Содержание

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Первые письменные упоминания об обители встречаются в 1610 году в Козельских писцовых книгах. Здесь говорится об обители как уже построенной, поэтому многие историки относят начало основания Оптиной пустыни к XV веку. Основателем обители традиционно принято считать покаявшегося разбойника-вятича по имени Опта. Говорят, что Опта принял постриг с именем Макария и потому Оптина пустынь изначально называлась Макарьевой.

Так на протяжении нескольких веков монастырь жил своей жизнью, исполняя священный долг в трудах и молитвах. Во время правления Петра I обитель была упразднена. А затем снова открыта. Известна Оптина тем, что в XIX веке здесь поселились и основали скит ученики известного молдавского Старца Паисия Величковского.

Еще большую известность и добрую славу Оптина пустынь приобрела при жизни старца Амвросия (Гренкова), который родился во время Отечественной войны 1812 года. Старец прославился тем, что дарованием Божиим утешал и исцелял народ, который стекался к нему отовсюду.

За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских Старцев, ныне причисленных к лику святых. После свержения самодержавия в 1923 году богоборцы закрыли обитель. Чего только они здесь не устраивали: и лесопилку, и дом отдыха, и конюшню, и лагерь для военнопленных. К началу 80-х годов прошлого века здесь было Профессионально Техническое Училище (ПТУ). В 1987 году Обитель вернули Русской Православной Церкви. Началось возрождения Оптиной. Сегодня обитель практически восстановлена. Конечно, внешнее великолепие монастыря — это только начало. Еще предстоит восстановить тот образ иноческого жития, который был утрачен за годы советской власти. Но все это еще впереди. Как пророчествовал преподобный Старец Нектарий «В Оптиной еще будет семь столпов и семь светильников»…

В настоящее время в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Тескт по материалам сайта optina-pustin.ru

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор

Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери

Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого

Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской

Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского

Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта

Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Чудеса Оптиной пустыни

По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.

Молитвы

Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Молитву Оптинских старцев на начало дня

Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

«Ни времени, ни причины основания Оптиной пустыни письменно неизвестны». Это объясняется тем, что во время Смуты в начале ХVII века Козельск и близлежащая пустынь подверглись разорению, в результате чего погибли как городской, так и монастырский архивы. По этой причине исследователям истории Оптиной пустыни в период от основания обители до конца ХVII в. приходится довольствоваться сохранившимися преданиями и собственными гипотезами.

Относительно названия, времени и причины основания обители в настоящее время существует несколько версий. В «Записке о возникновении монастыря Оптиной пустыни» делается предположение, что обитель возникает вскоре после принятия козельчанами христианства, как «выражение горячности веры новообращенных». В XII-ХIII веке Козельск становиться княжеским городом. По существовавшей тогда доброй традиции, князья часто строили рядом со своими городами монастыри, как правило, на другом берегу протекающей рядом реки, чтобы не беспокоить иноков мирской суетой. Именно так и расположена Оптина пустынь. В это же время (в 1261 году) князем Романом Брянским был основан Свенский Успенский монастырь около города Брянска. С другой стороны, в домонгольский период, на Руси было «много монастырьков несобственных, вроде монашеских слобод при приходских церквах». В числе таких небольших монастырьков-пустынек, строенных не князьями или боярами, а самими отшельниками, могла быть и Оптина пустынь.

По другой версии, монастырь основан в более позднее время, на рубеже XV века. Так архимандрит Леонид относит основание Оптиной в период времени 1408-1445гг., когда Козельск перешел в род князя Владимира Андреевича Храброго. В подтверждение этого он приводит слова Лаврентьевской летописи: «…бяше бо любя сей князь чин мнишеский и священнический…», а так же говорит, что почти все окружные монастыри относят свое основание к ХV-ХVII столетию, начиная с самого знаменитого по древности и значению Пафнутьева-Боровского (1477 г.). Но если бы обитель строил князь, то об этом было бы упомянуто в летописях, монастырю даны были бы земли, удобные для пашни, возведены значительные строения и т.п., а Оптина пустынь никаких наделов не имела и с самого начала была очень бедной в экономическом отношении. Вероятнее всего, что основателями ее были неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу у пограничной засеки, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Кроме того, пустынями называли обычно обители, бравшие свое начало с одинокой кельи отшельника, пустынника, поэтому весьма вероятно, что поставлена она была трудами самих подвижников.

Относительно происхождения названия монастыря также существует несколько версий. После публикации работ иеромонаха Ераста (Вытропского) общепринята гипотеза происхождения данного названия «Оптина» от слова «общий», то есть монастырь был общим для проживания монахов и монахинь. Эту версию как наиболее вероятную приводит и «Записка о возникновении монастыря Оптиной пустыни». До ХVI в. существовали небольшие особножительные обители, которые возникали вокруг приходских храмов, когда рядом с ними строили свои кельи отдельные иноки. При этом близ церкви могли селиться как монахи, так и монахини. Со временем такая стихийно возникшая община все более упорядочивала свою деятельность и начинала принимать черты монастыря, который нередко мог быть «оптиным», то есть общим для монахов и монахинь. Такие обители могли возникать и иным образом, когда братия разоренного монастыря находила приют в женской обители или наоборот. В трудные годы ордынского ига приходилось мириться с таким явлением, которое прежде, в домонгольские времена, едва ли было возможно. Подобные «двойные» монастыри были упразднены на соборе 1503 года. Таким образом, церковно-славянское слово «обтъ», «обтом» превратилось в «Оптину», а все название исследуемой обители читалось как «Общий монастырь Макарьевской пустыни». В пользу этой версии говорят данные монастырского синодика, в котором в числе поминаемых первых насельников обители, помещены попеременно иноки-схимники и инокини-схимницы. Кроме того, в самом городе Козельске не было ни одного монастыря до 1670 года (в этом году был открыт Вознесенский девичий монастырь). Также Оптиными монастырями назывались еще близлежащие Жабынский и Болховский. По другой версии название «Оптин» со значением «общий», следует относить к характеристике монастыря как «общежительных» в отличие от «особных», «необщежительных».

Другая легенда говорит о раскаявшемся разбойнике по имени Опта, основавшем обитель на рубеже XIV — XV вв. и принявшем здесь монашеский постриг с именем Макарий. Именно он считается легендарным основателем пустыни. Город Козельск, рядом с которым расположена Оптина пустынь, был основан в 1146 году в местах неприступных, среди дремучих лесов, от которых и получил свое первоначальное название Козельск или «Козлеск». Густой бор, у опушки которого стояла Оптина пустынь, долгое время сохранял название «Козельской засеки». Такими засеками с XIV века укреплялась вся страна в целях обороны. Однако часто эти оборонительные леса оказывались притоном для внутренних врагов государства – разбойников. Согласно легенде таким разбойником и был Опта, сначала грозный предводитель шайки, а потом смиренный отшельник основатель пустыни. Кроме того, недалеко от рассматриваемой обители, в г. Болхове, был еще один Оптин Троицкий монастырь, его основание, по одной из версий, также приписывается Опте (по другому преданию он был основан князьями Милославскими и существовал уже в ХV в.). Предполагается, что при пострижении в монашество разбойника нарекли Макарием, поэтому во всех письменных актах до начала ХIХ века встречается такое название: «Оптин монастырь Макарьевской пустыни». Правда, есть упоминание о храме св. Макария, как о главном храме монастыря, но это упоминание, возможно, случайно, и уже с начала XVII века такая церковь в монастыре совсем не числится.

Это предание появилось, очевидно, после публикации «Исторического описания Козельской Введенской пустыни» архимандрита Леонида (Кавелина), высказавшего такую версию, основываясь только на схожести названий. Между тем, в случае верности предположения архимандрита Леонида, до нас не могли не дойти письменные источники о житии столь замечательного подвижника – основателя двух монастырей. Предание это весьма сомнительно. Оно не может удовлетворительно объяснить, почему два монастыря одновременно основаны одним и тем же разбойником Оптою. Кроме того, монастыри обычно назывались не по имени основателей, а по имени святых или праздников, в честь которых основывались, названию местности и т.п. Но никогда не давалось название монастырю по мирскому имени настоятеля или основателя, а тем более по нехристианскому имени или прозвищу. Предание, также, не упоминает подробности жизни Опты после обращения, место его преставления и погребения и др. В сохранившемся синодике, переписанном с более раннего (не позднее XVI в.) среди первых имен братии не значится Макария. А ведь имя основателя монастыря должно было сохраниться за столь недолгий срок (около100 лет) и стоять первым.

Третья версия относительно названия опирается на то, что в русском языке нет, и не было, собственного имени «Опта». Зато в татарском языке существует словосочетание «башими обту» – человек, ставящий кого-либо в затруднительное положение, притесняющий. Очевидно, в период татарского нашествия русские могли именовать так татарских баскаков. В качестве нарицательного понятия его относили к такому татарскому грабителю «Опте», впоследствии, вероятно, раскаявшемуся, обратившемуся ко Христу и основавшему православный монастырь.

Так или иначе, ясно, что основание Оптиной пустыни произошло значительно раньше, чем первое дошедшее до нас письменное упоминание конца XVI в., когда на поминовение почившего царя Федора Иоанновича было пожаловано обители мельничное место под г. Козельском на реке Другусне.

Сопредельная Козельску, она претерпела с ним общие несчастья: татарское нашествие, нападение запорожских казаков, литовское разорение. В огне последнего сгорели все городские и монастырские архивы.

Судя по сохранившимся источникам восстановилась обитель довольно скоро. В справочнике П.М. Строева под 1625 г. указан первый известный оптинский настоятель – игумен Сергий. Это документальное известие показывает, что пустынь имела уже некоторую известность и управлялась игуменом.

Первые надежные сведения о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича. В 1629 году Козельские писцовые книги сообщают об Оптиной пустыни, как оправившейся от разорения и возобновленной: «Государство, царево и великого князя Михаила Федоровича всея Руси Богомолье, монастырь Оптин Макарьевы пустыни, на реке на Жиздре, а в нем церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна клецка (клетью)… строенье мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею …». Сведений о количестве братии в документе не содержится, но отмечается, что в монастыре было 6 келий, что дает возможность сделать вывод о том, что в обители подвизалось, по крайней мере, не менее шести насельников. Далее следует перечисление маленьких монастырских владений, состоящих из одной мельницы, луга, участка леса и рыбных ловель «…а иной земли к тому монастырю нет, исстари не бывало».

Далее с 1630 по 1670 года нет никаких сведений о состоянии монастыря.

В 1672 году настоятелем был назначен строитель Исидор. Это время ознаменовалось долгой тяжбой с козельскими обывателями за монастырскую мельницу и прошением царю, в котором выражалось желание получить для монастыря хоть какую-нибудь землю: «К Оптину монастырю вотчин и земель не дано и государева денежного и хлебного жалования нет, а в монастыре четырнадцать братий кормятся мирскою дачею, а около монастыря огородов нет» . Царь Федор Алексеевич пожаловал монастырю «пустые посадские дворовые семь мест… под огороды, под овощь…». Это было, по существу, первое земельное владение пустыни. От этого времени сохранилась монастырская вкладная книга. Среди жертвователей пустыни того времени упомянуты цари Петр и Иоанн Алексеевичи и царевна Софья.

Период с 1680 по 1704 год был самым благоприятным для Оптиной пустыни до начала ХIХ века. Это доказывают и царские вклады, и то живое участие, которое приняла тогда в судьбе обители местная знать и люди разных чинов. Именно в это время – в 1689 году началось строительство Введенской церкви, первого каменного храма на ее территории (на месте разобранного деревянного того же названия). Основные средства на постройку предоставил окольничий И.А. Желябужский, и стольники братья Шепелевы. В эти годы (1700 г.) настоятелям Оптиной пустыни был пожалован игуменский сан, что также явилось признаком благоустроенности монастыря. Однако непосредственные доходы пустыни оставались очень скромными: с мельницы, с рыбных ловель, с перевоза через Жиздру, с сеяных покосов и с огородных мест в Козельске.

С 1704 года наступает полоса упадка. Указы Петра I относительно церкви больно коснулись таких маленьких монастырей, как Оптина пустынь. В 1704 году были описаны и «положены в оклад» старинная монастырская мельница, рыбные ловли и перевоз через Жиздру. Отныне государство стало отдавать их в оброк «из наддачи, кто больше даст». Подобное положение было крайне тяжелым для Оптиной пустыни, так как доход с этих статей служил для нее почти единственным источником «прокормления братии». Вопрос пропитания стал теперь единственной заботой, ни о каком строительстве не могло быть и речи.

Положение постепенно становилось крайне бедственным. В 1717 году во «Вкладной книге» появилось такое обращение к вкладчикам: «… Козельского уезду в Оптином монастыре Макарьевой пустыни игумен Леонид с братиею, прошу и молю … на ту святую Божию церковь на кровлю, что та святая церковь огнила кровлею и ограда опала и кельи развалились. Пожалейте нас, не оставьте сирых… потому что у нас ни вотчин, ни крестьян нет, питаемся мирским подаянием, кто что пожалует.

В 1724 Оптина пустынь пришла в настоящее запустение. Петр I в соответствии с «Духовным регламентом» издает указ, в котором говорилось: «малобратственные монастыри и пустыньки сводить с прочими в совокупление неотложно, без продолжения, и оныя пустыньки весьма упразднить» . Оптина пустынь подпала под царский указ. Была составлена подробная опись всему имуществу и строениям, оно вместе с обитателями переводилось в степенный Белёвский Спасо-Преображенский монастырь. В Оптиной в это время был каменный пятиглавый Введенский собор, вмещавший в себя все монастырское имущество, скопившееся за сто лет со времени Литовского разорения, и деревянные постройки. Они подробно перечислялись с оценкой каждого здания, например: «деревянная ограда вокруг монастыря – 20 рублев, в ней святые ворота рубленые – 25 рублев, кельи: игуменская – 15 рублев, братская – 10 рублев». Все деревянные построения были разобраны и перевезены в Белёв.

Так произошло упразднение Оптиной пустыни. На ее месте осталась лишь обращенная в приходскую Введенская церковь «с огнившею кровлею», лишенная всего своего внутреннего «благолепия». Для ведения службы назначен был белый священник и дьячок, которым повелено было иметь пропитание от церковного подаяния.

История Оптиной пустыни могла бы на этом закончиться, если бы через два года в 1726 году вкладчики – стольник А. Шепелев «С товарищи» не обратились с прошением в Правительствующий Синод. Они ходатайствовали о восстановлении пустыни, гарантируя, что «все потребное для церкви к служению… впредь будет от них непременно без всякой нужды». Ходатайство увенчаюсь успехом. Синод постановил вернуть из Белёвского монастыря все братство и имущество Оптиной пустыни.

Но существенных изменений к лучшему не произошло, монастырь едва существовал. В 1731 году на страницах «Вкладной книги» мы снова находим обращение настоятеля: «…прошу и молю… в оную святую Божию церковь на иконостас, понеже вельми ветх, а… на святом престоле одежда изотлела… пожалейте, государи, нас…». Такое крайне печальное положение монастыря тронуло сердца окрестных бояр. Пожертвования деньгами и хлебом поддержали пустынь и даже дали возможность начать в 1741 году строительство деревянной колокольни, которой в ней никогда до этого не было. Однако главный каменный храм так ни разу и не был отремонтирован.

Несколько последующих десятилетий никак не отражены в документах монастыря. Сведения появляются только в 1750 году и касаются построения нового соборного Введенского храма. Первый каменный собор, построенный за столетие до этого, пришел к середине XVIII в. в такой упадок, что в нем с трудом совершалось богослужение. Появился щедрый благотворитель – обер-гофмаршал Д.А. Шепелев , пожертвовавший большую сумму на строительство. Прежний Введенский храм пришел в совершенную ветхость, поддержание его в относительной целости долгие годы составляло главную заботу пустыни. Храм этот был разобран и на его месте заложен новый пятиглавый трехпрестольный собор. Подробности строительства неизвестны. Документы сообщают, что оно длилось 9 лет и закончилось вчерне в 1759 году, когда освятили престол Пафнутия Боровского. Внутренняя отделка основного пространства храма затянулась еще на 12 лет, так как «жертвователь» Д.А. Шепелев умер, а собственных денег пустынь не имела. Появление Елизаветы Шевелевой, племянницы Д.А. Шепелева, пожертвовавшей 800 рублей на окончание Введенского собора и 250 рублей на строительство новой колокольни, исправило положение. На полученные деньги в 1769 году на месте прежней деревянной, пришедшей в ветхость, была построена новая каменная, небольшая и тонкая. От колокольни впервые начали вести каменную ограду – средняя деревянная, оставленная в 1724 году «в рассыпании» совершенно развалилась, так что монастырь был со всех сторон открыт. Ограда в три аршина высотой (2,16 м) протянулась всего на одну сажень к югу и на пять с половиной саженей к северу. К 1762 году была построена новая мельница – на реке Клютоме, значащаяся в последствии в документах как Болотская, также сдававшаяся в наем.

Период с 1764 по 1795гг. – очередной упадок Оптиной пустыни. Она постепенно клонилась к полному оскудению, несмотря на все старания отдельных настоятелей. В соответствии с проводимой императрицей Екатериной II секуляризацией Церковных имений, Оптина пустынь, по запросу Консистории, выслала акты о своих владениях. На этом основании она была причислена к семи заштатным монастырям Крутицкой епархии, к которой в то время относилась. Денежных окладов такие монастыри не получали, их оставляли на своем содержании. Штат монашествующих был определен в семь человек, однако в Оптиной в это время осталось только пятеро монахов, так что для «укомплектования» пришлось перевести в нее двух человек из упраздненного Перемышльского Николаевского монастыря. В последующие годы число братии было постоянно меньше положенного по штату. По спискам 1773 года в монастыре было всего три человека, в том числе 90-летний «невидящий глазами» иеромонах Карион.

Настоятели пустыни снова стали называться строителями и сменялись очень часто (за 14 лет с 1775-1789 год сменилось четыре настоятеля, причем двое из них добровольно отказались от управления обителью). Введенский собор, требовал немалых материальных вложений на свое поддержание. В 1779 году настоятель Аристарх пытался получить в Консистории деньги на ремонт, но это прошение успеха не имело. Собор был явно не по средствам Оптиной пустыни. Число братства 1794 году оно состояло из двух монахов. По недостатку иеромонахов «богослужение исправлялось с великой нуждой», а в одно время едва совсем не остановилось, потому что, кроме настоятеля не было других иеромонахов. Именно в таком виде она подходит к концу XVIII столетия, с которого для нее начинается новый этап.

В данной главе была кратко рассмотрена история Оптиной пустыни от начала ее возникновения до исследуемого в представленной работе периода – первой половины XIX века. Были описаны основные гипотезы о времени возникновения монастыря, его названии и возможных причинах основания обители. Показан исторический фон жизни обители в течение нескольких веков. Были выделены основные этапы истории строительства монастыря до исследуемого периода и кратко рассмотрена строительно-хозяйственная деятельность на каждом из этих исторических отрезков. В процессе написания данной главы было выяснено, что к началу исследуемого в настоящей работе историческому периоду Оптина Пустынь подходит малоизвестным и бедным монастырем. В конце XVIII века, эта прославленная впоследствии обитель, приближалась к полному запустению. В ней оставалось несколько престарелых иноков, которые едва могли прокормить себя. Единственное каменное строение – Введенский собор монастыря нуждался в капитальном ремонте. Все остальные строения в обители были деревянные и крайне ветхие. Средств на содержание было явно недостаточно. Положение усугублялось частой сменой настоятелей. По всем признакам обитель доживала последние дни. Тем более удивительным предстает последующий за этим период бурного развития, внутреннего и внешнего благоустройства и процветания монастыря.

Памятная записка о скончавшихся и погребенных в Богохранимой обители Козельской Введенской Оптиной пустыни и в ските святаго Иоанна Предтечи, находящемся при оной. Собрано из Архивных монастырских бумаг в 1845 году. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 350. Л.1.

Записка о возникновении монастыря Оптиной пустыни (отрывок). Втор. пол. ХIХ в. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 49. Л. 1.

Леонид (Кавелин), архимандрит]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М.,1876. — С.12.

Записка о возникновении монастыря Оптиной пустыни (отрывок). Втор. пол. ХIХ в. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 49. Л. 1 об. — 2.

Синодик Оптиной Пустыни. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 327.

Записка о возникновении монастыря Оптиной пустыни (отрывок). Втор. пол. ХIХ в. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 28. Ед. хр. 49. Л. 2.

Православные русские обители. Составитель Сойкин П.П. — СПб.: Воскресение, 1994. — 712 с.

Последний раз название «Макарьевская» встречается под 1799г. См.: НИОР РГБ. Ф.213. К.4. Ед.хр.13. Л. 48.

Синодик Оптиной Пустыни. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 327.

Ераст (Вытропский), иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2000. – С. 11.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб.: тип. В.С. Балашева, 1877. — 1136 с

До начала ХVIII века настоятели Оптиной пустыни назывались «строителями». Такая должность была и во многих других маленьких монастырях, позднее в некоторых монастырях она стала существовать наряду с настоятельской и означать заместителя настоятеля.

Дело по прошению игумена Козельской Введенской Оптиной пустыни о понуждении Козельского купеческого общества к возвращению мельницы и земли принадлежащей Оптиной пустыни. // ГАКО. Ф. 903. Оп. .1 .Д.28. Л. 8.

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876, стр. 23.

Ераст (Вытропский), иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2000. – С. 17.

Книга вкладная Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1675 – 1784 гг. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 326.

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876. — С. 29.

Книга вкладная Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1675 – 1784 гг. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 326. Л. 13.

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876. – С. 35.

Опись церковных строений и церковной утвари в Козельской Оптиной пустыни. 1724 г. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 16. Ед. хр. 7. 18 л.

Опись церковных строений и церковной утвари в Козельской Оптиной пустыни. 1724 г. // НИОР РГБ. Ф. 213. К. 16. Ед. хр. 7. Л.1.

Тамже. Л. 2об.–3.

Ераст (Вытропский), иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2000. – С. 33.

Книга вкладная Козельской Введенской Оптиной пустыни за 1675 – 1784 гг. // НИОР РГБ. Ф. 214. Опт. – 326. Л. 22.

Сын стольника А. Шепелева, генерал-аншеф, обоих российских орденов кавалер, участник 37 сражений, похороненный в Никольской церкви г. Козельска (построенной также на его средства); его сын был организатором конного ополчения, сформированного в 1812 г. в селе Березичи. Ополчение это прославилось в боях под Тарутиным и Малоярославцем.

Ераст (Вытропский), иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2000. – С. 41.

Там же. С.43

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 3-е, М., 1876. – С. 59.

Оптина пустынь

Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии

Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское). Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров. Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.

Основание монастыря

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Восстановление обители

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Храмы монастыря:

  1. соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм,
  2. храм во имя иконы Казанской Божией Матери,
  3. храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны,
  4. кладбищенская церковь во имя Всех святых
  5. храм во имя св. Амвросия Медиоланского.

В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.

В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит.

После революции

Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей «Оптина пустынь», директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители — Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возрождение монастыря

Оптина Пустынь. Колокольня с братскими корпусами и Казанская церковь, 2015 г. Фото Ю. Булкина

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского.

18 марта 1990 года был освящен Иоанно-Предтеченский скит.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце 60-ти сантиметровым кинжалом с надписями на клинке «666» , «сатана». Убийцей оказался некий Аверин, который вступил в секту сатанистов. После обыска у него нашли изрубленную Библию и предметы для сатанинских ритуалов. Следственная экспертиза института имени Сербского признала Аверина невменяемым. Суд определил его в психбольницу. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра (Петрова), Юрий (Георгий), приехавший на праздник Пасхи из Тольятти.

В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование — 11 октября (местночтим.). В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В обители существует значительное подсобное хозяйство, насельники Оптиной пустыни окормляют соседнюю воинскую часть, проводя беседы с солдатами и занятия с членами семей офицеров.

Статистика

Оптинские святые

Настоятели, наместники

Строители, настоятели

  • Макарий (Опта), основатель
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630)

В 1724-1726 гг. — монастырь был упразднен, полное возрождение монастыря началось лишь с 1795 года

Наместники

О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете

Сайт optina-pustin.ru создан редакторами антицерковной газеты «Дух христианина», которые вначале пытались выдавать его за официальный сайт монастыря Оптина Пустынь. Данный сайт нередко служит причиной распространения ложных слухов и клеветы на монастырь и его насельников .

Литература

  • Иулиания (Самсонова), мон., Оптинский патерик. Изд-во Саратовской епархии, Саратов, 2006:

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Ясеневского Петропавловского храма:
    • (материал использован частично)

«Заведующий садом. Разговор с епископом Можайским Леонидом, новым наместником Оптиной пустыни» (беседовал Максим Васюнов), портал Православие.Ru, 20 августа 2018,

«Архимандрит Мелхиседек: информационная паутина Афон не накрыла», РИА Новости, 21 сентября 2016,

Послание Святейшего Патриарха Кирилла насельникам монастыря Оптина пустынь, участникам погребения архимандрита Венедикта (Пенькова), официальный сайт Оптиной Пустыни,

О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете // Официальный сайт монастыря Оптина пустынь — ,

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *