— Язык! — вскрикнул литератор (тот, который оказался сволочью), — язык, главное! Язык никуда не годится.

Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он ее выпил, закусил куском колбасы.

— Метафора! — кричал закусивший.

— Да, — вежливо подтвердил молодой литератор, — бедноват язык.

Журналисты ничего не сказали, но сочувственно кивнули, выпили. Дамы не кивали, не говорили, начисто отказапись от купленного специально для них портвейна и выпили водки.

— Да как же ему не быть бедноватым, — вскрикивал пожилой, — метафора не собака, прошу это заметить! Без нее голо! Голо! Голо! Запомните это, старик!

Слово «старик» явно относилось ко мне. Я похолодел.

Расходясь, условились опять прийти ко мне. И через неделю опять были. Я прочитал вторую порцию. Вечер ознаменовался тем, что пожилой литератор выпил со мною совершенно неожиданно и против моей воли брудершафт и стал называть меня «Леонтьич».

— Язык ни к черту! Но занятно. Занятно, чтоб тебя черти разорвали (это меня), — кричал пожилой, поедая студень, приготовленный Дусей.

На третьем вечере появился новый человек. Тоже литератор — с лицом злым и мефистофельским, косой на левый глаз, небритый. Сказал, что роман плохой, но изъявил желание слушать четвертую, и последнюю, часть. Была еще какая-то разведенная жена и один с гитарой в футляре. Я почерпнул много полезного для себя на данном вечере. Скромные мои товарищи из «Пароходства» попривыкли к разросшемуся обществу и высказали и свои мнения.

Один сказал, что семнадцатая глава растянута, другой — что характер Васеньки очерчен недостаточно выпукло. И то и другое было справедливо.

Четвертое, и последнее, чтение состоялось не у меня, а у молодого литератора, искусно сочиняющего рассказы. Здесь было уже человек двадцать, и познакомился я с бабушкой литератора, очень приятной старухой, которую портило только одно — выражение испуга, почему-то не покидавшего ее весь вечер. Кроме того, видел няньку, спавшую на сундуке.

Роман был закончен. И тут разразилась катастрофа. Все слушатели, как один, сказали, что роман мой напечатан быть не может по той причине, что его не пропустит цензура.

Я впервые услыхал это слово и тут только сообразил, что, сочиняя роман, ни разу не подумал о том, будет ли он пропущен или нет.

Начала одна дама (потом я узнал, что она тоже была разведенной женой). Сказала она так:

— Скажите, Максудов, а ваш роман пропустят?

— Ни-ни-ни, — воскликнул пожилой литератор, — ни в каком случае! Об «пропустить» не может быть и речи! Просто нет никакой надежды на это. Можешь, старик, не волноваться — не пропустят.

— Не пропустят! — хором отозвался короткий конец стола.

— Язык… — начал тот, который был братом гитариста, но пожилой его перебил.

— К чертям язык! — вскричал он, накладывая себе на тарелку салат. — Не в языке дело. Старик написал плохой, но занятный роман. В тебе, шельмец, есть наблюдательность. И откуда что берется! Вот уж никак не ожидал, но!.. содержание!

— Именно содержание! — кричал, беспокоя няньку, пожилой, — ты знаешь, чего требуется… Не знаешь? Ага! То-то!

Он мигал глазом, в то же время выпивал. Затем обнял меня и расцеловал, крича:

— Во-первых, что это за такие слова… — начал было я, испытывая мучения от его фамильярности.

— Ты меня прежде поцелуй, — кричал пожилой литератор, — не хочешь?.. Вот и видно сразу, какой ты товарищ! Нет, брат, не простой ты человек!

— Конечно, не простой! — поддержала его вторая разведенная жена.

— Во-первых… — начал опять я в злобе, но ровно ничего из этого не вышло.

— Ничего не во-первых, — кричал пожилой, — а сидит в тебе достоевщинка! Да-с! Ну, ладно, ты меня не любишь, Бог тебя за это простит, я на тебя не обижаюсь. Но мы тебя любим все искренно и желаем добра! — Тут он указал на брата гитариста и другого неизвестного мне человека с багровым лицом, который, явившись, извинился за опоздание, объяснив, что был в Центральных банях. — И говорю я тебе прямо, — продолжал пожилой, — ибо я привык всем резать правду в глаза, ты, Леонтьич, с этим романом даже не суйся никуда. Наживешь ты себе неприятности, и придется нам, твоим друзьям, страдать при мысли о твоих мучениях! Ты мне верь! Я человек большого, горького опыта. Знаю жизнь! Ну вот, — крикнул он обиженно и жестом всех призвал в свидетели, — поглядите! смотрит на меня волчьими глазами. Это в благодарность за хорошее отношение! Леонтьич, — взвизгнул он так, что нянька за занавеской встала с сундука, — пойми! Пойми ты, что не так велики уж художественные достоинства твоего романа… (тут послышался с дивана мягкий гитарный аккорд), чтобы из-за него тебе идти на Голгофу. Пойми!

— Ты п-пойми, пойми, пойми! — запел приятным тенором гитарист.

— И вот тебе мой сказ, — кричал пожилой, — ежели ты меня сейчас не расцелуешь, встану, уйду, покину дружескую компанию, ибо ты меня обидел!

Испытывая невыразимую муку, я расцеловал его. Хор в это время хорошо распелся, и масляно и нежно над голосами выплывал тенор:

— Т-ты пойми, пойми…

Как кот, я выкрадывался из квартиры, держа под мышкой тяжелую рукопись.

Нянька с красными слезящимися глазами, наклонившись, пила воду из-под крана в кухне.

Неизвестно почему, я протянул няньке рубль.

— Да ну вас, — злобно сказала нянька, отпихивая рубль, — четвертый час ночи! Ведь это же адские мучения.

Тут издали прорезал хор знакомый голос:

— Где же он? Бежал? Задержать его! Вы видите, товарищи…

Но обитая клеенкой дверь уже выпустила меня, и я бежал без оглядки.

Глава III

МОЕ САМОУБИЙСТВО

— Да, это ужасно, — говорил я сам себе в своей комнате, — все ужасно. И этот салат, и нянька, и пожилой литератор, и незабвенное «пойми», вообще вся моя жизнь.

За окнами ныл осенний ветер, оторвавшийся железный лист громыхал, по стеклам полз полосами дождь. После вечера с нянькой и гитарой много случилось событий, но таких противных, что и писать о них не хочется. Прежде всего я бросился проверять роман с той точки зрения, что, мол, пропустят его или не пропустят. И ясно стало, что его не пропустят. Пожилой был совершенно прав. Об этом, как мне казалось, кричала каждая строчка романа.

Проверив роман, я последние деньги истратил на переписку двух отрывков и отнес их в редакцию одного толстого журнала. Через две недели я получил отрывки обратно. В углу рукописи было написано: «Не подходит». Отрезав ножницами для ногтей эту резолюцию, я отнес эти же отрывки в другой толстый журнал и получил через две недели их обратно с такою же точно надписью: «Не подходит».

После этого умерла кошка. Она перестала есть, забилась в угол и мяукала, доводя меня до исступления. Три дня это продолжалось. На четвертый я застал ее неподвижной в углу на боку.

Я взял у дворника лопату и зарыл ее на пустыре за нашим домом. Я остался в совершенном одиночестве на земле, но, признаюсь, в глубине души обрадовался. Какой обузой для меня являлся несчастный зверь.

А потом пошли осенние дожди, у меня опять заболело плечо и левая нога в колене.

Но самое худшее было не это, а то, что роман был плох. Если же он был плох, то это означало, что жизни моей приходит конец.

Всю жизнь служить в «Пароходстве»? Да вы смеетесь!

Всякую ночь я лежал, тараща глаза в тьму кромешную, и повторял — «это ужасно». Если бы меня спросили — что вы помните о времени работы в «Пароходстве»? — я с чистою совестью ответил бы — ничего.

Калоши грязные у вешалки, чья-то мокрая шапка с длиннейшими ушами на вешалке — и это все.

ИЗ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

18.Ворожеи не оставляй в живых.
Исх. 22.

26.Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
31.Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш.
Лев.19.

6.И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ее из народа ее.
27.Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них.
Лев.20.

1.Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
2.и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»:
3.То не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей.
Втор.13.

10.Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11.обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых.
12.Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой изгоняет их от лица твоего.
14. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой.
15.Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте.
Втор.18.

9.Но внезапно, в один день придет к тебе и то и другое — потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих.
12.Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть пособишь себе, может быть устоишь.
13.Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты, и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе.
14.Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы посидеть перед ним.
Ис.47.

15.Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16.Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
21.Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
28.Пророк который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у кого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.

29.Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу.

Иер.23.

8.Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся;
9.Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь.
Иер.29.

18.И скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешечки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста,чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?
19.И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь.
21.И раздеру покрывала ваши и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете что Я — Господь.
22.За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтоб он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей, —
23.За это уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предугадывать; и Я избавлю народ Мой от рук ваших, и узнаете, что Я — Господь.
Иез.13.

ИЗ КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА

15.Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные;
16.По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника вноград и с репейника смоквы?
21.Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22.Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23.И тогда объявлю им: «Я ни когда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
Мф.7.

11.И многие лжепророки восстанут и прельстят многих;
12.И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
15.Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16.Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17.И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18.И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои;
23.Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там» — не верьте;
24.Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Мф.24.

43.Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите.
Ин.5.

19.Что же говорю? то ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20.Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
1Кор.10.

13.Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых;
14.И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15.А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
2Кор.11.

16.Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17.Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18.Это она делала много дней. Павел вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
Деян.16.

8.Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
18.Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19.И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо, растет возрастом Божиим.
23.Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
Кол.2.

1.Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2.Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3.Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
7.Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8.Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
1Тим.4.

1.Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2.Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3.Непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, нелюбящие добра,
4.Предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5.Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6.К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7.Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
13.Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14.А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
2Тим.3.

3.Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4.И от истины отвратят слух свой и обратятся к басням.
2Тим.4.

10.Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11.Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
Тит.1.

9.Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
Евр.13.

1.Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые ведут пагубные ереси и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя погибель.
2.И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении,
3.И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
2Пет.2.

2.Не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3.Да не обольстит вас никто никак: ибо день то не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4.Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что и в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога.
7.Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8.И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убъет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
9.Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными
15.Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2Фес.2.

18.Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19.Они вышли от нас, но были не наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.
22.Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына.
1Ин.2.

1.Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2.Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога,
3.А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже в мире.
5.Они от мира, потому и говорят по мирски, и мир слушает их.
6.Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему узнаем духа истины и духа заблуждения.
1Ин.4.

7.Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
9.Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10.Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его;
11.Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
2Ин.

21.И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
Откр.9.

Метки: библия, ереси, православие, цитаты

Мы пытаемся более или менее правильно поставить пазлы в своей голове, пока еще есть время. И берем в помощь Святую Книгу, потому что только она нам поможет.

И сегодня прочтем очень интересную вещь из Писания: «Ворожею не оставляй в живых». И все. Коротко и ясно. Ворожеи – это кто? А это, например, целые телеканалы, где во весь экран красуются размалеванные бабы с накладными ресницами и длиннющими ногтями, крутящие какой-нибудь серебряный шарик, и общающиеся с телеаудиторией: «Не вешайте трубку, сейчас мы вам исправим карму, почистим чакры».

Читаешь информационную сводку об обманутых и диву даешься. Люди умудряются впихнуть такому, какому-нибудь странному человеку, например, амулет на счастье и здоровье за 350 тысяч рублей, или за 500 тысяч. С ума можно сойти. Это, конечно, не все, а только один из примеров.

Ворожея – человек, который претендует на предсказывание будущего, который замахнулся на волю Бога и пытается давать то, что вам нужно (житейское благополучие и телесное здравие). Это люди, которые, не раскрывая своих секретов, делают что-то, что должно дать вам полный житейский комфорт. Как будто бы вы уже в Раю. И, видимо, это было настолько распространено в Святой Земле и ее окрестностях, что мы читаем достаточно строгое указание: «Ворожею не оставляй в живых».

Например, смотришь, какая-то дама раскидывает пасьянс со словами: «Ждет тебя, касатик, казенный дом, или дальняя дорога». А нужно знать, что карты – вещь греховная, клейменная. Картишки – тема не наша, не христианская. Это одна из форм ворожбы, среди гаданий на кофейной гуще, выливания воск и проч. Вот, Писание и говорит, что если нашли ее, в живых не оставлять. Причем тот, кто первый нашел, тот и должен первым положить на нее руку. Если побивать камнями, то его камень должен быть первым.

Это все я говорю не для того, чтобы люди убивали друг друга. Нет. Люди слишком глупые и слишком погрязли во всем, в чем угодно, в том числе, и в ворожбе. Говорю это не для того, чтобы кто-то вооружился камнями, вилами и шел кого-то убивать. Нет. Мы читаем Священное Писание – непреложное вечное Слово Бога Живого, и узнаем Божие отношение к тем или иным вещам. Т. е., нужно быть непримиримым к определенного рода вещам, которые наполняют нашу жизнь. И в том числе, это касается колдовства и ворожбы.

Многие, даже и верующие, ходят чтобы, например, снять дочке венец безбрачия. Девочке уже 27 лет, а она еще не замужем. А бабка скажет, что видит этот венец и согласна за определенную, как правило, немалую сумму, пошептав, снять его.

Это все, конечно, критично плохо. Это явление неисцелимо, оно так и будет продолжаться. Но вот Писание говорит: «Ворожею не оставляй в живых».

Эти люди, скорее всего, не покаются. У них, видимо, отнята, почему-то, возможность менять свою жизнь, и к другому ремеслу они не придут. Они так и будут дурить людей, гоняясь за большими деньгами. Это нехорошо. Это настолько нехорошо, что даже пахнет смертью, по Закону Бога Живого. Но мы с вами живем по законам Российской Федерации, поэтому никого, конечно, убивать не будем, и призывать к этому тоже не будем. Просто мы читаем Библию и узнаем, что, оказывается, это очень серьезно в Божьих глазах.
Вот, собственно, и все, что я хотел вам сказать.

Протоиерей Андрей Ткачев

Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Исход

ГЛАВА 22

Законы, изложенные в данной главе, имеют отношение

(II) К седьмой заповеди и направлены против блуда (ст.16,17) и скотоложства (ст.19).

(III) К первой скрижали и запрещают колдовство (ст.18) и идолослужение (ст.20). Они велят приносить первые плоды (ст.29,30).

(IV) К малоимущим (ст.21-24).

(V) К гражданским властям (ст.28).

(VI) К особенности иудейского народа (ст.31).

Стихи 1-6

В этих стихах приводятся законы:

I. Касающиеся краж, в частности:

(1) кражи какого-либо домашнего животного (которые и составляли главным образом богатство в те времена). Если оно находилось у похитителя, то последнему надлежало возместить вдвое (ст.4). Таким образом он должен был заплатить за зло и пострадать за преступление. Однако впоследствии было введено положение о том, что если укравшего укорила совесть и он сознался в содеянном, прежде чем то обнаружилось или начато расследование, тогда ему следовало лишь вернуть украденное и добавить к тому пятую часть (Лев.6:4,5).

(2) Если укравший убил или продал похищенную им овцу или вола и тем самым упорствовал в своем преступлении, он должен вернуть пять волов за вола и четыре овцы за овцу (ст.1): за вола больше, чем за овцу, потому что владелец, кроме всего прочего, терпел убытки в том, что вол не трудился каждый день. Данный закон учит нас тому, что мошенничество и несправедливость настолько далеки от возможности обогатить человека, что скорее доведут его до обнищания: если мы незаконно присвоили и держим у себя то, что принадлежит другому, оно не только износится само, но и уничтожит принадлежащее нам.

(3) Если укравший не мог возместить, его надлежало продать в рабство (ст.3). Это предстояло сделать судьям, и, вероятно, деньги получал тот, кого ограбили. Так и у нас: в некоторых случаях преступников отправляют на колониальные земли, и только там англичане узнают, что такое рабство.

(4) Если вор подкапывал дом ночью и во время этого был убит, его кровь оставалась на нем самом и не спрашивалась с руки пролившего ее (ст.2). Поскольку совершающий незаконное деяние несет вину за зло, которое постигает других, он также несет вину и за зло, постигшее его самого. Дом человека это его крепость, и Божий закон, равно как и человеческий, берет его под защиту; нападающий на него делает это на свой собственный риск. Однако, если грабителя убивали в дневное время, убившему предстояло нести за это ответственность (ст.3), если только его действия не диктовались необходимостью защиты собственной жизни. Следует заметить, что нам нужно щадить жизнь даже плохих людей; судьи должны назначить нам возмещение, мы же не должны мстить за себя.

II. Касающиеся нарушения владений (ст.5). Кто намеренно пустит свой скот на поле ближнего, тот должен возместить самым лучшим от своего поля. Наше законодательство проводит намного большее, чем Моисеев закон, различие между этим и другими видами воровства. Следовательно, иудеи придерживались данного правила как общего принципа: возмещать всегда надлежало самым лучшим и никто не должен был держать животных, склонных заходить во владения ближних и наносить им ущерб. Нам надлежит более заботиться о том, чтобы не причинить зло, нежели о том, чтобы самим не пострадать от зла, потому что пострадать от зла это всего лишь огорчение, а причинить зло это грех, грех же всегда хуже огорчения.

III. Касающиеся ущерба, причиненного огнем (ст.6). Тот, кто намеревался сжечь только терн, может стать причастным к сожжению зерновых и не должен остаться ненаказанным. Людям, страстно увлекающимся и энергичным, следует быть осмотрительными, чтобы, вырывая плевелы, не искоренить и пшеницу. Если огонь нанес урон, тот, кто разжег его, должен ответить за это, даже если невозможно доказать, что он замышлял зло. Людям следует нести наказание за свое легкомыслие, равно как и за свою злобу. Нам надлежит замечать начинающийся раздор, ибо, хотя он и кажется незначительным, мы не знаем, до каких масштабов он может разгореться, за что понесем вину, если, подобно помешанному, бросаем огонь, стрелы и смерть, притворяясь, что не замышляем зла. Мы станем весьма осторожными, если учтем, что нам надлежит нести ответственность не только за умышленно нанесенный вред, но и за вред, причиненный по нерадивости.

Стихи 7-15

Эти законы:

I. Касаются доверительной собственности (ст.7-13). Если человек вручает вещи, предположим, посыльному, чтобы тот их передал, или сторожу склада на сохранение или дает скот фермеру на откорм по надлежащему встречному удовлетворению, и на человека, которому это доверено, можно положиться, то в случае, когда доверенная собственность украдена или потеряна, погибла или повредилась, но очевидно, что сие произошло отнюдь не по вине доверительного собственника, то владелец должен быть готов к утрате, в противном же случае того, кто не оправдал доверия, могут заставить возместить убытки. Доверительный собственник должен заявить о свой невиновности в присутствии судей под присягой, если в данном случае не может быть никаких иных доказательств, и судьям предстоит принять решение на основании выступления перед судом. Сие учит нас

(1) бережно относиться к каждой доверенной нам вещи и заботиться о чужом, как о своем собственном. Не оправдать доверия значит поступить нечестно и подло; весь мир считает сие позором.

(2) На земле так много людей изменяет истине и справедливости, что сие дает весьма веские основания сомневаться в их честности всякий раз, когда им выгодно поступить непорядочно.

(3) Что клятва во удостоверение оканчивает всякий спор (Евр.6:16). Сие названо клятвой пред Господом (ст.11), потому что к Нему взывают не только как к свидетелю истины, но и как к мстителю за зло и обман. Тот, кто принес ближнему вред, поступив неправедно, все же, можно надеяться, не потерял совесть настолько, чтобы осквернить клятву пред Господом и призвать Бога правды в свидетели лжи: клятвопреступление это грех, который пугает природную совесть, как и любую другую. Религия клятвы весьма древняя, она является явным указанием на всеобщее верование о Боге, провидении и грядущем суде.

(4) Что введение должности судей это постановление Божие, направленное, помимо других целей, на то, чтобы помочь человеку установить оспариваемые права и восстановить права, которых лишился. К решениям судей следует относиться с большим уважением.

(5) У человека нет причины страдать за то, что он не в состоянии сделать: сие следует принимать во внимание хозяевам в обращении со своими слугами и не упрекать их за промахи, совершенные по несчастной случайности, которую они сами, будучи на месте слуг, не смогли бы предотвратить.

II. Касаются заимствования (ст.14,15). Предположим, человек одолжил своему соседу упряжку волов, и если владелец был вместе с ней или ему предстояло получить за это прибыль, то какое бы несчастье ни приключилось со скотом, владелец должен быть готов к потере; если же владелец был столь добр, что дал сие в пользование бесплатно и оказал заимствующему такое доверие, что позволил пользоваться без своего присмотра, тогда, если произойдет какое-то несчастье, заимствующий должен возместить потери. Давайте на этом примере научимся быть очень внимательными, чтобы не повредить что-либо, данное нам в пользование; в противном случае мы поступим не только непорядочно, низко и коварно, но и отплатим злом за добро; лучше нам самим пропасть, чем кому-то нести потери из-за своей доброты к нам. Ах, господин мой! А он взят был на подержание! (4Цар. 6:5).

Стихи 16-24

Здесь приводится:

I. Закон о том, что соблазнивший молодую женщину обязан на ней жениться (ст. 16,17). Если она была обручена с другим, то ее совращение означало смерть (Втор. 22:23,24); но здесь упоминается предписание закона относительно необрученных. Однако, если отец девушки отказывался выдать ее за соблазнившего, то последнему надлежало возместить деньгами причиненные вред и позор. Данный закон призывает почтительно относиться к брачным узам, а также показывает, что детям негоже вступать в брак без согласия родителей: даже здесь, где Божий закон предписывает сочетаться браком и в качестве наказания причинившему зло, и в качестве возмещения для невинно пострадавшей, тем не менее за отцом сохраняется право изъявить свою волю, и, если он не даст своего согласия, бракосочетание не состоится.

II. Закон, согласно которому, колдовство преступление, караемое смертной казнью (ст.18). Колдовство не только приписывает дьяволу честь, надлежащую только Богу, но и бросает вызов Божьему провидению, борется против правления Господа и передает Его работу в руки дьявола, уповая на то, что тот будет вершить добро и зло, и делает его таким образом богом века сего; поэтому оно вполне заслуженно каралось смертью, особенно среди народа, благословленного Божьим откровением, находящегося под попечением провидения Всевышнего более других народов под солнцем. Согласно нашему законодательству, обращение за советом, заключение договоров, заклинания или взывания к злым духам с каким бы то ни было намерением, совершение любого чародейства, ворожбы, волшебства, посредством которых причиняется вред какому-либо человеку, считается уголовным преступлением, на которое не распространяется правило неподсудности духовенства. Притязание на возможность предсказания о том, где могут находиться потерянные или украденные вещи, и тому подобное также является проступком, наказуемым в судебном порядке, повторное же преступление карается смертью. В данном случае справедливость нашего закона подтверждается приведенным здесь законом Божьим.

III. Противоестественные мерзости названы здесь преступлением, караемым смертью; виновные в них звери, принявшие облик людей, не достойны жить: всякий скотоложник да будет предан смерти (ст.19).

IV. Идолопоклонство тоже причислено к преступлениям, караемым смертью (ст.20). Поскольку Бог заявил о Своей ревности в этом деле, гражданские власти должны ревновать о том же и стирать с лица земли людей, семьи и места Израиля, которые поклоняются иному богу, кроме Господа; данный закон мог бы предотвратить чудовищные случаи отступничества еврейского народа, имевшие место впоследствии, если бы те, на кого возлагалось его исполнение, не стояли бы во главе таковых.

V. Предостережение против угнетения. Поскольку уполномоченные карать за другие преступления более всего подвергались риску совершить сие сами, Бог взял наказание за таковое в Свои руки.

1. Нельзя обижать пришельцев (ст.21) ни неправедным судом со стороны судей, ни хитростью при заключении договоров, нельзя злоупотреблять их неведением или нуждой; мало того, над пришельцами нельзя насмехаться, их нельзя попирать, относиться с презрением и укорять за то, что они чужие, ибо все сие было неприятно и могло оттолкнуть чужестранцев, чтобы те приходили и жили среди израильтян, либо могло усилить предубеждения против их религии, обращать в которую следовало всеми дозволенными способами. Приводится следующие основание, почему надлежит быть столь любезными с пришельцами: «…вы сами были пришельцами в земле Египетской и познали там, что значит быть притесняемыми и угнетаемыми». Следует заметить:

(1) гуманность один из законов религии, обязывающий нас быть особенно деликатными по отношению к тем, кто пребывает в затруднительном положении и более всего обескуражен; мы должны проявлять участие к пришельцам и к тем, с кем мы не связаны родственными или приятельскими узами. Незнакомцы для нас, они знакомы Богу, и Он их хранит (Пс.145:9).

(2) Исповедующий религию должен научиться помогать незнакомцам, чтобы таким образом у последних сложилось о религии хорошее впечатление; верующему надлежит остерегаться поступков, которые могут заставить незнакомцев плохо подумать о религии или об исповедующих ее (1Пет.2:12).

(3) Если провидение освободило их и обогатило тех, кто сам испытал нужду и лишения, то им следует проявить особое участие к людям, пребывающим в таких же обстоятельствах, которые и им довелось пережить, поступая с нуждающимися так, как хотелось, чтобы поступали в трудные времена по отношению к ним самим.

2. Нельзя обижать вдов и сирот: ни вдовы, ни сироты не притесняйте (ст.22), то есть: «Вам надлежит утешать их и помогать им и быть всегда готовыми оказать им любезность». Предъявляя к ним справедливые требования, нужно принять во внимание условия, в которых пребывают потерявшие кормильцев и защитников; предполагается, что они несведущи в делах, нуждаются в советах, боязливы и кротки духом, а посему с ними надлежит обращаться любезно и сострадательно; нельзя использовать против них свое преимущество и ставить их в затруднительное положение, из которого могут вызволить лишь муж и отец. Ибо

(1) их дело на особом учете у Господа (ст.23). Не имея никого другого, к кому можно было бы обратиться и пожаловаться, они возопиют к Господу, и Он непременно услышит их, ибо Его закон и Его провидение стоят на защите вдов и сирот, и если люди не жалеют их и не желают слышать, то Бог пожалеет и услышит. Следует заметить, что для обиженных и угнетенных людьми большим утешением служит то, что у них есть Бог, к которому можно прийти и который сделает для них гораздо больше, чем просто выслушает; а угнетателям, побудившим бедных возопить против них к Богу, следует трепетать, ибо Бог услышит. Более того,

(2) Он сурово расплатится с угнетателями. Даже если те избегут суда людского, их настигнут суды Божьей праведности (ст.24). Люди, у которых есть чувство справедливости и чести, будут поддерживать немощных и беспомощных в их трудностях; разве не поступит так же праведный Бог? Обратите внимание на справедливость приговора, вынесенного угнетателям вдов и сирот: их жены станут вдовами, а дети сиротами; Господь познается по этим судам, которые Он подчас вершит и до сих пор.

Стихи 25-31

Здесь приводится:

I. Закон против вымогательства при предоставлении займа.

1. Нельзя получать прибыль с денег, которые были взяты в долг по необходимости (ст.25), как в случае, описанном в Книге Неемии 5:5,7. Данное положение закона введено с целью сохранения имущества семей к юбилейному году, чтобы народ, не интересовавшийся торговлей, не помышлял брать деньги в долг, кроме случаев настоятельной потребности, а посему сие в среде израильтян запрещено. Но пришельцу, которого им все же не разрешалось угнетать, они могли дать деньги в рост, поэтому сей закон, во всей своей строгости, похоже, был предназначен для иудейского государства; однако, по своей справедливости, он обязывает нас являть милость тем, над кем мы имеем преимущество, и с радостью делиться, как в убытках, так и в прибыли, с теми, кому мы даем в долг, если провидение посылает им испытания. При этом условии кажется вполне законно получать проценты за свои деньги, которые другой пускает в дело и использует в торговле, при этом рискуя, как и получать ренту за свою землю, которую другой обрабатывает и использует в хозяйственных целях, но при этом рискует.

2. Нельзя брать у бедного в залог постельное белье; а если взяли, то вернуть нужно до того, как придет время ложиться спать (ст.26,27). Тем, кто сам лежит в мягкой и теплой постели, следует подумать о неуютном и холодном жилье бедняков и не делать ничего такого, что может ухудшить и без того трудное их положение или добавить печали скорбящим.

II. Закон против оскорбления властей: судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси (ст.28) за приведение данных законов в исполнение; они должны исполнять свой долг, кому бы ни пришлось за это пострадать. Судьи не должны бояться ни упреков со стороны людей, ни их брани, но пренебрегать таковыми, пока хранят добрую совесть; а оскорбляющие их за то, что они страшны для злых дел и деятелей, бросают тень на Самого Бога, и однажды им придется за это серьезно ответить. Мы видим, под каким тяжким осуждением пребывают те, кто отвергает начальства и злословит высокие власти (Иуд.8). Начальники и судьи это наши отцы, которых пятая заповедь обязывает почитать и запрещает оскорблять. Св. Павел применяет сей закон к себе и признает, что ему не следует злословить начальствующего в народе своем, даже несмотря на то, что тот начальствующий был тогда самым неправедным его гонителем (Деян.23:5; см.Еккл.10:20).

III. Закон о приношении Богу первых плодов (ст.29,30). Сие было определено раньше (гл.13) и здесь повторяется: отдавай Мне первенца из сынов твоих; у нас же намного более веская причина отдавать самих себя и все, что имеем, Богу, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас. Надлежало незамедлительно приносить начатки зерновых. Существует опасность: если мы медлим с выполнением долга, как бы нам вовсе не пренебречь им; и, упуская первую возможность, в ожидании второй мы позволяем сатане красть все наше время. Пусть молодые люди не медлят приносить Господу начатки своего времени и сил, чтобы их промедление не оказалось в конечном счете отречением из-за обольщения грехом, ибо более удобное время, которое они себе обещают, никогда не настанет. Однако предусматривается, что первенцы скота посвящаются Господу не ранее, чем через семь дней после рождения, ибо только тогда они становятся к чему-либо пригодными. Следует заметить: Бог самый первый и самый лучший, поэтому Ему надлежит иметь самое первое и самое лучшее.

IV. Различие, проведенное между иудеями и всеми остальными народами: и будете у Меня людьми святыми; один признак сего славного отличия был определен особенностями их питания и состоял в том, что им нельзя было есть мяса, растерзанного зверем (ст.31), не только потому, что это вредно, но и потому, что в съедении объедков, оставленных хищниками, проявлялась мелочность, низость и алчность, недостойная святых людей у Господа. Мы, освященные Богу, должны стремиться не к изысканности в питании, а к сознательности, чтобы не поглощать еду без страха, но есть и пить по правилам, правилам воздержанности, во славу Господа.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *