Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Любовный детектив Иронический детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Сага Классическая проза СССР Отечественная классическая проза Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Песенная лирика Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение Карьера История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Юридическая публицистика Военная публицистика Экономическая публицистика Научно-техническая публицистика Историческая публицистика Образовательная публицистика Художественная публицистика Социальная публицистика Политическая публицистика Учебная литература по искусству Школьные учебники Учебники и для среднего и специального образования Учебники для ВУЗов Латинский (Lingua Latina) Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Теория и история психологии Психология личности Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии

Теократическое государство, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках.

Пророк Мухаммед и появление ислама

Первоначальным ядром будущего государства стала религиозная община, созданная пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Новая религия – ислам способствовала объединению арабов. После смерти Мухаммеда в 632 г., не оставившего после себя наследника, был избран «заместитель» пророка – халиф, которым стал один из его близких сподвижников Абу Бакр. Халифы призвали арабов отправиться в военные походы для распространения ислама. Наступила эпоха «праведного халифата». В этот период в арабское государство в результате войн с Византией и Персией был полностью включен Аравийский полуостров, Кавказ и часть Северной Африки. Захваченные земли были разделены на наместничества во главе с эмирами, облагались особым налогом (харадж), кроме этого иноверцы должны были платить подушную подать (джизью). Последний правитель этого период Али ибн Абу Талиб был убит отравленным кинжалом во время «дворцового переворота» хариджитом, и к власти пришли Омейяды, правившие с 661 по 750 год. При них государственный строй изменился, страна стала наследственной монархией. Столица была перенесена в г. Дамаск, двор халифа и его приверженцы получили наиболее привилегированное положение. Халифат продолжил расширять свои владения. К концу VII в. арабы подчинили себе часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. К 711 г. были захвачены все африканские владения Византии (Магриб), после чего началось завоевание Испании. Помимо побед, были и поражения, в 732 г. арабские войска потерпели поражение от франков во главе с майордомом Карлом Мартеллом. В период правления Омейядов ислам раскололся на два течения: суннитов и шиитов.

«Золотой век Аббасидов»

В 747-750 гг. произошло восстание, в результате которого Омейяды были свергнуты, а правящей стала династия Аббасидов, потомков дяди Мухаммеда. Большая часть семьи Омейядов была убита. При Аббасидах арабы утратили свое привилегированное положение, возросло влияние выходцев из Ирана, в 762 г. халифом Мансуром была основана новая столица – Багдад. Этот период стал называться «золотым веком Аббасидов», при которых произошел настоящий расцвет арабо-мусульманской культуры и науки. Существовали высшие школы, в которых изучались светские науки, были открыты обсерватории, библиотеки. Халифат отказался от агрессивной внешней политики, огромная империя стала постепенно распадаться: первой откололась Испания, где был образован кордовский эмират в 756 г., затем Марокко и Восточный Магриб. Аббасиды пытались сохранить государство, проводив репрессивную политику по отношению к покоренным народам, менялась и религиозная политика.

Упадок Арабского халифата

В 819 г. в Средней Азии появилось государство эмиров из династии Саманидов со столицей в Бухаре. В 868 г. в Египте было образовано самостоятельное государство. В IX в. свою государственность получили народы Закавказья и Средней Азии. При этом местная знать стала забирать все больше власти в свои руки, некоторые правители платили лишь харадж, а другие отказались даже от этого. В этот период повсеместным явлением стали народные восстание, среди которых стоит выделить выступление зинджей в 869-883 гг. (чернокожих рабов). Также ширилось карматское движение в Сирии, Ираке и Бахрейне, призывавшие к социальному равенству и общности имущества. В 899 г. карматы образовали собственное государство в Бахрейне, в 901 г. даже попытались захватить Дамаск, а в 930 г. они заняли и разграбили Мекку. К середине X в. власть халифов сохранилась лишь в Багдаде и близ лежащих землях. В 945 г. к Багдаду подошли войска Буидов, династии из Западного Ирана, халиф не оказал сопротивления, в его руках осталась лишь религиозная власть. Большая власть его имущества была конфискована. В конце 1055 г. Багдад перешел под власть турок-сельджуков, в городе было неспокойно, нередко происходили столкновения между суннитами и шиитами. Пользуясь недовольством правления турок-сельджуков, халифам удалось восстановить свою власть и воссоздать независимое государство в пределах Нижнего Ирака и Хузистана. В 1157 г. им удалось снять осаду Багдада войсками сельджукского султана. В 1258 г. монголы захватили Багдад при помощи осадных орудий, подвергли его страшному разгрому, перебили около 100 тысяч мусульман, а последний халиф аль-Мустасима погиб. Однако на этом династия Аббасидов не пресеклась, объявился самозванец, который при поддержке египетских и сирийских мамлюков основал собственную династию в Каире, правившую до 1368 г. После захвата Египта, в 1517 г. титул халифа был принят турецким султаном Селимом I.

Всё про Арабский халифат

Создатель новой мировой религии — ислама — пророк Мухаммад стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители — халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

Выборные (Праведные) халифы, 632—661 гг.

Абу Бакр ибн Усман (632—634)

Умар I ибн ал-Хаттаб (634-644)

Усман ибн Аффан (644-656)

Али ибн Абу Талиб (656-661)

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, — в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

Династия Омеййадов, 661—750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Муавия I (661-680)

Йазид I 680-683

Муавия II 683-684

Марван I 684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

Абд ал-Малик (685-705)

ал-Валид I 705-715

Сулайман 715-717

Умар II (717-720)

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II 743-744

Йазид III 744

Ибрахим 744

Марван II 744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

Династия Аббасидов, 750—1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы — шиитов, хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

Абу-л-Аббас ас-Саффах (750-754)

Абу-Джаффар ал-Мансур (754-775)

ал-Махди 775-785

ал-Хади 785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун 813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817—819

ал-Мустасим 833—842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847—861

ал-Мустансир 861—862

ал-Мустаин 862—866

ал-Мутазз 866—869

ал-Мухтади 869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид 892-902

ал-Муктафи 902-908

ал-Муктадир 908—932

ал-Кахир 932-934

ал-Ради 934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи 944—946

ал-Мути 946-976

ат-Таи 976-991

ал-Кадир 991-1031

ал-Каим 1031-1075

ал-Муктади 1075-1094

ал-Мустазхир 1094-1118

ал-Мустаршид 1118—1135

ар-Рашид 1135—1136

ал-Муктафи 1136—1160

ал-Мустанджид 1160—1170

ал-Мустади 1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир 1226—1242

ал-Мустасим 1242—1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир 1261

ал-Хаким I 1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I 1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I 1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично) 1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386—1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз) 1389—1406

ал-Мустаин 1406-1414

ал-Мутадид II 1414—1441

ал-Мустакфи II 1441—1451

ал-Каим 1451-1455

ал-Мустанджид 1455—1479

ал-Мутаваккил II 1479-1497

ал-Мустамсик 1497—1508

ал-Мутаваккил III 1508-1516

ал-Мустамсик (вторично) 1516—1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 695-770.

Арабский халифат (главы из книги).

Далее читайте:

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Шиитские имаматы.

Марокко с 789 г. до наших дней.

Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко и пр.

Египет при мусульманских династиях.

Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство.

Ирак (описание правящих монархов).

Йемен, мусульманские династии Йемена.

Саудовская Аравия, королевство в Центральной Аравии.

Хиджаз (королевство в 1916—1925 гг.)

Джебель-Шаммар, эмират.

Кувейт, сначала эмират Курейн, затем эмират Кувейт.

Оман (правящие династии).

Бахрейн, архипелаг и государство.

Катар, полуостров и государство.

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЕ).

На Пиренеях:

Кордовский эмират (с 929 года — халифат).

Мурсийский эмират.

Гранадский эмират.

Арабский халифат в эпоху праведных халифов, Омейядов и Аббасидов (VII—X вв.)
Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.
Арабский халифат — мусульманское теократическое государство, сложившееся в результате арабских завоеваний VII–X вв. и включавшее территории Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель. Главой государства являлся халиф, совмещавший функции духовного и светского главы.
Первоначально ядром Халифата стала мусульманская община, созданная в VII в. в Западной Аравии Мухаммадом, основателем религии ислам. После смерти пророка в 632 г. преемниками власти в Халифате стали праведные халифы, избираемые из числа наиболее авторитетных сподвижников Мухаммада, связанных с ним узами кровного родства или брака.
В эпоху Омейядов и Аббасидов Арабский халифат значительно расширил свои границы и превратился в крупнейшее государство региона. Политическая мощь способствовала развитию культуры и науки. В VII–X вв. сложилась яркая оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании.
Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов и политическая нестабильность обусловили постепенный распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии.
1.1. Возникновение ислама 1.2. Халифат в эпоху праведных халифов 1.3. Омейядский халифат 1.4. Халифат Аббасидов
Литература:
• Большаков О. Г. История Халифата. В 4 томах.
Т. 1. Ислам в Аравии (570?–633). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 312 с.;
Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633–656). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 294 с.;
Т. 3. Между двух гражданских войн (656–696). М., изд. фирма «Восточная литература», 1998. 382 с.;
• Мец А. Мусульманский ренессанс. М., «ВиМ», 1996. 544 с.;
• Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750–1517 гг.). М., «Муравей», 2001. 352 с.;
• Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661–750 гг.). М., «Северо-принт», 2005. 232 с.

5. Арабский халифат (сер. VII–VIII вв.) и государственные образования на его бывшей территории в IX–сер. XIII вв

Еще до начала нашей эры у древних арабов, живших на территории Аравийского полуострова, наметился процесс разложения родового строя и перехода к стратифицированному обществу. Он сопровождался возникновением первых неустойчивых протогосударств (Карта 19).

В объединении арабов значительную роль сыграла монотеистическая религия – ислам, важной идеей которого является единство всех верующих – мусульман. Мусульманская община стала основой создания будущего государства. Основателем ислама считается Мухаммед Ахмад бен Абд Аллах (570–632 гг.).

Согласно преданию, в 610 г. около города Мекки (Карта 20) к нему от имени бога Аллаха явился ангел Джабриил, поведал божественное учение и приказал довести его до сведения людей. Так Мухаммед стал пророком, т.е. человеком, которому открылось слово божье и который начал проповедовать его людям. Его проповеди вошли в священную книгу мусульман – Коран. Эта книга содержит основы религиозной догматики, ритуалов, определяет права и обязанности верующих, нормы их повседневной жизни. Однако в Мекке, где жил Мухаммед, оказались очень сильными традиционные языческие культы, и пророк встретил там враждебное отношение к себе и мусульманам – последователям ислама. В 622 г. он переехал в другой город – Медину (Карта 21), которая расположена в 400 км к северу от Мекки. Жители Медины приняли его проповеди, и Мухаммед стал духовным и политическим лидером мусульманской общины. Переезд Мухаммеда из Мекки в Медину, известный как «хиджра», стал началом мусульманского летоисчисления, которое ведется по лунному календарю. Между Меккой и Мединой началась война, которая в 630 г. (на восьмой год хиджры) закончилась победой Медины, а Мекка была провозглашена религиозным центром ислама. Объединение Медины и Мекки положило начало созданию общеарабского государства, у истоков которого стоял Мухаммед. При его жизни не все аравийские племена признали новую религию и политическую власть мусульман.

После смерти Мухаммеда дело пророка продолжили его преемники – халифы. Первыми четырьмя халифами последовательно становились ближайшие помощники и единомышленники Мухаммеда: Абу Бакр (632–634 гг.), Умар (634–644 гг.), Усман (644–656 гг.), Али (656–661 гг.). Они считаются «праведными», и все мусульмане должны были брать пример с их образа жизни и поступков.

К середине VII в. «праведным» халифам удалось завершить объединение Аравии. Сложилось арабское теократическое государство, в котором верховные правители – халифы сосредоточили в своих руках религиозную и политическую власть. Теократическое государство считало себя обязанным распространять мусульманские идеи на другие народы. Для этого халифы создали сильное войско из скотоводов-кочевников. Жесткость исламской догматики зачастую порождала нетерпимость мусульман ко всем «неверным», вплоть до религиозной войны с ними – джихада и газавата.

В 30-е гг. VII в. арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и уже к середине VII в. захватили значительные территории в Западной Азии и Северной Африке: византийские Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет, а также Иран (Карта 22). В начале VIII в. в состав халифата вошли Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) и земли Средней Азии в районе рек Сырдарья и Амударья. В 712 г. арабы присоединили индийскую область Синд в нижнем течении Инда. В 711–714 гг. они победили вестготов и захватили Пиренейский полуостров, откуда намеревались проникнуть во владения франков. Однако последним в битве при Пуатье (732 г.) удалось остановить арабское продвижение вглубь континента.

На захваченных территориях арабы проводили политику исламизации и арабизации местного населения. Однако другие религии, включая христианство и иудаизм, они не запрещали. Таким образом, Арабский халифат нельзя считать исключительно исламским государством. Мусульмане терпимо относились к христианам, так как Иисус Христос (Иса) в их представлениях был одним из пророков-предшественников Мухаммеда. В состав халифата вошли Египет, Сирия и часть Малой Азии – бывшие владения христианской Византийской империи. На этих территориях жили христиане, имевшие право отправлять свои обряды, но лишённые многих политических прав. Много христианских общин было на территории подвластного арабам Пиренейского полуострова. Здесь же вместе с мусульманами и христианами жили иудеи, активно участвуя в духовной и экономической жизни Кордовского халифата – государства, образовавшегося на месте современной Испании после распада единого арабского халифата. Но во всех мусульманских странах последователи других религий облагались дополнительным налогом – джизией, чтобы экономически стимулировать принятие «неверными» ислама.

Завоевания обогатили арабскую элиту. Различные кланы стали все чаще претендовать на верховную власть. Борьба за нее началась сразу же после смерти Мухаммеда. Однако наиболее остро она проявилась во второй половине VII в., когда столкнулись между собой сторонники и противники четвертого «праведного» халифа. Те, кто поддерживал Али, называли себя шиитами, а их оппозицию составляли сунниты. Ее возглавил род Омейядов из Сирии, которая была в то время наиболее развитым районом халифата. Им удалось взять верх в межклановой борьбе. Али был убит, а к власти, ставшей наследственной, пришла династия Омейядов (661–750 гг.). Город Дамаск стал столицей халифата, а Сирия – столичной провинцией. В итоге ислам разделился на два больших религиозных направления – шиитское и суннитское. С приходом к власти Омейядов суннитское направление стало ортодоксальным. Оно опирается на Сунну – вторую священную книгу мусульман после Корана. Она также содержит многие принципиальные положения ислама, основанные на высказываниях и поступках Мухаммеда. Шиитское направление получило наибольшее распространение в Иране. Как в суннизме, так и в шиизме возникали, в свою очередь, более мелкие религиозные секты.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. О претензиях на высшую власть заявили крупные иракские феодалы – Аббасиды. Это потомки дяди пророка Мухаммеда Аббаса. Используя недовольство Омейядами многих групп населения, Аббасиды захватили власть, и в халифате начала править новая династия (750–1258 гг.). Столицей в 762 г. стал город Багдад, куда ее перенесли из Дамаска. Поэтому в политической истории арабского халифата выделяют два периода: Дамасский халифат Омейядов и Багдадский халифат Аббасидов (Карта 23).

При смене династий власть Аббасидов не была признана на Пиренейском полуострове. В 755 г. там образовался самостоятельный эмират, преобразованный в X в. в Кордовский халифат (Карта 24). Эмирами, а затем и халифами в нем по-прежнему оставались Омейяды. В дальнейшем из подчинения центральной власти вышли Средняя Азия, Иран, Грузия, Армения, Азербайджан, Сирия и Палестина, Египет, Алжир, Тунис, Марокко. К середине X в. территория халифата сократилась до района Багдада. В 945 г. этот город взяли иранцы и лишили Аббасидов политической власти. Халифы оставались лишь религиозными руководителями мусульманского мира. В 1258 г. Багдад захватили монголо-татары. Последний халиф был убит, а халифат окончательно прекратил свое существование.

На территории арабского халифата новый импульс получило развитие культуры. На основе арабского алфавита сложилась письменность. Оформился классический литературный арабский язык. Процветали поэзия и литература. Всемирную известность получил сборник увлекательных сказок «Тысяча и одна ночь». На арабский язык переводились многие литературные произведения древности. Развивались научные знания в области математики, астрономии, медицины, географии, философии и истории. Прекрасными памятниками средневековой арабской архитектуры славятся города Багдад, Дамаск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия5.

***

Государство Фатимидов. Египет стал фактически независимым от Аббасидского халифата в правление тюркской династии Тулунидов (868–905). Затем Аббасиды на короткое время вернули власть над Египтом, но в итоге их наместник в Египте ихшид (это был титул князя Ферганы, пожалованный ему халифом ещё до назначения в Египет) основал здесь самостоятельную династию Ихшидидов (935–969). В 969 г. войска Фатимидского халифата завоевали Египет (Карта 25, Карта 26, Карта 27). Столица Фатимидов была перенесена во вновь основанный в непосредственной близости от Фустата город на реке Нил – Каир (по-арабски «ал-Кахира» – «Победоносная»). К концу Х в. Фатимиды завоевали также Палестину, Сирию и Хиджаз с Мединой и Меккой.

Сельское хозяйство Египта, как и раньше, зависело от разливов Нила. Управление развитой и сложной ирригационной сетью находилось в руках государства, что усиливало власть фатимидского халифа. До середины XI в. власть фатимидских халифов была исключительно сильна. Наибольшую часть земельных владений в Египте до XI в. составляли государственные земли. Государство либо само эксплуатировало эти земли, либо сдавало их на срок до 30 лет землевладельцам-арендаторам, ответственным за уплату поземельной подати. Прежние византийские землевладельцы, остававшиеся ещё в первые столетия арабского владычества, ко времени Фатимидов исчезли. Из отраслей ремесла первое место занимало ткацкое – производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей. В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали как наёмные мастера, так и рабы.

До начала XI в. сохранялось значительное землевладение христианских (монофизитских) монастырей. Большинство сельского населения, особенно в Верхнем Египте, до XI в. состояло ещё из коптов-христиан, потомков древних египтян. До конца Х в. в Египте проводилась политика веротерпимости. Но в начале XI в. Халиф Хаким (996–1021), чтобы ослабить недовольство низов мусульманского населения своей налоговой политикой, прибег к демагогическим мерам – начал небывалое по своей жестокости преследование христиан и иудеев (прекращённое после его смерти) и конфисковал земли христианских монастырей.

Во второй половине XI в., при халифе Мустансире (1036–1094), центральная власть в Фатимидском халифате ослабла. Рост политического влияния гвардии мамлюков привёл к тем же последствиям, что и в государствах Аббасидов, Саманидов и других: халиф превратился в простое орудие военной гвардейской верхушки. Вспыхивали частые мятежи и междоусобия тюркских и негритянских гвардейцев. Основной причиной ослабления центральной власти было дальнейшее развитие института икта за счёт фонда государственных земель. Икта отдавалась военным чинам сначала во временное держание. Однако к концу господства Фатимидов икта в Египте фактически превратилась в наследственный лен (феод)6.

Государство Салах-ад-дина (Эйюбидов). В 1171 г. взятый Фатимидами на военную службу энергичный военачальник Салах-ад-дин (Саладин в европейских источниках), сирийский курд, при поддержке гвардии и феодального ополчения произвёл военный переворот. Салах-ад-дин низложил последнего фатимидского халифа Адида и провозгласил себя султаном, а духовным главой признал суннитского аббасидского халифа в Багдаде. Так в Египте утвердилась новая династия Эйюбидов (1171–1250).

Салах-ад-дин успешно воевал с крестоносцами и отнял у них почти всю Палестину, кроме прибрежной полосы, а также Иерусалим (1187 г.). Он завладел также большей частью Сирии с городами Дамаск и Алеппо и Верхней Месопотамией7.

Государства Буидов и Саманидов. После падения владычества Арабского халифата на территории Ирана и Средней Азии возникли государства Буидов и Саманидов (Карта 28). Восточная часть Ирана вошла в состав Саманидского государства. На севере Ирана сохранились самостоятельные феодальные владения. На западе и юго-западе Ирана образовалось просуществовавшее более 100 лет (с 935 по 1055 г.) феодальное государство во главе с династией Буидов (или, в арабизованной форме, Бувейхидов).

Ахмед ибн Буйэ (или Бувейх) и его два брата, родом из бедных горцев южного берега Каспийского моря, были сначала наёмными воинами, потом стали военачальниками наёмных войск и завоевали в 935 г. Западный Иран, а в 945 г. и Багдад. Фактически подчинив себе халифа, Ахмед ибн Буйэ заставил его дать себе звание «эмира эмиров» и стал государем арабского Ирака и почти всей западной части Ирана. Халиф сохранил только духовную власть главы мусульман-суннитов. Буиды покровительствовали шиизму.

В государствах Саманидов и Буидов продолжали существовать те же виды феодальной собственности на землю и на оросительные сооружения, какие сложились ещё при арабском владычестве. Но в обоих государствах сильно выросло за счёт государственных и мульковых земель условное феодальное землевладение – икта, которое постепенно превращалось в наследственное8.

Государство Газневидов. После распада Саманидского государства (999 г.) земли к югу и западу от реки Аму-Дарьи (Хорасан, Систан и территория современного Афганистана) перешли под власть государства Газневидов (977–1187) (Карта 29), которое из небольшого вассального княжества в районе города Газны превратилось в большую феодальную империю. Газневиды, династия тюркского происхождения, опирались на вновь сложившуюся знать из военных ленников, в значительной части также тюрок. Эта знать вела борьбу за земли и влияние со старинной восточно-иранской провинциальной знатью – дехканами. Наибольшего политического могущества Газневидское государство достигло при султане Махмуде (998–1030). Махмуд начал завоевательные походы в Северную Индию под лозунгом «священной войны» мусульман с «идолопоклонниками-индусами». Махмуд Газневи воевал также с государством Буидов и с Хорезмом, который он захватил в 1017 г.9.

Государство Сельджукидов. В XI в. сельджукские огузы из Средней Азии (Карта 30) продвинулись в Иран и Переднюю Азию. Cельджукские вожди Тогрул-бек и Чагры-бек нанесли газневидским войскам полное поражение (1040 г.) и открыли себе дорогу в Хорасан и Западный Иран. Образовалось Сельджукское государство во главе с Тогру-беком. Между 1040 и 1055 гг. сельджуки завоевали весь Иран. Это завоевание сопровождалось большими разрушениями производительных сил и временным экономическим упадком страны.

Сельджуки, продвигаясь на запад, захватили Ирак, Азербайджан и Армению. В 1055 г. они заняли Багдад и заставили аббасидского халифа Каима дать Тогрул-беку титул султана. Сельджукская империя стала во второй половине XI в. крупнейшей политической силой в Передней Азии (Карта 31). Сельджуки подчинили себе страны Закавказья (Карта 32, Карта 33) и вели успешные войны с Византией, у которой после победы сельджуков при Маназкерте в 1071 г. была отнята почти вся Малая Азия. Воевали сельджуки и со среднеазиатскими Караханидами, княжество которых они подчинили и обложили данью в 1089 г. (Карта 34).

С точки зрения административно-территориальной структуры, империя состояла из собственно государства Великих Сельджуков (которым султан управлял через везира и губернаторов (амидов), возглавлявших вилайеты, точное число которых неизвестно) и вассальных государств, где власть от имени султана Великих Сельджуков осуществляли местные правители. В столицах вассальных государств находились представители султана – амиды.

Главой государства являлся султан, власть которого «шла от Бога» и ничем не ограничивалась. Вторым лицом в государстве был везир. Его рабочим органом был т.н. Большой диван, который состоял из Малых диванов (департаментов).

Постоянная профессиональная армия султана содержалась за счет государственной казны. Кроме гвардейских гулямов, или гулямов султана, своих гулямов имели великий везир и другие высшие сановники государства, которые в случае войны были обязаны передавать их в распоряжение султана. Основным источником получения гулямов были рынки пленных. В правовом отношении гулямы были своеобразными платными рабами. Гуляма можно было продать или подарить.

Уже с конца XI в. сельджукские султаны опирались не только на огузскую военно-кочевую знать, но и на примирившихся с завоевателями иранских крупных феодалов. В Иране при сельджуках преобладающим видом феодальной земельной собственности повсюду стала икта. Сельджукские султаны, у которых кочевая знать требовала земель, стали широко раздавать в икта не только деревни, но и целые области с городами. Владетелями крупных икта становились представители огузской кочевой знати, которые, не прекращая кочевой жизни и связи со своими племенами, превращались в феодальных эксплуататоров оседлого крестьянства. Икта соединялась с иммунитетом – налоговым и частично судебным.

У султана Меликшаха (1072–1092) кавалерийское войско икта составляло 45 тыс. человек, имена которых были занесены в специальные списки, хранившиеся в канцелярии дивана, и которые получали свое денежное содержание за службу в виде налогов, которые платило население выделенных им земельных наделов.

Постепенно крупные икта становились отдельными княжествами, владетели которых стремились к полной независимости. В связи с ростом феодальной раздробленности начался политический распад Сельджукской империи.

В Малой Азии образовался особый, так называемый Румский султанат (1077 г.). В XI–нач. XII в. возникли и другие сельджукские султанаты: Керманский, Сирийский и Иракский (в него входили Ирак и Западный Иран). Обособилось государство исмаилитов (Карта 35). Во власти верховного сельджукского султана, так называемого «Великого Сельджукида», остался только Хорасан с частью Средней Азии.

Страшный удар султанату «Великих Сельджукидов» нанесло восстание тюрок-огузов, кочевавших в районе Балха. Балхские огузы выступили с протестом против тяжёлых поставок натурой (24 тыс. баранов в год) для стола султана и его двора. Они разбили султанское ополчение, взяв в плен самого султана Синджара (1153 г.), а затем, разорив дотла города Мерв и Нишапур, опустошили Хорасан. При этом в одном только Нишапуре было сожжено 8 ценных библиотек10.

Государство Хорезмшахов. В связи с ослаблением султаната «Великих Сельджукидов» в XII в. усилилось политическое значение Хорезма, первоначально бывшего только крупным леном-икта Сельджукской империи. Использовав распад султаната «Великих Сельджукидов», хорезмшахи присоединили к своему государству в 80–90-х гг. XII в. Мервский оазис и Хорасан. Разгромив Иракско-Сельджукский султанат, хорезмшах Текеш захватил почти весь Западный Иран (1194 г.). При хорезмшахе Мухаммеде (1200–1220) к Хорезму были присоединены Мавераннахр с городами Бухара и Самарканд и бассейн реки Сыр-Дарьи (1210 г.), а также весь Афганистан (к 1215 г.). Государство Хорезмшахов было завоевано монгольскими войсками Чингисхана11.

***

При владычестве арабов литература в Иране долгое время развивалась на арабском языке. С VIII в. в Иране распространилось так называемое шуубитское течение, представлявшее оппозицию политическому и культурному господству арабов. Шуубиты стремились показать культурное превосходство покорённых арабами народностей над завоевателями. Но и сами шуубиты-персы продолжали писать научные сочинения на арабском языке. На этом языке написаны Табари (умер в 923 г.) и его продолжателем Ибн Мискавейхом (умер в 1030 г.) знаменитые труды по всеобщей истории, а Ибн Хордадбехом (IX в.) и Истахри (X в.) – географические труды.

На сложившемся в IX в. языке дари (фарси) первоначально писались только поэтические произведения. Но в середине Х в. саманидский везир Балами перевёл на дари труд по всеобщей истории Табари. На этом же языке появились труды по фармакологии Абу Мансура Муваффака (около 970 г.), по географии – анонимного географа конца Х в. и по истории – Гардизи (около 1050 г.). Труд Абу-л-Фазля Бейхаки (умер в 1077 г.), также написанный на языке дари, содержит богатый материал по социальной истории Восточного Ирана. На языке дари писали в Иране, Средней Азии, в Азербайджане и даже в сельджукской Малой Азии. На языке дари написано произведение великого классика персидской и таджикской поэзии Фирдоуси «Шах-намэ» («Книга царей»), вошедшее в сокровищницу мировой литературы.

Используя богатейший героический эпос и официальную летопись времён Сасанидов – «Хвадай-намак» («Книга владык»), Фирдоуси в поэтической форме излагает историю Ирана и Средней Азии с древнейших времён до завоевания их арабами. Поэма Фирдоуси проникнута сильнейшей ненавистью как к арабским завоевателям, так и к захватчикам из числа тюрок-кочевников. Выходец из дехканской среды, Фирдоуси прославлял героическое прошлое дехканского «рыцарства». В то же время с чувством невольного уважения он рисовал и образ вождя народного восстания в Иране Маздака. Пронизанная духом героики поэма Фирдоуси изобилует и лирическими эпизодами (любовь Заля и Рудабэ, царя Хосрова II и его жены, сириянки Ширин и др.). После завершения своей грандиозной поэмы Фирдоуси подвергся преследованию со стороны владетеля Газни, султана Махмуда, при дворе которого он в то время жил. Поэт был вынужден бежать и почти 20 лет прожил в нищете, скрываясь и часто меняя место жительства, чтобы не быть обнаруженным шпионами султана. Мусульманское духовенство, ненавидевшее Фирдоуси, после его смерти отказалось похоронить его по религиозному обряду. Считая Фирдоуси «еретиком» – шиитом, представители духовенства ставили ему в вину также антиарабскую направленность «Шах-намэ» и прославление «нечестивых языческих» героев доисламского времени.

Крупными поэтами Ирана в ХI в. были Фаррухи, сын раба – тонкий лирик и мастер пейзажа, жизнерадостный Минучихри и Фахр-аддин Гургани, автор поэмы «Вис и Рамин», являющейся обработкой старинного романа, сюжет которого напоминает сюжет западноевропейского романа о любви «Тристан и Изольда». Поэтом-философом мирового значения, идеологом горожан, замечательным мастером стиха и вольнодумцем был Омар Хайям (умер около 1123 г.). Творцом торжественных од являлся Анвари (умер в 1191 г.). С XI в. в персидскую поэзию проникло влияние суфизма, являвшегося у некоторых поэтов формой оппозиции официальной мусульманской церковности. Крупнейшим поэтом-суфием был Ферид-аддин Аттар (1119-ок. 1220).

Развитие изобразительных искусств в Иране было несколько задержано арабским завоеванием, поскольку ислам враждебно относился к домусульманской художественной традиции персов как к «языческой». Однако в письменных источниках имеются сведения о существовании в Хорасане настенной живописи во дворцах знати. С XII в. распространялась архитектурная керамика – стенные плитки разных форм для облицовки фасадов зданий, иногда с росписью люстром. Для архитектуры этого периода характерны многогранные мавзолеи-башни. Таков, например, мавзолей Кабуса (начало XI в.). Среди сохранившихся памятников зодчества преобладают культовые здания – мечети и медресэ (религиозные школы)12.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *