По преданиям пророков, Иисус Христос родился в Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. События Рождества были описаны в Евангелие от Луки и Матфея.

© Sputnik / Анна Нефедова

Согласно евангелистам, Дева Мария и супруг ее Иосиф пошли из Назарета в Вифлеем для того, чтобы поучаствовать в переписи населения. Император Август велел провести перепись Римской империи, в состав которой входила Палестина. Перепись проходила по родам и коленам, которые имели свои праотеческие места и города. Для Марии и Иосифа таким местом был Вифлеем.

Дойдя до города, супруги устали и решили переночевать в пещере, приготовленной для скота. Как только они вошли туда, у беременной Марии начались схватки. Именно там, в стогах сена и соломы, на свет явился Иисус Христос. После рождения на поклонение к младенцу пришли пастухи, которым явился ангел с известием о рождении. Также в Евангелие упоминалось о звезде, которая привела волхвов к новорожденному. Жрецы даровали младенцу три символа: золото, смирну и ладан.

Услышав о рождении Христа, царь Ирод, который опасался соперника, послал гонца с приказом убить всех младенцев мужского пола. Предупреждение об опасности пришло Иосифу в сновидении, после чего он бежал с супругой и младенцем на египетские земли, где семья обосновалась до самой смерти Ирода.

© Sputnik / Виктор Толочко Рождество Христово в Свято-Духовом Кафедральном соборе в Минске

Рождественский пост

Рождественский пост – преддверие Рождества Христова. Он направлен на очищение души христиан, воздержанность от пищи, молитву и покаяние во всех своих грехах. 10-дневный пост длится до 7 января. Заключительный день – сочельник, когда пост соблюдается особо строго. Перед рождественской службой православные церкви декорируют световыми огнями и еловыми ветками.

Традиции Рождества

С древнейшим праздником связано огромное количество традиций и обрядов.

Верующие начинают праздновать Рождество с явлением первой небесной звезды – 6 января.

Семейный праздник Рождества проводят в кругу самых близких и родных. В Святой Вечер принято зажигать рождественские свечи и молиться.

© Sputnik

Издавна рождественское меню состояло из 12 блюд – по числу апостолов. Помимо кутьи – сладкой каши, на стол подавали баранину, индейку, блины, заливное, окорока, пироги и разнообразные напитки.

За столом запрещалось вспоминать старые обиды и огорчения. Люди говорили о добрых делах и просили прощения друг у друга.

Еще одна традиция Рождества — «колядки». Люди ходили по соседским домам и распевали рождественские песни. Молодежь наряжалась в различные костюмы, надевала маски и с песнями поздравляла всю деревню.

© Sputnik Анна Нефедова Рождество у православных — второй после Пасхи по важности праздник в религиозном календаре

Что можно и нельзя делать в Рождество

В этот праздник запрещено работать. Весь праздничный период люди посвящают отдыху и свершению добрых поступков.

Православные посещают рождественские службы, молятся и ходят в гости.

В святую ночь люди зажигают свечи и наслаждаются теплом семейного очага. Свечи наполняют дом положительной энергией и дают силы всем присутствующим.

© Sputnik / Виктор Толочко

Также в эту ночь принято гадать. И хотя гадания всегда относили к проискам нечистой силы, девушки продолжали испытывать свою судьбу. Самое подходящее время для рождественских гаданий – ночь с 6 на 7 января, Старый новый год и крещенский вечерок.

В это время строго запрещено шить, кроить и плести – это может навлечь беду. Также нельзя использовать колюще-режущие предметы.

В это время нельзя давать в долг и самим одалживать деньги. Нельзя стричься и выполнять грязную работу по дому.

8 июля в России празднуют день Святых Петра и Февронии муромских. Этих святых почитают как хранителей домашнего очага и любви. Чудотворные мощи Петра и Февронии покоятся в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря.

Инициатива жителей Мурома об учреждении 8 июля праздника в День Петра и Февронии была одобрена 26 марта 2008 года в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования — город Муром.

История праздника

По легенде, муромский князь Петр заболел проказой, и ни один лекарь не мог его исцелить. Тогда князю посоветовали обратиться к крестьянке Февронии. Та взамен исцеления потребовала от Петра, чтобы он на ней женился. Но излечившись, князь не сдержал свое слово и уехал от Февронии. Тогда болезнь снова к нему вернулась. Петру пришлось вновь обратиться за помощью к Февронии, и после того, как крестьянка снова его вылечила, он взял ее в жены и не пожалел об этом.

Как гласит предание, князь и княгиня прожили долгую совместную жизни, и ничто не смогло их разлучить. Они приняли монашество, жили в разных монастырях, но умерли в один день и час. Православная церковь канонизировала их в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина, только на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а лишь состоящим в браке.

Приметы дня

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет. Хорошей приметой считалось празднование свадьбы в этот день. Это сулило молодым долгую и счастливую жизнь. Однако важно, чтобы этот праздник не выпал на дни поста, когда стараются не венчать. В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода. Если рассада хорошо пьет воду для полива, значит, в дни сенокоса будет сухо, и наоборот.

Проведите этот день рядом со своими любимым и близкими людьми. Дарите им тепло и заботу, говорите им о своих чувствах, ведь суть этого праздника заключается именно в этом.

Подготовлено по материалам из открытых источников.

Происхождение праздника рождества Христова

Праздник рождества Христова возник на той же основе, на которой создавалось все христианское вероучение и из которой вытекала необходимость установления всех праздников христианской церкви.

Однако этот праздник имел и особую, специальную и весьма важную для христианства задачу — постоянно, из года в год широко и с предельной, яркостью доказывать и напоминать людям, что Христос как основатель христианства был реально действовавшим лицом и что это подтверждается якобы фактом его рождения.

Но создать заново, на голом месте популярный массовый праздник, не связанный ни с каким реальным событием, без учета экономических и политических интересов народа, без каких-либо традиций было не только трудно, но и невозможно. Поэтому раннехристианские обшины вначале стали приурочивать празднование дня рождения своего бога ко дню рождения и явления языческого (дохристианского) популярного в то время в Египте бога Осириса.

Уходя своими корнями к религиям первобытнообщинного строя, культ Осириса в Египте еще задолго до возникновения христианства в своем развитии принял аграрный, земледельческий характер. Осирис почитался как бог растительности.

С развитием земледелия у многих народов возникли мифы, в которых судьба зерна символически воспринималась как судьба человека. В этих мифах рассказывалось, что божество чудесно рождается в виде растений от матери-земли. Достигнув зрелости, растение-божество погибает, и его хоронят в виде зерен. Божество воскресает, возрождается опять в виде зелени, в виде растительности.

Позднее к этим мифам добавились мотивы «спасителя». Ведь этот жизненный круг божество совершало якобы во имя жизни людей, обеспечивая их хлебом.

Первоначально праздник рождения и явления бога Осириса приходился на январь. Постепенно за ним закрепилось 6-е число этого месяца. Это было время появления на полях первой зелени после спада широко разливавшихся нильских вод, время начала весенних сельскохозяйственных работ.

В ночь с 5-го на б января в храмах проводились торжественные богослужения. Из подземелий выносились статуи бога, устраивались хождения к воде, чтобы этим магическим действием обеспечить поля влагой на сухой период года.

По свидетельству раннехристианского писателя Епифания Кипрского, аналогичные праздники существовали в Аравии в честь рождения бога Дусара.

6 января в Греции широко отмечался праздник «рождения» и «явления» бога Диониса.

Раннехристианские общины заимствовали эти языческие праздники, связав их с именем Иисуса.

Этот тройной праздник крещения, рождения, богоявления, отмечавшийся 6 января, удержался в христианской церкви до середины IV в., точнее, до 353 г. В следующем 354 г. н. э. в Риме впервые рождество Иисуса Христа праздновалось 25 декабря.

С этого времени за 6 января закрепился праздник крещения и богоявления, а рождество постепенно во всех христианских церквах стало праздноваться 25 декабря. Только армяно-григорианская церковь до сих пор продолжает праздновать 6 января тройной праздник — рождество, богоявление, крещение.

Почему же христианская церковь Рима перенесла праздник рождества Христова на 25 декабря?

Став государственной религией Римской империи, христианская церковь повела активную борьбу с дохристианскими религиями. В это время наиболее распространенным языческим культом в Римской империи был культ Митры, с главным праздником, днем его рождения, 25 декабря, приуроченным к зимнему солнцевороту. Своими корнями этот праздник уходит в глубокую древность, когда люди верили, что соответствующими жертвами, возжиганием огня, можно магически повлиять на быстрейшее «рождение» солнца, т. е. ускорить приход теплых дней.

Праздник рождества бога Митры носил в Римской империи государственный характер и отмечался очень широко. В его. праздновании в первые века принимали участие многие христиане. И если первоначально христианская церковь смотрела на это сквозь пальцы, то, став государственной религией, она не только повела борьбу с участием своих последователей в этом празднике, но и приспособила его к своим целям, переработала, поглотила этот праздник. Так языческий праздник рождества бога Митры был превращен церковью в христианский праздник рождества Христова.

Причин перенесения праздника рождества Христова на 25 декабря не скрывали и сами отцы церкви. Так, один древнецерковный автор писал по этому поводу. «Как раз 25 декабря язычники справляли праздник рождества солнца и в его честь возжигали огни. В этом празднестве и в его увеселениях принимали участие и христиане. И вот, когда учителя церкви заметили, что христиане прельщаются этим языческим праздником, они приняли меры и на этот день, 25 декабря, перенесли праздник настоящего рождества, а за 6 января они сохранили богоявление. Таким образом они удержали этот праздник до настоящего времени, а вместе с ним и обычай возжигать огни».

Поглощению и искоренению христианством языческих религий, их обрядов и праздников способствовала и поддержка христианской церкви со стороны римских правящих классов, римских императоров.

Так, сын императора Константина — Констанций одним из первых своих декретов повелел закрыть языческие храмы и запретил жертвоприношения языческим богам.

Вскоре, убедившись, что императорская власть достаточно окрепла, Констанций совместно с Цезарем Юлианом издал новый декрет. Он был весьма лаконичен: «Мы желаем, чтобы сознавшихся в принесении жертв и служении идолам наказывали смертной казнью».

Совместный поход императорской власти и христианской церкви против языческого праздника рождества бога Митры дал свои результаты. Уже к концу IV в. христианская церковь отмечала рождество Иисуса Христа 25 декабря почти повсеместно. И с тех пор эта дата закрепилась за «христианским» праздником рождества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Рождество имеет разное значение для разных людей, и не надо быть Скруджем, чтобы решить, что оно не для вас. С другой стороны, не надо быть и христианином, чтобы войти в компанию.

Рождество в Финляндии невозможно не заметить. Первые открытки и праздничные шоколадки появляются каждый год на день или два раньше, а пиккуйоулут – предрождественские вечеринки – отдаляются все дальше от даты главного праздника. Когда наступает главный праздник, мы прощаем свой банковский счет за его пустоту, убеждая себе, что только Скрудж не расходует больших сумм на еду, напитки и подарки.

По крайней мере, большинство из нас поступает так. Правда, иногда мы забываем, что существуют люди, которые действительно решили не участвовать в этом всенародном праздновании – например, около 40 000 мусульман, проживающих в Финляндии. Многие из них потомки татарских мусульман, поселившихся здесь, когда Финляндия была Великим княжеством Российской империи, а более поздние пришельцы – из Косово, Боснии, Сомали и ряда других стран.

«Рождество не исламский праздник, поэтому мусульмане проводят его как большинство финнов, отдыхая и проводя время с семьей, но некоторые могут и работать», отмечает Анас Хаджар, заместитель председателя Мусульманского совета Финляндии. «Так как мусульмане не отмечают дни рождения в качестве религиозных праздников, Рождество не отмечается, но его почитают, потому что оно напоминает о рождении великого пророка».

Различия не проблема

При проектировании отеля «Радиссон», воздвигнутого в Камппи в 1991 году, исходили из того, чтобы Хельсинкская синагога, построенная в 1906 году, осталась на виду. Фото: Петер Мартен

«Можно также сказать, что день рождения Христа – Рождество является моментом отделения христианства от еврейской религии», считает Дан Кантор, исполнительный директор еврейской общины Хельсинки. Большинство 1500 финляндских евреев живет в столичном регионе, где сердцем их религиозной и социальной жизни служат расположенные в районе Камппи синагога и прилегающий общинный центр.

«Помню, как я в детстве смотрел в окно и видел Дедов Морозов, бегающих от соседа к соседу», говорит Кантор. «В такой момент можно чувствовать какую-то непринадлежность к остальным жителям Финляндии. Но у нас есть свои праздники. Различие, конечно, чувствуется в этот период – это неизбежно. Но это не проблема, так как у нас сильное самосознание».

Еврейский праздник Ханука, праздник света, совпадает с христианским праздничным сезоном, и в это время также дарят детям подарки. «В большинстве еврейских семей Рождество не играет роли», сообщает Кантор, «но большинство браков в настоящее время смешанные, и тогда Рождество входит в картину».

Свет побеждает тьму

Не все любят рождественский шопинг, но он доступен для всех вероисповеданий, часть неопределенной территории частичного совпадения культуры и религии. Фото: Микко Стиг/»Лехтикува»

В празднествах принимает участие еще одна категория нехристиан, но не по религиозным причинам. «Моя жена и я атеисты с юности, но посещая нас в рождественское время, никто не заметил бы разницы», сообщает Яакко Валлениус, составитель блогового сайта Being Human (Быть человеком). «Каждый, имеющий хоть элементарные знания об истории, знает, что Рождество на самом деле ничего общего не имеет с христианскими поверьями. Рождество, называемое также Йуле – что близко к финскому слову йоулу, значащему Рождество – было большим событием для языческих германских народов давно до их обращения в христианство.

«Главная функция Рождества – воздавать хвалу семейным узам и предоставлять возможность дать перерыв всей обычной деятельности», продолжает Валлениус. «Оно дает время для поиска внутреннего покоя и гармонии, так как нет строгих графиков и не надо никуда ходить. Многие ошибочно думают, что такие чувства должны как-то быть связанными с религией, хотя религия вовсе не нужна для достижения таких целей.

«Этим праздником всегда отмечали победу света над тьмой, хотя часть населения считала уместным одновременно отмечать день рождения основателя их религии. У нас нет причины отказаться от этих вековых традиций, хотя христианская церковь веками пыталась захватить их для себя».

Значит, по крайней мере одной категории нехристиан достанутся все удовольствия Рождества.

Текст: Тим Бэрд

Святые отцы Церкви своим молитвенным опытом доказали: каждый раз, когда мы предстоим перед Богом в молитве в храме или на своей личной молитве дома, это предстояние имеет две характерные особенности. Оно наполняет нас радостью, потому что мы становимся свидетелями величайшей любви Бога к человеку. Наше сердце порывается выразить Богу огромную благодарность, так как каждый из нас, в свою меру, чувствует этот дар Господа Своему творению. Но одновременно это предстояние перед Богом является для нас также и судом, особенно в этот святой праздник, как и во все великие праздники и дни, связанные с событиями жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но, естественно, глубочайший смысл этих событий и праздников вовсе не осуждение человека, но его спасение.

Вот и сейчас, переживая радостное событие рождения Господа нашего Иисуса Христа, мы чувствуем эту огромную Божественную любовь к нам, и наше сердце трепещет от величайшей благодарности Богу за все Его щедроты и благословения, ниспосланные роду человеческому, но главное для нас – и это принесет практическую пользу нашему духовному состоянию – суд над самим собой. Как говорит апостол Павел: «Если мы осуждаем сами себя перед Богом, то уже не будем Им осуждены» (ср.: 1 Кор. 11: 31). Если в этой временной жизни мы будем осуждать самих себя, мы не будем осуждены в «последний день», так как суд уже состоялся в этом мире.

Итак, мы становимся свидетелями и участниками празднования Рождества, мы становимся причастными к этой особой рождественской атмосфере, которая располагает к внимательному рассмотрению и суду самих себя с точки зрения того, что Господь сделал для нашего спасения, ибо мы знаем, что Бог ничего не творил случайно и бесцельно, но, будучи Господом Истории, все события, происходящие в мире, направлял к спасению нашему. Так возжелал и благоволил Бог, чтобы все события происходили с удивительной точностью. Например, Он захотел родиться в конкретный год, конкретным, известным нам образом, в определенной стране и городе и даже во всем нам известном вертепе; рождество Его предваряли и ему сопутствовали события, подробно описанные в Евангелии.

Святые Церкви каждый раз, когда находились в смущении или искушении, ставили себя перед жизнью Иисуса Христа, осуждая самих себя. Хотелось бы верить, что христианин – это тот, кто по мере своих человеческих сил подражает жизни Христа, а то, что не в силах исполнить, покрывает покаянием и смирением – этими добродетелями духовного делания.

Истина стала Человеком, чтобы мы смогли полюбить Ее. Но прежде Она возлюбила нас

В эти святые дни Рождества, наполненные такими богатыми по сути своей песнопениями, Церковь постоянно славит Христа за Его непостижимую для человеческого ума жертву, на которую Он пошел ради нас. В этих песнопениях постепенно раскрывается богословская глубина и смысл Рождества, которое у добродетельных монахов и мирян становится не просто переживанием события, но как бы даже видением и участием в нем. Когда старец Ефрем Катунакский возвратился из Иерусалима, мы ожидали, что он нам расскажет, какое впечатление на него произвели Голгофа или Распятие. Как же были мы удивлены, когда он поведал нам, что его очень растрогала пещера в Вифлееме. Когда он смотрел на эту смиренную, скромную пещеру, так умилившую его, он говорил сам себе: «До посещения Вифлеемской пещеры, живя на Афоне в скалистой, недоступной пустыни Катунаки, в скромной келлии, в которой едва могло поместиться лишь самое необходимое, у меня был помысел, что я из себя что-то представляю. Теперь, увидев место, где родился Сам Бог Иисус Христос, я чувствую всю свою ничтожность, ибо вижу, как смирился Бог, родясь в такой маленькой пещере – загоне для животных, где Ему едва-едва нашлось место».

Христос, родившись в вертепе гонимым и презираемым всеми, тем самым совершил величайшее в истории человечества; Его Воплощение произошло в абсолютной тишине, в смирении и безвестности, и из всего человечества лишь несколько волхвов-персов и простецов пастухов были извещены о Пришествии в мир Самого Бога. Бог – и крайняя нищета и смирение! И если мы действительно хотим правильного взгляда на себя и верного суда совести, то каждый раз, когда наша жизнь начинает нас мучить мирскими желаниями и требованиями, поставим себя перед этой смиренной Вифлеемской пещерой, перед событием Боговоплощения и поразмыслим над тем, что мы делаем и соответствуют ли наша жизнь и наши дела жизни Христа и тому, что сделал для нас Христос, воплотившись. Так мы можем судить всю нашу жизнь.

С того момента, как Бог стал Человеком и ангелы пропели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», слово Божие возвещает нам: «Я пришел на землю принести не мир, но меч» (ср.: Мф. 10: 34). Почему же Христос вместо того, чтобы принести мир, принес меч, ведь ангелы пели: «на земли мир»? Безусловно, мир, пришедший на землю, есть Сам Христос, ставший Человеком, Которого мы, как Бога и Человека, уже сможем полюбить. Христос нам показал, что наши отношения с Богом не есть что-то аморфное и теоретическое, потому что невозможно полюбить просто идею. Человек может быть ревностным последователем какой-нибудь философии, но он никогда не сможет развить и приобрести подлинную любовь к Богу и людям, следуя этой системе, потому что сама система никогда не будет в состоянии полюбить его самого.

В Церкви же происходит совершенно обратное. Тут мы не имеем взаимных отношений с какой-нибудь теорией, и Само Слово не стало какой-нибудь теорией или философией, но «Слово плоть бысть» (Ин. 1: 14). Слово – Иисус Христос – Само стало Человеком, чтобы и мы смогли Его полюбить. Когда же мы будем в состоянии полюбить Бога и эта любовь проснется в нашем сердце, тогда мы поймем, что Бог предварил нас Своей любовью непостижимым образом. «Мы полюбили Его, так как Он прежде возлюбил нас», – говорит апостол Павел. Это то таинство и тот замысел, что заложены в Церковь. Поэтому Христос, как Мир, пришедший в мiр, стал предметом любви, а не веры. Потому что в свое время нужно будет превзойти и веру, и надежду, чтобы остаться только в любви. По апостолу Павлу, в конце бытия упразднятся вера с надеждой и пребудет только любовь (см.: 1 Кор. 13), потому что только любовь – опытное, онтологическое действие, руководствуясь которым человек чувствует, что он соединен с Богом. Этого направления держались все святые, и с того момента, как родился Христос, они возлюбили Его всеми силами души.

Первомученик Стефан склонил свою главу под эту Божественную любовь и тем самым уподобился Самому Господу. В Деяниях апостолов говорится: когда его схватили за то, что он проповедовал имя Иисуса, во время суда над ним и его исповедования перед судилищем лицо его сияло, словно лицо ангела. Иудеи приговорили его к смертной казни. Приведя на место казни, забили его камнями – так по закону Моисееву было велено поступать с людьми нечестивыми и очень грешными. Но хотя смерть его была ужасна, первомученик Стефан, исполнившись Духа Святого, молился не о себе самом, а обо всем мире, как это делал Христос, Который говорил, возвышаясь над Вселенной на Кресте: «Господи, не вмени им греха сего». С того момента, как Христос пришел на землю и принес мир, миллионы мучеников отдали свои жизни за эту веру в Него, потому что они полюбили Христа и вкусили Его великой ответной любви. Потому что любовь Христова говорила в сердцах этих людей.

Святые были очень внимательными в эти дни

Хочу заметить, что память святых, которую мы ежедневно празднуем, вовсе не является датой дня страдания или отсчетом лет со дня преставления, как это бывает у обыкновенных усопших, но, когда совершается служба мученику или преподобному, вновь происходят события их жизни в настоящем времени. Потому что события церковных праздников всегда были для них критерием и судом. Они взвешивали, мерили, сверяли и судили свою жизнь, сопоставляя ее с жизнью Христа, соответствуют ли они ей как Его последователи. Святые были очень внимательными в эти дни, они старались вникнуть в глубину смысла церковных песнопений праздника, читали, что пишет об этом Евангелие и отцы Церкви, и размышляли над происходящим. Они, например, рассуждали над тем, что Творец Вселенной умалился до грудного Младенца; что только Он родился, а Его уже искали, чтобы убить; что для Царя Мира не нашлось иного места для рождения, кроме скромной пещеры; что само рождение Его было в полной безвестности, смирении и нищете. Святые сравнивали свои поступки, условия жизни, желания, свое смирение, думая так: «Если Христос так смирился, так терпел, подвергался гонениям, то почему же мне, следуя Его примеру, не потерпеть скорби этой жизни?»

Господь явно дал понять и почувствовать на опыте апостолов и всех святых, что невозможно, чтобы в нас присутствовал Святой Дух без сопутствующих Ему даров и плодов Духа. Чтобы у нас не было оправданий, Господь четко перечислил, какие это плоды Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23), праведность, истина, святость. Итак, рассмотри себя, и если ты имеешь эти дары, значит, ты имеешь в себе и Духа Святого. Мы должны исследовать самих себя и понять, на какой стадии мы находимся. Этот суд необходим для каждого православного христианина – и спасителен.

И пусть эти святые дни пройдут для нас как суд над своей совестью, всей нашей жизнью и своими поступками, ведь только тогда мы сможем сказать, что они для нас во спасение, потому что они доставляют нам средства для духовной борьбы в покаянии, смирении и изменении жизни и одновременно побуждают нас прибегнуть к Богу, чтобы испросить Его со смирением и любовью о великой милости.

Если мы почувствуем, что мы «народ, сидящий во тьме и сени смертной», тогда и мы сможем сказать: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4: 16). Боже, кому же воссияет свет, как не тем, кто живет во тьме? Если я действительно ощущаю, что нахожусь во тьме, тогда, безусловно, я взыщу света. Если же я нахожусь в заблуждении и мне кажется, что я нахожусь во свете, тогда уж точно мне не узреть свет подлинный, так как в руках у меня свет тварный.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *