12 3 4 5 6 7 …22

Леонид АНДРЕЕВ

ИУДА ИСКАРИОТ

БИБЛИОТЕКА ИЗДАТЕЛЯ

Анхеля де Куатьэ

Каждую свою книгу Анхель де Куатьэ начинает с пролога. И это всегда история — о жизни творца и тайне его творения. Связанные воедино, они приоткрывают завесу, скрывающую пространство истины.

Писателем может быть каждый, кто способен вести повествование, гением — лишь тот, кто открывает в этом повествовании душу. И неважно, в какую форму облечено это откровение — в форму сказки или философской работы, — оно всегда свидетельствует истину. Автор — ее страстный искатель, увлеченный жизнью, беспощадный к себе и трепетно добрый в своем отношении к нам. Он тот, кому мы платим своим восхищением.

Книги Библиотеки — подлинная сокровищница духа. Наши привычные чувства обретают в них объем, мысли — строгость, а поступки — значение. Каждая свидетельствует о чем-то личном, сокровенном, затрагивает тончайшие струны души… Эти книги предназначены чутким сердцам.

Примите знание, чтобы нести его дальше!

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

«Иуда Искариот» Леонида Андреева — одно из величайших произведений русской и мировой литературы. Оно обращено к человеку. Оно заставляет задуматься — о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает — ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Задуматься и почувствовать.

«Иуда Искариот» — одно из величайших художественных произведений, о котором, к великому сожалению, знают не многие. Почему? Вероятнее всего, тут две причины…

Во-первых, герой книги — Иуда Искариот. Он предатель. Он продал Иисуса Христа за тридцать серебряников. Он — самый худший из всех самых худших людей, когда-либо живших на этой планете. Можно ли относиться к нему иначе? Нельзя! Леонид Андреев искушает нас. Это неправильно. И как-то даже совестно читать что-то иное… Как — Иуда Искариот — хороший?! Бред! Бред! Не может быть!

Впрочем, есть и вторая причина, почему «Иуда Искариот» Леонида Андреева так незаслуженно, а может быть даже и намеренно забыт всеми. Она спрятана глубже, и она еще страшнее… Представьте на секунду, что Иуда — хороший человек. И даже не просто хороший, а более того — первый среди лучших, ближайший ко Христу. Задумайтесь… Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший?!

Да, когда в произведении звучат такие вопросы, ему трудно рассчитывать на место в хрестоматии и хотя бы на пару часов школьной программы. Не нужно.

* * *

Конечно, «Иуда Искариот» Леонида Андреева — это не богословское произведение. Отнюдь. Его книга не имеет ровным счетом никакого отношения ни к вере, ни к церкви, ни к библейским персонажам как таковым. Автор просто предлагает нам взглянуть на хорошо известный сюжет с другой стороны. Он заставляет нас увидеть пугающую бездну там, где нам все уже объяснили, где все уже казалось нам абсолютно понятным и определенным. «Вы поторопились», — словно бы говорит Леонид Андреев.

Нам кажется, что мы всегда можем с точностью определить мотивы человека. Например, если Иуда предает Христа — значит, рассуждаем мы, он плохой человек, и он не верит в Мессию. Это же так очевидно! А то, что апостолы отдают Христа фарисеям и римлянам на растерзание, так это потому, что они, напротив, верят в Иисуса. Его распнут, а Он воскреснет. И все уверуют. Это же так очевидно!

Но что если все наоборот?… Что если апостолы просто струсили? Струсили, потому что, на самом деле, они не верят в своего Учителя? А что если Иуда и не думал предавать Христа? Но лишь выполнил Его просьбу — взял на себя тяжкий крест «предателя», чтобы заставить людей очнуться?

Нельзя убивать невинного, рассуждает Иуда, а разве Христос в чем-то повинен? Нет. И когда люди поймут это, они встанут на сторону Добра — они защитят Христа от расправы, но на самом деле защитят то Доброе, что есть в них самих!

Уже более двух тысяч лет верующие целуют крест, приговаривая: «Спаси и сохрани!» Нам привычно думать, что Христос пошел на смерть, чтобы искупить наши прегрешения. По сути, он жертвует собой ради нас, с нашего молчаливого согласия. Постойте… Но если бы ваш любимый человек решился на такой поступок, разве бы вы не остановили его? Разве бы вы допустили его смерть? Разве бы вы не положили свою голову на плаху?

Если бы перед вами стоял выбор — ваша жизнь или жизнь любимого вами человека, вы бы, не задумываясь, расстались со своей. Если, конечно, вы по-настоящему любите… Любили ли апостолы своего Учителя?… Верили ли они сами себе, когда говорили: «Мы любим Тебя, Учитель!» Во что они верили?…

Нет, это не богословская книга. Она о вере, о любви, о страхе.

* * *

«Иуду Искариота» Леонид Николаевич Андреев написал в 1907 году. Писателю было тридцать шесть лет, до его смерти оставалось чуть больше десяти. Он уже успел услышать в свой адрес лестные слова знаменитого русского философа Василия Розанова: «Леонид Андреев сорвал покров фантазии с действительности и показал ее, как она есть»; потерять умершую в родах нежно любимую им жену; побывать в тюрьме за предоставление своей квартиры для заседания ЦК РСДРП и, не будучи убежденным революционером, оказаться в политической эмиграции.

Вообще, вся жизнь Леонида Андреева представляется странным, нелепым нагромождением противоречивых фактов. Он закончил юридический, а стал писателем. Несколько раз покушался на свою жизнь (в результате чего приобрел хроническую сердечную недостаточность, от которой впоследствии и умер); страдал депрессией, а прославился фельетонами и производил впечатление «здорового, неизменно веселого человека, способного жить, посмеиваясь над невзгодами бытия». Его преследовали за связи с большевиками, но он терпеть не мог Владимира Ленина. Его высоко ценили Максим Горький и Александр Блок, которые на дух не переносили друг друга. Картины Леонида Андреева хвалили Илья Репин и Николаи Рерих, но его художественный дар так и остался невостребованным.

Корней Чуковский, которому принадлежат наиболее тонкие и точные биографические заметки о творцах Серебряного века, говорил, что Леонидом Андреевым владеет «чувство мировой пустоты». И когда читаешь «Иуду Искариота», начинаешь понимать, что значит это «чувство мировой пустоты». Леонид Андреев заставляет плакать. Но мне думается, что с этими слезами в мировой пустоте рождается человек…

Издатель

ИУДА ИСКАРИОТ

I

Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота — человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами. «Он ссорит нас постоянно, — говорили они, отплевываясь, — он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом. И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех жителей в Иудее. Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота», — говорили дурные, удивляя этим людей добрых, для которых не было большой разницы между ним и всеми остальными порочными людьми Иудеи.

УДК 82

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Голованова Н.Ю.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(473)271-50-48; e-mail: gnomik-585@mail.ru

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

assistant lecturer Golovanova N.Y.

Russia, Voronezh, tel. +7(473)271-50-48;

e-mail: gnomik-585@mail.ru

Н.Ю. Голованова

БИБЛЕЙСКОЕ И АНДРЕЕВСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. АНДРЕЕВА (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ «ИУДА ИСКАРТОТ», «ЕЛЕАЗАР»)

В статье дается сравнительная характеристика библейской и андреевской трактовок традиционных евангельских сюжетов, образов героев, художественных элементов на примере рассказов Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» и «Елеазар».

Ключевые слова: Библия, Евангелие, бытие, художественная деталь, концепция личности.

N.Y. Golovanova

BIBLICAL AND AUTHOR’S CONTENT IN L.N. ANDREEV’S STORIES ‘JUDAS ISCARIOT’ AND ‘ELEAZAR’

Key words: the Bible, Gospel, existence, artistic detail, conception of person.

В мировой литературе евангельская тема традиционна. На протяжении нескольких столетий она привлекала внимание писателей, поэтов, философов. «Вечные вопросы» о нравственных качествах человека, его назначении, о смысле жизни, о добре и зле делают Библию источником вдохновения для многих писателей и входят в ряд важных тем русской и мировой культуры. Особенно актуальной евангельская тема становится в ХХ веке, веке катастроф. Это тяжелое для России время: первая революция, обесценивание человеческой жизни, коренной переворот в их жизни и сознании. Общество стало все чаще задумываться над многими «вопросами бытия»: что такое любовь, вера, истина, ложь, предательство.

Известный русский писатель начала XX века Л.Н. Андреев сделал попытку проникнуть во внутренний «механизм» человека, разгадать его душевное состояние.

Целями исследования являются: рассмотрение евангельских рассказов Л.Н. Андреева, выявление различия и сходства между текстами андреевских рассказов и евангельскими текстами, выделение особенностей развития христианских мотивов в творчестве Л. Андреева в связи с мировоззрением писателя.

В период с 1905 по 1907 год автор пишет рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», в основе которых заложен евангельский сюжет. Писатель пытается показать свое представление о человеке, о жизни и смерти, о вере и предательстве.

В 1907г. Л. Андреев приезжает к М. Горькому на Капри, где и пишет свой рассказ «Иуда Искариот». Автор решает выразить свою версию известного сюжета из Библии, которая непосредственно связана с историческими событиями в России. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства» .

© Голованова Н.Ю., 2015

В своем произведении автор попытается ответить на вопрос: предатель Иуда Искариот или верный ученик Христа?

В повести нет ни одного выдуманного персонажа, последовательность событий тоже, по сравнению с Евангелием, остается в пределах канонического. Но смысл описываемого Л.Н. Андреевым отличается от евангельского.

Повесть символична и носит притчевый характер. Притчевыми являются зачин: «И вот пришел Иуда.. .», повторы союза и, звучащие эпически: «И был вечер, и вечерняя тишина была, и длинные тени ложились по земле — первые острые стрелы грядущей ночи.» .

Сначала обратим внимание на важную деталь текста — заглавие. Первоначально, в ее первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание»», рассказ назывался «Иуда Искариот и другие». Вероятно, под «другими», автор имел в виду убийц Христа, а также Его «верных» учеников. Далее название было изменено на «Иуда Искариот». Имя одного из главных героев вынесено в название. И это неслучайно. Имя «Иуда» означает «Бог да будет восславлен». Это уже говорит нам о великой миссии Иуды. Искариот -то есть, человек из населенного пункта под названием Кариот. Некоторые считают, что прозвище Искариот характеризует Иуду как лживого человека, способного на предательство (от лат. 81капш — человек с кинжалом). Иуда отождествляется с убийцей, с тем, кто вонзает нож в спину противника.

В Евангелиях не дается описание внешности Иуды, не показан его психологический портрет, его чувства, эмоции, мысли. Наиболее полная информация об Искариоте содержится в Евангелии от Матфея. Именно в нем указывается сумма (тридцать серебряников), которую первосвященники предложили ему за Иисуса Христа. Рассказывается о возврате этих денег Иудой после предательства, о раскаянии Иуды и о его самоубийстве. Но что толкнуло Иуду на этот поступок, на предательство своего Учителя, не указано, не дается его внутреннее состояние, ни до совершения этого поступка, ни после; ничего не говорится и о взаимоотношениях Иуды и Христа, Иуды и других учеников.

Л.Н. Андреев же с самого начала повести дает описание внешности Иуды: «Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза.»

Итак, из описания мы видим, что во внешности Иуды все двойственно. Необыкновенная форма черепа у героя символизирует наличие темного и светлого начал. Обратим внимание на цвет волос — рыжий. В мифологии этот цвет означает близость к Солнцу, избранность Богом, право на власть. Иуда верил в свою правоту и избранность, и его предательство стало своеобразным способом приближения к Учителю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изображение лица Иуды производит неприятное впечатление. Именно эта деталь образа с самого начала оттолкнуло Апостолов от него. Две части одного лица: неподвижная, означающая омертвевшую часть души, и подвижная, живая, говорящая нам о чувственности, о жизни.

Чтобы выразить душевное состояние героя, Л.Н. Андреев обращается к обрисовке его глаз. Писатель подчеркивает, что один глаз у Иуды был слепой и сравнивает его с замерзшим озером, а второй, видящий глаз, подвижный. Глаза также подчеркивают

двойственность душевного мира Иуды. Герой представлен как бес, которого принято изображать одноглазым.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ Иуды у Андреева отличается от традиционного образа из Нового Завета.

Несколько раз в тексте писатель ставит в один ряд образы противоположных героев: Иуды и Христа. Например, «Иуда был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус» или «Быстрым взглядом окинул Искариот их смятенные лица (учеников). И зажглась в его сердце смертельная скорбь, подобная той, какую испытал перед этим Христос» . Писатель сближает этих героев, как воплощение добра и зла. Подчеркивается в тексте и то, что их взгляды встречаются, они почти угадывают мысли друг друга. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, интересовался им, хотя и предвидел предательство с его стороны. Любил ли Иуда своего Учителя? Иуда всю жизнь искал «самого лучшего человека», и нашел свой идеал в Учителе: «Господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел !». Конечно, он любит Его, прислушивается к Его словам.

Зачем же тогда Иуда совершает предательство своего любимого Учителя?

Иисус наблюдал за Искариотом и замечал, что он обвиняет людей в порочности, лживости, злодеяниях. Иисус стал отдаляться от него. Иуда это чувствовал и воспринимал все болезненно, что тоже подтверждает любовь его к Христу. Он всячески старался приблизиться к Нему, хотел быть рядом. Возможно, именно предательство представлялось Иуде единственным способом быть ближе к Иисусу, но уже в другой жизни, где никто не будет стоять на пути, где не будет других учеников рядом. Иисус проповедовал добро, любовь, а Иуда считал, что душа человека черна и в ней есть только мерзость и ложь. Чтобы доказать правильность своей позиции, Иуда решается на предательство.

Писатель пытается понять, каковы были мотивы для совершения такого поступка, и наполняет евангельский сюжет предательства психологическим содержанием.

Героям Андреева свойственно стремление разгадать тайные помыслы человеческой души. Так и Иуда пытается это понять. Мотивом для такого поступка могло послужить одиночество Иуды, отверженность. Равнодушие со стороны своего Учителя, презрение со стороны учеников, постоянные их споры о том, кто будет ближе к Иисусу, кто сильнее Его любит могли быть причинами для решения Иуды совершить страшный поступок. Ярко выраженным мотивом является также гордыня, стремление доказать, что именно он сильнее всех любит Иисуса и что именно он будет в Царствии Небесном первым возле Учителя. Иуда хочет проверить, насколько сильна любовь учеников Христа, каково их отношение к Нему, а также хочет доказать свою безграничную любовь. В итоге получается, что лучше других учеников Христа понимал именно Иуда, и именно его любовь была сильнее всех. Предает Христа Иуда, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать своей жизнью ради спасения Учителя. Оказывается, что нет. После смерти Христа Иуда приходит к ученикам и произносит важные слова, которые несут в себе глубокий психологический смысл: «Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?» . Главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, — тоже является предателем.

Евангельский Иуда почти лишен конкретных человеческих черт. Андреевский же Иуда — это неоднозначный, глубокий по своему содержанию образ. Это не символ, это живой человек со своим внутренним миром, своими мыслями и чувствами, со всеми свойственными ему человеческими слабостями. Чтобы завоевать внимание и любовь Учителя, Иуда пойдет на все. На протяжении всей повести мы замечаем, как меняется

его поведение, как в связи с этим меняется восприятие его учениками. Однако, ничто не помогло ему занять место рядом с Христом на земле. Иуда предает своего Учителя, но не ради денег, как сказано в одном из Евангелий, а из-за недооцененной любви.

Образы других учеников в повести Андреева выступают как символы. Петр ассоциируется с камнем. Это подчеркивается в его внешности, движениях, голосе. Со злой иронией изображен Иоанн, любимый ученик Иисуса. Он предстает изнеженным, хрупким и высокомерным. Фома — тугодум, который верит только фактам. Именно Иуда способен совершить такой страшный поступок, именно он способен принести себя в жертву.

Несмотря на то, что Иуда совершает самый страшный грех, в рассказе он является самым отзывчивым, способным чувствовать и сострадать. Измученный собственными мыслями и муками совести, он заканчивает жизнь самоубийством. Дерево, на котором повесился Иуда, находилось высоко на горе, что говорит об устремленности его к небесам.

Иуда раскаивается в своем грехе, в том, что он предал «Кровь невинную». Ведь Иисус был безгрешен. Ему искренне жаль Иисуса, которого он подверг таким суровым испытаниям, жаль по-человечески. Он жертвует собственной жизнью, своим именем во имя Иисуса, во имя любви к этому чистому, святому человеку.

Автор относится к своему персонажу с сочувствием. Несколько раз повторяются слова смерть, страшная смерть, а словосочетание «жестокая участь», сильное по своему глубокому содержанию, еще раз подчеркивает авторскую субъективность.

То, что Л.Н. Андреев обращается к такому противоречивому евангельскому персонажу, имеет свои внутренние причины. Они обусловлены андреевской концепцией человека, пессимистическими настроениями в его творчестве. Окружающая писателя реальная действительность, события истории начала ХХ века не могли не повлиять на творчество писателя. Автора беспокоил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими поступками. Этот разрыв особенно заметен, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию, ситуацию важного выбора. Поэтому в зрелом творчестве он все чаще обращается к «вечным образам», а не к конкретно-историческим типам.

Рассмотрим другой рассказ Л.Н. Андреева «Елеазар». Он был опубликован в 1906г. в журнале «Золотое руно». В основе рассказа лежит евангельский сюжет о воскрешении Христом Лазаря. В Евангелии от Иоанна говорится, что Лазарь — это брат Марии и Марфы. В их доме часто останавливался Иисус. Заболев, Лазарь умирает. Христос, предвидя его смерть, возвращается в Иудею. Иоанн пишет, что, увидев плачущую Марию, Иисус сам «воскорбел духом и возмутился…» (Евангелие от Иоанна 11:33). По его приказу пещеру, где был похоронен усопший, открывают. Иисус «воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон. И вышел умерший.» (Евангелие от Иоанна 11:43-44).

В Евангелии ничего не говорится о внешности, возрасте, характере, дальнейшей судьбе Лазаря. Взяв за основу своего рассказа известный евангельский сюжет, Л.Н. Андреев изменяет имя персонажа на Елеазар и делает его главным героем произведения. В своем рассказе писатель поднимает вопрос «Что нас ждет после смерти?»

Это, на мой взгляд, лучшее из всего, что было написано о смерти во всемирной литературе. Мне кажется даже, что ты как бы приблизился и приближаешь людей к неразрешимой загадке, не разрешая ее, но, страшно близко знакомя с нею. Ее чувствуешь -спокойную, темную, великую своим спокойствием — это удивительно и хорошо .

Евангельский эпизод воскресения Лазаря — это чудо, которое несет в себе радость, добро. В нем проявляется божественная природа Христа, Спасителя. Андреев же обращает наше внимание на самого персонажа, Елеазара, какие изменения происходят с ним, а также на то, что находится за гранью жизни.

Обратимся непосредственно к тексту рассказа. Стоит обратить внимание на оформление: каждое новое предложение начинается с новой строки, строки пронумерованы, чаще всего в конце предложения ставится точка с запятой: «Все предметы, ви-

димые глазом и осязаемые руками, становились пусты, легки и прозрачны — подобно светлым теням во мраке ночи становились они;

ибо та великая тьма, что объемлет мироздание, не рассеивалась ни солнцем, ни луною, ни звездами, а безграничным черным покровом одевала землю как мать, обнимала ее.

и объятый пустотой и мраком, безнадежно трепетал человек перед ужасом бесконечного».

Подобное оформление мы встречаем в «Новом Завете», книге, прославляющей

Бога.

Повествование начинается с описания праздника, который подготовили сестры Елеазара в честь воскрешения своего брата. И сразу же Андреев показывает нам, что в герое явно произошли изменения. Он был холоден и равнодушен к гостям и их поздравлениям. Несмотря на то, что он был воскрешен, отпечаток смерти все равно лежал на нем: «Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановлена чудесной властью, но не уничтожена совсем. На висках Елеазара, под его глазами и во впадинах щек лежала густая землистая синева; также землисто-синими были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась багровой и темной. Раздутое в могиле тело сохранило … чудовищные размеры» .

Помимо внешности изменился и характер Елеазара. Для сравнения Андреев описывает характер сначала до его смерти: «До смерти своей Елеазар был постоянно весел и беззаботен, любил смех и безобидную шутку. За эту приятную и ровную веселость, лишенную злобы и мрака, так и возлюбил его Учитель» . После смерти и чудесного воскрешения Елеазар становится холодным, страшным, равнодушным и злым. Люди стали бояться этого человека, сторониться его, но героя это не волновало. Он был по-прежнему ко всему равнодушен.

В отличие от библейского имени Лазарь, герою принадлежит имя Елеазар. Имя Лазарь означает «божья помощь», а Елеазар — «бог помог». Бог помогает людям, он милосерден и добр. Он несет радость, свет, жизнь. Вот и герою Он вернул жизнь, только Андреев по ходу своего рассказа задает нам вопрос «Нужно ли было это делать?». Ведь для всех Елеазар уже умер, его похоронили и запомнили таким, каков он был до смерти. После воскресения мы уже видим совсем другого человека, отличного от прежнего. Он одинок и всеми покинут.

Если рассматривать образы-символы в тексте, то на первый план, конечно, выдвигается образ солнца — символ света, тепла, радости. Но только не в андреевском рассказе. Здесь солнце несет в себе идею смерти, уничтожения. «Днем, когда беспощадное солнце становилось убийцей всего живого, и даже скорпионы забивались под камни и там корчились от безумного желания жалить, он неподвижно сидел под лучами, подняв кверху синее лицо и косматую, дикую бороду» . Солнце манило Елеазара, но все же он любил ночь и холод: «Так, вероятно, силен был холод трехдневной могилы, так глубока тьма ее, что не было на земле ни такого жара, ни такого света, который мог бы согреть Елеазара и осветить мрак его очей» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все в этом рассказе пропитано духом смерти. Она везде и во всем. После общения с Елеазаром скульптор сотворил «нечто чудовищное, не имевшее в себе ни одной из знакомых глазу форм, но не лишенное намека на какой-то новый, неведомый образ. На тоненькой, кривой веточке, или уродливом подобии ее, криво и странно лежала слепая, безобразная, раскоряченная груда чего-то ввернутого внутрь, чего-то вывернутого наружу, каких-то диких обрывков, сильно стремящихся уйти от самих себя. И случайно, под одним из дико кричащих выступов, заметили дивно изваянную бабочку, с прозрачными крылышками, точно трепетавшими от бессильного желания летать» . Эта бесформенная фигура предстает как символ хаоса, разрушения, чего-то страшного, чудовищного. Бабочка же, беззащитная, пытающаяся взлететь, олицетворяет собой че-

ловека, который пытается выбраться из всего этого хаоса, победить его; также она может иметь значение безнадежности, безысходности. Все теряет свое значение, становится бессмысленным и пустым.

По приказу римского императора Августа Елеазара ослепляют, но «загнанное каленым железом в глубину черепа, проклятое знание из засады впивалось оно тысячью невидимых глаз в человека, и уже никто не смел взглянуть на Елеазара» . Мысль о народе помогла выжить Августу под страшным взором героя. И это говорит нам о том, что сострадание и помощь имеют воскресающую силу.

Все настроение рассказа пропитано ужасом перед смертью, перед бесконечным. Иисус возвращает к жизни Елеазара, но это воскресение приносит с собой смерть и разрушение.

Правда Л.Андреева о смерти идет в разрез с христианским учением. Христос провозглашает жизнь после смерти. Праведных ожидает жизнь в Раю. До смерти Елеазар изображен добрым и нравственным человеком, и свою дальнейшую жизнь он должен был продолжить в Раю. Но никакого Рая, оказывается, нет. Только одна пустота, холод и мрак. После смерти нет жизни. Именно эту мысль утверждает Андреев.

В поисках разгадки бытия человека и мира, Л. Н. Андреев обращается к библейским сюжетам. Но в своих евангельских рассказах он трансформирует традиционную линию, тем самым выражая свое мнение на произошедшие события. Позиция автора новаторская и во многом противоположная религиозному учению.

В данной работе мы рассмотрели рассказы «Иуда Искариот», «Елеазар», содержащие библейские сюжеты. В рассказе «Иуда Искариот» представлен герой, способный на предательство и самопожертвование ради доказательства своей высокой любви к Учителю. Иуда изображен как ранимый, способный к состраданию, человек, со своими страстями и человеческими слабостями. В образе Елеазара, из одноименного рассказа, представлена смерть в абсолюте.

Чтобы раскрыть свою идею в рассказах, автор обращает внимание читателя на имена героев, описание внешности, речи и поведения главных героев, на образы и символы, художественные детали.

Библиографический список

1. Андреев Л. Иуда Искариот: Избр. рассказы и повести. Минск: Изд. БГУ, 1992.

С. 26.

2. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1990. 558 с.

4. Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., «Литературное наследство», 1998. С. 523.

5. Горький и Леонид Андреев. «Литературное наследство». Т 72. М., 1965. С. 280.

1. Andreev L.N. Judas Iscariot: selected stories. Minsk, Belarus State University, 1992.

P. 26.

2. Андреев Л.Н. Completed works: in 6 vol. Vol. 2. Moscow, 1990. 558 p.

Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется не только дурной славой, но и двойственностью облика: лицо его как будто сшито из двух половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока.

Когда он появился — никто из апостолов не заметил. Что заставило Иисуса приблизить его к себе и что влечёт к Учителю этого Иуду — также вопросы без ответов. Петр, Иоанн, Фома смотрят — и не в силах постичь эту близость красоты и безобразия, кротости и порока — близость восседающих рядом за столом Христа и Иуды.

Продолжение после рекламы:

Много раз спрашивали апостолы Иуду о том, что понуждает его совершать худые поступки, тот с усмешкой ответствует: каждый человек хоть однажды согрешил. Слова Иуды почти похожи на то, что говорит им Христос: никто никого не вправе осуждать. И верные Учителю апостолы смиряют свой гнев на Иуду: «Это ничего, что ты столь безобразен. В наши рыбацкие сети попадаются и не такие уродины!»

«Скажи, Иуда, а твой отец был хорошим человеком?» — «А кто был мой отец? Тот, кто сек меня розгой? Или дьявол, козел, петух? Разве может Иуда знать всех, с кем делила ложе его мать?»

Ответ Иуды потрясает апостолов: кто ославливает своих родителей, обречён погибели! «Скажи, а мы — хорошие люди?» — «Ах, искушают бедного Иуду, обижают Иуду!» — кривляется рыжий человек из Кариота.

В одном селении их обвиняют в краже козлёнка, зная, что с ними ходит Иуда. В другой деревне после проповеди Христа хотели побить Его и учеников камнями; Иуда бросился на толпу, крича, что Учитель вовсе не одержим бесом, что Он — просто обманщик, любящий деньги, такой же, как и он, Иуда, — и толпа смирилась: «Недостойны эти пришельцы умереть от руки честного!»

Брифли существует благодаря рекламе:

Иисус покидает селение в гневе, удаляясь от него большими шагами; ученики шествуют за Ним на почтительном расстоянии, кляня Иуду. «Теперь я верю, что отец твой — дьявол», — бросает ему в лицо Фома. Глупцы! Он им спас жизнь, а они ещё раз его не оценили…

Как-то на привале апостолы вздумали развлечься: мерясь силою, они поднимают с земли камни — кто больший? — и швыряют в пропасть. Иуда поднимает самый тяжёлый обломок скалы. Лицо его сияет торжеством: теперь всем ясно, что он, Иуда, — самый сильный, самый прекрасный, лучший из двенадцати. «Господи, — молит Христа Петр, — я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда. Помоги мне его одолеть!» — «А кто поможет Искариоту?» — с печалью ответствует Иисус.

Иуда, назначенный Христом хранить все их сбережения, утаивает несколько монет — это открывается. Ученики в негодовании. Иуда приведён к Христу — и Тот вновь вступается за него: «Никто не должен считать, сколько денег присвоил наш брат. Такие упрёки обижают его». Вечером за ужином Иуда весел, но радует его не столько примирение с апостолами, сколько то, что Учитель опять выделил его из общего ряда: «Как же не быть весёлым человеку, которого сегодня столько целовали за кражу? Если б я не украл — разве узнал бы Иоанн, что такое любовь к ближнему? Разве не весело быть крюком, на котором один развешивает для просушки отсыревшую добродетель, а другой — ум, потраченный молью?»

Продолжение после рекламы:

Приближаются скорбные последние дни Христа. Петр и Иоанн ведут спор, кто из них более достоин в Царствии Небесном сидеть одесную Учителя — хитрый Иуда каждому указывает на его первенство. А потом на вопрос, как он все-таки думает по совести, с гордостью отвечает: «Конечно, я!» Наутро он идёт к первосвященнику Анне, предлагая предать суду Назорея. Анна прекрасно осведомлён о репутации Иуды и гонит его прочь несколько дней подряд; но, опасаясь бунта и вмешательства римских властей, с презрением предлагает Иуде за жизнь Учителя тридцать сребреников. Иуда возмущён: «Вы не понимаете, что вам продают! Он добр, он исцеляет больных, он любим бедняками! Эта цена — выходит, что за каплю крови вы даёте всего пол-обола, за каплю пота — четверть обола… А Его крики? А стоны? А сердце, уста, глаза? Вы меня хотите ограбить!» — «Тогда ты не получишь ничего». Услышав столь неожиданный отказ, Иуда преображается: он никому не должен уступить права на жизнь Христа, а ведь наверняка найдётся негодяй, готовый Его предать за обол или два…

Брифли существует благодаря рекламе:

Лаской окружает Иуда Того, Кого предал, в последние часы. Ласков и услужлив он и с апостолами: ничто не должно помешать замыслу, благодаря которому имя Иуды навсегда будет в памяти людей называться вместе с именем Иисуса! В Гефсиманском саду он целует Христа с такой мучительной нежностью и тоской, что, будь Иисус цветком, ни капли росы не упало б с Его лепестков, не колыхнулся бы он на тонком стебле от поцелуя Иуды. Шаг за шагом идёт Иуда по стопам Христа, не веря глазам, когда Его бьют, осуждают, ведут на Голгофу. Сгущается ночь… Что такое ночь? Восходит солнце… Что такое солнце? Никто не кричит: «Осанна!» Никто не защитил Христа с оружием, хотя он, Иуда, украл у римских солдат два меча и принёс их этим «верным ученикам»! Он один — до конца, до последнего вздоха — с Иисусом! Осуществляются ужас его и мечта. Искариот поднимается с колен у подножия Голгофского креста. Кто вырвет победу из его рук? Пусть все народы, все грядущие поколения притекут в эту минуту сюда — они обнаружат лишь позорный столб и мёртвое тело.

Реклама:

Иуда смотрит на землю. Какая она вдруг маленькая стала под его стопами! Не идёт больше время само по себе, ни спереди, ни сзади, но, послушное, движется всей своей громадой лишь вместе с Иудой, с его шагами по этой маленькой земле.

Он идёт в синедрион и бросает им в лицо, как властелин: «Я обманул вас! Он был невинен и чист! Вы убили безгрешного! Не Его предал Иуда, а вас, предал вечному позору!»

В этот день Иуда вещает как пророк, чего не смеют трусливые апостолы: «Я видел сегодня солнце — оно смотрело на землю с ужасом, вопрошая: «Где же здесь люди?» Скорпионы, звери, камни — все вторили этому вопросу. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши!..»

«Кто из вас, — обращается Искариот к апостолам, — пойдёт со мною к Иисусу? Вы боитесь! Вы говорите, что на то была Его воля? Вы объясняете своё малодушие тем, что Он велел вам нести по земле Своё слово? Но кто поверит Его слову в ваших трусливых и неверных устах?»

Иуда «поднимается на гору и затягивает петлю на шее своей у всего мира на виду, довершая задуманное. По всему свету разлетается весть об Иуде-предателе. Не быстрее и не тише, но вместе со временем продолжает лететь эта весть…»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *