Свидетельства Божьи Аврааму

Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Он был рожден в богатой семье идолопоклонников и с раннего детства отличался кротким нравом и гибким умом. По достижении определенного возраста Авраам женился на своей свободной сестре Саре и уверовал в Господа. Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима. Авраам начал убеждать свою семью и других людей уверовать в Единого Бога и перестать покупать идолов. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Именно тогда Господь впервые явился Аврааму и приказал ему собрать всех своих близких и уйти в другие земли, которые в будущем станут наследием его потомков. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет.

Библейская притча свидетельствует о том, что Авраам ни на секунду не усомнился в словах Господа и доверился ему, покинув свой дом и обеспеченную жизнь.

Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры

Авраам безмерно любил своего сына и растил его в послушании и смирении. Когда Исааку исполнилось тринадцать лет, Господь вновь заговорил с Авраамом. Он приказал ему взять сына своего единственного, слуг, воду, дрова и отправиться на гору, чтобы совершить жертвоприношение во славу Бога. Несмотря на чудовищность сказанного, Авраам не колебался, он собрал все, что было необходимо, и отправился в путь.

Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Поэтому Аврааму пришлось сказать сыну правду. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.

Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. Он обратился с неба к отцу и сыну и запретил причинять Исааку вред, повторив, что от этого отрока произойдет народ избранный.

После этого Господь пообещал всему роду Авраама благословение и большое количество потомков. Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества. Благодаря безграничной вере люди получили Спасителя из рода Исаака и Авраама.

Смысл легенды о жертвоприношении Авраама

Многие теологи видят в притче предысторию о жертве Иисуса Христа. История Авраама и Исаака стала прообразом будущего сценария спасения человечества. Ведь Господь также подарил людям своего сына, который, зная о своей судьбе, не усомнился и не отказался от своей миссии. Он возлюбил отца своего и людей так сильно, что отдал свою жизнь во имя общего блага и бессмертия.

В этом смысле жертвоприношение Авраама рассматривается и в других религиях. Но существует и еще один смысл данной истории — Бог готов дать человеку все обещанное, независимо от сроков исполнения. Только он знает, когда придет нужный момент, но он однозначно будет самым удачным. А вот готов ли человек пожертвовать всем ради Бога милосердного? Этот вопрос каждый должен задать себе сам.

Современный человек довольно далек от всего, что описано в Ветхом Завете. Мы живем в мире с его суетой и проблемами. Но иногда стоит взять в руки Библию и вдумчиво перечитать историю об Исааке и Аврааме. Быть может, вам откроется новый смысл давно знакомых фраз. Ведь Бог милосерден, и каждого он ведет к спасению своим собственным путем…

Библейский рассказ

Жертвоприношение Исаака (Рембрандт, 1635 год)

Согласно библейскому рассказу (Быт. 22:1-19), Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам «устроил жертвенник», связал Исаака (отсюда традиционное еврейское название истории), «положил его на жертвенник поверх дров» и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба:

Авраам! Авраам! <…> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:

благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Клятва умножить потомство Авраама давалась Господом и ранее (Быт. 15:5; Быт. 17:19; Быт. 21:12). Таким образом, можно либо уяснить из текста, что Авраам верил этому более раннему обещанию; но можно истолковать такие сведения как результат дублирования традиций.

Фреска с изображением Ибрахима, которого останавливает ангел, не давая ему принести в жертву своего сына (музей Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе)

Толкование

В иудаизме

Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу. «Земля Мория», упоминаемая в этой истории, отождествляется в иудаизме с Храмовой горой в Иерусалиме, с которой начинается сотворение земли, на которой видел чудесный сон о лестнице Иаков, на которой Соломон впоследствии построил Храм. Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.

Мишна свидетельствует о том, что уже в I—II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.

Широкое многообразие интерпретаций данного события представлено в Талмуде:

  • Тема жертвоприношения Исаака развивается в Талмуде и в ряде аггадических мидрашей. В одном из них утверждается, что Авраам все же принес в жертву Исаака. Толкование основано на стихе 22:19, где говорится только о том, что именно «Авраам вернулся к слугам», но нет ничего о возвращении сына.
  • Другое талмудическое предание связывает событие жертвоприношения с приходом Машиаха (Помазанника, Мессии) и спасением избранного народа. Народ будет спасен ради преданности и жертвенности праотца, Авраама.
  • Один из вариантов талмудического объяснения причин жертвоприношения Исаака — вызов противника (сатаны), направленный Богу. Подобно сюжетному обрамлению книги Иова, satan сомневается в верности и искренности Авраама (Сангедрин 896). Искушению подвергается и Исаак, которому «противник» внушает мысли непокорности. Преодолевая их, сын сам умоляет отца связать его по рукам и ногам для жертвоприношения (Берешит рабба 56). Согласно преданию, кесарийского ученого-раввина Авваху спросили, почему дуют в шофар на Новый год. Тот ответил, что это выражение готовности народа связать себя ради Всевышнего, то есть смириться. (В. Rosh Hashana 16a).
  • Последовавшая за этим событием смерть Сарры связывается в Талмуде с её переживанием по поводу возможной смерти сына.

В еврейской религиозной философии история жертвоприношения Исаака явилась предметом разнообразных толкований:

  • Филон Александрийский считал, что Авраам руководствовался исключительно любовью к Богу.
  • По Маймониду, Бог, повелев Аврааму принести Исаака в жертву, желал не испытать Авраама, а создать эталон человеческой любви к Богу и преданности человека Божьей воле.
  • По Нахманиду, Бог знал, как поступит Авраам, однако для самого Авраама испытание было настоящим, так как он не знал, как поступит Бог.
  • Согласно Книге Зогар, поскольку Авраам есть воплощение Божественного милосердия, Исаак — Божественной силы, а Иаков представляет собою принцип гармонизации, жертвоприношение Исаака приводит в движение сложный процесс, в итоге которого начала, представляемые Авраамом и Исааком, должны прийти к полной гармонии в Иакове.
  • Различные толкования жертвоприношения Исаака, основанные также на понимании её как феноменализации любви человека к Богу и готовности следовать воле Его, дают выдающиеся представители хасидизма.

В средневековой еврейской религиозной поэзии тема жертвоприношения Исаака (акеды) разрабатывалась в специальном одноимённом жанре.

В христианстве

В Новом Завете жертвоприношение Авраама упоминается несколько раз. В Послании ап. Иакова 2:21 автор приводит Авраама в пример, полемизируя с теми, кто утверждает самодостаточность веры в оправдании перед Богом: » Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Поступок патриарха расценивается как акт высшего проявления верности, доверия Богу. Данная позиция вполне укладывается в контекст иудейских толкований.

В Послании к Евреям 11:17-19 данный сюжет возникает в контексте рассуждений автора о вере: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.» Патриарх приносит на алтарь своего сына, будучи уверен, что обетование Бога (о большом потомстве через Исаака) исполнится в любом случае, даже в случае его смерти, поскольку Бог способен воскресить его из мертвых.

Уже в раннехристианской доктрине жертвоприношение Исаака рассматривается как предсказание мученичества Христа. По мнению Отцов Церкви Иисус сам указал на эту историю как на прообраз предстоящей его голгофской жертвы: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Это мнение содержится уже в трудах Иринея Лионского (II век), Григория Богослова (IV век) и развивается последующими богословами. Ими сравнивается послушание Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца, несение Исааком дров на гору называется прообразом несения Иисусом Креста, а его путь на гору — крестным путём на Голгофу. По причине такого толкования Православная церковь использует рассказ о жертвоприношении Исаака как паремию для вечерни пятницы пятой недели Великого поста и Великой субботы.

Жертвоприношение Исаака
(икона, конец XVIII века)

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя жертвоприношение Исаака восхищается мужеством Авраама и смирением его сына, проявленном в ходе этого Божьего искушения:

Но кому здесь более удивляться и изумляться? Мужественному ли духу праотца, или покорности сына? Он не убежал, не огорчился поступком отца своего, но повиновался и покорился его намерению и как агнец безмолвно возлежал на жертвеннике, ожидая удара от руки отца. Когда все было уже приготовлено и не оставалось ничего более, то благий Господь, желая показать, что Он дал ему такое повеление не для действительнаго заклания сына, а для обнаружения всей добродетели праведника, являет наконец и собственное человеколюбие, увенчавая праведника за самое произволение, то есть самую решимость праотца принимая за действительно принесённую жертву.

— Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия (Беседа 48)

В исламе

Авраам (Ибрахим), безропотно покорившийся Богу и готовый принести в жертву любимого сына (Исмаил), рассматривается как пример абсолютной покорности Богу. Отсюда сам термин «мусульманин», что означает «предавшийся», «покорившийся», впервые примененный Ибрахимом.

В память жертвоприношения установлен самый великий и значимый в исламе праздник — Ид-аль-Адха (Курбан-байрам). В течение четырех дней праздника мусульманин, имеющий соответствующую возможность, должен принести в жертву животное — мелкий или крупный рогатый скот. При этом мясо раздается бедным мусульманам.

В библеистике

В библеистике существует подход, согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является легендой, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богам. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. В Библии приводится несколько подобных примеров: моавитский царь Меша, иудейские цари Ахаз, Манассия.

Исследователи Библии также проводят параллели между данным сюжетом и сходными мотивами в мифологии Древней Греции и Месопотамии.

В рамках т. н. документальной теории библейских текстов проведена реконструкция источников данного отрывка, согласно которой здесь мы видим комбинацию как минимум двух рассказов: Е (т. н. элохиста) и J (яхвиста). Возможно, есть также и более поздняя вставка редактора. Предположение основано на употреблении имен Бога при описании событий. Итак, согласно первоначальной версии элохиста, Исаак был принесен в жертву своим отцом. С изменением социокультурного контекста, отживанием практики человеческих жертвоприношений, текст был скорректирован.

В философии

История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:

Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.

Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.

Попытки экзистенциалистского истолкования жертвоприношения Исаака были сделаны Сёреном Кьеркегором (1813—1855) и Львом Шестовым.

Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».

В искусстве

Жертвоприношение Авраама
(Лорен де Лагир, 1650 год)

Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги Бет-Альфа (VI в. н. э.).

К этой теме обращались многие выдающиеся мастера европейской живописи: Бартоломео Беллано (1430—1492), Лука Кранах Старший (1472—1533), Андреа дель Сарто (1486—1531), Тициан (1477?-1576), Паоло Веронезе (1528—1588), Караваджо (1573—1610), Рембрандт (1606—1669), Тьеполо (1696—1770) и другие.

Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).

Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Мальчик, полностью доверяющий отцу, идет за ним на гору и восходит на алтарь. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир.

28 сентября 2011 года вышла компьютерная игра The Binding of Isaac.

В литературе

Жертвоприношение Исаака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы.

В еврейской литературе на идиш известна пьеса А. Гольдфадена «Акейдас Ицхок» («Акеда Исаака», 1897). Мотив жертвоприношения Исаака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг.

В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963), написанной, по признанию самого поэта, под впечатлением от трактата Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет».

Значительное место решение «проблемы Авраама» исследователем истории этики Солом Вайнтраубом занимает в фантастических романах Дэна Симмонса «Гиперион» и «Падение Гипериона». Во сне он многократно слышит Голос, требующий от него принести свою дочь Рахиль в жертву на планете Гиперион ради будущего человечества, и даёт ответ: «Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!»

Авраам повиновался, и для него это был правильный выбор, — подумал Сол. — Ведь этически Авраам сам был ребёнком. В те времена все люди были детьми. Правильным выбором для детей Авраама было стать взрослыми и принести в жертву себя вместо детей. Каков же правильный ответ для нас?

Однако в дальнейшем, Сол приходит к выводу, что это Авраам испытывал Бога

Отвергнув в последний момент жертвоприношение и отведя нож, Бог в глазах Авраама и сердцах его потомков заслужил право стать его, Авраамовым Богом.

Примечания

  1. В гл. 15 Творец именуется только Яхве, а в гл. 22 — обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве
  2. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С.88
  3. 2Пар. 3:1
  4. Мишна, Таанит 2:4
  5. Талмуд, Мегила 31а
  6. Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
  7. Фридман Р. Как создавалась Библия. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 369.
  8. Аверинцев С.С. Исаак // Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — С. 672.
  9. Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
  10. Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху
  11. Ветхозаветные чтения Сырной седмицы и Святого Великого поста
  12. Праздник жертвоприношения
  13. Фридман Р. Как создавалась Библия. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 368, 369..
  14. Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
  15. «Страх и трепет». Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «диалектическая лирика».
  16. Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296
  17. Симмонс Д. Гиперион. М., 1998. С.404

Виды жертвоприношений:

Места

Связанные понятия

  • Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.

Ссылки

  • Акеда — статья из Электронной еврейской энциклопедии
История Авраама
Персонажи
События
Основные понятия
Дети Авраама
В исламе

Словари и энциклопедии

Исаак – сын известного библейского патриарха Авраама и жены его Сарры. Всем известна история о жертвоприношении Исаака, когда Авраам, слушаясь Бога, был готов пожертвовать ему своего сына. Бог, увидев готовность Авраама принести своего ребенка в жертву, послал ангела, который остановил занесенную над юношей руку Авраама с ножом.

Когда Авраам состарился, он решил женить Исаака на девушке не из земель Ханаанских, где Авраам долгое время проживал с семьей, а из родных земель — Месопотамии. Авраам отправил верного ему раба – управителя в его доме – отыскать подходящую невесту Исааку.

Раб взял 10 верблюдов, нагрузил их добром и отправился в Харран, где жил Нахор, брат Авраама. Прибыв в Харран, раб остановил верблюдов у колодца, где женщины черпали воду. Раб стал просить Господа послать ему знак.

… и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет : пей, я и верблюдам твоим дам пить, – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим . (Книга Бытия, глава 24)

Из города вышла Ревекка, несущая на плече кувшин, она не только напоила раба, но и помогла ему черпать воду для верблюдов. Раб расспросил о родословной Ревекки и узнал, что она внучка брата Авраама. Раб решил остановиться на ночь в доме отца Ревекки. Брат Ревекки Лаван помог рабу расседлать и накормить верблюдов. Раба приняли радушно и накормили его.

Раб поведал о том, какие события произошли в жизни Авраама после того, как он покинул родные земли, рассказал о сыне его Исааке и о желании Авраама женить сына на девушке из рода Нахора, брата своего. Раб просил отдать Ревекку за Исаака.

Родители Ревекки решили, что Господь устроил это дело, и они не в праве противится Его воле. Родители Ревекки, благословив дочь, отпустили её вместе со служанками. Исаак встретил их по дороге. Исаак был рад приезду невесты и очень полюбил ее. Ревекка стала женой Исаака, когда тому было 40 лет.

Исаак и Ревекка жили при Беэр‑лахай‑рои.

Дети Исаака и Ревекки

Ревекка была бесплодна, тогда Исаак обратился к господу с просьбой послать ему детей. Господь услышал просьбу Исаака и Ревекка забеременела близнецами. Беременность проходила сложно, тогда Ревекка вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки.

Господь ответил:

…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. (Книга Бытия, глава 25)

Первым из близнецов родился Исав, был он, согласно Библии, красный и косматый. Вторым родился Иаков, во время родов он держался за пятку Исава. Несмотря на то, что братья были близнецами, повзрослев, они стали совершенно разными людьми: Исав был неутомим, он был «человеком полей», искусным охотником, тогда как Иаков был кротким и предпочитал оставаться дома.

Исаак больше любил старшего Исава, а Ревекка — младшего Иакова. Однажды, придя с охоты голодным, Исав продал свое первородство Иакову за хлеб и кушанья, которые тот приготовил.

В землях, где жили Исаак и Ревекка наступил голод. Исаак собрался было в Египет, но ему явился Господь и сказал:

…не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе…

Господь велел Исааку странствовать по родной земле и обещал исполнить клятву, данную еще Аврааму, умножить потомство и дать ему все силы, сделать потомство Авраама семенем всех народов.

Исаак поселился в Гераре на юге Ханаана близ египетской границы. Исаак боялся, что его могут убить из-за красоты его жены Ревекки и выдал ее за свою сестру. Здесь мы находим параллель с историей Авраама и Сарры. Однако, в отличие от той истории, где фараон взял Сарру себе в жены, Авимелех, царь Филистимский, догадался о том, что Ревекка – жена Исаака. Авимелех призвал Исаака и спросил, зачем тот назвал Ревекку своей сестрой, и тем самым мог допустить грех. Исаак признался в страхе за свою жизнь. Авимелех велел народу своему не прикасаться ни к Исааку, ни к Ревекке под страхом смерти.

Господь послал Исааку хороший урожай. Скот Исаака стал плодиться. Филистимляне стали ему завидовать и засыпали колодцы, которые выкопали еще рабы Авраама. Царь Авимелех, увидев возвышение Исаака, приказал ему удалиться, боясь силы его. Исаак переселился в Герарскую долину и восстановил колодцы, выкопанные еще во дни Авраама. Восстанавливая колодцы, рабы Исаака нашли источник живой воды. Местные жители спорили с людьми Исаака за воду. Исаак странствовал по долине, находя все новые источники и везде его ждали споры с местными жителями.

Из Герарской долины Исаак отправился в Вирсавию. Здесь ему явился Господь с благословлением и Исаак воздвиг жертвенник.

Вскоре явился к Исааку царь Авимелех со своими военачальниками и заключили Исаак и Авимелех союз, и порешили не делать друг другу зла.

Вскоре первенец Исаака и Ревекки Исав взял себе двух жен Иегудифу и Васемафу.

Исаак уже был стар и практически ослеп. Он призвал Исава и велел тому наловить дичи и приготовить ему кушанье, чтобы мог он насладиться перед смертью.

Ревекка, подслушав разговор Исаака и Исава, пересказала его своему любимцу Иакову, младшему сыну. Она велела Иакову взять двух молодых козлят и принести ей, чтобы она приготовила любимое кушанье Исаака, и тот по слепоте своей благословил Иакова, а не Исава. Тогда Иаков спросил мать, как ему сойти за Исава, если тот косматый, а он гладкий. Ревекка сказала, что в таком случае возьмет проклятие Исаака на себя.

Приготовив кушанье, Ревекка нарядила Иакова в богатую одежду Исава, наложила поверх гладкой кожи Иакова кожу козла и отправила младшего сына к отцу. Исаак благословил Иакова, ошибочно приняв его за Исава, и дал ему право быть господином над братьями.

Вскоре к отцу пришел с кушаньями и Исав. Исав молил отца также дать ему благословление. Иаков сказал, что Исав теперь должен служить Иакову мечом. Однако Исаак предрек старшему сыну, что однажды наступит время, когда старший сын свергнет младшего.

Исав возненавидел Иакова за хитростью полученное благословение, и обещал убить его. Это услышала Ревекка наказала Иакову бежать в Месопотамию к дяде и схорониться там, пока не утихнет ярость Исава. Исааку же хитрая Ревекка сказала, что отправила Иакова искать себе жену на родину Авраама, где некогда раб Авраама нашел Ревекку для Исаака.

Много всего произойдет, но в конце концов братья Исав и Иаков встретятся и примирятся со слезами на глазах.

Далее о судьбе Исаака и Ревекки в Библии практически нет упоминаний. Сообщается лишь, что Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями». Исаак и Ревекка похоронены рядом в склепе Пещеры Махпела.

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Исаак , «Он смеется» или «смех» ]. В Быт. 17 Бог дал такое имя сыну ⇒ Авраама и ⇒ Сарры еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Далее говорится, что смеялась и Сарра, также не поверившая обещанию Божьему, но имя И. при этом не упоминается (Быт. 18:12–15). После рождения И. Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт. 21:6). Т.о., это имя говорит о невероятном и чудесном рождении И.: когда он родился, Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90 (Быт. 17:17; Быт. 21:5). Согл. хронологии эпохи патриархов (⇒ Летосчисление), И. родился прим. в 1900 г. до Р.Х. вблизи Герара или Вирсавии (см. Быт. 20:1; Быт. 21:14.31). На восьмой день после рождения ребенка Авраам совершил над ним обряд обрезания. День, когда И. был отнят от груди (вероятно, в два или три года от роду), был ознаменован пиром. Сарра заметила, что Измаил, сын Агари, которому в то время было 16 лет, насмехается над И.. И она настояла на том, чтобы Авраам прогнал из дома Агарь и ее сына. Авраам подчинился, поскольку Бог в Своем откровении повелел Аврааму послушаться Сарру (ср. Гал. 4:21–31). Бог, испытывая Авраама, потребовал от него принести сына в жертву всесожжения. По дороге на гору Мориа, где должно было состояться жертвоприношение, И. нес дрова, проявляя послушание и доверие (Быт. 22:1–19). Но в тот момент, когда Авраам занес нож над сыном, который связанным лежал на жертвеннике, ангел остановил руку отца, ибо Авраам выдержал испытание. Увидев овна, «запутавшегося в чаще», Авраам принес его в жертву всесожжения вместо И., который, т.о., стал прообразом смерти и воскресения Христа. Когда И. было 40 лет, он женился на ⇒ Ревекке, которую раб Авраама привез для него из Месопотамии. Она была дочерью Вафуила, сына Нахора и Милки, и сестрой Лавана (Быт. 24:1; Быт. 25:20). К этому времени Сарра уже умерла (Быт. 23:1; Быт. 24:67). Первая встреча И. с Ревеккой состоялась в поле. И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы ⇒ Исав и ⇒ Иаков (Быт 25 и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле (Быт. 25:7–10). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», Быт. 25:11). Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху (Быт 26 и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» (Быт. 25:7). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (Быт. 25:8). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство (Быт. 25:1–6). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью (Быт. 25:21). Получив Божье благословение, И. разбогател (Быт. 26:12–22). В спорах с филистимлянами за обладание колодцами он дважды уступал им, а затем ушел через Реховоф («пространное место») в Вирсавию. Там, получив Божье откровение, И. устроил жертвенник и призвал имя Господа (Быт. 25:23–25). В Вирсавии к Исааку пришли Авимелех, друг царя Ахузаф (⇒ Друг царя) и цар. военач. Фихол. Царь и И. заключили дружеский союз. В честь этого события вновь выкопанный колодец получил название Шива – «клятва». Поэтому это место называется Беэр-Шива («колодец клятвы»; ⇒ Вирсавия,

2). В старости И. ослеп. Иаков, по наущению матери, обманул старика и получил предназначавшееся для его брата Исава благословение, которое, тем не менее, осталось в силе (Быт. 27). И. умер в возрасте 180 лет, и Исав и Иаков вместе похоронили отца (Быт. 35:27–29). См. также Евр. 11:9.20; ⇒ Патриархи.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *