Содержание

День освобождения Москвы
силами народного ополчения под руководством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
от польских интервентов
(1612 год)

Видеоматериал по теме

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Освобождение Москвы от польских интервентов

Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI — начале XVII веков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из за неурожая в 1601-1603 гг. наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович — сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова).

В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IV — царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сегизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска — бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие.

Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.

В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище — Кремль, который попал в прочную осаду. 26 октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал.

Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.» При открытии памятника В.Г. Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»

Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Памятник Минину и Пожарскому

Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.

Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа». А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому, что наблюдал, как любуясь памятником, один мужик говорил другому: «Смотри, какие в старину были великаны! Нынче народ омелел».

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

Освобождение Москвы от польских интервентов
народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского

4 ноября — День народного единства — российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года.

При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай — город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц.

На следующий день (27 октября) гарнизон сдался.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917года.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций ипарадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

Обретение и дальнейшая история иконы

У самой почитаемой в Русской церкви иконы Божией Матери поразительно простая история обретения.

Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя дочери казанского стрельца Матрене Онучиной трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя сообщить Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы, завернутый в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня.

У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первое свидетельство о чудесах иконы оставил священник Никольской церкви в Казани Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор службы в честь Казанского образа и общеизвестного тропаря «Заступнице усердная…».

Узнав о явлении иконы, царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, первыми постриженицами которого стали девочка Матрена и ее мать. С обретенной иконы, помещенной в монастыре, сделали несколько копий, некоторые из которых позже были признаны чудотворными. В честь обретения иконы был установлен первый праздник Казанской иконы Божией Матери — 8 июля (21 июля по новому стилю).

Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву и был обнесен с молитвой вокруг Кремля. Духовное заступничество Богоматери привело к добровольной сдаче Кремля поляками 22 октября, в честь чего был установлен еще один день празднования иконы (4 ноября по новому стилю). Стараниями князя Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список с Казанской иконы был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, став одной главнейших святынь града святого Петра. В 1811 году в честь этого образа отстроили кафедральный Казанский собор, а в следующем году перед чудотворным списком накануне отъезда в действующие войска молился главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов.

История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В том же году русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Однако в 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России», — эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.

В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.

В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

История почитания иконы

По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.

Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

Казанская икона Божией Матери в космосе

13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.
Предстоятель сказал:
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.

День народного единства

Дата праздника

22 октября (1 ноября) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери. 23 октября (2 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 24 октября (3 ноября) гарнизон сдался.

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне.

В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Дискуссия вокруг праздника

Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому

После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе

Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября.

Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.

Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

Отношение к празднику

На странице обсуждения должны быть подробности.

Президент России Дмитрий Медведев
на Красной площади 4 ноября 2008 года

Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно этот праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

Ещё интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?». Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

В среднем, согласно результатам опросов ВЦИОМ, проводившихся в течение ряда лет, около 43 % жителей России не помнят или не знают названия праздника, отмечаемого 4 ноября. Кроме того, лишь 12 % опрошенных знают его точное название. Мнение россиян относительно наличия в стране народного единства также неоднозначно, 54 % согласны с тем, что оно есть, но 40 % считают, что народного единства в России нет.

В то же время во многих городах России этот праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

История празднования в современной России

2005 год

Центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В открытии участвовал Патриарх Алексий II.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два крестных хода и «Русский марш»; президент страны возложил цветы к московскому памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

Повсеместно прошли крестные ходы, кое-где с участием глав администраций.

Было успешно проведено несколько благотворительных акций, которые в общем можно охарактеризовать словами одного из региональных лидеров: «Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о ближних, поддержки нуждающихся». Например, в Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями; в Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной кондитерской фабрики.

2006 год

Второй «Русский марш», несмотря на запрет его проведения в Москве и некоторых других городах России, в тех или иных формах состоялся.

В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное визуальное шоу, рассчитанное на 1,5 часа, в котором должны были принять участие более 1000 актёров. Темой исторической акции стала реконструкция выступления в поход Второго земского ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

2007 год

Происходит популяризация праздника. На киноэкраны страны выходит художественный фильм режиссёра Владимира Хотиненко «1612». В одной только Москве в этот день было проведено 39 культурно-массовых мероприятий. Владимир Путин традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и «популяризацию русского языка». В Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка» под названием «Минин и Пожарский вступили в схватку с врагом».

2008 год

Выступление Дмитрия Медведева на торжественном приёме по случаю празднования Дня народного единства

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце. На площади Революции прошёл семитысячный митинг, посвящённый Дню народного единства. Активисты движения «Наши» призвали провести день «под одеялом» — 10 тыс. молодых людей собрались на Васильевском спуске, чтобы сшить из тысяч лоскутов так называемое «Одеяло мира». Прошёл бесплатный рок-фестиваль «Призыв», направленный на борьбу с негативными проявлениями в молодёжной среде, отказ от наркотиков.

2009 год

4—8 ноября в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства».

2010 год

В рамках празднования состоялось освящение отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля Святейшим патриархом московским и всея Руси Кириллом.

2011 год

Дмитрий Медведев и Владимир Путин возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде по случаю празднования Дня народного единства.

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий Медведев и Владимир Путин возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. Параллельно националистическому «Русскому маршу» в Москве прошла демонстрация под тем же названием «Русский марш», на который уже три года подряд движение «Наши» собирает представителей различных национальностей.

2012 год

Центром праздничных мероприятий по традиции стал Нижний Новгород. На организацию праздника областное Правительство выделило 15 миллионов 200 тысяч рублей. Кроме того, к 4 ноября в Нижнем Новгороде возвели песчаную скульптуру длиной около 30 метров, а высотой около 5. «Есть информация, что скульптура будет тематическая, то есть с изображением воззвания Кузьмы Минина». Полная программа праздничных мероприятий в Нижнем Новгороде стала известна за полторы недели до начала торжеств.

2013 год

По мнению лидера объединения «Русские» — Дмитрия Дёмушкина, одного из организаторов традиционно проходящих в этот день «Русских маршей», в 2013 году мероприятие стало самым многочисленным за девять лет его проведения, собрав более 20 тысяч участников.

2014 год

Десятый юбилейный фестиваль национальностей на Красной площади в Москве. Также в этот день состоялось шествие политических фракций Государственной Думы по Тверской: своё участие в мероприятии приняли не только представители партии «Единая Россия» и основных профсоюзов страны, но также и лидеры оппозиции — Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов. По окончании массового шествия на улицах столицы прошёл митинг-концерт «Россия объединяет».

Примечания

  1. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — 2-е изд. — СПб: Товарищ. «Общественная польза». — Т. 8. — Стб. 1036.
  2. 1 2 «День народного единства — 4 ноября. История и особенности праздника».
  3. Е. В. Пчелов. «Хронологический комментарий к „Дню народного единства“».
  4. «4 ноября. Злоключения одной российской даты».
  5. «День народного единства» Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine.
  6. «В России впервые отмечается день народного единства».
  7. День народного единства сплотит россиян, убеждён патриарх Алексий II Архивная копия от 12 августа 2011 на Wayback Machine.
  8. День народного единства: как россияне отмечают праздник? (недоступная ссылка). Дата обращения 1 ноября 2008. Архивировано 12 августа 2011 года.
  9. Граждане готовы отметить выходной
  10. Праздник единения.
  11. Нижний Новгород — центр празднования Дня народного единства.
  12. В Нижнем Новгороде возводится 30-метровая скульптура из песка, News.nn.ru.
  13. Стала известна программа праздничных мероприятий 4 ноября в Нижнем Новгороде
  14. «Русский марш»-2013 стал самым успешным за девять лет // РИА Новый Регион — Москва, 05.11.13 Архивная копия от 7 ноября 2013 на Wayback Machine.
  15. День народного единства в Москве NEWSru.com, 1 ноября 2018 года
  16. С Днём народного единства!
  17. Поздравление Главы ДНР Александра Захарченко с Днём народного единства.
  18. День народного единства отпраздновали национальные общины ДНР.
  19. День народного единства в ЛНР — нерабочий день.
  20. День народного единства — нерабочий праздничный день (недоступная ссылка).
  21. В самопровозглашённой ЛНР 6 ноября будет выходным.
  22. День народного единства РФ будут отмечать и в Приднестровье.
  23. В День народного единства по Тирасполю пройдёт масштабное шествие.
  24. 4 ноября — День народного единства — определено в Приднестровье в качестве памятного дня.
  25. День народного единства в Южной Осетии отметили патриотическим забегом.
  26. День народного единства отметили в Южной Осетии Архивная копия от 6 ноября 2017 на Wayback Machine.

Литература

  • Андреев И. Л. и др. День народного единства: Биография праздника / Авт.: И. Л. Андреев, В. Н. Козляков, П. А. Михайлов, В. А. Токарев, Ю. М. Эскин; Вступ. ст. В. А. Никонова. — М.: Дрофа, 2009. — 352 с. — ISBN 978-5-358-03531-7.
  • Головашина О. В., Аникин Д. А. Неожиданные издержки победы: 4 ноября в контексте политики памяти и массового исторического сознания // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 429. — С. 66—73.
  • Гугнина О. В. День 4 ноября 2005 года глазами историков и семиклассников: реализация герменевтического принципа // Историко-педагогические чтения. — 2006. — № 10. — С. 419—424.
  • Ефремова В. Н. День народного единства: Изобретение праздника // Символическая политика: Сборник научных трудов. Вып. 1. Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс / Отв. ред.: О. Ю. Малинова. — М.: ИНИОН РАН, 2012. — С. 286—300. — 334 с. — (Политология). — ISBN 978-5-248-00639-7.
  • Макашова А. С. Традиции ноябрьских праздников в истории России: символическое содержание праздников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. — 2012. — № 3. — С. 128—131.
  • Малышева С. Ю. Эволюция исторической мифологии «ноябрьских» праздников в России // Вестник Пермского университета. История. — 2019. — Вып. 1 (44). — С. 138—147. — DOI:10.17072/2219-3111-2019-1-138-147.
  • Назаров В. Д. Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года? // Отечественные записки. — 2004. — № 5.
  • Шнирельман В. А. Народный праздник: консолидация или раскол общества // Неприкосновенный запас. — 2018. — № 6 (122). — С. 262—279.

1612 год: как все начиналось

Несмотря на то что времена Смуты во многих учебниках обозначены 1605-1612 годами, семена проблемы были посеяны сразу после смерти Ивана Грозного, последнего представителя династии Рюриковичей.

После смерти сильного руководителя, не оставившего после себя такого же сильного преемника, страна начала страдать под гнетом междоусобиц в кругу бояр и участившимися набегами многочисленных соседей. Наследники у Ивана Грозного были, но они скончались, поэтому власть перешла к Годунову. Это было сложное время, поскольку на рубеже 16-го и 17-го столетий вспыхнул голод, который сопровождался разгулом банд и высокой смертностью среди простого населения. В сочетании с постоянными литовскими и польскими вторжениями это делает времена Смуты действительно темным временем в истории России. На этом фоне круг бояр сверг с трона Годунова, объявив, что он захватил власть незаконно, и что его правление противоречит воле Бога. После этого два раза появлялись якобы спасенные и выжившее потомки Грозного — Лжедмитрии, но царствовали они недолго. На волне нестабильной политической ситуации Русь стала легкой добычей для иностранных захватчиков. Польша не упустила возможности захватить власть в ослабленной стране без правителя.

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

Краткое описание

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.

Соколов Б. Почему день 4 ноября стал праздником? // История.ру.

День народного единства в России: история праздника

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Краткая история праздника Дня народного единства в России

Ежегодно в Российской Федерации отмечается День народного единства, дата празднования которого — 4 ноября. Это большой государственный праздник для всей страны и является официальным выходным днём.

Праздник был утверждён Федеральным Законом, подписанным в 2004 году президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, и уже в 2005 году вся страна отметила всенародный российский праздник. А инициативу утверждения внёс Межрелигиозный совет России, лидерами которого являются представители традиционных конфессий государства.

Оглавление:

  • История праздника Дня народного единства
  • Создание ополчения
  • Традиции праздника
  • Самые громкие празднования

Предложение Межрелигиозного совета, отмечать праздник именно 4 ноября, было внесено не просто так. Дата празднования связана с трагическими событиями 1612 года, когда, столица Российской Федерации, Москва была освобождена от интервентов из Польши.

Сегодня в Российской Федерации проживает 195 народностей и народов, которые относятся к различным религиозным течениям. Каждый человек, проживающий в России, может с лёгкостью ответить, когда День народного единства, а задачей праздника является сводить к единению всех людей проживающих в России. Во время празднования народ России чествует освободителей Москвы, и выражает свою гражданскую позицию – желание мира в собственной стране и процветания государства. Сопровождается празднование политическими митингами и торжественными мероприятиями.

История праздника Дня народного единства

На рубеже XVI и XVII веков был ряд трагических исторических событий, которые были названы Смутным временем. Многие историки отмечают, что Смута была вызвана прекращением правления династии Рюриковичей. После чего экономическое положение стало неблагоприятным и случилось иностранное вторжение. Народ был вынужден ополчиться против вторжения польских захватчиков. За время Смуты было предпринято две попытки создания ополчения.

Создание ополчения

  • Народ был вынужден встать на защиту родины, после гибели патриарха Гермогена. Прокопий Ляпунов, выходец из рязанского края, возглавил первое ополчение, но случился раздор между казаками и дворянами, и Ляпунова по ложному обвинению убили, и ополчение было разогнано.
  • Вторая волна ополчения была поднята в Нижнем Новгороде в 1611 году под руководством старосты Кузьмы Минина, который предложил собрать средства для создания оборонительных целей, после чего горожане, с их согласия, были обложены сбором для создания ополчения. Главным воеводой второй волны второй волны обороны стал Дмитрий Пожарский, кандидатуру которого выдвинул сам Минин. Минин сразу же стал помощником Пожарского.

Из Нижнего Новгорода во все города страны был разослан призыв к сбору ополчения. В ряды обороны вступали не только крестьянский народ и посадские люди, но даже и дворяне. В уездах и городах Поволжья были сформированы основные оборонительные силы. Основными целями повстанцев были освободить Москву от интервентов и не допустить нахождения на российском престоле иноземного государя. При этом бояре, во главе с князем Фёдором Мстиславским, добивались именно того, чтобы к царствованию пришёл приглашённый из Польши королевич Владислав. После свержения иностранной власти ополчение стремилось к созданию новой российской власти.

В марте 1612 года под знаменем Минина и Пожарского ополчение выступило к Ярославлю, где был создан «Совет всей земли», который стал временным правительственным органом. Важно, что во всеобщем освобождении от иностранных захватчиков приняли участие представители всех сословий и народов, которые проживали на земле, входившей в состав русской державы. Общими усилиями 4 ноября 1612 года народ штурмом взял Китай-город, и смогли разгромить польских захватчиков и выгнать их из Москвы.

Мощный импульс победы в ноябре 1612 года послужил возрождению великого Российского государства. В 1613 году Земский собор выбрал нового царя – Михаила Романова. Для почтения иконы, которая оберегала ополчение во время подвигов, князь Пожарский выстроил Казанский собор за собственные средства.

В 1649 году 4 ноября был утверждён обязательный праздник во имя Пресвятой Богородицы и в благодарность за её помощь в освобождении великой страны от польских захватчиков, но во время Революции в 1917 году праздник был отменён. Стоит заметить, что праздник не стал новым для Российской Федерации, но в 2004 году в него вдохнули новую жизнь.

День народного единства и 1612 год

Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. День народного единства связан с освобождением Москвы от польско-литовских захватчиков в 1612 году. Тогда все силы нашего народа соединились, чтобы спасти нашу страну от гибели.

Четыре столетия назад Россия страдала от всеобщего несогласия, озлобления и жестокости.
В стра­не шла гражданская война. Польско-литовские войска, воспользовавшись ею, заняли Москву и укрепились там. Русский народ отовсюду стекался в земское ополчение, чтобы освободить столицу. У ополченцев был список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Через него Богородица помогала православному воинству.

Вождями земства были князья Дмитрий Пожар­ский, Дмитрий Трубецкой, а также нижегородский купец Козьма Минин. Они осадили неприятеля в Москве. Иноземный гарнизон занимал центр русской столицы — Китай-город и Кремль. Когда неприятельская армия пришла ему на помощь снаружи, ополченцы отважно бились с нею три дня. Противник потерпел поражение и отступил от города.

22 октября 1612 года (4 ноября по новому стилю) земцы по­шли на штурм Китай-города. После ко­­роткой, но жестокой битвы они взошли на стены, а потом заняли все китайгородские улицы. Это был последний бой в истории очищения Москвы от неприятельских войск.

Иноземные захватчики заперлись в Кремле. Однако голод и холод вскоре заставили их сдаться. Пять дней спустя они открыли ворота, вышли наружу, положили оружие и знамена к ногам победителей.

Желая возблагодарить Бога и Богородицу за помощь, 1 ноября земские ополченцы совершили крестный ход с иконами и молитвенными песнопениями. Когда они подошли к Лобному месту на Красной площади, из Кремля им навстречу вышли архиереи с чудотворной иконой Богородицы.

При первых царях из рода Романовых — Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче — было установлено празднование дня Казанской иконы Божией Матери по всей России. По нынешнему календарю оно выпадает на 4 ноября.
Московские государи помнили небесное покровительство Пречистой русскому воинству в годы лихой Смуты. Поэтому на Красной площади был построен нарядный Казанский собор.

Желая возблагодарить Бога и Богородицу за помощь, 1 ноября земские ополченцы совершили крестный ход с иконами и молитвенными песнопениями. Когда они подошли к Лобному месту на Красной площади, из Кремля им навстречу вышли архиереи с чудотворной иконой Богородицы.

День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?

В 2009 году в канун Дня народного единства в 46 регионах России социологи провели опрос: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Три года назад более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Спустя три года ситуация изменилась, но не намного.

Таким образом, в народе нет единства уже в осмыслении самого праздника. Может, дело в названии? Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

– Полагаю, что День народного единства – это праздник с глубочайшей духовной основой и большой мировоззренческой целостностью. На самом деле для человека церковного очевидна его привязанность к прославлению Казанского образа Богородицы, к почитателю этой святыни – священномученику Ермогену.

Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот новый праздник есть обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов.

Не сомневаюсь, что День единства войдет и в самый широкий общественный обиход. Необходимо время. И еще наша помощь, всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую.

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов:

– Мне кажется, что камнем преткновения здесь является само понятие народного единства. Идея праздника, на первый взгляд, хороша, но, к сожалению, в тех условиях, в которых мы сегодня живем, не происходит наполнения его реальным содержанием. Участия и доброй воли Церкви здесь, увы, недостаточно, необходимо такое же участие и такая же воля власти. Между тем, как это ни прискорбно, каких-то зримых признаков трудов по единению народа со стороны властных структур не просматривается. Напротив, мы видим, как углубляется расслоение общества по многим признакам – по социальным, политическим, национальным…

Значит ли это, что праздник ненужный? Я лично так не думаю. Весь вопрос в том, опять-таки, каким содержанием он будет наполнен, и в каких тонах будет проводиться. Мажорные вряд ли уместны. А вот поводом для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, как не утратить своей национальной самобытности день народного единства стать может и должен. Как и поводом для соборной молитвы – дабы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, вложил не только понимание того, что необходимо быть вместе, но и самую потребность в этом.

Священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии:

– Праздник с названием «День народного единства» – праздник государственный, то есть установленный сверху, правительством. Значит, мы должны его осмысливать уже после его назначения: мы и «День народного единства» только теперь становимся друзьями.

Увы, единства сейчас немного. Наоборот, разброд и шатание. Поэтому один из важнейших исторических примеров единства – народное движение за освобождение и восстановление российского государства в 1613 году, – может стать исторической памятью ЕДИНСТВА. Это было то самое единство, которого нам сейчас так не хватает.

Праздновать тут конечно нужно не просто день памяти события – освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, – а счастливейший момент единства. Ведь это момент, переживаемый как могущество, благодаря единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в единстве с единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, как мне кажется, главный смысл праздника – могущество в единстве, радость от могущества.

Важно также и то, что такое единство было духовным, не кровным, не национальным, не религиозным только – но духовным. А это значит, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты легче видно большое и великое.

Часто люди путают национальное, – то есть проекцию кровного единства, – с единством духовным, наднациональным. День народного единства – праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.

Иеромонах Макарий Маркиш, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии (Иваново-Вознесенск):

– Что в народе нет единства в осмыслении праздника – как и во многом другом – не должно нас ничуть ни удивлять, ни расхолаживать.

Жизнь – это не состояние, а процесс, непрестанное движение, будь то жизнь личности, семьи, сообщества, нации или человечества в целом. Всем, надеюсь, памятна диаграмма Аввы Дорофея: Бог как солнце, и люди, стремящиеся к Нему по радиусам-лучам. Чем ближе они к центру, тем ближе и друг ко другу, тем ощутимее и реальнее их единство. И наша общая задача – открывать дорогу живительным лучам, уничтожать преграды между нами и Источником света, поддерживать и укреплять друг друга на пути.

Путь этот долгий и неоднородный, люди идут по нему с огромным трудом, преодолевая сопротивление враждебных сил. Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму. Неудивительно, что враг пытается хотя бы частично лишить нас плодов этой победы, убеждая неуверенных и колеблющихся, что, дескать, никакого единства все равно не достичь и искать его без толку…

Протоиерей Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма (Челябинск), член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»:

– Установление Дня народного единства, как государственного праздника, будет справедливо назвать событием весьма отрадным, обращающим народные взоры к великой истории своего Отечества. Не стоит удивляться тому, что истинный смысл праздника и повод к его установлению для многих остается малопонятным, а то и вообще неведомым. К сожалению, наши соотечественники имеют весьма смутные представления о многом из того, что стоило бы знать человеку, считающему себя гражданином России, частью своей Родины. Здесь-то Церкви и представляется благодатная почва для просветительской деятельности, ведь разговор о Дне народного единства – хороший повод поговорить о Православии и его роли в судьбе Отчества.

То великое историческое деяние нашего народа, которое венчалось событиями 4 января 1612 года, являет в себе много исторических уроков. Один из главных на мой взгляд заключается в том, что единение народа во имя спасения своего Отчества может иметь полный успех и без поддержки со стороны высшей государственной власти (как материальной, так и законодательной). Возрождение Отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям. И сегодня, для спасения страны от духовного разложения не стоит искать спасения в соответствующих правительственных указах, не стоит бездеятельно ждать подачек со стороны государственной власти на поддержку высших культурных и духовных ценностей. Необходимо уже сегодня объединятся вокруг Церкви, чтобы предотвратить катастрофу, и это единение несомненно принесёт добрые плоды, которые не забудет история.

Что же касается самого понятия «единство», то для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности. Ведь человек, стремящийся обогатить себя земными благами, неизбежно делает это за счёт других, снижая уровень их благосостояния; а человек, стремящийся обогатить себя благами духовными, неизбежно обогащает ими не только себя, но и людей, находящихся рядом. Наше Отечество за свою многовековую историю знает один источник подлинного единства – на основе Православия и его мировоззрения. Попытки объединить наш народ основе иных приоритетов и ценностей не раз становились причиной тяжелых национальных трагедий. И это не простое рассуждение, а исторический факт.

Протоиерей Андрей Рахновский, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве (Москва), преподаватель Сретенской духовной семинарии:

Жизнь духовная – это не гетто, куда человек возвращается, «отдав долг» мирской жизни. Для христиан неприемлемо внутреннее раздвоение, когда вера живет в отрыве от остальной деятельности человека. Наоборот, вера придает всему смысл и вдохновляет человека в любом роде его деятельности. Поэтому духовная жизнь неразрывно связана с жизнью страны, государства, я даже рискну сказать, и с политикой. Но эта связь особого рода – говорю это специально, чтобы не вызвать кривотолков. У любого человеческого действия должна присутствовать евангельская нравственная оценка. Поэтому, когда правители или государственные органы осуществляют какие-то действия, мы, христиане, не можем оставаться вне политики – потому, что должны оценивать все происходящее, в том числе и в государственной сфере, не только с точки зрения того, выгодно это или не выгодно для нас лично или для государства, а согласуется ли это с Евангелием, заповедями и совестью.

К чему эти рассуждения? Дело в том, что духовное измерение этого праздника и измерение государственное не противоречат друг другу, потому что этот праздник связан с тем, что русский народ вышел из тяжелого не только политического, но и духовного состояния. Более того: этот государственный кризис был как раз спровоцирован тяжким духовным состоянием. В том числе и тем, что на протяжении нескольких десятков лет государственная власть с одной стороны поддерживала Церковь, а с другой – я имею в виду Ивана Грозного, – совершала преступления, в том числе и против Церкви. И очевидно, что в народном сознании это не могло не произвести какого-то переворота, не могло не вызвать шока. Народ видел с одной стороны исповедование веры (царь Иоанн участвовал в конфессиональных диспутах, писал богослужебные тексты, сочинял церковную музыку), а с другой – убийства и казни, когда-то оправданные (с государственной точки зрения, но не христианской), а когда-то нет. «Если царь такое совершает, что же нам-то делать? Где она, правда-то?» – вот в каком состоянии пребывал народ. Это, конечно, не единственная причина государственного кризиса, но почему-то именно после жесткого правления Иоанна Грозного вскоре началось такое разложение в нашей стране. И очень важно, что народ, обратившись именно к православной вере, смог не только отстоять свободу государства, но и выйти из тяжелого духовного состояния – то есть прекратить эту внутреннюю страшную междоусобицу, безвластье. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не поставил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Нет, собрался Поместный Собор, законно избрали династию Романовых на царство. Значит, мы можем не только разрушать, но и созидать, и об этом очень важно напоминать в наше время.

Оказывается, наш народ был способен не только к бунту «бессмысленному и беспощадному» и к этому страшному смутному времени, но оказался способен и сам сорганизоваться с помощью Церкви и своей веры и избрать законную власть! Это очень важный момент.

И хотя говорят, что не была Москва освобождена к 4 ноября, а только какая-то часть ее, но этот аргумент не имеет никакого значения, поскольку все понимают, что и День Победы – условная дата: Вторая мировая война не закончилась 8 или 9 мая. Никто не говорит, что четвертого числа, в день памяти Казанской Божьей Матери, все в один день стало хорошо, нет. Но это был очень важный момент: мы знаем, что ополчение Минина и Пожарского молилось перед этой иконой и что Божья Матерь помогла не просто победить – а помогла, победив, обрести человеческий облик, вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому мы центром воспоминания тех событий делаем 4 ноября – день празднования в честь Казанского образа Божией матери.

Смею предполагать, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.

Поэтому мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши предки воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли договориться друг с другом и восстановить нормальное течение жизни в стране. Судите сами, нужен нам этот день или нет.

Алексей Константинович Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории МДА, преподаватель Сретенской духовной семинарии:

– Конечно, прежде всего, это день преодоления Смуты. Это – одна из самых ярких эпох, которую мы, к сожалению, не так хорошо знаем, но тем не менее некий образ которой у нас все же присутствует со школьных лет. Интереснейшая эпоха, тяжелейшая и очень поучительная.

Мы празднуем духовную победу над разделением, над Смутой, – не только славную воинскую победу, которая несомненно имела место быть, но и наступивший момент некоего национального первенства. Завершается вот этот старый «спор славян между собою», как говорил Пушкин, – после смутного времени маятник качнулся в нашу сторону. Это совершенно очевидно.

Наступает новая эпоха в отношениях с Речью Посполитой и главное, новая эпоха в отношениях с теми землями с православным населением, называвшим себя русским, которые в рамках этого государства, под властью этой короны находились.

И потом, это отправная точка и для совсем иных событий. Это присоединение Малороссии, Белой Руси – эти земли входят в состав русского государства после очень продолжительной борьбы, которая в истории Малой Руси именуется руиной – эпохой руин. Это зеркальное отражение русской смуты, но уже на малороссийской почве, с несколько иной природой.

Протоиерей Александр Задорнов, преподаватель МДА и Сретенской духовной семинарии:

– Если говорить о государственном уровне, то День единства – праздник, важный для нас как для граждан, гражданский праздник.

Однако же для части наших граждан этот день означает празднование Казанской иконы Божией Матери, – и естественно, для них это важнее, потому что участие в литургии ни в каких смыслах не может быть сравнимо ни с одним государственным праздником.

Ну а те, для кого это просто воспоминание об исторических событиях, имеющих для них большую ценность, олицетворяют собой уже третий уровень праздника – но я думаю, таких граждан все-таки меньшинство.

Иеромонах Симеон (Томачинский), насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря:

– Стопроцентное единомыслие у нас было только при советской власти, под мудрым руководством генсека и компартии. Понятно, какого свойства было это единство. Так что многообразие мнений в отношении официального праздника, тем более столь молодого, — вещь вполне нормальная и объяснимая.

Но этот праздник мне кажется очень нужным и востребованным. Во-первых, необходимо было найти замену поистине «красному» дню Октябрьского переворота – просто отменить 7 ноября было проблематично. Во-вторых, 4 ноября – это действительно исторический день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага, причем спасения через единство, через преодоление всех центробежных тенденций, через подлинно народный выбор, то есть, если угодно, через торжество гражданского общества. Ведь объединение нации «поверх барьеров» вокруг Минина и Пожарского не было спущено сверху, не выращивалось в лабораториях политтехнологов, не формировалось как партийная платформа. Это было настоящим национальным возрождением.

Наконец, last but not least, это праздник Казанской иконы Божией Матери. Православные или нет, верующие или атеисты, все понимают, что для России Казанская – важнейший символ. Не абстрактная «русская культурная матрица», а ключевое звено национального самосознания.

Вообще система праздников имеет громадное значение для любой страны. Это опознавательные флажки народа во времени и истории.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *