молитвы в иудаизме пронизаны чуждой трудовым массам идеологией. Наиболее четко это нашло свое выражение в раввинистическом предписании верующему ежедневно благодарить всевышнего за то, что бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит

Служители иудаизма, требуя от верующих исполнять все религиозные обычаи, предписывают в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит.

Мезуза — кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония (6, 4-9 и 11, 13-21). Свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Мезуза — магическое средство, способное, как полагают верующие, уберечь их от нежелательных действий злых духов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *