Книга пророка Исаии

Глава 58.

1Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3″Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

6Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

8Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; 11и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

12И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

13Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,- 14то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Предыдущая глава

Следующая глава

58

1 «Кричи во весь голос, не сдерживай крика, пусть он будет громким, как звук трубы! Возвести Моему народу его грех, возвести сынам Иакова их вину!

2 Каждый день они взывают ко Мне, хотят постичь Мои пути — словно народ, что поступает по правде, не забывает законов Бога своего. Просят они у Меня справедливых решений, хотят, чтобы Бог был ближе.

3 «Мы постимся — а Ты и не смотришь, мы смиряем себя — а Ты и знать не желаешь?!” Вы и в день поста творите, что хотите, угнетаете работников своих.

4 Вы поститесь — и множатся раздоры и распри, вы жестоко бьете людей кулаками. Пока вы поститесь так, не будет голос ваш услышан на высотах!

5 Разве таков пост, которого Я хочу, день, когда человек смиряет себя? Склонять голову, словно тростник, лежать на дерюге, в пыли, — вы зовете это постом, днем, что угоден Господу?

6 Пост, которого Я хочу, таков: снимите узы несправедливости с человека, с его шеи снимите ярмо! Порабощенным даруйте свободу, всякое ярмо уничтожьте!

7 С голодным поделись едой, бедняков бездомных к себе домой приведи. Увидишь нагого — одень его; не отворачивайся от своих родных.

8 Тогда воссияет твой свет, как заря, и быстро наступит твое исцеленье. Перед тобою пойдет избавленье твое, а позади — слава Господа, как защита.

9 Тогда ты к Господу воззовешь — и Он ответит, позовешь на помощь — и Он скажет: «Я здесь!” Если всякое ярмо ты у себя уничтожишь, перестанешь показывать пальцем и клеветать,

10 и ради голодного пожертвуешь всем, и дашь угнетенным все, что им нужно, — вот тогда вспыхнет во тьме твой свет и твой мрак превратится в яркий полдень.

11 Будет Господь вести тебя всегда, даже на землях сухих Он даст тебе все, укрепит Он тело твое. Ты станешь как орошенный сад, как неиссякающий источник.

12 Ты отстроишь города на месте древних развалин, вновь возведешь строенья былых времен. Тебя нарекут: Починивший проломленную стену, Восстановивший улицы для жилья.

13 Если не станешь ты попирать ногами субботу, не будешь в день Мой святой творить, что вздумается тебе, если Радостью назовешь субботу, если Чтимым наречешь святой этот день Господень, станешь его чтить, воздерживаясь от обычных дел, от погони за выгодой, от разговоров своих, —

14 тогда о Господе ты радоваться будешь! Отдам Я под власть твою вершины земли, чтобы ты собирал урожай с надела Иакова, прародителя твоего». Вот что изрекли уста Господа.

В. Об осуществлении «восстановления» и завершении его (главы 58-66)

В этом последнем разделе из девяти глав Исаия сквозь настоящее провидит будущее. В настоящем у большей части народа скрывается за внешней праведностью глубокая его развращенность (глава 58). «Восстановить» такой народ в силах лишь Бог, это и произойдет по Его инициативе (глава 59). В конечном счете мир и процветание придут к Израилю и ко всему миру (глава 60). Исаия напишет о Боге Отце и о помазании Им грядущего Мессии (61:1 — 63:6), о молитве, с которой народ обратится к Господу и об ответе Господа на эту молитву (63:7 — 65:25). В заключение пророк снова напишет о том, что Бог исполнит Свои обещания, данные как Израилю, так и миру в целом (глава 66).

1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕРШИТСЯ ПО БОЖИЕЙ ИНИЦИАТИВЕ (главы 58-60)

а. Обличение Израиля, призыв к послушанию (глава 58)

1)Напоминание народу о вине его.

Ис. 58:1- За. Заметим, что «настоящее», которое созерцает здесь Исаия, скорее является близким к нему будущим, а именно послепленным периодом, который будет отмечен сильной приверженностью к букве закона Моисеева. Духовное состояние иудеев в то время будет весьма схоже с состоянием тех их потомков, о которых столетия спустя с горечью скажет Господь Иисус Христос, что «сердце их далеко от Него» (Матф. 15:8).

Глава начинается как бы с призыва к невидимым глашатаям громко возвещать народу Божию о его беззакониях и грехах. Ибо все его «поиски» Бога, все его стремления познавать пути Его и законы — лишь кажущиеся. Не там они ищут Его, а вся их праведность — это как бы праведность. Скрупулезно соблюдая обряды (ссылка на пост), они недоумевают, почему Бог «не видит», как они «смиряют» души свои. Глубокий духовный смысл поста был, между тем (и остается), в достижении верующим внутреннего смирения своего «я», но иудеи полагали, будто смирение достигается механически — самим фактом соблюдения поста как обряда, установленного законом.

2)Говорит Господь (58:3б-14). Устами Исаии Господь опровергает заблуждения иудеев.

Ис. 58:3б-5. Он говорит, что, постясь, они продолжают исполнять свою злую волю, эксплуатируя труд людей, зависящих от них, и при этом жестоко обращаясь с ними; постясь, они не прекращают ссор между собой и распрей. Все это противоречит воле Его (сравните с Втор. 24:14-15; Иак. 5:1-6). Как бы послушание их свидетельствует таким образом лишь об их лицемерии, потому и голос молитв их в процессе поста не может быть услышан на высоте. Ибо Богу нужно, чтобы пост был для иудеев тем временем, когда они сгибали бы гордые головы свои и непритворно смиряли бы свои души (стих 5).

Ис. 58:6-7. Напомним, что в Ветхом Завете предписывалось соблюдение лишь одного поста в год — в День искупления (Лев. 16:29,31). Дополнительные дни постов были введены после падения Иерусалима, во время пребывания иудеев в Вавилоне (Зах. 7:3,5; 8:19). Но изначально пост который… избрал Господь, направлен был на нравственное совершенствование человека, на пробуждение в нем того истинного смирения, которое являет себя в соблюдении правосудия, в сострадании к беспомощным и нуждающимся, словом, в делах любви и милосердия.

Ис. 58:8-12. Соблюдение поста так, как это угодно Богу, символизирует тут повседневное следование праведными путями угодными Ему, т. е. богопочитание истинное в Его глазах. Только оно награждается свыше (Втор. 28:1-14). Весь образный строй этих стихов направлен на раскрытие именно этой мысли. Свет в стихе 8 символизирует благословение; исцеление (там же) подразумевается духовное. Правда (в значении «оправдания») твоя пойдет пред тобою; другими словами, вы «узрите пред собою» то оправдание свыше, которое тщетно ищете теперь.

И будете прославлены Господом (слава Господня будет сопровождать тебя). Тогда-то молитвы ваши не останутся без ответа (стих 9). Но прежде вам надо удалить из среды своей ярмо (подразумевается, что имеющим власть и богатство следует прекратить угнетать и грабить своих же бедных соплеменников, беспомощных перед ними). Поднимать перст — жест высокомерия.

Сад… напоенный водою, и источник, у которого вода… не иссякает (стих 11) — распространенные в Библии образы благодати Божией. Следствием этой благодати явится, в частности, и то, что потомки израильтян застроят пустыни вековые. Это может быть понято и буквально и как иносказание — в контексте последней фразы стих 12: и будут называть тебя… возобновителем путей для населения. Дело в том, что образ иссохшей пустыни нередко символизирует у Исаии Мир язычества (к примеру, 35:1). При Сравнении со сказанным пророком в 55:1 и 5 не возникает ли здесь по ассоциации мысль о том, что Израиль станет для язычников источником истинного богопознания!

Ис. 58:13-14. Соблюдение субботы служило иудеям как бы барометром для измерения их верности Моисееву закону. Однако духовный смысл ее, как и духовный смысл поста, ускользал от них. Строго следуя запрещению трудиться в этот день, они, судя по словам Исаии, «не удерживались» от исполнения по субботам своих прихотей, занимались пустословием (т. е., по всей видимости, сплетнями, «перемыванием косточек» ближним).

Святость субботы, которая должна была выражаться в особом в этот день настрое души, в приближении к Богу (и к ближним!) сердцем, ими таким образом нарушалась. Между тем, только такое соблюдение субботы могло бы дать иудеям радость в Господе и как бы «вознести их на высоты земли», и дать им вкусить от духовного наследия Иакова. Впрочем, стих 14 может подразумевать и материальное, социально-политическое благословение Израиля, верного Богу.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *