Знаменский Петр Васильевич — известный церковный историк, член-корреспондент Санкт-Петербургской АН, член Совета Казанского отдела Русского Собрания (КОРС). Родился в Нижнем Новгороде в семье диакона. Окончил Нижегородское Духовное Училище в 1850 году, Нижегородскую Духовную Семинарию в 1856 году и Казанскую Духовную Академию в 1860 году магистром богословия. Получил назначение на кафедру философии и логики в Самарскую Духовную Семинарию, откуда в 1861 году был переведен в Казанскую Духовную Академию сначала на кафедру математики, а через год — на кафедру русской истории. После разделения последней на кафедру церковной истории и кафедру гражданской истории, он продолжил преподавание на кафедре церковной истории (до 1895 в качестве штатного, а до 1896 сверхштатного профессора). Кроме того, начиная с 1865 года, в разное время преподавал на историко-филологическом факультете Казанского университета, в окружном училище духовного ведомства и Родионовском институте благородных девиц, работал в библиотеке Казанской Духовной Академии, где заведовал богатейшим собранием книг Соловецкого монастыря (перевезенных сюда в 1855 году во время Крымской войны ввиду опасности вторжения английского флота на север Российской империи), являлся редактором и цензором академического журнала «Православный собеседник». В своих работах он сумел соединить объективный документально-научный подход с живостью суждений и доступностью изложения. Всероссийскую известность Знаменскому принес его главный научный труд «Руководство к русской церковной истории» (1870, 1876, 1880, 1886, 1888), удостоенный премии митрополита Макария. Впоследствии эта книга стала собственностью Училищного комитета при Святейшем Синоде и после сделанных Знаменским — с учетом синодальной учебной программы — поправок была издана как «Учебное руководство по истории Русской Церкви» (1896, 1904). В первой половине 1870-х за труд «Приходское духовенство со времен реформы Петра» удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 году избран почетным членом Казанского университета, а Московский университет, по представлению историка В.О.Ключевского, возвел его honoris causa в ученую степень доктора русской истории. 5 декабря избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Он являлся почетным доктором 4 Духовных академий, членом целого ряда научных обществ. С 1875 по 1880 год, состоял в переписке с писателем Н.С. Лесковым, отмечавшим достоинства исторических сочинений Знаменского. Знаменский всегда оставался глубоко верующим, православным человеком. Искренняя вера в торжество православия и духовно-нравственное возрождение русского народа стала одной из основных причин, приведших его под знамена казанского трезвеннического и право-монархического движения. Професор Знаменский был избран почетным членом Казанского Общества Трезвости. 11 января 1906 года он стал членом КОРС, а 22 января был избран тов. председателя этой право-монархической организации (предположительно, исполнял обязанности до 27 сентября 1906 года), неоднократно (в том числе, в 1906 и 1908) избирался в Совет КОРС. Кроме того, Знаменский являлся одним из вдохновителей и наиболее активных членов казанской миссионерской общественной организации «Братство святителя Гурия», главенствующую роль в котором в начале XX в. играл один из деятелей местного черносотенного движения еп. Андрей (кн. Ухтомский). В период выборов в I Государственную Думу Знаменский был включен в список выборщиков от соединенного Совета Царско-Народного Русского Общества, КОРС и Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани. Во время проведения в Казани избирательной кампании во II Гос. Думу он под первым номером по «3-й части» вошел в «Список выборщиков в Государственную Думу от Русских Людей». В последующие годы упоминаний о политической деятельности находившегося уже в преклонном возрасте Знаменского практически не прослеживается. Вместе с тем известно, что он и далее продолжал активно заниматься наукой и историко-писательской деятельностью. Так, в 1910 году, в Казани вышло его этнографическое исследование «Казанские татары», полное нелицеприятных наблюдений как по части национального характера и быта самих татар, так и по отношению к деятельности среди них православных миссионеров. В ней Знаменский, в частности, отмечал, что: «О каком-нибудь обрусении татар теперь пока не может быть и речи. Христианская миссия в среде магометанства совершенно парализована». Умер Знаменский в собственном доме в Казани, который перед кончиной (вместе с богатой библиотекой) завещал Казанской Духовной Академии. Погребен на кладбище находившегося на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, уничтоженного в советское время.

Программа вступительных испытаний по предмету «История Русской Православной Церкви» для поступающих в магистратуру в Казанскую духовную семинарию по профилю «История Церкви» включает в себя минимально необходимый круг проблем, знакомство с которыми является обязательным для лиц, желающих обучаться по указанному профилю. Вся история РПЦ хронологически разделена в данной программе на три блока, по каждому из которых абитуриент в экзаменационном задании получает по одному вопросу. По каждому из блоков в программе отдельно дана литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену. Критерии оценки ответов следующие:
• «отлично» — вопросы раскрыты полностью, показано знание дополнительных материалов, знакомство с источниками по истории церкви и историографией;
• «хорошо» — вопросы раскрыты полностью или с небольшими недочётами, знания дополнительных материалов не продемонстрировано;
• «удовлетворительно» — вопросы в целом раскрыты, но с существенными недочётами;
• «неудовлетворительно» — вопросы в целом не раскрыты, знания по предмету носят фрагментарный характер, либо отсутствуют.

Раздел I. Досинодальное время в истории Русской Православной Церкви.

  • Начало христианства на Руси. Деятельность равноапп. Кирилла и Мефодия. Христианство в русских пределах до св.Владимира.
  • Князь Владимир, его исторический выбор. Обстоятельства крещения Руси. Начало христианизации Руси.
  • Распространение христианства после кн. Владимира. Канонический статус и структура Русской Церкви, отношения с Константинополем. Позиция Церкви в междоусобной борьбе князей.
  • Прп. Феодосий Печерский и начало монашества на Руси. Духовное просвещение в домонгольский период.
  • Русская Церковь в монгольский период. Монгольское нашествие и его влияние на жизни церкви. Взаимоотношения церковной иерархии с Ордой.
  • Становление Московской митрополии. Роль Церкви в возвышении Москвы. Митр. Пётр и перенесение центра митрополии в Москву. Взаимоотношения русских митрополитов и московских князей. Митр. Алексий и кн. Дмитрий Донской. Митр. Киприан и спор о замещении митрополичьей кафедры после смерти митр. Алексия.
  • Прп. Сергий Радонежский, значение его подвига. Ученики прп. Сергия, распространение монашества. Деятельность крупнейших монастырей.
  • Общая характеристика периода «разделённой митрополии» в русских княжествах, сохранивших национальную и политическую независимость от Великого княжества Литовского.
  • Начало автокефалии Русской Церкви. Фактическое установление автокефалии Московской митрополии в 1448 г.
  • Возрастание роли государства в жизни Церкви. Теория «Москва – третий Рим». Церковная деятельность Василия III.
  • Развитие церковной жизни в землях западной Руси. Возникновение Великого княжества Литовского, объединение русских земель под властью литовских князей. Религиозная ситуация в Великом княжестве до принятия католичества. Усиление польского влияния в Литве, принятие католичества, изменение в положении Православной Церкви.
  • Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую в сер. XV в.
  • Причины и последствия Брестской унии. Упадок православия в землях западной Руси в XVI в. Феномен православных братств. Взаимоотношения православных с католиками и протестантами в Речи Посполитой. Брестские соборы 1596 г., введение унии. Проблемы канонического положения православной Церкви после 1596 г., их решение. Народное противодействие введению унии.
  • Русская Церковь в правление Ивана Грозного. Окончательная победа иосифлянства на высшем уровне. Созидательная деятельность митр. Макария. Стоглавый собор. Опричнина и отношение Церкви к ней. Судьба митр. Филиппа.
  • Установление патриаршества в Русской Церкви. Начало визитов восточных патриархов в Московское царство в XVI в. Объективные и субъективные причины введения патриаршества в 1589 г. Изменение епархиальной структуры Русской Церкви. Последствия установления патриаршества.
  • Церковь в период Смутного времени. Религиозный аспект Смуты. Роль Лжедмитрия I в организации католической экспансии в России. Патриарх Иов и противодействие самозванцу. Патриарх Игнатий. Преследование православия при Лжедмитрии II. Осада Троице-Сергиева монастыря. Православные мученики Смуты. Последний этап Смуты. Подвиг патриарха Гермогена по защите православия в Москве. Победа народного ополчения. Воцарение Михаила Романова.
  • Новая парадигма церковно-государственных отношений в правление царя Михаила и патриарха Филарета.
  • Жизнь и деятельность патриархов Иоасафа и Иосифа.
  • Деятельность патриарха Никона. Специфика его патриаршества. Причины и предыстория «книжной справы» при патриархе Никоне. Богослужебные исправления и реакция на них. Алексей Михайлович и Никон: перипетии взаимоотношений. Теократическая идея Никона. Секуляризационная политика царя. Монастырский приказ и отношение патриарха к нему. Конфликт царя и патриарха. Уход и осуждение Никона. Роль восточных иерархов в осуждении патриарха.
  • Возникновение и укоренение старообрядческого раскола. Кружок «ревнителей благочестия». Конфликт «ревнителей» и Никона. Иван Неронов и Аввакум. Начало раскола. Соборные осуждения раскольников. Развитие раскола после падения Никона. Политическая сторона борьбы со старообрядчеством. Соловецкий бунт. Роль раскольников в восстаниях стрельцов. Обзор дальнейшей истории старообрядчества. Расколы внутри старообрядческого движения.
  • Западнорусская Церковь в XVII в. Киево-Могилянская академия. Православие в Речи Посполитой в XVII в. Роль Церкви в освободительной борьбе русского народа. Митрополит Петр Могила. Учреждение и просветительская миссия Киево-Могилянской академии. Киевская митрополия после присоединения Левобережной Украины к России.
  • Проблемы церковной жизни в России накануне петровских реформ
  • Феодор Ртищев и начало школьного образования в Москве. Первые русские школы. Братья Лихуды и Славяно-греко-латинская академия.
  • Влияние малороссийской «латинской» школы на русское богословие. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.
  • Церковно-государственные отношения при последних патриархах. Секуляризация церковной и общественной жизни в конце XVII в. Предпосылки петровских реформ.

Литература, рекомендуемая для подготовки.

Дополнительная литература.

Раздел II. Синодальный период в истории Русской Православной Церкви.

  • Общая характеристика Синодальной эпохи (1700-1917). Упразднение патриаршества, преобладание Государства над Церковью, превращение Церкви в Ведомство Государственного Управления. Количественный рост Церкви. Богословская мысль. Возрождение старчества.
  • Учреждение Синодального управления. Период местоблюстительства. Петр I и Церковь. Митрополит Стефан Яворский — Местоблюститель патриаршего престола. Первые шаги Петра I по реформированию института Церкви. Еп.Феофан Прокопович — архитектор Синодальной системы. Подготовка и принятие Духовного Регламента – Устава Духовное коллегии. Учреждение Духовной Коллегии (Св.Синода).
  • Попытки секуляризации церковных вотчин. Указ 26 марта 1762 г.
  • Русская Православная Церковь в царствование императрицы Екатерины II (1762-1796) и имп. Павла I (1796-1801). Екатерина II и Церковь. Секуляризация церковных земель 1762-1764 г.г. Деление монастырей на 3 класса. Церковь при Павле I. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и мальтийского ордена.
  • Приходское духовенство в ХVIII в. Формирование сословия духовного чина; наследственность службы, сословный характер школы.
  • Духовное образование в послепетровское время (до конца XVIII в.). Увеличение количества духовных школ. Учебный процесс. Материальное обеспечение системы духовного образования.
  • Епархиальное управление в послепетровское время (до конца XVIII в.). Увеличение количества епархий. Создание духовных консисторий.
  • Миссионерство в ХVIII в. Просвещение народов Поволжья: Комиссия новокрещенских дел. Миссионерство в Сибири. Свят. Павел Конюскевич. Основание Иркутской кафедры и её святители Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский). Миссионерство среди калмыков. Обращение старообрядцев. Братья Денисовы. Образование Единоверческой Церкви (1800).
  • Монастыри и монашество в ХVIII в. Монашество как инструмент социальной политики Государства. Указ 1764 г. и его последствие. Угроза пресечения монашества. Подвижники иноческого благочестия ХVIII в. Схиархимандрит Паисий (Величковский) — возродитель традиций старчества.
  • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра I (1801-1825). Эпоха мистицизма. Личная религиозность Александра I. Император и Синод. Обер-прокурор князь Голицын А.И. Создание духовной цензуры. Митрополит Платон (Левшин), архиепископ Феофилакт (Русанов) и епископ Филарет (Дроздов). Петербургское Библейское общество. Реформа духовного образования 1808-1814 г.г. Министерство духовных дел и народного просвещения. Понижение статуса Синода в системе государственного управления. Упразднение «Двойного министерства».
  • Русская Православная Церковь в царствование императора Николая I (1825-1855). Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры. Усиление обер-прокурорского надзора. Учреждение особой канцелярии обер-прокурора. Обер-прокурор Протасов Н.А. Реформа церковного суда. Устав духовных консисторий.
  • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра II (1855-1881). Церковные реформы. Реформа 1858-1867 г.г., «Положение о духовных школах». Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обер-прокурор гр. Д.А. Толстой.
  • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра III (1881-1894). Обер-прокурор К.П. Победоносцев. Усиление духовной цензуры. Контрреформа духовного образования при Александре III.
  • Приходское духовенство в XIX в. Изменение правового положения духовенства. Меры по уничтожению сословной замкнутости духовенства. Меры в пользу улучшения быта духовенства при Николае I. Отмена телесных наказаний при Александре II. Ужесточение контроля над приходским духовенством при Александре III.
  • Монастыри и монашество в XIХ в. Перемена отношения правительства к монастырям. Улучшение материального положения монастырей. Развитие старческого служения. Прп. Серафим Саровский. Оптина пустынь. Свтт. Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Св.прав. Иоанн Кронштадтский.
  • Миссионерство в XIX в. Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества. Н.И. Ильминский — просветитель татар. Архимандрит Макарий (Глухарев) — миссионер Алтая. Свт. Макарий (Невский). Апостольская проповедь русских миссионеров в Америке. Миссионерство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркутске (1910). Издание журнала «Миссионерское обозрение» (с 1896). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова)(1885-1962). Св.рв.ап. Николай (Касаткин) — просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная Миссия в Корее (с 1897).
  • Русская Православная Церковь на рубеже столетий (XIX-XX в.в.). Конец «Эпохи Победоносцева». Митр. Антоний (Водковский). Проекты реформы Церкви. Предсоборное присутствие. Церковь и первая русская революция (1905-1907 г.г.). Участие духовенства в политических партиях и работе Думы. Церковь и Первая мировая война. Церковь и Временное Правительство. Ликвидация института обер-прокуратуры. Министерство исповеданий. А.Н.Карташев.

Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (Учебное пособие) – М.: Изд-во Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. – 839 с.
— Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (Учебное пособие) – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 816 с.
— Цыпин В. прот. История Русской Церкви: Синодальный период (Учебное пособие для студентов ОЗО) – Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной семинарии, 2004. – 241 с.

Дополнительная литература

Раздел III . Русская Православная Церковь после падения царского режима. Советское и постсоветское время.

  • Периодизация Истории Русской Православной Церкви XX века.
  • Подготовка к Поместному Собору Русской Православной Церкви: Предсоборное Присутствие. Религиозная политика царя-страстотерпца Николая II.
  • Положение Русской Православной Церкви после Февральской Революции 1917 года. Предсоборный Совет.
  • Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.: периодизация, участники, основные решения, события, происходившие в стране во время работы Собора.
  • Святейший Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны. Антицерковная политика Советского государства.
  • Образование Русской Православной Церкви Заграницей: причина появления, основные деятели, события, отношение к событиям внутри Советского государства и положению Русской Православной Церкви.
  • Обновленческий раскол: образование, основные деятели. Григорианский раскол, движения «катакомбников», «непоминающих».
  • Преемственность церковной власти после кончины Патриарха Тихона. Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский) и Декларация 1927 года.
  • Гонения на Русскую Православную Церковь в 30-е годы XX века.
  • Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Изменение политического курса Советского государства. Положение приходов Русской Православной Церкви на оккупированной территории.
  • Государственно-церковные взаимоотношения в 40-60-е годы XX века.
  • Катакомбное, иосифлянское движения, религиозные диссиденты.
  • Положение Русской Православной Церкви в период «хрущевских» гонений.
  • Подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси.
  • Возрождение Русской Православной Церкви в 1990-е годы. Государственно-церковные отношения в новейший период. Положение епархий и приходов Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации. Количественный рост Русской Православной Церкви.

Каменная Церковь п.Оршанка началась отстраиваться, взамен сгоревшей деревянной, в 1865 г. Строительство велось на средства прихожан. Холодный (летний) храм был завершен в 1876 г., а теплый (зимний) — в 1904 г. Предтеченский храм отличался особым изяществом и напоминал Сретенский в с. Кучка, значительно превосходя его размерами. Храм был пятиглавый. Барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. Двухъярусная колокольня также завершалась шатром. Храм имел пять престолов, три из которых были освящены: во имя Рождества Иоанна Предтечи (1876 г.), священномученика Харалампия (1887 г.) и Казанской иконы Божией Матери (1904 г.). Храм имел богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. В соседней д. Каракша была церковно-приходская школа.
Гонения на храм начались в начале 20-х годов. В 1922 г. Под видом помощи голодающим из церкви были изъяты ценности, содержащие золото и серебро разной пробы: большой потир, кадило, большой оклад с напрестольного Евангелия, риза с иконы Божией Матери и многое другое.
В 1932 г. была закрыта холодная (летняя) Церковь п.Оршанка, а летом 1939 г. — и зимняя. Безбожники сбросили кресты с глав и колокольни, а саму колокольню разрушили. Большой 360-пудовый колокол, приобретенный на средства блаженной Любушки, отправлены на переплавку, а остальные колокола сбросили. Было уничтожено все внутреннее великолепие храма: иконостас с уникальными образами, настенная роспись, мозаика. Холодный храм был разобран до фундамента.
В 1937 году был арестован по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян настоятель храма отец Сергий (Стрельников).
В июле 1941 г. в пустовавшем теплом храме расположились разные производства артели инвалидов «Универсал». После войны вплоть до начала 60-х годов здесь был хозмаг. А к началу 90-х годов – склад райпо.
В 1993 году часть здания была передана верующим в виде молитвенного помещения, подворья Сретенской церкви с. Кучка. В начале 2001 года было принято решение о возрождении Церкви п.Оршанка и создания собственного прихода. В 2005 году был канонизирован и прославлен как священномученик репрессированный пресвитер Сергий. Это стало мощным импульсом в работе и поддержке со стороны властных структур РМЭ. Восстановление храма было включено в правительственную инвестиционную программу «Культурное наследие Республики Марий Эл». В конце 2006 г. Была возведена колокольня, весной 2007 года на ней установлены 12 колоколов. К 2011 году возведение холодного храма было завершено. Райпо демонтировало магазин и хозпостройки на прицерковной территории. Она была заасфальтирована и выложена брусчаткой, а по периметру обнесена металлической оградой. За алтарем расчищена и благоустроена могилка блаженной Любушки Оршанской – схимонахини Магдалины.
Еще в 2003 г. при храме открылась детская воскресная школа и был организован хор певчих, а в 2005 г. – библиотека. 31 октября 2010 года храм был освящен.
В будущем Приход планирует изготовить и установить иконостасы в Храме. Подготовить к освящению четыре Алтаря Храма: Казанской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, священномученика Сергия (Стрельникова), пресвитера Оршанского и святителя Димитрия Ростовского.
В Храме покоятся частицы мощей 33 святых в ковчеге, частица мощей священномученика Сергия Оршанского и частицы мощей Сергия (Флоринского) — на главном Престоле в Антиминсе, мучеников Прова, Тараха и Андроника- в запасном Антиминсе.

Вся информация о Храме выложена на страницах наших сообществ:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *