Европа, изображенная картографом Антверпена Авраамом Ортелиусом в 1595 годуСовременная политическая карта Европы (включая Турцию и Кавказ)

История Европы относится к себе с открытием и сбором, исследование, организациями и презентацией и интерпретацией прошлых событий и дел людей Европы с начала письменных записей. В эпоху неолита и во время индоевропейских миграций Европа стала свидетелем притока людей с востока и юго-востока и последующего важного культурного и материального обмена. Период, известный как классическая античность, начался с возникновением городов-государств в Древней Греции . Позже Римская империя стала доминировать над всем Средиземноморским бассейном . Падение Римской империи в 476 году нашей эры традиционно знаменует начало средневековья . Начиная с 14 века ренессанс знаний бросил вызов традиционным доктринам в науке и теологии. Одновременно с этим протестантская Реформация основала протестантские церкви в основном в Германии, Скандинавии и Англии. После 1800 года промышленная революция принесла процветание Британии и Западной Европе. Основные европейские державы основали колонии на большей части Америки и Африки , а также в некоторых частях Азии . В 20-м веке Первая мировая война и Вторая мировая война привели к огромному количеству смертей. Холодная война доминировала европейскую геополитику с 1947 по 1989 году После падения железного занавеса , европейские страны росли вместе.

Глава 5

Средневековье

1. Как представлена периодизация истории Средних веков?

Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей Средних веков традиционно считается V в. н. э. – падение Западной Римской империи, а верхней – ХVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы, складывается городская культура, возникают новые политические формы, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества обычно выделяются три этапа: раннее Средневековье, классическое Средневековье и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье охватывает период с V по ХI в. В этот отрезок времени произошли крупномасштабные изменения в мире. В этот период потерпела крушение рабовладельческая Западная Римская империя. На ее территории германскими племенами формируются новые государства. При этом происходит переход от язычества к христианству под эгидой Римско-католической церкви. Новая религиозная система стала основой цивилизации Запада и сохраняла ее единство, несмотря на различия в темпах развития отдельных стран и областей и их внутреннюю раздробленность.

В раннее Средневековье закладываются основы новых производственных отношений – феодальных, для которых характерно господство крупной земельной собственности, находившейся в руках феодалов и наличие мелких индивидуальных хозяйств непосредственных производителей – крестьян, которых феодалы наделяли основным средством производства – землей. Формой реализации собственности феодала на землю была феодальная рента, которая взималась с крестьян, арендующих землю в отработочном, натуральном или денежном виде.

В период раннего Средневековья западноевропейские народы постепенно осваивают письменность, закладывают основы самобытной культуры.

На этапе классического Средневековья (ХI—ХV вв.) завершается процесс формирования феодальных отношений, все структуры феодального общества достигают наиболее полного развития.

В это время начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Складываются основные сословия, появились сословно-представительные органы – парламенты.

Главной отраслью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, но в этот период активно развиваются города, ставшие средоточием ремесленного производства и торговли. Новые отношения подтачивали устои феодализма, в его недрах постепенно укрепляли свои возможности капиталистические отношения.

В эпоху позднего Средневековья (ХVI—начало ХVII вв.) темпы экономического развития европейских стран возрастают. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями, в результате которых начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый свет – начинают стекаться сокровища, золото и серебро. Все это способствовало росту денежных богатств купцов, предпринимателей и послужило одним из источников первоначального накопления, приведшего к образованию крупных частных капиталов.

В эпоху позднего Средневековья единство католической церкви было расколото движением Реформации. В христианстве возникает новое направление – протестантизм, в наибольшей степени способствовавший становлению буржуазных отношений.

На исходе Средневековья начала складываться общеевропейская культура, в основу которой легла теория гуманизма, новая культура, названная Возрождением.

В период позднего Средневековья оформляется важнейшая идея Запада: активное отношение к жизни, стремление познавать окружающий мир, желание его преобразовывать в интересах человека.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Начиная со второго столетия могущество Римской империи пошло на убыль — постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. В 150 году население империи равнялось приблизительно 65 миллионам человек, а к 400 году эта цифра уменьшилась до 50 миллионов. Вероятно, это было связано с изменением климата в Европе и снижением среднегодовых температур, что привело к потерям урожаев. Со 2 века в Римской империи начался кризис. После успехов Марка Ульпия Нервы Траяна, в 117 году к власти пришёл Публий Элий Адриан. При нём империя потеряла Месопотамию. В 3 веке начинаются столкновения с германцами. Рим теряет Дакию, когда-то с трудом завоёванную Траяном. В 330 году император Константин переносит столицу в город на берегу Босфора. Он был основан в 7 веке до н. э. и назывался Византий. На его месте закладывается Константинополь (поэтически греч. город Константина или позднее просто Город, слав. Царьград, Цареград). Этот город был назван Новым Римом (но вскоре после смерти императора и до османского завоевания именовался Константинополем). В 395 году последний общеримский император Феодосий делит империю между двумя сыновьями — Аркадием и Гонорием. Императором Западной Римской империи с центром в Риме Становится 11-летний Гонорий, а императором Восточной Римской империи (Византийской, от «Византий», Византии, Ромейской, «Римской») с центром в Константинополе — 18-летний Аркадий. Первый Рим начинает терять свою важность и через некоторое время подвергается разграблению. Феодосий предпочитал жить в Медиолане, а с 402 г. столица Западной империи, постоянно подвергавшейся нашествиям варваров, переносится в небольшой, но хорошо укрепленный город-порт Равенна. В 410 году Рим подвергся нападению вестготов и был сильно разорён. В 455 году Рим был захвачен вандалами, другим германским племенем, которое к этому времени основало независимое государство в римской Северной Африке. Они не только разграбили город, но и уничтожили множество памятников архитектуры и искусства, которые не могли вывезти из Италии в Африку, поэтому их название стало нарицательным. Окончательное падение Западной империи было инспирировано византийским императором Зеноном. 23 августа (4 сентября) 476 года в ходе очередной междоусобной войны полководец Одоакр захватил Рим, а 16-летний последний римский император Ромул Август (или Августул — маленький Август) был свержен. С согласия Зенона Одоакр признал императором Запада предшественника Ромула Августула императора Юлия по прозвищу Непот («племянник», так как слабый Непот правил Западом как ставленник византийского императора, своего родственника; в наше время непотизмом называют занятие должностей благодаря родственным связям, кумовство). Однако в 480 г. Непот был убит собственными телохранителями, а его корону отослали в Византию, после чего Зенон решил более западных императоров не назначать. Большинство учёных считают 476 г. началом Средневековья. Другие утверждают, что Средневековье началось в 313 году, когда в Римской империи были запрещены гонения на христиан, и христианство превратилось в господствующую религию.

Кто пишет историю минувших времен, тот или говорит, что диктует ему Дух святой, или следует за авторитетом древних авторов, и прежде всего тех, кои повествуют о своем времени.

Лоренцо Валла

Христианская концепция истории

Средневековые исторические сочинения были многочисленны и разнообразны по своей тематике и жанрам: это анналы, хроники, биографические и автобиографические произведения, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий. По своему смыслу и функциям с собственно историческими смыкались агиографические сочинения (жития): они содержали повествование не только о самих святых, но и более широкий очерк истории того сообщества или местности, с которыми святой был связан при жизни или после смерти. Специфической формой сохранения социальной памяти была литургическая практика поминовения усопших: на регулярных ежегодных церемониях члены социальной группы (семьи, рода, монастырской общины и т. д.) вспоминали своих предков и предшественников, поддерживая идею преемственности и единства прошлого и настоящего. В понимании целей исторических сочинений средневековые авторы были во многом продолжателями античной традиции, добросовестно фиксируя события, достоверность и правдоподобность которых могли быть подтверждены свидетелями или показаниями, заслуживающими доверия.

Средневековые историки были столь же неисторичны (в современном значении этого слова) в восприятии прошлого, как и их античные предшественники. Прошлое порождало настоящее, однако не отличалось от него по существу. Смысл событий и поведение людей могли быть объяснены теми же причинами, что и в современной авторам социальной реальности. Опыт предшественников поучал и предостерегал людей от ошибок, он воспринимался как живая реальность и практическое руководство к действию. Не случайно в искусстве средневековья существовала традиция изображения людей минувших эпох в облике, типичном для современников: они наделялись узнаваемой одеждой, прической, атрибутами повседневной жизни. Эти внешние признаки рассматриваются современными исследователями как свидетельства принципиального анахронизма исторического сознания.

Средневековые авторы, вслед за античными, воспринимали прошлое как сокровищницу примеров, демонстрировавших образцы достойного или недостойного поведения, выявлявших типические ситуации трагического или счастливого хода событий. Прошлое осмысливалось в категориях морали и этики, служило источником поучения и назидания. Средневековые авторы искали в нем подтверждения идей, актуальных для сообщества, к которому сами принадлежали: исторические сочинения должны были свидетельствовать о великом прошлом народов и отдельных династий, доказывать эту идею отсылкой к образам великих предков и значительным деяниям предшественников. Память о прошлом могла подтверждать права на определенные земли, имущество, легитимировать претензии на власть и социальный авторитет. Одним словом, историческое повествование не было просто собранием более или менее достоверных сведений, но использовалось как средство поучения, источник самосознания и инструмент для решения актуальных проблем.

Преемственность античной и средневековой историографии предопределила их сходство во многих аспектах, однако не носила абсолютного характера. Средневековое историческое сознание было отмечено рядом принципиальных особенностей: его своеобразие коренилось в системе христианских религиозных представлений, предопределивших общую концепцию развития человечества – его смысл, цели и движущие силы. Понимание истории, которое отличало ученую историографию латинского средневековья, сложилось в сочинениях святого Иеронима, заложившего основы христианской хронологии, Павла Орозия, создавшего модель политической истории христианского Запада, и Аврелия Августина, разработавшего концепцию борьбы двух миров – Града Небесного и Града Земного, в которой он усматривал главное содержание истории человечества. В своих главных чертах созданный ими образ истории оставался неизменен на протяжении всего средневековья.

Становление христианства как развитой религиозной и мировоззренческой системы привело к формированию новой, существенно отличавшейся от античной, традиции исторического сознания. Заложенная первыми и наиболее авторитетными христианскими теологами – Отцами Церкви – философия истории вобрала в себя опыт античной историографии, отказавшись от ее основополагающих принципов или изменив их до полной противоположности. Исторические сочинения язычников рассматривались как несопоставимо менее ценные, чем предание иудеев, воплотившееся в Ветхом Завете. Библейская модель истории была положена в основу христианского понимания развития человечества. Интерпретация событий прошлого и настоящего по преимуществу ориентировалась на принцип веры, признавала решающее значение сверхъестественного вмешательства всемогущего Бога в человеческую жизнь и ограничивала возможности рационального объяснения событий.

Признание абсолютного авторитета Библии вызывало отказ от применения к ней принципов критической оценки информации, который применяли античные авторы. Библия и ряд иных текстов, созданных в течение столетий развития христианства, оценивались как абсолютно истинные, содержание которых не могло подвергаться сомнению.

Достоверность и ценность информации оценивались с точки зрения степени авторитетности сообщавшего ее источника. Понятие авторитетного источника было одной из важнейших категорий средневекового сознания, усвоенных историографической традицией. Отказавшись от принципов рациональной критики библейских текстов, ранняя христианская историография усматривала в них иные, аллегорические смыслы. В фактах и событиях видели лишь внешнее выражение универсальных моральных и мистических идей, которые раскрывали истинное содержание отношений между Богом и людьми и делали явным глубинный смысл происходящего.

Отрицая рационализм античных мыслителей, христианские теологи использовали достижения и идеи античной философии, прежде всего позднеантичного неоплатонизма, усматривавшего в простых и обыденных вещах переплетение различных смыслов. Эта система сложного и многозначного истолкования событий Священной истории, изложенной в Библии, приобрела значение важнейшего метода средневекового мышления и распространялась на все события человеческой истории и современной жизни. Разработанный христианскими теологами подход к пониманию истории означал, что метод последовательного, но поверхностного объяснения событий как цепочки причин и следствий был вытеснен практикой истолкования истории как сложного процесса, в котором события и действия людей составляли лишь внешний слой.

Что же лежало в основе человеческой истории и составляло ее истинное содержание? Первые христианские теологи дали ответ на этот вопрос, который не подвергался сомнению на протяжении средневековья, пережил Ренессанс и в значительной степени сохранял свою бесспорность в историческом сознании Европы вплоть до середины XIX в. Смысл человеческой истории, ее истинное содержание, глубинная причина всего происходящего мыслились как отражение воли Бога. Реальная история государств и народов представала как цепочка взаимосвязанных событий, отражающих осуществление Божественного замысла. Христианство восприняло ряд важнейших особенностей иудейского религиозного сознания, в котором неразрывно соединялись два аспекта: собственно религиозный, отсылавший к сверхъестественным мистическим отношениям Бога и человека, и прагматический, апеллировавший к обыденному существованию людей. С точки зрения христианства, отношения Бога и человечества совмещают в себе два, казалось бы, противоречивых качества – они осуществляются как в вечности, так и в земном, «историческом» времени. Динамизм человеческой истории, выражающийся в смене эпох, возвышении и упадке отдельных держав и народов, определяется вечной и неизменной борьбой добра и зла, Бога и дьявола. Приверженность тому или другому проявлялась в истории империй, государств, во взаимоотношениях индивидов.

Человеческая история впервые приобрела значение необходимого элемента космического процесса, стала своего рода грандиозным эпосом, видевшим за внешними событиями и отдельными человеческими поступками отражение неизменной борьбы универсальных сверхъестественных сил. В полной степени подобное понимание истории как глобального религиозного процесса было сформулировано главным теологом латинской церкви АВРЕЛИЕМ АВГУСТИНОМ, епископом Гиппонским (354–430) в сочинении «О граде Божием» (413–426). Согласно созданной им концепции человеческой истории, противостояние добра и зла, Бога и дьявола находило свое отражение в борьбе града Божьего – мистического сообщества всех праведников и истинно верующих – против града Сатаны – совокупности всех живших ранее и живущих ныне язычников и врагов веры. Эти два сообщества разделены в вечности на два противостоящих лагеря, однако и избранные, и грешники сосуществуют во времени реальной истории, в земном сообществе – граде Земном. Борьба праведников и грешников – это не только духовное столкновение, но и воплощенное в истории и человеческих деяниях противостояние двух лагерей. Августин, подобно другим христианским мыслителям, верил, что человеческая история имеет свой финал и свою цель – окончательную победу праведников и поражение грешников, воплощенные во Втором пришествии и Страшном суде.

У р о к ……

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ I «РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Цели: на основе повторения, обобщения и систематизации пройденного материала

  1. повторить пути установления феодального строя;

  2. обобщить признаки феодального строя в Византии, в странах Арабского халифата, в Западной и Центральной Европе.

Оборудование: карты:

«Франкское государство в V — середине IX вв.», «Византийская империя IX века и славяне в VI-XI вв.», «Арабы в VII-XI вв.».

Ход урока

Урок можно провести по-разному. Предлагаем несколько вариантов.

I ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Класс делится на несколько творческих групп. Каждой группе предлагается в течение определенного времени (за 2 недели до урока) подготовить творческое задание и на данном уроке это задание представить.

Задание 1. Раскрыть роль религии в жизни общества и государства:

западное христианство (Западная Европа),православие (Византия),ислам (Арабский халифат).
Задание 2. Показать процесс образования государств, функции государства:

в Западной и Центральной Европе, в Византии, в Арабском халифате.
Задание 3. Объяснить причины феодальной раздробленности
империи Карла I Великого и Арабского халифата.
Задание 4. Показать роль личности в истории на примере:

  • Карла I Великого,

  • Юстиниана I,

  • Мухаммеда,

  • Ибн-Сины,

  • Короля Артура,

  • Кирилла и Мефодия.

Задание 5. Подобрать интересные факты о культурном развитии Западной Европы, Византии, стран Арабского халифата.

Выводом урока могут служить таблицы. Эти таблицы также заранее составляют учащиеся с помощью

§ 1-15, систематически консультируясь с учителем.

А для обобщающего урока представляются таблицы, выполненные на ватманах.

Век/ дата

Западная и Центральная Европа

Византийская империя

Арабский халифат

События

Указать в таблице (красным цветом) время установления феодального строя.

Задание 2. Сравнительная таблица «Культурное развитие Византии, стран Арабского халифата, Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья».

Арабский халифат

Западная и Центральная Европа

1. Исторические условия, повлиявшие на развитие культуры

2. Образование

3. Научные знания

4. Литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство (иконопись,

живопись, скульптура)

7. Влияние на культурное развитие соседних стран и народов

Вопросы к таблице:

=> Чем объясняется упадок культуры в Западной Европе по сравнению с античным миром?

=> Какие условия жизни благоприятствовали развитию культуры в Византии и Арабском халифате в период раннего средневековья?

II ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Контрольная работа по разделу I «Раннее средневековье».

Вариант I

I. Соотнесите даты и события:

1. IV-VIbb. а) первая проповедь Мухаммеда;

  1. 486 г. б) битва у г. Суассона;

  2. 800 г. в) провозглашение Карла I императором;

  3. 610 г. г) переселение германцев.

Ответы: 1-г; 2-6; 3-в; 4-а.

II. Соотнесите понятия и их значение:

1.Средние века а) местопребывание монахов, комплекс зданий, обнесенных высокой стеной;

2. Монастыри б) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем,
длилась с V по XV вв.;

3. Халиф в) кельтские племена, населявшие Британию до прихода германцев;

4.Бритты г) глава государства у арабов;

  1. Фреска д) система власти католической церкви;

6.Папство е) роспись, выполненная на стене или потолке храма по сырой штукатурке.

Ответы: 1-6; 2-а; 3-г; 4-в; 5-е; 6-д.

III. Вопросы, требующие развернутого ответа.

На «5»: Определите роль религии в становлении средневековых государств (на примере одной из стран):

  • западно-христианской,

  • восточно-христианской,

  • мусульманской.

На «4»: Какие государства в период раннего средневековья пытались стать наследниками Римской империи? Удались ли эти попытки в полной мере? Почему?

На «3»: Расскажите о любом историческом деятеле раннего средневековья.

Вариант II

I. Соотнесите даты и события.

1. 630 г. а) Верденский договор о разделе империи Карла I;

  1. 962 г. б) образование арабского государства;

  2. 476 г. в) образование Священной Римской империи;

4. 843 г. г) падение Западной Римской империи.
Ответы: 1-6; 2-е; 3-г; 4-а.

II. Соотнесите понятия и их значение:

  1. Исторические а) лицо, занимающее одну из высших источники должностей в

христианской церкви;

2.Епископ б) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его

пророка Мухаммеда;

3. Ислам в) вещественные, устные или письменные свидетельства, или памятники

эпохи;

4. Графство г) северные германцы — норвежцы, шведы, датчане;

5. Норманны д) изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых;
6. Икона е) область, провинция в империи Карла I Великого, во главе с графом,

назначенным императором.

III. Вопросы, требующие развернутого ответа.

На «5»: Общее и особенное в системе управления Франкского королевства, Арабского халифата и Византийской империи.

На «4»: Почему развитие культуры и религии в раннем средневековье были тесно связаны? В чем проявлялась эта связь?

На «3»: Расскажите об одном из раннесредневековых государств.

Вариант III

I. Соотнесите даты и события:

1.630 г. а) падение Западной Римской империи;

2. 863 г. б) образование арабского государства;

3. 800 г. в) создание Кириллом и Мефодием славянской письменности;

4. 476 г. г) провозглашение Карла I императором.

Ответы: 1-6; 2-е; 3-г; 4-а.

II. Соотнесите понятия и их значение:

  1. Феодализм а) глава мужского монастыря;

  2. Аббат б) римляне;

3. Ромеи в) общественный строй народов в средние века;

  1. Мусульманин г) сподвижники короля Артура, рыцари;

5.»Круглый стол» д) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем;

6. Средневековье е) человек, принявший ислам.

Ответы: 1-е; 2-а; З-б; 4-е; 5-г; 6-д.

III. Вопросы, требующие развернутого ответа.

На «5»: Объясните, почему норманнам, дошедшим в своих походах даже до Америки, не удалось создать собственного обширного государства?

На «4»: Обозначьте отличительные черты управления государством в Византии и в империи Карла Великого.

На «3»: Охарактеризуйте один из видов искусства (литературу, иконопись, архитектуру, миниатюру) раннего средневековья.

III ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Тестирование по теме «Раннее средневековье».

1. Толчком к переселению послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

а) вандалов; б) остготов; в) вестготов;

г) франков; д) гуннов.

2. Кто такие лангобарды ?

а) коренные жители Апеннинского полуострова;

б) германский народ, который в VI веке вытеснил из Италии остготов;

в) воины личной гвардии Карла Великого;

г) гвардейцы папы Римского.

3. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 780 году; в) в 800 году;

б) в 790 году; г) в 810 году.

4. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне?

а) на верхней;

б) на самой нижней;

в) не входили в феодальную лестницу.

5. Устройство общества, при котором основными группами являются сеньоры и крестьяне, а земли находятся в руках сеньоров, называется:

а) средневековой цивилизацией;

б) натуральным хозяйством;

в) аграрной цивилизацией;

г) феодальным общественным строем.

6. Соотнесите понятия и их значение:

  1. Натуральное а) речь на религиозно-нравственную тему; хозяйство

  2. Проповедь б) эпоха в истории человечества между древним

миром и новым временем;

3. Средневековье в) хозяйство, в котором все необходимое производится

внутри и расходуется на собственное потребление;

4. Ислам г) сложный узор, созданный на основе математического расчета;

5. Фреска д) роспись, выполненная на стене или потолке храма по сырой штукатурке;

6. Монастырь е) северные германцы, норвежцы, шведы, датчане;

7. Норманны ж) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его пророка

Мухаммеда;

8. Арабеска з) местопребывание монахов, комплекс зданий, обнесенных высокой стеной.

Ответы: 1-е; 2-а; З-б; 4-ж; 5-д; б-з; 7-е; 8-г.

7. Соотнесите даты и события:

  1. 962 г. а) образование арабского государства;

  2. 843 г. б) возникновение государства у франков;

  3. 800 г. в) Верденский договор о разделе империи Карла I Великого;

  1. 500 г. г) провозглашение Карла I императором;

  2. 630 г. д) образование Священной Римской империи.

Ответы: 1-д; 2-е; 3-г; 4-6; 5-а.

8. Назовите столицу государства Карла I Великого:

а) Париж; в) Аахен;

б) Рим; г) государство не имело постоянной столицы.

9. Центрами христианской культуры в период раннего средневековья были:

а) замки феодалов; в) монастыри;

б) дворцы королей; г) города.

Домашнее задание: не задается.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *