(ИЗ ИНТЕРНЕТА)

Идея общественно-исторической закономерности

Особенности социально-исторической закономерности

История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама.

Мировая история, по словам Ф. Энгельса, есть величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися абсурдными событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а в целом упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития.

В своих действиях люди исходят из своих потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, классов, партий, правительств. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и ложные идеи. Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных целей и интересов.

История есть не что иное, как деятельность преследующих свои цели людей, их сообществ. Законы общественного развития, по словам Г.В. Плеханова, так же мало могут осуществляться без посредства людей, как законы природы — без посредства материи. И хотя эти законы проявляются совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от ли и сознания отдельных (обычных) индивидов. Поэтому-то хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди потом уже подчиняются их власти как чему-то надличностному: тогда говорят, что законы «управляют” ходом исторических событий. Так в чем же суть общественной закономерности? Законы развития общества — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

Специфика общественных законов, во-первых, состоит в том, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в, то время как законы развития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются”. В-третьих, это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. В-четвертых, историк имеет дело с тем, что уже свершилось, и не может знать, сколько реальных возможностей упущено. Ему кажется, коль именно данное событие свершилось, то оно и есть закономерное. Он склонен отказывать произошедшему в случайности. В физическом же мире, природе законом считается то, что постоянно повторяется. В истории все уникально, нет повторений, как в жизни: каждое мгновение ново, небывало и своеобразно. Каждое из них ставит новые задачи, а, стало быть, требует новых ответов. В — пятых, в жизни и развитии общества значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

(У КАТИ, НА САЙТЕ, КОТОРЫЙ ТЕБЕ СКИДЫВАЛА, БЫЛО ЭТО. ПОВТОРЯЕТ 14 ВОПРОС)

Монтескье принадлежит непревзойденное определение факторов, определяющих характер законов: «Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются».

Факторы, воздействующие на право, подразделяются на 2 группы: природные и социальные. Монтескье отмечает, что на ранних этапах развития человечества доминируют природные факторы, а по мере успехов цивилизации все большую роль приобретают факторы социальные, в том числе и политические. Так, совершенно очевидно влияние социального и политического строя государства на систему права.

Следующей значительной вехой в изучении этого вопроса явилось признание особой роли экономических факторов, т.е. отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена богатств в данном обществе, или между разными обществами. Решающее значение экономических факторов в формировании государства и права придавали марксисты.

Маркс и Энгельс создали учение о «базисе и надстройке». Отношения между людьми в процессе производства, в первую очередь отношения собственности, не зависящие от воли людей и определяемые уровнем развития производительных сил, рассматривались как реальный базис политических, правовых, идеологических, культурных явлений, которые понимались как «надстройка» над производственными отношениями, т.е. нечто вторичное, диктуемое производственными отношениями. При этом признавалось и воздействие надстройки на базис, ее способность ускорить или затормозить развитие объективно складывающихся общественных отношений.

Учение о базисе и надстройке служило в советское время методологической основой всех общественных наук, в том числе ТГП. При этом были достигнуты некоторые успехи, заключавшиеся в четкой оценке социально-экономической природы государства и права на определенных исторических этапах в соответствии с представлениями о способах производства и общественно-экономических формациях, и допущены многие заблуждения и преувеличения, связанные с игнорированием воздействия небазисных факторов (из перечня Монтескье) на эволюцию права, с тенденциозностью, партийной ангажированностью и неспособностью дать научный анализ развитию капиталистического и советского общества во второй половине 20 века.

Кстати сказать, Энгельс признавал у себя и Маркса некоторое преувеличение роли экономических аспектов эволюции человечества в ущерб другим факторам и объяснял это тем, что до марксизма производственным отношениям вообще не придавали значения.

Методологические эксцессы и неудачи применения учения о базисе и надстройке вызывали критику в отечественной литературе, обострившуюся после падения советской власти. Нередко предлагается отказаться от рассмотрения права как элемента надстройки, т.е. явления вторичного в сравнении с производственными отношениями.

Трудно не согласиться с тем, что поведение подавляющего большинства людей определяются в первую очередь их материальными интересами. Отношения собственности, распределения и обмена самым непосредственным образом связаны с этими интересами. Люди ищут удовлетворения этих интересов и в политике, и в праве, им они подчиняют, как правило, социальное мышление и духовный мир. В этом помимо представлений о закономерностях исторического развития — одно из оснований придавать особое значение влиянию экономики на право и не относиться нигилистически к суждениям осовоположников марксизма по этому поводу.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ – объективно существующая, необходимая, постоянно воспроизводимая в пространстве и времени связь явлений общественной жизни. Первые попытки выявить историческую закономерность и социальную детерминацию были осуществлены в рамках географического детерминизма (см. Детерминизм географический), подчеркивавшего связь между географической средой и общественным укладом (Ш.Монтескьё, Э.Реклю, М.Ковалевский и др.). Другое направление в трактовке истории общества как закономерного процесса представлено в 18 в. в теориях циклического круговорота (см. Цикличности теория). Дж.Вико, напр., так представлял циклический характер социального развития: те же законы определяют круговорот божественной, героической и человеческой эпох, т.е. сам ход истории, направляют и борьбу людей за их частные, ограниченные цели и интересы. Мыслители Просвещения стремились соединить эти трактовки исторической закономерности: для И.Г.Гердера история – это не просто результат разрозненных действий отдельных людей (случайный либо предопределенный), а связный процесс деятельности народов, в котором сочетаются законы природного и общественного бытия. Французские материалисты (К.А.Гельвеций) и историки эпохи Реставрации (О.Тьерри, Ф.Гизо и О.Минье) сделали акцент на социально-экономической определенности исторической закономерности, подчеркивая, что творцами истории являются люди, обладающие разумом, свободой выбора и потому способные ошибаться по невежеству или действовать во зло обществу из корыстных побуждений. Г.В.Ф.Гегель, трактуя свободу как осознанную необходимость, а историю как рост свободы, поставил вопрос об объективном характере законов исторического развития. Он настаивал на диалектической природе этих законов, противоречиво соединяющих действие необходимых причин со свободной волей человека.

К.Маркс продолжил методологическую работу по преодолению волюнтаризма, утверждающего, что в конкретном содержании исторического процесса отражается лишь воля сильной личности, и фатализма, отказывающего человечеству в возможности самостоятельного исторического творчества. В марксизме было сформулировано понятие об общественном развитии как естественноисторическом процессе, который, во-первых, предполагает существование объективной (особенно экономической) необходимости, обнаруживающей себя в жестко детерминированном развертывании тех или иных социокультурных явлений и процессов; и, во-вторых, допускает случайность событий и свободу воли человека. Однако абсолютизация динамической причинности и социально-экономических факторов в исторических действиях людей привела к тому, что марксистское представление об исторической закономерности оказалось обремененным фатализмом и даже провиденциализмом. В догматизированном марксизме человеческая воля задает лишь форму и темпы процесса, в то время как его содержание целиком детерминируется независимыми от непосредственных участников объективными социальными обстоятельствами.

Стохастический характер исторического бытия и исторической закономерности, альтернативный характер социального развития, обусловленный свободным выбором человека, невозможность однозначного предсказания исторического движения существенно осложняют осознание понятия «историческая закономерность». Альтернативность, лежащая в основе исторического выбора и являющаяся продуктом исторического выбора предшествующих поколений, предполагает новые формы вероятностного (сценарного) прогнозирования тенденций будущего развития.

В.Б.Власова

Идея З. и. в форме представления о «естественных законах» истории в философии нового времени была выдвинута франц. (Монтескьё, Руссо и др.) и нем. (Гердер) просветителями в противовес провиденциализму и телеологии, господствовавшим в ср.-век. теологич. концепциях истории от Августина до Боссюэ. Отвергая вмешательство провидения и рассматривая историю как подчиненную определенным «естественным законам», просветители боролись на два фронта: против религ. фатализма и против волюнтаристских концепций, не видевших в истории ничего, кроме хаоса случайностей. Идея детерминированности обществ. развития, глубоко пронизывавшая обществ. сознание эпохи подымающегося капитализма, сыграла большую прогрессивную роль в идеологич. борьбе того времени и в развитии обществ. наук. Однако в домарксовой философии истории З. и. трактовалась абстрактно, неисторично и была опутана множеством идеалистич. и метафизич. оболочек. Речь каждый раз шла о «вечных», «неизменных» законах, и сами эти законы либо заимствовались из естествознания, либо изображались как «законы разума», «прогресса» или «абсолютного духа». Философы не открывали законы в самом ист. процессе, а привносили их извне, из собственного мышления. Ист. факты привлекались лишь для иллюстрации этих априорных конструкций. Филос.-ист. концепции носили поэтому абстрактный, спекулятивный характер и неизбежно приходили в противоречие с данными конкретной истории. Философы, рассматривавшие ист. процесс как закономерный и необходимый, не могли объяснить особенных ист. событий, в к-рых большую роль играет случайность. Напротив, историки, в частности представители нем. романтич. историографии, абсолютизируя особенность и индивидуальность каждого ист. явления, не видели в истории никакой повторяемости и закономерности, приходя к выводу об иррациональности ист. процесса. В бурж. обществоведении 19 в. было двойств. отношение к идее З. и. С одной стороны, социологи и историки-позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер, И. Тэн и др.) считали ист. процесс закономерным, но извращали характер этой закономерности, пытаясь свести ее к элементарным законам механики, физики, биологии или психологии и не учитывая специфич. черт различных ист. периодов. С другой стороны, многие историки (особенно Л. Ранке и его школа) и философы (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Карлейль и др.) вообще отрицали детерминированность ист. процесса, провозглашая его царством случайности и результатом деятельности «великих личностей». Борьба бурж. ист. мысли против идеи З. и. особенно усилилась в эпоху империализма. Идеологи буржуазии не могут признать закономерным рождение и развитие социалистич. общества и все большее обострение антагонистич. противоречий капитализма. Это порождает у них враждебное отношение к принципу детерминизма вообще. Кризис бурж. ист. мысли означает прежде всего отказ бурж. историков от раскрытия глубоких внутр. тенденций и законов ист. процесса, подмену его поверхностным описанием единичных явлений. Отрицание З. и. проходит через всю новейшую бурж. философию истории. Под флагом борьбы против позитивистского натурализма, недооценивавшего специфику истории, философы-идеалисты начали фронтальное наступление на материалистич. понимание истории, рассматривающее обществ. развитие как закономерный процесс. В. Дильтей резко противопоставил историю как «науку о духе», основывающуюся, по его мнению, на интуитивном «понимании», материалистич. естествознанию, имеющему дело с причинными законами. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт провозгласили, что задачей истории является исключительно описание индивидуальных, единичных явлений и событий. М. Вебер объявил все ист. понятия «идеальными типами», не являющимися отражением ист. реальности. Такие крайне идеалистич. филос. направления, как «философия жизни» (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг) и совр. экзистенциализм вообще отказывают истории в звании науки и рассматривают ее гл. обр. как форму индивидуального самопознания, истоки к-рого коренятся в непосредственном переживании субъекта и к-рое невозможно выразить в системе понятий. Представители совр. позитивизма, анализирующие логику и язык ист. сочинений (англ. философы Б. Рассел, К. Поппер, П. Гардинер и др.), приходят к выводу, что в истории могут быть «эмпирические обобщения», но не может быть законов. На позициях отрицания объективной ист. закономерности стоит и подавляющее большинство бурж. историков. Как указывал В. И. Ленин, «изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии» (Соч., т. 20, с. 182). Апология случайности, царящая в совр. бурж. историографии, дополняется возрождением христианской философии истории, рассматривающей обществ. развитие как реализацию некоего «божеств. плана» (Ж. Маритен — Франция, Р. Нибур — США, и др.); ярким примером мистификации З. и. в религ. духе является философия истории А. Тойнби.

2.1. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Социальная власть- это один из видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

Нормы первобытнообщинного строя. (мононормы, обычаи, традиции, ритуалы, обряды , религиозные нормы)

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Мононорма- обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: нравственности, права, этикета.

Предпосылки возникновения государства и права:

Возникновение первых государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Экономика первобытно-общинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий труда. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым — ремесло, позже обособился класс людей, занятых только товарным обменом — купцы. Это третье крупное разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Его наличие позволило некоторым семьям, а точнее сказать их главам, а также старейшинам и военноначальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного и неравноценного), что повлекло за собой имущественное неравенство — межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт. На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимость во внешней власти, а следовательно в формировании государства, как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.

2.2. Причины возникновения государства и права

Причины возникновения государства:

1) Общественное разделение труда;

2) Появление частной собственности;

3) Социально-классовое расслоение.

Формы возникновения государства(афинская, римская, древнегерманская, азиатская)

Фридрих Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства: Афинскую, Древнеримскую, Древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. происходило три общественных разделения труда, возникает частная собственность и классы. А для решения классовых противоречий создается государство.

Формированию государства в Древнем Риме способствовала борьба между патрициями (коренным населением) и плебеями (пришлыми, либо завоеванными народами), обладающими частной собственностью, но лишенными политической власти.

Государство Древних Германцев возникло в результате завоевания Римской империи, для управления которой невозможно было использовать принципы организации власти в родоплеменном строе. Публичная власть объективно должна была встать над обществом, не совпадать с ним.

Одним из основных способов формирования государства является восточный путь, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми оказались социально-экономические отношения и структура родового строя, а именно земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Признаки, отличающие государство от первобытного общества:

  • В управлении участвуют не все члены общества

  • Наличие аппарата управления (публичной власти), отделенного от общества

  • У аппарата существуют интересы, отличные от интересов всего общества

  • Взимание с населения налогов и сборов

  • Деление населения по территории

Признаки государства, отличающие его от других организаций:

  • Единственная организация власти в масштабе всей страны

  • Внешний и внутренний суверенитет

  • Наличие специального аппарата принуждения

  • Издание общеобязательных правил поведения (норм права)

  • Необходимость ведения завоевательных и оборонительных войн.

Особенности возникновения права. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Признаки, отличающие право от обычая. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего.

2.3. Понятие, признаки и сущность государства.

Понятие государства:особая форма организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки государства:

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

5. Суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких-либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Государственная власть-концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Признаки государственной власти — распространяется на все общество; носит публично-политический характер; осуществляется аппаратом управления (государственные органы и должностные лица); опирается на государственное принуждение; легитимность.

Сущность государства: можно выделить два подхода:

  1. общесоциальная сущность- способность выражать общезначимые интересы большинства

  2. классовая сущность- способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп

2.4. Понятие, признаки и сущность права.

Право- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Признаки права:

1.Нормативностьправа означает, что право состоит из определенной совокупности норм – правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.

2. Общеобязательность– требования правовых норм обязательны для всех, не зависимо от отношения к ним субъектов права.

3. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое — систему права.

4. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.

5. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

6. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.

Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право- это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

Подходы к сущности права:

  1. классовый, согласно которому право является системой юридических норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (право как средство обеспечения узкоклассовых интересов); такой поход характерен как для учения К. Маркса и Ф.Энгельса, так и для других марксистских и социалистических теорий; волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым содержанием»

  2. общесоциальный, где право рассматривается как выражение компромисса между различными слоями общества (здесь право обеспечивает интересы широких слоев населения, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина).

2.5. Функции государства

Функции государства- основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие его сущность и назначение.

Классификация функций государства:

1. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции — это основные направления деятельности государства внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: 1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства; 2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов; 3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета); 4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.); 5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.); 6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей); 7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Внешние функции — это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. К внешним функциям относятся: 1) защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.): 2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

2. По характеру государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

3. По продолжительности осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

4. По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета.

Формы осуществления функций государства:

1. правовые формы: 1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов); 2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права); 3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

2. Организационные формы: 1) организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.); 2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.); 3) организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).

Методами осуществления функций государстваявляются: убеждение; принуждение; поощрение и др.

2.6. Принципы права. Функции права.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Классификация принципов права:

1. Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др.

2. Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.

3. Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей.

Функции права- основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Классификация функций права:

1. специально-юридические: основные (регулятивная и охранительная) и не основные (компенсационная, ограничительная, восстановительная).

2. общесоциальные: экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная.

Соотношение государства и права: основные модели

1. Тоталитарная– государство создает право, выражает в нем свою волю, но само в своей деятельности правом не связано

2. Прагматическая– государство создает право и своей деятельности связано созданным им правом

3. Либеральная – право выше государства, право предопределяет государство и принимаемое им позитивное законодательство

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ — объективно повторяющаяся связь исторических явлений и процессов, существенное явление общественной жизни, отражающее поступательное развитие истории и являющееся предметом исторической науки. Она исследует конкретные, ограниченные определёнными пространственно- временными координатами закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. В жизни человек выступает как составная часть определённой общности — классовой, национальной, религиозной и иной. В её рамках он осуществляет или не осуществляет свои цели, вступая в известные системные отношения и совершая известную сумму поступков. Иначе история представляла бы собой хаотичное нагромождение более или менее случайных фактов, соединённых в историческом повествовании в некоторую связь на основании тех или иных субъективных соображений. Историческая закономерность конкретна. Нет «исторической закономерности вообще»: она продукт конкретных условий, складывающихся в определённом месте и времени. Человеческая деятельность не только накладывает на неё свой отпечаток, но в значительной степени решает саму её участь. Историческая деятельность человека обусловливает сложность истории, ее несводимость к схеме. Чем шире масса людей, вовлечённых в историческое действие, тем менее прогнозируемы результаты их действий. В особенности это верно для переломных, революционных эпох. Вместе с тем И. з. содержит объективную сторону, ограничивающую возможности свободной деятельности людей, которая коренится в материальных условиях жизни общества, в известной системе социально-экономических отношений, прямо или косвенно определяет их цели и задачи, равно как и средства и способы их осуществления. Но, в отличие от социологического закона, историческая закономерность имеет дело с многообразными качествованиями, предотвращающими вытекающие отсюда опасности обесцвечивания истории. Важнейшей из них является историческая случайность. Без случайностей история, по выражению К. Маркса, носила бы мистический характер. Обращение к исторической случайности вносит в изучение истории некоторую неопределённость, усложняющую познавательный процесс, вносящую существенную коррективу в понимание природы исторического знания как относительного. Это, в свою очередь, означает, что историческая закономерность в своей конкретности носит черты случайного, и её изучение может обогатить понимание истории. Существующая в рамках исторической закономерности коллизия необходимого и случайного ставит проблему достоверности исторического знания, современное понимание которой отвергает позитивистские иллюзии непреложности основывающегося на источниках фактического знания. Более того, при всей значимости источникового знания, оно не единственный и даже не главный способ получения достоверной информации о прошлом. Эта задача решается с помощью теории «среднего уровня», конструирую-щей прошлое как идеальный тип.

Б. Г. Могильницкий

Литература:

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984;

Блок М. Апология истории, или ремесло историка. 2-е изд. доп. М., 1986;

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987;

Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах// Новая и Новейшая история. 1995. № 1;

Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33;

Могилъницкий Б. Г. Введение в методологии истории. М., 1988;

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *