. Часть I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ_______Предисловие – 7_______ВВЕДЕНИЕ – 10
Святая Библия — Книга книг – 10
Название и содержание Библии – 14
О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания – 18
О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания – 23
Краткое содержание книги Бытия – 26_______Глава 1. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
1.1. Ангельский мир – 29
1.2. Материальный мир – 31
1.3. Дни творения – 32
▪ 1.3.1. Первый день – 32
▪ 1.3.2. Второй день – 35
▪ 1.3.3. Третий день – 36
▪ 1.3.4. Четвертый день – 37
▪ 1.3.5. Пятый день – 38
▪ 1.3.6. Шестой день – 38
▪ 1.3.7. Седьмой день – 40
1.4. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю – 41
1.5. Грехопадение и его последствия – 44_______Глава 2. ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
2.1. Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества – 48
2.2. Потомки Каина и Сифа – 51
2.3. Всемирный потоп – 53
2.4. Потомки Ноя – 58
2.5. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов – 60
2.6. Начало идолопоклонства – 63_______Глава 3. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
3.1. Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю – 64
3.2. Аврам в Египте – 69
3.3. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена – 70
3.4. Четвертое Богоявление Авраму – 73
3.5. Рождение Измаила – 74
3.6. Аврам получает имя Авраам – 75
3.7. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов – 77
3.8. Рождение Исаака и изгнание Агари – 81
3.9. Принесение Исаака в жертву Богу – 83
3.10. Смерть Сарры и женитьба Исаака – 86
3.11. Смерть Авраама – 89
3.12. Исаак и его сыновья – 90
3.13. Хитрость Ревекки и Иакова – 92
3.14. Лестница Иакова – 95
3.15. Жизнь Иакова у Лавана – 97
3.16. Иаков покидает Харран – 100
3.17. Встреча с Исавом – 102
3.18. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре – 105
3.19. Братья продают Иосифа измаильтянам – 107
3.20. Иосиф в доме Потифара – 110
3.21. Сны фараона – 112
3.22. Встреча Иосифа с братьями – 115
3.23. Иосиф открывается братьям – 119_______Глава 4. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
4.1. Переселение Израиля в Египет – 122
4.2. Смерть Иакова и Иосифа – 123
4.3. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа – 125_______Глава 5. НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
5.1. Рождение и воспитание Моисея – 128
5.2. Призвание Моисея – 132
5.3. Казни египетские – 135
5.4. Установление Пасхи – 137
5.5. Исход из Египта – 140
5.6. Чудесный переход через Красное (Чермное) море – 142_______Глава 6. ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ
6.1. Пустыня Сур – 145
6.2. Пустыня Син – 147
6.3. Рефидим – 148_______Глава 7. У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ
7.1. Заключение Завета – 152
7.2. Синайское законодательство и его значение – 153
7.3. Завет утверждается жертвенной кровью – 156
7.4. Нарушение Завета – 157
7.5. Восстановление Завета – 160
7.6. Построение походного храма и его устройство – 160
7.7. Прообразовательное значение скинии – 163
7.8. Ветхозаветное священство – 164_______Глава 8. ПУТЬ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ
8.1. Гробы прихоти – 166
8.2. Асироф – 169
8.3. Пустыня Фаран – 170_______Глава 9. ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
9.1. Возмущение Корея, Дафана и Авирона – 174
9.2. Сомнения Моисея и Аарона – 177_______Глава 10. К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
10.1. Медный змей – 180
10.2. Дальнейший путь к обетованной земле – 181
10.3. Последние дни Моисея – 182_______Глава 11. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
11.1. Чудесный переход через реку Иордан – 187
11.2. Падение Иерихона – 191
11.3. Взятие Гая – 193
11.4. Хитрость жителей Гаваона – 195
11.5. Битва у Гаваона – 196
11.6. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной – 198_______Глава 12. ПЕРИОД СУДЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1200-1025 ГОДЫ ДО Н.Э.)
12.1. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина – 201
12.2. Девора и Варак – 204
12.3. Гедеон – 207
12.4. Иеффай – 212
12.5. Самсон – 214
12.6. Первосвященник и судья Илий – 221
12.7. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила – 223
12.8. Гибель династии Илия и пленение ковчега – 225
12.9. Самуил — пророк и судья – 227_______Глава 13. ПЕРИОД ЦАРЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1040-586 ГОДЫ ДО Н.Э.)
13.1. Помазание Саула на царство – 230
13.2. Саул побеждает аммонитян – 233
13.3. Первое непослушание Саула – 235
13.4. Второе непослушание Саула – 236
13.5. Помазание Давида на царство – 238
13.6. Героический подвиг Давида – 240
13.7. Слава Давида и ревность Саула – 243
13.8. Открытое преследование Давида Саулом – 245
13.9. Смерть Самуила и Саула – 248
13.10. Воцарение Давида (1010-970 годы до н.э.) – 250
13.11. Иерусалим — столица царства Давида – 251
13.12. Расширение и укрепление царства Еврейского – 255
13.13. Нравственное падение Давида – 257
13.14. Мятеж Авессалома – 259
13.15. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 год до н.э.) – 261
13.16. Соломон — мудрый судья и правитель – 263
13.17. Построение Иерусалимского храма – 266
13.18. Богатство Соломона и его нравственное падение – 270
13.19. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 год до н.э.) – 272
13.20. Краткий обзор истории царства Израильского (930-721 годы до н.э.) – 274
13.21. Краткий обзор истории Иудейского царства (930-586 годы до н.э.) – 277_______Глава 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ
14.1. Пророк Илия – 284
14.2. Пророк Елисей – 289
14.3. Пророк Иона – 291
14.4. Пророки Амос и Осия – 294
14.5. Пророк Исаия – 296
14.6. Пророк Иеремия – 298
14.7. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония – 300_______Глава 15. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
15.1. «На реках вавилонских» – 304
15.2. Пророк Иезекииль – 307
15.3. Пророк Даниил – 309
15.4. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской – 312_______Глава 16. ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО (539-333 ГОДЫ ДО Н.Э.)
16.1. Падение Вавилонского царства – 314
16.2. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам – 316
16.3. Возвращение из плена – 318
16.4. Сооружение второго храма – 320
16.5. Деятельность священника Ездры – 322
16.6. Деятельность Неемии – 324_______Глава 17. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (333-63 ГОДЫ ДО Н.Э.)
17.1. Иудея под властью царей египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык – 328
17.2. Иудея под властью сирийских царей (199-143 годы до н.э.) – 330
17.3. Освободительная война под предводительством Маккавеев – 332_______Глава 18. ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ, ИЛИ АСМОНЕЙСКОЙ, ДИНАСТИИ (143-63 ГОДЫ ДО Н.Э.) – 335_______Глава 19. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
19.1. Царь Ирод – 338
19.2. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя – 340
▪ 19.2.1. Фарисеи – 341
▪ 19.2.2. Саддукеи – 342
▪ 19.2.3. Ессеи – 343_______Глава 20. ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ
20.1. Иудейские рассеяния – 344
20.2. Состояние языческого мира – 346_______Часть II. НОВЫЙ ЗАВЕТ_______Предисловие – 353_______ВВЕДЕНИЕ – 355
Краткие сведения о Евангелии – 355
▪ Евангелие от Матфея – 359
▪ Евангелие от Марка – 360
▪ Евангелие от Луки – 362
▪ Евангелие от Иоанна – 364
Евангелие — Книга жизни – 366
Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 372
▪ Историко-географическое описание Палестины – 372
▪ Политическое положение Палестины – 378
Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 384_______Глава 1. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
1.1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете – 390
1.2. Благовестие Захарии – 395
1.3. Благовещение Деве Марии – 397
1.4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы – 399
1.5. Рождение Иоанна Предтечи – 401
1.6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении – 402
1.7. Рождество Христово – 404
1.8. Поклонение пастухов – 406
1.9. Обрезание и Сретение Господне – 407
1.10. Поклонение волхвов – 410
1.11. Бегство в Египет и избиение младенцев – 413
1.12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину – 415
1.13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма – 416
1.14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь – 420
1.15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане – 426
1.16. Искушение в пустыне – 428
1.17. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики – 434
1.18. Первое чудо в Кане Галилейской – 438_______Глава 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
2.1. Переселение в Капернаум – 442
2.2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи – 443
2.3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом – 445
2.4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя – 449
2.5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой – 450
2.6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее – 456
2.7. Заочное исцеление сына царедворца – 457
2.8. Проповедь в назаретской синагоге – 458
2.9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников – 461
2.10. Исцеление бесноватого в Капернауме – 463
2.11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме – 464
2.12. Исцеление расслабленного в Капернауме – 467
2.13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению – 468_______Глава 3. ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
3.1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе – 471
3.2. Исцеление расслабленного в Доме милосердия – 473
3.3. Срывание колосьев и спор о субботе – 475
3.4. Исцеление сухорукого – 477
3.5. Избрание двенадцати апостолов – 479
3.6. Нагорная проповедь – 481
3.7. Исцеление слуги римского сотника – 486
3.8. Воскрешение сына наинской вдовы – 488
3.9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу – 489
3.10. Иисус Христос в доме Симона фарисея – 491
3.11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев – 493
3.12. Учение в притчах о Царстве Божием – 495
▪ 3.12.1. Притча о сеятеле – 496
▪ 3.12.2. Притча о зерне горчичном – 497
▪ 3.12.3. Притча о закваске – 498
▪ 3.12.4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину – 499
▪ 3.12.5. Притча о плевелах – 500
3.13. Укрощение бури – 501
3.14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской – 503
3.15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги – 504
3.16. Отправление апостолов на проповедь – 507
3.17. Смерть Иоанна Крестителя – 510
3.18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами – 513
3.19. Хождение Иисуса Христа по воде – 515
3.20. Беседа о хлебе жизни – 516_______Глава 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
4.1. Беседа с фарисеями о предании старцев – 520
4.2. Исцеление дочери сирофиникиянки – 522
4.3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого – 525
4.4. Преображение Господне – 529
4.5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика – 532
4.6. Последние дни пребывания в Галилее – 533
4.7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей – 534
4.8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя – 537
4.9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа – 540
4.10. Исцеление слепорожденного – 542
4.11. Притча о добром пастыре – 545
4.12. Христос на празднике обновления – 549
4.13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье – 550
4.14. Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу – 552
▪ 4.14.1. Притча о пропавшей овце – 552
▪ 4.14.2. Притча о потерянной драхме – 553
▪ 4.14.3. Притча о блудном сыне – 554
▪ 4.14.4. Притча о милосердном самарянине – 558
▪ 4.14.5. Притча о мытаре и фарисее – 560
▪ 4.14.6. Притча о судье неправедном – 561
4.15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве – 562
4.16. Притча о богаче и нищем Лазаре – 564
4.17. Исцеление десяти прокаженных – 568
4.18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии – 571
4.19. Благословение детей – 576
4.20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня – 577
4.21. Воскрешение Лазаря – 580
4.22. Тайное решение синедриона – 584
4.23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи – 585
4.24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот – 588
4.25. Обращение Закхея – 589_______Глава 5. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
5.1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи – 591
5.2. Торжественный вход Господень в Иерусалим – 593
5.3. Великий Понедельник – 597
▪ 5.3.1. Проклятие бесплодной смоковницы – 597
▪ 5.3.2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа – 599
5.4. Великий Вторник – 600
▪ 5.4.1. Последнее посещение храма – 600
▪ 5.4.2. Притча о двух сыновьях – 602
▪ 5.4.3. Притча о злых виноградарях – 602
▪ 5.4.4. Вопрос о подати кесарю – 604
▪ 5.4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых – 606
▪ 5.4.6. Вопрос о наибольшей заповеди в законе – 607
▪ 5.4.7. Обличительная речь против книжников и фарисеев – 608
▪ 5.4.8. Лепта вдовы – 610
▪ 5.4.9. Встреча с еллинами – 611
▪ 5.4.10. Пророчество о разрушении Иерусалима – 613
▪ 5.4.11. Пророчество о будущем Церкви и о Втором Его Пришествии – 616
▪ 5.4.12. Притча о десяти девах – 618
▪ 5.4.13. Притча о талантах – 620
▪ 5.4.14. Беседа о Страшном Суде – 622
5.5. Великая Среда. Предательство Иуды – 625
5.6. Великий Четверг – 627
▪ 5.6.1. Тайная Вечеря – 627
▪ 5.6.2. Иуда покидает пасхальную трапезу – 629
▪ 5.6.3. Установление таинства Евхаристии – 630
▪ 5.6.4. Прощальная беседа с учениками – 631
▪ 5.6.5. На пути в Гефсиманию – 634
▪ 5.6.6. Гефсиманская молитва – 635
▪ 5.6.7. Предательский поцелуй Иуды – 638
▪ 5.6.8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра – 639
▪ 5.6.9. Суд синедриона – 641
▪ 5.6.10. Смерть предателя – 643
5.7. Великая Пятница – 645
▪ 5.7.1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата – 645
▪ 5.7.2. Крестный путь на Голгофу – 651
▪ 5.7.3. Распятие и крестная смерть Иисуса — Агнца Божия – 653
▪ 5.7.4. После распятия и смерти – 658
▪ 5.7.5. Погребение – 659_______Глава 6. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
6.1. Воскресение Христово – 662
6.2. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам – 664
6.3. Реакция синедриона – 666
6.4. Явление двум ученикам на пути в Эммаус – 666
6.5. Явление всем апостолам, кроме Фомы – 669
6.6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам – 670
6.7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере – 672
6.8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее – 674
6.9. Вознесение Господне – 675
6.10. Сошествие Святого Духа на апостолов – 677_______Заключение – 679_______ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии – 682
Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий библейской истории Ветхого Завета – 687
Приложение 3. Хронологическая таблица важнейших событий библейской истории Нового Завета – 691
Приложение 4. Библейский календарь – 693
Приложение 5. Археологические подтверждения библейских событий – 696
Приложение 6. Библиографический список – 723
Приложение 7. Евангельская история в художественной литературе – 768

Посмертная слава художника — вещь парадоксальная. Мастер, напряженно трудившийся всю жизнь, развивавшийся, менявшийся, создававший картины-вехи, иллюстрирующие непростой путь его творческой эволюции, для большинства зрителей часто остается автором одной картины, подчас не самой лучшей в его жизни. Так, Александр Андреевич Иванов остался в памяти прежде всего автором картины «Явление Христа народу», хотя собственное его отношение к этому полотну не было однозначным.

Личность художника Иванова уникальна — это редкий для русской живописи того времени пример серьезнейшего отношения к своей миссии творца. Все салонное, внешнее было абсолютно чуждо этому мастеру. Его жизнь являет образец одинокой, будничной работы, настоящего подвижничества во имя искусства. Александр Бенуа писал: «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества…»

Александр Иванов, будучи молодым человеком, поставил перед собой грандиозную задачу — воплотить в картине историческое значение христианства. Он посвятил этой идее десятилетия мучительной, напряженной работы. Понимая, что глобальная тема требует новой адекватной формы воплощения, художник, находясь в Италии, начал серьезно изучать религиозную живопись Джотто и мастеров Возрождения: Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи. Он хотел понять, как выдающиеся мастера прошлого воплощали великие идеи. Его другом в Риме стал немецкий живописец Йохан Фридрих Овербек, глава братства назарейцев, пытавшихся возродить средневековую цеховую жизнь и традиции религиозного монументального искусства. В результате глубокого осмысления Евангелия возникла картина «Явление Христа народу» (1837-1857), представившая человечество в острейший момент духовного выбора.

Произведение создавалось художником во времена, когда начало меняться отношение к религии. Почему Александр Иванов так настойчиво подчеркивал, что пишет именно историческую картину? Может быть, потому что, по его мнению, высказанному в одном из писем, «религия стала трупом». Современники художника не смогли бы воспринять его работу, руководствуясь лишь верой в чудесное событие Богоявления. Важно было представить евангельский сюжет как факт истории, а не эпизод, что придавало определенную сложность произведению и затрудняло его понимание. Одним из способов решения этой проблемы художник видел в создании огромного числа натурных набросков и этюдов. Они должны были придать картине местный колорит и подчеркнуть ее историческую достоверность.

Не сумев попасть в Палестину, Иванов, со свойственной ему обстоятельностью и упорством, изучал сочинения о ней, делая многочисленные выписки. Он нашел в окрестностях Рима городок Субиако, который своим расположением на высокой каменистой горе мог походить на города Палестины. Но более всего его привлекали человеческие типажи, особенно типы евреев, необходимые для воплощения темы из библейской истории. В поисках персонажей будущей картины Иванов стал частым гостем в еврейском квартале Рима, располагавшемся неподалеку от театра Марцелла. Он посещал синагоги, а в летнее время на берегу моря наблюдал за купанием богатых еврейских негоциантов.

При собирании подготовительного материала для картины художник не шел проторенными путями. Известно, что в Риме, на знаменитой Испанской лестнице в ожидании клиентов собирались профессиональные натурщики. Они могли принять любую позу в соответствии с замыслом художника. Их услугами охотно пользовались коллеги мастера. Обращался к ним и Иванов, но выбранная им модель должна была соответствовать сложившемуся у него представлению о персонаже. Вот почему однажды он отказался от услуг известного молодого натурщика, предложенного ему в качестве модели для группы «дрожащие». Тот был, по словам художника, «слишком взрослый для мальчика и слишком молод для отца… И по духовному складу не еврей». Художник также посещал Ливорно, Перуджу, Пизу и Синигалию в поисках натуры.

В отличие от Карла Брюллова, который, начиная работу над картиной, уже представлял ее в целом, Иванов, берясь за кисть, руководствовался лишь общей идеей будущего произведения. Работая над эскизами, живописец слой за слоем словно совлекал покровы с замысла, проходя долгий и томительный путь исканий, исправлений и уточнений в создании совершенной формы воплощения своей идеи. Во многом этим объяснялась длительность работы над произведением. Эта «медлительность» мастера отмечалась его другом Н.В. Гоголем, который предостерегал художника: «Вы будете мучить себя и биться несколько дней около одного места до того, что от частностей обессилеет у вас даже мысль о целом, которое тогда только, когда живо носится беспрестанно перед глазами и говорит о возможности скорого выполнения, … тогда только двигает работу, ибо двигает душу, порыв и вдохновение, а вдохновением много постигается того, что не достигнуть никакими ученьями и трудами».

В напряженных исканиях родился собственный метод художника — метод сличений и сопоставлений. Часто в этюдах Иванов сравнивает голову натурщика с похожей на нее головой античной статуи. Иногда же сравнение делается по принципу контрастного противопоставления персонажей. Подобные приемы позволяли максимально точно выявлять тончайшие нюансы характера, те признаки человеческой личности, которые были необходимы для создания образа. Порой в этюдах происходит сличение типичного, индивидуального лица с той нормой, которую художник видел в классических статуях. Облик человека передается так, что в нем проступают черты, сближающие его с «общечеловеческой нормой».

На огромном полотне площадью сорок с половиной квадратных метров разворачивается сцена крещения народа Иоанном Крестителем, взятая из Евангелия от Иоанна. Несколько переосмыслив сюжет, Иванов делает акцент на первом явлении Христа народу, проповеди Крестителя и на восприятии происходящего разными группами персонажей картины. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его роль в картине и понять суть взаимоотношений различных композиционных элементов произведения.

Момент острейшего духовного напряжения участников события позволяет понять смысловую значимость и символическую роль каждого героя. Самым очевидным сопоставлением в картине являются контрастные возрастные пары и группы. Изображенные в левой части холста старик и юноша, выходящие из воды, олицетворяют молодость и старость человечества, а также задают тон более глубоким сравнениям. В произведении Александра Иванова преобладают старики. В связи с этим невольно возникает вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение? Не «обветшало» ли оно духовно? Старость консервативна, старикам труднее отрешиться от того, во что они прежде верили. Но старик, застывший в воде опершись на посох, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость.

Фанатичное противостояние и неприятие Христа обозначено группой седобородых старцев в белых чалмах и хитонах — это левиты и фарисеи-книжники, сторонники старой веры. От их группы словно стремится обособиться человек в красно-коричневом хитоне, написанный с Гоголя, и юноша-назареец с косами, уложенными вокруг головы.

В противовес старикам юность деятельна и больше способна к восприятию новой истины. Молодой человек слева стремительно выходит из воды навстречу Христу. Внимательно прислушиваются к проповеди Крестителя апостол Иоанн и мальчик из группы «дрожащих». Заинтересованно застыл, созерцая Христа, золотоволосый юноша- язычник как воскресший античный идеал красоты.

В картине находит выражение и тема веры. Слева на холсте, где отмечается «восходящее» движение людей к Христу, замер будущий апостол Нафанаил, как бы пропуская идущих мимо себя. Именно ему принадлежат полные неверия слова: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Глаза его опущены вниз, руки скрыты в широких рукавах хитона, вся поза выражает сомнение. Петр, Андрей и Иоанн, также в будущем апостолы Христа, в разной степени символизируют приятие Мессии. Последователи учения Христа внимают проповеди, постигают смысл истины и пробуждаются к новой духовной жизни.

Человечество — не только молодость и старость, вера и сомнение, но еще богатство и бедность, господство и рабство. В центре полотна представлена группа «хозяин — раб». В 30-40-е годы XIX века в России были популярны идеи воспитания общества средствами искусства, а также мысли о нравственном обновлении человечества путем постижения христианских догматов. В связи с этим образ раба — один из ключевых в произведении. Над его созданием Иванов долго работал. В ранних эскизах художник делал акцент на изображении жалкого, полуживотного состояния человеческого существа: почти звериный оскал рта, бритый череп, клеймо на лбу демонстрировали ужасную степень падения и нравственного опустошения раба. В окончательном варианте облик этого персонажа несколько облагорожен. Его некрасивое, измученное лицо, может быть, впервые в жизни озаряется просветленной улыбкой надежды. «Сквозь привычное страдание впервые проявилась отрада», — писал художник об этом персонаже картины. Величие христианства и в пробуждении Божественного начала в униженных душах. Группа «хозяин — раб» также помогает разработке излюбленной ивановской темы — противопоставление античного и христианского эстетических идеалов. Античный культ тела — антитеза христианской идее отрицания красоты телесной во имя красоты духовной.

Работа «Явление Христа народу» строится на сопоставлениях: контраст левой и правой частей произведения с изображением групп людей, устремившихся к Христу и уходящих от него, противопоставление верхней и нижней частей картины — мира «горнего» и «дольнего», человеческого и Божественного. Пространственная пауза, разделяющая верх и низ полотна, позволяет сосредоточиться на созерцании Мессии. В верхней части картины господствует светлая лазурь неба, твердое каменное плато полого ложится под ноги Христу, вдали белоснежная башня и город в долине, у подножия горного кряжа. Композиция построена так, что Христос является неотъемлемой частью гармоничного мира природы и небесной обители и земной «юдоли», исполненной человеческих страстей.

Важнейшую роль в картине играет пейзаж. Не сумев побывать в Палестине, где происходило евангельское событие, художник воспроизвел природу Римской Кампаньи с характерным ярким и контрастным итальянским освещением. Автор не стремился к передаче исторических и археологических подробностей, он воссоздавал дух происшедшего. Иванов великолепно передает прозрачную световоздушную дымку, окутывающую предметы. При этом его пейзаж символичен. Оливковое дерево, которое в картине служит фоном для группы слева, своими ярко зеленеющими и засохшими ветвями словно повторяет жизненный круг юности и старости, и, возможно, аллегорически воссоздает историю смерти и воскресения Спасителя, и, конечно, как в эпоху Возрождения, символизирует умирающее язычество и зарождающееся христианство.

Иванов воспринимал природу как проявление единого божественного духа, как некий величественный храм, а не пространство человеческой жизни. Не случайно многие пейзажи художника пустынны, и лишь изредка в этот «храм» допускаются дети («Мальчики на берегу Неаполитанского залива»). Иногда природа предстает ожившей летописью Земли, как в картине «Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц». Старые камни хранят отпечаток веков и неподвластны времени. Эта линия философского пейзажа трактует часть мира как целый мир, в котором умирают и рождаются вновь цивилизации, религии и народы, а земля остается вечной и неизменной под южным, прозрачным небом.

Этюды Александра Иванова раскрывают его талант колориста. В них проявилась живость и сочность письма автора, звучность красок, богатство оттенков и полутонов. Он пытался создать красочное единство и в картине, но при «переносе» этюдов на большой холст появилась некоторая сухость и пестрота цвета. Это дало повод некоторым критикам уподобить полотно гобелену, что в те времена не считалось комплиментом. Следует вспомнить, что работая над полотном около двадцати лет, художник постепенно охладевал к самой идее своего детища. Он начинал работу над картиной с пафосной мыслью о том, что в явлении Мессии и в обращении к Христу заключен залог нравственного совершенствования и духовного спасения человечества. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя и неведения зла безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры. В результате картина так и осталась незаконченной.

Между тем срок его двадцативосьмилетнего пребывания в Италии подходил к концу, предстояло возвращение на родину. Не стоит описывать те мытарства, с которыми столкнулся художник, перевозя свое полотно из Италии в Россию. Достаточно сказать, что во время вояжа через Германию он тяжело заболел и вынужден был задержаться там для консультации с врачами, а в петербургской печати уже появилось сообщение о скором прибытии «важнейшего произведения русского искусства».

Картина была выставлена сначала в Зимнем дворце, а затем и в Академии художеств. Одновременно с «Явлением Мессии» в Зимнем демонстрировалась гигантская баталия французского художника Адольфа Ивона «Куликовская битва», которая почти затмила полотно Иванова. В журнале «Сын Отечества» 25 июня 1858 года появилась печально знаменитая статья некоего В. Толбина о полотне мастера. Общий смысл этой статьи сводился к тому, что «картина г. Иванова не вполне оправдала те несомненные надежды, которые порождала она, будучи окруженной запретом таинственности». Этот удар, нанесенный человеком, близким к искусству и владеющим ученой терминологией, был неожиданным, а потому особенно тяжелым. Статья Толбина способствовала созданию вокруг произведения А.А. Иванова атмосферы холодного непонимания, а подчас и открытого неприятия. Отметим, что гениальному русскому художнику вообще не везло с тонкими ценителями его творчества. Несколькими годами раньше его искусство совсем по-дилетантски оценил писатель И.С. Тургенев: «Самый талант его, — писал он об Иванове, — собственно живописный талант был в нем слаб и шаток, в чем убедится, кто только захочет внимательно и беспристрастно взглянуть на его произведение… Имей он талант Брюллова или имей Брюллов душу и сердце Иванова, каких чудес мы были бы свидетелями».

Смена климата, петербургский, суетливый образ жизни, бытовая неустроенность окончательно подорвали здоровье художника. 3 июля 1858 года он скончался от холеры в доме своих друзей братьев Боткиных. Через несколько часов после кончины мастера к живописцу М.П. Боткину явился лакей с известием о том, что император покупает картину Александра Иванова за пятнадцать тысяч рублей и награждает живописца орденом Святого Владимира.

Не оправдались прогнозы господина Толбина, который утверждал, что «его манеру … вряд ли возьмет себе за образец молодое поколение талантливых художников». Художественный метод Иванова лег в основу русского реалистического искусства последующих десятилетий.

См. также Священная Библейская история Ветхого Завета

Предисловие

1. Введение Краткие Сведения о Евангелии Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна 2. Евангелие – Книга Жизни 3. Палестина во Время Иисуса Христа Историко-географическое описание Палестины Политическое положение Палестины 4. Религиозное Состояние Еврейского народа Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете Благовестие Захарии. Лк. 1:5–25 Благовещение Деве Марии. Лк. 1:26–38 Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Лк. 1: 39–56 Рождение Иоанна Предтечи. Лк. 1:57–80 Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Мф. 1: 18–25 Рождество Христово. Лк. 2:1–20; Мф. 1:18–25 Поклонение пастухов. Лк. 2:8–20 Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30 Поклонение волхвов. Мф. 2:1–12 Бегство в Египет и избиение младенцев. Мф. 2: 13–18 Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Мф. 2:19–23 Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма. Лк. 2:40–52 Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Ин. 1: 1–34; Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8; Лк. 3:1–20 Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1:29–34; Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22 Искушение в пустыне. Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4: 1–13 Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Ин. 1: 19–51 Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2:1–11 Глава II. Первый Год Общественного Служения Господа Иисуса Христа Переселение в Капернаум. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ин. 2: 13–23 Беседа с Никодимом. Ин. 3:2–21 4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Ин. 3:22–36 Беседа с Самарянкой. Ин. 4:7–42 Проповедь Иисуса Христа в Галилее Заочное исцеление сына царедворца. Ин. 4:46–54 Проповедь в Назаретской синагоге. Лк. 4:16–30; Мк. 6: 1–4 Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников. Мф. 4: 18–22; Мк. 1:16–20; Лк. 5:1–11 Исцеление бесноватого в Капернауме. Мк. 1:21–28; Лк. 4: 31–37 Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Мф. 8:14–17; Мк. 1:29–38; Лк. 4:38–44 Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк. 2:1–12; Мф. 9:1–8; Лк. 5:17–26 Призвание Левия-Матфея. Мф. 9:9–13; Мк. 2:13–17; Лк. 5: 27–32 Глава III. Второй Год Общественного Служения Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме. Исцеление расслабленного в «доме милосердия». Ин. 5: 1–47 Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5 Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–13; Мк. 3:1–6; Лк. 6: 6–11 Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49 Исцеление слуги Римского сотника. Мф. 8:5–13; Л к. 7:1–10 Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17 Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35 Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50 Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22–37; Мк. 3:20–30; Лк. 14–26 Учение в притчах о Царстве Божием Притча о сеятеле. Мф. 13:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8: 5–15 Притча о зерне горчичном. Мф. 13:31–32; Мк. 4: 30–33 Притча о закваске. Мф. 13:33 Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44–46 Притча о плевелах. Мф. 13:24–30; 36–43 Укрощение бури. Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8: 22–25 Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20 Лк. 8:26–39 Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Мф. 9: 18–26; Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56 Отправление апостолов на проповедь. Мф. 10:1–42; Мк. 6: 7–13; Лк. 9:1–6 Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14:6–12; Мк. 6: 17–29 Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14:13–21; Мк. 6:31–44; Лк. 9:11–17 Ин. 6:1–14 Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14:22–34; Мк. 6: 45–53; Ин. 6:16–21 Беседа о хлебе жизни. Ин. 6:22–71 Глава IV. Третий Год Общественного Служения Беседа с фарисеями о предании старцев. Мф. 15:1–20; Мк. 7: 1–23 Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21–28; Мк. 7: 24–30 Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Мф. 16: 13–26; Мк. 8:27–38; Лк. 9:18–27 Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–9; Лк. 9: 28–36 Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17:14–21; Мк. 9: 14–29; Лк. 9:37–43 Последние дни пребывания в Галилее. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Ин. 7: 2–52 Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Ин. 8: 12–59 Исцеление слепорожденного. Ин. 9:1–41 Притча о добром пастыре. Ин. 10:1–21 Христос на празднике Обновления. Ин. 10:22–42 Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу Притча о пропавшей овце Лк. 15:1–7 Притча о потерянной драхме Лк. 15:8–10 Притча о блудном сыне. Лк. 15:11–32 Притча о милосердном Самарянине. Лк. 10:25–37 Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18:9–14 Притча о судье неправедном. Лк. 18:1–8 Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Мф. 19: 16–30; Мк. 10:17–31; Лк. 18:18–30 Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16:19–31 Исцеление десяти прокаженных. Лк. 17:11–19 Учение Иисуса Христа о браке и девстве. Мф. 19:1–12; Мк. 10:1–12; Лк. 16:18 Благословение детей. Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17 Воскрешение Лазаря. Ин. 11:1–46 Тайное решение синедриона. Ин. 11:47–53 Последнее путешествие Христа в Иерусалим. Мф. 20:17–28; Мк. 10:32–45; Лк. 18:31–34 Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Лк. 18: 35–43 Обращение Закхея. Лк. 19:1–10 Глава V. Страстная Неделя. Крестная Смерть Иисуса Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи. Ин. 12:1–11; Мк. 14:1–11 Торжественный вход Господень в Иерусалим. Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–44; Ин. 12:12–19 Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Мф. 21:18–22; Мк. 11:12–26 Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Мф. 21:12–17; Мк. 11:15–19 Великий Вторник. Последнее посещение храма. Мф. 21: 23–27; Мк. 11:27–33; к. 20:1–8 Притча о двух сыновьях. Мф. 21:28–32 Притча о злых виноградарях. Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19 Вопрос о подати кесарю. Мф. 22:15–22; Мк. 12:13–17; Лк. 20:20–26 Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Мф. 22:23–33; Мк. 12:18–27; Лк. 20:27–40 Вопрос о наибольшей заповеди. Мф. 22:34–40; Мк. 12: 28–34 Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41–46; 23:13–39 Лепта вдовы. Мк. 12:41–44; Лк. 21:1–4 Встреча с еллинами. Ин. 12:20–50 Пророчество о разрушении Иерусалима. Мф. 24:1–28; Мк. 13:1–23; Лк. 21:5–24 Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24:1–31; Мк. 13:1–37; Л к. 21:5–36 Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13 Притча о талантах. Мф. 25:14–30 Беседа о Страшном Суде. Мф. 25:31–46 Великая Среда. Предательство Иуды. Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6 Великий Четверг. Тайная вечеря. Мф. 26:17–35; Мк. 14: 12–25; Л к. 22:7–38; Ин. 13:1–38 Иуда покидает Пасхальную трапезу Установление таинства Евхаристии Прощальная беседа. Ин. 13–16 На пути в Гефсиманию Гефсиманская молитва. Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–46; Ин. 18:1 Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26:45–56; Мк. 14: 41–52; Лк. 22:45–52 Ин. 18:2–12 На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Мф. 26:58, 69–75; Мк. 14, 54:66–72; Лк. 22:54–62; Ин. 18:13–14; 19–27 Суд Синедриона. Мф. 26:57–66; Мк. 14:53–64; Лк. 22: 54 Смерть предателя. Мф. 27:3–10 Великая Пятница. На суде у Пилата Крестный путь на Голгофу. Мф. 27:31–34; Мк. 15:20–23; Лк. 23:26–33; Ин. 19:16–17 Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. Мф. 27: 34–50; Мк. 15:23–37; Лк. 23:33–46; Ин. 19:18–30 После распятия и смерти. Мф. 27:51– 56; Мк. 15:38–41; Лк. 23:45–49 Погребение. Мф. 27:57–66; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–55: Ин. 19:38–42 Глава VI. Евангельские События после Воскресения Воскресение Христово. Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–11 Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Мк. 16: 9–11; Лк. 24:12; Ин. 20, 1–18 Реакция Синедриона. Мф. 28:11–15 Явление двум ученикам на пути в Эммаус. Лк. 24: 13–35 Явление всем апостолам, кроме Фомы. Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–23 Явление одиннадцати апостолам Явление на Тивериадском озере. Ин. 21:1–25 Явление Христа на горе в Галилее. Мф. 28:16–20 Вознесение Господне. Лк. 24:48–50; Деян. 1: 4–8 Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Заключение Приложение 1. Сокращенные Обозначения Книг Библии Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий Библиография

Предисловие

Священная Библейская история Нового Завета – это история искупительного Крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом.

На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей Любви и Благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег Любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела – диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть.

Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной Любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И Любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его.

Этот творческий Божественный акт Жертвенной Любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым вначале было создано все тварное бытие. «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:2–3).

Чтобы осуществить спасение человеческого рода. Предвечное Слово Божие – Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий посредством воплощения принимает человеческую природу и становится подобным нам Человеком, кроме греха,

«И Слово стало плотию, – свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, – и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога – Слова. По словам ап. Павла, это событие есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Эта – «великая благочестия тайна» и составляет предмет Священной Библейской истории Нового Завета.

Сведения о том, как «Слово стало плотию, и обитало с нами», т. е. о Рождестве Христовом, Его Божественном учении, крестной смерти, воскресении и вознесении, мы узнаем из четырех Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Описание

Священная Библейская история. Архиепископ Вениамин (Пушкарь).

Прекрасное подарочное издание.

Размеры 24х18 см., обложка твердая, 8 цветных вкладок с 14-16 рисунками и фотографиями во в каждой вкладке, 736 стр., цена 515 грн.

В книге профессора, кандидата богословских наук митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) рассматриваются события Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов с точки зрения археологических и научных открытий XX века.

Данное издание может быть рекомендовано студентам, обучающимся по направлениям «Теология» и «Религиоведение», учащимся воскресных школ, а также всем, интересующимся библейской историей.

📖 «Священная библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания… Священная библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну Домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека», – пишет в предисловии митрополит Вениамин (Пушкарь).

ЧАСТЬ I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Глава I. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
Глава II. ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Глава III. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Глава IV. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
Глава V. НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
Глава VI. ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ
Глава VII. У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ
Глава VIII. ПУТЬ ЕВРЕЕВ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ
Глава IX. ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
Глава X. К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
Глава XI. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
Глава XII. ПЕРИОД СУДЕЙ
Глава XIII. ПЕРИОД ЦАРЕЙ
Глава XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ
Глава XV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
Глава XVI. ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
Глава XVII. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
Глава XVIII. ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ ДИНАСТИИ
Глава XIX. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
Глава XX. ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ
ЧАСТЬ II. НОВЫЙ ЗАВЕТ
Глава I. РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
Глава II. ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
Глава III. ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
Глава IV. ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Глава V. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
Глава VI. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КНИГ БИБЛИИ
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ И ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ЗАВЕТА
БИБЛЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ

Помимо признанных Церковью текстов Священного Писания существуют еще и так называемые апокрифические тексты. Быть может, суть веры и истинные свидетельства эпохи первого поколения христиан следует искать именно в них — к примеру, в нашумевшем недавно Евангелии от Иуды? Чем они хуже официальных текстов? О том, как формировался список текстов, вошедших в Новый Завет, и из чего следует, что он действительно отражает взгляд на евангельские события первых учеников Христа, мы попросили рассказать известного библеиста Андрея Десницкого.
Как появился канон

Открывая сегодня Новый Завет, читатель обнаруживает под его обложкой 27 книг. И действительно, если посмотреть на раннюю историю Церкви, у первых христиан такого списка канонических текстов не было. Не было даже самого понятия «канон» — применительно к Библии это слово обозначает закрытый список входящих в нее книг. Но в этом нет ничего удивительного: христианство не возникло сразу в готовом виде, как возникают порой тоталитарные секты, с полностью готовым списком правил и постановлений на все случаи жизни. Оно развивалось естественным путем, и далеко не сразу появился окончательный список книг Священного Писания.
Самые ранние дошедшие до нас списки встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II века.
Важно то, что во всех этих списках без исключения мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в них могут включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. Все эти тексты были написаны вскоре после новозаветных книг, и они дают нам много ценных сведений об истории ранней Церкви.
Тот канон, который мы знаем сегодня, равно как и само выражение «канонические книги», встречается впервые в Пасхальном послании святого Афанасия Александрийского 367 года. Тем не менее, небольшие расхождения в списках канонических книг встречались вплоть до V–VI веков, но это касалось в основном признания книги Откровения Иоанна Богослова, насыщенной мистическими образами и сложной для понимания.
Однако все эти расхождения никак не меняют общей картины — во что верили христиане, что рассказывали они об Иисусе.

В чем разница между каноническими текстами и апокрифами

Уже в первые века христианства появились книги о жизни Иисуса Христа, которые претендовали на абсолютную истинность и подлинность. Появлялись они и в более позднее время, вплоть до наших дней. Это «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины) — так сказать, «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.
Кроме этих книг, к новозаветным апокрифам часто причисляют и много других текстов, не противоречащих самому Новому Завету. Это деяния отдельных апостолов (Варнавы, Филиппа, Фомы), некоторые послания, в том числе приписываемые Павлу (к Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам), и те самые книги, которые в древности иногда включали в Новый Завет. Однако о них разумнее говорить как о послебиблейских произведениях в христианской традиции.
Трудно привести какие-то формальные критерии, по которым первые христиане принимали одни книги и отвергали другие. Но мы видим ясную преемственность традиции: на периферии списка могли быть какие-то колебания, но самые главные тексты, говорящие об основах христианской веры (такие, как четыре Евангелия или Послание к Римлянам), признавались всеми, сразу и безоговорочно, при этом никакие «альтернативные» версии не признавались никем из ранних христиан. Такие версии могли быть Писанием для гностиков или манихеев — но только для них.
При этом до нас дошли многочисленные рукописи канонических текстов Нового Завета, начиная с II века. Они тоже могут различаться в мелких деталях, но никаких сенсационных разоблачений из них вычитать невозможно.
Находки новых апокрифов продолжаются, и в этом нет никакой сенсации. Христиане всегда признавали, что, помимо их собственного Писания, существуют и другие тексты, почитаемые другими людьми. В конце концов, и в наше время люди продолжают записывать бывшие им «откровения» и присваивать им священный статус — именно так появилась, например, в 1830 году на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание. Что ж, это их дело.
Христиане настаивают лишь на том, что их Писание тождественно Писанию ранней Церкви, и у них действительно есть доказательства в пользу этого утверждения. Можно твердо сказать: существующий канонический текст отражает в себе то, во что верили свидетели земной жизни Христа — его ученики, первые проповедники христианства.

Синайский кодекс.

Первая страница Евангелия от Иоанна
Вторая по древности (после Ватиканского кодекса) и наиболее полная рукопись Библии. Время создания — конец IV века. В состав, помимо книг канона Священного Писания, входят также тексты Послания апостола Варнавы и «Пастырь» Ерма.
Кодекс является одним из основных источников по текстологии Священного Писания Ветхого и Нового Завета, так как он в наибольшей полноте — по сравнению с древнейшими манускриптами — сохранил текст греческой Библии.
Кодекс был найден в монастыре святой Екатерины на горе Синай в 1844 году немецким библеистом Константином фон Тишендорфом, который вывез несколько листов в родной Лейпциг. В конце 1850-х годов фон Тишендорф побывал на Синае в составе русской миссии и сумел выкупить у монахов основную часть кодекса, которая поступили в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах советские власти продали почти весь объем кодекса в Великобританию (сейчас в РНБ хранятся фрагменты только трех листов кодекса, найденых в начале XX века). В 1975 году в монастыре святой Екатерины было найдено еще несколько его фрагментов.
В 2005 году все четыре владельца листов кодекса — Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Британская библиотека, библиотека Лейпцигского университета и в монастырь святой Екатерины — договорились о высококачественном сканировании манускрипта с целью размещения полного текста в интернете. С 6 июля 2009 тексты доступны полностью на сайте www.codex-sinaiticus.net.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *