После крещения Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола. Постившись там сорок дней и сорок ночей, Он, наконец, ощутил голод. Тогда приступил к Нему искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Иисус ответил сатане словами из Священного Писания: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Тогда дьявол решил искушать Его также словами из Писания. Он вознес Иисуса на крышу храма и сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»». Иисус сказал ему: «Написано также: Не искушай Господа Бога твоего». Еще раз дьявол решил искусить Иисуса. Он вознес Его на весьма высокую гору, показал Ему все царства мира и славу их и сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Тогда Иисус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи»». Тогда побежденный дьявол оставил Иисуса, и ангелы приступили и служили Сыну Божию. Мы тоже сможем победить искушения сатаны, по примеру Иисуса: с помощью слова Божиия и молитвы.

Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 4:1-11.

(Матфей, 4:1-11; Марк, 1:12-13; Лука, 4:1-13)

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. (3) И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. (4) Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (5) Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, (6) и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. (7) Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (8) Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их (9) и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. (10) Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (11) Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

(Мф. 4:1-11)

Для иконографии Искушения Христа в пустыне (далее просто — Искуше­ние) значение имеют главным образом рассказы Матфея и Луки, поскольку Иоанн вообще ничего не говорит на эту тему, а очень краткое свидетельство Марка не дает ничего нового в сравнении с рассказами Матфея и Луки, но так как Марк все-таки упоминает об Искушении, мы включили его в число евангельских источников для этого сюжета.

Поскольку в Евангелии прямо не говорится, каким Духом возведен был Иисус в пустыню, высказывалось предположение, что это был дух зла, то есть тот, что искушал Христа. Но это противоречит буквальному смыслу рассказа Евангелия. Лука говорит, что «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1). Далее, Матфей говорит: «Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола» (курсив мой. — А. М.). Здесь явно противопоставляется Дух, который несомненно есть Дух Святой, диаволу.

Матфей и Лука перечисляют конкретно три искушения Иисуса Христа. Лука, однако, говорит, что в пустыне «сорок дней Он искушаем от диавола» (Лк. 4:2). «И окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13; курсив мой. — А. М.). Таким образом, и в пустыне искушений было больше, но о них не рассказано, и в дальнейшей земной жизни Иисуса диавол не оставлял Его. И действительно, искушения повторялись во все время общественного служения Иисуса Христа, и если не непосредственно от диавола, то через него от других лиц: искушали Его Апостол Петр, уговаривая отстранить от себя предстоящую смерть на кресте; фарисеи, требуя знамения в небе или когда привели к Нему грешницу, спрашивая Его, как с ней поступить, или домогаясь Его ответа на вопрос о плате подати кесарю; искушали Его на кресте словами самого диавола — «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф. 27:40). Однако в искусстве сюжет Искушение Христа подразумевает, как правило, изображение искушений Его в пустыне, то есть тех, что описаны у Матфея и Луки.

Лука, если сравнить его рассказ с рассказом Матфея, меняет последователь­ность искусительных предложений диавола. Так, искушение на крыле храма, то, что у Матфея — второе, у Луки — третье, тогда как вторым он делает искушение на высокой горе.

Одним из наиболее ярких воплощений темы искушений Христа является фреска Сандро Боттичелли в Сикстинской капелле. Обычно ее называют «Исцеление прокаженного и искушение Христа». Такое название свидетельствует о том, что беглый и поверхностный взгляд на фреску ухватывает лишь центральный момент сюжета – фигуры диавола и Христа «на крыле храма» (второе, согласно Матфею, искушение). Между тем, художник в полном соответствии с приведенным выше рассказом Матфея изображает на этой вреске все три искушения, причем, именно в том порядке – слева направо, – как о них повествует Матфей.

Сандро Боттичелли. Искушения Христа.

Рим. Ватикан. Сикстинская капелла.

Сандро Боттичелли. Искушения Христа.

Рим. Ватикан. Сикстинская капелла. Деталь

Некоторые авторы (Д. Штраус) усматривают в этой перемене очередности искушений желание Луки привести Иисуса сначала на гору, а затем в Иерусалим, однако считают эту перестановку неудачной: «искушение поклонением Сатане является несомненно самым значительным из требований Сатаны; оно составляет высшую ступень и естественным образом должно быть отнесено к последнему акту» (Штраус Д. С. 73). Мы «нумеруем» искушения Иисуса согласно Матфею.

Искушение в пустыне (не только Иисуса) — излюбленная тема христианс­кого искусства, открывавшая простор для фантазии — порой безудержной — художников. Всех христианских святых, удалявшихся в пустыню, подстерегали искушения (см. жития Св. Антония Великого, Иеронима и других). Пустыня, как считали древние, была традиционным обиталищем демонов.

Из трех искушений Христа художники предпочитали изображать первое — эпизод с камнями (у Луки — с одним камнем; это различие также нашло отражение в живописи). Обычно сцена представляет собою каменистую мест­ность, где перед Христом предстает искуситель. «В каком именно виде присту­пил он, — рассуждает Ф. Фаррар, — в виде ли духа тьмы или Ангела света, в образе ли человеческом или как вещественное внушение, — этого мы не знаем, да и не можем знать. Мы должны просто следовать евангельскому повествова­нию и довольствоваться его данными, не утверждая с бездушным Догматизмом невозможности и того, что в нем не было ничего аллегорического, но имея в виду постигнуть те глубокие нравственные уроки, которые только и касаются нас и могут подлежать бесспорному толкованию» (Фаррар Ф. С. 71).

В романском и готическом искусстве, а также в искусстве Раннего Возрож­дения искуситель предстает в обличье типичного, как тогда представляли себе, духа тьмы — демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (Дуччо).

Дуччо. Искушение (третье) Христа в пустыне (1308—1311). Нью-Йорк. Собрание Фрик.

Художники итальянского Высокого Возрождения чаще изображали его в виде миловидного юноши — «падшего Ангела» (Тициан). Дабы подчеркнуть хитрость и коварство диавола, художники нередко представляли его в этой сцене в облике старца в монашеской рясе, при этом диавол выдает себя здесь своими козлиными копытами вместо ног или когтями, торчащими из-под рукавов (Мастер замка Лихтенштейн; первое искушение является глав­ной темой картины, второе и третье изображены на заднем плане).

Встречаются также изображения отдельно третьего искушения: Иисус стоит на горе, вокруг — архитектурный пейзаж («все царства мира»; не путать со «святым городом» из второго искушения) (Дуччо). Присутствие Ангелов (Дуччо, Гиберти) ясно указывает на первоисточник — приведенный выше рассказ Матфея, а не Луки, поскольку у последнего об Ангелах ничего не говорится.

Гиберти. Искушение (третье) Христа в пустыне (первая половина XV века).

Флорен­ция. Двери баптистерия.

Иногда диавол изображается низвергающимся вниз головой. В таком виде его гибель напоминает некоторые изображения смерти Иуды Искариота, в основе которых лежит свидетельство Деяний Апостолов: «(…) и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:18).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ

Дуччо. Искушение (третье) Христа в пустыне (1308—1311). Нью-Йорк. Собрание Фрик.

Гиберти. Искушение (третье) Христа в пустыне (первая половина XV века). Флорен­ция. Двери баптистерия.

Тициан. Искушение (первое) Христа в пустыне (ок. 1540—1545). Миннеаполис. Институт искусств.

Мастер замка Лихтенштейн. Искушение Христа в пустыне (первая половина XV века). Вена. Австрийская галерея.

Сандро Боттичелли. Искушения Христа и исцеление прокаженного. Рим. Ватикан. Сикстинская капелла.

Сандро Боттичелли. Искушения Христа и исцеление прокаженного. Рим. Ватикан. Сикстинская капелла. Деталь

Иван Крамской
Христос в пустыне. 1872
Холст, масло. 180 × 210 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Христо́с в пусты́не» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 651). Размер картины — 180 × 210 см.

«Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Художник рассматривает религиозный сюжет с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа.

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим её суровым ландшафтом.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 4:1-11
  • Евангелие от Луки — Лк. 4:1-13

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста. Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. На вопросы, которые задавали зрители художнику: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой? — я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», — писал Крамской. Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней.

История

В поисках «своего» Христа

Голова Христа (1863)

Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863—1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин — он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» (1863, холст, масло, 55,5 × 41,5 см), в настоящее время хранится в Музее изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

Первый вариант картины (1867)

В 1867 году Крамским был написан первый вариант картины, изображающей Христа. Известно, что для этой картины ему позировал конкретный человек — крестьянин Строганов из слободы Выползово Переяславского уезда. Однако этот вариант не удовлетворил художника, поскольку Крамской посчитал ошибочным решение использовать вытянутый по вертикали формат холста, который практически весь был занят сидящей фигурой Христа, так что практически не оставалось места для изображения каменистой пустыни.

В конце 1869 года Крамской посетил ряд европейских музеев, сначала в Германии, а затем в Вене, Антверпене и Париже, знакомясь с искусством старых и новых мастеров, но при этом находясь в поисках «своего» Христа.

Работа над картиной

Крамской начал писать основной вариант картины «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. После этого он ездил в Крым — в Бахчисарай и Чуфут-Кале, чтобы пережить чувство, испытываемое человеком на пустынных горных возвышенностях.

Голова Христа (этюд)

Он продолжил писать картину летом 1872 года на даче под Лугой (усадьба Ильжо), где он поселился вместе с художниками Иваном Шишкиным и Константином Савицким. Как писала в биографии Крамского Анна Цомакион,

К. А. Савицкий, живший этим летом вместе с Крамским, рассказывал потом Репину, что он, «страдая в то время удушьем, часто не мог спать по ночам, иногда до рассвета, и был невольным свидетелем, как Крамской, едва забрезжит утро, в одном белье, пробирается тихонько в туфлях к своему «Христу» и работает, бывало, забывшись, просто до упаду иногда». «Вот уже пять лет неотступно Он стоял передо мной; я должен был написать Его, чтобы отделаться», — писал Крамской Васильеву. С волнением, не лишённым горечи, думал он о том, как примут люди эту песню его души, что скажут, поймут ли её: «Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа», и потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в него и критику свою разводить».

Крамской пробыл на даче под Лугой три месяца, с конца июня до конца сентября 1872 года (по старому стилю), продолжая свою работу над картиной «Христос в пустыне».

После создания

Картина была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») осенью 1872 года. Она произвела большое впечатление на посетителей выставки. Как вспоминал сам Крамской,

Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…

В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Узнав об этом, Крамской написал письмо, где он отказывался от этого звания, желая оставаться независимым от Академии.

Хохот (Радуйся, царю иудейский)

У Крамского было несколько предложений от желающих приобрести эту картину — в частности, от Козьмы Солдатёнкова и от Академии художеств. Но первым, кому он назвал свою цену — 6000 рублей, был Павел Третьяков, который тут же приехал и купил картину для своей коллекции, которая впоследствии составила основу Третьяковской галереи. В письме к художнику Фёдору Васильеву Крамской писал: «Приехал Третьяков, покупает у меня картину, торгуется и есть с чего! Я его огорошил, можете себе представить: за одну фигуру вдруг с него требуют не более не менее, как шесть тысяч рублей. Как это Вам кажется? А? Есть от чего рехнуться… Вот он и завопил! А все-таки не отходит». По словам самого́ Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин. По его признанию, «Спаситель Крамского мне очень нравился <…>, почему я и спешил приобрести его, но многим он не очень-то нравится, а некоторым и вовсе. По-моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время — может быть я ошибаюсь».

Через пять лет после окончания работы над «Христом в пустыне» Крамской начал работу над другим монументальным полотном, продолжающим тему жизни Христа, — «Хохот», также известным под названиями «Радуйся, царю иудейский» или «Христос во дворе Пилата». На нём должно было быть изображено поругание Христа после суда Понтия Пилата и последовавшего за ним бичевания. По замыслу художника, это было гигантское полотно (холст, масло, 373×501 см), и он работал над ним пять лет, с 1877 по 1882 год, но так и не закончил его. Неоконченное полотно хранится в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Критика

Критик Владимир Стасов писал в своём очерке «Творчество Ивана Николаевича Крамского»:

В 1872 году Крамской написал своего «Христа в пустыне», превосходную картину, полную сердечности и некоторого элегического настроения: она носила на себе следы глубокого изучения Иванова и горячих симпатий к его новому направлению.

А писатель Иван Гончаров так отзывался о картине «Христос в пустыне»:

Художник глубоко уводит вас в свою творческую бездну, где вы постепенно разгадываете, что он сам думал, когда писал это лицо, измученное постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира — но добывшее себе силу на подвиг.

Вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, сжалась — не от голода, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей — в борьбе сил духа и плоти — и, наконец, в добытом и готовом одолении. Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия — будущая судьба мира и всего живущего кроется в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем — в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой.

Картина «Христос в пустыне» на почтовой марке России 2000 года

Высоко ценил картину Крамского и Лев Толстой — в письме Павлу Третьякову он писал, что Христос Крамского — «это лучший Христос, которого я знаю». Да и сам Павел Третьяков в другом письме Льву Толстому отмечал: «Более всех для меня понятен «Христос в пустыне» Крамского. Я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, что это сделал русский художник…».

Встречались и отрицательные отзывы — например, Александр Бенуа считал образ Христа в исполнении Крамского «неудачным», полагая, что «сам Крамской в точности не знал, зачем он взялся за эту тему, каково вообще его душевное отношение к Христу».

Уже в советское время искусствовед Георгий Вагнер писал:

Увлекший И. Крамского образ — это никакой не миф, не религиозная модернизация революционно-демократических идей эпохи разночинцев. Это внутреннее движение души необыкновенно чуткого художника, одаренного даром божественного озарения. <…> В основе картины лежит не надуманная идея выбора пути («Куда пойти — направо или налево?»), и еще менее — борьба божественности с дьяволом. Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого.

Большое значение картины «Христос в пустыне» в истории русской живописи признаётся и зарубежными искусствоведами.

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 292—293. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  2. Крамской Иван Николаевич — Христос в пустыне (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 27 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  3. Крамской Иван Николаевич — Христос в пустыне, 1872 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 27 сентября 2012.
  4. Крамской Иван Николаевич (HTML). Большая Советская Энциклопедия. Проверено 4 июня 2013. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 В. И. Порудоминский. Крамской (часть 16) (HTML). tphv.ru. Проверено 3 июня 2012. Архивировано из первоисточника 4 июня 2013.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Кононенко Р. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — ISBN 978-5-87107-186-1.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Ионина Н. A.. Крамской И. — Христос в пустыне (HTML). «Сто великих картин», издательство «Вече» (2002), www.nearyou.ru. Проверено 28 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  8. 8,0 8,1 8,2 Иван Николаевич Крамской — Христос в пустыне (1872) (HTML). www.kramskoy.info. Проверено 27 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  9. Петрушевский Ф. Ф. Крамской, Иван Николаевич (HTML). ЭСБЭ, ru.wikisource.org. Проверено 12 июня 2013.
  10. 10,0 10,1 10,2 А. И. Цомакион. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность (HTML). az.lib.ru (1891). Проверено 5 ноября 2014. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  11. Илья Репин. Далекое близкое (Автобиография) — Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя. (HTML). ilyarepin.ru. Проверено 3 июня 2013. Архивировано из первоисточника 4 июня 2013.
  12. Русское искусство XVIII — начала XX вв (HTML). Музей изобразительных искусств Республики Карелия — artmuseum.karelia.ru. Проверено 3 июня 2013. Архивировано из первоисточника 3 июня 2013.
  13. Крамской И. Н. — Голова Христа. 1863 (HTML). media.karelia.ru. Проверено 3 июня 2013. Архивировано из первоисточника 3 июня 2013.
  14. 14,0 14,1 Александр Носков, Ольга Набокина. Луга старого времени — Шишкин под Лугой (HTML). www.new-luga.ru. Проверено 12 июня 2013. Архивировано из первоисточника 13 июня 2013.
  15. Про художников и помещиков (HTML). ильжо.рф. Проверено 12 июня 2013.
  16. Товарищество передвижных художественных выставок — Иван Николаевич Крамской (HTML). tphv.ru. Проверено 27 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  17. Библейский сюжет — Христос в пустыне (HTML). www.neofit.ru. Проверено 6 октября 2012.
  18. Выставка одной картины. И. Крамской. Христос в пустыне (HTML). www.akmar.info. Проверено 6 октября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  19. А. П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве (Глава X: И.Н. Крамской) (HTML). tphv.ru. Проверено 3 июня 2012. Архивировано из первоисточника 4 июня 2013.
  20. Татьяна Юденкова. Неустанное служение — К истории коллекции П.М. Третьякова (HTML). Наше наследие — www.nasledie-rus.ru. Проверено 27 сентября 2012.
  21. Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — С. 151. — 448 с.
  22. Ю. А. Пелевин. Крамской, Иван Николаевич. Хохот («Радуйся, царю иудейский»). 1877–1882. ГРМ (HTML). Российский общеобразовательный портал — artclassic.edu.ru. Проверено 3 июня 2013. Архивировано из первоисточника 4 июня 2013.
  23. В. В. Стасов. Творчество Ивана Николаевича Крамского (HTML). art19.info. Проверено 28 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 1 ноября 2012.
  24. И. А. Гончаров. «Христос в пустыне». Картина г. Крамского. — Москва: Художественная литература, Собрание сочинений в 8 томах, 1972—1980. — Т. 8. — С. 73.
  25. Л. Н. Толстой. Письмо П.М. Третьякову (14 июля 1894 года). — Москва: Художественная литература, Собрание сочинений в 22 т., 1984. — Т. 19.
  26. А. П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве (Глава V: Женитьба) (HTML). tphv.ru. Проверено 3 июня 2012. Архивировано из первоисточника 4 июня 2013.
  27. Александр Бенуа. Статья о Иване Николаевиче Крамском (HTML). tphv.ru. Проверено 4 июня 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2013.
  28. Walther K. Lang. The «Atheism» of Jesus in Russian Art: Representations of Christ by Ivan Kramskoy, Vasily Polenov, and Nikolai Ghe (HTML). Nineteenth-Century Art Worldwide (Volume 2, Issue 3, 2003) — www.19thc-artworldwide.org. Проверено 5 июня 2012. Архивировано из первоисточника 6 июня 2013.

Ссылки

  • «Христос в пустыне» в базе данных Третьяковской галереи
  • Christ in the Wilderness, 1872, Ivan Kramskoy, Google Art Project, www.googleartproject.com

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Сейчас идет Великий пост. Он начался 2 марта и продлится до 18 апреля. А в ночь на 19-е над российскими, украинскими, белорусскими, молдавскими и городами других страх разольется дивный колокольный звон, который будет означать, что наступило Светлое Христово Воскресение — Пасха. А пока — Великий пост. Продлится он 40 дней и называется Четыредесятницей. Хотя, на самом деле, длиться он будет 48 дней, потому что за Четыредесятницей последует еще Страстная седмица. Но, все же, почему именно 40 дней? С чем связана именно такая продолжительность?

Начиная с реки
В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея и Илии. В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Иисус Христос не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим. Что же происходило там, в пустыне?
В Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в искушении Иисуса?
Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос –- всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься –- и крестился, захотел наложить на себя пост -– тоже понятно, ну а искушения –- они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета –- воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать — и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?
Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и, как пишет Апостол Иоанн, нет в Нем никакой тьмы. Так что сатана абсолютно напрасно старался. Но, между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. О чем же может идти речь?
В I веке в Иудее начали сбываться одно за другим ветхозаветные пророчества. Из-за этого многие и многие ожидали пришествия Мессии (греч. Христос). Вместе с этими многими Мессию ожидал и… дьявол — чтобы если не убить, то хотя бы помешать Ему исполнить свою миссию. К примеру, все помнят из Евангелия, как, словно по сатанинской воле, царь Ирод, только услыхав, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, велел убить в городе всех младенцев. И кто знает, не повторил бы попытки убийства Спасителя еще в детстве, если бы дева Мария открыто объявила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус.

Кадр из мини-сериала «Библия» (2013 г.)

Поэтому, как пишет евангелист Лука, «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» — то есть в возрасте зрелого мужчины, по представлениям иудеев, когда человек уже сам отвечает за себя, имеет право говорить и учить в синагоге. И, как говорит Евангелие, первое, что сделал Сын Божий, — это пришел на реку Иордан, чтобы принять омовение (крещение) от Иоанна Крестителя, всеми почитаемого за пророка и праведника.
Крещение Иоанна было крещением покаяния — иными словами, люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением публично свидетельствовали о своих грехах и просили у своего Создателя прощения. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «Я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем как о Спасителе мира, но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел… креститься!
Естественно, можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос: как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?
Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме девы Марии. Иисус -– это не просто праведник, он –- Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел он креститься от Иоанна — чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: он, не имеющий на Себе никакого греха, — не гнушается грешными людьми, он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, –- и вот он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.
Исследователь Екатерина Прогнимак пишет, что на свете, без сомнения, нет ни одного полностью праведного человека, свободного от греха. В отношениях между людьми всегда бывает так, что кто обидел любимого хоть однажды, кто нарушил в отношении него хоть одну заповедь любви –- нарушил тем самым их все. Отношения человека и Бога должны быть именно отношениями любви, и тогда о какой праведности может идти речь, как человек может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был виноват абсолютно ни в чем, принимая крещение, тем самым Он взял на себя абсолютно все грехи, а не только те, которые были названы вслух на берегу Иордана. Будучи невиновным, Он позволил обвинить Себя одного -– во всем.
Вспомните крылатую фразу «взять грех на себя» или «взять вину на себя». В своем собственном смысле «взять грех на себя» относится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осознавшего после крещения Христа, зачем Тот пришел на землю: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29).
Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже, без сомнения, был безгрешен». По сути, Христос взял на себя болезнь нашей природы, с которой мы сами не можем справиться, -– взял, чтобы исцелить нас от нее и уничтожить саму причину этой болезни –- грех. Не зря праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, ведь Бог Отец, произнесший в момент крещения Иисуса слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), явил всему миру откровение о Своей любви к людям, ради спасения которых отдал Сына.
40 дней одиночества
Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна, но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен -– смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть — но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.

«Искушение Христа». Мозаика собора Святого Марка (Венеция)

Как отмечает Екатерина Прогнимак, Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать, но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды, то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней — точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф. 4:2) лишь напоследок — и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы — сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!), то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.
Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой.
Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела», ведь на самом деле это средство очистить разум и душу.
«Veni, vidi, vici» не получилось
Как мы уже сказали выше, дьявол ожидал Мессию. И ожидал очень долго. Одного сатана не мог представить –- что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога, а тем более падший дух. Дьявол подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане: «князь мира сего». И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся -– и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос. Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус –- это действительно Мессия.
За несколько лет до Рождества Христова после быстрого военного триумфа, во время шествия перед Цезарем несли фразу «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»). Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично быстренько прийти, увидеть и победить.
Но тут падший дух обманулся в своих ожиданиях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто –- если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, –- пишет святитель Василий Великий, –- если б чрез алкание (голод) не снизошел до человеческой немощи». И только поймав краткий миг физической слабости Христа, дьявол подступил к Нему –- чтобы обмануться во второй раз…
Не хлебом единым
Ожидая увидеть перед собой пусть и «более могущественного» человека, но, со своей точки зрения, обычного грешника (иначе зачем еще, казалось бы, нужно было креститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встретился… с Самим Богом.
Сатана три раза попытался искусить Создателя. Первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения», -– пишет святитель Иоанн Златоуст.
Дьявол говорит Иисусу Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами (Матфея 4:3). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве.
Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», — заметил блаженный Иероним Стридонский.

Кадр из мини-сериала «Библия»

Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя -– и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве -– Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной.
Вторая неудача сатаны
Не получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, сатана все же не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4:5-б). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу — если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», -– отмечает блаженный Иероним.
Как пишет православный журнал «Фома», второе искушение –- это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете –- что могло бы ярче доказать Божественную природу?
Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это — Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе –- явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спаситель не поддается на эту уловку и отвечает: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4:7). И снова это слова из Второзакония (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Человек.
Что здесь значит ответ Господа, как может человек искушать Бога? Продолжение этой фразы звучит так: как вы искушали Его в Массе (Втор. 6:16). Моисей произносит эти слова потому, что в месте под названием Масса и Мерива евреи, страдающие в пустыне от жажды, искушали Бога, говоря: есть ли Господь среди нас или нет? (Исход 17:7). Они начали сомневаться в истинности бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свойственно искушать Бога, когда Он не дает им чего-либо, по нашему мнению, еще более важного. Против такого потребительски-недоверчивого отношения к Богу и говорит Христос, отвечая сатане.
Кстати, нет ничего странного в том, что дьявол в этом искушении цитирует Библию –- это лишний раз показывает, что знанием Писания можно прикрывать любые цели, в том числе и совсем неблаговидные. Поэтому так важно стараться понять, что стоит за текстом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цитирует Писание… неправильно.
«Ангелам Своим заповедает о Тебе…» — произносит отец лжи строчку из псалма. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: «На аспида и василиска наступишь ; попирать будешь льва и дракона. О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении, как хитрец, он умалчивает, –- снова вскрывает обман дьявола Иероним.
А по поводу той части Иерусалимского Храма, на которой дьявол беседовал с Христом, преподобный Ефрем Сирин заметил, что «даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: не останется в нем камня на камне (Мф. 24:2). Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось». Сейчас это место называют Стеной Плача…
И полцарства тьмы в подарок
В итоге сатана прибегает к своему последнему доводу. Ему так важно помешать Спасителю, заставить Его согрешить, что ради этого он идет на, казалось бы, великие для себя жертвы. «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Евангелие от Луки 4:5—7), или, как удивительно точно сказано у Матфея: «если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9).
Предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневается, что Иисус –- это Спаситель. «Но в третий раз отец лжи уже не спрашивает Его ни о чем, а просто и грубо предлагает «взятку». Предать Отца, поклониться сатане –- и получить мировое господство, получить и власть над людьми, которую можно использовать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так поступить, и не понадобился бы даже Крест — вот дьявол сам предлагает Христу взять Самому в руки власть над миром, предать Бога и ценой этого пусть даже притворного предательства облегчить изначально трудную и при этом еще и смертельно опасную задачу по спасению мира. Наверняка тут была и попытка сыграть на таких элементарных человеческих грехах, как жадность и жажда власти. А еще поклон перед дьяволом означал бы, что Христос признал, будто бы зло непобедимо, будто сатана и вправду всемогущ и правит миром по праву сильнейшего», — пишет Е. Прогнимак.
Но на такое, казалось бы, заманчивое предложение дьявола Иисус ответил лишь: «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). И снова это цитата из Второзакония, но на этот раз Христос уже прямо призывает дьявола с ее помощью вспомнить, Кому на самом деле принадлежит все творение.
Христос призывает падшего ангела снова поклониться Себе как истинному Господу и Богу. И тем более в этот момент становится очевидной ложь врага, ведь тот предлагает Христу власть в обмен… на признание собственной власти. Но разве можно стать владыкой чего-либо, склонившись перед другим «владыкой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.

Крещение Иисуса Христа

Интересно, что от самой власти над миром Христос не отказывается (как этого бы сатане ни хотелось). Нет, Он пришел, чтобы править, как истинный Царь, -– но Царство, которое не от мира сего, и Своих подданных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услышав третий ответ, –- здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.
Но вот вопрос: в чем был бы грех, если бы Иисус превратил камни в хлеб? Очень простой ответ дает в своем «Толковании» Феофилакт Болгарский: «знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех».
Чудеса любви
Кстати, обратите внимание, что чудеса, которые сатана предлагает совершить Христу, сами по себе бессмысленны. Бессмысленны по сравнению с теми чудесами, которые творил Сам Господь. Он кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Вот это настоящие чудеса! Все они были чудесами любви и имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей. И ни одно из них не было сотворено для того, чтобы просто прославиться. Наоборот, о некоторых Своих чудесах Христос попросту запрещал людям рассказывать (хотя они и нарушали запрет –- кто от желания похвастаться, а кто из благодарности).
Он не хотел, чтобы люди слушали Его из страха или любопытства, словно какого-то таинственного чародея. Христу нужны были любящие ученики, которые будут верить Ему просто потому, что Он — это Он.
Поражение дьявола в пустыне можно расценивать как первую победу Христа над царством зла. А ведь если сам генерал темных сил проиграл ключевую битву на этапе разработки штабной стратегии, то потом уже нет никаких шансов у его солдат выиграть войну. Христос победил дьявола навсегда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим ученикам, простым людям, власть изгонять бесов и исцелять людей. В Ветхом Завете не было описано ни одного случая исцеления одержимых сатаной, это казалось совершенно немыслимым для человека -– так что именно поэтому иудеи потом так недоумевали о чудесах Христа и допытывались: какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк. 20:2).
А в самом факте того, что Спаситель был искушаем, нет ничего греховного. Преступление заповеди начинается тогда, когда человек начинает мысленно соглашаться с предложением врага. Отвергнуть же его, едва услышав, -– это не грех, а доблесть! Кроме того, как пишет апостол Павел, Христос должен был во всем уподобиться братьям… ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:17—18).
Сатана будет делать еще не одну попытку искусить Господа и помешать Ему. Он будет пытаться действовать через Его учеников, через обычных людей и, наконец, через физические страдания и распятие. Но он уже никогда не сможет победить Спасителя, и именно то, что Иисус Христос отверг все искушения еще в самом начале Своего служения, послужило залогом будущего Воскресения Его из мертвых — ведь как мог дьявол удержать в своей власти Того, Кто уже оказался однажды сильнее, и как когда-то из-за греха одного человека в мир вошла смерть, так теперь смерть смогла быть побеждена на Кресте из-за того, что один-единственный Праведник, взявший на себя грехи всего мира, Сам не поддался искушению –- и не согрешил.
«В райском саду Адам и Ева не смогли устоять перед искушением -– и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола –- чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца», — пишет Екатерина Прогнимак.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *