. ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
Слово о суете мира и воскресении мертвых – 7
Послание Антония, отшельника и главы отшельников, братиям, обитающим повсюду – 13_______СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА
Правило I. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его – 24
Правило II. О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать – 30 _______СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ. ПЕСНОПЕНИЯ ТАИНСТВЕННЫЕ
Слово 27. Плач и моление ко Христу – 35
Слово 31. К душе своей – 40
Слово 39. Покаянная песнь при конце жизни – 42_______СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
О душевном сокрушении – 44_______ПРЕПОДОБНЫЙ АВВА ДОРОФЕЙ. ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ
Поучение второе. О смиренномудрии – 95
Поучение шестое. О том, чтобы не судить ближнего – 112
Поучение одиннадцатое. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души – 129 _______СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)
В помощь кающимся – 149
Исповедь – 164
Молитва о зрении грехов своих – 171_______СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ. ИЗ БЕСЕД НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА
Глава I ст. 35-45 – 173
Глава II ст. 1-12 – 199
Глава II ст. 13-28 – 225_______СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ). ИЗ СБОРНИКА «ПРОПОВЕДИ»
О прощении Богом грехов за веру – 249
Нет ничего тайного, что не стало бы явным – 256
О глубине сердец святых – 260_______СХИМОНАХ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ. ИЗ КНИГИ «СЛОВА. ТОМ I. С БОЛЬЮ И ЛЮБОВЬЮ О СОВРЕМЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ». ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. О ГРЕХЕ И ДИАВОЛЕ
Глава первая. О том, что грех вошел в моду – 273
Глава вторая. О том, что в наши дни диавол разгулялся не на шутку – 286_______МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ. ИЗ СБОРНИКА «РАДОСТЬ ПОКАЯНИЯ»
Часть 1 – 318
Часть 2 – 334_______АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН). ИЗ КНИГИ «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»
Опыт построения исповеди по десяти заповедям – 352_______ВОЗДЫХАНИЕ ГРЕШНОЙ ДУШИ У КРЕСТА ХРИСТОВА – 405_______Литература – 413

Израильского царя Ахава Писание изображает одним из самых нечестивых правителей в истории еврейской монархии. Подстрекаемый женой, царицей Изевель, он ревностно поклонялся языческим богам, жестоко преследовал пророков Всевышнего, казнил ни в чем не повинного человека, чтобы прибрать к рукам его виноградник…. Поэтому неудивительно, что мудрецы включили Ахава в число трех царей, лишившихся «удела в мире грядущем».

Авторы Талмуда подробно красочно описывали нечестие Ахава и его ревностное язычество. По их словам, израильский царь не просто поклонялся чужим богам, но был убежденным богоборцем, дерзко отвергнувшим Бога Израиля.

«Жертвенники их подобны грудам камней на бороздах поля» (Ѓошеа, 12:12). Сказал рабби Йоханан: не было в холма в Земле Израиля, чтобы Ахав не воздвиг на нем идола, и не простерся перед ним. «И сделал Ахав Ашеру, и Ахав делал то, что гневило Господа, Бога Израиля, больше, чем все цари Израиля, которые были до него» (Млахим I, 16:33). Сказал рабби Йоханан: написал на вратах Шомрона: Ахав отверг Бога Израиля! Поэтому нет ему удела в Боге Израиля.

Сангедрин, 102а

Сказал Рав: всякий, следующий совету жены, падет в преисподнюю, как сказано: «Но не было еще такого, как Ахав, который предался (тому), чтобы делать злое в очах Господа, к чему подстрекала его жена его Изевель» (Млахим I, 22:25).

Бава Мециа 59а

По мнению мудрецов, Ахав был не только идолопоклонником, но и развратником. При этом царь обладал холодным темпераментом, поэтому, чтобы разжечь его пыл, царица Изевель украсила царскую колесницу изображениями блудниц (Сангедрин, 39б).

Ахав. Портрет из сборника биографий Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

Согласно Писанию, Ахав погиб на поле боя. По мнению мудрецов, смерть этого грешника вызвала радость на земле и на небесах (там же).

Однако необходимо отметить, что, рисуя портрет нечестивого израильского царя, мудрецы пользовались не только черной краской. Прежде всего, Ахав – согласно Библии, мелкий ближневосточный царек, воевавший и заключавший союзы с такими же царьками – оказался в числе трех (согласно мидрашу Пиркей де-рабби Элиэзер, десяти) величайших владык, правивших всей поднебесной:

Учили наши учителя: три царя царствовали над всем миром, и вот они: Ахав бен Омри, Навуходоносор и Ахашверош.

Мегила, 11а

Пятым был Ахав, царь Израиля, который правил всей землей от края до края, как сказано: «Как жив Господь, Бог твой, что нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал господин мой искать тебя» (Млахим I, 18:10). И князья всех земель подчинялись ему, и слали ему дань и дары, как сказано: «И сказал он (Ахав): кто начнет сражение? Он сказал: ты. Тогда пересчитал он отроков областных князей, и было их двести тридцать два» (там же, 20:14-15).

Пиркей де-рабби Элиэзер, гл. 11

Причем, согласно мидрашу Пиркей де-бе Элиягу, правил вселенной Ахав не так уж и плохо. Когда против него восстали двести тридцать вассалов, Ахав подавил мятеж, взяв их сыновей в качестве заложников – и все они оставили языческих богов и стали поклоняться Богу Израиля.

Более того, по мнению мудрецов, поклоняясь идолам и щедро жертвую золото на языческие капища, Ахав другой рукой помогал знатокам Торы! Благодаря этому его царствование оказалось достаточно продолжительным, а сам удостоился прощения половины своих многочисленных грехов:

Сказал рабби Йоханан: почему Ахав удостоился царствовать двадцать два года? Потому, что почитал Тору, данную с помощью двадцати двух букв.

Сказал рав Нахман: Ахав пребывал в равновесии, как сказано: «И сказал Господь: кто бы уговорил Ахава, чтобы он поднялся и пал в Рамоте Гиладском? И один говорил так, а другой говорил иначе» (там же, 22:20). Возмутился рав Йосеф да ведь о нем сказано: «Но не было (еще) такого, как Ахав, который предался тому, чтобы делать злое в очах Господа, к чему подстрекала его жена его Изевель» (там же, 21:25), и учили: каждый день Изевель отвешивала талант золота на служение идолам – а ты говоришь, что Ахав пребывал в равновесии! – Ахав был расточителен с деньгами, и поддерживал знатоков Торы – и этим искупил половину .

Сангедрин, 102а

Поэтому один из мудрецов толковал царское имя Ахав («отец брата») следующим образом: брат (ах) Небесам и отец (ав) идолопоклонства (там же).

Более того: в достаточно позднем мидраше Пиркей де-рабби Элиэзер Ахав упоминается в качестве примера искренне раскаявшегося грешника, который, благодаря наказанию, сумел отвести божий гнев от своей страны:

Иди и учи, какова сила раскаяния. Ахав, царь Израиля, грабил, желал чужого и убивал, как сказано: «Ты убил, а еще и наследуешь» (Млахим I, 21:19). И послал он за Иегошофатом, царем Иудеи, который трижды в день наказывал его сорока ударами, и постился, и проводил все дни в молитве Святому, благословен Он, и не повторял более своих злодеяний. И его раскаяние было принято, как сказано: «Видишь, как покорился Мне Ахав? За то, что он покорился Мне, Я не наведу эту беду в его дни» (там же, 29).

Пиркей де-рабби Элиэзер , гл. 43

Трудно сказать, зачем мудрецам потребовалось «реабилитировать» одного из самых вечных библейских царей, которого они сами же осудили на самое страшное наказание, лишение «удела в Мире Грядущем». Возможно, в данном случае они руководствовались педагогическими соображениями. Духовные лидеры народа хотели донести до своих учеников и последователей, что даже у самого плохого человека есть не только недостатки, но и достоинства, а самое главное – что «врата раскаяния» раскрыты даже перед самым закоренелым грешником, как бы низко он ни пал.

Училище благочестия

Покаяние грешницы

Святая преподобная мученица Евдокия, родом и верою самарянка, жила в Илиополе в царствование Траяна, и была настолько же прекрасна, насколько обесславлена своим поведением. Прельщая своей великой красотой, она многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты, этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить эту красоту. Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не равное царской казне. Однако настало время, когда избавляющая от погибели рука доброго пастыря, идущего заблудшей овцы, поспешила и к ней. Бог, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», не оставил погибающую девицу и исхитил её от соблазнов следующим образом.
Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она (под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию) велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его:
– Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись?
Мудрый пустынножитель на всё отвечал ей смиренно, не оскорбляя самолюбия, заставил признаться в слабостях, описал гибельные плоды неправедно приобретаемых богатств и грешной жизни, ужас ада и блаженство райских обителей, раскрыл перед нею дивную силу покаяния.
Речи Германа глубоко запали в сердце Евдокии. Скорбя о грехах, в умилении поверглась она пред ногами его, говоря:
– Умоляю тебя, человек Божий, заверши то дело, что ты начал для меня, с подобающей честью и представь меня чистой Богу твоему, чтобы не стать мне посмешищем для желающих прельстить меня, а совершивши начатое дело, сподобиться блаженства чрез твое спасительное учение. Не отнимай искусной руки от приготовленной доски, пока не изобразишь во мне Христа вполне.
Герман отвечал ей:
– Пребывай, чадо мое, в страхе Господнем и, затворившись в своей горнице, молись Ему неустанно со слезами, пока Он истребит и очистит все грехи твои и даст тебе несомненную уверенность в Своей милости: благ и милосерд Господь наш Иисус Христос, скоро Он окажет тебе Свою милость и не замедлит утешить тебя Своею благодатью.
Сказав это, блаженный Герман помолился Богу, осенил Евдокию крестным знамением и затворил ее в ее спальне, обещав остаться в Илиополе для нее семь дней.
Когда Евдокия провела семь дней в посте и молитве, блаженный Герман пришел к ней и, отворивши двери, велел ей выйти из спальни. Увидевши, что она стала лицом бледна, телом исхудала, имеет смиренный взор и вообще вид ее далеко разнится от прежнего, он взял ее за руку и велел сесть. Потом, помолившись Богу, сам сел с ней и стал спрашивать ее:
– Скажи мне, чадо мое, о чем размышляла ты в эти семь дней, что ты узнала, что видела, что тебе было открыто?
Она сказала:
– Все расскажу, отче святой. Я усердно молилась все семь дней, как ты научил меня. В прошедшую ночь, когда я так же, лежа крестообразно ниц на земле, молилась и плакала о грехах своих, осиял меня великий свет, превосходящий свет лучей солнечных. Я подумала, что это взошло солнце, встала с земли и вдруг увидела светлого и страшного юношу, одежды которого были белее снега. Он, взяв меня за правую руку, поднял на воздух и, поставив на облако, повел меня к небу. И был там великий и пречудный свет, и видела я бесчисленное множество белоризцев, радующихся и улыбающихся друг другу и несказанно веселящихся. Они, увидевши, что я направляюсь к ним, встречали меня с ликованием и радостно приветствовали, как сестру. Когда же я, окруженная ими и сопровождаемая, хотела войти в эту светлую область, несравненно превосходящую светом лучи солнечные, вдруг на воздухе явился некто, страшный видом, черный как сажа, уголь и смола. Это было страшилище, превосходящее всякую черноту и тьму.
Устремивши на меня ужаснейший и яростнейший взор, скрежеща зубами и бесстыдно нападая, он пытался вырвать меня из рук моего провожатого; при этом он сильно закричал, так что голос его разнесся по всему воздуху:

– Ужели вы, – кричал он, – хотите ввести ее в Царство небесное? За что же я, усердно занимаясь на земле уловлением людей, напрасно трачу труд? Вот эта, например, всю землю осквернила блудодеянием и всех людей развратила мерзостью своего прелюбодейства. Все, что у меня было хитрости и силы, все я потратил на нее одну: я достал для нее любовников из людей благороднейших и богатейших и притом бесчисленное множество, и из растраченных на любовь ее богатств она собрала такое множество золота и серебра, какое едва ли найдется и в царских сокровищницах. Я с гордостью думал, что имею ее в своих руках, как свое победоносное знамя и непобедимое оружие, при посредстве коего я могу торжествовать над людьми, отпадающими от Бога и попадающими в мои сети. И что же теперь, ужели ты до такой ярости на меня дошел, архистратиг Божьих сил, что повергаешь меня под ноги этой блудницы? Разве гнев твой на меня еще не утолился тем, что ты мстишь мне все больше и безжалостнее с каждым днем? Ужели даже и эту мою истинную рабу, купленную мною столь дорогой ценой, ты хочешь у меня отнять? Должно быть, ничего уж не остается на земле истинно и неотъемлемо моего! Я боюсь, что ты и всех, что доселе живут, грешных, исторгнешь из рук моих, представишь Богу, как достойных быть наследниками царства небесного! Тщетны мои заботы! Напрасен мой труд! За что ты так свирепо нападаешь на меня? Оставь ярость и ослабь немного узы, коими я связан, и ты увидишь, как я в мгновение ока истреблю с земли род человеческий и даже наследников у него не оставлю. Я свержен с неба за одно только неповиновение, а ты злейших грешников, дерзнувших посмеяться над Богом и многими годами тяжко Его прогневляющих, вводишь в царствие небесное! Если тебе это так приятно, так собери лучше в один час со всех концов земли всех людей, проводящих не человеческую, а скотскую, звериную жизнь, и приведи их всех к Богу, а я скроюсь в тьму и совсем погружусь в бездну уготованных мне вечных мук.
Когда он гневно и с великою яростью говорил такие и им подобные речи, водящий меня грозно взирал на него, а обращаясь ко мне, ободряюще улыбался. И послышался голос из оного света, говорящий:
– Так угодно Богу, милосердующему о сынах человеческих, дабы грешники, если принесут покаяние, были приняты на лоно Авраамово.
И снова был голос к водящему меня:
– Тебе говорю, Михаил, хранитель Моего Завета, отведи сию жену туда, откуда ты взял ее, – пусть совершит свой подвиг: ибо я Сам буду с нею во все дни ее жизни.
И он тотчас же поставил меня в моей спальне и сказал мне:
– Мир тебе, раба Божья Евдокия! Мужайся и крепись, благодать Божья теперь с тобою и всегда будет во всяком месте.
Ободренная этими словами, я спросила:
– Господин мой, кто ты? Скажи мне, чтобы я знала, как веровать истинному Богу и как мне получить истинную жизнь?
– Я, – ответил он, – начальник ангелов Божьих, и обязан заботиться о кающихся грешниках, принимать их и вводить в блаженную и бесконечную жизнь. И велика радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа. Потому и ангелы все сорадуются, когда видят человеческую душу, украшенную правдой, поклоняющуюся вечному Отцу, и все приветствуют ее, как сестру свою, ибо, отвергнувши греховную тьму, она обращается к живому Богу, общему Отцу всех сынов света, и безвозвратно к Нему присоединяется.
Сказав это, он осенил меня крестным знамением; я поклонилась ему до земли и, когда я кланялась, он отошел на небеса.
Блаженный Герман сказал ей:
– Уверься отныне, дочь моя, и более не сомневайся, что есть на небе истинный Бог, готовый принимать кающихся во грехах своих и вводить их в Свой вечный свет, где Он царствует, окруженный служителями Своего царства – святыми ангелами. Ты видела сих ангелов в том небесном свете, где ты созерцала царскую и бессмертную славу Господа нашего Иисуса Христа и убедилась, как Он предупредителен в милосердии и прощении грехов, как скоро подает Свою благодать желающим примириться с Ним; ты познала Его Божественную славу и видела Его небесный двор, полный несказанной красоты, где Он пребывает; поняла ты, как мал и ничтожен свет этого мира против небесного сияния. Что же ты еще думаешь, о чем размышляешь, скажи мне!
Блаженная Евдокия, имея непреклонное намерение служить от всего сердца своего Единому Богу, Царю славы, ответила:
– Веровала я и верую, что нет иного Бога, спасающего грешных человеков, кроме Того, небесные врата Коего, блистающие неизреченным светом, я видела.

После этого видения Евдокия как бы разрешилась от уз плоти: приняла святое крещение, всё своё богатство через благочестивого епископа раздала нищим и вскоре удалилась в один из девичьих монастырей, где так преуспела в добродетелях, что через одиннадцать месяцев стала игуменьей. Она сотворила множество чудес, смягчала сердца тиранов, воскрешала мёртвых, поражала молнией мучителей христианства, крестным знамением убивала змей и, наконец, приняла мученический венец смиренной агницы Христовой в царствование Антонина. Благословенна память преподобномученицы Евдокии, примера истинного покаяния!

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *