Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве – Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной – помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Агафья Семеновна Мельгунова, Портрет конца XVIII века

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь – одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней – Мельничной – в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская – для вдовствующих монахинь и Мельничная – для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие – объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор, Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя – преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

На анонсе Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь. Колокольня и Казанская церковь. Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Село Дивеево является районным центром Дивеевского района Нижегородской области. Расположено на берегу реки Вичкинзы в 180 км от Нижнего Новгорода, в 65 км от города Арзамаса и в 12 км от города Сарова.
Смотреть страницу Село Дивеево на географической карте.
Предполагают, что село Дивеево возникло в 1559 году, однако первое письменное упоминание о нём относится к 1614 году. Существуют несколько версий происхождения его наименования. Наиболее распространённая версия гласит, что своё название село получило по имени первого владельца – татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вичкинзе (царская жалованная грамота от 16 апреля 1559 года).
Во второй половине XVIII века Дивеево – небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова.
В XIX веке селом владели многие собственники, среди них Мотовиловы, Толстая, Цицианов, Баташовы, Ждановы, Шахаевы. Дивеево известно как Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы на земле. Здесь располагается духовный и культурный центр православных христиан – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
На протяжении полутора столетий созидалась Дивеевская обитель. Началась она с каменной Казанской церкви, построенной в 1773 – 1780 годах.
По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865 – 1875 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная Дивеевская колокольня. По сторонам от Троицкого собора в конце ХIХ века были построены игуменский корпус с домовым храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины и трапезный храм благоверного князя Александра Невского. В начале ХХ века за Троицким собором воздвигнут Преображенский собор (1907 – 1916 годы), в 2012 году начал возводиться Благовещенский собор. В 2005 – 2013 годы в селе была построена приходская церковь преподобномученицы Елисаветы.
В храмах обители почивают в святых мощах ее небесные покровители: преподобный Серафим Саровский, преподобные жены Дивеевские Александра, Марфа и Елена, блаженные Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария, преподобноисповедница Матрона (Власова). Святая Канавка – одна из наиболее почитаемых святынь Дивеева – представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы.
В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была подновлена, а старинная Казанская церковь почти полностью реставрирована (восстановлена в прежнем виде). Святая Канавка приняла вид, заповеданный преподобным Серафимом.
Дивеевская земля славится своими исцеляющими Святыми источниками. Наиболее известные из них: Святой источник преподобного Серафима Саровского, святой источник матушки Александры, святой источник в честь Иверской иконы Божией Матери, святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери, святой источник великомученика и целителя Пантелеимона, святой источник в честь иконы Божией матери «Умиление» и другие.
Вместе с возрождением Дивеевского монастыря заметно преобразилось и само село. Здесь возведёны современные здания Центра славянской культуры, ВолгаТелекома, Дивеевского РОВД, множество гостиниц и несколько супермаркетов. В настоящее время Дивеево – крупный административный центр с населением около 6500 человек. Наиболее развитые отрасли экономики: туризм, строительство, сельское хозяйство, птицеводство..
На фото – вид села Дивеева сверху. 13 июля 2007 года.


Е.В. Лодыгина, Т.Е. Сенчурова (Муром)

Муром-Саров-Дивеево: духовные связи (XVIII-XX вв.)

В многочисленной литературе и устных преданиях встречаются факты, свидетельствующие о взаимосвязях Мурома и Саровской земли, ставшей в начале XIX в. одним из главных духовных центров России. Приведем некоторые из них, начиная с того времени, когда «Муромские леса сливались с Саровскими, когда окраина Нижегородской губернии была покрыта сплошными лесами, тогда только большая дорога с Урала, через Муром в Москву прорезывала эти темные дремучие леса», и когда «по этой лесной дороге нередко путешествовали любители пустынной жизни, Саровские подвижники».1

Одним из сподвижников преподобного Серафима был Антоний Грошовник Муромский (в схиме Арсений).2 Антоний родился в 1762 г. в Муромском уезде. В Саровскую пустынь он поступил в то время, когда Серафим был еще послушником. В 1785 г. они вместе ходили по Владимирской и Тамбовской губерниям для сбора пожертвований для Саровского монастыря. На обратном пути из Мурома в Саров в урочище Мокрое во время отдыха Серафим предсказал: «На этом самом месте, отче, будет женский монастырь, его создаст девица. Она будет людям на посмеяние, а Царице Небесной на прославление. Здесь будет храм во имя Божией Матери «Утоли мои печали». В подтверждение этого ими был воздвигнут крест. Предсказание преподобного сбылось и в 1857 г. на этом месте была основана женская община, а через год был освящен первый храм в честь Всех Святых. В этом же году община была обращена в Николаевский Дальне-Давыдовский женский монастырь, основательницей которого стала Неонила Борисовна Захарова, крестьянка из села Давыдова. Монастырь после 1917г. был разогнан, а строения превращены в руины. Он находился в с. Дальнее Давыдово Горбатовского уезда (ныне Вачский район) Нижегородской губернии.

По возвращению оба угодника некоторое время жили в одной келье в пустыньке преподобного Серафима. Впоследствии Антоний двадцать три года жил в Муроме около Спасского мужского монастыря. По воскресным и праздничным дням монахи Спасского монастыря приводили о.Антония в собор к ранней Литургии. К нему стекалось множество народа разных сословий за утешением и добрыми советами. Антоний жил в Муроме при настоятелях Спасского монастыря архимандритах Августине (1820-29 гг.) и Иерониме (1829-56 гг.) и оказал огромное влияние на духовную жизнь насельников Спасского монастыря. Незадолго до смерти, году в 1850, о. Арсений, взяв с собой икону Божией Матери «Утоли моя печали», переехал жить в Ардатов, куда к нему по-прежнему приходили за советом. Он поселился у местной помещицы Лихутиной, посещавшей его еще в Муроме.

Ардатовский период жизни Антония более освещен в Летописи Дивеевского монастыря. Это связано, вероятно, с частым посещением его дивеевскими монахинями, оставившими воспоминаниями, вошедшими в Летопись. Монахине Серафимо-Дивеевского монастыря Марии Васильевне Никашиной, предсказал перенесение мощей преподобного Серафима из Сарова в Дивеево: «А отец-то у вас в Дивееве, отец-то какой! Ведь Серафим-то к вам в мощах из Сарова в Дивеево почивать придет!» Посещала его и будущая игуменья Дивеевского монастыря Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова), при которой был канонизирован преп. Серафим. Он сказал ей, что она должна стать матерью, иносказательно предрекая ее будущее игуменство. Антоний скончался в Ардатове в 1851 г. и был погребен в Ардатовском Покровском женском монастыре у собора против придела великомученицы Варвары и Федора Стратилата. После революции монастырь был упразднен.

Одной из любимых духовных дочерей Серафима Саровского была Е. В. Мантурова. Она несколько раз просила благословения у о. Серафима на поступление в число сестер Дивеевской Мельничной общины. Старец отказывал ей в этом, желая тем самым проверить твердость ее намерения. Отчаявшись, она втайне от него отправилась в Муромский Троицкий женский монастырь, где была с радостью принята игуменьей Варсонофией. Но ей не суждено было стать монахиней этого монастыря, т.к. вскоре о. Серафим направил ее в Дивеево. Внесенные за келью деньги она оставила, по совету батюшки, в Муромском монастыре.

В 1830-х годах о. Серафима посещал сын муромского мещанина, М. В. Дьяконов3 (1807 – 1886) — художник портретист и миниатюрист, выпускник Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. После получения звания учителя I класса он давал частные уроки русского языка, каллиграфии и рисования в Сибири. В 1825 г. приехал в Муром, но здесь прожил недолго и в 1829 г. уехал в Петербург, где стал посещать классы Императорской Академии Художеств. С 1861 по 1881 гг. служил директором Санкт-Петербургской рисовальной школы.

Будучи еще преподавателем этой школы, в 1830-х гг. он познакомился с одной из ее учениц – Фаиной Дмитриевной Языковой. Молодые люди хотели создать семью, но встал вопрос о пятерых осиротевших племянницах Дьяконова, которые нуждались в его материальной поддержке. За решением этой дилеммы Михаил Васильевич отправился в Саровский монастырь. Он сказал батюшке, что не знает, как поступить и отец Серафим посоветовал ему семью не заводить, а заботиться о сиротках. Дьяконов последовал совету и прожил всю жизнь один. В начале 1880-х гг. Дьяконов вернулся в Муром, где и умер в 1886 г.4

В год канонизации Серафима Саровского в Муроме на средства муромского купца И. П. Мяздрикова в его приходском Вознесенском храме был устроен придел в честь новопрославленного святого у южной стены придела Входа Господня в Иерусалим. В марте 1929 г. при закрытии храма алтарь придела пр. Серафима был сломан.5 Изображения этого храма и его священнослужителей встречаются в семейном фотоальбоме Мяздриковых, который ныне хранится в архиве Муромского музея.

В 1880-е гг. муромский священник Николо-Набережной церкви о. Иван Чижов письменно зафиксировал факт исцеления муромского купца И.И. Засухина водой из источника св. Серафима и от его келейной иконы. Этой истории посвящены более десяти страниц в Летописи Дивеевского монастыря6. Вот ее краткое содержание. 21 марта 1882 г. муромский купец Засухин приехал домой в Муром из станицы Урсанина, земли войска Донского, очень больным. По его словам он заболел брюшным тифом. В Муроме его осматривал вольнопрактикующий доктор И. С. Стабровский, который тоже определил тиф. После назначенных процедур больной стал понемногу поправляться. Но после отъезда Стабровского болезнь снова усилилась, и к больному был приглашен военный врач г. Карпов. Карпов признал поражение кишок, но лечение не помогало. Из Москвы вновь был вызван Стабровский. Затем для совета был приглашен муромский земский врач Розов, стараниями которого состояние Засухина поначалу сильно улучшилось. Ввиду этого Розов предложил больному съездить в Петербург для операционного вмешательства. Но консилиум петербургских профессоров Богдановского и Мултановского операцию не рекомендовал. Засухин вернулся в Муром, где его состояние снова ухудшилось, что врачи признали его безнадежным и даже определили день его смерти. В качестве духовника умирающего и был определен священник Иоанн Чижов.

Соседка Засухиных г-жа Бычкова очень жалела, что так рано умирает хороший сосед, принесла его жене воды из источника отца Серафима и та смогла несколько капель влить в рот, а остальную воду вылила ему на голову. Больной заснул тихим сном. На следующий день врачом Розовым были замечены улучшения состояния пациента. В таком состоянии Розов передал его другому врачу, г. Анерику. Несколько месяцев спустя Засухин пожелал самолично поклониться святому угоднику и, не смотря на все еще не отступающую болезнь, отправился в Саровскую пустынь, где получил окончательное исцеление.

Рукопись Иоанна Чижова была подписана самим Иваном Ивановичем Засухиным, его женой Прасковьей Никифоровной, их соседкой, женой поручика Марией Федоровной Бычковой и заверена муромским нотариусом Василием Михайловичем Русаковым, чья контора находилась на ул. Касимовской в собственном доме. Так же были исцелены от недугов его сын Сергей и дочь Надежда, что так же было удостоверено подписями членов семьи.

Еще одно свидетельство о чудесах, совершаемых преп. Серафимом, хранилось в Муромском музее. Это пелена малинового атласа, обрамленная розовой шелковой бахромой, с вышитой в центре надписью: «Преподобне Отче Серафиме моли бога о нас». По краю пелены вышитый «крестом» геометрический орнамент. Внизу под орнаментом надпись «Вышивала исцеленная в 1903 году Катя Масленникова 14 лет». Об этом событии сообщали и Владимирские Епархиальные Ведомости за 1903 г.:»…во время несения гроба преподобного, немая девочка из Москвы Екатерина Масленникова 12 лет, исцелилась и, обращаясь к матери, сказала: «мама, пойдем». Радости матери не было предела» 7.
В 1997 г. пелена была передана в Благовещенский монастырь г. Мурома.

В истории Серафимо-Дивеевского монастыря выделяется целый «муромский» период. После его закрытия в 1927 г. Мурому суждено было стать преемником и хранителем святынь Сарова и Дивеева и убежищем для игуменьи Александры (Траковской) и близким к ней сестрам. Среди них были дочь основного агиографа Серафима Саровского епископа Серафима (Чичагова) Вера, постриженная в Муроме под именем Вероника и сестры Арцыбушевы. Наталья Арцыбушева (схимонахиня Феофания) устроилась переводчицей немецкого на завод им. Орджоникидзе, ее сестра Мария (монахиня Варвара) в местный краеведческий музей художницей (в фондах Муромского музея хранятся около двадцати ее работ).

В 1915 году их отец Петр Михайлович с семьей покинул Петербург, ликвидировав свою нотариальную контору, и навсегда поселился «в медвежьем углу» в 60 верстах от Арзамаса у стен Дивеевского монастыря. Они жили в доме, который во времена преп. Серафима принадлежал Михаилу Васильевичу Мантурову. Эта семья впитала в себя и хранила все дивеевские предания.

Муромский период жизни семьи Арцыбушевых, довольно подробно освещен в воспоминаниях » Милосердия двери» Алексея Петровича Арцыбушева8, который вместе со своей семьей был выслан из Дивеева в 1930 г. и жил в Муроме до 1938 г. Его воспоминания являются ценным источником по истории Мурома 1930-х годов. Они освещают одну из сторон жизни города, о которой было не принято упоминать в советский период: Муром – место ссылки православной интеллигенции. «В городе было очень много ссыльных, в основном высланных из Москвы, так называемых церковников», — пишет Алексей Петрович. За восемь лет жизни в Муроме Арцыбушевы сменили несколько адресов. Среди них – дом на ул. Лакина, 43, принадлежавший Елизавете Дементьевне Варюжкиной. Этому дому Алексей Петрович уделяет особое внимание. Одновременно с Арцыбушевыми в этом доме в то время снимал комнату ссыльный иеромонах Андрей Эльбсон. После его приезда в этом доме стали ежедневно проводиться службы: утром и вечером по монастырскому уставу. Сюда к о.Андрею приезжали его духовные дети из Москвы, в т.ч. и Лев Бруни — известный книжный график и живописец. «Кроме о.Андрея, — пишет Алексей Петрович — В Муроме в ссылке были и другие батюшки, их до поры до времени держали под надзором по ссылкам. Физическое уничтожение их началось с 1934-35 гг., а пока они ходили по городу в рясах и, не особенно таясь, служили дома. Много отцов собиралось на Лакина, 43. Они бурно обсуждали положение церкви, что-то писали, о чем-то спорили…».

Сестры Арцыбушевы изначально жили отдельно. Алексей и Серафим Арцыбушевы посещали их порознь – Симка ходил к тете Наташе, Алеша – к тете Марусе. Но, вероятно, во время войны сестры стали вместе снимать комнатку в доме № 1 по ул. Тимирязева у Тагуновой Прасковьи Николаевны, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи в домовой книге и воспоминания племянницы хозяйки, живущей сейчас в этом доме.

Дивеевские монахини привезли с собой в Муром портрет преп. Серафима Саровского (копия посмертного), скамеечку из кельи Серафима, сделанную им самим, часть архива, в том числе и отдельные тетради летописи Серафимо-Дивеевского монастыря и одну из главных святынь Дивеева – келейную икону преп. Серафима – Божия Матерь «Умиление». В 1981 г. икона была передана Патриарху Пимену и в настоящее время находится в Патриаршей домовой Крестовой церкви.9После кончины последней из дивеевских монахинь реликвии хранила монахиня Магдалина, жившая с ними в Муроме. После ее смерти в начале 1993 г. они были взяты в Троицкий монастырь, а в середине июля того же года возвращены в Дивеево. Летом 2002 г. в Дивеево переданы рукописи летописи Серафимо-Дивеевского монастыря и перезахоронена игуменья Александра.

1Денисов Л. Житие преподобного отца Серафима Саровского. — М., 1904. С. 375.

3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т.21. СПб., 1893. С. 322.; Исторический очерк

С.-Петербургской школы для вольноприходящих, находящейся в ведении Императорского Общества Поощрения Художников 1839-1889 гг. Составитель Н. Собко.

С-Петербург. 1889 г. С. 80.

4 Сенчурова Т.Е. Последняя обитель художника // Муромский рабочий, №192. 4.12 1991.

5 Епанчин А.А. Забытые святые и святыни г. Мурома // Муромский сборник. — Муром, 1993.

6 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.II, с. 818-830.

7 Владимирские Епархиальные ведомости. № 15, 1903. С.412.

8 Арцыбушев А.П. Милосердия двери. — М., 2001.

9 Бахарева Н.Н. Икона «Богоматери Серафимо-Дивеевской Умиление» // Уваровские чтения — III. — Муром, 2001 С. 75.

Под звучным именем Тимофей Веронин скрывается Тимофей Леонович Воронин. Его жизнь с юных лет была связана со словом, литературой, он не только с упоением читал книги, но и занимался сочинительством. Местом учёбы Тимофея Веронина был Литературный институт имени М. Горького, отделение прозы, где он впоследствии защитил кандидатскую диссертацию.

В своей диссертации Тимофей Веронин исследовал особенности духовной литературы 18-20 веков. Духовная составляющая стала играть важную роль в его жизни с момента крещения, которое состоялось в начале 90-х годов. Впоследствии Тимофей Леонович стал преподавателем Свято-Тихоновского православного университета, он доцент кафедры истории и теории литературы филологического факультета.

Помимо научной и преподавательской деятельности Тимофей Воронин написал несколько книг, адресованных подрастающему поколению, в них он вложил не только свой опыт духовной жизни, но и родительский опыт многодетного отца. Из-под пера писателя Веронина вышли адаптированные для детей жития святых: князя Владимира, целителя Пантелеймона, преподобного Иоанна Кронштадского, святителей Луки Крымского, Иоанна Шанхайского, Тихона Задонского, преподобного Саввы Сторожевского. Интересна художественная книга «Толгское чудо», главный герой которой — мальчик Алёша встречается с чудом даже в стенах колонии, ведь раньше там был монастырь, а значит Божья благодать осталась там навсегда.

Самой известной книгой Тимофея Веронина является «Необыкновенное путешествие Серафимы», массу откликов вызвал мультфильм, снятый по книге. Её написание началось с наблюдения автора за собственным сыном, а дочка названа Серафимой в честь главной героини. По сюжету девочка Серафима — дочь священника оказывается в детском доме, где всё построено на отрицании веры, Серафима по мере своих сил старается сохранить свою веру в Бога. Будучи на грани жизни и смерти во сне она видит преподобного Серафима Саровского, заступничество которое ощущает во время своего пребывания в детском доме, когда там происходят настоящие чудеса.

Работая над книгой, Тимофей Веронин думал о том, что по ней вполне можно снять мультфильм, автором сценария к которому он и стал в дальнейшем. Создатели мультфильма говорили, что самым сложным было найти актёра, который бы озвучил Серафима Саровского, после долгих поисков остановились на Александре Михайлове, образ получился очень гармоничным.

См. также: Дети против волшебников, Жития святых для детей, Святые XX века. Краткие жития для детей

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *