Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)

Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.

У русских церквей золочёные купола встречаются часто, но огромный купол Исаакия – единственный в своём роде не только в России, но и в Европе. Золотой купол Исаакия виден практически со всех концов города, а в ясную погоду – и из отдаленных пригородов.

Официальное название Исаакиевского собора – собор преподобного Исаакия Далматского. Это крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея, хотя в нём по праздникам проходят богослужения. Назван в честь Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день памяти святого (30 мая по с. с.).

Творение Огюста Монферрана – четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге. Его высота – 101,5 м, внутренняя площадь – более 4000 м?.

Первую деревянную Исаакиевскую церковь государь приказал построить вблизи на Адмиралтейском лугу 30 мая 1710 года. Церковь была возведена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Георга Иоганна Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. Интересно, что вскоре Пётр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Но под тяжестью постройки грунт начал оседать, и храм пришлось разобрать.

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить дальше от берега Невы. На этом месте находится и современное сооружение.

Исаакиевский собор. Современный вид

Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, он был всё ещё не достроен. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Строителям пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Так и не дождавшись окончания строительства, Антонио Ринальди уехал из России, а работу завершал Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году. Но после того как во время службы с потолка упала отсыревшая штукатурка, стало ясно, что строение долго не простоит. Комиссия это подтвердила.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового собора. В конкурсе участвовали многие архитекторы. Вопрос о строительстве четвёртого здания Исаакиевского собора был отложен из-за Отечественной войны 1812 года. В 1816 году Александр I вновь вернулся к вопросу возведения храма.

Окончательный выбор пал на проект тогда ещё малоизвестного французского архитектора Огюста Монферрана. Архитектор представил сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди. Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.

Учитывая местные особенности грунта, в основание фундамента вбили 10 762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Суханов изобрёл оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья. Клинья вбивали до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

Установка колонн производилась до возведения стен собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя – в августе 1830 года.

На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. Говорили, мол, некий приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства, потому-то он так долго строит. Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. В связи с этим среди петербуржцев стали ходить различные версии происшедшего.

На самом деле задержка в строительстве объяснялась ошибками, допущенными Монферраном в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, и на их устранение понадобилось время. Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая того же года состоялось освящение храма.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Упорно ходили слухи, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Кстати, сняли их окончательно только к 1916 году.

Высота Исаакиевского собора – 101,5 м. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метров он может вместить до 12 000 человек.

Исаакиевский собор, бесспорно, является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако, по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них – Чернильница.

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Во время блокады Исаакий серьезно не пострадал, потому что его золотые купола закрасили матовой краской, чтобы лишить нацистских летчиков координатной привязки. Однако на гранитных колоннах западного портика до сих пор можно видеть следы от осколков артиллерийских снарядов.

В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Поднявшись на высоту 43 метра, можно увидеть удивительную панораму центра Санкт-Петербурга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Икона преподобного Исаакия Святогорского

➠ Материалы, статьи, новости

Преподобный Исаакий после принятия ангельского образа избрал для себя один из труднейших подвигов христианского благочестия – Христа ради юродство. Начиная свой подвиг, отец Исаакий ограничивал себя в самом необходимом: ел очень мало и даже не пил чай. Проводил все время в молчании, молитве и богомыслии, только кратко отвечая на необходимые вопросы. Одежда его была ветхая, поношенная, чаще всего его можно было видеть одетым в холщовый подрясник (балахон), подпоясанный веревкой – в таком одеянии ходил он и зимой, с кожаными рукавицами на руках. Сапоги он всегда носил очень большие с кожаными галошами, которые при ходьбе производили сильный шум. Зимой он одевался в летнюю одежду, а летом – в зимнюю. Спал на полу, хотя в его келии и была койка, на которую горой были наложены дрова. Несмотря на сильные зимние морозы, келью он никогда не отапливал. Вместе с тем, не нуждаясь в топливе для себя, он в свободные от послушаний часы для избежания праздности старательно заготовлял дрова, которые складывал и хранил около своей кельи, пока братия не забирали их для общего употребления. Наиболее духовные иноки чтили его как истинного раба Божия, и сам отец Герман, по ходатайству которого он был рукоположен во иеродиакона, любил его за смирение и усердие к молитве и труду. В 1890 г. посвящен во иеромонаха и переведен к больничной церкви, где и жил до самой своей кончины. Здесь уже отец Исаакий не скрывал больше в себе духовной мудрости, но с отеческой любовью принимал всех приходивших к нему, т. к. святая жизнь его и под покровом юродства делала его заметным среди других братий. В награду за подвижническую жизнь и смиренномудрие Господь Бог сподобил отца Исаакия дара прозорливости и благодати исцелений. Сотни богомольцев спешили на больничный хутор повидать батюшку Исаакия, чтобы получить его благословение и насладиться богодухновенной беседой. Многие из них по его молитве получали исцеление, другие – мудрые ответы на предлагаемые вопросы, которые, еще не будучи произнесенными, уже были известны просвещенному от Бога прозорливцу. Блаженный старец, зная по благодати Божией сокровенную жизнь каждого, приводил своих посетителей к раскаянию во грехах.

Подвижник и прозорливец преподобный Исаакий Святогорский

Однажды, на Пасхальной седмице, архимандрит Вассиан вместе со старшей братией монастыря, любуясь Святыми Горами, вел разговор о том, чтобы на противоположной Фавору горе, над дачей гг. Потемкиных, устроить храм Вознесения, подобный Преображенскому храму. Этим храмом на горе усугубилась бы красота Святых Гор, и исполнилось бы заветное желание отца Арсения, который именовал эту гору Елеоном и еще при жизни намеревался устроить там храм. В это время по двору монастыря проходил блаженный старец отец Исаакий. Монастырское начальство решило испросить у прозорливца благословение на постройку храма. Старец приложил ладонь козырьком к глазам своим, пристально посмотрел на гору и сказал:

– Нет! Там нет места! Там стоит громадный человек!

Сказавши эти слова, отец Исаакий с большой поспешностью удалился из монастыря в свой любимый скит на Святом месте. Непонятными показались старцам слова блаженного отца Исаакия, но храм все-таки не решились строить без благословения.

Только в 1927 г. некоторые участники этого разговора увидели исполнение пророческих предсказаний отца Исаакия. На этой горе был поставлен памятник Артему громадных размеров, который сохранился до наших дней, невзирая на страшные бои, которые очень долго велись за эти высоты в последнюю войну.

Скончался старец Исаакий 26 июля / 8 августа 1903 г., предсказав свою смерть. Праведная душа его отлетела в мир иной к Престолу Всевышнего, оставив на лице усопшего отпечаток неземной радости – свидетельство угодности Богу подвигов его жизни.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных иеромонаха Исаакия (Головина)». Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).

12 июля 2008 г. Украинской Православной Церковью иеромонах Исаакий (Головин) прославлен в лике преподобных Собора Святогорских святых. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст. ст.) / 24 сентября (н. ст.).

7 июля 2009 г., в день Рождества Иоанна Предтечи и накануне памяти преподобного Киприана Святогорского, в Святогорской Лавре были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по ее возобновлении в 1844 г. архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). Подробнее об этом чудесном событии читайте на странице Обретение мощей преподобных Арсения и Исаакия Святогорских.

Мощи преподобного Исаакия Святогорского

В настоящее время святые мощи преподобного старца Исаакия находятся в Успенском соборе Святогорской Лавры и доступны для всеобщего поклонения.

Память преподобного Исаакия Святогорского совершается 26 июля / 8 августа.

Икона преподобного Исаакия Святогорского

12 июня – день памяти преподобного Исаакия Далматского. Святой Исаакий является небесным покровителем основателя Санкт-Петербурга Петра I, день рождения которого совпал с днём памяти преподобного. Петр Великий решил особым образом почтить Исаакия Далматского и задумал возвести в его честь храм – Исаакиевский собор.

Святой Исаакий Далматский был раннехристианским монахом IV века, игуменом Далматской обители. Житие преподобного гласит, что он мужественно противостоял распространению арианской ереси и дерзновенно спорил по этому поводу с римским императором Валентом, когда в 378 году тот отправлялся на войну с вестготами.

Святой неоднократно увещевал правителя прекратить гонения на православных и открыть храмы, за что был избит и брошен в зловонный заболоченный овраг, поросший терниями. Но Всевышний не оставил Исаакия в беде, и вскоре ангел Господень помог преподобному выбраться из оврага и тем самым избавил его от верной гибели.

Вновь преподобный явился к императору и на сей раз предсказал его поражение в войне и гибель в огне. Валент велел заточить Исаакия в темницу, а сам отправился на поле боя, где в точности сбылось пророчество подвижника: римское войско было разбито, а император был сожжен в деревянном амбаре, где прятался от преследования варваров.

Следующим на римский престол взошел Феодосий I. Он узнал о чудесах Исаакия и о его пророчествах. Император велел освободить преподобного из темницы и с почестями принял его у себя во дворце. Исаакий хотел вернуться в пустыню, где до того подвизался, но благочестивые вельможи уговорили его не покидать Константинополь и остаться в его пригороде. Святой и поселился здесь в скромной келье, выстроенной для него, и проводил дни в посте и молитве. Вскоре слава о его чудесах стала распространяться. К нему стали приходить многие люди за исцелением и советом. Через некоторое время келья Исаакия уже была центром обители, которая стала древнейшим в Константинополе монастырем. Здесь преподобный Исаакий и скончался, оставив после себя в качестве преемника своего верного ученика Далмата.

В День преподобного Исаакия Далматского поздравляем всех жителей и гостей города с этим праздником.

Прп.Исаакий Далматский

Преподобный Исаакий Далматский жил в IV в. н. э., приняв постриг, подвизался в пустыне.
В царствование императора Валента (364 – 378), сторонника ереси Ария, начались гонения на православных, стали разрушать их храмы. Узнав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утешить и укрепить православных в вере.
В то время на императора войной пошли варвары-готы. Они захватили Фракию и приблизились к византийской столице. Когда Валент в сопровождении армии отправился на войну, Исаакий обратился к нему со словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, продолжил свой путь. Трижды повторил преподобный свое пророчество. Рассерженный Валент приказал бросить Исаакия в глубокий овраг, на дне которого находилось топкое болото.
Но святые Ангелы вывели его из пропасти. Монах остался жив, снова догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным, и победишь врагов своих. Если не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне».
Император удивился смелости старца, и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить преподобного и держать в заточении до его возвращения с войны.
Вскоре пророчество святого сбылось. Готы победили Валента и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены.
После известия о гибели Валента преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.
Когда на престол был избран царь Феодосий Великий (379 – 395), то он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан и возвратил православным храмы.
Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не покидать город и оградить его молитвами. В предместье Константинополя для святого построили жилище, куда к нему собирались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий.

Прп.Исаакий Далматский

Преп.Исаакий Далматский

Он помогал также бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и стал называться монастырь.
Скончался преподобный Исаакий в 383 г. Дни памяти: 22 марта, 30 мая, 3 августа (по старому стилю).
…В России самый известный из храмов в честь прп.Исаакия Далматского – Исаакиевский собор в г.Санкт-Петербурге. Исаакиевский собор связан с небесными покровителями Петра I. Воздвигли во имя святого Исаакия Далматского, день памяти которого совпадает с днем рождения первого российского императора — 30 мая. Современный собор возведен по проекту О.-Р. Монферрана, «императорского архитектора» Александра I. Внушительный вид пятиглавого храма, возвышаюшегося на 101, 5 м, свидетельствовал о силе и неколебимости русского самодержавия и православия. Этот величественный, героико — романтический храм, строившийся 40 лет, достойно завершил эпоху русского классицизма. Наряду с колокольней Петропавловского собора и Адмиралтейства, он стал символом Петербурга, в полной мере отобразив его непостижимую душу. Сейчас Исаакиевский кафедральный собор является одновременно и храмом, и музеем.

Тропарь, глас 8:
В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.
Кондак, глас 2:
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 8:
Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
(cathedral.ru; www.liveinternet.ru; иллюстрации — days.pravoslavie; www.museum.ru; www.cathedral.ru; foto.mail.ru; www.mitropolia-spb.ru).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Главный придел — в честь прп.Исаакия Далматского.

Вид на Исаакиевский собор из-за р.Невы

Интерьер Исаакиевского собора

Интерьер Исаакиевского собора. Иконостас.

Икона св.Исаакия Далматского в иконостасе Исаакиевского собора

Божественная литургия в день памяти прп.Исаакия Далматского
12.06.2006г. в Исаакиевском соборе.

Комплексная реставрация потребовалась Исаакиевскому собору уже через пятнадцать лет после освящения и открытия. Такие факторы, как большая масса здания, разновременность постройки восточной (ринальдиевской) и западной частей, портики, возведённые раньше стен, привели к неравномерной осадке и деформации отдельных частей сооружения. Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Всё это потребовало проведения длительных и трудоёмких реставрационных и ремонтных работ, которые начались, по существу, ещё на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда О. Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов. В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

В 1867 году в местах соединений медных листов кровли были обнаружены трещины, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет проводился ремонт кровли, водосточных труб, а также была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола. В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины. Под руководством академика Е. А. Сабанеева в 1873 году начались работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. В течение 25 лет были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки, проведена реставрация живописи.

В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже вновь потребовала ремонта кровля собора.

Из-за примеси сернистого колчедана рускеальский мрамор наружной облицовки не противостоял атмосферным воздействиям и интенсивно разрушался. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки в мраморе появлялись трещины, сколы кромок, каверны, выпадали куски облицовки, обрушивались части карнизов и модульоны. Упавшие мраморные модульоны во время ремонта были заменены пустотелыми медными копиями, окрашенными под мрамор. Утраты наружной отделки были восполнены флорентийским мрамором бардиллио — более устойчивым к погодным условиям, но отличающимся от рускеальского более тёмным цветом.

В начале XX века частично восстанавливали мраморную облицовку, ремонтировали кровлю, водопровод, калориферы. Духовые печи и калориферы в подвальных помещениях и аттиковой галерее, установленные в XIX веке, не обеспечивали теплом колоссальный объём здания, что в первую очередь сказывалось на состоянии росписей. Это заставляло задумываться о мерах по сохранению уникальной живописи, прежде всего в плафоне главного купола. Несколько раз предпринимались попытки усовершенствовать отопительную систему, предотвратить переохлаждение верхней части. Вместе с этим проводились частичные работы по реставрации живописи аттика, в т. ч. регулярная очистка от копоти и сажи.

Ежемесячный осмотр здания, контроль и наблюдение за его состоянием, а также все работы по реставрации с 1865 по 1918 год осуществляло Технико-художественное совещание, в постоянный состав которого входили штатный архитектор и смотритель собора. Работы проходили ежегодно в плановом порядке и финансировались государством. В 1919 году содержание здания по договору о безвозмездном пользовании взяла на себя приходская община, которая не смогла обеспечить должное качество эксплуатации грандиозному сооружению. Почти десять лет не работала вентиляция, собор был лишён регулярного отопления, не ликвидировались протечки. Это привело к разрастанию плесени, разрушению живописных и мозаичных произведений, мраморной облицовки и лепного золочёного орнамента.

В связи с ухудшающимся состоянием здания собор в 1928 году был переведён в полное ведение Наркомата просвещения (Наркомпроса). Реставрационные и ремонтные работы были возложены на Ленинградские государственные реставрационные мастерские под руководством А. П. Удаленкова.

Первоочередными дорогостоящими работами стали ремонт кровли и работы по исправлению гранитных колонн, некоторые из которых отклонялись от вертикального положения вследствие неравномерной осадки здания: произведённая нивелировка показала, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной. Неотложными были ремонт водопровода, калориферов, подъёмника, электропроводки, пожарных рукавов, уборных. Были вставлены разбитые стекла, исправлены оконные рамы в подвале, решётки и замки, исправлены пятники дверей и запаяны трещины в бронзе, очищены от грязи и копоти стены, карнизы, пояски и бронзовые украшения внутри собора, произведён ремонт наружной и внутренней облицовки.

Целый комплекс реставрационных работ, который планировалось продолжать, прервала Великая Отечественная война. Она стала тяжёлым испытанием для собора. Несмотря на принятые меры (в небе висели аэростаты, позолоту куполов покрыли маскировочной краской, окна заложили мешками с песком), собор сильно пострадал от бомбёжек, артобстрелов, сырости и холода. В октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10–15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. В мае 1942 года другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола. В январе 1943 года у собора разорвалась бомба, взрывная волна частично выбила стекла уникального витража в алтарном окне.

Ещё больший ущерб был нанесён собору в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь через разошедшиеся швы и пробоины в кровле. Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, её лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Была утрачена большая часть золочёной лепнины на сводах и карнизах. В неудовлетворительном состоянии находились также и мозаики. При том, что сама смальта не пострадала, разрушалась цементная основа и мастика, на поверхности выступал известковый налёт. Тяжелее всего влажность и сырость сказались на мозаиках парусов, имеющих площадь порядка 40 кв. м сферической поверхности. Сильно пострадала наружная мраморная облицовка.

Практически сразу после снятия блокады в январе 1944 года в Ленинграде началась деятельность по восстановлению монументальных памятников, дворцово-парковых и городских ансамблей. Проводились работы по консервации, обмеры, фотофиксация и сбор научных материалов для реставрации. А вскоре после Победы, 1 июля 1945 года, была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома (с 1950 года — Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, СНРПМ), которая положила начало ленинградской школе реставрации, возникшей в условиях, когда возрождение памятников отечественной культуры было поистине общим делом, своего рода национальной идеей.

Среди других памятников культурно-исторического наследия, по мнению А. Л. Ротача, возглавлявшего СНРПМ, «ни один из объектов реставрации в то время не имел столько различных проблем, как здание Исаакиевского собора». Экспертной комиссией было установлено, что собор находится в катастрофическом состоянии. Для его дальнейшей сохранности требовалось проведение серьёзных мероприятий, а также немалые финансовые затраты. В сложные для страны послевоенные годы такие средства были найдены.

В первую очередь был произведён ремонт инженерных сетей и кровли, заново остеклены окна, позолота куполов промыта от защитной краски (сначала эмульсией из денатурата, скипидара и щавелевой кислоты, потом — горячей водой с порошком «Новость», а в завершение тщательно протёрта суконками и войлоком). Сделанная «через огонь» позолота оказалась достаточно прочной, и главный купол не нуждается в повторном золочении до сегодняшнего дня. В ходе реставрации было выявлено, что крепления и металлическая арматура креста главного купола сильно корродированы. Их очистили, покрыли олифой и окрасили суриком, недостающие части изготовили заново. Крест был очищен от старой позолоты и грязи, отшлифован и покрыт лаком морданом, после чего на его поверхность нанесли тонкий слой сусального листового золота. Эта работа осложнялась тем, что части креста приходилось разбирать на высоте около 100 м, спускать вниз, реставрировать, снова поднимать наверх и укреплять на прежнем месте.

Масштабные реставрационные работы в интерьере Исаакиевского собора начались в 1947 году. В течение трех лет группа художников-реставраторов во главе с Н. В. Перцевым занималась консервацией наиболее пострадавшей настенной живописи, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение росписей. В аварийном состоянии находились более половины картин аттика. В некоторых случаях повреждения составляли от 40 до 60 % общей площади живописи, колоссальные утраты (почти 80 %) были в работе Ф. А. Бруни «Страшный суд» и полностью из-за протечек оказались утраченными росписи «Иосиф Аримафийский» и «Иосиф Обручник» в парусах малого северо-восточного купола.

Перед началом реставрации живописи по каждой картине были составлены схемы с указанием состояния красочного и штукатурного слоёв. Красочный авторский слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надёжно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара. Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей наиболее пострадавших картин в аттике, алтарях и нишах пилонов.

С 1954 года под руководством Я. А. Казакова, разработавшего основную методику, началась реставрация монументальной живописи в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах. Проведенная в течение восьми лет, она позволила воссоздать единый ансамбль внутреннего убранства собора. Для укрепления штукатурного слоя использовали способ с применением извести-кипелки. Раствор молотой негашёной извести с песком и толчёным кирпичом вводили под давлением в специально проделанные в штукатурке отверстия. В процессе гашения извести раствор твердел и надёжно связывал штукатурку с кирпичной кладкой стен собора. Выделявшееся в процессе гашения извести тепло подсушивало материалы. Затем реставраторы при помощи растворителей удаляли с картин грязь и потемневший лак. Утраченные фрагменты живописи воссоздавались заново по авторским картонам и эскизам из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» и Государственного Русского музея, а также по фотографиям из ленинградских архивов. После воссоздания утрат и снятия поздних «записей» живопись снова покрывалась лаком.

Завершающий этап работы — воссоздание плафона главного купола кисти К. П. Брюллова «Богоматерь во славе». Плафон находился в лучшем состоянии, чем другие росписи собора, потому что был выполнен по штукатурке, нанесённой на деревянную опалубку, а не на кирпичную кладку, и, следовательно, подвергся меньшему воздействию сырости. Утраты его красочного слоя составляли всего 15 %. Несмотря на гигантские размеры картины (816 кв. м) работы заняли всего три месяца.
Блокадные годы неблагоприятно сказались на состоянии пилонной живописи: пилоны полностью пропитались влагой, на полотнах наблюдалось тотальное разложение лака, зрительно картины воспринимались как цветовое пятно. Первый этап реставрации пилонной живописи начался сразу после снятия блокады, а в 1947 году иконы дублировали на новый холст и произвели укрепление с покрытием защитным лаком. К началу 1950-х годов их состояние снова стало неудовлетворительным. Почти на всех картинах в большей или меньшей степени имелись образования плесени, многочисленные кракелюры, пузыри из-за раздублирования холстов, слой пыли (в результате реставрационных работ по камню). В 1960-х годах картины были вновь отреставрированы и установлены на места.

Немало усилий потребовала реставрация витража в алтарном окне. Это уникальное произведение состоит из 21 рамы, в годы войны в 13 из них цветное стекло было выбито. Его заново изготавливали после нескольких экспериментов, проведённых сотрудниками Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Расписанное специальными красками стекло оказалось не только многослойным, но и различной толщины; для каждой группы стёкол требовалось подобрать различную температуру плавления. Восстанавливали витраж специалисты экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной под руководством Е. В. Поповой. Однако при следующей реставрации витража в 1998 году выяснилось, что эти работы носили скорее характер консервации. В то время в Ленинграде не было опытных витражистов. При реставрации даже не демонтировались металлические рамы витража. Нижняя часть картины по характеру росписи, некоторым провалам в тоновом решении отличалась от подлинной композиции. Грубо, штрихами кистью, акварельными красками по стеклу были исполнены облака.

При реставрации витража в 1998 году его полностью демонтировали. Все модули подгонялись по рисунку на стекле, что обеспечило точность композиции. Стекло применялось более толстое, склейка велась на медную фольгу, по примеру мировой практики реставрации старинных витражей. Для прочности поверхность собранных модулей перед установкой в раму прошпаклевали специальной мастикой. В ходе этих работ уточнили рисунок облаков и плаща Христа, восстановили наружную раму с высокопрочным стеклом. Для ухода за уникальной картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками. Много труда было затрачено на воссоздание повреждённых лепных орнаментов. Утраченные фрагменты заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком морданом и заново золотили сусальным золотом.

Позолота гальванической скульптуры частично сохранилась. Тем не менее, и она была загрязнена и потускнела. Её промыли горячей водой с мылом, наиболее загрязнённые части очистили составом из нашатырного спирта и аммиака. Так были промыты большие и малые царские врата, паникадила, капители и базы пилястр, скульптуры ангелов в барабане купола. Скульптурные группы «Преображение» и «Вознесение» в малых алтарях вызолотили вновь. Позеленевшие в годы войны рельефы дверей собора покрыли искусственной патиной, предохранительным составом из воска, скипидара и красителей.

С 1956 по 1963 год восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, удаляли «переродившийся» слой мрамора и восполняли утраты вставками. Мрамор был в очень плохом состоянии, почернел и закоптился. От сырости и перепадов температур его поверхность утратила полировку, некоторые блоки выкрошились. Мрамор обрабатывали карборундовыми наждачными кругами, снимая верхний слой на 1,5–2 мм. Первоначально трещины заделывались цементом с мраморной крошкой, эпоксидной смолой. Мрамор промывали и полировали. Всего обработано было 11 600 кв. м камня, сделано более 10 000 вставок.

Во время послевоенной реставрации было реконструировано освещение Исаакиевского собора. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания — мощные софиты. Детали убранства стали доступны для обозрения. Важным этапом послевоенных работ стала реконструкция отопительной системы. В 1950-е годы здание было подключено к городской теплосети, средняя температура воздуха поднялась с 7 до 17–20 градусов, а влажность снизилась до 50–60 %. Послевоенная комплексная реставрация собора была завершена в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась. Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году. Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.

Широкомасштабные реставрационные работы в музее были проведены в период подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов отреставрировано более 10 000 кв. м мраморной облицовки фасадов, которая получила трёхкратную защиту с гарантией на несколько десятков лет; расчищен от многолетней грязи и копоти гранит; отреставрированы большие бронзовые врата с восполнением утраченных ещё в 20-е годы ХХ века элементов скульптур. Одновременно восстанавливалась медная кровля, металлоконструкции чердаков, бронзовые горельефы фронтонов, золочёные надписи портиков и угловая скульптура фасадов. Был промыт и очищен от загрязнений главный купол собора. В интерьере были отреставрированы световые галереи, очищены позолота и мрамор иконостаса и киота иконы Тихвинской Божией Матери, восполнены знаки в надписях на пилонах и знаки на крестах в руках ангелов больших врат.

Новое тысячелетие привнесло в реставрационную сферу новые технологии, методы и материалы, которые позволяют проводить работы на более высоком уровне. Вместе с тем большое значение уделяется грамотному использованию и эксплуатации здания, возраст которого насчитывает уже порядка двухсот лет. Его фактическое состояние на сегодняшний день определяется как климатическими и антропогенными факторами, так и в большей степени конструктивными особенностями: колоссальным весом, инженерно-архитектурными конструкциями, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами.

Начиная с 2006 года по заказу музея в соборе велись работы по усовершенствованию системы теплоснабжения с использованием программ вычислительной аэродинамики, которые стали первым в России примером подобных расчётов для разработки рекомендаций по теплоснабжению столь уникальных сооружений. После первоочередных работ по теплоизоляции пола чердачного помещения были реконструированы внутренние и наружные тепловые сети, система воздушного отопления и вентиляции. На сегодняшний день в соборе действует автоматизированная воздушная система отопления, включающая в себя специально оборудованный тепловой пункт и 9 вентиляционных установок, соединённых с датчиками и контроллерами, образующими единую сеть. Данная система управляется с автоматизированного рабочего места оператора.

Создание и соблюдение благоприятных климатических условий, наряду с постоянным наблюдением и своевременными реставрационными работами, позволяют обеспечить оптимальный режим сохранности интерьера собора, и в первую очередь монументальной и станковой живописи, что является одной из первостепенных задач музея.

В 2009–2013 годах была проведена техническая реставрация, связанная с передублировкой холста и восполнением утрат, восьми картин пилонной живописи: «Введение во храм Пресвятой Девы Марии», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Христос посылает свой образ Авгарю» работы Т. Неффа, а также его авторская копия «Вознесение Христа»; три картины К. Штейбена «Воскресение Христа», «Положение во гроб» и «Вознесение Богородицы»; и картина Ч. Муссини «Сретение». Трудоёмкие и кропотливые работы проводились художниками-реставраторами В. К. Стразовым, А. Б. Дворниковым и В. Ф. Марченко по специально разработанной методике.
С 2010 по 2013 год была проведена реставрация станковой масляной живописи в приделе святой Екатерины и в алтарных преградах, через несколько лет отреставрирована храмовая икона «Святой Исаакий Далматский» и образ «Апостол Пётр» из экспозиции музея. Выполнена передублировка холста, смена подрамника, реставрация живописи.

Особое внимание уделяется реставрации уникальной коллекции монументальной религиозно-исторической живописи, хранящейся под сводами Исаакиевского собора. Работы планируется закончить к 2029 году. Такой большой временной промежуток обусловлен как финансированием реставрационных работ, осуществляемым на средства музея, так и неограниченным доступом посетителей. Для сохранения цельного эстетического восприятия убранства Исаакиевского собора строительные леса деликатно маскируются баннерной сеткой.

В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола. В 2007–2009 годах в аттике западной части центрального нефа отреставрировали роспись «Сотворение мира», в 2016 году — «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Творец, благославляющий Своё творение», «Солнце, Луна и звёзды» кисти Ф. А. Бруни. Помимо реставрации живописи была произведена очистка мраморного и позолоченного декора.

В 2017 году аналогичные работы были проведены в южной части третьего трансепта над входной зоной. В этой части собора находятся 9 живописных композиций, написанных в 1843–1854 годах: «Аарон, приносящий жертву Богу», «Иисус Навин входит в землю обетованную» и «Руно Гедеоново», созданные профессором П. М. Шамшиным. С южной стороны над карнизом находится работа А. Т. Маркова «Иосиф в Египте принимает отца и братьев», над ней, в люнете — «Иаков благословляет детей» кисти А. Штейбена, выше, в плафоне — «Енох, возносящийся на небо» кисти А. Т. Маркова. Автор росписей «Видение Иаковом лествицы», «Исаак благословляет Иакова» и «Авраам, приносящий в жертву Исаака» Э. Плюшар.

С начала 2018 года реставраторы перешли в следующую часть собора — южную часть второго трансепта, где в аттике находятся росписи П. В. Басина «Нагорная проповедь», В. К. Сазонова «Притча о милосердном самарянине», А. П. Никитина «Притча о сеятеле», в плафоне — «Ангелы, держащие святое Евангелие» П. М. Шамшина. За всеми видами камня в интерьере ведётся постоянный мониторинг и, в случае необходимости, производится текущий ремонт. Поддерживаются в надлежащем состоянии мраморные полы, сохранившиеся со времён Монферрана, но имеющие выщерблины и выбоины. Произведена мастиковка мраморных плит пола, регулярно проводится покрытие предохранительным составом.

По авторской методике В. И. Мезенцева была проведена и в 2015 году закончена реставрация малахитовой облицовки всех полуколонн алтарной части. Удалена старая некачественная облицовка, восполнены утраты, произведена очистка камня. На сегодняшний день ведутся аналогичные работы по реставрации лазуритовых вставок в алтарной части и лазуритовой облицовки колонн, фланкирующих царские врата. Подобная работа осложняется тем, что за полтора века произошла деструкция мастики, на которой крепился мозаичный набор пластиночек камня к металлическому основанию. Общие климатические проблемы внутри собора усугублялись жаром от горящих в XIX веке свечей на больших торшерах перед иконами главного иконостаса.

Начиная с 2007 года ведутся работы по реставрации наружной скульптуры. Выполненная в различных техниках (литьё, выколотка, гальванопластика) скульптура подвержена различного рода коррозиям. При обследовании выяснилось, что повреждение тонких металлических оболочек, изготовленных гальванопластическим способом, местами составляло более 40 %. Каркасы также были разрушены временем из-за коррозионных процессов. Проблема усугубляется техногенными факторами и высокой парусностью скульптуры, находящейся на большой высоте и обдуваемой сильными ветрами.

Первыми были отреставрированы и в ноябре 2011 года установлены на место скульптуры И. П. Витали «Святой апостол Павел» с кровли северного портика и «Ангелы со светильником» с юго-западного угла собора. Через два года ещё две скульптуры апостолов северного портика были отреставрированы и возвращены на свои места. С 2011 по 2015 год велись работы по реставрации фигур ангелов на балюстраде собора. Первоначально предполагалось реставрировать по 2 скульптуры в год, таким образом, сложные работы должны были занять 12 лет. Скульптуры имели сильное поверхностное загрязнение, утраты бронзы и патины, поздние реставрационные вставки, микротрещины, следы пайки оловянным припоем, утраты фрагментов. Однако оказалось, что больше всего в реставрации нуждалась сама балюстрада и её элементы — площадка, постаменты, балясины и стропильная система. В ходе работ была произведена замена аварийных чугунных металлоконструкций на стальные. Устранены глубокие каверны и дефекты литья. Места стыков примыкания элементов скульптуры герметизированы. На поверхности металла были устранены все виды коррозии. При патинировании в местах воссоздания мелких утрат, заклёпок и трещин на поверхности выколотной и гальванической скульптуры применён инновационный метод холодного газодинамического напыления. Воссозданы утраченные художественные элементы — чаша весов и стило ангела.

Вместе с этим выполнено усиление металлоконструкций подкровельного пространства и начаты масштабные работы по реставрации конструкций светового фонарика, самой высокой части Исаакиевского собора. При обследовании, выполненном ещё в 2009 году, были обнаружены дефекты и повреждения элементов конструкций. В 2016 году были установлены леса, что позволило сделать обширные вскрытия для детального обследования. В ходе работ выяснилось, что чугунные элементы несущих конструкций, а также железные соединительные элементы имеют коррозийные повреждения. Многочисленные дефекты и повреждения были обнаружены на элементах несущей конструкции креста и облицовке купола.

В 2017–2018 годах на фонарике ведутся работы по удалению пыли и ржавчины, замене утеплителя, произведена замена чугунных плит покрытия площадки. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки со спуском и отправкой её в мастерскую. В связи с реставрационными работами внутренней части фонарика выполнен демонтаж скульптуры голубя. Работы планируется завершить к декабрю 2018 года. В 2015–2016 годах были отреставрированы 12 фонарей на портиках собора, их оснастили механизмами для опускания.

Одним из направлений реставрационной работы, проводимой Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», является воссоздание утраченных элементов внутреннего убранства собора. Среди последних работ: воссоздание живописного полотна «Рождество Христово» (ориг. Ч. Муссини), торшеров и лампад перед иконами первого яруса главного иконостаса, дубовых резных скамей. Отреставрированы бронзовые ограждения и крепления для хоругвей в малых приделах. В 2012 году в соборе были установлены воссозданные знамёна ополчения 1812 и 1855 годов.

Отдельно следует отметить большую работу по воссозданию колокольного звона. В начале 1930-х годов все колокола собора были отправлены на переплавку, и долгое время Исаакиевский собор молчал. В начале 2000-х годов администрацией музея было принято решение о воссоздании голоса собора, подготовлена проектная документация, отреставрированы подвесы на колокольнях. Первым был отлит и в декабре 2012 года установлен на северо-восточной колокольне 10-тонный полиелейный колокол. В 2013 году на юго-восточную колокольню подняли набор из 14 колоколов, а в конце 2015 года на северо-западную колокольню установили самый большой 16-тонный колокол. Каждый день современная автоматизированная система — электронный звонарь приводит в действие 16 колоколов.

Исаакиевский собор — всемирно известный объект культурно-исторического наследия, сохранность которого всегда была одной из государственных задач. Поэтому к эксплуатации собора предъявляются повышенные требования, а его непрерывная реставрация требует исключительно научного подхода. Такой подход на сегодняшний день собору обеспечивает государственный музей, который осуществляет непрерывный мониторинг и обеспечивает для своевременных ремонтно-реставрационных работ научную базу на основании архивных документов, исторических чертежей и фотографий. Все методики утверждаются КГИОП, к работам привлекаются высококвалифицированные специалисты и надёжные подрядные организации.

Подготовлено А. В. Головановой, http://www.cathedral.ru/ru/restoration/spas

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *