Ирмос (по-гречески — связь) является первым тропарем каждой песни канона, и в тоже время образцом, которому следуют и по ритму и по напеву все остальные тропари соответственной песни канона. В каждом тропаре должно быть столько же строф, и такой же длины, и столько же музыкальных строф, как и в ирмосе. Древние правила составления канонов говорят, что тропари должны иметь (в каждой строфе) одинаковое количество слогов и одинаковое ударение с соответствующей строфой ирмоса. Конечно, все это соблюдалось в оригинале, при переводе на другой язык это правило соблюсти невозможно. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь и тропари канона, т.к. в древности, да и сейчас на православном Востоке не совсем утратился обычай пения именно всего канона. В России пение канона осталось привиллегией только пасхального канона. Впрочем в Киево-Печерской Лавре до революции 1917 г. пелся еще канон в Неделю Цветную (Вербное воскресенье) и покаянный канон преподобного Андрея Критского. В Иоанно-Предтеченском скиту при Нило-Сорской Пустыни пелись все праздничные каноны. Одно время пелись каноны в Саровской Пустыни; ежедневно пелись каноны келейного правила в Троице-Одигитриевской женской Пустыни Московской епархии. Весьма вероятно, что и во многих других российских монастырях этот обычай еще сохранялся, но об этом не имеем сейчас точных данных (статья написана в 70-х годах ХХ века — ред.). След пения, а не чтения, канона в наших богослужебных книгах, изданных до ХХ века: в них и ирмосы и тропари печатались одним шрифтом, но с 90-х годов 19-го века уже ирмосы стали печататься другого размера, чем тропари.

Ирмос является главным образом образцом для пения тропарей, и часто в богослужебных книгах указывается именно как образец только, но не для исполнения. Так в некоторых изданиях «Требника» Киево-Печерской Лавры, в чине елеосвящения, приведены только начальные слова ирмосов канона. Это значит, что нужно петь (или читать) только тропари канона, а ирмосы опускать. В конце Часослова помещается «Канон молебный ко Пресвятей Богородице» (малый параклисис — творение Феостерикта монаха), там прямо указано: «и канон Божией Матери без ирмосов». В Октоихе (в конце каждого тома) печатается «Канон молебный ко Пресвятей Богородице изрядный» (великий параклисис), по окончании которого написано: «Ведомо да будет, яко на Святей Горе, на молебнах не поют ирмосов всех песней, токмо поют ирмос 8-ой песни и на 9-ой в начале и на повечерии такожде канон без ирмосов, подобне якоже на молебне». Почему это так и постараемся выяснить.

Каноны являются составной частью Утрени, Повечерия, воскресной Полунощницы, большинства молебнов, елеосвящения и, в настоящее время, погребения. Пока формировался чин нашего богослужения, то на Утрени на месте канона стояли пророческие библейские песни; с течением времени между стихами библейских песен стали помещать краткие песнопения (тропари), посвященные празднуемым событиям. Вот здесь то и понадобился «ирмос» — связь, для того, чтобы связать ветхозаветное содержание пророческих библейских песен с новозаветным содержанием тропарей христианских песнотворцев (происхождение канона обстоятельно изложено проф. Скабаллановичем в его книге «Толковый Типикон» ч. 1-ая, стр. 368-370, К. 1910 г., ч. 2-ая, стр. 255-293 К. 1913 г.).

Великим постом, кроме суббот и воскресений, пророческие песни употребляются полностью.

Для будней они сокращены, а для праздников сокращения сделаны еще больше. Таким образом, указания Типикона: «стихословим — Господеви поем», или «стихословим- поим Господеви», говорят об исполнении канона праздничного, будничного или постового.

В тех случаях, когда канон поется с пророческими песнями, то поется и ирмос, когда же канон поется без пророческих песен, то не поется и ирмос, но только тропари. Поэтому ни на парастасе (великой панихиде), ни на погребении, ни на молебнах ирмосы не должны петься, но только катавасии после тех песен, когда возглашается ектенья. Во время пения канона елеосвящения отсутствуют ектеньи, поэтому отсутствуют и катавасии. Конечно есть и исключения, так покаянный канон преподобного Андрея Критского поется, хотя и без пророческих песен, но с ирмосами (но трипеснцы после соответствующих песен покаянного канона указано петь без ирмосов), трипеснцы предпразднества Рождества Христова и Богоявления и Страстной Седмицы тоже поются с ирмосами, но это потому, что в этих канонах ирмосы теряют свой ветхозаветный характер и по своему содержанию непосредственно примыкают к содержанию тропарей канона.

Таким образом, как правило, нужно принять (исключения только что указаны), что если канон поется не на Утрени, то ирмосы не поются.

Что такое канон и как он устроен

Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под среду:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под пятницу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:

1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» (на первой стихере поклон в пояс) по дню:

Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…» (или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)

  • Слава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…» (или другую л. 49 «Иже радость…»)

Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

Далее читаются старшие каноны — Исусу и Богородице (по дню):

Канон Богородице Акафисту: на ряду

Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Богородице → тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; Слава → тропарь; И ныне → тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • Слава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» → Слава, И ныне → л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
  • Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
  • Молитва Богородице:

    Если канон Акафисту, то ничего не читаем
    Если канон Одигитрии, то смотрим л. 56 «Пресвятая Госпоже Владычице…»
    Если канон Благовещению, то смотрим л. 46 обор. «К Тебе Пречистей…»

Затем читаются малые каноны — Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):

Канон малый: наряду

Канон великий: л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни.

Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь)

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

  • 4 тропаря (запев Ангелу → тропарь; запев Ангелу → тропарь; Слава → тропарь; И ныне -→ тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.

* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: наряду «Явися мне милосерд…»

В каноне великом: «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
  • Слава, И ныне
  • Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:

  • Молитва Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: «Ангеле Христов Святыи…»

В каноне великом: «Святыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной)
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари и кондаки, кои каноны читались в данный день):

Тропари (два) Исусу

Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря

Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Исусу

Слава

Кондак Ангелу Хранителю (по дню)

И ныне

Кондак Богородице (по дню)

Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.

2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).

3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены зелёным цветом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 метания)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (метание)
  • Слава (метание)
  • И ныне (метание)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
  • Отпуст
  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.

, краткое песнопение, поэтический и мелодический образец для тропарей гимнографического канона. Тропари канона совпадают с И. по числу слогов, делению на певч. строки и ударениям (такие же принципы соблюдаются при создании стихир и др. песнопений на подобен). И. предваряет каждую песнь канона и исполняется во мн. случаях как 1-й тропарь канона. По содержанию И. более тесно связан с текстом соответствующей библейской песни, чем тропари канона. Т. о., И. является связующим звеном между библейской песнью и тропарями канона, чем обычно объясняют значение этого термина, происходящего от греч. εἴρω — соединять, нанизывать.

И. присутствуют в началах канонов древнего иерусалимского Тропология VII-VIII вв., сохранившегося в груз. переводах (см. ст. Иадгари). В этом же сборнике встречаются каноны и без И.: до IX-X вв. мн. каноны не использовали И., к нек-рым из них И. были составлены позднее, напр. к Великому канону прп. Андрея Критского. Тропологий новой редакции IX-X вв. включает целый раздел, содержащий И.- Ирмологий. В Ирмологий нового Тропология помимо И. также вошли «ирмосы стихир» (т. е. образцы для пения циклов стихир-подобнов) и богородичны канонов при И. (употребление общих богородичнов для разных последований в целом характерно для правосл. богослужебной традиции, но в более поздних визант. богослужебных книгах такое употребление богородичнов в канонах не акцентируется). Т. о., в Ирмологии нового Тропология собраны образцы песнопений разных жанров.

В к-польской богослужебной традиции IX-X вв., в рамках к-рой начал формироваться полный корпус визант. богослужебных книг (Минея, Октоих, Триоди), написание значительного числа канонов закрепило за И. роль универсального образца для тропарей канона. И. или указание на И. стало обязательной принадлежностью канона в богослужебных книгах Студийского и Иерусалимского уставов. Пение И. хотя бы одного из канонов стало обязательной частью утрени и некоторых других служб. Исполнение после песни канона И. последнего из певшихся канонов или же И. канона ближайшего вел. праздника получило название катавасии.

Для канонов, первоначальные И. которых не соответствуют настрою и содержанию богослужебной памяти, были созданы дублирующие циклы И. (напр., дополнительные И. для канона Крестопоклонной недели Великого поста, составленного по образцу пасхальных И.).

В рукописной традиции, ориентированной на требования Студийского и Иерусалимского уставов, И. также называются 1-е тропари на блаженнах (в Октоихе, а также в праздничных богослужебных последованиях), что соответствует их универсальному употреблению в разных циклах соответствующих гласов.

Особенности истории формирования канона привели к возникновению неск. типов И., различающихся по содержанию: 1) И., составленные на основе одной из библейских песней или являющиеся выдержками из ее текста; 2) И., посвященные тому или иному празднику и не содержащие аллюзий на текст библейских песней. И. этого типа обычно начинают песни канонов великих праздников и являются по сути первыми тропарями соответствующих песней канона; 3) И. смешанного типа, содержащие праздничный и библейский элементы. И. с праздничным (и отчасти со смешанным) содержанием зачастую имеют раннее происхождение, будучи составленными вместе с соответствующими праздничными канонами. На это указывает то, что первые буквы этих И. часто входят в акростих канона.

А. А. Лукашевич

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни. Ирмосы собраны в богослужебной книге «Ирмологий».

Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

«Ирмо́с (ειρμός – связь, ряд), как показывает самое название его, положение во главе тропарей и обычное содержание, служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно последнему. Достигает этого ирмос тем, что он открывает аналогию между воспеваемым в библейской песни событием и празднуемым, перифразирует песнь сообразно с этим, т. е. воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни, по возможности ее словами. Вместе с тем он служит образцом и по напеву, и по ритмическому строению для тропарей: в тропаре должно быть столько же строф и такой же длины и столько же музыкальных строк, как в ирмосе».
Ирмос. Толковый Типикон Михаил Скабалланович

Песни Священного Писания положенные в основу ирмосов

1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чёрмное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).

2-я. Обычно отсутствует. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.

3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1Цар. 2:1-10). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3:1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

5-я. Молитва пророка Исайи (Ис. 26:9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2:2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней.

7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

***

Толкование песней Священного Писания, положенных в основу ирмосов канона

1-я песнь канона приводит на память благодарственную песнь пророка Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися», после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Именно это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной.

Вот как описывает события библейская книга Исход (слова собственно библейской песни, издревле входившей в богослужение, выделены шрифтом). Приводим отрывок из русского Синодального перевода Библии. Некоторые фразы и выражения даются в квадратных скобках по церковнославянской Библии: те, что чаще всего используются в ирмосах канонов, а также те, которые заметно отличаются в церковнославянской Библии от русского Синодального перевода (напомним, что церковнославянская Библия переведена с греческой, а русская – в основном с еврейского текста, поэтому некоторые выражения в них различаются).

«И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.

И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.

И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу . Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.

И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.

Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому. От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.

Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя. Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.

Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? Ты простер десницу Твою: поглотила их земля. Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей. Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; тогда Смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Господь будет царствовать во веки и в вечность. Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря.

И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14, 21—15, 21)

Под царством фараона в первой песня Церковь новозаветная разумеет царство диавола и греха, под Израилем – христиан, которых Господь Иисус Христос Своим воскресением перевел от смерти к жизни, от земли на небо. Таким образом, любой, даже самый сокрушенный и покаянный, канон своим первым ирмосом и первой песнью утверждает нас в пасхальном торжестве победы Христа над смертью и диаволом, напоминает нам о том, что мы изведены из рабства греха и искуплены Христовой Кровью,— то есть возводит нас к основам духовной жизни христианина, к тому фундаменту, на котором она строится.

2-я песнь канона составлена по образцу другой песни пророка Моисея (Втор. 32:1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: «Вонми, небо, и возглаголю… «. Эта песнь в большинстве канонов опускается; она есть в Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского, который исполняется на первой и пятой седмицах Великого поста. Так как ни в одном из канонов, объясняемых в этой книге, второй песни нет, мы не приводим текст библейской песни.

3-я песнь канона (которая поется вслед за первой) составлена под влиянием благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш». Православные христиане славят и благодарят Господа , ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна.

Вот песнь святой Анны в русском Синодальном переводе Библии (также с избранными фрагментами церковнославянского текста). Обратите внимание на ее сходство с песнью Пресвятой Богородицы, лежащей в основе 9й песни канона.

«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего «. (1Цар. 2:1-10)

4-я песнь канона Восходит к пророческой песни молитве пророка Аввакума, жившего задолго до Рождества Христова. Духовно созерцая грядущего Господа Иисуса Христа, пророк говорил: «Господи, услышах слух Твой и убояхся… Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля».

Приводим песнь пророка Аввакума в русском Синодальном переводе Библии.

Молитва Аввакума пророка, для пения:

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Авв. 3:1-19)

5-я песнь канона составлена под влиянием молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя:

«От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твой на земли…»; молитва завершается торжественным предвестием всеобщего воскресения.

Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. Господи! рука Твоя была высоко поднята , но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих.

Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое . Мертвые не оживут; рефаимы не встанут , потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ты умножил народ, Господи, умножил народ, – прославил Себя, распространил все пределы земли. Господи! в бедствии он искал Тебя ; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! : ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов. (Ис. 26:9-19)

6-я песнь канона составлена по образцу молитвы пророка Ионы из чрева кита. В 6-й песни канона мы выражаем благодарность Господу за то, что Он не презрел нас, погрязших во грехах, но пришел, спас и сподобил славословить Его величие.

«И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною . И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня ;морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных (богов) оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву ; что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:2-10)

7-я и 8я песни канона построены на основе благодарственной песни трех отроков, вверженных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасенных (3я глава Книги пророка Даниила; следует отметить, что во всех протестантских изданиях Библии, в которых указано «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические», с пометой «перепечатано с Синодального издания», песни трех отроков вы не найдете, так как она переведена с греческого текста Библии и отсутствует в еврейском, которым руководствуются протестанты). Вспоминая чудесное спасение отроков, Церковь славит Всемогущего и Всесильного Бога и призывает все творение Его к хвале Ему.

Образец 7-й песни – (Дан. 3:19, 26-56)

(выделено жирным шрифтом):

«Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.

И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.

И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду. И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле. И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

Но не предай нас навсегда ради имени Твоего , и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего, которым Ты говорил, что умножишь семи их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты. Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего. Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи, и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится, и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной.

А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи.

Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.

Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на престоле славы Царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

Образец 8-й песни (Дан. 3:57-90):

Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки, Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все Силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки,

Благословите, росы и инеи, Господа пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, ночи и дни, Господа пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, лед и мороз, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.

Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его во веки.

Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.

Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его.

9-я песнь канона величает Святую Деву Марию. Песнь Богоматери при встрече со святой Елисаветою: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе, Спасе Моем… » (эта песнь воспевается обычно перед 9й песнью канона на богослужении утрени ) и молитва Захарии пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи:

«Благословен Господь Бог Израилев…» легли в основу этой песни.

Песнь Пресвятой Богородицы:

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

(Лк. 1:46-55)

«И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, Служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

И ты младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». (Лк. 1:67-79)

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *