Продажа Иосифа в рабство

Сновидения Иосифа75: ненависть к нему братьев (Быт. 37, 1–11).

Дофан76

Быт. 37, 12–24: Заговор против Иосифа.

Быт. 37, 25–28: Продажа Иосифа купцам. Страдания Иосифа как прообраз земных страданий Христа.

Отчаяние Рувима и безысходное горе Иакова (Быт. 37, 29–36).

Грех Иуды

Рождение Ира77 и женитьба его на Фамари78 (Быт. 38, 1–11).

Иуда и Фамарь (Быт. 38, 12–23).

Пощада Фамари. Рождение от Фамари и Иуды Фареса79 и Зары80(Быт. 38, 24–30).

Иосиф в доме Потифара

Преуспевание Иосифа в доме Потифара81 (Быт. 39, 1–5).

Искушение Иосифа в доме Потифара (Быт. 39, 6–18).

Иосифа безвинно заключают в темницу. Иосиф становится распорядителем в темнице (Быт. 39, 19–23).

Иосиф истолковывает сны в темнице

Виночерпию и хлебодару снятся сны (Быт. 40, 1–8).

Сон виночерпия и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 9–15).

Сон хлебодара и его истолкование Иосифом (Быт. 40, 16–19).

Исполнение истолкований снов (Быт. 40, 20–23).

Иосиф и Фараон

Быт. 41, 1–8: Сон фараона.

Виночерпий вспоминает об Иосифе (Быт. 41, 9–13).

Фараон рассказывает свой сон Иосифу (Быт. 41, 14–24).

Быт. 41, 25–36: Иосиф истолковывает сон Фараона и подает совет.

Иосиф поставлен правителем над Египтом (Быт. 41, 37–45).

Исполнение сна (Быт. 41, 46–57).

Братья Иосифа в Египте

Иаков посылает в Египет десять сыновей своих (Быт. 42, 1–5).

Встреча Иосифа с братьями (Быт. 42, 6–17).

Иосиф выдает им хлеб (Быт. 42, 18–28).

Десять сыновей рассказывают свою встречу Иакову (Быт. 42, 29–38).

Второе путешествие в Египет с Вениамином

Иаков отпускает Вениамина82 неохотно (Быт. 43, 1–15).

Иосиф угощает своих братьев в своем доме (Быт. 43, 16–34).

Иосиф задерживает Вениамина (Быт. 44, 1–13).

Быт. 44, 14–34: Иуда83 выпрашивает Вениамина. Покаяние есть путь к прощению.

Быт. 45, 1–15: Иосиф открывается своим братьям .

Иосиф приглашает Иакова в Египет (Быт. 45, 16–28).

Израильтяне в Египте

Переселение в Египет

Быт. 46, 1–4: Испрашивание воли Божией о переселении.

Быт. 46, 5–7: Иаков с семейством из Вирсавии переселяется84 в Египет.

Иосиф научает братьев просить у Фараона землю Гесем (Быт. 46, 28–34).

Иосиф извещает Фараона о прибытии его семейства из земли Ханаанской (Быт. 47, 1–6).

Иосиф и Иаков встречаются с Фараоном. Иаков благословляет Фараона. Фараон дает во владение Израилю землю Гесем85 (Быт. 47, 7–12).

Жизнь Евреев в Египте до смерти Иосифа

Иосиф принимает меры против голода в Египте. Покупка у людей всей земли Египетской в пользу Фараона (Быт. 47, 13–26).

Обещание Иосифа Иакову не хоронить его в Египте (Быт. 47, 27–31).

Быт. 48: Иаков благословляет сыновей Иосифа: меньший Ефрем86предпочитается старшему Манассии87.

Пророческое благословение Иаковом колен Израилевых

Иаков призывает своих сыновей (Быт. 49, 1–2).

Быт. 49, 3–4: Благословение колена Рувима.

Быт. 49, 5–7: Благословение колен Симеона и Левия.

Быт. 49, 8–12: Благословение колена Иуды. Особое благословение к Иуде – пророчество о пришествии Христа.

Быт. 49, 13: Благословение колена Завулона.

Быт. 49, 14–15: Благословение колена Иссахара.

Быт. 49, 16–18: Благословение колена Дана.

Быт. 49, 19: Благословение колена Гада.

Быт. 49, 20: Благословение колена Асира.

Быт. 49, 21: Благословение колена Неффалима.

Быт. 49, 22–26: Благословение колена Иосифа.

Быт. 49, 27: Благословение колена Вениамина.

Завещание Иакова и его смерть

Завещание сыновьям похоронить Иакова в Махпеловой пещере (Быт. 49, 28–32).

Быт. 49, 33: смерть Иакова.

Скорбь Иосифа и пышные похороны Иакова (Быт. 50, 1–14).

Смерть Иосифа

Быт. 50, 15–21: Милость Иосифа к своим братьям.

Быт. 50, 22–26: Смерть Иосифа.

Книга Иова

История Иова

Иов. 1, 1: Происхождение Иова88 из земли Уц89 и его богобоязненность.

Клевета сатаны на Иова:

Иов. 1, 6–12: Сатана пред Богом. Первое испытание.

Иов. 1, 13–19: Гибель детей и богатства.

Иов. 1, 20–21: Терпение Иова.

Сатана пред Богом. Второе испытание (Иов.

Иосиф (сын Иакова)

2, 1–6).

Проказа на Иова (Иов. 2, 7–8).

Жена призывает к хулению Бога. Терпение Иова (Иов. 2, 9–10).

Скорбь трех друзей Иова (Иов. 2, 11–13).

Сетования и скорбь Иова:

Иов. 3, 3–5: Иов проклинает день своего рождения.

Иов. 3, 20–23: Вопль души с прошением о смерти.

Друзья увещевают Иова. Законнический взгляд друзей на суд Бога.

Из разговора с друзьями – Елифазом90, Валдадом91 и Софаром92:

Иов. 22, 6–9: Елифаз перечисляет грехи Иова.

Иов. 27, 1–6: Иов утверждает, что он праведен.

Иов. 33, 12–13: Елиуй93 гневается на Иова за оправдание самого себя.

Иов. 34, 10–15: Представление об употреблении Богом страданий в наказание людям.

Голос Божий к Иову:

Иов. 38, 1–19: О неспособности человека исследовать тайну творения Божия.

Иов. 39, 31–35: Покаянное смирение Иова.

Иов. 42, 7–9: Молитва Иова за друзей своих. Ложность законнического подхода к суду Божию.

Иов. 42, 10: Награда Иову.

Исчисление удвоенного богатства Иова (ср. Иов. 1, 3 с Иов. 42, 12).

Причина, почему не стало вдвое, по обещанию Божию, детей у Иова (ср. Иов. 1, 2 с Иов. 42, 13), – пророчество о Воскресении из мертвых.

О подлинной и внешней религиозности.

Иов явил собой пример истинного богопочитания вне избранного рода.



Братья продают Иосифа. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Иосиф Прекрасный (XVII в.

9. История Иосифа

до н.э.), библейский патриарх, святойправедный.

Память 31 марта и в Великий понедельник.

Праведный Иосиф Прекрасный был сыном ветхозаветного патриарха Иакова от Рахили. Родные братья завидовали праведному Иосифу в том, что отец любил его больше других сыновей, и боялись его, потому что он рассказывал им о своих снах, предвещавших его будущее величие. Братья решили убить праведного Иосифа, но по совету старшего из них, Рувима, передумали и сначала бросили Иосифа в ров, а потом продали купцам, которые с караваном направлялись в Египет.

В Египте праведный Иосиф был продан Потифару, начальнику царских телохранителей и, благодаря своему уму и добродетели, заслужил доверие своего господина. Праведный Иосиф был удивительно красив, и жена Потифара хотела принудить его к прелюбодеянию. Но целомудренный юноша отверг соблазн. Тогда жена Потифара от злобы и стыда оклеветала праведного Иосифа перед мужем, будто юноша хотел осквернить ее. Поверив лжи, Потнфар заточил невинного юношу в темницу. Находясь в темнице, святой Иосиф Прекрасный прославился мудрым толкованием снов. Разгадав сны фараона, предвещавшие приближение голодных лет и несчастий для Египта, праведный Иосиф был освобожден и стал первым сановником Египта.

Когда же на родине праведного Иосифа в Палестине наступил голод, святой Иосиф Прекрасный помог переселиться отцу со всем его родом в Египет. Перед своей кончиной праведный Иосиф завещал перенести его кости из Египта в землю обетованную, что и было исполнено при святом пророке Моисее, за 1496 лет до Рождества Христова. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.

Через своих сыновей Манассию и Ефрема святой Иосиф Прекрасный положил начало двум коленам Израильским: Ефремову и Манассиину.

О жизни праведного Иосифа Прекрасного повествуется в Библии (Быт 37 — 50).

Память праведного Иосифа отмечается также в Великий понедельник, т.к. его страдания прообразовали страдания Спасителя.

По Брокгаузу, "новейшая египтология смотрит на историю Иосифа как на один из драгоценнейших своих источников".

Использованные материалы

Главная→Абитуриенту→Пособие для поступающих→Библейская история Ветхого Завета→ 9. История Иосифа

9. История Иосифа

У Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. От них произошли двенадцать колен, или племен, народа еврейского.

История Иосифа Прекрасного

Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его.

Однажды братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и стали замышлять убийство. Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови, бросьте его лучше в ров». А сам думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались. Они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев – Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «Мы нашли эту одежду, не Иосифа ли она?» Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» – с горестью воскликнул он. Потом он долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.

Иосиф, проданный братьями, по совету брата Иуды, за 20 сребренников, стал прообразом Христа, Который также был продан учеником Иудой за 30 сребренников.

В Египте Иосиф смог истолковать сны фараона и был приближен ко двору. Однажды фараон в одну ночь увидел два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки, и вот, вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон – будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после семь колосьев сухих и тощих, и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе, и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, – сказал он, – означают одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле Египетской, первым после себя, и поручил ему заготовку хлеба.

В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его было достаточно и на голодные годы, и даже можно было продавать в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле.

Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев и невольно вспомнил сны своего детства; но чтобы видеть, сделались ли братья лучшими, обошелся с ними сурово и сказал им: «Вы, верно, соглядатаи (чужие разведчики), пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее».

«Нет, – ответили братья, – мы люди честные и все сыновья одного человека в земле Ханаанской; нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом». «Если вы говорите правду, – сказал Иосиф, – то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата».

Братья стали тогда говорить между собой, думая, что Иосиф не понимает их, так как он говорил с ними через переводчика: «Вот, мы терпим наказание за грех против нашего брата; мы не пощадили его, за то и постигло нас такое горе». Иосиф же, когда услышал, что они говорят, отошел от них и заплакал. Потом, он оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.

Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собой младшего брата Вениамина. Иосиф, увидев между ними Вениамина, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обед. И когда смотрел на Вениамина, то от радости прослезился. Чтобы братья не заметили его слез, он ушел в другую комнату и умыл свое лицо. После обеда Иосиф велел насыпать им хлеба в мешки, а в мешок Вениамина приказал положить серебряную чашу, из которой пил сам. На следующее утро он отпустил их домой. Но едва братья выехали, как Иосиф велел своему управителю догнать их и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья все вернулись к Иосифу, пали пред ним на землю и сказали: «Бог открыл неправду нашу; теперь мы все рабы твои».

«Нет, – отвечал Иосиф, – пусть останется рабом тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу». Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: «Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; потому что, если он не вернется, то отец наш умрет с горя».

Теперь Иосиф увидел, что братья исправились, и больше не стал скрываться от них. Он выслал всех слуг, заплакал и сказал им: «Я – брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!» Братья так смутились, что не могли говорить. Но Иосиф продолжал: «Не бойтесь! Сам Бог привел меня сюда, для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее к отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет ко мне, потому что еще остается пять лет голода». Потом стал он обнимать и целовать Вениамина и всех братьев и плакал, обнимая их.

Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет. Семнадцать лет прожил престарелый Иаков – Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, он каждому из них дал благословение и предсказал Иуде, что из потомства его будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель, то есть Христос Спаситель. После всего он заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там, где похоронены его отцы. И умер Иаков – Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там.

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет еврейский народ из Египта и возвратит в землю Ханаанскую. Он заповедал также, чтобы кости его были перенесены в родную землю.

В Египте семья Иакова – Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским. Он делился на двенадцать колен по происхождению от двенадцати сыновей Иакова.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 37-41, 47-57; 42-50.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *