Ирод I Великий

Ирод I Великий

ивр. ‏הוֹרדוֹס‏‎, лат. Herodus

Царь Иудеи

37 или 36 до н. э. — 4 или 1 до н. э.

Предшественник

Антигон II

Преемник

Ирод Архелай

Рождение

ок. 74/73 до н. э.
Ашкелон

Смерть

4 до н. э.
Иерихон

Место погребения

Иродион

Род

Иродиады

Отец

Антипатр Идумеянин

Мать

Кипрос (Cypros)

Супруга

1) Дорис
2) Мариамна I
3) Мариамна II
4) Мальфака
5) Клеопатра
6) Паллас
7) Федра
8) Элпис

Дети

сыновья: Антипа, Александр, Аристобул IV, Ирод Филипп I, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп II, Ирод и Фазаил
дочери: Салампсо, Кипра, Олимпиада, Роксана и Саломея

Вероисповедание

Иудаизм

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Ирод.

И́род I Великий (ивр. ‏הוֹרְדוֹס‏‎ ; др.-греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus ; в русском языке — И́род от традиционной среднегреческой передачи; ок. 74−73 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40−4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов», «злого гения Иудейской нации», «готового на любое преступление в угоду своим неограниченным амбициям», и «величайшего строителя в еврейской истории».

Воцарение

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. как 25-летний губернатор (тетрарх) Галилеи (ИД кн. 14, гл. 9:2), где прославился разгромом повстанцев Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев.

Нашествие парфян в 40 году до н. э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры — ИД кн. 14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царём Иудеи.

Из Италии Ирод в 39 году до н. э. прибыл в Птолемаиду, где при поддержке римских властей собрал войско из наёмников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима (ИД кн. 14, гл. 15:1). После поражения парфян римляне усилили наёмную армию Ирода 11-ю регулярными легионами под предводительством Сосия, которым и удалось в 37 году до н. э. взять Иерусалим (где тогда правил ставленник парфян иудейский царь Антигон). Ещё во время осады, чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев.

Воцарившись, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками Антигона и позаботился, чтобы низверженного и пленённого последнего иудейского царя Хасмонейской династии казнили в Антиохии.

«Чёрным годом» для Ирода стал 31 год до н. э., когда после Сражения при Акциуме Марк Антоний потерпел поражение, в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унёсшее 30 тысяч жизней (ИД кн. 15, гл. 5:1-2). Однако Ирод с честью вышел из затруднительной ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране.

Царь-строитель

Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля), который, несмотря на это, не стал называться Храмом Ирода, а сохранил своё название и по-прежнему считался Вторым Храмом, а не Третьим. Строительство началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет. На время работ службы в Храме не прекращались. В 2009 году археологи обнаружили каменоломни, где добывался материал для строительства Храма.

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, раскопанный израильскими учёными. На арене этого амфитеатра в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки (ИД кн.15, гл.8:1). Тем самым Ирод выступил проводником эллинизации в Иудее, что вызывало возмущение консервативных элементов еврейского общества, которые даже покушались на жизнь царя. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку (ИД кн.16, гл.5:2).

Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Перестроены Газа и Массада, основан Иродион и Есевон (на территории современной Иордании).

Масштабы строительства царя Ирода выходили за пределы территории Иудеи. В качестве благодарности за гостеприимство он построил пифийский храм на острове Родос. В Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города (ИД кн.16, гл.5:3).

Смерть

Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав в Иерусалиме 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. В изменённом перед смертью завещании Ирод назначил своего старшего сына Архелая наследником престола, а его брата Антипу — тетрархом. Однако Октавиан Август, на утверждение которому Архелай повёз завещание в Рим, предоставил ему лишь половину царства (Идумею, Иудею, Самарию, Кесарию, Иоппию и Иерусалим) с титулом этнарха и обещанием возвести в царский сан, как скоро он покажет себя этого достойным. Вторую половину он разделил на две тетрархии, которые предоставил двум другим сыновьям Ирода: Филиппу (Батанея, Трахонея и Авран) и Антипе (Перея и Галилея).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почётный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году. Траур по Ироду продолжался семь дней. Могилу Ирода нашли на вершине Иродиона. Об этой находке сообщил 7 мая 2007 года израильский профессор Эхуд Нецер.

Большинство историков настаивают на 4 годе до нашей эры как дате смерти Ирода. Наследники Ирода начинают править именно в 5—4 годах до н. э. Вторая важная деталь, именно с этой датой синхронизируются события в более широком контексте Римской империи. Ирод прожил 70 лет (ИД кн.17, гл.8:1). Год его рождения известен, значит можно высчитать дату смерти (74—73 год до н. э. — 70 лет = 4—3 год до н. э.).

Некоторые историки выступают против этой даты, так как она не согласуется с хронологией Дионисия Малого, согласно которой Иисус родился в 1 году нашей эры (которая и отсчитывается от вычисленной Дионисием даты). Они подвергают сомнению принятую хронологию смерти Ирода, считая что она основана на расширительном толковании трудов Иосифа Флавия, который использовал «консульские списки», то есть указывал, что определённое событие произошло во время правления определённых римских консулов. Так, согласно такой хронологии Иосифа, Ирод был назначен царём в 40 году до н. э., однако, по данным другого историка, Аппиана, это событие имело место в 39 году до н. э. Таким же образом Иосиф относит захват Иродом Иерусалима к 37 году до н. э., но он также утверждает, что это произошло через 27 лет после завоевания города Помпеем (63 год до н. э.).

Это бедствие постигло Иерусалим в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним.

Ссылка на данное событие указывает на то, что Ирод захватил Иерусалим в 36 году до н. э.

Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Затем он умер, спустя пять дней после казни Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян.

Историки также обращают внимание на то, что для описанных событий недостаточно 29 дней между частичным затмением 4 года до н. э. и последующей Пасхой, потребовалось бы как минимум 10 недель. Но 10 января 1 года до н. э., за 12,5 недель до Пасхи, произошло полное лунное затмение, которое наблюдалось в Иудее .

История избиения младенцев

Основная статья: Избиение младенцев

Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. По сверхъестественному наущению волхвы не открыли ему местонахождения младенца, после чего Ирод приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев; в церковном предании цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской). Брюс Алворд утверждает, что подобные масштабы трудновообразимы, учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, а в те времена такое количество людей могло составить население целого города.

Другие историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем тех времён, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву. Прозаик Paul L. Maier сомневается в том, что избиение младенцев имело место: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы его жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий. Богослов Александр Мень отвечает на это, что трагедия в глазах Иосифа Флавия была незначительной в сравнении с бесчисленными зверствами Ирода. Служитель Пресвитерианской церкви Donald A. Hagner считает, что число убитых детей было завышено. Но Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне.

Примечания

  1. 1 2 3 W. E. Filmer. The chronology of the reign of Herod the Grean//J Theol Studies, 1966; XVII: 283—298. (англ.)
  2. 1 2 3 Craig Chester. The Star of Bethlehem. — Imprimis. — Hillsdale college. — December 1996. (недоступная ссылка) (англ.)
  3. 1 2 Spino, Ken (Rabbi). History Crash Course #31: Herod the Great (online) // Crash Course in Jewish History. — Targum Press, 2010. — ISBN 978-1-5687-1532-2.
  4. Tierney, John. «Herod: Herod the Great», Catholic Encyclopedia (1910): «Herod, surnamed the Great, called by Heinrich Graetz «the evil genius of the Judean nation» (Hist., v. II, p. 77).
  5. Herod I at Jewish Encyclopedia: «above all, he was prepared to commit any crime in order to gratify his unbounded ambition»
  6. Археологи обнаружили театр царя Ирода
  7. Иосиф Флавий. Иудейская война. — Минск: Современный литератор, 1999. — С. 177, 197.
  8. Могила царя Ирода обнаружена археологами
  9. Christian-Georges Schwentzel, «Hérode le Grand», Pygmalion, Paris, 2011
  10. 1 2 M. SARTRE — D’Alexandre à Zénobie. Histoire du Levant antique Paris 2001 Éd. Arthème Fayard pp. 540,542.
  11. J.P. MEIER — Un certain juif Jésus Les données de l’histoire I Paris 2004 Éd. Cerf p. 425 note 18.
  12. Josephus on Herod’s Death
  13. Иудейские древности, книга 14, 487, 488
  14. Иудейские древности, книга 17, 190, 191
  15. Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
  16. Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
  17. Maier, Paul L. (1998). Herod and the Infants of Bethlehem. Chronos, Kairos, Christos II. Mercer University Press. p. 170.
  18. 1 2 Мень, Александр. Сын человеческий, гл. I
  19. Faculty Profile of Donald A. Hagner (недоступная ссылка). Дата обращения 10 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  20. Hagner, Donald A. (1993). Matthew 1-13, Word Biblical Commentary, Vol. 33a. Thomas Nelson. p. 35.
  21. статья «Ирод (Великий)», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ 300 лет)

Древний Израиль. Столицы: Силом (Шило), Мицпа, Рама, Гибеон (Гивон).

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
В Ветхом Завете Годы жизни Длительность правления
1. Иисус Навин
Иехошуа Бин-Нун
Нав. 1 — Суд. 2:8
8 лет вассал Кушан-Ришатаим
2. Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ
Суд. 3:9-11 40 лет мира воевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама).
18 лет вассал аммонитян и амаликитян
3. Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера
Суд. 3:11-29 80 лет мира воевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава)
4. Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат
Суд. 3:31
20 лет вассал ханаанеев
5. Девора
Двора
Суд. 4 — 5 40 лет вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника
7 лет вассал Мидьяна
6. Гедеон
Гид’он
Суд. 6 — 8 40 лет воевал с мидианитянами, амаликитянами и «жителями востока»
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он
Суд. 9 3 года формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти
7. Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа
Суд. 10:1,2 23 года
8. Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади
Суд. 10:3-5 22 года
18 лет вассал филистимлян и аммонитян
9. Иеффай
Ифтах
Суд. 11 — 12:7 6 лет воевал с аммонитянами
10. Есевон
Ивцан
Суд. 12:8-10 7 лет
11. Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни
Суд. 12:11,12 10 лет
12. Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель
Суд. 12:13-15 8 лет
вассал филистимлян
13. Самсон
Шимшон
Суд. 13 — 16 40 лет воевал с филистимлянами
* (Емегар, сын Енана) Суд. 16:31 возможно Самегар
14. Илий
Эли ха-Кохен
1Цар. 1:1 — 4:18 помогали сыновья — Офни и Финеес
15. Самуил
Шмуэль
1Цар. 1 — 28 помогали сыновья — Иоиль и Авия

Иудейское царство (Йехуда) (X вв. до н. э. — ок. 587 г. до н.э)

(Южн. Израиль). Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
В Ветхом Завете Годы правления
1. Ровоам, сын Соломона
Рехов‘ам бен Шломо
3Цар. 12 — 14 928—911
978—960
932—913
2. Авия, сын Ровоама
Авиям бен Рехав‘ам
3Цар. 14:1 — 15:8 911—908
960—958
913—911
3. Аса, сын Авии
Аса бен Авиям
3Цар. 15:8 — 15:24 908—867
958—917
911—870
4. Иосафат, сын Асы
Йегошафат бен Аса
3Цар. 15:24 — 22:50 сопр. с 870—846
917—892
870—848
5. Иорам, сын Иосафата
Йегорам бен Йегошафат
3Цар. 22:50 — 4Цар. 8:24 сопр. с 851
895
853
846—843
892—888
848—841
6.
погиб
Охозия, сын Иорама
Ахазия бен Йегорам
4Цар. 8:24 — 8:24 843—842
888—887
841
7.
погибла
Гофолия, дочь Амврия
Аталия бат Омри
4Цар. 8:26 — 11:20 842—836
887—881
841—835
жена Иорама и мать Охозии
8.
погиб
Иоас, сын Охозии
Йегоаш бен Ахазия
4Цар. 11:2 — 14:16 836—798
881—840
835—796
регент Иодай
Йегояда
4Цар. 11:4 — 12:9 836—826
881—871
835—825
первосвященник
9.
погиб
Амасия, сын Иоаса
Амация бен Йегоаш
4Цар. 12:21 — 14:17 798—769
840—811
796—767
10. Озия/Азария, сын Амасии
Уззияу/Азария бен Амация
4Цар. 14:21 — 15:7 сопр. с
791
785—733
811—758
767—740
11. Иоафам, сын Озии
Йотам бен Уззияу
4Цар. 15:32 — 15:38 сопр. с
760
759—743
758—742
740—732
12. Ахаз, сын Иоафама
Ахаз бен Йотам
4Цар. 15:38 — 16:20 сопр. с
735
743—727
742—727
732 — 716
722—612 вассал Ассирии
13. Езекия, сын Ахаза
Хизкияу бен Ахаз
4Цар. 16:20 — 20:21 727—698
727—698
716—687/6
14. Манассия, сын Езекии
Менаше бен Хизкияу
4Цар. 20:21 — 21:18 сопр. с 696/5 698—642
698—642
687/6 — 642/1
15.
погиб
Аммон, сын Манассии
Аммон бен Менаше
4Цар. 21:18 — 21:26 641—640
642—640
642/1—640/39
16.
погиб
Иосия, сын Аммона
Йошияу бен Аммон
4Цар. 22:1 — 23:30 639—609
640—609
640/39—608
17.
погиб
Иоахаз, сын Иосии
Йегоахаз бен Йошияу
4Цар. 23:30 — 23:33 609
609
608
правил три месяца
18.
погиб
Иоаким, сын Иосии
Йегоаким бен Йошияу
4Цар. 23:33 — 24:6 608—598
609—598
608—597
брат Иоахаза
19. Иехония, сын Иоакима
Йегояхин бен Йегоаким
4Цар. 24:6 — 24:17 597
598
597
умер ок. 560
20. Седекия, сын Иосии
Цедкияу бен Йошияу
4Цар. 24:17 — 25:7 596—586
598—587
597—586
дядя Иехонии
27 августа, 586 г. до н. э. Разрушение Первого Храма
586—539 гг. до н. э. Вавилонское завоевание (Вавилонский плен)
539—331 гг. до н. э. Персидское завоевание

Израильское царство (Исраэль) (X вв. до н. э. — ок. 722 г. до н. э.)

(Сев. Израиль.) Столица: Самария (Шомрон).

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
В Ветхом Завете Годы правления
I династия
1. Иеровоам I сын Навата
Йеров‘ам бен Нават
3Цар. 11:26 — 15:7 928—907
977—956
932—910
2.
погиб
Надав, сын Иеровоама
Надав бен Йеров‘ам
3Цар. 15:25 — 15:28 907—906
956—955
910—909/8
II династия
3. Вааса
Бааша
3Цар. 15:27 — 16:6 906—883
955—932
909/8—886/5
4.
погиб
Ила, сын Ваасы
Эла
3Цар. 16:8 — 16:9 883—882
932—931
886/5—885/4
III династия
5.
погиб
Замврий
Зимри
3Цар. 16:9 — 16:19 882
931
885/4
правил 7 дней
IV династия
погиб Фамний
Тибни
931—927
884—881
претендент
6. Амврий
Омри
3Цар. 16:21 — 16:28 931—927
884—881
882—871
927—920
885/4—874/3
7.
погиб
Ахав, сын Амврия
Ахав бен Омри
3Цар. 16:28 — 22:40 873—852
920—900
874/3—853
8.
погиб
Охозия, сын Ахава
Ахазия бен Ахав
3Цар. 22:40 — 4Цар. 1:17 853—851
900—899
853—852
9.
погиб
Иорам, сын Ахава
Йегорам бен Ахав
4Цар. 1:17 — 9:24 851—842
899—887
852—842
брат Охозии
V династия
10. Ииуй
Йегу
4Цар. 9:2 — 10:35 842—814
887—859
842—814
11. Иоахаз, сын Ииуя
Йегоахаз бен Йегу
4Цар. 10:35 — 13:9 817—800
859—842
814—798
12. Иоас, сын Иоахаза
Йегоаш бен Йегоахаз
4Цар. 13:10 — 14:16 800—784
842—825
798—782
13. Иеровоам II, сын Иоаса
Йеров‘ам бен Йегоаш
4Цар. 14:16 — 14:29 соправитель с
793
788—747
825—799 и 788—773
782—753
799—788 вассал Сирии
14.
погиб
Захария, сын Иеровоама
Захария бен Йеров‘ам
4Цар. 14:29 — 15:10 747
773—772
753—752
правил 6 месяцев
VI династия
15.
погиб
Шаллум
Шаллум
4Цар. 15:10 — 15:14 747
772
752
правил один месяц
VII династия
16. Манаим I
Менахем бен Гади
4Цар. 15:14 — 15:22 747—737
772—761
752—741
17.
погиб
Факия, сын Манаима
Пкахия бен Менахем
4Цар. 15:22 — 15:25 737—735
761—759
741—740
VIII династия
18.
погиб
Факей
Пеках
4Цар. 15:25 — 15:30 в Гилеаде с
752
735—732
759—744 и 735—730
740—732
744—735 вассал Ассирии
Манаим II
Менахем II
744—735 вассал Ассирии, Тиглатпаласар III
IX династия
19.
погиб
Осия, сын Илы
Хошеа бен Ила
4Цар. 15:30 — 17:6 732—724
730—721
732—722
вассал Ассирии
721 год до н. э. — разрушение Самарии
722—612 годы до н. э. — Ассирийское завоевание
612—539 годы до н. э. — Вавилонское завоевание
539—331 годы до н. э. — Персидское завоевание

Династия Хасмонеев (152 — 37 гг. до н. э.)

Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
титул Годы жизни
(до н. э.)
Длительность правления
(до н. э.)
Маккавеи
1. Маттафия Хасмоней
Матитьягу ха-Хашмонай
вождь восставших ? — 166 170 — 166
2. Иуда Маккавей, сын Маттафии
Йехуда ха-Маккаби
вождь восставших ? — 161
погиб
166 — 161
Этнархи и Первосвященники Иудеи
1. Ионатан, сын Маттафии
Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай
первосвященник и этнарх ? — 143
погиб
152 — 143 положил начало первосвященнической династии Хасмонеев
2. Симон, сын Маттафии
Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис)
первосвященник
первосвященник и этнарх
? — 134
погиб
143 — 140
140 — 134
положил начало независимому правлению династии Хасмонеев
3. Иоанн Гиркан I, сын Симона
Йоханан Гиркан
первосвященник и этнарх 134 — 104
Цари и первосвященники Иудеи
4. Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I
Иехуда Аристобул
царь и первосвященник ? — 103 104 — 103 узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев
5. Александр I Яннай, сын Гиркана I царь и первосвященник 126 — 76 103 — 76
6. Саломея Александра
Шломцион
царица 139 — 67 76 — 67 жена Аристобула, позже жена Александра Янная
7. Аристобул II, сын Александра Янная царь и первосвященник ? — 49
погиб
67 — 63 последний независимый царь из династии Хасмонеев
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима.
8. Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная
Йоханан Гиркан
царь
этнарх и первосвященник
103 — 30
погиб
65
63 — 40
Антипатр Идумеянин
Антипатр II
фактически соправитель
прокуратор Иудеи
? — 43
погиб
63 — 47
47 — 43
был назначен Юлием Цезарем
Александр II, сын Аристобула II соправитель погиб 56 — 48
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части)
9. Маттафия Антигон II, сын Аристобула II
Матитьягу Антигон
царь и первосвященник ? — 37?
погиб
40 — 37 последний царь династии Хасмонеев
10. Аристобул III первосвященник 36

Иродиады (династия Ирода) (37 до н. э. — 76 н. э.)

Столица до 6 н. э. — Иерусалим, затем — Кесария Палестинская

Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н. э. — 76 год н. э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын идумеянина Антипатра, ставшего в 47 году до н. э. правителем Иудеи. Ирод получил в 37 году до н. э. от римлян царский титул.

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
титул Годы жизни Длительность правления
Антипатр Идумеянин
Антипатр II
прокуратор Иудеи ? — 43 до н. э.
погиб
47—43 до н. э. был назначен Юлием Цезарем
Фазаил, сын Антипатра II
Пецаэль
тетрарх Самарии 75—40 до н. э.
погиб
43—40 до н. э.
Ферор, сын Антипатра II тетрарх Переи 68—5 до н. э. 20—5 до н. э.
Ирод I, сын Антипатра II
Хордус
тетрарх Галилеи и Переи
царь Иудеи, Идумеи и Переи
74—4 до н. э. 43—40 до н. э.
40/37 — 4 до н. э.
получил титул тетрарха от Марка Антония; в 40 году объявлен царём Иудеи в римском Сенате; в 37 захватил Иерусалим и стал царём Иудеи
Ирод Архелай, сын Ирода I этнарх Иудеи, Идумеи и Самарии 23 до н. э. — 18 н. э. 4 до н. э. — 6 н. э. был отправлен в ссылку в Галлию
6 н. э.: римская аннексия Иерусалима
Ирод Филипп II, сын Ирода I тетрарх Итуреи и других северо-восточных областей: Трахонеи, Батанеи, Гавланитиды, Панеады и Авранитиды (Южная Сирия) 20? до н. э. — 34 н. э. 4 до н. э. — 34 н. э.
Ирод Антипа, сын Ирода I тетрарх Галилеи и Переи 20 до н. э. — после 39 н. э. 4 до н. э. — 39 н. э. был отправлен в ссылку в Испанию императором Калигулой
Агриппа I, сын Аристобула, внук Ирода I тетрарх Трахонеи, Батанеи, Авранитиды и Абилены
тетрарх Галилеи и Переи
царь Иудеи и Самарии
10 до н. э. — 44 н. э. 37—44
39—44
41—44
стал преемником Ирода Филиппа, Ирода Антипы, а затем и всего царства Ирода Великого
Ирод II (Халкидский), сын Аристобула
Хордус Халкидон
царь Халкиды 15 до н. э. — 48 н. э. 41—48
Агриппа II, сын Агриппы I царь Халкиды
правитель Самарии
царь Иудеи (Галилеи, Трахонеи, Батанеи и Авранитиды)
28—96 49—54
48—76
53—91
после разрушения Иудеи в 70 году сохранил власть на севере Израиля
70—395: Иудея — римская провинция
    • 395—619, 629—640: византийская провинция.
    • 619—629: персидское завоевание.
    • 640: арабское завоевание.

Библейская энциклопедия

Ирод:

а) Великий (Мф. II, 1) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лк. III, 1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

б) Ирод Архелай. См. Архелай;

в) Ирод Агриппа II. См. Агриппа;

г) Ирод Антипа. См. Антипа;

д) Ирод Агриппа I (Деян. XII, 1 и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (Деян. XII, 1–10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян. XII, 20–23);

е) Ирод Филипп I (Мк. VI, 17) – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (Мф. XIV, 3, Мк. VI, 17, Лк. III, 19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (Лк. III, 1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (Мф. XVI, 13); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Ироды, цари Иудеи

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи. 1461-1462

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т.к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно — ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.

Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *