<< ПредСлед >>Поиск

Воскрешение дочери Иаира


Загрузить в полном масштабе 1424×906, 180k

Илья Ефимович Репин
Воскрешение дочери Иаира  

Есть картина, которую искусствоведы называют самой загадочной и таинственной. Это – «Воскрешение дочери Иаира».

История создания этого произведения такова.
Шел 1871 год. Илья Репин заканчивал Санк-Петербургскую Академию художеств. Был объявлен конкурс на большую золотую медаль. Тема из евангельских сюжетов «Воскрешение дочери Иаира». Но Репин в это время работал над «Бурлаками», его не интересовали библейские темы. Тогда вся творческая Россия бредила идеями Н.Г.Чернышевского. Основным лозунгом была мысль о том, что прекрасное есть жизнь. Репину хотелось обличать язвы и пороки общества, а красоту искать в самом обыденном и неприхотливом, в том, что окружает человека. И «Бурлаки» были для художника как раз такой темой.

Друзья долго уговаривали Репина написать картину на заданный сюжет, приводя аргументы, что с его талантом он обязательно напишет шедевр, выиграет этот конкурс и получит большую золотую медаль, а к ней и пансион в Италию на три года, звание независимого художника и мастерскую в придачу. Все было тщетно. Репин не хотел участвовать в конкурсе. Но, как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло. В это самое время умирает 14-летняя любимая Репиным двоюродная сестра Устя. И горячее желание сотворить чудо воскрешения заставляет художника взяться за кисть.

29. Воскрешение дочери Иаира. Не бойся, только веруй…

Репин пишет «Воскрешение дочери Иаира».
Событие это упоминается в евангелиях от Матфея (9, 18-25), Марка (5, 22-43), Луки (8, 41-56). Вот что повествует евангелист Лука.
«И вот пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом. Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и она была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его». По пути Иисус исцеляет женщину. В это время, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: «… дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Пришед же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тот час же встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не рассказывать никому о происшедшем».

И вот это чудо должен был изобразить Репин на своей картине. Он написал ее в достаточно короткий срок.

Перед нами погруженная в темноту комната. Наше внимание сразу привлекает левая часть картины. Мы видим ложе, на котором лежит девочка, горящий подсвечник у ее изголовья, Христа, который положил правую руку на руки девочки. На заднем плане правой части – едва прорисованы фигуры тех немногих, которые были допущены созерцать чудо. Краски, которыми написана картина, темные, выделяется лишь свет свечей и белые драпировки ложа, с которыми контрастирует синий цвет хитона Спасителя. В картине огромное психологическое напряжение. Сейчас свершится чудо, и мы присутствуем при этом, как и те немногие, кого допустил Христос.
И если бы картина зазвучала, какую музыку мы бы услышали? Какую музыку слышал сам художник?

По свидетельству его двоюродного брата, Репин во время работы над этим произведением просил играть ему первую часть «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена. И искусствоведы, рассказывающие об этом, добавляют, что картина получилась такой по-бетховенски мощной.

Бетховен написал свою знаменитую сонату в 1830 году. В это время у него появляется ученица графиня Джульетта Гвиччарди, легкомыслие которой он принимает за легкость характера. Ей было 14 лет ему-30. Он влюбляется в нее без памяти и делает ей предложение. В том, что она станет его женой, Бетховен не сомневался. Однако он получил отказ, а через некоторое время Д.Гвиччарди вышла замуж за князя, который был посредственным композитором, но очень богатым человеком.
Бетховен страшно переживал, он серьезно заболел. Друзья даже опасались за его жизнь. Но он выжил и создал произведение, ставшее известным практически каждому. И до сих пор в начале каждого нотного издания сонаты мы можем прочитать посвящение графине Джульетте Гвиччарди.

Соната начинается с мерных триолей, на которые накладываются интонации похоронного марша. И если мы попробует следить за развитием этих интонаций, то услышим, как человек, попавший в бездну отчаяния, пытается выбраться из нее, но волею обстоятельств возвращается на круги своя.

Вот под эту музыку создавал Репин свою загадочную и таинственную картину. И если музыка Бетховена сыграла в создании этого произведения такую важную роль, то, возможно, мы увидим ее влияние в композиции картины.

Тогда плавные триоли, которыми начинается соната – это не прописанные художником фигуры заднего плана, также мерно расположенные, как в музыке великого композитора. А трагические интонации мы видим в треугольнике, который образуют огоньки свечей, лицо Христа и Его руки, положенные на руки девочки…

Репин не дописал свою картину в правой части. Но даже в таком виде она получила большую золотую медаль и пансион в Европу.

Как-то будучи в Санкт-Петербурге, я зашла в Русский музей, В зале Репина я долго ходила и не могла найти интересующую меня картину. Я обратилась к смотрительнице: « Подскажите, где я могу найти «Воскрешение дочери Иаира»?» Старая смотрительница с улыбкой посмотрела на меня: «А Вы оглянитесь». Я оглянулась и увидела огромную, во всю стену картину, которая оказалась лучше всех виденных мною репродукций. И зазвучала «Лунная соната»…

(Мф. 9, 18–26 Мрк. 5, 22–43; Лк. 8, 41–56)

Эти два чуда рассказаны синоптиками в связи одно-с другим. Начало одного чуда, прерывается повествованием о другом. Связь по времени, возможно, имеет и внутренний смысл, т. к. в обоих случаях – как у Иаира, так и у кровоточивой женщины проявляется исключительная сила веры? следствием которой явились величайшие чудеса. Об этих чудесах, совершенных в Капернауме, позднее Сам Христос с горечью говорил: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы силы, явленные в тебе, были явлены в Тире и Сидоне», (т. е. в языческих городах), «то они давно бы во вретеще и пепле покаялись…»

Евангелист Марк дает нам более подробный рассказ об упомянутых чудесах. Он говорит так:

«И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним…»

Иаир нисколько не сомневался, что Христос, возложением Своих рук, может предупредить смерть умирающей дочери, тем более, что он, конечно, знал об недавно происшедшем здесь же, в Капернауме, исцелении Христом смертельной болезни сына царедворца. Но там Христос сказал лишь слово, – заочно исцелил, а здесь Христос лично пошел в дом просителя. Это несомненно успокоило и обрадовало Иаира, но тут случилось неожиданное событие, которое на некоторое время задержало Христа, не вызвав в Иаире, ни тени досады, или нетерпения за промедление.

Во время пути, Иисуса Христа сопровождало «множество народа, и теснили Его». Всем хотелось быть ближе к Чудотворцу и Наставнику. И вот: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела, от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав о Иисусе, подошла сзади в народе я прикоснулась к одежде Его. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». (Мрк. 5, 25–28).

Нам не трудно представить себе образ этой несчастной женщины, доведенной до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением. Что это была за болезнь? Возможно, что это была маточная фиброма, которая, в запущенном состоянии, могла бы быть излечена только оперативным путем: но, в те времена, хирургических операций не знали, а по всей вероятности, лечили только природными наркотиками, что в конце концов вело к полному истощению организма и, конечно, к смерти.

Женщине стыдно было показываться на глаза врачам и, тем более, она никогда не решилась бы рассказывать о своей болезни, да еще при народе, такому окруженному славой, всеисцеляющему Врачу, каким был в глазах всех людей Наставник из Капернаума. Но в душе ее родилась, «Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга.’ И поэтому, как только услышала, что́ приближается окруженный толпою людей Иисус, пробралась сзади в народе и… безмолвно коснулась одежды Его… и «тотчас», как свидетельствует Евангелист Марк, «иссяк у ней источник крови; и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Кто в своей жизни хворал долгие годы, испытывая при этом день и ночь непрекращающиеся боли, щемящие душу и искажающие все представление об окружающей действительности, тот знает, что значит хотя бы на короткое время, освободиться от мучений, вздохнуть полной грудью, почувствовать себя здоровым, хоть одну ночь поспать без болей, без отвращения к своему собственному телу – это такая радость!

Исцеление женщины, страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаира

А если бы совсем выздороветь?! Вот тогда бы началась поистине новая, светлая жизнь. Но где этот врач, который может исцелить безнадежно-больного?!

Кровоточивая женщина нашла своего Врача. Быть может, никогда не видав Его раньше, и увидев теперь, она поняла и уверовала, что сила, исходящая от Него и исцеляющая всех, излечит и ее болезнь. И действительно, одно только прикосновение к Его одежде вернуло ей полное здоровье. Она сразу же «ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Далее, Евангелисты свидетельствуют, что «в то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мрк. 5, 30).

При чтении этих слов многие недоумевают и спрашивают: что это за «сила», которая исходила от Христа, что Он Сам чувствовал ее похождение? Магнетизм? Электричество? Или еще какая другая материальная сила? «Ибо от Него исходила сила и исцеляла всех…», – сказано в другом месте Евангелия. Да, может быть это была и материальная «природная» сила, свойственная абсолютно-здоровому телу, каковым было тело Нового, Безгрешного Адама. Вообще говоря, здоровое (хотя всегда, конечно, и не абсолютно-здоровое) тело человека обладает колоссальными силами всех качеств, но эти силы могут быть использованы человеком – по неумелости греховного ума, сердца и духа, – только в самой малой степени. И, в такой же степени, они могут быть и переданы, и восприняты, от одного человека к другому. Отсюда необходимость для исцеления больных – веры исцеляющего и исцеляемого. Исцеляющая сила Христа была как лучи солнца, – возрождающие жизнь земли и убивающие все болезнетворные начала. Но лучи солнца могут проникнуть в дом только в том случае, если все окна открыты, или стекла окон промыты. Так и человек может воспринять исцеляющую силу Христа, только тогда, когда душа его открыта верою и очищена покаянием, т.е. сознанием своих грехов с жаждою перемены своей жизни. Если для этой истины искать параллели в законах природы (а они суть всегда и везде, без исключения, законы Бога-Творца), то можно вспомнить о современных радио и теле-аппаратах, где воспринимающая «станция» только тогда воспримет волны «отправляющей станции», когда она сама исправна и соответственно настроена.

Итак, прикоснувшись с верою к одежде Христа, женщина почувствовала, что «тотчас иссяк у ней источник крови» – т.е. говоря медицинским языком, – кровоточащая опухоль внезапно перешла в стадию инволюции – «рассосалась», как это бывает в начальных фазах этой болезни.

Женщина хотела сохранить в тайне свое излечение, но Христос искал ее в толпе, и тогда она, «в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала всю истину». И здесь Господь успокоил ее, т. к. в душе женщины было смятение и страх перед Христом и перед толпой: таившись от всех, она теперь внезапно стала центром внимания множества людей, в ней были – и радость выздоровления, и боязнь за свою вину самовольства и т. д. Но Христос – ободрил ее, дал мир и благословение на дальнейшую жизнь: «Он сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мрк. 5, 34).

И когда Господь давал Свое благословение женщине, а Иаир, полный тревоги и надежды стоял возле, приходят к нему и говорят: «дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?»

Но не успел Иаир вымолвить слова, как «Иисус, услышав сии слова», – свидетельствует Марк, – «тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй», и уже не медля, пошел к нему в дом. Вся толпа ринулась за ними, – но Христос «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова».

Далее мы являемся незримыми свидетелями необычайного чуда, подобного которому Христос еще не совершал ни разу. Он воскресил только что умершую двенадцатилетнюю девушку – дочь Иаира. Как это произошло?

Мертвая девушка лежала во внутренних комнатах, а снаружи царило смятение, плач и жалобное завывание свирелей. Проходя сквозь группу плакальщиков, Христос сказал им: «что смущаетесь и плачете? девица не умерла, по спит». (Мр. 5, 39).

Эти слова вызвали смех окружающих, они почли их нелепостью – «зная, что она умерла» (Лк. 8, 53). Но Христос, выслав всех, взял с Собою отца и мать девицы, а также трех учеников и вошел туда, где девица лежала, и взяв ее за руку, сказал: «Талифа куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала», – как свидетельствует Евангелист Марк, – «и начала ходить; ибо была лет двенадцати». Евангелист Лука добавляет: «И возвратился дух ее»… «и Он велел дать ей есть». «Видевшие это», – говорит Марк, – «пришли в великое изумление».

Разумеется, нельзя было не изумиться этому невероятному чуду, которое Христос сотворил как знамение Своей власти над смертью, как проявление Своей любви и жалости к великому человеческому горю и как силу, утверждающую и венчающую непоколебимость веры отца девицы. Но оно не было совершено Христом для доказательства Своего Бого-Сыновства и для «популярности» в народе – ибо «Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал».

Приводимые Ев. Лукой точные арамейские слова «талифа куми» дают возможность человечеству, во все века, как бы слышать своими ушами и повторять звуки голоса, произносимые Самим Господом нашим Иисусом Христом.

Самый факт смерти дочери начальника синагоги, как он описан Евангелистами, казалось бы не подлежал сомнению, однако, иногда слышны голоса, что настоящей смерти здесь, собственно, не было – девица впала в бессознательное состояние, или уснула глубоким летаргическим сном, о чем как бы и Сам Христос сказал плачущим: «девица не умерла, но спит». – Но ведь Христос и про умершего, четверодневного в гробу, Лазаря, сказал: «Лазарь друг наш уснул», хотя Лазарь несомненно был мертв. А здесь Евангелист Лука (он-же и врач) прямо говорит: «и возвратился дух ее»; значит дух отходил от тела, т.е. была смерть.

Не разбирая здесь вопроса о «видах смерти», которые бывают многообразны, отметим только, что вообще говоря «смерть» есть явление сложное, и не всегда все тело, во всех его составах и частях, прекращает свою деятельность сразу. Например, человек может лишиться сознания и никогда уже не вернуться к нему, хотя тело его может продолжать еще долго свою жизнедеятельность. Но, в сущности, это уже смерть. Или: человек может заживо постепенно разлагаться, омертвевать по частям, сохраняя при этом сознание. Это тоже смерть. Или: человек может лишиться духа – отлетает дух. С ним вместе прекращается сознание, а тело еще продолжает некоторое время жить. По существу же – это есть самая настоящая смерть, или предверие смерти… Если дух не «вернется», то тело и душа (сознание, интеллект, чувство) никогда уже не восстановят своих функций. Но кто может «возвратить дух»? Только Тот, Кто властвует над ним: – один Бог. Это и совершил над умершею девицей, в Капернауме, Всемогущий Владыка над всеми силами природы и духа – Богочеловек Иисус Христос.

ДОЧЬ ИАИРА

Мф.

Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

8, 28-34; Марк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39

По возвращении Иисуса из страны Гадаринской произошло следующее:

Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги по имени Иаир и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

В оригинале у евангелиста Марка Иаир говорит не просто «дочь», но «маленькая дочь». Это прилагательное лучше передает его отчаяние и любовь к дочери. Из других описаний мы знаем, что девочке было двенадцать лет. По тогдашним понятиям, больная была уже девицей, но только не для отца, теряющего единственного ребенка. Ему уже не до рассуждений фарисеев о том, истинный ли Христос Мессия.

Господь немедленно направился к дому Иаира, с трудом пробираясь сквозь толпу. И вдруг почувствовал, как из него изошла сила. Кровоточивая женщина коснулась Христа с верой и исцелилась. «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя», – сказал ей Господь. Подобное чудо не могло не повлиять на Иаира. Он удостоверился, что Господь может помочь его дочери.

Эта убежденность была, очевидно, необходима Спасителю. На протяжении всего отрывка, посвященного исцелению дочери начальника синагоги, Христос укрепляет силу духа несчастного родителя. Быть может, дело в том, что Бог на земле нуждается в соработниках. Такой соработницей выступила кровоточивая. Но вспомним, как за несколько часов до этого Господа расстроили апостолы на озере Галилейском. Они сами не решились унять шторм и разбудили Его. И теперь Спаситель не просто идет к Иаиру. Как опытный педагог, Он требует, чтобы ученик сам решал задачу, осторожно направляя его.

Приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

Именно по надеждам страдающего отца и нанесли удар горевестники, заявив, что дочь его мертва. При этом они лицемерно озаботились тем, что Иаир утруждает Учителя. Словно Господь не властен над смертью. Эти люди не верят в то, что пред ними Сын Бога Живого, но убеждены в могуществе смерти. Христос, однако, не дает Иаиру впасть в уныние.

Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним…

Так же и мы, осуждая людей и вынося им приговоры, часто спящих духовно принимаем за мертвых.

Ремесло плакальщиц существует по сей день. Их задача была в том, чтобы усилить боль утраты, вызвать слезы у тех родственников и соседей, которым покойный был не особенно дорог. Флейтисты своими грустными мелодиями усиливали это впечатление. В доме у Иаира плакальщиц и флейтистов собралось, очевидно, несколько десятков.

Утверждение Спасителя, что девочка, которую они оплакивали, всего лишь спит, вызвало смех, отчасти нервный. Наемные участники похорон опасались, что, если Христос окажется прав, они лишатся заработка. Эта сцена выставила их в самом неприглядном свете, показала, что трагедия родителей для этих людей – ничто.

Если бы они были искренни, то могли стать свидетелями возвращения девочки к жизни. Это чудо осветило бы их жизнь. Но смех отсек музыкантов и плакальщиц от Господа. Они были изгнаны из дома и стали посмешищем: как можно относиться к плакальщице, которая продемонстрировала свое искусство над живым ребенком?

Действительно ли дочь Иаира спала?

В греческом языке есть два слова со значением спать: «киомасфай», который часто употребляется для обозначения смертного сна (именно этим «сном» «спал» Лазарь Четырехдневный), и «кафеидейн», которым обычно обозначают естественный сон. В данном отрывке употреблено слово «кафеидейн».

По большому счету, это не имеет принципиального значения. Ведь смерть – это ложь, там же, где Бог, – она отступает. В случае необходимости Господь мог воскресить и мертвую. Но девочка и правда была жива.

В Палестине из-за жары человека хоронили очень скоро – в день смерти, подлинной или мнимой. У мусульман по сей день действует правило, что умершего нужно похоронить в день смерти до захода солнца. Таким образом, Господь спас ребенка не только от болезни, но и от опасности быть заживо погребенной.

И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

Этот стих евангелист Марк записал со слов святого Петра. Очевидно, апостол употребил два арамейских слова, чтобы передать вкус живой речи Спасителя, и еще с тем, чтобы подчеркнуть особую значимость этого обращения к девочке. Это на всю жизнь врезалось в память ученика Христова. И он, верно, мечтал, чтобы Господь лично ему сказал два этих слова в день всеобщего воскресения из мертвых. Петр, тоскующий об Учителе и с радостью восходящий на крест в надежде на встречу, – вот образ, который навевает этот стих.

И девица тотчас встала и начала ходить… И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Чудо произошло. Не зря Господь укреплял Иаира: вера этого человека сделала его счастливым. И как чуток, трогателен этот простой наказ Всемогущего Бога накормить ребенка. Девочка во время болезни ела, конечно, очень мало и после полного исцеления должна была испытывать большой голод. Родители в своем восторженном состоянии духа могли не скоро об этом вспомнить, а дочь из скромности могла промолчать.

Вместе с тем Господь требует, чтобы Иаир и домашние его ни с кем не говорили о случившемся. Спаситель помог им не ради славы. Способность совершать чудеса он завещал всем своим последователям как нечто маловажное. Это всего лишь результат веры, но сама вера – вот истинное чудо. Начальник синагоги Иаир, кровоточивая, охваченные пламенем упования на Бога, – вот действительно исцеленные, очнувшиеся от тяжелого забытья.

назад

вперед

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *