Тропою гигантов: Данные Библии и поддельные кости циклопов

Часто высоких людей называют гигантами. Известны случаи, когда люди вырастали приблизительно до 2,5 м и выше. Профессиональные баскетбольные команды всегда рады встретить таких великанов.

Гигантизм могут вызвать определенные аномалии гипофиза, отвечающего за рост. Но такие гиганты обычно непропорционально сложены, слабо развиты, у них нарушена координация. Раньше такие несчастные использовались в театральных представлениях.

Когда наступили более гуманные времена, ими занялись медики. Один такой великан, Федор Махнов, имел рост 275 см. Разумно предположить, что за историю человечества лишь немногие дорастали до 3 м.

Люди действительно могут иногда вырастать до почти трех метров в высоту

Независимо оттого, насколько высоки были эти люди, они не были настоящими гигантами — просто большими людьми. Гиганты же — отнюдь не люди, это абсолютно другие существа, которые не только отличаются внешним видом, но и враждебны человеку. Действительно, на заре человечества гиганты были злейшими врагами человека — об этом свидетельствуют Ветхий Завет и предания различных народов.

Ранние упоминания о гигантах в Ветхом Завете в главе шестой Книги Бытие на первый взгляд смешны:

«Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал…

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».

Библейские толкователи спорили о значении этих слов. Одно возможное и наиболее интригующее объяснение содержится в иудейской легенде о сторожах. Истории о сторожах нет в Библии.

Ее пересказ можно обнаружить в апокрифе под названием -Книга Еноха». Апокрифы — древние документы, написанные в . библейском стиле и на библейские темы, которые не были призна-мы подлинными. Книга Еноха была написана в I—II вв. до н.э.

Вот что там написано:

«И когда дети человеческие начали умножаться, были рождены ими прекрасные дочери. И ангелы, сыны небесные, узрели их и ощутили вожделение и говорили один другому: “Давайте изберем себе жен из детей человеческих и народим себе детей”».

Двести ангелов из отряда неспящих, или сторожей, спустились им землю на гору Гермон. Их вождем был Семьяза или Азазел — в оригинале неясно. Они не только захватили жен и «развратили их», но и научили их волшебству и лечению травами. Азазел стал первым производителем оружия и научил искусству изготовления мечей и ножей мужчин.

Дети от такого порочного союза не могли быть благословлены. Сторожа и земные женщины народили вечно голодных гигантов, которые вознамерились сожрать всю человеческую пищу.

«И когда люди больше не могли терпеть их, исполины пошли против них и поглотили людей, начали нарушать законы птиц и зверей, змей и рыб и поглощать их плоть, и пить кровь».

Вскоре сторожа пострадали за свои грехи. Бог послал архангела Рафаэля схватить Азазела. Этот падший ангел должен был пребывать в заточении до Судного дня, а потом вечно гореть в огне. Остальные сторожа могли наблюдать, как убили их детей-гигантов, а потом они тоже были схвачены и стали ждать Судного дня. Человек не избежал последствий этой трагедии. Из крови убитых гигантов родились демоны, которые продолжали мучить людей и держать их в страхе.

Не все иудеи приняли эту легенду, но она была хорошо известна в ранние годы христианской эры и, без сомнения, оказала влияние на более поздние христианские представления о гигантах и зле. Даже не зная ничего об этом предании, легко установить связь между гигантами и злом по Книге Бытие.

Это не единственное место в Библии, где упоминаются исполины, или гиганты. После исхода из Египта группа израильтян вышла вперед, чтобы обследовать то, что они посчитали Землей обетованной. То, что они увидели, было ужасно.

«И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми… Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Числа. 13: 33—34).

Эти исполины были известны как ужасные существа, поэтому «подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь».

Однако гиганты не были многочисленны. Позже в Ветхом Завете говорится, что они почти исчезли:

«Ибо только Ог; царь Васанский, оставался из Рефаимов. Вот одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» (Второзак. 3: 11).

По современным меркам, ложе гиганта было 3 м 90 см в длину и почти 2 м в ширину. Можно подумать, что настоящие гиганты могли быть и больше, но все же существо, которому нужна четырёхметровая кровать, отнюдь не маленькое.

По сравнению с Огом, царем Васанским, Голиаф — наиболее известный из библейских гигантов — был гораздо ниже ростом.

Некоторые пытались подсчитать размеры Голиафа по упоминаниям в Библии, и получилось, что его рост равнялся почти 3 м. На себя он навешивал около 80 кг медного снаряжения. Рост Голиафа, даже по максимальным допускам, вполне разумен. Поэтому Голиаф считается реальным историческим лицом, большим человеком, а не гигантом. Однако этот большой человек все же прослыл гигантом и был врагом Израиля. Так, история о Голиафе опять связывает гигантов и зло.

Не только иудеи верили в гигантов. Идея о том, что земля одно время была населена некими первобытными гигантами, была широко распространена. Греческая мифология содержит истории о двух видах — титанах и гигантах — оба очень значимы для тех времен, когда мир только зарождался. Легенды о титанах и гигантах были записаны относительно поздно, поэтому их источники трудно установить. И те и другие описаны исходя из множества традиций, восходящих к периоду зарождения человечества. Эти легенды после частых пересказов сильно видоизменялись.

Титаны, гласит легенда, были одним из древнейших видов существ, населявших землю. Один из титанов, Кронос, стал отцом Зевса, который правил богами на Олимпе. Однако Кронос и другие титаны стали врагами Бога и были повержены им.

У гигантов менее благородное происхождение. По одной версии, гиганты возникли из крови, которая истекла из раны другого древнего существа. Они тоже стали злейшими врагами богов. Вскоре после войны с титанами Зевс принялся за усмирение гигантов. Но Зевс понял, что не сможет побороть гигантов без помощи смертного и позвал Геркулеса. Вместе с Геркулесом боги расправились с гигантами. Война между богами и гигантами — одна из самых распространенных тем в греческой литературе и искусстве.

Нет четкого представления, как выглядели гиганты в греческой мифологии. Некоторые произведения искусства изображают их с человеческой внешностью, другие — как монстров со змеями вместо ног. Иногда их считают доблестными воинами, достойными противниками богов, а иногда описывают как глупых тварей.

Немецкая и скандинавская мифология более богата рассказами о гигантах. Сборник поэм и легенд под названием «Эдда» повествует о начале и конце мира. Первым существом, по Эдде, был гигант Ямир. Бог Один и другие боги появились позже и, кажется, частично брали свое начало от гигантов. Боги начали _ бороться с гигантами и убили всех, кроме одной пары. Она выжила и народила новое поколение гигантов, которые затаили ненависть к богам.

Из финальной схватки богов и гигантов никто не выйдет живым, таким образом, мир умрет.

Кельты, населявшие Британские острова и часть континентальной Европы, также сложили множество преданий о гигантах. Например, они полагали, что гиганты жили в Британии до кельтов. Они были побеждены королем Брутом, который спасся после Троянской войны. Гог и Магог были последними выжившими гигантами. Они были схвачены, и их заставили служить привратниками при дворе Брута в Лондоне.

В этой легенде смешались различные предания. Брут — из римского мифа, такой человек никогда не приходил в Британию. Гог и Магог — из Библии, но они также связываются с северными бродячими племенами, которые вторглись на Ближний Восток в библейские времена. Сама идея о гигантах, возможно, кельтская.

Гиганты прочно вошли в фольклор. Иногда считалось, что они дружны с человеком и помогают ему, хотя и довольно глупы. Гиганты представляли опасность из-за своих размеров и силы, но перехитрить их, по преданиям, мог даже ребенок.

К сожалению, как бы велико ни было желание создать величественную теорию о ныне исчезнувших гигантах, на такое объяснение трудно положиться.

Еще два века назад, казалось, было множество доказательств. В различных частях мира были найдены огромные кости. Они не принадлежали ни одному из известных науке существ, поэтому люди сочли, что они принадлежат гигантам, хотя эти находки не относились к тем гигантам, которые имели, по преданиям, человеческое обличье. Несколько веков назад люди мало знали о реставрации скелетов.

В современном мире не так много больших наземных млекопитающих. Многие из них живут в тропических районах Азии и Африки. Но 10 тыс. лет назад такие млекопитающие обитали в большинстве районов Земли. Особенно многочисленны были мамонты и другие животные, подобные слонам.

Наши предки частенько охотились на мамонтов и других ныне вымерших животных. Они изобразили этих животных на стенах своих пещер. Но это было в доисторическое время. В Европе совсем забыли, что там когда-то жили слоны. По сути, не сохранилось даже никаких легенд о слоноподобных существах, обитавших в Европе.

Все фото с «находками черепов или скелетов гигантов», вроде этого, являются фотошопом

Может, у людей более короткая память, чем считают собиратели мифов?! Найденные кости оказались настоящей загадкой, которую предстояло разгадать. Люди не понимали, что животное, когда-либо созданное, может исчезнуть совсем, так что, если кости не принадлежали ни одному из существующих животных, единственно возможное объяснение — то, что они принадлежали гигантам.

Эта гипотеза, похоже, подтверждалась Библией и традиционными представлениями. Почему гиганты вымерли полностью, хотя такого якобы не могло быть, тогда никого осо бенноне волновало.

Самый типичный случай — гигант из Люцерны. Около этого швейцарского города в 1577 г. были найдены кости большою размера. Ученые долго ломали голову над ними и наконец при гласили эксперта из Базеля доктора Феликса Плейтера. Доктор, который в совершенстве знал анатомию, объявил, что кости принадлежат гиганту высотой более 6 м. Доктор Плейтер даже зарисовал этого гиганта. С этого наброска были сделаны рисунки и гравюры, гигант даже был изображен на гербе Люцерны. Кост и же выставили на всеобщее обозрение.

Спустя века человек значительно продвинулся в изучении анатомии и доисторического мира. Кости были показаны не мецкому зоологу Иоанну Фридриху Блюменбаху. Он определил, что они принадлежат мамонту. Есть и множество других случаев, когда большие кости вымерших животных ошибочно относили к гигантам. Раскопки таких костей, несомненно, увеличили веру людей в великанов.

Гигант из Люцерны

Это не были кости динозавров, так как они вымерли миллионы лет назад. Кости динозавров чаще по коятся глубоко в каменных породах, и их трудно извлечь. Кости млекопитающих, однако, лежали в земле не так долго. Часто их находят под несколькими метрами или даже в полуметре от земли, они могли быть легко выкопаны случайно или вымыты во время сильного дождя.

Может быть, легенды о гигантах возникли в связи с раскопками этих огромных костей? С одним видом гигантов, может, так и случилось. Речь идет о циклопах, чудовищах из ранних греческих легенд, которые досаждали Одиссею. Легенды о циклопах возникли, когда были обнаружены черепа слонов в местах, где слоны больше не обитали. У черепов была закругленная форма, и они очень походили на человеческие.

Два самых очевидных отличия во-первых, череп слона, разумеется, больше и, во-вторых, в середине лба имеет отверстие. Полагали, что оно является глазницей гиганта, позже оказалось, что это сильно увеличенное носовое отверстие. Но для впечатлительных людей, не слишком разбирающихся в анатомии слонов, череп все равно принадлежал одноглазому гиганту.

Австрийский палеонтолог Отенио Абель писал: «Мореплаватели во времена Гомера, сбившиеся с курса и находившие такие черепа в пещерах на берегу Сицилии, никогда не видели слонов. Поэтому они решили, что это черепа огромных существ с одним глазом на лбу. Так, возможно, и появился миф об одноглазых циклопах. Как и большинство других легенд о гигантах, он основан на находках костей больших млекопитающих».

Череп слона

Мы не знаем точно, что думали греки во времена Гомера об ископаемых черепах слонов, но многие, увидев череп этих больших вымерших животных, говорили, что он принадлежит циклопам. Греческий философ Эмпедокл, живший в V в. до н.э., опознал в черепе слона череп Полифема, циклопа из Одиссеи.

Через 2000 лет Джованни Боккаччо, итальянский писатель, осмотрел другой слоновий череп с Сицилии и также заявил, что перед ними череп Полифема. Боккаччо установил, что рост циклопов равнялся 90 м!

Отец Атанасий Кирхер, живший в XVII в., немецкий иезуит и знаменитый ученый, обладавший богатым запасом знаний и еще более богатым воображением, также признал в подобной находке череп Полифема. Но, по его расчетам, гигант был всего-навсего…10 м высотой.

В 1520 г. корабль Магеллана остановился у берегов Патагонии. Шелых два месяца считалось, что близлежащие земли необитаемы, как вдруг… Предоставим слово Пигафетте — итальянцу, который вел дневник экспедиции:

«Неожиданно мы увидели на берегу великана, почти нагого. Он прыгал, и пел, и бросал себе на голову песок и землю. Капитан послал туда одного из подчиненных и приказал ему также прыгать и петь, чтобы абориген успокоился и уверился в нашем дружелюбии. Двигаясь быстро и все время пританцовывая, матрос подвел великана к месту, где его ожидал капитан. Когда он нас увидел, его сковал страх и удивление. Веря, что мы спустились с неба, он то и дело показывал пальцем вверх. Это был исполин, так что даже самые представительные из нас достигали ему только до пояса, кроме того, он был ладно сложен, с очень крупным лицом, расцвеченным красной краской».

Из этого сообщения легко сделать вывод, что команда Магеллана встретилась с человеком ростом 3,5 метра. А тот, в свою очередь, принял их за существ, прилетевших с неба, потому что ждал их.

Не здесь ли кроется разгадка? Ведь появление и исчезновение гигантов произошло внезапно, не оставив эволюционных следов на Земле. Невольно напрашивается вывод о том, что великаны не земляне. И что привезли их на нашу планету на короткое время…

Рефаимы

Основная статья: Рефаим

Рефаимы (רפאים) — общее название доханаанского (первого из двух периодов эпохи патриархов, относящейся к 2000—1700 годам до н. э; то есть до библейского Ханаана, впоследствии Финикии) населения, жившего по обоим берегам Иордана и отличавшегося своим непомерно высоким ростом (см. Втор. 3:11 / 2Цар. 21:16—22 / 1Пар. 20:4, 1Пар. 20:6, 1Пар. 20:8).

В рассказе ο войне четырёх царей (Быт. 14:1 и сл.) среди народов, ими побеждённых, упоминаются также рефаим, замзуммим, эмим и хори, которых Второзаконие («Втор. 2, 10 и сл.») считает аборигенами Палестины. Рефаимы уподобляются анакимам (Anakim). За исключением одних лишь хоритов, всем этим народам приписываются огромная сила и высокий рост. Накануне завоевания израильтянами Ханаана из всех рефаимов оставался в живых только один Ог, царь башанский, к востоку от Иордана («Втор. 3:11»). Рефаимы жили в древности у Эфраимских гор (Нав. 17:15; «гора Ефремова»), а название «долина рефаимов» указывает, что их местопребывание было вблизи Иерусалима (Нав. 15:5; Нав. 18:16). В эпоху Давида, очевидно, родиной этих гигантов служил город Гат (Геф; см. 1Пар. 20:6-8; «сражение в Гефе»).

> См. также

  • Сыны Божии
  • Сокращения в Библии
  • Колесо духов
  • Аргус

Кто такие Рефаимы?

Спрашивает Сергей
Отвечает Игорь, 12.03.2008

Здравствуйте, Сергей
Рефаимами называют исполинов, живших во многих местах Палестины во времена Авраама, а может быть и раньше.
Вот, что пишет Библейский словарь Брокгауза:

Исполины — Представители племен людей, отличавшихся необычайно высоким ростом. С остатками этих племен израильтяне столкнулись при покорении Ханаана. До моавитян и аммонитян на вост. берегу Иордана жили емимы и замзумимы (Втор 2:10 и след.,20 и след.). Во времена Авраама И. жили в Аштероф-Карнаиме (Быт 14:5); землей И. считался и Васан (Втор 3:13, в Синод. пер. пропущены слова евр. текста: «Всю эту часть Васана называли землей Рефаимов»). Последним представителем древнего населения Васана во времена покорения Ханаана израильтянами был царь Ог (ст. 11:Нав 12:4; 13:12). На зап. берегу Иордана израильтяне столкнулись с -» Енаковыми сынами, жившими в горах, и изгнали их; остатки енакимов отступили в землю Фили-стимскую, в Газу, Геф и Азот (Ашдод) (Чис 13:32 и след.; Нав 11:21 и след.; 17:15). Несколько И. участвовало в сражениях Давида с фи-листимлянами (1Цар 17:4; 2Цар 21:16-22; 1Пар 20:4-8). Евр. название этих племен — рефаим (этим же словом обозначены духи умерших, пребывающие в царстве мертвых, Иов 26:5; Пс 87:11, в Синод. пер. — «мертвые»; Ис 14:9 и др.); о них также напоминает название -» долины Рефаимов. В Быт 15:20 И. названы среди других жителей Ханаана; но поскольку их нет в списке хананейских племен (Быт 10:15-18), то, видимо, их следует рас-сматривать как дохананейское население. Данные о росте И. можно получить только из описания Голиафа из Гефа (1Цар 17:4), к-рый был ростом «шести локтей и пяди» (2,925 м), и одного егип. исполина, ростом в пять локтей (2,25 м) (1Пар 11:23). См. также Втор 3:11; 2) в Чис 13:34 сыны Енаковы обозначены как нефилимы (в Синод. пер. — «исполины»), словом, к-рое, кроме назв. места, встречается лишь в Быт 6:4. Согл. этому тексту, нефилимы происходили от смешения «сынов Божиих» с дочерьми человеч. Вопрос о том, кого следует подразумевать под «сынами Божиими», решается по-разному. Распростр. мнение о том, что речь идет о неземных существах, подкрепляется ссылками на Иов 1:6; 2:1; 38:7; Иуд 6 и след. Однако оно противоречит высказыванию Иисуса о сущности ангелов (Мф 22:30), к-рые не могут смешиваться с людьми. Поэтому было высказано предположение о том, что под «сынами Божиими» подразумеваются люди, поклонявшиеся Господу как Богу, но женившиеся на язычницах, безбожных женщинах. Во всяком случае, происхождение племени нефилимов связано с нарушением Божьих установлений.

ИСПОЛИН

Смотреть что такое «ИСПОЛИН» в других словарях:

  • исполин — См … Словарь синонимов

  • ИСПОЛИН — ИСПОЛИН, исполина, муж. (книжн.). Великан, богатырь. || перен. Великий человек, гений (ритор.). Исполин науки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Исполин — Исполины, или нефилим (ивр. נפילים‎ «павшие») в еврейских и раннехристианских писаниях (см. Книга Бытие) мифологические существа, дети ангелов, чьи отцы спускались с небес и брали себе в жёны «дочерей человеческих». В русском Синодальном… … Википедия

  • ИСПОЛИН — великан, богатырь. В переносном смысле выдающийся деятель в какой либо области … Большой Энциклопедический словарь

  • ИСПОЛИН — ИСПОЛИН, а, муж. Великан, богатырь (во 2 знач.). И. науки (перен.; высок.). Дуб и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ИСПОЛИН — (греч. высокий). Великан; крепкий, сильный человек, гигант. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

  • исполин — русск. цслав. исполинъ γίγας (Изборн. Святосл. 1073 г. и др.; Шахматов, ЖСт. 20, I, стр. 21 и сл.), ст. слав. спо ловъ, род. мн. γίγας (Супр.), др. польск. stolim, stolin исполин , кашуб. stolem – то же. Связано с именем спалов, побежденных… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ИСПОЛИН — а; м. Книжн. Человек необыкновенно высокого роста и крупного телосложения; великан, богатырь. // Об огромных скалах, деревьях и т.п. Лесные исполины. Дуб исполин. // О выдающейся личности (писателе, художнике и т.п.). И. мысли. Исполины русской… … Энциклопедический словарь

  • исполин — а; м.; книжн. а) Человек необыкновенно высокого роста и крупного телосложения; великан, богатырь. б) отт. Об огромных скалах, деревьях и т.п. Лесные исполины. Дуб исполин. в) отт. О выдающейся личности (писателе, художнике и т.п.) Исполи/н мысли … Словарь многих выражений

  • исполин — (иноск.) великий муж (как великан в прямом смысле и в нравственном отношении) Ср. Бессмертны вы вовек, о русски исполины, В боях воспитаны средь бранных непогод; О вас, сподвижники, друзья Екатерины, Пройдет молва из рода в род. А.С. Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Исполины

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 ноября 2018 года.

Основная статья: Гиганты в Библии

Исполи́ны или нефили́мы (ивр. ‏נפילים‏‎ «падшие») — библейские персонажи, упоминаемые в Пятикнижии (первые 5 книг Ветхого Завета). По мнению некоторых богословов, были сынами Сифа, за праведный образ жизни именуются сынами Божьими, после смешения с дочерьми Каина от них родились гиганты. Существовала также версия, изложена в апокрифах, что это были существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами.

По другой версии, нефилимы были жестокими великанами, жившими в дни Ноя. Они рождались в результате половых связей злых ангелов с женщинами.

Версия Сада, говорит о том что исполины могли быть существа которые значительно отличались своей внешностью и ростом от других существ населявших землю в то время. Т.е. это могли быть динозавры и другие огромные существа не привычные для народа Иудейского живущего в то время. Новый Русский Перевод (NRT Рим 8:22) говорит о том что «Мы знаем, что все творение до сих пор стонет и мучается, как женщина при родах…» Здесь видно что в Библии используется оборот речи придающей человеческий образ для описания стенаний твари. Версия Сада гласит что следовательно и тварь необычная для того времени живущая в стае/племени могла быть записана в книге Еноха как что-то имеющее связь с человечеством и нечистым.

В Библии рассказывается, что «сыновья истинного Бога (ангелы, см. Иов. 1:6; 2:1; 38:7) начали обращать внимание на человеческих дочерей, на то, что они красивы» (Быт. 6:2). Этими сыновьями Бога были духовные создания, которые восстали против него. Они покинули «подобающее им жилище» на небе, облеклись в человеческие тела и «стали брать себе в жены всех, кого выбирали» (Иуд. 1:6; Быт. 6:2).

Вследствие таких противоестественных отношений на свет появлялись гибридные существа, которые не были обычными детьми (Быт. 6:4). Нефилимы были огромными, злыми великанами, которые наполнили землю насилием (Быт. 6:13). В Библии говорится, что это были «сильные люди, знаменитые в древние времена» (Быт. 6:4). Они были известны своей жестокостью, и другие люди стали брать с них пример (Быт. 6:5; Чис. 13:33).

Описание

Слово «исполины» упоминается в канонических и апокрифических книгах Ветхого Завета:

Бытие

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

— Быт. 6:2-4

Берешит раба

Мидраш Берешит раба говорит:
Семью именами назывались они:
Нефилим (падшие) — ибо привели к падению (гепилу) мира, и выпали (нафлу) из мира, и наполнили мир выкидышами (нефалим) от своего блуда.
Эймим (пугающие) — ибо страх пред ними (эйматам) одолевал всякого.
Рефаим (духи или мертвецы) — ибо каждый, кто видел их, размякал (нирпа), как воск.
Гиборим — рабби Аба от имени рабби Йоханана сказал: Мозг бедренной кости их был длиной в 18 локтей (а вес наполняющего кость мозга 18 весовых мер).
Замзумим — сказал рабби Йосе, сын рабби Ханины: Великие искусники в войне. (От слова замам (умысел), к которому писание прибегает, когда говорит о решении выйти на бой — исполины часто замышляли войну и вели её успешно).
Анаким (великаны) — ибо великое множество ожерелий (анаким) было на их шеях (анаким). (Слова анак (великан) и анак (шея) являются омонимами). Рабби Аха сказал: ибо подвешивали они на шеях (онким) колесо солнца и говорили: пролей нам дожди! (Исполины были солнцепоклонниками и просьба о дожде была обращена к солнцу как молитва. Или же — они были столь высоки, что, потянувшись, могли достичь шеей траектории движения солнца и потому обращали своё требование о дождях к небожителям как угрозу).
Авим — ибо опустошили они мир, и был опустошён мир от них, и привели они к опустошению мира, подобно сказанному: «В руины (ава), руины, руины Я превращу его» (Йехезкель 21:32). Сказал рабби Эльазар, сын рабби Шимона: Ибо были знатоками земли, подобно змее, а в Галилее называют змею (хивья) — ивья.

Числа

там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

— Чис. 13:33

Книга Еноха

И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: «давайте выберем себе жён в среде сынов человеческих и родим себе детей»! Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей.

Сирах

Не умилостивился Он над древними исполинами, которые в надежде на силу свою сделались отступниками;

— Сир. 16:8

Книга Зоар

«Исполины были на земле» — это Аза и Азаэль, потому что поверг их Творец, низведя с уровня вечной святости. Сказано о них: «И птицы да летают над землей». Они представляются людям в виде людей. Но как же они могут изменять свой вид, принимая образ человека? Они принимают несколько образов, и в час, когда опускаются в этот мир, они облачаются в воздух этого мира, и кажутся людьми.

Творец поверг с небес Азу и Азаэля, затеявших мятеж наверху, и они приняли земное облачение, существуя в этом облачении и не имея возможности освободиться от него, вернувшись на своё место, подобно остальным ангелам, и поэтому остались на земле. А затем они начали увиваться за женщинами мира. И доныне, до сего дня, они живут и существуют, обучая колдовству людей. И они порождали сыновей, которые назывались великанами и богатырями. И эти исполины называются также ангелами (бней элоким — сыны Божии).

— Книга Зоар, гл. Берешит, п.423-425

Интерпретации

О происхождении исполинов

Основная статья: Сыны Божии (книга Бытия)

В книгах Библии нет прямых и однозначных указаний на то, кем именно были «Сыны Божьи» (ивр. ‏בני האלהים‏‎, бне́Й-элохи́м) и «дочери человеческие» (ивр. ‏את־בנות האדם ‏‎, эт-бнот адам). Поэтому в мире существует несколько основных версий о них.

  • Существа, родившиеся от союзов ангелов («бней Элоким», сыновей Всевышнего) со смертными женщинами («бнот Адам», дочерями человеческими), красотою которых они пленились. Эта версия изложена в книге Еноха и книге Юбилеев. Так считали Филон Александрийский и Иосиф Флавий.

И Уриил сказал мне: «»Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, — будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь».

— Енох.4:24

  • Сыны Божьи — это люди, мужские потомки праведного Сифа, а дочери человеческие — женские потомки Каина; (так считали Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.).
  • По учению Православной Церкви «сыны Божии» — это потомки (мужчины и женщины) Сифа (или сифиты), а «дочери человеческие» — это потомки (мужчины и женщины) Каина (каиниты), при этом Всевышний Господь показал будущим поколениям, что браки между ними незаконны. Поэтому Он сделал так, что от этих браков рождались исполины, то есть великие в телосложении и грехе. После Великого Потопа история стала повторяться, но еврейский народ, как носитель истинной веры, искоренил их (Ог царь васанский (Втор. 3:11), Голиаф и другие).
  • В Талмуде есть вариант толкования, что «сыны Божьи» — сыновья господ, знатных людей, а «дочери человеческие» — это дочери простолюдинов, крестьян.
  • «Сыны Божьи» — это вообще любые праведные люди, верующие в Бога, а «дочери человеческие» — грешные женщины-язычницы.

О росте исполинов

Распространено мнение, что исполины были громадного роста. Косвенное указание на рост исполинов дано в книге Второзаконие (3:11): «одр железный», — ложе Ога (относящегося к исполинам) имело размеры в 9 локтей в длину и 4 локтя в ширину (4,05 на 1,80 м, если принять длину библейского «локтя» за 45 см). В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста: Втор. 2:10-11, 2:20-21; Нав. 12:4, 13:12.

В апокрифической книге Еноха рост исполинов был невероятно огромен — «Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей».

Описание роста Амореев из книги по иудаизму ( 135 г. Н.э.):

Нечестивый император Адриан, который завоевал Иерусалим, хвастался:” Я завоевал Иерусалим с великой силою. Рабби Иоханан бен Заккаи говорит ему: “Не хвались. Если бы не воля Божья, вы бы не завоевали его. Рабби Иоханан взял Адриана в пещеру и показал ему останки Амореев, которые были похоронены там. Один из них измеряется 18 локтей (приблизительно 10 метров, – прим. авт.) в высоту. Он сказал: “Когда мы были достойны, такие люди были разбиты нами но теперь, за грехи наши, вы победили нас»

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

> См. также

  • Инеистые великаны
  • Рефаимы
  • Гиганты в Библии
  1. Священное Писание — Перевод нового мира на jw.org
  2. Velká potopa
  3. Mojžíšova6 (Бытие 6) // bibleserver.com (cheske)
  4. Мидраш Берешит раба 26:7
  5. 1 2 Берешит 6:4
  6. Дварим 2:11
  7. Берешит 14:5
  8. Дварим 2:20
  9. Дварим 1:11
  10. Дварим 2:23
  11. Книга Зоар, гл. Берешит, п.423-424 (недоступная ссылка)
  12. см. Книга Еноха 2:9
  13. Выдержка из древних иудейских книг, перевод Артура Херцберга c. 155-156, Джордж Бразиллер, Нью-Йорк: 1962 г
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 марта 2016 года.

Нефилимы: темное место в Библии

Вполне возможно, что земные дети ангелов обладали отнюдь не милым и кротким характером

В 6-й главе Книги бытия, которую многие не любят обсуждать, говорится о неких нефилимах, или исполинах – детях сынов Божьих. Слово נפילים‎ – «нефилим» – одни переводят как «приводящие к падению», другие как «гиганты». Попробуем разобраться, кого в Писании называют Божьими сынами и кто такие нефилимы.

Дети Бога

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Бытие, Глава 6, стихи 1-4

Существует три теории о том, кого считать сынами Божьими. В ортодоксальном иудаизме считается, что имеется в виду некая духовная аристократия, вожди. Среди современных толкователей она популярностью не пользуется – хотя бы потому, что не очень понятно, почему Яхве (одно из имен Бога в иудаизме – прим. ред.) настолько был разгневан фактом сожительства религиозных аристократов, людей благочестивых, с человеческими дочерями, что решил уничтожить мир. А также неясно, почему от этих браков рождались исполины.

Еще один вариант толкования, довольно распространенный в современном христианстве: сыны Бога – благочестивые сыновья Сифа (третий сын Адама и Евы), бравшие в жены «человеческих» женщин. Однако, согласно Писанию, сыновья Сифа как раз благочестивыми не были, в отличие от Ноя и его сыновей. «Затем же с течением времени они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям» – так пишет о сыновьях Сифа Иосиф Флавий.

Опять же непонятно, каким образом обычные мужчины и женщины породили исполинов.

Третий вариант – речь идет о падших ангелах.

Азазель, один из падших ангелов

В Ветхом Завете есть еще несколько мест, в которых упоминаются сыны Божьи. Так, в книге Иова, в 6-м стихе, говорится: «И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Яхве, между ними пришел и Сатана». Сатана тогда просил разрешения сойти вниз и искусить Иова. Люди обычно перед престолом Божьим не предстают; возможно, речь идет об ангелах.

Иов, 38:6: «…Когда все сыны Божьи восклицали от радости». Радовались они сотворению мира, причем в то время, когда человек еще не был сотворен.

В книге Даниила 3:25 говорится: «На это он сказал: вот Я вижу четырех мужей, не связанных, ходящих среди огня, и вид четвертого подобен сыну Божьему». Откуда царю знать, как выглядит сын Бога? Очевидно, он уже видел кого-то из Божьих сынов.

В книге Осии 1:10 сказано: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить. И там, где говорили им: «Вы не мой народ», будут говорить: «Вы сыны Бога живого». Возможно, что имеется в виду следующее: вы уже не будете людьми, а станете чем-то большим.

Дети ангелов

Если принять на веру третью теорию, получается, что нефилимы (они же исполины, титаны, гиганты) – сыновья мятежных ангелов, вопреки воле Божьей вступавших в союзы с человеческими дочерями. Эти «дети порока», в отличие от ангелов, были смертны, а в отличие от своих матерей, не обладали бессмертной душой («ибо они плоть»); Бог ограничил их земной век 120-ю годами, что по ветхозаветным меркам весьма немного.

Так или иначе, ростом нефилимы обладали огромным, аппетит у них был непомерный, а сила во много раз превышала человеческую; они творили беззакония и развращали людей. Некоторые современные толкователи Писания, в частности Джим Стэйли, считают, что появление этих существ было частью плана Сатаны – мол, он собирался генетически модифицировать людей, изменить их по своему образу. Это затруднило бы явление мессии – а значит, сделало бы недопустимым наступление Судного дня, и падшие ангелы вместе с Сатаной остались бы безнаказанными. Именно поэтому появление нефилимов на земле до того разгневало Яхве, что он решил уничтожить весь мир с помощью потопа, пощадив лишь род Ноя.

Орацио Джентилески. Давид и Голиаф

Голиаф и ему подобные

Однако и после потопа сыны Божьи продолжали входить к дочерям человеческим, и нефилимы продолжали появляться на свет. Одним из нефилимов был убитый Давидом филистимлянский воин – великан Голиаф, у которого, кстати, было четыре брата; в Писании упомянуто, что один только наконечник его копья весил 600 сиклей железа (6,84 кг). Принадлежал к исполинам и Ог, царь Васанский; длина его кровати была 9 локтей, а ширина 4 локтя (локоть – это примерно 50 см).

А самое интересное, что археологи время от времени обнаруживают весьма интригующие вещи вроде 120-сантиметровой бедренной кости в долине Евфрата, кости явно человеческой, но принадлежавшей человеку четырехметрового роста.

Нефилимы — гиганты или исполины, упомянутые в священном Пятикнижии, то есть в первых пяти книгах Ветхого Завета. Эзотерика и оккультные науки тоже не обходят этих существ стороной.

В статье:

Нефилимы и их происхождение

Впервые на русском языке это название появилось в Синодальном переводе, где передавалось как «исполины». В последующих переводах исполины стали нефилимами или гибборимами. Чешские переводчики называют их богатырями, гигантами и титанами. Порой их отождествляют с рефаимами, представителями древнейшего населения палестинской земли, они отличались колоссальным по тем временам ростом. Они жили в Палестине в период правления царя Соломона.

Нефилимы, как гласит Ветхий Завет, произошли от ангелов и смертных женщин. То есть сыны божии и дочери человеческие сходились вместе, а от этого союза нарождались диковинные люди огромных сил и роста — нефилимы. Срок их жизни составлял сто двадцать лет, а старость протекала быстро и безболезненно.

Но позже трактовки изменились, и потомки ангелов от дочерей Евы превратились в отщепенцев, порождений соблазна и слабости высших существ.

В священном писании иудеев Торе не только письменные строки — есть Устная Тора, где есть раздел «Мидраш». Название дословно переводится как «изучение чего-либо, толкование», в нём указываются коренные положения еврейского учения, что находятся в Письменной Торе. Мидраш дает семь имён потомков ангелов и человеческих женщин, среди них – «нефилимы», падшие, ибо они – плод падения посланников Бога, порождение блуда тех, кому назначена вечная святость. «Рефаимы» — так называемые мертвецы или духи, их плоть размягчается как воск, а душу поражает животный страх.

Нефилимы — падшие ангелы

Все христиане знают, Дева Мария зачала Иисуса, не узнав мужчины, и зачатие Сына Божьего непорочное. А нефилимы порочно входили к женщинам и вступали с ними в сексуальную связь, отчего нарождались их потомки.

Одна бедренная кость такого создания – восемнадцать локтей. Представляете, какие гиганты!

Нефилимы, падшие ангелы, обучали людей запретным искусствам, творили магию, чем ввергали души смертных в непростительный грех, и им предстояло вечно гореть в Геенне Огненной.

В течение веков Римская католическая церковь опровергала существование нефилимов, а книга Еноха, где они описывались, считалась еретической из-за смелых взглядов автора и его высказываний.

О нефилимах есть множество противоречивой информации, но среди легенд выделяется историю о происхождении созданий. Согласно ей, серафим по имени Шемзахай силой и обманом заставил группу ангелов-отступников сойти на землю, чтобы опекать молодую человеческую расу. Через столетия непорочные и бесполые ангелы стали засматриваться на смертных женщин. Они становились их мужьями, учили магии, тайнам колдовства, гаданий и заклинаний. От этих союзов и произошло племя гигантов.

Нефилимы в Библии описываются как наследники отцов-ангелов, чьи силы и аппетиты колоссальные. Человеческих припасов не хватало для удовлетворения чудовищного голода, поэтому потомки ангелов нападали на людей и поедали их. Война с гигантами оказалась разрушительной для людей, поскольку нефилимы хоть и были в значительном меньшинстве, имели огромную физическую силу и выносливость. Подобными характеристиками обладал легендарный сражённый везучим Давидом Голиаф.

Элохим, нефилим, аннунак — в чем разница

Евреи традиционно полагают, что первый сошедшийся с женщиной ангел – Григорий, его именовали также Наблюдателем. Но в других трактовках нефилимы – есть отголосок мифологии древнего еврейского пантеона, а все описанное в Торе — результат редактуры и переработки веры незапамятных времён.

В направлениях христианства считается, что «ангельские сыновья» – простые люди. И их, нефилимов, распространение стало одной из причин, что заставили Бога во времена Ноя вызвать Всемирный Потоп для уничтожения грешников на земле.

В моменте вхождения ангелов к дочерям человеческим в Библии (Ветхом Завете) множество противоречий, и порождаемых сложностями перевода также. «Элохим», или «Элогим», — это скорее «сыны богинь», нежели потомки небесных созданий. Элохим нефилим — сын богини. В другом переводе «Элохим» означает «светлый».

Согласно писанию Торы, в дни жития Авраама на востоке от реки Иордан области Эдом и Моав населяли потомки Анаков, Анаким. Сын Божий Иисус изгнал их из коренных земель, но горстка сумела сбежать в города Ашдод и Газ. Полагается, что великан Голиаф происходил из этого племени, в его жилах текла кровь Анаким.

Одно и то же ли нефилимы и аннунаки, откуда они произошли, как связаны с мифическим племенем Анаким? На этот вопрос отвечает одно обстоятельство: шумеры богов именовали Аннунаки.

Авраам происходил из города Ур, что принадлежал халдеям, он не знал об этом названии. Оттуда и пошла традиция называть людей исполинского роста словами Анак (единственное число) и Анаким (множественное), чтобы подчеркнуть их враждебность для еврейского народа. Это название практически уравнивает нефилимов с героями шумерского эпоса, такими прославленными, как Гильгамеш и Энкиду.

Считается, что нефилимы – племя людей великанского роста, воинственного и жестокого настолько, что память о них прошла через века в виде легенд о потомках падших небесных посланников. В других версиях, вроде теорий сторонников палеоконтакта — это потомки цивилизации Атлантиды, связанной с пришельцами из других миров, планет. Третья теория гласит, что нефилимы представляли собой плоды смешения ДНК человека и неандертальца. Так это или нет – не известно.

Нефилимы и рафаимы — есть ли разница между ними

Рафаимы или рефаимы, чьё название стало синонимом к слову «нечестивцы», – племя людей исполинского роста, они жили на земле Ханаанской вместе с потомками неправедного Ханаана (прямого сына Хама). Согласно мифологии хананеев, их породили хананейские женщины от падших ангелов. Они являлись к ним при совершении ритуальных оргий под сенью священных древ. Хананеи считали их богами, а получившихся полукровок — за полубогов.

В апокрифах рафаимы описываются как имеющие большой рост, шестнадцать рядов зубов и шестипалые руки — полидактилия среди этого племени распространялась повсеместно. На то, что и легендарный Голиаф был рафаимом, указывает его шестипалость.

Нефилимы и рафаимы – суть одна, но под разными именами. Но есть нюанс в их происхождении: Книга Еноха и Книга Юбилеев говорят, что нефилимы — потомки согрешивших с женщинами Стражей, а рафаимы произошли от других ангелов, поскольку грешные Стражи оказались запертыми до свершения Страшного Суда. Библия гласит, что во время Судного Дня нефилимы и рефаимы не воскреснут, поскольку суть этих существ изначально нечестива.

Разница в отцах считается причиной, что отличала этих потомков ангелов — нефилимы великанского роста, рефаимы считались просто исполинами по тем временам. Также нефилимы жили до Всемирного Потопа, а рефаимы — после. Традиционное место их обитания – горы, откуда они спускались в крайнем случае. Не забывшие о разорявших их племенах гигантов евреи полагали, что рефаимы – восставшие мертвецы, чья сущность противна Небесам.

В память о ходивших по земле гигантах назывались различные места и объекты. Мегалит Гальгар-Рефаим, именуемый также Колесом духов, Эмек Рефаим, иначе прозванный Долиной Рефаимов, а также большая улица в Иерусалиме, что располагается в колониальном районе города.

Во времена Давида и Голиафа рефаимы обитали в городе Гат или Геф. В древности важеный и величественный, о чем свидетельствуют развалины замка. Но бедствия и войны разрушили этот город, а время довершило начатое людьми. Последние упоминания о городе Геф встречаются в истории первых Крестовых Походов, и тогда последние потомки племени рефаимов покинули его.

Единый древний язык нефилимов

Ученые полагают, что существовал и древний единый язык, что стал предком всех современных живых и мёртвых языков, а также языковых семей. Лингвисты предприняли попытки реконструкции и появился признанный научным сообществом праиндоевропейский язык, от него произошли индоевропейские языки, что позже раздробились на множество подгрупп. Все современные языки и наречия — потомки одного великого предка.

Книга Еноха.

Нельзя утверждать, что единый древний язык нефилимов дарован людям ангелами, как нельзя и доказывать обратное. Теория моногенеза гласит, что все языки трансформировались с течением времени. Возможно, что разные языки возникли обособленно друг от друга, древние люди искали средства коммуникации. А язык нефилимов – наследие отцов, помимо роста, силы и чудовищного аппетита.

Главная книга о нефилимах – книга Еноха, где ведётся речь о падении ангелов. В течение тысячелетий этот апокрифический труд недоступен. Он вызывает разногласия в церкви самим фактом существования и «неудобными» историями, что в ней записаны.

Такова история Сыновей Божьих, что пали из-за блуда с женщинами. Цитировали книгу Еноха, чтобы доказать греховность женской сути и что они виноваты в соблазнении непорочных созданий. Апостол Павел или Саул, как его еще называли, требовал от женщин прятать волосы. Распущенные косы, как толковал Тертуллиан, вызывали у ангелов и потомков похоть. Также ангелов по легенде влекли открытое тело и нескромный взгляд.

Нефилимы из плоти и крови, ангелы, в современной мифологии они считаются существами бестелесными, полагались как тоже материальные. Таковая точка зрения, что описывается в Книге Еноха, стала непопулярной, а отцы церкви приложили усилия, чтобы этот трактат прекратили переписывать.

Это началось в четвертом веке от Рождества Христова, а потом церковь тщательно подчистила и удалила указания на материальность божьих вестников, а также их имена. Имя Гадриэля — сбившего праматерь Еву с истинного пути ангела. Кроме Киги Еноха имя не встречается в других источниках. Благодаря заново обретённым текстам, что нашлись в 18 веке в пещере близ Мёртвого моря, мы можем ознакомиться с другой Библией, иной стороной происходящих в ней событий.

Сами ангелы описываются как пресветлые мужи, облика не виданного смуглыми иудеями. Их лица сияли точно солнца, очи горели как зажжённые свечи. Уста извергали пламя. А одеяния подобны перьям.

В других разделах Книги Еноха описания упрощались — ангелы, как люди, с кожей белой, как снег. Сам Ной имел волосы «белые как шерсть ягнёнка». В его жилах текла кровь божественных вестников и из-за этого, а также праведности Ноя Бог выбрал его проводником Своей воли?

Помимо значений «мертвец», «нечестивый», слово нефилим имеет и другой смысл, переводится как «змей». Нельзя не вспомнить змея, что искусил прародителей человечества в Эдемском саду. Но ангел Гадриэль лишь отворил врата Люциферу, а тот сделал всё сам — убедил Еву взять яблоко, накормить им Адама.

Нефилимы — древние историко-мифические создания, как и рафаимы, что произошли от падших ангелов. История гласит, что они воинственные, охочие до женщин, еды и золота. Хорошо, что они сегодня не ходят по земле и у нас нет страха перед гигантами.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *